УДК 37
О.А Кожемякина, соискатель АлтГАКИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема социальной адаптации подростков предполагает комплексный подход в решении проблем личности. Поиск средств, способствующих социальной адаптации депривированных подростков важная задача организации культурно-досуговой деятельности. Описана технология социальной адаптации подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационных центров.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, подростки, социальная адаптация.
Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих социальную адаптацию. В целом ряде исследований культурнодосуговая деятельность рассматривается как самостоятельная подсистема социально-культурной деятельности, общей системы социализации, социального воспитания и образования детей [1-3].
Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, которые осуществляются в формах досуговой деятельности, направленных на решение культурно-воспитательных задач. Одна из них - стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания духовного здоровья.
Психолого-педагогический аспект организации культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социальнокультурной деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков. Мощным средством культурно-досуговой деятельности, влияющим на адаптацию человека, является искусство. Это неоднократно подчеркивалось ведущими отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и т.д.) и учеными, которые исследуют особенности и специфику технологий социально-культурной (и ее составной части - культурнодосуговой) деятельности в различных учреждениях (А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, Б.Г. Мосалев, А.Д. Плюснин, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).
Технологии, направленные на социальную адаптацию, стали активно внедряться в практику работы различных учреждений в процессе организации досуга, а культурнодосуговые технологии находят активное применение в деятельности реабилитационных учреждений, особенно для детей и подростков. Применение как одних, так и других в жизнедеятельности подростков, является необходимым и важным условием сохранения и укрепления психического и нравственного здоровья молодого поколения. Внедрение технологий культурно-досуговой деятельности в реабилитационный процесс является важным и необходимым условием успешной социальной адаптации современных подростков.
Вместе с тем, качество внедрения технологий по социальной адаптации в процесс воспитания подростков зависит как от условий создания адаптационного пространства, реализующегося посредством медицинской и психологопедагогической моделей, так и от рекреационной составляющей этого пространства. При этом медицинская модель предполагает обеспечение адаптации подростков путем максимального наполнения медицинскими технологиями, а психо-лого-педагогическая модель основывается на приоритете пси-
холого-педагогических принципов реабилитационной педагогики [3] и предполагает формирование оздоровительно- рекреационного пространства [2].
Цель исследования - разработать и внедрить технологию социальной адаптации подростков средствами культурнодосуговой деятельности в условиях реабилитационных центров.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс социальной адаптации личности депривированно-го подростка, будет успешным, если:
- разработана организационно-педагогическая модель, на основе которой построена технология культурно-досуговой деятельности по социальной адаптации депривированных подростков;
- обоснована система социально-педагогических условий по социальной адаптации депривированных подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационного центра;
- внедрена в практику работы с депривированными подростками технология культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационного центра.
Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе Областного социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири», МБУ г. Новосибирска Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берегиня», МБОУ СОШ №105 г. Новосибирска, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». На различных этапах в исследовании приняли участие 240 человек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью ниже описанных методик на выявление личностных особенностей и социальной адаптации. После чего была проведена математическая обработка результатов исследования с использованием компьютерной программы Статистика 11.0. Применялись следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А. Будасси), исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейна, методика исследования самоотношения Пантелеева - Столина.
Проведение экспериментального исследования предполагало изучение влияния программы «Культурно-досуговые технологии по социальной адаптации депривированных подростков» на социальную адаптацию депривированных подростков. Естественный эксперимент проводился в реальных для испытуемых условиях, где был введён экспериментальный фактор-программа [1].
Программа содержит три блока: первый - подготовка специалистов Центра к работе по технологии, направленной на социальную адаптацию воспитанников.
Второй - социально-педагогическая помощь, как направление социально-культурной деятельности депривированным подросткам предполагает включение в культурно-досуговую деятельность, общественно-полезную деятельность, спортивные секции, клубно-кружковую работу в центрах дополнительного образования и реабилитационном центре. В рамках этого блока реализуются культурно-досуговые проекты «Родник», «Шаг в будущее», «Социальные компетенции».
Описание проекта «Родник»: социальная адаптация личности в общество предполагает знание народной культуры и
27l
традиций. Условия жизни депривированных подростков указывают на то, что ранние этапы знакомства с историей народа упущены, поэтому приобщение к народной культуре является важнейшим этапом организации культурно-досуговой деятельности в реабилитационном центре. Цель проекта - ознакомление подростков, воспитывающихся в условиях Центра с народными традициями, обычаями и обрядами. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности подростка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает организатору культурно-досуговой деятельности вести работу по сплочению коллектива Центра, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
После знакомства с фольклорным курсом проводится работа по проекту тренинга «Шаг в будущее». Данный социально-психологический тренинг предназначен для изменения эмоционально-поведенческой стороны личности подростка с депривационным синдромом. Тренинг направлен на развитие у подростков навыков эмоционально-волевой регуляции, коммуникативных навыков, адекватной самооценки, уверенности в себе.
Проект «Социальные компетенции» является заключительным этапом во втором блоке оказания социальнопедагогической помощи депривированным подросткам. Социальные компетенции - это комплексы знаний, умений и навыков, позволяющих человеку действовать осмысленно, ответственно и целесообразно в разных социальных ситуациях. Показателями усвоения воспитанниками курса "Социальные компетенции" становятся проявления личной инициативы, самостоятельности и готовность к действиям, как проявления адаптированности личности.
Третий блок направлен на работу с социальным окружением подростка. Социальное окружение подростка, проходящего реабилитации в Центре отличается своей неоднородностью. Технология культурно-досуговой деятельности в области социальной адаптации депривированных подростков, как
система программного обеспечения, которая базируется на методиках воспитательного, образовательного и социальнокультурного процессов, оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности подростков и содержит в себе значительный воспитательный, образовательный, социальнокультурный потенциал. Процесс социальной адаптации организован таким образом, что вся культурно - досуговая деятельность Центров является единой технологией. Предлагаемая нами адаптационная технология, построенная на основе разработанной модели, направлена на воспитание у подростков личностных качеств, способствующих, формированию социокультурных ценностей, таких как, творческая активность, гражданственность, патриотизм и др.
После проведения социально-педагогической работы с использованием внедренных нами методов, видов и форм культурно-досуговой деятельности с целью социальной адаптации, показатели тестов в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной группе, что подтверждает эффективность применения разработанной нами организационно-педагогической модели.
Результаты мониторинга выявили наличие положительной динамики по всем показателям. Проводимая психологической службой центров оценка состояния социальной адаптации подростков показала: изменения коммуникативной компетентности воспитанников, уменьшение последствий стрессов, снижение уровня тревожности, повышение уровня мотивации к активной жизнедеятельности, стрессоустойчи-вость детей, участвующих в эксперименте. Уровни социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в экспериментальной группе на этапе контрольного и констатирующего эксперимента представлены в таблице 1. Психологическая служба центров отметила снижение обращения подростков и воспитателей по вопросам разрешения конфликтов, понижение уровня агрессивности, увеличение творческой деятельности, взаимовыручки, повышение общего эмоционального тонуса в группах.
Таблица 1
Изменения уровней социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах эксперимента
Критерии адаптации Уровни адаптации
средний уровень (1группа) низкий уровень (2группа) дезадаптация (3 группа)
начало эспери- мента конец экспери- мента начало эсперимента конец экспери- мента начало эспери- мента конец экспери мента
Адаптация - 40% 20% 42% 80% 18%
Самопринятие 10% 51.3% 16.7% 14,3 77,3% 34,4
Принятие других 10% 32% 25% 25% 55% 43%
Эмоциональный комфорт 2 % 40% 32% 50% 56% 10%
Интернальность 10% 30% 30% 50% 60% 20%
Стремление к доминированию 8 % 30% 58% 60% 34% 10%
Разработанная нами организационно-педагогическая модель культурно-досуговой деятельности может быть внедрена в различные реабилитационные учреждения (центры помощи семье, психологические центры и т.д.), общеобразовательные учреждения разного типа (школы, гимназии, лицеи), а также в учреждения культуры.
Предлагаемая в качестве специализированной, технология культурно-досуговой деятельности ориентирована на создание благоприятных условий социальной адаптации депривированных подростков. Целостный и системный подход технологии культурно-досуговой деятельности выражается в том, что он охватывает все основные технологические стороны
разработки условий социальной адаптации и отражает внутреннюю технологическую структуру, освоение которой и представляет содержательную сторону культурно-досуговой деятельности. В нашем случае, технологизацию по формированию социальной адаптации депривированных подростков можно рассматривать как интеграцию различных методов, видов и форм культурно-досуговой деятельности в единый специализированный научный процесс, имеющий свою логику построения, направленную на достижения основной цели.
Полученные результаты, позволяют сделать вывод о необходимости проведения с депривированными подростками, систематической культурно-досуговой работы, направленной
на коррекцию низкого уровня адаптационного потенциала ный характер. Именно реабилитационный центр может пред-
воспитанников реабилитационных учреждений. Культурно- ставлять собой особое рекреационно-оздоровительное про-
досуговая деятельность необходима для социальной адапта- странство, где применение реабилитационных технологий ции подрастающего поколения. Реабилитационный центр, как восстановительной медицины и культурно-досуговой дея-
реабилитационно-воспитательная среда предоставляет немало тельности действуют комплексно в системе социальной адап-
досуговых занятий, которые имеют изначально адаптацион- тации детей.
Библиографический список
1. Брижатова, С.Б. Технология формирования региональных программ социокультурного развития в современной России: монография. -Барнаул: АГИИК, 2000.
2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников - М.: МГУКИ. - 2004.
3. Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. - Новосибирск: Светлица, 2008.
Bibliography
1. Brizhatova, S.B. Technology of forming regional programs of social and cultural development in modern Russia: the monography. - Barnaul,
2000.
2. Kiseleva, T.G. Socio-cultural activity: the textbook / T. Kiseleva, Yu D. Krasilnikov - M.: MGUKI. - 2004.
3. Lavrent'eva, Z.I. Antropodinamicheskaya concept of the rehabilitation: monograph. - Novosibirsk: Svetlitsa, 2008.
Article Submitted 19.02.11
УДК 81
С.В. Пилипчук, канд. психол. наук, доц. Дальневосточного государственного гуманитарного университета. г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена вопросам обучения дошкольников английскому языку в новых исторических условиях. В статье делается попытка показать возможность использования «промежуточного языка» на начальном этапе вхождения в иностранный язык.
Ключевые слова: информационное общество, Интернет, язык', речь, коммуникация.
Живя в реальной действительности, при вступлении в новые исторические условия образование всегда пересматривает своё место и роль в обществе. Образование отражает потребности общества, отвечает на его запросы, и пытается соответствовать тенденциям его развития. Большинство признанных теоретиков общественного развития, размышляя о смене проектов социально-экономического развития, используют в своём понятийно-категориальном аппарате для обозначения новой формации понятие «постиндустриализм» и характеризуют общество как «информационное». Характерной чертой нового общества теоретиками информационного общества рассматривается рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих взаимоотношений наряду с ростом интеграции социо-экономической жизни.
Важнейшей отличительной чертой переходного периода к следующей формации является развитие новых информационных технологий, среди которых особенно выделяется Интернет. К главному фактору использования Интернет в образовании относят его интерактивный характер. Особым способом объединения учащихся всего мира в Интернете является вовлечение учащихся в международные образовательные Интернет-проекты, Интернет-конференции, тематические чаты, форумы, флэш-акции, обмен информацией. Одновременно с процессом интеграции усиливается конкурентная борьба в образовании. Появляется рынок образовательных услуг. Бесчисленные предложения в Интернете разнообразных курсов обучения иностранному языку в сочетании с разными дополнительными услугами свидетельствует о том, что важным инструментом в борьбе за захват рынка образовательных услуг в формате Интернета выступает язык предлагаемого образования. Чем больше людей осваивают язык предполагаемого образования, тем легче захватывать рынок. Лидируют курсы английского языка [1]. Отсюда повышенный интерес к изучению английского языка как глобального.
С.С. Галстян отмечает, что всегда общение посредством языка являлось неотъемлемой частью жизни людей, и что
«сегодня в условиях глобализации экономики, политики и культуры, когда общение на уровне международных контактов пронизывает все сферы человеческой деятельности, оно приобретает первостепенное значение. Именно поэтому современная цивилизация выдвигает высокие требования к личности, обращая особое внимание к её культуре и искусству владения устной и письменной речью» [2]. А если предполагается общение на иностранном языке, задача овладения иностранной устной и письменной речью усложняется.
За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. В мировой научной литературе за последние десятилетия сформировалось специфическое научное направление исследований, обычно обозначаемое англоязычным термином Second Language Acquisition (в переводе овладение вторым языком) и фокусирующее внимание на различных аспектах овладения вторым языком.
Традиционно считается, «чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком, как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи». С.Н. Цейтлин полагает, что с точки зрения организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления. Речевая деятельность есть особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определённого содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании) а также процессы, связанные с производством новых единиц (особый вид деятельности, получивший в последнее время название «лингвокреативный») [3, с. 9].
Осознание необходимости не просто изучения, но главным образом - овладения языком в достаточной степени, чтобы на нём происходило обучение за рубежом, родителям недостаточно того факта, что иностранный язык включён в программу средней школы. Их не устраивает не только низкая успеваемость детей по данному предмету, но больше всего их волнует отсутствие мотивации к изучению английского языка. Поэтому уже в дошкольном возрасте родители пытаются дать
27З