Научная статья на тему 'Основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности у несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа'

Основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности у несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Андрей Сергеевич

В статье характеризуются основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности у несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа, осуществление которых содействует формированию способности личности к самостоятельной социализации в условиях открытого социума. В число данных направлений автором включены социальное обучение и воспитание (направлены на формирование, развитие или восстановление социальной компетентности личности), профессионализация (вводит несовершеннолетнего в систему профессиональных отношений, профессиональную культуру и профессиональную группу), коррекция образовательного уровня (способствует формированию более осознанных и реальных жизненных планов), психолого-педагогическое сопровождение (обеспечивает самоактуализацию и самоопределение личности, развитие ее социальной активности, психолого-педагогическую помощь в разрешении трудных ситуаций), контроль (обеспечивает внешнее и внутреннее регулирование деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности у несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

УДК 376091

Максимов Андрей Сергеевич

Ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, an-maksimov@bk.ru, Омск

основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности

у несовершеннолетних в специальном

профессиональном училище закрытого типа

Аннотация. В статье характеризуются основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности у несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа, осуществление которых содействует формированию способности личности к самостоятельной социализации в условиях открытого социума. В число данных направлений автором включены социальное обучение и воспитание (направлены на формирование, развитие или восстановление социальной компетентности личности), профессионализация (вводит несовершеннолетнего в систему профессиональных отношений, профессиональную культуру и профессиональную группу), коррекция образовательного уровня (способствует формированию более осознанных и реальных жизненных планов), психолого-педагогическое сопровождение (обеспечивает самоактуализацию и самоопределение личности, развитие ее социальной активности, психолого-педагогическую помощь в разрешении трудных ситуаций), контроль (обеспечивает внешнее и внутреннее регулирование деятельности).

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, специальное профессиональное училище закрытого типа.

Педагогическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступление, требует особых условий, связанных с организацией режима, изоляцией от прежнего окружения, возможностью интенсивных принудительных мер педагогического воздействия, в том случае, если несовершеннолетние в соответствии со ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации освобождены от уголовного наказания. В системе профилактики безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних перечисленные условия реализуются в специальных образовательных организациях, в том числе профессиональных училищах закрытого типа. Эти организации имеют возможность осуществить более полное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего преступника, чем это может быть сделано в открытом социуме. Наличие специализированных психологических и социально-педагогических служб позволяет не только перейти от разовых диагностик к полноценному и системному психолого-педагогическому сопровождению воспитанника, но и индивидуализировать воспитательные воздействия.

Благоприятные условия для решения этих задач обеспечиваются тенденцией расшире-

ния функций Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства образования, распространением зон ответственности на период, следующий после окончания учащимися специальной образовательной организации закрытого типа. Это дает возможность реализовать принцип пролонгиро-ванности профилактики. Кроме того, значимым выступает расширение возможностей профессионального образования воспитанников: либерализация правил трудового обучения, расширение перечня специальностей и видов профессиональной деятельности, налаживание связей специальной образовательной организации закрытого типа с конкретным производством.

С учетом указанных обстоятельств можно определить основные направления социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа, опираясь на принцип деятельностной и интерактивной организации профилактики, а также на требование максимального приближения воспитательной среды к реальности. Остановимся на характеристике этих направлений.

Социальное обучение связано с формированием, развитием или восстановлением со-

циальной компетентности - интегративной характеристики личности, определяющей ее способность действовать внутри социума с учетом динамичности последнего, внезапных изменений социальных ситуаций, появления новых факторов, в том числе и тех, которые угрожают здоровью и благополучию личности [9; 11]. Актуальность социального обучения неизменно возникает там, где человек меняет социальную роль, определяет для себя новые социальные стратегии, как в рассматриваемой нами ситуации. Когнитивной составляющей социальной компетенции выступают социальные знания, умения и навыки. Конкретизируя содержание социальной компетентности, необходимой несовершеннолетнему для осуществления нового жизненного выбора, цель социального обучения несовершеннолетнего мы видим в вооружении его социальными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими выполнение предстоящих социальных ролей, формирование и развитие системы социальных связей и отношений.

Неотделимым от социального обучения направлением является социальное воспитание, которое Е. В. Козловой [5] и В. А. Фокиным [8] понимается как система взаимодействия личности и социальной среды, в результате которого формируются социально значимые качества личности, обеспечивающие вместе с результатами социального обучения социальную компетентность личности. В процессе социального воспитания личность стремится к социальной зрелости, и, несмотря на то, что для воспитанников спецучилища этот результат очень далек и трудно достижим, принципиально важно, что в процессе социального воспитания у личности формируются общие для социума ценности, совпадающие интересы и потребности, стремление к социально значимой деятельности и другие социальные качества.

К числу методов социального обучения и социального воспитания нами отнесены:

- методы просвещения - группа, объединяющая широкий диапазон методов: от лекций и бесед до контакта с художественными образами, носителями социальных качеств и отношений;

- методы превенции, которые представляют собой разновидность методов просвещения, отличаются выбором индивидуально

ориентированной, упреждающей, эмоционально окрашенной информации и образами, активно воздействующими на психику несовершеннолетнего;

- методы моделирования социальных ситуаций - являются интерактивными методами, суть которых в создании возможных сценариев действий несовершеннолетнего в ситуациях воздействия факторов повторной преступности [7]; разумеется, в моделируемой обстановке воспитанник получает не столько опыт, сколько знания о самих факторах и целесообразные алгоритмы защиты от них, а кроме того, формирует уверенность в себе и готовность сопротивляться влиянию этих факторов;

- методы формирования социальной среды, которые заключаются в формировании воспитательного пространства, в котором существуют отношения, принятые в нормальном социуме [3].

Особое значение в социально-педагогической профилактике повторной преступности имеют методы работы с коллективом воспитанников, способным, как доказал А. С. Макаренко, выполнять роль самой сильной воспитывающей среды.

Следующим относительно самостоятельным направлением социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних мы считаем профессионализацию воспитанников. Заметим, что профессионализацию мы понимаем как систему педагогических воздействий, вводящих несовершеннолетнего в систему профессиональных отношений, профессиональную культуру и профессиональную группу в соответствии с тем выбором, который он сделал. Профессионализация как форма профилактики не заменяет, а дополняет профессиональное обучение несовершеннолетнего и его трудовую деятельность. В ходе профессионализации осваиваются профессиональные ценности, способы самореализации в профессии, трудоустройства и профессионального развития, что является частью необходимых стратегий самореализации, альтернативных преступности.

Базовыми методами профессионализации мы считаем:

- методы профессиональной ориентации и трудоустройства; суть профилактических воздействий заключается в создании субъ-

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ектных позиций будущего профессионала и инициировании заблаговременного самостоятельного поиска будущего рабочего места;

- методы групповой и личностной идентификации - относятся к числу методов формирования мотивации; они позволяют сформировать мотивы наследования личного (следование профессионалу - носителю выдающихся профессиональных качеств) и группового (следование социально-профессиональной группе);

- методы развития профессиональных склонностей, интересов и профессиональных потребностей, которые образуют основу профессиональной направленности личности.

Успешности профессионализации призвана служить коррекция общеобразовательного уровня воспитанников. Достигнутый уровень общего среднего образования должен способствовать формированию более осознанных и реальных жизненных и, в частности, профессиональных планов.

Свое значение в реализации социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних получает психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, теоретические основы которого раскрыты в исследованиях Т. В. Анохиной [1], Б. В. Бедерхановой [2], О. С. Газма-на [4], И. С. Якиманской [10] и др. Авторами разработаны механизмы осуществления поддержки, которая может переводиться в режим сопровождения по мере возрастания активности личности. Активность, таким образом, выступает одновременно и условием, и направлением психолого-педагогического сопровождения.

В системе социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних осуществление психолого-педагогического сопровождения обеспечивает самоактуализацию и самоопределение личности, развитие ее социальной активности, психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему в разрешении трудных ситуаций по мере их возникновения. Оно встраивается в психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательном процессе специальных образовательных организаций закрытого типа. Реализация нового для него содержания обеспечивается использованием специфических методов, а именно:

- методов формирования жизненных стратегий и планов, развития инициативы, становления жизненной позиции, прогнозирования трудностей и путей их преодоления, программирования процесса личностного и профессионального развития;

- методов развития социальной активности (включение в социально-значимую деятельность, тренинги, консультации, ролевые игры и др.);

- методов психологического консультирования, психологической помощи.

Наконец, важным направлением социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних является контроль. Признавая его направлением, обеспечивающим управление процессом социально-педагогической профилактики в отношении конкретного воспитанника, мы опираемся на идеи Е. М. Кузнецовой, указывающей на такие функции контроля в социальных процессах, как внешнее (формальное и неформальное) и внутреннее регулирование деятельности [6].

Использование эспектаций в ходе осознания социальных норм призвано активировать внутренний контроль, способствовать развитию воли, воспитанию совести и других элементов нравственной оценки поведения. Контроль выполняет и диагностическую функцию, позволяющую оценить способность воспитанника самостоятельно противостоять влиянию факторов повторной преступности в условиях воспитания в специальных образовательных организациях закрытого типа, постоянно приближающихся к условиям открытого социума. Развитию самоконтроля несовершеннолетних, исходя из его двойственной задачи, могут служить:

- организация образа жизни, правила которого соответствуют моральным нормам и требованиям, предъявляемым к подростку обществом. Образ жизни несовершеннолетнего воспитанника должен сам по себе иллюстрировать нормальные образцы поведения, которые воспитанник постепенно воспринимает как должное;

- частичный перенос мероприятий социально-педагогической профилактики в открытую социальную среду. Это позволяет сделать контроль более объективным, ведь, выходя за рамки режима, несовершенно-

летний может проявлять свою готовность к самостоятельным действиям в условиях, приближающихся к условиям обычного социума.

Задачи контроля выполняют методы социально-педагогической диагностики, позволяющие изучать процесс ресоциализа-ции воспитанника в процессе исправления личностных деформаций, появления новых личностных образований. Оценка результативности педагогического влияния основных направлений профилактики может осуществляться с помощью таких критериев, как способность несовершеннолетнего к самостоятельному социальному развитию (характеризуется устранением или ослаблением личностных деформаций, или их компенсацией освоенными способами регуляции поведения на основе моральных норм общества); способность противостоять факторам повторной преступности (определяется способностью распознавать воздействие факторов повторной преступности, наличием внутренней готовности противостоять им, сформированностью способов самостоятельной защиты от них или защиты с использованием ресурсов общества, государства, других людей); наличие жизненной стратегии, альтернативной преступности (означает наличие у личности альтернативных преступности, адекватных ее возможностям жизненной стратегии и планов личностной и профессиональной самореализации в системе нормальных социальных связей и отношений).

В отношении воспитанника результат давал возможность сделать заключение о готовности несовершеннолетнего к самостоятельной жизни и возвращению в открытый социум. Причем этот результат может быть получен и раньше окончания фиксированного времени, в связи с возможным принятием решения о сокращении срока пребывания несовершеннолетнего в специальной образовательной организации закрытого типа. В интересах общественных и государственных институтов, выступающих заказчиками

социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних, результат позволяет обеспечить непрерывность в управлении процессом социализации, представление о воспитаннике и его потребностях в новых социальных условиях.

Библиографический список

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность: забота, поддержка, консультирование // Новые ценности образования. Вып. 6. -М.: Инноватор, 1996. - С. 53-69.

2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: сб. науч. трудов. Вып. 3. -Краснодар, 1998. - С. 50-61.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

4. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996. - С. 31-43.

5. Козлова Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучеб-ной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 18 с.

6. Кузнецова Е. М. Социальный контроль как элемент социального управления // Научная организация управленческой деятельности: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Омск: ФГБОУ ВПО «ОмГАУ», 2006. - С. 30-40.

7. Кулютник Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. - М.: Педагогика, 1991. - 120 с.

8. Фокин В. А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1996. - 47 с.

9. Черепанова Н. В. Социальное обучение в добровольческом движении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 31 с.

10. Якиманская И. С. Основы личностно-ори-ентированного обучения. - М.: Бином, 2011. -224 с.

11. Evaluirte Kriminalitätsprävention in der Kinder und Jugendhilfe. Erfahrungen und Ergebnisse aus fünf Modellproekten. Arbeitsstelle Kinder und Jugendkriminalitätsprävention. - München, 2003. -215 s.

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_

Maksimov Andrey Sergeevich

Assist. of Department of Social Pedagogics and Social Work, Omsk State Pedagogical University, an-maksimov@bk.ru, Omsk

main socio-educational prevention of recurrent juvenile delinquency in specialized professional training-school of the closed type

Abstract. The paper characterized the main directions of socio-educational prevention repeated juvenile crime in a specialized professional training-school of closed type (social training and education, professionalization, correction of level of education, psychological and pedagogical support, control), the implementation of which contributes to the formation of the individual's ability to self-socialization conditions open society.

Keywords: socially-pedagogical prophylaxis, pupils of professional training-school of the closed type.

Поступила в редакцию 06.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.