Научная статья на тему 'Социально-экономические гарантии для арсенальных работников в России в конце XVIII начале XX вв'

Социально-экономические гарантии для арсенальных работников в России в конце XVIII начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / АРСЕНАЛ / АРТИЛЛЕРИЯ / ВОЙНА / ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ARMY / ARSENAL / ARTILLERY / WAR / MILITARY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобков В.А.

На основе ранее малоизвестных широкому научному сообществу или вообще не введенных в научный обо- рот исторических источников были реконструированы сюжеты, связанные с предоставлением социально- экономических гарантий работникам арсеналов военного ведомства России в конце XYIII-начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC GUARANTEES FOR

On the basis of the previously little-known to the broad scientifi c community, or not entered into the scientifi c circulation of historical sources were reconstructed scenes associated with the provision of socio-economic guarantees for workers of the arsenals of the military departments of Russia in the end of XVIII-beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические гарантии для арсенальных работников в России в конце XVIII начале XX вв»

УДК 355.73 В.А. БОБКОВ

кандидат исторических наук, докторант кафедры истории России Орловского государственного университета

E-mail: vladimir.bobkoff-2009@yandex.ru

UDC 355.73 V.A. BOBKOV

candidate of historical Sciences doctoral candidate, Department of history of Russia, Orel state University E-mail: vladimir.bobkoff-2009@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ АРСЕНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

В КОНЦЕ XYIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

SOCIO-ECONOMIC GUARANTEES FOR АRSENAL WORKERS IN RUSSIA IN THE END OF XVIII-BEGINNING OF XX CENTURIES

На основе ранее малоизвестных широкому научному сообществу или вообще не введенных в научный оборот исторических источников были реконструированы сюжеты, связанные с предоставлением социально-экономических гарантий работникам арсеналов военного ведомства России в конце XYIII-начале XX вв.

Ключевые слова: армия, арсенал, артиллерия, война, военная промышленность.

On the basis of the previously little-known to the broad scientific community, or not entered into the scientific circulation of historical sources were reconstructed scenes associated with the provision of socio-economic guarantees for workers of the arsenals of the military departments of Russia in the end of XVIII-beginning of XX centuries.

Keywords: army, arsenal, artillery, war, military industry.

В России стройная система арсеналов военного ведомства окончательно оформилась к концу XYШ-началу XIX вв. С различными трансформациями рассматриваемая система арсеналов просуществовала до начала XX века. В состав системы входили арсеналы следующих видов: непременные, подвижные и окружные. Общая военно-правовая основа деятельности арсеналов свидетельствует и об одинаковых социально-экономических гарантиях для арсенальных работников на всех предприятиях анализируемой отрасли промышленности в составе военного ведомства России.

Итак, уже в XYШ в. работники арсеналов имели определенные социальные гарантии. Важной гарантией для лиц, проходящих службу далеко от дома, была возможность непосредственного общения с близкими. Так, командир Брянского арсенала И. М. Иванов в силу приостановления части работ в зимнее время удовлетворял просьбы предоставить отпуск и предоставлял возможность съездить навестить родственников. По времени отпуск был одинаковым для всех категорий работников и «составлял 29 дней» » [1. Ф. 221. Оп. 1. Д. 2. Л. 322].

На предприятиях военного ведомства сложилась практика финансовой поддержки семьи рабочего. К примеру, в конце XVШ в. в Брянск для работы на арсенале многие работники прибыли с семьями. Первоначально на содержание членов семей они долгое время ничего не получали. Это вызывало социальное напряжение и после ходатайства работников, на семью стали выделять «три копейки в день» [2. С. 57].

Подобная забота о семье для военного ведомства была своеобразным вкладом в будущее арсенального производства. Как известно, со временем дети (маль-

чики) работников арсеналов заменяли своих отцов на арсенале.

Жалованье на предприятиях военного ведомства выплачивали три раза в год. Помимо жалованья выдаваемого три раза в год, арсенальцы получали мясной и соляной рацион [1. Ф. 221. Оп. 1. Д. 1. Л. 44 об.-45].

Работникам артиллерийских технических заведений были предусмотрены и другие социальные гарантии. Особо выделялась мера, призванная стимулировать работников не только к качественному труду, но и к развитию производства. В частности, за долговременную полезную службу, а также за особые заслуги, открытия и изобретения начальник мог ходатайствовать о награждении мастеровых и рабочих медалями, единовременными денежными выплатами, кафтанами и званием почетного гражданина. Мастеровые, имеющие особые знания, необходимые для заведений, получали казенные квартиры, если таковые имелись, но при этом по усмотрению начальника могла «уменьшаться плата» [3. С. 95].

После окончания Крымской войны в целях стимулирования рабочих к эффективному труду вырабатывали новые меры их экономического поощрения. Как известно, благодаря военным реформам Д.А. Милютина сокращали сроки службы военнослужащих. Работники арсеналов были военнослужащими, а значит, могли уйти в отставку, а предприятия могли потерять квалифицированных работников. В результате, на основании приказа военного министра от 11-го октября 1864 г. за № 14-м нижних чинов за отказ от бессрочного отпуска награждали серебряными шевронами из галуна на левом рукаве мундира с производством им в разме-

© В .А. Бобков © V.A. Bobkov

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014

ре полугодового жалования [1. Ф. 221. Оп. 1. Д. 559. Л. 160-162].

В силу проведенных военных реформ с 1870 г. работы на арсеналах производили вольнонаемными рабочими. Порядок найма рабочих определяли правилами, утвержденными начальником Главного Артиллерийского Управления. В результате изменяли и социально-экономическое обеспечение работников. Работу на арсеналах после введения вольнонаемного труда оплачивалась сдельно и повременно.

Во второй половине XIX в. законодательно закрепили экономические гарантии для рабочих, не трудившихся в праздничные и иные подобные дни. Так, рабочие сохраняли условленную плату: 1) за дни рождения и тезоименитства Государя Императора. 2) за время говений, для чего освобождали от работы поочередно на два дня в один из постов. 3) за время исполнения обязанностей присяжных заседателей в окружных судах. 4) за время призыва к отбыванию «учебных сборов нижних чинов запаса и ратников ополчения» [3. С. 95].

В последней четверти Х1Х в. в России активно формировался пласт законодательных актов в области промышленного развития и социальных гарантий для рабочих. Не стали исключением военно-промышленные предприятия, в том числе и арсеналы. Действия законодательных актов, регулирующие отношения в гражданской промышленности, приказами военных властей распространяли и на военную индустрию.

В 80-х гг. Х1Х в. правительство России разрабатывает законодательство, создающее правовое поле для фабрично-заводского труда. Появляется закон от 1 июня 1882 г. об ограничении труда подростков. Закон от 3 июня 1885 г. о запрете ночной работы женщинам и подросткам (15-17 лет) на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. 3 июня 1886 г. появляются новые «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры», а также «Особые правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» и т.д.

В результате в особых случаях к работам на арсеналах стали допускать малолетних, но не иначе как с соблюдения утвержденных «1 июня 1882 г. правил о малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, и последующих затем изменений» [3. С. 91].

Применение детского труда на военно-промышленном производстве было нормой не только в России, но и в других странах. Так, еще в конце ХУШ в. в передовой в промышленном отношении Англии при работе на арсеналах использовали детский труд. В биографии знаменитого новатора Г. Модсли был факт его работы в годы юношества в Вулвичском арсенале. «Как во всех рабочих семьях, Генри в двенадцать лет послали работать. Он поступил на легкую, «детскую» работу - в Вулвичский арсенал набивальщиком патронов» [4. С. 13].

В конце Х1Х в. военное министерство стремится упорядочить положение вольнонаемных мастеровых технических артиллерийских заведений и улучшить их социальное положение. В 1897 г. определяют, что «все работы, как по приготовлению артиллерийских изделий, так и хозяйственные, а также разные валовые

работы и сторожевые обязанности в артиллерийских технических заведениях исполняются вольнонаемными мастерами, подмастерьями, мастеровыми и рабочими» [3. С. 90].

Социально-экономическое положение арсенальцев и в целом рабочих военной промышленности России по сравнению с положением работников частных предприятий при всех минусах имело и очевидные плюсы. Казенная военная промышленность гарантированно получала заказы, а частная промышленность зависела от конъюнктуры рынка.

В начале XX в. нормативно закрепили гарантии для рабочих при потере трудоспособности. В частности, при несчастных случаях вольнонаемные мастеровых технических артиллерийских заведений военного ведомства, без различия пола и возраста, вознаграждали за утрату, долее, чем на три дня, трудоспособности от телесного повреждения, причиненного им работами на арсенале [3. С. 97].

Пособия назначали со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания ее полной утраты. При полной утрате трудоспособности взамен пособия работник получал пенсию. Пенсии назначали в случае постоянной утраты трудоспособности при полной утрате её - в размере двух третей годового содержания потерпевшего, а при неполной, - в уменьшенном размере, определенном соответственно степени ослабления трудоспособности потерпевшего.

В случае возникновения трудной жизненной ситуации рабочие арсеналов России тоже имели гарантии. Так, они могли прекратить трудовые отношения с предприятием без предварительного заявления об оставлении работы, без удержания полумесячной платы в ряде случаев: 1) высылки рабочего по распоряжению подлежащей власти из места исполнения договора; 2) вследствие работы, разрушительно действующей на здоровье; 3) по болезни и по особым семейным обстоятельствам.

Со стороны технического артиллерийского заведения (арсенала) без предварительного заявления так же могли уволить мастеровых и рабочих без выдачи не в зачет полумесячной платы в случае антиобщественных действий последних. К таким антиобщественным действиям относили: уличение мастеровых и рабочих, «в каких-либо преступлениях или когда человек по дурному поведению, грубости, ослушанию, не может быть терпим в числе мастеровых и рабочих; вследствие обнаружения у мастерового скрываемой им заразительной болезни» [3. С. 91].

Социальные гарантии при потере трудоспособности получал не только рабочий, но и члены его семьи. Подобное обстоятельство не должно удивлять, особенно на фоне того, что как уже было указано выше - практика помощи семье рабочего сложилась еще в XYIII в. Так, существовали «Правила о производстве пенсий потерпевшим от повреждений в здоровье (профессиональных заболеваний) указанным выше лицам, а равно и членам их семейств» [3. С. 29].

Семья получала материальную поддержку и еще

в целом ряде случаев. Так, если смерть работника наступила за несчастным случаем или во время лечения телесного повреждения, или же не позднее двух лет со дня несчастного случая. Если лечение было прикрашено ранее, производили: 1) уплату по принадлежности на погребение умершего - тридцать рублей для взрослого и подростка и пятнадцать рублей для малолетнего и 2) выдачу пенсий членам семейства умершего.

При вступлении вдовы в брак причитающеюся ей пожизненную пенсию заменяли единовременною выдачею в сумме, «равной тройному размеру следующих вдове годичных пенсионных платежей» [3. С. 98].

При всей деятельности военного министерства, направленной на улучшение положения, уровень социально-экономического обеспечения работников арсеналов России в конце XIX в. был невысоким. В результате нехватки средств не только вольнонаемные работники, но и офицерский состав не имел достаточного содержания.

Скудное материальное положение работников арсеналов России стимулировало к образованию разнообразные потребительские общества. В своих воспоминаниях К.Г. Паустовский писал об одном из подобных обществ, существовавших в Брянске. «Оно было открыто в 1910 г. для рабочих «Арсенала» полковником Кузьминым-Караваевым. Развернуться обществу помешали конкуренты, лавку сожгли, пайщикам - рабочим «Арсенала» пришлось покрывать убытки» [5. С. 24].

Важной формой взаимной экономической поддержки в среде работников арсеналов России стали ссудо-сберегательные кассы. Вопрос об устройстве ссудо-сберегательных касс для арсенальцев России подняли в 1873 г. на С.-Петербургском арсенале. В документах артиллерийского департамента сохранили соответствующий документ под названием: «Об устройстве ссудо-сберегательных касс в патронном заводе и арсеналах для вольнонаемных мастеровых» [6. Ф. 6. Оп. 1/1. Д. 341. Л. 1].

Такая форма аккумуляции денежных средств, как сберегательные кассы, уже были знакомым явлением для арсеналов России. Еще 23 декабря 1864 г. инспектор местных арсеналов довел до руководителей арсеналов приказ военного министра за № 243 от 1863 г.

В приказе отметили, что деньги, получаемые рекрутами за добровольное поступление на службу по найму и препровождаемые из рекрутских присутствий, нужно хранить в сберегательных кассах в течение всей их службы. Выдавали деньги полностью с накопившимися процентами, только при условии увольнения нижних чинов в отставку или бессрочный отпуск.

Устав ссудо-сберегательной кассы С.-Петербургского арсенала был во всем согласный с уставом Михайловской артиллерийской академии и училища. Устав утвердили «за исключением того, что обязательный взнос по уставу академии и училища назначен три рубля, а по уставу С.-Петербургского арсенала два рубля» [6. Ф. 6. Оп. 1/1. Д. 40. Л. 2 об.].

Создание ссудо-сберегательных касс было положительным явлением. Но в период начавшейся в скором времени мировой войны негативные стороны скудного материального обеспечения работников арсеналов России проявили себя с новой силой.

Война взвинтила цены на продукты питания, а заработная плата вольнонаемных работников оставалась на прежнем уровне. С началом войны на арсеналах России складывается сложное социально-экономическое положение. Это вызвало недовольство в рабочей среде. Недостаточная зарплата рабочих в годы войны толкала к мешочничеству: «иной раз открыто, с разрешения мастера, а иной раз самовольно, прогулом ехал арсеналец ... за хлебом» [7. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 6. ].

Итак, первые четкие социальные - экономические гарантии для арсенальных работников военного ведомства в России имели место еще с XYIII в. На всем протяжении рассматриваемого времени военное руководство государства предоставляло более или менее значимые гарантии для арсенальцев России. Середина XIX в. была периодом коренных изменений и пересмотром социально-экономических гарантий арсенальцам, что было связано с введением вольнонаемного труда на арсеналах. Необходимо констатировать, что уровень социально-экономического обеспечения работников арсеналов России в конце XIX в. был невысоким и еще больше ухудшился в начале следующего столетия в связи с началом Первой мировой войны.

Библиографический список

1. Государственный архив Брянской области.

2. ВолоховВ.П. Брянск. Тула. 1968.

3. Свод Военных Постановлений. Кн. XIII. (Изд. - 3). СПб. 1910.

4. Загорский Ф.Н. Загорская И. М. Генри Модели (1771-1831). М. 1981.

5. История Брянского края. XX в. Клинцы. 2003.

6. Архив Военно-исторического музея артиллерии инженерных войск и войск связи.

7. Центр документации новейшей истории Брянской области.

References

1. The state archive of the Bryansk region.

2. Volokhov V.P. Bryansk. Tula. 1968.

3. Code Of Military Regulations. KN. XIII. (Ed. - 3). SPb. 1910.

4. Zagorsky F.N. Zagorskaya I. M. Henry Mawdsley (1771-1831). - M. 1981.

5. History of Bryansk region. The twentieth century. Klintsy. 2003.

6. Archive of Military-historical Museum of artillery, engineering and communications forces.

7. Center of documentation of the newest history of Bryansk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.