Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности'

Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1051
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / FORMATION OF CIVIL AND LAW CONSCIOUSNESS OF YOUTH / MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / SKILLED PRACTICAL JOB

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеев Сергей Сергеевич

Представлены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; представлены диаграммы, демонстрирующие результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENT WORK ON FORMATION OF YOUTH CIVIL AND LAW CONSCIOUSNESS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The materials of experimental work on formation of civil and law consciousness of youth by means of socio-cultural activity consisting from ascertaining, forming and control stages of experiment are submitted; the diagrams demonstrating results of research are submitted.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности»

УДК 374.02

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Сергей Сергеевич МОИСЕЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Представлены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; представлены диаграммы, демонстрирующие результаты исследования.

Ключевые слова: формирование гражданско-правового сознания молодежи; средства социальнокультурной деятельности; опытно'-практическая работа.

В современных условиях развития российского общества существенно изменились социокультурные основы жизнедеятельности, которые нередко негативно влияют на процесс формирования гражданско-правового сознания молодого поколения. Остаются нерешенными вопросы слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодежи, незнание и неуважение законов, невладение элементарной информацией о своих конституционных правах, а отсюда и неумение их отстаивать и защищать.

Цель настоящего исследования заключается в научном и экспериментальном обосновании формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Прежде всего, нами был проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, в ходе которого были рассмотрены и проанализированы основные подходы к проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи, изучен потенциал средств социально-культурной деятельности в данном вопросе, и на этой основе определены сущность, специфика и организационно-педагогические условия осуществления педагогического процесса, а также разработана модель формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности. Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения практической части исследования.

Экспериментальная работа проводилась в период 2010-2012 гг. на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в ней приняли участие 179 человек: 173 молодых людей и 6 человек педагогов-организаторов досуговой деятельности.

Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны две идентичные группы участников, в которые вошли молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет в количестве 173 человек: 58 человек составили экспериментальную группу и 115 человек составили контрольную группу.

Констатирующий эксперимент в соответствии с поставленными задачами проходил в несколько этапов. Прежде всего, нами была разработана анкета для определения уровня сформированности гражданско-правового сознания молодых людей. После проведения анкетирования была осуществлена качественная и количественная оценка полученных данных.

Использовались следующие критерии и показатели оценки сформироваанности гражданско-правового сознания молодежи:

1) когнитивный (знание и понимание основных правовых понятий и норм); 2) мотивационно-ценностный (интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей); 3) поведенческо-деятельностный (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм). Фиксация степени выраженности определенных показателей по всем критериям оценивания с использованием

4-балльной оценочной шкалы позволила измерить исходный уровень сформированное™ гражданско-правового сознания на констатирующем этапе исследования. Каждый ответ оценивался определенным количеством баллов (от 1 до 4 баллов), что позволило затем подсчитать общую сумму баллов, набранную каждым анкетируемым: от минимального количества баллов - 35 до максимального -140 баллов. Соответственно были выделены три уровня сформированости гражданско-правового сознания участников: 1) низкий (репродуктивный) - от 35 до 69 баллов;

2) средний (интерпретирующий) - от 70 до 104 баллов; 3) высокий (креативный) - от 105 до 140 баллов.

После проведения анкетирования в зависимости от набранных баллов все участники были условно разделены на группы. Полученные в итоге проведения констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах данные, мы представили в сравнительной диаграмме (рис. 1).

Анализ результатов анкетирования позволил сделать выводы: многие из опрошенных в достаточно полной степени осознают необходимость наличия гражданско-правового сознания, но не все имеют для этого необходимые знания и навыки; получены недос-

таточно высокие показатели уровня сформи-рованности гражданско-правового сознания (в основном из-за незнания норм законодательства и недостаточности практических умений в гражданско-правовой сфере); отмечено стремление подавляющего большинства опрашиваемых к повышению собственного уровня гражданско-правового сознания и интерес к основным правовым отраслям. Выявленные результаты подтвердили необходимость совершенствования процесса формирования гражданско-правового сознания. В целом представленные мнения анкетируемых об источниках формирования гражданско-правового сознания подтвердили одно из наших предположений о том, что формирование гражданско-правового сознания будет протекать гораздо эффективнее при реализации потенциала средств социально-культурной деятельности в ходе осуществления целенаправленной педагогической работы.

В формирующем эксперименте, проводившемся в 2011-2012 гг., принимали участие 58 человек (те, которые принимали участие в констатирующем этапе эксперимента, вошедшие в экспериментальную группу), а также 6 человек педагогов-организаторов досуговой деятельности.

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

62,00 %

7,00 %

5 %

57,00 %

33,00 %

36 %

Высокий уровень Средний уровень

Низкий уровень

П Экспериментальная группа -_ констатирующий этап

эксперимента

“Л Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента

Нами были определены следующие задачи формирующего эксперимента:

1) разработать педагогическую программу по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности;

2) провести обучающую работу с педагогами по проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности;

3) осуществить педагогическую деятельность по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной нами программой;

4) после завершения педагогической работы повторно изучить уровень сформиро-ванности гражданско-правового сознания молодежи с целью оценки эффективности осуществленной деятельности.

В формирующем эксперименте доминантой являлось формирование и динамика личностных изменений, возникающих в процессе и в результате педагогической работы по формированию гражданско-правового сознания молодежи.

Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Закон и право», направленная на формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Цель программы: формирование гражданско-правового сознания молодежи. Задачи программы: гражданско-правовое просвещение, повышение правовой грамотности и гражданской активности молодежи; создание условий для расширения возможностей правовой информированности; формирование убеждений в необходимости быть готовым к активной защите прав личности, к восстановлению справедливости правовыми методами; формирование отношения к законопослушности как к важнейшей социальной и нравственной ценности, выработка у молодых людей устойчивой ориентации на законопослушное поведение; воспитание активности молодежи через участие в социальнокультурных мероприятиях, предусмотренных программой.

Содержание программы I предполагало осуществление подхода, в котором происходит концентрация на овладение правовыми нормами поведения; знание законов приоб-

ретает для молодого человека личностный смысл, происходит осознание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм отношений с другими людьми; происходит формирование позитивного отношения к закону и праву.

Программа способствовала вхождению молодых людей в мир социокультурного общества через овладение правовыми нормами поведения при активной включенности в социально-культурную деятельность.

Формы работы были следующими: проведение конференций и семинаров на интересующие темы, встречи с интересными людьми, руководителями предприятий и организаций, депутатами и т. д.; встречи со специалистами по борьбе с организованной преступностью, борьбы с наркоманией и т. д.; тематические вечера пропаганды достижений в области законодательства; встречи с сотрудниками управления внутренних дел; организация школ актива и др. Система мероприятий правового обучения включала в себя работу специальных правовых курсов.

Педагогическая работа по формированию правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности в соответствии с разработанной нами программой «Закон и право» проводилась с экспериментальной группой в течение 10 месяцев в рамках молодежного клуба, организованного в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.

Для выяснения эффективности педагогических воздействий по разработанной нами педагогической программе «Закон и право» нами был повторно проведен социологический опрос в виде анкетирования по разработанной анкете. Мы также проанкетировали молодых людей, составивших контрольную группу, с которыми целенаправленная работа по авторской программе не проводилась.

Результаты анкетирования показали, что у большинства испытуемых после проведения педагогической работы уровень сформи-рованности гражданско-правового сознания повысился, что говорило о положительном влиянии проведенной работы на формирование личности молодых людей.

Контрольный эксперимент был направлен на сравнительный анализ полученных данных с целью изучения эффективности

педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Мы провели анализ полученных данных: сравнили результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах на начало и окончание экспериментальной педагогической работы с целью оценки эффективности реализации педагогической модели по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности.

Сравнение итоговых показателей в экспериментальной группе на этапе констатирующего и формирующего этапа экспериментальной работы представлено на сравнительной диаграмме (рис. 2).

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сказать, что количество участников с высоким уровнем сформированно-сти гражданско-правового сознания значительно выросло (с 5 % - на этапе констатирующего эксперимента до 41 % на этапе формирующего эксперимента), количество участников, имеющих средний уровень сформированности гражданско-правового

сознания изменилось качественно: за счет молодых людей, который имели низкий уровень - увеличилось, а за счет перешедших в группу с высоким уровнем - уменьшилось; а количество участников экспериментальной

работы, имеющих низкий уровень, значительно уменьшилось (на констатирующем этапе эксперимента было 33 %, а на формирующем этапе молодых людей с низким уровнем сформированности гражданско-правового сознания выявлено не было (0 %)).

Мы также сравнили результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах на период окончания эксперимента, отразив их в сравнительной диаграмме (рис. 3).

Мы видим, что полученные данные значительно отличаются друг от друга: количество участников с высоким уровнем сформи-рованности гражданско-правового сознания в экспериментальной группе составило 41 %, в то время как в контрольной группе всего 20 %; количество участников, имеющих средний уровень сформированности гражданско-правового сознания отличается незначительно (59 и 65 %), а количество участников эксперимента с низким уровнем сфор-мированности гражданско-правового сознания отличается очень значительно: в экспериментальной группе молодых людей с низким уровнем не выявлено, а в контрольной группе составило 15 %.

Кроме того, мы сравнили показатели, полученные в контрольной группе, на этапе констатирующего и формирующего экспериментов и также представили их в сравнительной диаграмме (рис. 4).

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

62,00 %

41,00 %

5 % ■■

59,00 %

33,00 %

0 %

□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента

Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента

Высокий уровень Средний уровень

Низкий уровень

Мы видим, что динамика показателей сформированности гражданско-правового

сознания у участников, вошедших в контрольную группу, незначительна: количество участников с высоким уровнем сформиро-ванности гражданско-правового сознания несколько выросло (с 7 % - на этапе констатирующего эксперимента до 20 % на этапе формирующего эксперимента), количество участников, имеющих средний уровень

сформированности гражданско-правового

сознания, изменилось также незначительно: с 57 до 65 %; а количество участников экспериментальной работы, имеющих низкий уровень, уменьшилось не на много (на констатирующем этапе эксперимента было 36 %, а на формирующем этапе молодых людей с низким уровнем сформированности гражданско-правового сознания выявлено 15 %).

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

59,00 %

65,00 %

41 %

20,00 %

15%

0,00 %

□ Экспериментальная группа на этапе контрольного эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

] Контрольная группа на этапе контрольного эксперимента

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности гражданско-правового сознания (данные контрольного этапа эксперимента)

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

20,00 %

7%

65,00 %

57,00 %

15%

О Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента

Контрольная группа -формирующий этап эксперимента

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

36,00 %

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов показал значительную положительную динамику уровней сформированности гражданско-правового

сознания молодых людей только в экспериментальной группе.

Как видно из сравнительной диаграммы, молодые люди, вошедшие в экспериментальную группу, продемонстрировали более высокие результаты, чем участники контрольной группы, что позволяет констатировать тот факт, что педагогическая работа по программе «Закон и право», построенная на основе разработанной нами модели и направленная на формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами соци-

ально-культурной деятельности, оказалась достаточно эффективной.

Можно сделать вывод, что разработанная нами программа «Закон и право» может успешно использоваться в работе с молодежью, т. к. педагогическая работа, осуществляемая в соответствии с ней, положительно влияет на формирование гражданско-правового сознания молодежи, а средства социально-культурной деятельности могут оказаться эффективными в формировании гражданско-правового сознания молодежи при соблюдении комплекса разработанных нами организационно-педагогических условий.

Поступила в редакцию 11.01.2013 г.

UDC 374.02

EXPERIMENT WORK ON FORMATION OF YOUTH CIVIL AND LAW CONSCIOUSNESS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Sergey Sergeyevich MOISEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

The materials of experimental work on formation of civil and law consciousness of youth by means of socio-cultural activity consisting from ascertaining, forming and control stages of experiment are submitted; the diagrams demonstrating results of research are submitted.

Key words: formation of civil and law consciousness of youth; means of socio-cultural activity; skilled practical job.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.