Научная статья на тему 'Система социально-педагогической профилактики вторичной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа'

Система социально-педагогической профилактики вторичной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Андрей Сергеевич

Статья посвящена описанию операциональной модели системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа. Данная модель отражает логику использования педагогических воздействий на личность воспитанника в рамках периодов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF SECONDARY JUVENILE DELINQUENCY IN SPECIAL VOCATIONAL SCHOOL CLOSED

This article describes the operational model of a system of social and pedagogical prevention of juvenile delinquency in a special vocational school closed. This model reflects the logic of the use of pedagogical influences on the individual pupil within the periods of prevention.

Текст научной работы на тему «Система социально-педагогической профилактики вторичной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа»

development kept the traditions of polorolevy education helping to regulate behavior of people of a different floor in a family and society, promoting development of female/man's advantage, formation of humane relationship of the floors based on mutual understanding, mutual trust, mutual respect. The polorolevy principles, social installations and standards of behavior, ideas and belief, representations and views act as traditions. In article the important aspect in polorolevy education is also considered is that it is inseparable part of moral education that now it is necessary to form in younger generation of quality of courage and feminity and to train him for performance in the future of the social roles corresponding to a floor.

Keywords: polorolevy identity, socialization, gender, family, education, teacher training, education, science, pedagogics.

References

1. Yerokhina of L.D. Genderologiya and feminologiya: Studies. grant. - M.: Flint, 2009. - 99 pages.

2. Mudrik A. О polorolevy (gender) podhode v socialnom vospitanii//National education. - 2007. - No. 5. -Page 178.

3. Zakharova I. V. Rol of parents in gender socialization of the child//the Young scientist. - 2011. - No. 5. T.2. -Page 140-142.

4. Teslenko of A.N. Pedagogik and psychology of socialization of the personality: manual. - Astana: EAGI, 2011. - 375 pages.

5. Radin N. K., Tereshenkova E.Yu. Age and sociocultural aspects of gender socialization of teenag-ers//psychology Questions. 2006. No. 5. - Page 49-59.

6. Levkovich V.P. Relationship in a family as a factor of formation of the identity of child / Accusative Levkovich//Psychology of the personality and a way of life. - M.: Science, 1987. - 114-136 pages.

© Д. В. Лепешев, Ю. Ю. Суровицкая, 2015

Авторы статьи - Дмитрий Владимирович Лепешев, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПНК, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау), е-mail: d_Lepeshev@mail.ru Юлия Викторовна Суровицка, магистрантка, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау), е-mail: surovitskaya91@mail.ru

Рецензенты:

Динара Усербаевна Бекенова, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау).

Клара Жанпеисовна Кожахметова, доктор педагогических наук, профессор КазГосЖенПИ (г. Алматы), академик Академии педагогических наук Казахстана.

УДК 37.013

А. С. Максимов,

Омский государственный педагогический университет

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Статья посвящена описанию операциональной модели системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа. Данная модель отражает логику использования педагогических воздействий на личность воспитанника в рамках периодов профилактики.

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних, психолого-педагогическое сопровождение.

Педагогическая проблема предупреждения повторной преступности несовершеннолетних требует использования формы педагогической деятельности, которая за счет развития личности и устранения личностных деформаций ослабит воздействие факторов

вторичной преступности. Такой формой может выступать социально-педагогическая профилактика, психологическую основу которой составляют положения превентивной психологии [1], позволяющие включить в число факторов повторной преступности характер предыдущего социального развития, особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Основанная на этих положениях педагогическая деятельность представляет собой комплексное воздействие на личность несовершеннолетнего, построенное с учетом понимания первопричин и факторов преступности, которые могут быть активными и действенными.

Социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних реализуется в специальных профессиональных училищах закрытого типа (далее - училищах), куда направляются несовершеннолетние, которые в соответствии со ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] освобождены от уголовного наказания. Наличие в училищах специализированной социально-психологической службы дает возможность осуществлять более полное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего преступника, чем это может быть сделано в открытом социуме. Возможности профилактики расширяет установленная для училищ функция профессионального образования воспитанников и введения их в сферу профессиональной деятельности. Пролонгированность профилактики реализуется установлением зон ответственности на период, следующий после окончания училища.

Построение системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище на основе операциональной модели призвано придать ей технологичный и управляемый характер (рис.). Данная модель отражает необходимые педагогические воздействия на личность воспитанника в рамках периодов профилактики.

Кандидатский период (до 3-х месяцев) выполняет ориентировочно-оценочную функцию. Он позволяет диагностировать возможности и желание несовершеннолетнего исправиться, а значит, установить принципиальную возможность замены уголовного наказания принудительными мерами воспитательного воздействия; вводит воспитанника в систему правил и установленных отношений, социального контроля и жизнедеятельности в училище. Главным личностным новообразованием этого периода мы считаем наличие мотивации к социализации по пути, альтернативному преступности. Начало и окончание периода сопровождаются работой медико-психолого-педагогической комиссии и социально-психологической службы училища. Но если сначала требуется углубленная диагностика личности и социальной ситуации ее предыдущего развития, то в конце периода нужно определить характер последующей профилактики. Педагогические воздействия в течение периода можно условно отнести к нескольким организационным блокам: социально-педагогическая диагностика; антикризисные медицинские и психологические меры; организация жизнедеятельности; профессиональная ориентация и выбор профессии; индивидуальное консультирование.

Основной период (3-10 месяцев) предполагает реализацию большей части содержания социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних, за исключением опыта действий в открытом социуме. Воспитанником осваиваются на когнитивном уровне новые социальные навыки, происходит исправление личностных деформаций.

К числу организационных блоков, структурирующих педагогические воздействия в основной период профилактики, мы отнесли: контроль поведения в условиях режима; психолого-педагогическое сопровождение; коррекцию общеобразовательного уровня; профессиональное образование; социальное обучение и воспитание.

Операциональная модель системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних

Выпускной период (от 2-х до 6-ти месяцев) включает педагогические воздействия, подготавливающие несовершеннолетнего к возвращению в систему социальных связей и отношений. Суть профилактики состоит в формировании основ новой социальной позиции выпускника, опыта противодействия влиянию факторов повторной преступности в реальных жизненных условиях. В конце периода принимается реш е-ние о возможном выпуске несовершеннолетнего из училища. Педагогические воздействия сведены в следующие организационные блоки: профессионализация;

постепенное возвращение в открытый социум; контроль поведения вне режима; психолого -педагогическое сопровождение (формирование жизненных планов и стратегий самореализации); подготовка рекомендаций для специалистов государственных институтов, продолжающих работу с несовершеннолетним.

Постпрофилактический период (до 1 года) характеризуется снижением внешней и повышением внутренней активности личности, а также тесным взаимодействием со специалистами, продолжающими работу с несовершеннолетним. Цель - получение оснований для снятия контроля, рефлексия системы социально-педагогической профилактики. В содержание данного периода включены: психолого-педагогическое сопровождение (помощь в разрешении социальных проблем, трудоустройстве); помощь специалистам (производства и образования) в работе с несовершеннолетним; контроль; рефлексия и оценка эффективности профилактики.

Раскроем более подробно содержание социально-педагогической профилактики, включающее социальный опыт, формирующий устойчивость к влиянию какой-либо группы факторов повторной преступности (таблица).

Структура содержания социально-педагогической профилактики повторной преступности

несовершеннолетних

Факторы повторной преступности Основные содержательные блоки по направлениям

Социально-развивающее Социально-защищающее Социально-ориентирующее

Криминальные Представления о негативном опыте и последствиях рецидивной преступности Права на личную безопасность, развитие и свободу Способы вовлечения в преступную деятельность и основные методы защиты от них Представление о скрытом насилии: формы и признаки Прогнозирование последствий правонарушения

Пенитенциарные Основы мировой и национальной культуры Личная и профессиональная культура человека Взаимодействие субкультуры и личности Механизмы вовлечения в субкультуры Профессиональная преступность и отклонения в социализации личности Культурные и духовно-нравственные основы нормальной социализации

Деструктивные Основы построения социальных коммуникаций Способы предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций Способы саморегуляции поведения и психических состояний Нормы морали и права современного российского общества Агенты и контрагенты социализации, их воздействие на личность

Личностные Личностные деструкции и их устранение Мотивы поведения и направленность личности Образ жизни Смысложизненные ориентации

Социальные Общее и профессиональное образование Государственные меры поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации Основы построения стратегий личностной самореализации Социальная активность личности

Избранное содержание реализуется в следующих видах деятельности:

1. Социальное обучение и воспитание, направленные на формирование социальной компетентности (социальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение несовершеннолетним предстоящих социальных ролей, развитие системы социальных связей и отношений). Важно, что в процессе социального воспитания у личности формируются общие для социума ценности, совпадающие интересы и потребности, стремление к социально значимой деятельности и другие социальные качества. К числу методов социального обучения и социального воспитания, которые мы включаем в модель, относятся: методы просвещения (от лекций и бесед до контакта с художественными образами, носителями социальных качеств и отношений); методы превенции (отличаются выбором индивидуально ориентированной, упреждающей, эмоционально окрашенной информацией и образами, активно воздействующими на психику несовершеннолетнего); методы моделирования социальных ситуаций (создание возможных сценариев действий несовершеннолетнего в ситуациях воздействия факторов повторной преступности); методы формирования воспитательного пространства, в котором существуют отношения, принятые в нормальном социуме. В моделируемой обстановке у воспитанника формируются уверенность в себе и готовность сопротивляться влиянию негативных факторов. Успешности социального воспитания способствует использование методов изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов, усложнение содержания и совершенствование форм деятельности и общения) [3].

2. Профессионализация воспитанников - система педагогических воздействий, вводящих несовершеннолетнего в систему профессиональных отношений, профессиональную культуру и профессиональную группу в соответствии с тем выбором, который он сделал [4]. В ходе профессионализации осваиваются профессиональные ценности, способы самореализации в профессии, трудоустройства и профессионального развития, что является частью необходимых стратегий самореализации, альтернативных преступности. Профессионализация обеспечивается с помощью методов профессиональной ориентации и трудоустройства (направление на создание субъектных позиций будущего профессионала и инициирование заблаговременного самостоятельного поиска будущего рабочего места); методов групповой и личностной идентификации (позволяют сформировать мотивы следования профессионалу - носителю выдающихся профессиональных качеств и социально-профессиональной группе); методов развития профессиональных склонностей, интересов и профессиональных потребностей, которые образуют основу профессиональной направленности личности.

3. Коррекция общеобразовательного уровня воспитанников. Достигнутый уровень общего среднего образования способствует формированию более осознанных и реальных жизненных, в частности, профессиональных планов.

4. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, обеспечивающее само-акутализацию и самоопределение личности, развитие ее социальной активности, психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему в разрешении трудных ситуаций по мере их возникновения. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних встраивается в психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательном процессе училища. Реализация нового для него содержания обеспечивается использованием методов формирования жизненных стратегий и планов, развития инициативы, становления жизненной позиции, прогнозирования трудностей и путей их преодоления, программирования процесса личностного и профессионального развития; методов развития социальной активности (включение в социально-значимую деятельность, тренинги, консультации, ролевые игры и др.); методов психологического консультирования, психологической помощи.

5. Контроль. Использование эспектаций в ходе осознания социальных норм призвано активировать внутренний контроль, способствовать развитию воли, воспитанию совести и

других элементов нравственной оценки поведения. Контроль выполняет и диагностическую функцию, позволяющую оценить способность воспитанника самостоятельно противостоять влиянию факторов повторной преступности в условиях воспитания в училище, постоянно приближающихся к условиям открытого социума. Развитию самоконтроля несовершеннолетних, исходя из его двойственной задачи, могут служить: организация образа жизни, правила которого соответствуют моральным нормам и требованиям, предъявляемым к подростку обществом; частичный перенос мероприятий социально-педагогической профилактики в открытую социальную среду. В целях контроля могут использоваться методы социально-педагогической диагностики, позволяющие изучать процесс ресоциализации воспитанника в процессе исправления личностных деформаций, появления новых личностных образований.

Технологичная и управляемая система социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних может быть оперативно скорректирована в соответствии с меняющимися условиями профилактики, что закономерно обеспечит успешность профилактики.

Библиографический список

1. Поздняков, В. М. Социально-психологические ориентиры в профилактике преступности несовершеннолетних / В. М. Поздняков // Уголовно-правовая защита прав и свобод личности : материалы Междунар. науч. конф., посвященной 85-летию со дня рождения А. Н. Игнатова. - М., 2013. - С. 256-266.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М. : Омега-Л, 2007. - 264 с.

3. Болховитин, С. М. Методы, используемые правоохранительными органами в воспитании подростков (на примере Пермской воспитательной колонии) / С. М. Болховитин, Д. В. Сачек // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1(56). - С. 27-31.

4. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

A. S. Maksimov, Omsk State Pedagogical University

SYSTEM SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF SECONDARY JUVENILE DELINQUENCY IN SPECIAL VOCATIONAL SCHOOL CLOSED

This article describes the operational model of a system of social and pedagogical prevention of juvenile delinquency in a special vocational school closed. This model reflects the logic of the use of pedagogical influences on the individual pupil within the periods of prevention.

Keywords. Socio-pedagogical prevention of juvenile delinquency, psychological and educational support.

References

1. Pozdnyakov, V. M. Socio-psychological guidance in the prevention of juvenile delinquency. Criminal legal protection of individual rights and freedoms [Intern materials. scientific. сonf., dedicated to the 85th anniversary of A.N. Ignatov]. M., 2013, pp. 256-266.

2. The Criminal Code of the Russian Federation. M, 2007. 264 p.

3. Bolkhovitin S.M., Sachek D.V. Methods used in the education of law enforcement were adolescents (the example of Perm educational colony). Psycho in law enforcement. 2014, no 1(56), p. 27-31.

4. Povarenkov Y.P. Psychological content of professional development of human. M., 2002. 160 p.

© А. С. Максимов, 2015

Автор статьи - Андрей Сергеевич Максимов, преподаватель, Омский государственный педагогический университет, e-mail: an-maksimov@bk.ru

Рецензенты:

Сергей Анатольевич Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

Ольга Викторовна Кульчейко, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.