Научная статья на тему 'Социально-экономическая ситуация в Приднестровье'

Социально-экономическая ситуация в Приднестровье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3085
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спартак А.Н., Евченко Н.Н.

В статье рассматриваются социально-экономические проблемы развития Приднестровской Молдавской Республики. Анализируется динамика основных макроэкономических показателей за 2000-2014 гг. Описываются антикризисные меры правительства ПМР, направления торгово-экономического сотрудничества Приднестровья с Россией на 2015-2017 гг., их стабилизационная роль для экономики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая ситуация в Приднестровье»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

В статье рассматриваются социально-экономические проблемы развития Приднестровской Молдавской Республики. Анализируется динамика основных макроэкономических показателей за 2000-2014 гг. Описываются антикризисные меры правительства ПМР, направления торгово-экономического сотрудничества Приднестровья с Россией на 2015-2017 гг., их стабилизационная роль для экономики республики.

Обострение геополитических конфликтов в Европе актуализировало внимание к Приднестровью, поскольку в результате расширения зоны политического и экономического влияния ЕС, подписания Соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с Украиной и Молдавией (2014 г.) не признанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) оказалась в ситуации ухудшения системы международного товарного обмена и миграции граждан.

Выбор антикризисной стратегии развития Приднестровья - анклава между крупными соседними территориями, в которых реализуются интересы ЕС, - предполагает изучение факторов и условий, определяющих реальный экономический потенциал, анализ управленческих вызовов и ограничений, возможностей достижения определенного уровня самофинансирования. Экономика ПМР в силу узости внутреннего рынка и приоритетности внешних связей в обеспечении функционирования представляется сверхоткрытой, мультивалютной, не столько испытывающей значительную зависимость от конъюнктуры мировых рынков, сколько определяемой мерами содействия (противодействия) внешнеторговым операциям субъектов хозяйствования ПМР со стороны крупнейших партнеров - Молдавии, Украины и ЕС.

Актуальность научных исследований антикризисной стратегии развития ПМР обусловливает необходимость поиска путей и методов решения задач сохранения и развития трудового и производственного потенциалов, усиления геополитической значимости республики (на ее территории проживает по трети граждан России, Украины и Молдавии), увеличение объемов экспорта, повышение интенсивности производственных и научных связей с РФ.

Макроэкономические показатели экономики ПМР. Анализ динамики макроэкономических показателей развития за 2000-2014 гг. свидетельствует о неустойчивости и финансовой зависимости экономической системы ПМР (табл. 1; 2), для которой характерны:

- отрицательное сальдо торгового баланса, достигшее размеров ВВП (долл. США);

- темпы роста объемов импортных поступлений, вдвое превышающие темпы роста экспорта, а их объем - втрое больше объема экспорта (2013 г.);

- неуклонное сокращение численности населения.

Ухудшение индикаторов состояния финансовой и бюджетной систем государства, рост дефицита платежного баланса свидетельствуют о глубоком кризисном состоянии экономики Приднестровья. Кризис приднестровской экономики, первые признаки которого появились в конце 2013 г., заметно усилился в 2014 г., а в 2015 г. перешел в состояние значимой отрицательной динамики ключевых макроэкономических показателей: на середину февраля в доход бюджета государства поступило на 26,4% меньше средств, объем таможенных пошлин снизился в 3,5 раза в годовой динамике января 2015 г. по отношению к январю 2014 г.; объемы экспорта снизились на 27%, промышленного производства - на 25% [1-3].

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели экономики Приднестровья, 2005-2013 гг., млн. руб.*

Показатель 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2013/2005, %

Численность населения на конец года, тыс. чел. Валовой внутренний продукт Объем промышленного производства по полному кругу предприятий Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Объем инвестиций в основной капитал Розничный товарооборот Дефицит госбюджета Дефицит госбюджета**,% к ВВП 547,5 4198,6 5960,3 477,4 758,2 3073,3 104,2 2,5 522,5 8500,1 6829,5 887,8 1155,7 4073.3 1884.4 21,9 517,9 9269.1 7344,6 1248.2 1822,2 4787,8 1251.3 13,3 509,4 11220,6 10083,4 1534,6 1695,6 7230,6 1204,3 10,3 505.2 11691,0 8833,8 2130.0 2014.1 7925,8 753.3 6,4 92,3 278,4 148,2 446,2 265,6 257,9 723,0 256,0

*Здесь и далее в руб. ПМР, если не указано иное. ** Без учета объема долга за российский газ.

Расчеты авторов по [4].

Таблица 2

Открытость экономики Приднестровья, 2000-2014 гг., млн. долл.

Показатель 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014/2000, %

Внешнеторговый

оборот 784 1435 1859 1691 1879 2497 2233 2351 284,8

Экспорт 322 580 727 577 585 697 587 716 182,3

Импорт 462 856 1132 1113 1295 1800 1646 1635 356,3

Сальдо баланса -139 -276 -405 -536 -710 -1103 -1059 -919 -761,9

ВВП 199 518 808 950 980 1008 1051 1117 561,3

Экспорт/ВВП, % 162 112 90 61 60 69 56 64 39,5

Импорт/ВВП, % 232 165 140 117 132 179 157 146 62,9

Расчеты авторов по [4].

Динамика спада в экономике ПМР может увеличить существующий дефицит бюджета в годовом исчислении на 800-900 млн. руб., составив более 1,6 млн. руб. и приблизившись к уровню дефицита кризисного 2009 г. По сообщению министра финансов, общий дефицит республиканского бюджета и Единого государственного фонда социального страхования по социально защищенным статьям может составить за 2015 г. 900 млн. руб. [5]. В конце февраля 2015 г. принято Постановление правительства, в котором уточнен размер дефицита обоих бюджетов по социально защищенным статьям в размере 913 млн. руб. [6].

Покрытие дефицита бюджета - ключевая задача ПМР. По информации председателя Правительства ПМР, совокупные доходы республики составляют порядка 4,8 млрд. руб., а совокупные расходы, которые требуются для обеспечения потребностей государства - примерно 19 млрд. руб. С учетом увеличения зарплаты всем бюджетникам и пенсий всем пенсионерам и выплаты компенсаций - это составит более 20 млрд. [7]. Таким образом, бюджет ПМР обеспечен собственными доходами лишь на четверть. В данной ситуации (при минимизации финансовой помощи ПМР со стороны России) речь идет о потенциальном банкротстве государства.

Объективная внешняя открытость и узость рынка ПМР дополняются муль-тигражданственностью населения, его готовностью к высокой эмиграционной мобильности. Решения правительств соседних государств - Молдавии и Украины - относительно роста заработной платы и социальных выплат, включая льготы, преференции, пенсии, безвизовый въезд в ЕС и т.д. исключительно чувствительны для республики, стимулируют рост миграции ее наиболее квалифицированной группы населения.

Таким образом, в Приднестровье сохраняется высокий уровень социальных затрат государства и экономическая невозможность обеспечения потребностей населения при текущих объемах производства и уровне занятости в государственном и негосударственном секторах экономики, доле пенсионеров в структуре населения. Управление экономикой пока мало адекватно кризисному периоду, а в социальной сфере отсутствуют меры стимулирования прироста рабочих мест, закрепления наиболее квалифицированной рабочей силы. Ключевыми ограничениями развития Приднестровья в среднесрочной перспективе являются:

- статус непризнанного государства, отражающийся на характере отношений собственности, объемах и условиях ведения внешней торговли, привлечении внешних инвестиций, мобильности граждан и т. п.;

- недостаток внутренних источников развития;

- сохранение высокой степени открытости экономики, значимости внешних рынков, зависимости от поступления внешних валютных ресурсов;

- нарастающий уровень отрицательного сальдо торгового баланса, сложности его минимизации;

- углубление дисбаланса между потребностью в поддержании сопоставимых с соседними регионами (Украины и Молдовы) условий жизнедеятельности населения и невозможностью их обеспечения без значительной внешней (российской) финансовой и гуманитарной помощи;

- потеря квалифицированного трудового потенциала;

- изношенность производственной и социальной инфраструктуры (до 80-100 %) и необходимость крупных государственных инвестиций в ее модернизацию.

Антикризисные меры Правительства ПМР (2012-2015 гг.) и их результаты. В 2012 г. руководство ПМР инициировало ряд экономических мер в целях сокращения критического уровня дефицита республиканского бюджета. Они предусматривают:

- борьбу с теневой экономикой и укрепление налоговой дисциплины (национализация крупнейших предприятий; рост доходов работников и выплат в бюджет);

- повышение реальных доходов населения;

- мониторинг бюджетной сферы, сохранение финансовой помощи государства предприятиям;

- рост доходов бюджета (пресечение практики минимизации налогов путем выплат заработной платы «в конвертах», ликвидация офшорных схем работы, ужесточение контроля за предприятиями малого бизнеса);

- рационализацию энергобаланса (повышение внутренних цен на газ);

- упорядочение системы оплаты за газ и электричество, реализуемые населению.

Административные меры оказались крайне неэффективными, а экономические

рычаги - недостаточно действенными (налоговая дисциплина, теневые доходы, валютная составляющая). Позитивные результаты сокращения дефицита бюджета ПМР (на 50% в 2013 г. по сравнению с 2012 г.) были получены за счет роста фискальной нагрузки и системы «индивидуализации льгот» (предприятия реального сектора до 25% налогооблагаемой базы не выплатили в бюджет), а сохранение принципа «индивидуализации» налогообложения («плачу столько, сколько могу»),

дискредитировавшего роль налоговой политики, бюджетного процесса, создало преимущества крупному бизнесу по сравнению с малым и средним.

В 2015 г. в ПМР начался новый этап антикризисного планирования: подготовлены предложения Верховного Совета ПМР [8], ведется их обсуждение в правительстве, объявлен конкурс на разработку «Программы социально-экономического развития ПМР на 2016-2021 годы» [9]. Анализ принятых подходов показывает, что предлагаемые меры не учитывают объемов внешних и внутренних рисков, не направлены на снижение государственных расходов, ориентированы на возобновление российской финансовой поддержки. Президент ПМР в ежегодном (2015 г.) послании к народу так оценил ситуацию: «Антикризисная программа Правительства ПМР носит больше административно-технический характер из-за отсутствия необходимых адекватных рискам ресурсов на повышение ликвидности банковской системы и для целевых вливаний в системообразующие сектора экономики» [10].

Глубина кризиса 2015 г. оценивается по нескольким решениям: введено централизованное распределение ресурсов бюджетов по социально защищенным статьям, вдвое снижен (с 10 до 5 тыс. долл.) разрешенный объем перемещения валюты без декларирования [11], поставлена задача направления всех налогов на выплаты заработной платы. Решением президента в 2015 г. введен офшорный сбор с целью минимизации теневых схем и блокирования вывода денег из страны1. Средства от него будут направлены в бюджет для увеличения выплат пенсий и зарплат, сокращенных в период кризиса. Пенсии и зарплаты бюджетникам уже с 1 октября были повышены на 10% [12].

Полагаем, что в краткосрочной перспективе целями антикризисного управления в ПМР являются: стабилизация объема добавленной стоимости (ВВП), рост экспорта на душу населения, снижение степени зависимости от внешней помощи. Для этого необходимы следующие антикризисные меры:

а) преодоление несовместимости методов «ручного» и «законодательного» управления экономикой, усиление скорости и глубины принятия антикризисных решений, согласованности и реализации политики снижения административно-управленческих расходов;

б) утверждение краткосрочного антикризисного плана, включающего: введение стабильного (неизменного в течение трех лет) тарифа на потребление газа и электроэнергии; сокращение административных бюджетных затрат, включая расходы на государственное управление; мониторинг состояния, определение порядка и условий обновления изношенной инфраструктуры;

в) определение путей ресурсного снабжения экономики ПМР энергоносителями в условиях сохранения ситуации на Украине и возможных перебоев поставок в Европу российского газа через Украину - ПМР.

Решение перечисленных задач представляется критически значимым для сохранения государственности ПМР, восстановления базиса двустороннего торгово-экономического и финансового сотрудничества России и ПМР.

Роль России в устойчивом функционировании экономики ПМР. Россия является многолетним донором бюджета ПМР. Основными статьями помощи ПМР со стороны России являются: поставки газа и обслуживание накопленного долга, который на начало 2015 г. составлял 5,2-5,3 млрд. долл.; спонсирование доплат к пенсиям в размере 5252,8 млн. рос. руб. (2006-2013 гг.); строительство и оснащение

1 Вывод капитала за пределы Приднестровской Молдавской Республики по офшорным схемам составил 292 млн. долл. [12].

объектов социальной инфраструктуры уполномоченной организацией АНО «Евразийская интеграция» на сумму более 3 млрд. рос. руб.

Использование доходов от потребления газа для обеспечения функционирования производственного и социального секторов экономики определяется исключительно позицией России по консервации сложившегося с 2009 г. порядка неуплаты долгов ПМР, которые формально отнесены к долгу Молдавии. Тем не менее отсутствие внутренних источников не только модернизации и развития, но и поддержания систем производства и жизнедеятельности (сети распределения электроэнергии, воды, социальная, производственная и сельскохозяйственная инфраструктура) позволяет прогнозировать дальнейший возможный рост затрат России на социально-экономическое состояние в ПМР. В настоящее время очевидна необходимость принятия сложных инвестиционных решений, новой стратегии функционирования экономики Приднестровья. По расчетам специалистов ПМР, объем затрат на 2015-2016 гг. по инвестиционным программам оценивается в 2-3 млрд. долл.

В конце 2014 - начале 2015 гг. озвучены новые срочные потребности ПМР: для покрытия дефицита бюджета и стабилизации ситуации, или сохранения ее хотя бы на уровне 2013 г., в промышленность необходимо однократное вливание инвестиций на сумму более 1 млрд. долл.» [3], а для обеспечения всех нужд государства необходимы поступления дополнительных средств в бюджет порядка 100 млрд. руб. (9 млрд. долл.) [7]. Кризисное состояние экономики ПМР указывает на объективную необходимость расширения взаимодействия ее с Россией, помимо финансовой, требуются и другие формы поддержки: техническая (консультационная) помощь, присутствие российского бизнеса в инвестиционной, производственной и внешнеторговой сферах и др. В данном направлении предприняты определенные шаги: подписанные Россией и ПМР в конце 2014 г. несколько соглашений о сотрудничестве формируют межведомственные организационные основы взаимодействия [13].

Таким образом, в настоящее время в ПМР функционирует особый тип «экономики возможностей», определяемый руководителями государства как «островок стабильности»: ставка рефинансирования Приднестровского республиканского банка (ЦБ ПРМ) составляет 3,5% [7], девальвации валюты пока не планируется (при резких девальвационных процессах в России и на Украине), экономике необходимо для рестарта около 12-15 млрд. долл. (без учета долга за газ). Очевидно, что действующая экономическая модель неэффективна, необходима структурная перестройка экономики, поиск механизмов ее развития в новых внешних и внутренних условиях.

Стабилизационные механизмы России для ПМР. Экономическое сотрудничество. Курс на стабилизацию и внутреннюю устойчивость экономики ПМР предусматривает принятие властями ПМР обоснованных и последовательных целей политики в экономической сфере. Практика и результаты изменения нормативно-правовых основ работы бизнеса, возможное отсутствие обязательств последнего по соблюдению налоговой дисциплины, смена «правил игры» не позволяют организовать производственный и инвестиционный процессы, создают критический уровень неопределенности при принятии бизнес-решений.

Переход правительства ПМР к устойчивой нормативной базе, отмена методов «персонифицированного управления» (индивидуальная государственная поддержка предприятий) представляется стратегическим условием успеха реализации комплекса стабилизационных мер сотрудничества России и ПМР на 2015-2017 гг. К ним относятся следующие:

1. Организация управления процессом финансово-экономического содействия России. Годовой объем помощи ПМР, достигший со стороны РФ около 1 млрд. долл. [14], ее растущие объемы (до 1,5 млрд. долл. ежегодно) обусловливают необходимость не только

оперативного управления, но и администрирования потенциальных финансовых ресурсов ПМР со стороны донора. В дополнение к российскому оператору гуманитарной помощи АНО «Евразийская интеграция»2 важен механизм не только строительства социальных и промышленных объектов, но и организационно-технического содействия, координации усилий системы российских структур, взаимодействующих с ПМР в рамках партнерства (органы государственного управления, бизнес-структуры, общественные организации содействия торгово-экономическому сотрудничеству, научные и учебные организации). Система 15-ти Соглашений о сотрудничестве Россия - ПМР также требует организационной и финансовой координации: планов работы, мероприятий, синергии усилий ответственных российских ведомств. Возможно, например, создание российского «Центра по взаимодействию с ПМР», который выполнял бы функции «единого координационного органа» по финансовому и техническому сотрудничеству России с ПМР.

2. Техническое содействие России в управлении экономикой ПМР. Анализ решений руководящих органов ПМР (2012-2015 гг.) и их результатов показывает, что со стороны России приоритетным может выступать и профессиональное техническое содействие - помощь экспертов и консультантов, специалистов государственного управления в сферах: финансовой, строительной и ЖКХ. Приоритетными сферами представляются налоговая политика, развитие малого и среднего бизнеса, обоснование политики внутренних цен на газ5.

3. Независимый аудит состояния основных фондов. Очевидно, что социальная и жизнеобеспечивающая инфраструктура ПМР требует обновления, а приоритетность и объемы потенциальных финансовых вложений могут быть выявлены лишь посредством профессионального и независимого технико-технологического аудита.

4. Технологическое обновление. Состояние экономики и социальной сферы ПМР актуализирует приоритетность сотрудничества с крупными российскими предприятиями (в рамках ГЧП) с целью роста уровня конкурентоспособности приднестровских предприятий.

Партнерство бизнеса России и ПМР может быть реализовано в проектах как удешевляющих стоимость факторов производства (накладные расходы по закупкам сырья, сбыт готовой продукции, инвестиционные решения), так и вовлекающих в производство малые и средние предприятия ПМР. Объемы производства и экспорта крупных приднестровских предприятий позволяют рассматривать решения по использованию толлинга, субподряда, совместного выполнения внешнеторговых контрактов, импортозамещения.

Торговое сотрудничество. Торговое сотрудничество России и ПМР испытывает последствия волны санкций 2014-2015 гг., блокады ПМР Украиной: доля экспорта приднестровских товаров в Россию в январе 2015 г. достигла минимума -5,1%, причем импорт превысил экспорт в 43,2 раза (экспорт - 2,0 млн. долл., импорт - 86,4 млн. долл.) [15].

Руководство ПМР указывает на волатильность внешних рынков и сложности с экспортом. В целях стабилизации объемов экспорта, ритмичности работы крупных предприятий ПМР возможен ряд организационно-управленческих действий, направленных на расширение доступа приднестровских товаров на российский рынок. Создание дополнительных каналов сбыта продукции ПМР на российском рынке снижает потенциальную зависимость ее предприятий от санкций со стороны ЕС при углублении сотрудничества Республики Молдова (РМ) с ЕС.

2 АНО — Автономная некоммерческая организация «Евразийская интеграция» создана в ноябре 2012 г. для разработки и

реализации программы материальной помощи ПМР. Основной офис организации находится в Москве, открыто

представительство—в г. Тирасполь. АНО «Евразийская интеграция» выделила ПМР 5 млрд. рос. руб.

5 Попытка правительства ПМР резко увеличить поступления в бюджет за счет роста внутренней цены на газ (на 67% в 2015 г.) едва не привела к коллапсу экономики, что вынудило правительство отменить решение и увеличить цену на 42%, введя индивидуальные тарифы для крупных потребителей.

Продвижение товаров ПМР в РФ, особенно в регионы, территориально близкие к Приднестровью (Крым, Краснодарский край, Ростовская и Брянская области), позволит минимизировать потери предприятий ПМР при экспорте, создаст базис для инвестиционного и проектного сотрудничества, а именно позволит:

1. Способствовать продвижению товаров производителей ПМР на рынок России, ЕАЭС с помощью механизмов содействия расширению экспортных поставок приднестровских товаров: объединению усилий бизнеса и власти в использовании информационных ресурсов4.

2. Расширить деловые связи с объединениями предпринимателей России, активно использовать выставочно-ярмарочную деятельность для внешней торговли.

Торгово-промышленная палата (ТПП) России располагает партнерской сетью организаций и объединений предпринимателей5, которые могли бы оказать спонсорское содействие предпринимателям ПМР во внешней торговле. Это содействие может включать: постоянно действующие выставки товаров и услуг производителей ПМР в центрах торговли, на официальных и неофициальных мероприятиях; организацию бизнес-миссий, конференций, интернет-продажи.

3. Разработать организационные меры содействия расширению возможностей внешней торговли по гарантированным заказам. План взаимодействия «ТПП Приднестровья - ТПП России» позволит сформировать пул заинтересованных российских предприятий - потенциальных потребителей продукции, - используя в том числе и рыночный механизм тендеров поставок товаров по контрактам России.

Например, было бы целесообразно до 70-80% объемов сбыта сельскохозяйственной продукции ПМР переключить на удовлетворение потребностей в продуктах питания (фрукты и овощи, свежие и консервированные) территориально близкого Крыма, особенно в условиях стратегии восстановления статуса Крыма как курортной зоны. Водный путь - 400 км до Крыма по реке Днестр и Черному морю - эффективная логистическая схема реализации данного предложения, позволяющая минимизировать отрицательное влияние непри-знанности ПМР на ее внешнеторговый оборот (отсутствие затрат на внешнюю сертификацию в РМ, дополнительные условия уплаты НДС и регистрационные процедуры).

В случае возникновения критического ущерба для ряда ведущих бюджетообразующих приднестровских предприятий или даже отдельных отраслей в связи с принятием Молдавией мер по противодействию приднестровскому экспорту Россия могла бы поддержать пострадавшие предприятия путем увеличения закупок выпускаемой ими продукции:

- от государственных структур, госкорпораций и компаний с государственным участием (в том числе по линии оборонного заказа для завода Молдавизолит; по линии федерального, регионального и муниципального заказа для нужд санаторно-оздоровительных учреждений, того же крымского лагеря «Артек»: например, фабрика «Тиротекс» является крупным производителем постельного белья, в том числе детского);

- от ведущих российских оптовых, мелкооптовых и розничных торговых сетей (включая операторов сетей duty-free) в отношении продукции винно-коньячного завода «Квинт», изделий, выпускаемых предприятиями легкой промышленности Приднестровья.

4. Содействовать расширению внутренних кооперационных связей и созданию объединений предпринимателей ПМР, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Стратегия роста бизнес-привлекательности такого незначительного по размерам территории и численности населения региона, как ПМР, связана с качеством деловой и производственной кооперации, содействием РФ в учреждении ассоциативных форм взаимодействия предпринимательского сообщества (ассоциации, союзы и объединения производителей, торговых компаний, фермеров, представителей личных подсобных хозяйств), которые в ПМР еще предстоит сформировать.

5. Реализовать ряд предложений ТПП Приднестровья, касающихся направлений, содействующих расширению объема взаимной внешней торговли и включающих:

- создание Делового Совета «Россия - Приднестровье» (совместно ТПП и Правительства каждой из стран и привлечением потенциала регионов) и Торгового дома

4 Странички «Сделано в ПМР», «Кооперационные предложения», «Инвестиционные проекты» на известной российскому бизнесу площадке — сайте Торгово-промышленной палаты (ТПП) Приднестровья и ТПП РФ, в региональных ТПП, Центрах международной торговли в РФ.

5 Сеть самой ТПП, Центров Международной Торговли (ЦМТ), «Опора России», «Деловая Россия», Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Приднестровья в России. Регионы России в настоящее время концентрируют треть (34%) числа Соглашений о сотрудничестве, заключенных Приднестровской ТПП;

- разработку Дорожной карты развития восточных рынков в целях государственной и технико-консультационной поддержки производителей и переориентации приднестровских экспортеров с западных на российский рынок;

- распространение зоны действия преференций, предоставленных Россией при импорте приднестровских товаров, на всю территорию Таможенного союза и ЕАЭС (белорусский, казахстанский и рынки членов ЕАЭС) [16].

Следует отметить, что предложения руководства ТПП Приднестровья требуют дополнительного рассмотрения (например, признание приднестровских сертификатов происхождения формы СТ-1 в Казахстане и Белоруссии связано с процедурами, установленными нормативными документами СНГ в части происхождения товаров. Республика Молдова - член СНГ и в настоящее время ее сертификаты происхождения товаров признаются на территории ТС. Однако в связи с подписанием РМ Договора об ассоциированном членстве с ЕС в России на ее товары (мясо, овощи, фрукты, зерновые культуры, сахар, солодовое пиво, виноградное вино, спиртовые напитки) с начала сентября 2014 г. введены таможенные пошлины [17].

Создание Делового Совета «Россия - Приднестровье» с предполагаемым статусом «двусторонней межправительственной комиссии» [16] также представляется перспективной задачей, но требует дополнительного исследования в силу необходимости соблюдения комплекса дипломатических процедур.

Сотрудничество ТПП России и Приднестровья организовано в рамках подписанного 17 апреля 2014 г. «Плана взаимодействия между ТПП РФ и ТПП Приднестровья на период 2014-2016 гг.». При подписании отмечено, что нужно искать новые точки соприкосновения, развивать сотрудничество с регионами [18]. Таким образом, роль обеих ТПП в сотрудничестве является базовой, что позволяет российским объединениям предпринимателей совместно с ПМР, расширить и активизировать деятельность регионов РФ в торгово-экономическом сотрудничестве с ПМР.

Интересы Приднестровья в сотрудничестве с Россией включают: сохранение ведущей роли России в экспортно-импортных связях; защиту интересов республики со стороны России; обеспечение устойчивых поставок российского природного газа, определяющих энергетическую безопасность и международную инвестиционную позицию республики, себестоимость и ценовую конкурентоспособность приднестровских товаров, комфортность условий жизни населения; экономическое сотрудничество, в том числе кооперацию с российскими предприятиями; обеспечение рынков сбыта для приднестровских предприятий; вхождение в образовательное и научное пространство России, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для Приднестровья; получение методической и методологической помощи в области государственного строительства и управления, доступ к информационным базам России; защиту интересов приднестровской рабочей силы, работающей на территории РФ; реализацию совместных программ в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, здравоохранения и образования [19]. Однако кризис показывает, что интересы Приднестровья в сотрудничестве с Россией должны меняться, обеспечивая большую самостоятельность и устойчивость экономики ПМР в результате создания новых рабочих мест, снижения дефицита бюджета республики, а следовательно, и объемов российской помощи.

Таким образом, предложенный комплекс экономических и торговых мер по активизации двустороннего сотрудничества «Россия - ПМР» отражает стратегическую задачу роста устойчивости экономики ПМР, соответствующую интересам обеих сторон. При этом следует учитывать выполнение положения нормативно-правовых основ функционирования интеграционных объединений (ЕАЭС), соблюдая баланс интересов партнеров и бизнеса России в двустороннем российско-приднестровском сотрудничестве.

Определение узких мест современной экономической системы ПМР, анализ проблем и разработка ключевых направлений изменения позволили авторам обосновать механизмы сотрудничества России и ПМР в торгуемых секторах экономики, гуманитарной и финансовой областях. Важно, что отношения «Россия - Приднестровье» могут быть рассмотрены в качестве модели, а предложенные меры сотрудничества - как механизмы роста устойчивости экономик, сходных с ПМР.

В целях роста заинтересованности российского бизнеса в сотрудничестве с Приднестровьем предложено расширить инвестиционный проектно-отраслевой коридор за счет усиления практики использования принципов государственно-частного партнерства и российского государственного заказа. Кроме того, предложены механизмы переориентации экономики и внешнеторговых потоков Приднестровья на более тесное сотрудничество с РФ и ЕАЭС в целях обеспечения социально-экономической стабильности в регионе, расширения торговых связей с ближайшими российскими территориями, в частности Крымом.

В условиях сложной экономической ситуации руководители России ведут оптимизацию как внутренних, так и внешних бюджетных затрат. В связи с этим технологии управления помощью внешним получателям требуют дальнейшего исследования, обоснования и использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Кризис приднестровской экономики и возможные пути его преодоления // Оперативная информация о поступлении средств в бюджеты различных уровней по состоянию на 18 февраля 2015 года (включительно). Режим доступа: http://minfin-pmr.org/news/680

2. Экономика Приднестровья в глубоком кризисе: парламентские слушания ноябрь 2013. / http://www.tiras.ru

3. Для стабилизации экономической ситуации Приднестровью необходим $1 млрд. Режим доступа: http://www.regnum.rU/news/polit/1892788.html#ixzz3R0TiqO3q

4. Сообщения и доклады ГСС ПМР. http://mepmr.org/gosudarstvennaya-statistika; http://gov-pmr.org/item/4490

5. Минфин ПМР: Дефицит по социально защищенным статьям бюджета может достичь 900 миллионов рублей. Электронный ресурс.Режим доступа: http://vestipmr.info/articles/2015/02/17/minfin-pmr-deficit-po-socialno-zashchishchennym-statyam

6. О некоторых особенностях финансирования расходов бюджетов различных уровней Приднестровской Молдавской Республики. Постановление Правительства ПМР 39 от 26 февраля 2015 года. Режим доступа: http://gov-pmr.org/item/3906

7. Доклад Председателя Правительства Туранской Т. М. к рассмотрению проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. на заседании сессии Верховного Совета ПМР. Режим доступа: http://gov-pmr.org/item/3563

8. http://www.vspmr.org/news/supreme-council/vihod-iz-krizisa-predlojeniya-zakonodateley.html

9. Конкурс «Программа социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2016 — 2021 годы». Режим доступа: http://gov-pmr.org/item/3810.

10. Ежегодное послание Президента ПМР к народу. Электронный ресурс. Режим доступа: http://president.gospmr.ru/ru/news/ezhegodnoe-poslanie-prezidenta-pmr-k-narodu

11. Изменены правила перемещения валюты для физических лиц. Электронный ресурс. Режим доступа: http://customs.tiraspol.net/content/view/3109/1/

12. http://www.utro.ru/news/2015/10/05/1257301.shtml

13. Президент Евгений Шевчук принял участие в заседании расширенной отчетной коллегии Министерства иностранных дел ПМР// http: //gov-pmr.org/item/3814

14. Бурла М. Приднестровье наполовину — российское. Режим доступа: http://pmrf2.ru/0100_all-articles/m-burla-pridnestrove-napolovinu-rossiyskoe

15. Приднестровский экспорт в январе упал почти на 28%. Электронный ресурс. Режим доступа: https://news.mail.ru/inworld/moldova/economics/21068851/gallery/

16. Ганин Ю.Г. Направления развития торгово-экономических отношений Приднестровья с Российской Федерацией. Публичные экспертные слушания «Россия и Приднестровье: новый этап экономической, социальной и гуманитарной интеграции». Тирасполь. 26 августа 2013 года.

17. Шадрина Т. Россия ввела пошлины на молдавские товары //http://www.rg.ru/2014/08/01/poshlini-site.html

18. Казимирко-Кириллова А. Подписан План взаимодействия между ТПП РФ и ТПП Приднестровья на период 2014-2016 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/news/podpisan-plan-vzaimodeystviya-mezhdu-tpp-rf-i-tpp-pridnestrovya-na-period-2014-2016-gg-i42563/

19. Бурла М.П. Интеграционный потенциал Приднестровской Молдавской Республики и возможность его реализации в условиях отсутствия международного политико-правового статуса. Режим доступа: http://old.vspmr.org/News/?ID=7325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.