Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи'

Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
522
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / YOUTH / LAW CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Николай Николаевич

Статья посвящена научному и экспериментальному обоснованию потенциала социально-культурной деятельности в формировании правовой культуры молодежи. Рассмотрены основные подходы к проблеме, определены сущность и специфика формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности, представлена разработанная модель, на основе которой осуществлена педагогическая деятельность по формированию правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF YOUTH LAW CULTURE

The article is devoted to scientific and experimental substantiation of potential of social and cultural activity in formation of legal culture of youth. The basic approaches to a problem are considered, essence and specificity of formation of legal culture of youth during welfare activity are determined, the developed model is submitted, on the basis of which the pedagogical activity on formation of legal culture of youth is carried out.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи»

УДК 374+342.2

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

© Николай Николаевич Соловьев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

Статья посвящена научному и экспериментальному обоснованию потенциала социальнокультурной деятельности в формировании правовой культуры молодежи. Рассмотрены основные подходы к проблеме, определены сущность и специфика формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности, представлена разработанная модель, на основе которой осуществлена педагогическая деятельность по формированию правовой культуры молодежи.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; молодежь; правовая культура.

Современное российское общество характеризуется высокой степенью экономических, социальных, политических, а также духовных, морально-этических трансформаций, существенно изменяющих социокультурные основы жизнедеятельности и нередко негативно влияющих на процесс формирования правовой культуры молодежи.

Между тем главным признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, а осмысленное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества и, соответственно, к правомерному поведению граждан.

В процессе формирования правовой культуры особое значение имеет переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Именно на решение этих проблем направлены законы и нормативные акты правительства Российской Федерации, предусматривающие воспитание граждан, обладающих высокой правовой культурой.

Устойчивый рост негативных явлений в молодежной среде, с одной стороны, недостаточность использования средств и методов социально-педагогической деятельности в формировании правовой культуры молодежи -с другой, а также приоритетная роль социально-культурной деятельности, как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека, изменяют систему взглядов на проблему формирования правовой культуры молодежи и актуализируют рассматриваемую проблему.

Анализ различной литературы по исследуемой проблеме позволил нам прийти к выводу, что в настоящее время имеется определенный потенциал социально-культурной

деятельности в формировании правовой культуры молодежи. На основании данного вывода нами была выдвинута гипотеза, что формирование правовой культуры молодежи будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

- осмысления сущности правовой культуры, представляющей собой наличие у молодых людей определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, предполагающей позитивное отношение к закону, праву, уважительное отношение к действующим нормам, желание следовать их требованиям и строить свою жизнедеятельность в соответствии с принципами правового поведения;

- интеграции воспитательных ресурсов социально-культурной деятельности в системе формирования правовой культуры молодежи, способствующей преодолению социальной деструкции, утверждению идей формирования позитивного диалога государства и общества;

- использования потенциала социальнокультурной деятельности на основе популяризации идей формирования толерантного сознания, активной гражданской позиции населения, личностного развития участников;

- деятельностной опосредованности педагогического воздействия на личность молодых людей, обусловленного эмоционально-образной спецификой социальнокультурной деятельности, а также возрастными и индивидуально-личностными особенностями участников;

- осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов по проблеме формирования правовой культуры мо-

лодежи в процессе социально-культурной деятельности;

- построения деятельности на основе педагогической программы, способствующей формированию правовой культуры молодежи.

Анализ основных подходов к проблеме позволил констатировать, что только осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с право -творчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Изучая материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б. Венгерова, С.А. Комаров, Н.И. Матузов, Г.В. Назоренко и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры» [1-3].

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте право -вой культуры в правовой надстройке общества.

Признано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности.

Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества.

Особую категорию граждан в аспекте изучения формирования правовой культуры населения представляет собой молодежь.

Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в т. ч. на системе образования, воспитания и досуга. Процесс организации досуга молодежи и его форм целесообразно рассматривать во взаимосвязи и взаимообуслов-

ленности воспитания и социокультурной деятельности.

Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок и т. п. [4-6].

Проанализировав вышеизложенное, нами была определена сущность формирования правовой культуры молодежи, понимаемая как целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый в свободное время, направленный на повышение у молодых людей уровня правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; воспитание позитивного отношения к закону, праву, уважительного отношения к действующим нормам, желания следовать их требованиям и строить свою жизнедеятельность в соответствии с принципами правового поведения.

Специфика формирования правовой культуры молодежи в процессе социальнокультурной деятельности определяется тем, что в атмосфере свободного и добровольного выбора, активности происходит усвоение правовых знаний, опыта и культуры, имеющих для молодого человека личностный смысл и позволяющих ему совершенствоваться и овладевать правовыми нормами поведения.

На основе анализа вышеизложенного была разработана педагогическая модель, являющаяся целостным образованием, состоящим из следующих взаимосвязанных блоков: целевого, включающего в себя социальный заказ общества на формирование правовой культуры молодежи, цели и задачи -формирование гражданских ценностей у молодежи; осознание значимости формирования правовой культуры в процессе участия в социально-культурной деятельности; получение знаний о своих правах и обязанностях; умение пользоваться приобретенными знаниями и защищать свои права; организационно-содержательного, включающего факторы, принципы, содержание, формы и этапы формирования правовой культуры молодежи; функционального блока, включающего в себя функции правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности; диагностико-результативного, характе-

ризующего критерии и уровни сформиро-ванности правовой культуры молодежи.

Экспериментальная работа проводилась в период 2008-2010 гг. на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. В исследовании приняли участие 112 человек. Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент проводился в 2008-2009 учебном году. Прежде всего, была разработана анкета, позволяющая фиксировать степень выраженности определенных показателей по всем критериям оценивания с использованием 4-балльной оценочной шкалы и измерить исходный уровень сформированности правовой культуры испытуемых на констатирующем этапе исследования.

Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны две идентичные группы участников - молодых людей в возрасте от 18-20 лет в количестве 48 человек -экспериментальная группа и 64 человека -контрольная группа (студенты 2-3 курсов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»).

Результаты проведенного анкетирования показали, что у всех испытуемых (как в экс-

периментальной, так и в контрольной группах) выявлены низкий и средний уровни сформированности правовой культуры.

Сравнив процентные показатели количества участников нашего исследования в соответствии с выявленными уровнями сфор-мированности правовой культуры в обеих группах, мы увидели, что у 62,5 % молодых людей экспериментальной и у 75 % молодых людей контрольной группы уровень сформи-рованности правовой культуры низкий, у 37,5 % молодых людей экспериментальной группы и у 25 % участников в контрольной группе уровень сформированности правовой культуры средний, высокого уровня сформи-рованности правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах не выявлено (рис. 1).

Анализ полученных результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы.

1. Многие из опрошенных в достаточно полной степени осознают необходимость наличия правовой культуры для решения вопросов, актуальных в повседневной жизни, однако далеко не все имеют для этого необходимые знания и навыки.

2. Получены крайне низкие результаты оценки уровня сформированности правовой культуры (в основном из-за незнания норм законодательства и недостаточности практических умений в правовой сфере).

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

75 %

62,50 %

37,50 %

0 %

0 %

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

□ Экспериментальная группа

] Контрольная группа

Рис. 1. Сравнительная диаграмма распределения участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности правовой культуры (на этапе констатирующего эксперимента)

3. Отмечены активное стремление подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интерес к основным правовым отраслям. Выявленные результаты анкетирования подтвердили необходимость совершенствования процесса формирования правовой культуры, а также явились свидетельством ярко выраженной мотивации анкетируемых к повышению уровня своей правовой подготовки.

4. В целом же представленные мнения анкетируемых об источниках формирования правовой культуры подтвердили одно из наших предположений о том, что формирование правовой культуры будет протекать гораздо эффективнее при реализации системного педагогического воздействия в ходе осуществления целенаправленной педагогической работы.

В формирующем эксперименте доминантой являлось формирование и динамика личностных изменений, возникающих в процессе и в результате педагогической работы по формированию правовой культуры молодежи.

Нами была разработана педагогическая программа «Я и Закон», направленная на формирование правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности. Цель данной программы - правовое просвещение, повышение правовой грамотности и гражданской активности молодежи, создание условий для расширения возможностей правовой информированности, выработка у

молодых людей устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Задачи программы:

- внедрить новое направление добровольческой деятельности - «правовое», которое создает условия для повышения правовой культуры молодежи в учебных заведениях, правовой информированности молодежи;

- повысить гражданскую активность молодежи через участие в социально-культурных мероприятиях, предусмотренных программой;

- создать условия для формирования правового сознания молодого поколения, воспитания ответственности и уважения к российскому законодательству;

- внедрить эффективные формы по правовому просвещению.

Педагогическая работа по формированию правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной программой «Я и Закон» проводилась с экспериментальной группой в течение 8 месяцев, после чего мы выясняли эффективность педагогических воздействий.

Контрольный эксперимент заключался в сопоставлении полученных экспериментальных данных с целью определения эффективности применения разработанной педагогической программы для формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности (рис. 2).

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

75 %

62,50 %

12,50 %

0%

37,50 %

12,50%

□ Экспериментальная группа на этапе контрольного эксперимента

] Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение участников на группы в соответствии с выделенными уровнями сформированности правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах (данные контрольного эксперимента)

Сравнительный анализ полученных результатов показал значительные отличия в экспериментальной и контрольной группах. Как видно из сравнительной диаграммы, участники экспериментальной группы продемонстрировали более высокие результаты, чем участники контрольной группы, что говорит о том, что педагогическая работа по программе «Я и Закон», направленная на формирование правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности, оказалась эффективной.

Все вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что гипотеза исследования полностью подтвердилась.

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

3. Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 2000.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.

5. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сборник статей / ред. коллегия Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Моса-лев, Ю.А. Стрельцов. М., 1999.

6. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб., 1995.

Поступила в редакцию 19.06.2010 г.

UDC 374+342.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF YOUTH LAW CULTURE Nikolay Nikolayevich Solovyov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

The article is devoted to scientific and experimental substantiation of potential of social and cultural activity in formation of legal culture of youth. The basic approaches to a problem are considered, essence and specificity of formation of legal culture of youth during welfare activity are determined, the developed model is submitted, on the basis of which the pedagogical activity on formation of legal culture of youth is carried out.

Key words: social and cultural activity; youth, law culture.

УДК 355.233

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА

© Сергей Николаевич Смеянов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: ssn78@bk.ru

Исследуется сущность организационной культуры. Дается понятие организационной культуры военного вуза. Изучается формирование структуры организационной культуры военного вуза в сфере досуга и предлагается ее модель.

Ключевые слова: понятие организационной культуры; модель организационной культуры военного вуза.

Рассмотрение любой организации как сообщества взаимодействующих индивидов, имеющих единообразное понимание своих целей, ценностей, норм и правил поведения, привело к появлению такого понятия, как организационная культура. Исследования в области формирования и развития организа-

ционной культуры показывают [1], что каждая действующая организация - это сложный механизм, основой деятельностного потенциала которого является организационная культура. В общем случае организационная культура - это отношения между членами организации в интересах достижения цели,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.