Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры молодой семьи в сфере досуга'

Формирование правовой культуры молодой семьи в сфере досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
600
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ДОСУГ / LEGAL CULTURE / YOUNG FAMILY / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барун Денис Сергеевич

Статья посвящена проблеме формирования правовой культуры молодой семьи как целостного, самостоятельного социального феномена, обеспечивающего справедливость и свободу в обществе, в котором права человека и гражданина признаются высшей ценностью. Сегодня остается актуальной проблема слабой правовой информированности молодежи, невладение элементарной информацией о своих конституционных правах. Анализ современных подходов к исследуемой проблеме приводит нас к выводу, что использование потенциала досуговой сферы может быть эффективным при формировании правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUNG FAMILY IN THE SPHERE OF LEISHURE

The article is devoted to a problem of formation of legal culture of young family as complete, independent social phenomenon ensuring validity and freedom in society, in which the rights of the man and citizen are admitted as maximum value. Today there is an urgent problem of weak legal knowledge of youth, ignorance by the elementary information on the constitutional rights. The analysis of the modern approaches results in a researched problem to a conclusion, that use of potential of leisure sphere can be effective at formation of legal culture of youth.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры молодой семьи в сфере досуга»

УДК 374

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СФЕРЕ ДОСУГА

© Денис Сергеевич Барун

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

Статья посвящена проблеме формирования правовой культуры молодой семьи как целостного, самостоятельного социального феномена, обеспечивающего справедливость и свободу в обществе, в котором права человека и гражданина признаются высшей ценностью. Сегодня остается актуальной проблема слабой правовой информированности молодежи, невладение элементарной информацией о своих конституционных правах. Анализ современных подходов к исследуемой проблеме приводит нас к выводу, что использование потенциала досуговой сферы может быть эффективным при формировании правовой культуры молодежи.

Ключевые слова: правовая культура; молодая семья; досуг.

Российское общество сегодня не может динамично развиваться, не сформировав у населения уровень правовой культуры, адекватный современным экономическим и социокультурным задачам страны. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания молодежи и формирования правовой культуры у населения как основы консолидации общества и укрепления государства.

Формирование правовой культуры населения стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Одной из приоритетных задач, поставленных Президентом РФ Д.А. Медведевым, заявлена задача преодоления правового нигилизма в российском обществе.

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, и лишь затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Семья неизменно выполняет важную функцию по передаче глубинных культурных традиций народа, устойчивости и позитивной направленности всего процесса культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения.

В современных условиях модернизации российского общества потребность в осмыслении множественных аспектов развития семьи в России как основы общества нашла отражение в деятельности государственных, законодательных и муниципальных органов власти, общественных организаций, основных религиозных конфессиях и т. д.

В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация ее свободного времени, которая включает в себя семейный досуг. Досуг и отдых - одна из наиболее динамично развивающихся сфер повседневной жизни большинства россиян. Тем не менее потенциал досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи является не до конца раскрытым, здесь имеется много нереализованных возможностей, побуждающих исследователя к постановке культурно-образовательных проблем.

Анализ состояния правовой культуры молодой семьи позволяет выделить существенные противоречия: между динамично развивающимся законодательством, регулирующим правовые отношения субъектов права, возрастающим объемом правовых знаний, навыков и умений, необходимых населению, и недостаточным вниманием, уделяемым формированию правовой культуры населения на практике; между необходимостью в повседневной жизни самостоятельного принятия юридически грамотных решений и слабой правовой информированностью и правовой безграмотностью молодежи; между имеющимся потенциалом досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.

Эти противоречия вызвали потребность поиска путей их разрешения и предопределили выбор темы исследования, проблему которого мы сформулировали следующим образом: каков потенциал досуговой деятельности в формировании правовой культу-

ры молодой семьи. Решение этой проблемы составило цель исследования, заключающуюся в изучении потенциала досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодой семьи.

Объектом исследования явилось формирование правовой культуры молодой семьи. Предмет исследования: формирование правовой культуры молодой семьи в сфере досуга.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективному формированию правовой культуры молодой семьи будут способствовать следующие социальнокультурные условия: осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в досуговую деятельность; учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей молодых людей, а также социальной ситуации их развития; осуществление педагогической деятельности на основе разработанной нами модели, включающей во взаимосвязи теоретические, методические и процедурные аспекты данного процесса; создание мотивации к самостоятельному повышению правовой культуры и активизация внутренних ресурсов саморазвития личности, направленность деятельности на рост самосознания участников процесса; наличие педагога-организатора, обладающего необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств, позволяющим обеспечить эффективность взаимодействия всех субъектов в процессе деятельности; создание благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности к сотрудничеству; использование разработанной программы, направленной на усвоение молодыми людьми правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения; использование разработанных критериев, позволяющих оценить уровень правовых знаний молодых людей и их соответствие юридически значимым действиям и нормам права.

Проблемы семьи давно привлекают внимание отечественных ученых. Достаточно полно проблемы семьи рассматриваются в социальной психологии [1; 2], социальнопсихологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. К проблемам семьи обращались

зарубежные педагоги, психологи, социологи (А. Бандура, А.М. Дрееп, В. Огберн, И. Тал-мен, А. Фромм, Э. Эриксон и А. Маслоу, М. Корнуэлл, Т. Шибутани и др.).

Как социокультурный институт семья выполняет конкретные функции, осуществляет определенные виды деятельности в системе общественных отношений. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Именно в семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение ребенка.

Именно в семье человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [3].

Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Высший уровень правовой культуры - социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [3].

Весьма серьезную роль в формировании личности играет семейный досуг. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной дея-

тельности. Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [4].

Использование потенциала досуга, на наш взгляд, представляется достаточно эффективным в решении проблемы формирования правовой культуры молодой семьи.

Нами была выявлена сущность формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга, представляющая собой педагогически ориентированную и целесообразную систему последовательных алгоритмов, направленную на повышение правовой образованности членов семьи, выработку умений и навыков пользования правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм на основе личного убеждения через плодотворное и деятельное проведение досуга.

Специфика формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга определяется тем, что правовая образованность членов семьи, включая правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм, осознание права как важнейшей социальной ценности, происходит в свободное время по собственному усмотрению с учетом интересов, потребностей и возможностей конкретной семьи.

Нами была разработана педагогическая модель, включающая: социальный заказ, содержание и специфику понятия, основную цель, задачи, принципы деятельности, учреждения досуговой сферы, функции, средства, методы, формы, уровни сформированности правовой культуры, этапы организации и конечный результат (рис. 1).

Разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность

взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня сформированности патриотизма молодежи. Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части настоящего исследования.

Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе экспериментальной работы в ходе исследования приняли участие 260 человек в возрасте 1826 лет.

Экспериментальное исследование проходило в период с 2008 по 2011 гг. Опытно-экспериментальной базой являлся Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.

В констатирующем эксперименте приняли участие 260 человек - молодые люди в возрасте 18-26 лет (студенческие семьи, стаж семейной жизни - менее 2 лет) по 130 человек составили экспериментальную и контрольную группы.

Прежде всего, нами было проведено анкетирование с использованием разработанной нами анкеты для изучения уровня сфор-мированности правовой культуры у молодых людей. Анкета состояла из 40 вопросов на правовую тематику. Анкетирование проводилось анонимно. Минимальное количество баллов равнялось 40, а максимальное общее -200 баллам. У каждого испытуемого определялся уровень сформированности правовой культуры с использованием следующей шкалы: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Испытуемые в экспериментальной и контрольной группах были проанкетированы и, в соответствии с количеством набранных баллов, условно были распределены на группы (рис. 2). Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной и в контрольной группах получены практически одинаковые результаты: у большинства испытуемых и в экспериментальной, и в контрольной группах уровень сформированности правовой культуры недостаточно высокий.

Определение понятия: формирование правовой культуры молодой семьи в сфере досуга - педагогически ориентированная система последовательных алгоритмов, направленная на повышение правовой образованности членов семьи, выработку умений и навыков пользования правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм на основе личного убеждения через плодотворное и деятельное проведение досуга

Социальный заказ общества

Цель: формирование правовой культуры молодой семьи

Задачи

осознание значимости формирования правовой культуры

выработка чувства знание и понимание

уважения к праву, права, развитие

умение защищать правового мышления,

свои права взглядов

формирование

социально-правовой

активности

Активности

Комплексности

Принципы

Насыщения содержания культурн. ценностями

Добровольности Коллективности

Социальности Дифференциро- Привлекатель- Эмоциональной

ван. подхода ности насыщенности

Учреждения досуговой сферы

Клубные учреждения, парки культуры и отдыха, центры досуга, учреждения дополнительного образования, кинотеатры, библиотеки и др.

Функции

Информаци онно-просветитель ская

Специфика формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга определяется тем, что правовая образованность членов семьи, включая правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм, осознание права как важнейшей социальной ценности, происходит в свободное время по собственному усмотрению с учетом интересов, потребностей и возможностей конкретной семьи

Социализи-

рующая

Ценностная

Образова-

тельно-

развивающая

Игровая

Интегратив-но-коммуни-кативная

Мотивацион-

ная

Культурно-

творческая

Этапы организации - целеполагание; планирование; организация; реализация целей; анализ

Результат: повышение уровня сформированное'!'!! правовой культуры молодой семьи

Рис. 1. Модель формирования правовой культуры молодой семьи в сфере досуга

Формирующий эксперимент проводился в 2009-2010 гг., заключался в организации педагогической работы по формированию правовой культуры молодой семьи в сфере досуга и проводился в три этапа - разработка, апробация педагогической программы по формированию правовой культуры молодой семьи в сфере досуга, а затем повторное изучение сформированности правовой культуры у участников эксперимента.

В формирующем эксперименте принимали участие 60 человек (28 семей полных и 4 неполных) - молодые люди 18-26 лет (те же, что принимали участие в констатирующем эксперименте), а 120 человек являлись контрольной группой (специальная работа с ними не проводилась).

Основная цель программы «Наше право» - правовое просвещение, повышение правовой грамотности и гражданской активности молодых людей, расширение возможностей правовой информированности молодежи.

В программе рассматривались следующие задачи: повышение правовой культуры и правовая информированность молодежи; формирование правового сознания молодого поколения, воспитание ответственности и уважения к российскому законодательству; достижение осознанной моральной саморегуляции личности; расширение представлений молодежи об окружающим мире посредством введения их в историю и культуру; развитие социальных навыков: дружелюбного поведения, общительности; обеспечение со-

хранения и преемственности отечественных традиций; усвоение нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность и правил доброй, совестливой жизни; формирование стремления подражать положительным поступкам людей; повышение гражданско-правовой активности молодежи через участие в мероприятиях, предусмотренных проектом.

В числе групповых форм педагогической работы использовались: лектории, «круглые столы», обучающие семинары, устные журналы и пр.; тренинги (тренинги общения, тренинги, направленные на развитие способностей, и пр.); игротерапия (конструирование новых вариантов поведения, выработка правомерных форм поведения); библиотерапия и др.

После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение сформированности правовой культуры у молодых людей с целью оценки результативности разработанной педагогической программы. Нами использовалось анкетирование, которое проводилось так же анонимно.

В соответствии с количеством набранных баллов испытуемые условно были распределены на группы. Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты (рис. 2 и 3). Формирующий эксперимент показал, что у большинства испытуемых уровень сформированности правовой культуры повысился.

70 і 60

50

40

30

20

10

60

60

10

10

0 0

30 30

0

Высокий выше средний ниже низкий

среднего среднего

Рис. 2. Диаграмма, отображающая динамику сформированности правовой культуры до и после проведения педагогической работы (экспериментальная группа)

0

7O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6O

5O

4O

3O

2O

1O

O

Высокий

выше

среднего

средний

6O

5O

4O

3O

1O 1O

O O O O

□ Эксперм.группа

□ Контрол.группа

ниже низкий

среднего

Рис. 3. Диаграмма, отображающая уровни сформированности правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах

Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы убедились, что проведение педагогической работы с молодыми людьми по разработанной нами программе «Наше право» способствовало эффективному формированию правовой культуры молодых семей.

Контрольный эксперимент заключался в сравнении данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах в отношении сформированности правовой культуры молодой семьи.

В экспериментальной группе уровень сформированности правовой культуры стал выше после проведения целенаправленной педагогической работы, в то время как в контрольной группе показатели сформированности правовой культуры практически не изменились.

Таким образом, можно сделать вывод: применение разработанной нами программы «Наше право» целесообразно, что подтверждает возможности реализации потенциала досуговой деятельности в формировании правовой культуры молодежи и правильность выдвинутой нами гипотезы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.

3. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 23-28.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сфера досуга в системе социальной защиты современной семьи // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей. М., 1995. С. 48-55.

Поступила в редакцию 15.08.2010 г.

UDC 374

FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUNG FAMILY IN THE SPHERE OF LEISHURE Denis Sergeyevich Barun, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

The article is devoted to a problem of formation of legal culture of young family as complete, independent social phenomenon ensuring validity and freedom in society, in which the rights of the man and citizen are admitted as maximum val-

ue. Today there is an urgent problem of weak legal knowledge of youth, ignorance by the elementary information on the constitutional rights. The analysis of the modern approaches results in a researched problem to a conclusion, that use of potential of leisure sphere can be effective at formation of legal culture of youth.

Key words: legal culture; young family; leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.