Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики: проблемы и перспективы (1990–2012 годы)'

Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики: проблемы и перспективы (1990–2012 годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5078
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВЬЕ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛОКАДА» / «ECONOMIC BLOCKADE» / TRANSNISTRIA / ECONOMY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Наталья Ивановна

Статья посвящена проблеме социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики в условиях непризнанного государства. На основе данных статистики характеризуются основные тренды в экономическом становлении республики. Так, приведенные в статье данные подтверждают ключевое значение экспорта для экономической сферы ПМР. Большое внимание автором уделяется проблеме так называемой «экономической блокады» Приднестровья со стороны соседних стран как части политики по недопущению самостоятельного развития непризнанного мировым сообществом государственного образования. Автор приходит к выводу, что согласованные действия Молдовы и Украины по ограничению приднестровского экспорта в обозримом будущем могут привести к масштабному кризису в социально-экономической сфере Приднестровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Socioeconomic Development of the Transnistrian Moldovan Republic: Problems and Prospects (1990–2012)

This article looks at the socio-economic development of the Transnistrian Moldovan Republic as an unrecognised state. The main economic trends in the republic are presented on the basis of statistical data. The data provided in the article supports the idea that exports are of key economic importance to the Transnistrian Moldovan Republic. The author pays particular attention to the “economic blockade” of Transnistria by neighbouring states, which is part of a policy to impede the independent development of a state that is not recognised by the international community. The author concludes that the concerted efforts of Moldova and Ukraine to limit Transnistrian exports could lead to a major socioeconomic crisis in Transnistria in the foreseeable future.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики: проблемы и перспективы (1990–2012 годы)»

Харитонова Н.И. *

Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики: проблемы и перспективы (1990-2012 годы)

Статья посвящена проблеме социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики в условиях непризнанного государства. На основе данных статистики характеризуются основные тренды в экономическом становлении республики. Так, приведенные в статье данные подтверждают ключевое значение экспорта для экономической сферы ПМР. Большое внимание автором уделяется проблеме так называемой «экономической блокады» Приднестровья со стороны соседних стран как части политики по недопущению самостоятельного развития непризнанного мировым сообществом государственного образования. Автор приходит к выводу, что согласованные действия Молдовы и Украины по ограничению приднестровского экспорта в обозримом будущем могут привести к масштабному кризису в социально-экономической сфере Приднестровья.

This article looks at the socio-economic development of the Transnistrian Moldovan Republic as an unrecognised state. The main economic trends in the republic are presented on the basis of statistical data. The data provided in the article supports the idea that exports are of key economic importance to the Transnistrian Moldovan Republic. The author pays particular attention to the “economic blockade” of Transnistria by neighbouring states, which is part of a policy to impede the independent development of a state that is not recognised by the international community. The author concludes that the concerted efforts of Moldova and Ukraine to limit Transnistrian exports could lead to a major socioeconomic crisis in Transnistria in the foreseeable future.

Ключевые слова: Приднестровье, экономика, развитие, «экономическая блокада».

Key words: Transnistria, economy, development, «economic blockade».

Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) до

настоящего времени сохраняет ряд, казалось бы, совершенно несовместимых черт. С одной стороны, это — своеобразный социально-политический организм,

сохранивший в значительной степени преемственность от советского строя. С другой

— в республике проведены политические и экономические реформы, причем по многим направлениям более значительные и радикальные, чем в других государствах постсоветского пространства.

Ключевое значение для оценки социально-экономического развития ПМР имеют данные демографии. На численность населения в Приднестровье влияет ряд факторов: геополитическая ситуация в регионе, направленность социально-

экономического развития и, конечно, юридический статус республики.

* Харитонова Наталья Ивановна — кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоношва.

E-mail: natahari@yandex.ru

Динамика численности населения республики и отдельных административнотерриториальных районов обусловлена влиянием естественного и миграционного движения. В начале 1990-х годов рождаемость в ПМР превышала смертность, что обеспечивало естественный прирост и расширенное воспроизводство населения. В 1994 году в результате сокращения рождаемости и роста уровня смертности произошел переход от расширенного к простому типу воспроизводства, а с 1995 года — к суженному типу, характеризующемуся превышением смертности над рождаемостью и естественной убылью населения (в сельских поселениях суженный тип воспроизводства был зафиксирован еще в 1991, в то время как в городах естественная убыль населения была отмечена в 1996 году)1. Однако фактором, повлиявшим на общую численность населения республики в 1990-х и 2000-х годах, явилась внешняя миграция. События конца 1980-х и начала 1990-х, горячая фаза приднестровского конфликта (1992), трудности социально-экономического развития, в значительной степени обусловленные внешними факторами, статус непризнанного государства — все это стало причинами оттока населения из Приднестровья. Внешняя миграция оказала существенное влияние на половозрастной, этнический и профессиональный состав населения. Абсолютная убыль населения приняла устойчивый характер с 1994 года и составила за период 1994-1999 годов 42,9 тыс. чел., в том числе миграционная убыль —

32,3 тыс. чел. Таким образом, с учетом естественного и миграционного движения, а также с уточнением юрисдикции отдельных населенных пунктов, общая численность населения республики за 1989-1999 годы сократилось с 677,9 тыс. до 660,0 тыс. чел.2 С 1991 года началось сокращение трудовых ресурсов: только с 1995 по 1999 год трудовые ресурсы сократились на 15% (с 369,5 до 316,1 тыс. чел.)3.

Согласно переписи населения, проведенной 11-18 ноября 2004 года, в Приднестровье проживало 555 500 чел. Это был первый всеобщий опрос населения региона после распада СССР (последняя советская перепись проводилась в 1989 году — тогда на левобережье Днестра насчитали 750 тыс. чел.). Оценочная численность региона на начало 2009 года равнялась 527 500 чел. — на 6 тыс. меньше, чем годом ранее4.

Основу системы расселения составляют города, поселки городского типа и крупные села. Особенно велика роль Тираспольско-Бендерской агломерации,

1 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. 2-е изд. Тирасполь, 2000. С. 26.

2 Там же. С. 26.

3 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Приднестровье // Молдавия. Современные тенденции развития. М., 2004. С. 389.

4 Итоги переписи населения в Приднестровье. иЯЬ: http://www.languages-

.com/demography/pridnestrovie.html (06.07.2007).

расположенной на обоих берегах Днестра, и г. Рыбницы. В них проживает 2/3 населения и сконцентрирован основной социально-экономический потенциал республики. По данным на 2000 год, в Тирасполе проживало 168 тыс. чел., в Бендерах — 121 тыс. чел., в Рыбнице — 61 тыс. чел., в Дубоссарах — 29 тыс. чел.5 С начала 90-х годов численность городского населения снижается. Помимо городов региональная система расселения включает 8 поселков городского типа и 147 сел — для республики характерны крупные поселки городского типа и села с количеством жителей от 3 до 5 тыс., которые вместе с более мелкими сельскими поселениями образуют сельские агломерации, расположенные вдоль Днестра и его притоков и магистральных автотрасс. Регион отличается высокой средней плотностью населения — по данным на 2000 год — 160 тыс. чел. / кв. км, причем плотность сельского населения в 3 раза ниже общерегиональной. Города сочетают производственные, политико-административные, торгово-распределительные, транспортные, социально-бытовые, рекреационные, религиозные, военно-стратегические функции. Поселки городского типа — центры районов выполняют преимущественно административные и агропромышленные функции. Для сел типична сельскохозяйственная и агропромышленная специализация, иногда в сочетании с градообслуживающими функциями6.

Национальный состав республики меняется следующим образом. По состоянию на 1993 год: молдаване — 243 тыс. чел. (34,1%), русские — 214 тыс. чел. (30,1%), украинцы — 199,3 тыс. чел. (28,0%), другие — 56,3 тыс. чел. (7,9%). В 1996 году: молдаване — 233 тыс. чел. (33,5%), русские — 200,8 тыс. чел. (28,8%)7. В 2004 году: молдаване — 177 тыс. чел. (31,9%), русские — 168 тыс. чел. (30,3%), украинцы — 160 тыс. чел. (28,8%), другие — 39,4 тыс. чел. (7,1%). По данным переписи 2004 года, 31,9% составляют молдаване, 30,4% — русские, 28,8% — украинцы, 2,5% — болгары, 0,8% — гагаузы, 0,6% — белорусы, 0,3% — немцы, 0,2% — евреи, 4,6% — другие этносы8.

Перепись 2004 года зафиксировала, что более 90% населения Приднестровья имеют гражданство Приднестровской Молдавской Республики. Свыше трети населения республики, кроме гражданства ПМР, обладают гражданством другого государства. 107 600 чел. (19,4%) заявили, что имеют гражданство Молдавии, 56 000 (10,1%) — российское, а 44 400 (8%) — гражданство Украины. В городах проживает 69%

5 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 24.

6 Там же.

7 Коненко Г.М. Приднестровье: страноведческая справка. иЯЬ: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID= 15704&8БСТЮ]\Г_ГО=9 (12.06.2013).

8 Итоги переписи населения в Приднестровье.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

населения, в сельской местности — 31%. Мужчины составляют 46% населения

Приднестровья, женщины — 54%. В трудоспособном возрасте находится 63%

населения9. Социологический опрос «Изучение социально-политической ситуации в

ПМР — 2005», проведенный в 2005 году Центром социальных и политических

исследований «Перспектива», показал, что граждане ПМР в случае возможности более

всего хотели бы получить еще гражданство России — 58%, Украины — 26%, Молдовы

— 9%, Румынии — 2,44%10. По различным данным на 2012-2013 годы, в

Приднестровье проживает от 150 до 200 тыс. граждан России11.

В 1990-х годах в республике происходили существенные трансформации социальной структуры, выразившейся в социальном расслоении. Одним из последствий таких трасформаций стало расширение системы платного образования в Приднестровье. Наиболее состоятельная часть населения посылает своих детей учиться в Россию, Молдову, Украину, страны дальнего зарубежья. Снижение рождаемости и выезд населения из Приднестровья привели к сокращению числа школ. Если в 1990-91 учебном году насчитывалось 198 школ, то в 1999-2000 — 180 школ, а численность учащихся сократилось с 104,7 до 90,9 тыс. чел. По данным на 1999 год, на русском языке обучалось 72,8 тыс. чел., на молдавском — 10,2 тыс. чел., на русском и молдавском — 6,3 тыс. чел., на украинском — 0,4 тыс. чел. Из 125 школ молдавских было 33, русско-молдавских — 13 и украинских — 212. В 2007 году на русском языке, имеющем статус государственного наравне с молдавским и украинским языками, в школах обучалось 84,7% (47 110 чел.) от общего числа учащихся; 96,4% студентов учреждений начального и среднего профессионального образования (или 2 059 человек и 6 205 человек соответственно); 100% — все студенты, получающие начальное профессиональное образование; 94,6% всех студентов вузов.

С 1930 года в Приднестровье действовал педагогический институт, в 1990 начал функционировать Г осударственно-корпоративный университет. В 1992 году оба вуза были объединены — новое высшее учебное заведение получило название Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, который по

9 Итоги переписи населения в Приднестровье.

10 Данные опроса «Изучение социально-политической ситуации в ПМР — 2005» / Центр социальных и политических исследований «Перспектива». Тирасполь, 2005.

11 См., например: Молдавия увязала положение своих гастарбайтеров в России и граждан РФ в

Приднестровье. иКЬ: http://www.regnum.ru/news/1722481.html (22.10.2013); Дмитрий Рогозин

предупредил об угрозе размораживания приднестровского конфликта // Коммерсант. 13.11.2013. иЯЬ: http://www.kommersant.md/node/22484 (13.12.2013).

12 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Указ. соч. С. 396.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

настоящее время является главной кузницей кадров для республики. Его

педагогический состав был усилен вынужденными уехать из Кишинева

русскоязычными научно- и профессорско-преподавательскими кадрами. В республике

существует своя научная школа. Госбюджет предусматривает специальную статью

расходов на науку.

В советское время левобережная часть была наиболее экономически развитым регионом Молдавской ССР. Природные и социально-экономические предпосылки (особенности географического положения, избыток трудовых ресурсов и их высокое качество, развитая инфраструктура) обусловили развитие многоотраслевой экономики, ведущее место в которой занимали обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. Горнодобывающая промышленность была представлена лишь добычей отдельных строительных материалов. Потребности в топливе и промышленных сырьевых ресурсах удовлетворялись за счет импорта. В Левобережье производилось более трети всей промышленной продукции, включая более половины оборудования для тяжелой промышленности. Вся сталь и прокат, а также 90% электроэнергии производились в Приднестровье. Основная часть крупных промышленных предприятий имела общесоюзную специализацию и была в союзном подчинении. Соответственно, их деятельность зависела от межреспубликанских источников сырья и материалов, реализация большей части продукции осуществлялась за пределами Молдавской ССР.

Переход в конце 1980-х на новые условия хозяйствования (введение полного хозрасчета и повышение роли производственных коллективов) способствовал укреплению органов местного самоуправления и определенной экономической самостоятельности Левобережья. Распад СССР дестабилизировал экономику региона. Необходимо было искать варианты выхода из кризиса и преодоления последствий разрыва общесоюзных хозяйственных связей. Руководство республики поставило задачу построить государственно-регулируемую экономику рыночного типа, была выработана программа экономических реформ.

Экономические реформы, проведенные в Приднестровской Молдавской Республике, по многим направлениям оказались более значительными, чем в Республике Молдова и в Российской Федерации. Так, кроме введения свободного валютного обмена и либеральных правил ввоза и вывоза капиталов, была осуществлена жилищная реформа,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

отменены многочисленные льготы и дотации13. В ПМР создана своя банковская система

(в 2000 году действовали Приднестровский республиканский банк, 13 коммерческих

банков и 13 филиалов, в 2005 году — 8 коммерческих банков, из которых три созданы с

участием иностранного капитала, 27 их филиалов и 131 структурное подразделение14); в

1994 году введена собственная валюта — приднестровский рубль. Обеспечена

собственная продовольственная безопасность благодаря перестройке структуры

сельского хозяйства.

Основу доходной части республиканского бюджета (80%) формируют платежи хозяйствующих субъектов городов Тирасполя, Бендер, Рыбницы. На 1999 год более 50% бюджетных поступлений составляли косвенные налоги, происходило снижение роли прямых налогов. Целью налоговой политики признана поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование экспортной деятельности, защита внутреннего рынка и повышение мер по наполняемости бюджета15. Так, основная часть расходов республиканского бюджета в 1999 году пришлась на правоохранительные органы (16%), оборону (13%), просвещение (10,5%), народное хозяйство (9,5%), здравоохранение (8,6%)16.

Валовой внутренний продукт (ВВП) составил в 1999 году 281,0 млн долл. (424 долл. на душу населения). Главную роль в создании ВВП играла промышленность — 45% (93,3% продукции отраслей первичного и вторичного секторов, производящих материальные блага), остальные отрасли производственной сферы — 3,3%, сфера услуг

— 43,4%, чистые налоги на импорт — 8,3%. В 1999 году доля предприятий малого бизнеса составила 5,5%. Наибольшее распространение малое предпринимательство получило в торговле, общественном питании, промышленности и строительстве17. 2004-2005 годы оказались для Приднестровья наиболее успешными: самый высокий среднегодовой темп прироста ВВП (12%), резкий скачок экспорта (23% — в 2004 году, плюс 8% — в 2005 году)18.

13 КыневА. Приднестровский штопор // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 4. С. 20.

14 Косовский З.А., Мельник А.П. Развитие банковской системы Приднестровья. иКЬ:

http://www.pmr21.info/text.php?cat=6&name=razvitie_bankovsokj_sistemy_pridnestrovja&arch=onsite

(22.09.2012).

15 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 32.

16 Там же.

17 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 30.

18 Молдова — Приднестровье: общими усилиями — к успешному будущему. Экономические аспекты. Кишинев, 2009. С. 76. ИЯЬ: http://www.patrir.ro/images/stories/PATRIRgeneral/patrir_products/- - - -

ru2.pdf (14.12.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

Примечательно, что, в отличие от рынков других стран, которые охраняются пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость, в Приднестровье используются только пошлины на товар. Причем от них освобождаются предприятия, которые применяют завозимое сырье в производстве, а налог на добавленную стоимость в ПМР отсутствует, в отличие от Молдовы, где 50% бюджета страны формируется за счет НДС, а пошлины дают до 5%. С 2001 года, когда Приднестровье перешло на новый таможенно-налоговый режим — фактически был введен режим свободной торговли со всем миром. Средневзвешенная величина пошлины в ПМР составляет 7% (НДС в разных странах колеблется от 15% до 25%). Это обусловило привлекательность внутреннего рынка ПМР для товаров со всего мира и рост импорта19.

Промышленность в Приднестровье представлена следующими отраслями: черная металлургия (36% — доля в общей стоимости промышленной продукции на 1999 год; 48% — на 2008 год), легкая (22% — по данным на 1999, 12% — на 2008 год), электроэнергетика (13,9% по данным на 1999, 14% — на 2008 год), машиностроение и металлообработка (10% — на 1999, 2009 год), пищевая промышленность (9,9% в 1999, 10% в 2008 году)20. Промышленность концентрируется преимущественно в городах: Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, Дубоссарах, пгт. Днестровске. Черная металлургия представлена совместным предприятием акционерным обществом закрытого типа (СП АОЗТ) «Молдавский металлургический завод» (ММЗ); легкая промышленность — созданным в 1999 году на базе АОЗТ «Тиротекс» Концерном легкой и текстильной промышленности (ЛиТП), в который вошли 17 предприятий отрасли (в общем объеме легкой промышленности доля концерна составила 76%), а также ряд предприятий швейной и обувной промышленности; электроэнергетика — Молдавской ГРЭС (мощность 2 520 тыс. кВт) в пгт. Днестровск, Дубоссарской ГЭС (мощность 48 тыс. кВт). В 1999 году 39,6% электроэнергии экспортировалось21. Среди отраслей машиностроения выделялись электротехническая промышленность:

АО «Электромаш», АОЗТ «Молдавизолит», АО «Электроаппаратный завод», государственное предприятие (ГП) «Молдавкабель» и ГП «Электроаппаратура», АО «Электрофарфор», завод «Литмаш» им. Кирова, АОЗТ «Тизар». Промышленность строительных материалов включает добычу сырья и производство стройматериалов:

19 Ганин Ю. Приднестровским предприятиям все равно придется модернизироваться. ЦКЪ: http://novostipmr.com/ru/news/13-10-14/yuriy-ganin-pridnestrovskim-predpriyatiyam-v-lyubom-sluchae (15.10.2013).

20 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 34; Концепция промышленной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2010-2014 гг. URL: http://www.pandia.ru/text/77/191/17383.php

(15.10.2013).

21 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 34.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

Рыбницкий цементно-шиферный завод, Бендерский завод теплоизоляционных

материалов, Бендерский, Дубоссарский, Рыбницкий и Тирапольский комбинаты

крупнопанельного домостроения. Одними из успешных предприятий были

Тираспольский стеклотарный завод и завод металлолитографии.

На 2004 год промышленность Приднестровья выпускала 80% всей продукции, производимой в Молдове в границах 1990 года, то есть на долю правобережной Молдовы приходилось лишь 20%. Однако и в Приднестровье падение промышленного производства было очень существенным. По сравнению с 1990 в 1995 году индекс промышленного производства составил только 36,7%, а в 1999 году — 29,3%. Таким образом, общий объем промышленного производства за 10 лет в Приднестровье сократился более чем в три раза. Однако в некоторых отраслях удалось сохранить потенциал: производство стали с 1990 по 1999 год выросло с 708 тыс. до 796 тыс. тонн, почти не сократилось производство готового проката, текстиля и др.22

Таблица 1. Индексы общего объема продукции по отраслям промышленности (в сопоставимых ценах; процентах к предыдущему году)23

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Промышленность — всего 101,1 77,6 134,9 98,0 75,0 95,1 102,7 104,9

В том числе электроэнергетика 98,0 62,3 167,1 105,9 174,4 98,9 97,4 103,0

В том числе черная металлургия 103,4 67,2 141,2 90,4 51,9 56,1 123,2 119,4

В том числе химическая промышленность 103,4 80,9 123,9 81,1 85,9 200 103,8 108,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе машиностроение и металлобработка 105,3 85,4 117,9 96,1 56,2 139,6 98,7 100,9

Однако с 1990 года баланс промышленных потенциалов, а соответственно, экспорта и импорта, ПМР и РМ сильно изменился. Это объясняется не только общим экономическим спадом производства в ПМР, но и ограниченными возможностями экспорта товаров из Приднестровья в 2000-х годах.

22 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Указ. соч. С. 390-392.

23 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010. С. 90; Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 96.

Таблица 2. Основные показатели промышленного производства и внешнеэкономической деятельности Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова в 2008 году (в млрд долл.)24

Объем производства Экспорт Импорт

ПМР 1,1 0,93 1,6

РМ 2,9 1,6 4,9

В отраслях агропромышленного комплекса (АПК), по данным 1999 года, создавалось более 10% ВВП и работало около 30% от общей численности занятых в экономике республики. АПК включает отрасли, осуществляющие производство, хранение, транспортировку, промышленную переработку сельскохозяйственного сырья и реализацию конечному потребителю. АПК составляет основу хозяйства Каменского, Дубоссарского, Григориопольского и Слободзейского районов. Аграрный сектор в 1999 году был представлен 92 сельскохозяйственными предприятиями (малоземелье в значительной степени способствовало сохранению в Приднестровье коллективных хозяйств). Площадь сельскохозяйственных угодий составляла 275,5 тыс. га, или 77,2% от всего земельного фонда. ПМР относится к регионам с большим дефицитом земельных ресурсов (0,41 га сельхозугодий на душу населения)25. По официальным данным, с 1995 по 2000 год произошел рост вовлеченных в хозяйственный оборот земельных ресурсов с 353,8 до 416,0 тыс. га26.

Таблица 3. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства (в процентах к предыдущему году)27

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Всего 80,0 103,0 48,3 198,0 87,9 111,9 119,0 68,9

В том числе растениеводства 76,5 104,3 41,4 254,9 84,0 114,6 121,4 63,4

В том числе животноводства 98,6 96,2 70,3 75,5 125,5 98,3 104,1 111,4

За более чем 20 лет структура экономики Приднестровья в целом сохранилась. Промышленность и сельское хозяйство являются основой хозяйства республики. В Приднестровье в 1990-х и начале 2000-х годов господствовала государственная форма

24 Концепция промышленной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2010-2014 гг.

25 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 36-38.

26 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Указ. соч. С. 390.

27 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010. С. 98; Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 104.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

собственности. Так, в 1995 году в индивидуальном и частном секторах было 3%

занятых, а в государственном — 97%. С момента распада СССР росла безработица: с

0,5 тыс. чел. в 1995, до 2,7 тыс. — в 1999 году28; в 2008 году численность граждан,

зарегистрированных в службе занятости, составляла 2572 чел., в 2010 — 8562 чел., а в

2012 — 4945 чел.29

В Приднестровье практически отсутствует внутренний рынок для промышленного производства. Оно ориентировано на экспорт — ПМР удалось наладить экспортные операции со странами дальнего зарубежья. Существует множество примеров плодотворного сотрудничества с западными партнерами, совместных инвестиционных проектов в различных отраслях производства. На протяжении 1990-х годов ПМР поддерживала внешнеторговые отношения более чем с 70 странами мира. Ведущие места во внешнеторговом обороте среди стран СНГ занимали Россия, Украина, Молдова и Белоруссия, среди стран дальнего зарубежья — Германия, США, Швейцария, Италия, Румыния, Великобритания, Польша, Кипр, Турция. Наиболее высока в экспорте доля проката черных металлов (46,6% — в 1998, 52,1% — в 1999, 40,3% — в 2009 году), поставляемого ММЗ, а также энергоносители, сырье, машины, оборудование и товары народного потребления30.

До 2000 года 85% торговли у Приднестровья производилось с Россией, из России же поставлялись 100% энергоносителей. В 1999 году внешнеторговый оборот заметно сократился до 72,8% по сравнению с 1997 годом: это было связано с экономическим кризисом в России, но уже в первой половине 2000 года он увеличился на 47% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года31. Однако в том же 2000 году объем торговли с РФ снизился до 16% (по другим данным — до 20%), что свело российское экономическое присутствие до минимума32. В частности, спустя уже два года после прекращения военных действий, как указывал бывший Председатель Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики Г.С. Маракуца, регион «в отличие от Молдовы в экономическом отношении встал на ноги»33. На этом фоне контрастируют высказывания экс-президента Молдовы

28 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Указ. соч. С. 389-390.

29 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 46.

30 Атлас Приднестровской Молдавской Республики. С. 40.

31 Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Указ. соч. С. 394.

32 Лицкай В.А. Становление и развитие Приднестровской Молдавской Республики // Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка. М., 2000. С. 111.

33 Самуйлов С.М. Межнациональные процессы в Европе: содержание, роль Запада и политика России. М., 1994. С. 16.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

П.К. Лучинского, заявлявшего, что «все в Приднестровье понимают, что им с Молдовой

надо жить вместе. Ведь мы вступаем в Европейский Союз, у нас — перспективы. А на

том берегу жизнь совсем беспросветная. Нищета и коррупция на порядок выше, чем у

нас...»34 В целом, согласно исследованиям российских специалистов, экономическое и

социальное положение населения в Приднестровье значительно лучше, чем в Молдове. В

ПМР, по сравнению от Молдовы, гораздо ниже уровень безработицы, до

«экономической блокады» социальные выплаты производились вовремя. Жилье и

коммунальные услуги по-прежнему дотируются из госбюджета35.

Согласно официальным данным ПМР, ее внешнеторговый оборот постоянно растет, существенное снижение наблюдалось только в 2006 и 2009 годах.

Таблица 4. Внешнеторговый оборот ПМР (в млн долл.)36

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

со странами СНГ 850,7 656,8 1168, 6 1640,2 1168,6 1236,6 1760,7 1882,7

со странами вне СНГ 584,6 503,7 690 929,4 520,1 642,9 667,2 614,1

Аналогичная ситуация наблюдалась в росте объемов экспорта и импорта37.

Таблица 5. Товарная структура импорта по основным статьям (в млн долл.)38

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

продовольственные товары и сырье 178,9 159,5 174,4 257,5 151,4 175,7 198,5 188,3

топливно- энергетические товары 173,1 143,2 276,8 466,1 548,4 567,3 775,1 905,8

металлы и изделия из них 247,7 170,4 306,6 429,3 133,1 141,3 202,0 185,7

машиностроительная продукция 86,5 101,6 155,9 205,2 95,5 147,3 196,9 183,4

34 Лучинский П.К. Профессия — президент: сто отточенных стрел в адрес человека, возмущенного кризисом власти. М., 1999. С. 62.

35 Васильев А. «Вторая молдавская республика» и Приднестровье // Россия XXI. 2000. № 1. С. 155.

36 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 172.

37 См.: Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010. С. 164.

38 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010. С. 166; Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 174.

Таблица 6. Товарная структура экспорта по основным статьям (в млн долл.)39

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

металлы и изделия из них 378,6 283,5 474,4 573,5 208,2 146,4 226,5 228,4

текстильные изделия 34,0 31,6 39,6 51,7 39,6 55,6 54,6 40,5

одежда 28,4 26,4 30,7 33,8 28,8 30,0 33,7 27,2

обувь 18,0 22,0 27,2 33,4 30,5 41,8 45,0 36,3

машиностроительная продукция 32,1 26,5 40,3 43,9 16,1 29,1 36,0 31,4

топливно- энергетическая продукция 47,2 0,8 23,4 41,9 182,0 183,7 173,8 193,8

минеральные продукты 1,0 0,8 45,4 94,7 18,9 16,9 27,7 37,8

На фоне масштабной деиндустриализации Молдовы (за период с 1992 по 1998 год доля машиностроения в валовом национальном продукте (ВНП) сократилась с 14,8% до 8%) и роста теневой экономики (36% ВНП в 1998 году; по данным Национального бюро статистики в 2011 году — 25,5%; по данным Всемирного банка, доля теневой экономики в Молдове с 1999 по 2006 год составила 45,08%) естественным стремлением молдавского правительства было желание усилить индустриальную мощь государства за счет развитой промышленности и электроэнергии, производимой в Приднестровье40. Например, в 2004 году, наращивая торговые отношения с 83 государствами мира, ПМР смогла увеличить свой внешнеторговый оборот до 1,2 млрд долл., что демонстрировало ее серьезный потенциал и возможности, рост доверия со стороны зарубежных государств-партнеров.

В рамках нового витка напряженности во взаимоотношениях между Молдовой и Приднестровьем со стороны Молдовы в 2001 году была введена так называемая экономическая блокада (первая) Приднестровья. Причиной стала активизация политики стран Запада по отношению к Молдове, когда к власти пришел лидер Партии коммунистов РМ В.Н. Воронин и заявил о новом пророссийском курсе.

К этому моменту экономическое положение Приднестровья значительно улучшилось, после того как оно получило право на внешнеэкономическую деятельность по условиям Московского Меморандума 1997 года. Последнее обстоятельство очень беспокоило молдавскую сторону, лишившуюся таким образом

39 Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010. С. 166; Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013. С. 174.

40 Васильев А. Указ. соч. С. 154.

значительной части валютных поступлений. Согласно Протоколу по разрешению возникших проблем в области деятельности таможенных служб Республики Молдова и Приднестровья от 7 февраля 1996 и положениям Московского Меморандума 1997, Приднестровье осуществляло самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. При этом продукция приднестровских предприятий состояла на таможенном обеспечении Молдовы (соответствующие таможенные печати были выданы Молдовой в марте 1996). Пользуясь вступлением во Всемирную торговую организацию, что стало возможным после очередного раунда молдово-приднестровских переговоров, Кишинев счел возможным изменить ситуацию и оказать давление на ПМР. 1 сентября 2001 года Молдова отменила прежние таможенные печати, нарушив тем самым соглашение 1996 года, и в одностороннем порядке ввела новые. Одновременно Кишинев перестал выдавать приднестровским предприятиям государственные сертификаты, объявив о необходимости регистрации приднестровских предприятий в таможенных органах РМ.

Эти меры не были согласованы с Россией и Украиной, что не позволило Молдове восстановить свою таможенную юрисдикцию над территорией Приднестровья — неоправданное со стороны Кишинева обострение отношений с Киевом привело к провалу задуманной акции41. Украина, не признав новые сертификаты таможни РМ, не поддержала таможенную войну против Тирасполя. Однако весь последующий период продолжали действовать санкции, введенные со стороны Молдовы относительно приднестровского экспорта.

В конце 2005 года начался очередной виток «таможенного кризиса», следствием чего стала вторая «экономическая блокада»: 30 декабря 2005 было принято совместное заявление глав правительств Молдовы и Украины, согласно которому с 25 января 2006 года транзит приднестровских товаров через границу с Украиной осуществляется только на основании молдавских таможенных актов. Теперь приднестровские предприятия должны были регистрироваться в Молдове, получать соответствующие сертификаты и таможенные отметки, для чего необходимо было везти товар в Молдову. Последствием введения новых правил стали удорожание и снижение конкурентоспособности приднестровской продукции на внешних рынках. Нужно отметить, что Украина признала новые таможенные печати в мае 2003, однако в августе 2004 года отменила свое решение. Тот факт, что в начале 2005 года Киев снова пошел на

41 ТанасА.В. Приднестровское урегулирование: вопросов больше, чем ответов // Этнопанорама. 2003. № 1-2. С. 49.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

поводу у ЕС, объясняется возросшим давлением на Украину со стороны ЕС,

использовавшего в качестве рычага курс на евроинтеграцию Украины.

1 марта 2006 года увидело свет распоряжение правительства Украины, согласно которому украинскую границу могут пересекать только надлежащим образом оформленные в таможенных органах Молдовы приднестровские товары. Эти нововведения на молдово-украинской границе начали действовать 3 марта 2006 года. С этого дня контроль за прохождением товаров через молдово-украинскую границу осуществляет украинская сторона, согласно положениям Протокола по обоюдному признанию товаро-транспортных, коммерческих, таможенных документов и таможенных обеспечений. Документ был подписан 15 мая 2003 в Киеве Государственной таможенной службой Украины и Таможенным департаментом Республики Молдова. Тогда же, в марте 2006 года, начало «работать» Постановление Правительства РМ от 2 августа 2005 о регулировании грузопотоков, порождаемых экономической деятельностью Приднестровья: Государственной регистрационной палате РМ было поручено вносить предприятия Приднестровья, осуществляющие экспортно-импортные операции, в Государственный регистр предприятий и организаций РМ (временно). Таким образом, Молдова при поддержке Украины в одностороннем порядке вышла из ранее достигнутых с Приднестровьем договоренностей по таможенному обеспечению. Изменение административноправового режима таможенной деятельности в регионе со стороны Молдовы и Украины, которые западные посредники и наблюдатели в переговорном процессе охарактеризовали как «наведение порядка на молдово-украинской границе», приднестровская и российская общественность и политики расценили как установление «экономической блокады» Приднестровья со стороны Молдовы и Украины42. Эти акции Молдовы и Украины повлекли многомиллионные убытки и фактический кризис экспортоориентированной экономики ПМР. За 6 месяцев 2006 года внешнеторговый оборот Приднестровья уменьшился почти на 30%, налоговые поступления сократились примерно на 20%. Ситуация в экономике сильно ухудшилась. Приднестровские и российские эксперты заговорили о близящейся гуманитарной катастрофе в Приднестровье43.

42 Обращение Президента Приднестровской Молдавской Республики к делегатам VI съезда депутатов

всех уровней Приднестровской Молдавской Республики 31 марта 2006 года. иКЬ:

http://www.olvia.idknet.com/ol370-03-06.htm (17.07.2011).

43 Эксперты РФ убедились — Приднестровью угрожает гуманитарная катастрофа. иЯЬ: http://www.rian.ru/politics/20060309/44106579-print.html (15.07.2011).

Затем последовали заявления Государственной Думы и Министерства иностранных дел РФ, осуждающие действия Молдовы и Украины, решения о предоставлении кредитов и гуманитарной помощи. В начале марта 2006 Приднестровье посетила российская межведомственная группа с участием представителей Совета безопасности, Аппарата Правительства, МИД России и других российских ведомств. По результатам визита российская сторона выразила беспокойство касательно ужесточения таможенного режима в отношении приднестровских грузов и отметила, что предпринятые меры противоречат формированию климата доверия и снижения противостояния между сторонами конфликта44. В своем комментарии от 17 марта 2006 года МИД России заявил, что речь идет не столько о введении упорядоченного таможенного режима на украинско-молдавской границе и ее приднестровском участке, сколько о политической акции, где легко просматривается цель перевода под контроль Кишинева всей внешнеэкономической деятельности Приднестровья, подрыва основ формирования бюджета региона, доведения ситуации до социального взрыва45. Посол РФ в Молдове Н. Т. Рябов обвинил молдавское руководство в том, что, пойдя на блокаду, оно нарушило «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье» от 21 июля 1992 и Московский Меморандум 1997, дающий Приднестровью право свободной внешнеэкономической деятельности46. В результате уже в марте 2006 Россия пошла на введение ограничений для молдавского экспорта вина в Россию (до ввода ограничений 80% экспорта молдавских вин и коньяков приходилось на Россию, ограничения были сняты в ноябре 2006, от введенных ограничений обанкротилось или находилось на грани банкротства 40% винодельческих предприятий в Молдове, трудности испытывали многие российские предприятия, работавшие на наиболее дешевом по сравнению с другими винодельческими регионами молдавском виноматериале). В 2006 году Газпром в два раза повысил тариф на поставляемый в Молдову газ — с 80 до 160 долл. за 1000 кубометров. Тогда же Россия организовала гуманитарную помощь жителям Приднестровья, были направлены стабилизационные транши и кредиты (безвозмездная

44 Мозер С. Некоторые аспекты административно-правового режима таможенной деятельности Приднестровья в контексте работы международных мониторинговых миссий // Таможенные вести. 2008. № 6-7 (108-109). С. 2.

45 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией вокруг

Приднестровья, вызванной введением Молдавией и Украиной нового таможенного режима внешнеэкономической деятельности региона. иКЬ:

http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/28CCC26C5DBD361FC32571340058AC4A (17.07.2011).

46 Галинский И.Н. Приднестровье в прокрустовом ложе геополитического противостояния Запада и России. иКЬ: http://www.anti-glob.ru/st/tirgeo.htm (15.07.2011).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

ссуда в размере 50 млн долл., кредиты в размере 150 млн долл. под залог

государственных предприятий). Юридически отношения Приднестровья и России были

оформлены специальным протоколом в мае 200647.

Однако в итоге большая группа предприятий Приднестровья все же вошла в Госрегистр РМ на временной основе (по данным на 2009 год — 190 предприятий) и на постоянной — 385 предприятий48. Многие предприятия по рекомендации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

администрации региона приостановили работу, другие работали «на склад», третьи согласились на двойное налогообложение, предприятия, имеющие контакты с партнерами из стран ЕС, работают без ограничений по ввозу исходных материалов и вывозу готовой продукции, сохранялись и «серые схемы» трафика товаров, прежде всего на Украину. Ужесточилась схема въезда и регистрации на территории Приднестровья. Формально по итогам 2006 года наблюдался рост приднестровского экспорта в страны ЕС (Приднестровье получило право пользоваться европейскими торговыми преференциями, выделяемыми Молдове), однако он объяснялся ростом поставок электроэнергии Молдавской ГРЭС в Румынию. Сумма преференций при этом (данные на 2007 год) оказалась в два раза ниже понесенных Приднестровьем потерь в результате экономической блокады49. Важно отметить и то, что по-прежнему сохраняется зависимость ПМР от поставок российских энергоносителей, позволяющих поддерживать промышленный потенциал республики. С 2006 года Приднестровье почти полностью прекратило выплату долгов за поставки газа из России (в начале 2000-х Россия реструктуризировала часть долга).

Несмотря на некоторое смягчение таможенного режима в декабре 2006, ситуация в Приднестровье усугубляется во многом противоречивостью действий Молдовы в отношении политических и экономических гарантий как для приднестровского бизнеса и населения, так и для региона в целом. Таким образом, действия Кишинева и Украины в отношении Приднестровья можно определить как политическую акцию по «экономическому удушению» региона, при этом Украина, выполняющая одновременно функцию посредника в молдово-приднестровском урегулировании, отошла от взвешенного подхода и скомпрометировала свою позицию

47 ДевятковА.В. Перед вызовом европеизации: политика России в Приднестровском урегулировании (1992-2012 гг.). Тюмень, 2012. С. 105.

48 Государственной регистрационной палатой Молдавии зарегистрированы 575 экономических агентов // иЯЬ: http://newspmr.com/novosti-pmr/ekonomika/2721 (06.10.2013).

49 Штански Н.В. Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье / Молдове: международные аспекты: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. С. 125.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

в глазах Приднестровья и России. В результате этих действий переговорный процесс в

очередной раз подвергся серьезному напряжению.

Введение «экономической блокады» серьезно отразилось на уровне жизни населения, однако не стало критическим. Так, согласно данным исследования Независимый центр аналитических исследований «Новый Век» (Тирасполь) в 2007 году, «запас прочности» приднестровцев еще довольно значителен. Так, почти половина из 589 опрошенных (47,6%) отметили, что жить действительно сложно, но «терпеть еще можно». 42,9% опрошенных признались, что «терпеть ситуацию, сложившуюся сегодня в экономике Приднестровья невозможно». Причем в возрастной категории до 24 лет таких 33,3%, а среди пенсионеров — уже более половины (53,0%). И только 6,9% опрошенных считают, что в экономике Приднестровья «все идет не плохо». Данные опроса также свидетельствуют о том, что 44,3% приднестровцев делят свой бюджет между оплатой коммунальных платежей и питанием. На здоровье, образование и досуг остается совсем немного50.

В 2002 году в Приднестровье началась большая приватизация. Конечными целями приватизации объявили выпуск продукции, рост объемов оказываемых услуг, рост экспорта, появление новых рынков сбыта — предполагалось, что все это позволит увеличить доходы населения и поступления в бюджет и внебюджетные фонды. В разработанную программу приватизации были включены 142 объекта государственной собственности Приднестровья. Процесс передачи в частную собственность осуществляется на возмездной основе. Особенность приватизации в ПМР состояла в том, что для этих целей не осуществлялась эмиссия соответствующих ценных бумаг (ваучеров, чеков или бонов) и не создавались инвестиционные фонды, как это было в свое время в России или Молдове. Предприятия продавались с аукциона или по индивидуальному проекту, а все средства от продажи госимущества поступали в государственную казну. По сведениям Минэкономики ПМР, большинство приватизированных предприятий выполняют условия приватизации, за исключением отдельных положений. По данным на 2008 год, за весь период приватизации покупатели государственных предприятий инвестировали в развитие производства

114,3 млн долл. против плановых 70,2 млн (с начала большой приватизации до 1 января 2006 было продано в частную собственность 68 объектов госсобственности, пик

50 Бобкова Е.М. Социальное и экономическое самочувствие населения двух берегов Днестра в условиях замороженного конфликта // Молдова — Приднестровье: общими усилиями — к успешному будущему. Социальные аспекты. Кишинев, 2009. С. 11-12. иКЬ: http://www.cisr-md.org/pdf/Social%20RU%20v2.pdf

(14.12.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

наблюдался в 2005 году, когда были приватизированы 41 государственное предприятие

и 171 объект муниципальной собственности). Последним крупным объектом,

приватизированным местной фирмой «Шериф» по индивидуальному проекту, стал

винно-коньячный завод «КВИНТ», известный своей продукцией далеко за пределами

постсоветского пространства. На 2007-2008 годы пришелся завершающий этап в

процессе разгосударствления собственности. Новыми собственниками большинства

предприятий стали инвесторы из России. Некоторые из этих предприятий входят в

состав российских холдингов, выполняющих оборонный заказ. Кроме того, в

приватизации участвовали также компании из США, Германии, Венгрии, Бельгии,

Франции, банки и фирмы-резиденты Приднестровья, трудовые коллективы. По

окончании большой приватизации стратегической задачей государства стало

осуществление мониторинга за выполнением инвестиционных условий. В целом опыт

приватизации оказывается далеко не всегда успешным, новые хозяева не всегда

выполняют инвестиционные обязательства и не спешат вкладывать средства в

модернизацию производства. Нужно отметить, что официальный Кишинев не признает

результатов приватизации в Приднестровье, осуществленной без координации с

молдавскими властями.

В ближайшем будущем судьба экономики Приднестровья во много будет определяться изменениями, происходящими в настоящий момент в регионе. Европейский союз, реализуя политику соседства, стремится интегрировать Молдову и Приднестровье в крупные экономические проекты, которые служат начальным этапом европейской интеграции региона. На этом пути ЕС весьма преуспел, чему немало способствовала невнятная политика Российской Федерации в регионе, предпочитающей действовать дипломатическим инструментарием и уделяющей недостаточно внимания экономическим проектам. В 2012 году, по данным специалистов, экспорт в Россию упал до 22%, а поставки приднестровской продукции в Молдову выросли с 8 до 35%, экспорт в ЕС остается стабильным и составляет в последние годы 20-30%, экспорт в Украину стабильно составляет 8-10%. Таким образом, с вхождением Молдовы и Украины в зону свободной торговли (ЗСТ) ЕС (что стало возможным в связи с подписанием на саммите «Восточного партнерства» в ноябре 2013 Соглашения об ассоциации Молдова — ЕС) доля молдавского экспорта в ЕС вырастет до 75-85%51. Приднестровье негативно расценивает такую ситуацию, видя многократно возрастающие риски, так как в 2012-

51 Ганин Ю. Указ. соч.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

2013 годах ЕС неоднократно давал понять Тирасполю, что у того могут возникнуть

проблемы с экспортом в случае, если Приднестровье не присоединится к ЗСТ РМ — ЕС.

Дело в том, что льготный режим автономных торговых преференций (АТП) для

приднестровского экспорта, введенный в марте 2008 года, будет сохранен до конца 2015

года. И тогда Приднестровью необходимо будет определиться: либо ПМР входит в ЗСТ

РМ — ЕС, либо платит пошлины такого размера (предполагается, что стоимость

приднестровских товаров на европейском рынке увеличится на 15-25%), что

приднестровские товары становятся неконкурентоспособными на европейском рынке.

Это может повлечь за собой неминуемое падение экспорта и соответствующие

экономические проблемы в самом Приднестровье.

В Евросоюз ПРМ поставляет металл, текстильную и швейную продукцию, обувь. По этим статьям экспорта объем поставок в ЕС достигал 80% в 2000-х годах, а в 2012 — 50%. Приднестровские предприятия на данный момент стремятся

диверсифицировать рынки сбыта. Как указывает Ю. Ганин, самые большие проблемы в будущем ожидаются у швейных призводств, которые поставляют в ЕС порядка 80% продукции52, а также у ММЗ, Рыбницкого цементного завода и др. Поскольку в ПМР не используется НДС, а собственного сырья для легкой промышленности практически нет, оно ввозится преимущественно из ЕС. Перемещение таких товаров производится при заявлении и оформлении таможнями ЕС и ПМР под льготным таможенным режимом переработки товаров и под таможенным контролем без уплаты каких-либо ввозных-вывозных пошлин. Таким образом, ПРМ получает средства за оказанные услуги по переработке товаров. Этот режим, выгодный прежде всего ПМР, будет свернут в 2015 году, и ребром встанет вопрос о переориентации экспортных потоков.

Ключевым в отношении оценок перспектив Приднестровья станет 2015 год. Сыграет следующий ряд факторов, определяющих экономическое бытие ПМР.

В конце 2015 года истекает срок действия режима автономных торговых преференций ЕС для Приднестровья — чем это грозит приднестровской экономике, было указано выше. Структуры ЕС не один год ведут активную работу с приднестровским бизнесом, убеждая в необходимости стать молдавскими торговыми агентами, с тем чтобы потом иметь возможность работать в ЗСТ РМ — ЕС (уже сейчас в качестве таковых зарегистрировано порядка 800 приднестровских предприятий и бизнес-структур).

Кроме того, 1 января 2015 года истекает срок действия пролонгированного ПМР и РМ 23 сентября 2013 протокольного решения «О принципах возобновления

52 Ганин Ю. Указ. соч.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013 137

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию

Приднестровья» от 30 марта 2012 до 1 января 2015 года. Таким образом, в случае,

если данное соглашение не будет в очередной раз пролонгировано, Приднестровью

грозят восстановление «железнодорожной блокады» и негативные последствия для

его экономики.

В 2013 году Молдова озвучила идею об установке стационарных пограничных постов вдоль границы с Приднестровьем (которую приднестровская сторона считает государственной, а молдавские власти, не признающие независимости Приднестровья, — административной). При этом Молдова и Украина намерены подписать до конца 2013 года Соглашение о совместных пограничных «контрольных пунктах» на молдово-украинской границе, подписание данного соглашения было одобрено на состоявшемся в октябре 2013 заседании молдавского кабинета министров53.

Последствия шагов со стороны Украины и Молдовы по вопросу границы, а также инициируемые санкции в отношении «иностранцев», выезжающих с территории ПМР на территорию РМ (имеются в виду прежде всего проживающие в ПМР граждане РФ, которых там насчитывается, по разным данным, от 150 до 200 тыс. чел.), со стороны Кишинева свидетельствуют о том, что интегрирующиеся в европейские структуры Молдова и Украина планомерно реализуют сценарий «принудительной» реинтеграции Приднестровья в состав РМ. Очевидно, что реализуя эту тактику, Кишинев и Киев, особенно после ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе (ноябрь 2013 года), будут менее чувствительны к попыткам Москвы и Тирасполя ослабить давление на Приднестровье.

На сегодняшний день остро стоит вопрос модернизации приднестровских предприятий, которым все сложнее конкурировать с производителями в Европе и странах СНГ. В условиях крайней зависимости от экспортных возможностей государства, предприятиям необходимо модернизироваться, создавать новую номенклатуру товаров, диверсифицировать импорт сырья и экспорт продукции. Ведь даже, если ПМР пойдет по пути вхождения в ЗСТ РМ — ЕС, нужно учитывать, что там существуют определенные стандарты качества производимой продукции и т. д. При этом очевидно, что модернизация возможна либо путем серьезной государственной поддержки, либо с помощью иностранных инвестиций. Опыт показал, что инвесторы не особенно стремятся вкладывать средства в предприятия в условиях постоянно

53 Молдавия и Украина готовят в декабре полную пограничную блокаду Приднестровья. URL: http://www.upmonitor.ru/news/russia/1081811a/ (30.10.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

меняющихся политических реалий в регионе, когда в любой момент экспортные

поставки произведенной продукции могут быть поставлены под угрозу. Не исключено,

что после оценки затрат на модернизацию, ряд предприятий будет просто остановлены,

производство уничтожено.

Однако самой большой внешнеэкономической проблемой для Приднестровья остается нынешний торговый режим с Молдовой. Дело в том, что торговые режимы формируются двусторонними соглашениями, которые должны быть ратифицированы парламентами Республики Молдова и Приднестроской Молдавской Республики. На текущий момент у Тирасполя и Кишинева есть более 80 соглашений, но ни одно из них не прошло обсуждение в молдавском парламенте. И пока действует закон 2005 года «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)», положения которого относительно статуса Приднестровья не приемлет Тирасполь, ратификация этих соглашений невозможна.

Явно не желая договариваться в области экономических взаимоотношений, Молдова постепенно выдвигала неприемлемые условия — они предопределяют ее односторонние преимущества. Несмотря на то, что Московский Меморандум 1997 года дает Тирасполю право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, Молдова систематически ставила и ставит препоны ПМР в этих вопросах. В связи с этим специалисты подчеркивают: утверждая, что Приднестровье является составной частью РМ, все кредиты, инвестиции, гуманитарную помощь она использует только у себя, однако Приднестровье, судя по всему, «не собирается возвращать чужие долги»54.

Таким образом, на сегодняшний день Приднестровье, выжившее в крайне непростых условиях, сумевшее в целом сохранить экономику и ее структуру даже в условиях «экономической блокады», стоит перед выбором не только путей экономического развития, достаточно жестко определяющих внешними обстоятельствами и физической невозможностью модернизировать собственное производство, но и выбором будущего. Очевидно, большую роль здесь сыграют отношения между собственниками крупных предприятий, у которых имеются уже сложившиеся рынки сбыта и понимание способов развития производства, и политическим руководством Приднестровья, по-своему видящем политикоэкономическое будущее республики.

54 Гольдин Г.Г., Митяш В.В. ОБСЕ и Приднестровье. М., 2000. С. 69.

Список литературы:

1. Атлас Приднестровской Молдавской Республики. 2-е изд. Тирасполь, 2000.

2. Бобкова Е.М. Социальное и экономическое самочувствие населения двух берегов Днестра в условиях замороженного конфликта // Молдова — Приднестровье: общими усилиями — к успешному будущему. Социальные аспекты. Кишинев, 2009. С. 9-19. иКЬ: http://www.cisr-md.org/pdf/Social%20RU%20v2.pdf (14.12.2013).

3. Васильев А. «Вторая молдавская республика» и Приднестровье // Россия XXI. 2000. № 1.

4. Галинский И.Н. Приднестровье в прокрустовом ложе геополитического противостояния Запада и России. URL: http://www.anti-glob.ru/st/tirgeo.htm (15.07.2011).

5. Ганин Ю. Приднестровским предприятиям все равно придется модернизироваться. URL: http://novostipmr.com/ru/news/13-10-14/yuriy-ganin-pridnestrovskim-predpriyatiyam-v-lyubom-sluchae (15.10.2013).

6. Гольдин Г.Г., Митяш В.В. ОБСЕ и Приднестровье. М., 2000.

7. Государственной регистрационной палатой Молдавии зарегистрированы 575 экономических агентов // URL: http://newspmr.com/novosti-pmr/ekonomika/2721 (дата обращения: 06.10.2013).

8. Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Приднестровье // Молдавия. Современные тенденции развития. М., 2004. С. 365-448.

9. Данные опроса «Изучение социально-политической ситуации в ПМР — 2005» / Центр социальных и политических исследований «Перспектива». Тирасполь, 2005.

10. Девятков А.В. Перед вызовом европеизации: политика России в Приднестровском урегулировании (1992-2012 гг.). Тюмень, 2012.

11. Дмитрий Рогозин предупредил об угрозе размораживания приднестровского конфликта // Коммерсант. 13.11.2013. URL: http://www.kommersant.md/node/22484 (13.12.2013).

12. Итоги переписи населения в Приднестровье. URL: http://www.languages-

study.com/demography/pridnestrovie.html (06.07.2007).

13. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией

вокруг Приднестровья, вызванной введением Молдавией и Украиной нового таможенного режима внешнеэкономической деятельности региона. URL:

http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/28CCC26C5DBD361FC32571340058AC4A (17.07.2011).

14. Коненко Г.М. Приднестровье: страноведческая справка. URL:

http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=15704&SECTЮN_ID=9 (12.06.2013).

15. Концепция промышленной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2010-2014 гг. URL: http://www.pandia.ru/text/77/191/17383.php (15.10.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 41. Декабрь 2013 г.

16. Косовский З.А., Мельник А.П. Развитие банковской системы Приднестровья. URL: http://www.pmr21.info/text.php?cat=6&name=razvitie_bankovsokj_sistemy_pridnestrovja&a гсИ^^И« (22.09.2012).

17. Кынев А. Приднестровский штопор // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 4. С. 17-22.

18. Лицкай В.А. Становление и развитие Приднестровской Молдавской Республики // Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка. М., 2000. С. 108-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Лучинский П.К. Профессия — президент: сто отточенных стрел в адрес человека, возмущенного кризисом власти. М., 1999.

20. Мозер С. Некоторые аспекты административно-правового режима таможенной деятельности Приднестровья в контексте работы международных мониторинговых миссий // Таможенные вести. 2008. № 6-7 (108-109). С. 2-6.

21. Молдавия и Украина готовят в декабре полную пограничную блокаду Приднестровья. URL: http://www.upmonitor.ru/news/russia/1081811a/ (30.10.2013).

22. Молдавия увязала положение своих гастарбайтеров в России и граждан РФ в Приднестровье. URL: http://www.regnum.ru/news/1722481.html (22.10.2013).

23. Молдова — Приднестровье: общими усилиями — к успешному будущему.

Экономические аспекты. Кишинев, 2009. ЦКЬ:

http://www.patrir.ro/images/stories/PATRIRgeneral/patrir_products/- - - - ru2.pdf (14.12.2013).

24. Обращение Президента Приднестровской Молдавской Республики к делегатам VI съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики 31 марта 2006 года. Ц^: http://www.olvia.idknet.com/ol370-03-06.htm (17.07.2011).

25. Самуйлов С.М. Межнациональные процессы в Европе: содержание, роль Запада и политика России. М., 1994.

26. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2010.

27. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь, 2013.

28. Танас А.В. Приднестровское урегулирование: вопросов больше, чем ответов // Этнопанорама. 2003. № 1-2.

29. Штански Н.В. Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье / Молдове: международные аспекты. Дис. ... канд. полит. наук. М., 2012.

30. Эксперты РФ убедились — Приднестровью угрожает гуманитарная катастрофа. ПРЬ: http://www.rian.ru/politics/20060309/44106579-print.html (15.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.