Научная статья на тему 'Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска'

Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3463
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / RECREATIONAL ASSOCIATIONS / DEVIANT BEHAVIOR PREVENTION / CREATIVE POTENTIAL / CULTURAL AND VALUE RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скачкова Елена Борисовна

В статье описан опыт вовлечения подростков группы риска в культурно-досуговую деятельность посредством участия в досуговых объединениях на базе социально-реабилитационного центра. Рассмотрены основные принципы профилактики девиантного поведения подростков данной группы и реализации коммуникативного, интеллектуального, творческого потенциала воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational associations as a resource for prevention of deviant behavior of risk group adolescents1"Prometheus" Socially-Rehabilitation Center for The Non-Adults

The article describes the experience of involving risk group adolescents into the cultural and recreational activities through participation in recreational associations based on a social rehabilitation center. The basic principles of prevention of deviant behavior among adolescents of this group and the implementation of the communicative, intellectual and creative potentials of young people are revealed.

Текст научной работы на тему «Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска»

Е. Б. Скачкова

(Санкт-Петербург)

ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В статье описан опыт вовлечения подростков группы риска в культурно-досуговую деятельность посредством участия в досуговых объединениях на базе социально-реабилитационного центра. Рассмотрены основные принципы профилактики девиантного поведения подростков данной группы и реализации коммуникативного, интеллектуального, творческого потенциала воспитанников.

В современном обществе семья и ближайшее окружение играют важнейшую роль в становлении и развитии личности ребенка. Для подростка семья представляет собой модель отношений, на основе которой он организует свое взаимодействие с окружающими людьми. Исходя из полученного опыта взаимодействия в семье, подросток строит собственную жизнь. Однако в настоящее время отмечается возрастание числа так называемых подростков группы риска - подростков, характеризующихся девиантным и делинквентным поведением, т.е. риском совершения правонарушений.

Отсутствие в семье эмоционально благоприятного и доверительного общения с родителями, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации у ребенка. «Кризис семьи» выражается в том числе и в форме обострения таких социальных проблем, как детская беспризорность, усиление девиантных и делинквентных форм социальной (школьной, семейной] дезадаптации детей в подростковом возрасте. Подросток, переживший различные стрессовые ситуации, испытывает сильнейшие негативные переживания - боль, раздражение, агрессию, утрату смысла жизни, что может спровоцировать девиантное и делинквентное поведение. Естественно, что все метаморфозы, происходящие в душе подростка, скрыты от общественного взгляда, но во внутреннем мире отношения и ценности могут меняться кардинально, в том числе и в негативную сторону [5].

Исходя из этого, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в крими-

нальную среду. В обществе в целом, а следовательно, и у подростков как представителей социальной группы размываются духовные ценности, личностные ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России [1].

Среди наиболее актуальных социокультурных причин девиантного поведения подростков, связанных с деформацией мировоззренческой, идеологической, духовно-нравственной сферы бытия ребенка, подростка, можно выделить следующие:

- разрушение механизма ценностно-ориентационной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывание ее консолидирующих ценностных оснований и разрушение традиционных форм общественной морали;

- отсутствие мировоззренческих оснований смыслоориентации и социально-культурной идентификации детей и подростков;

- снижение качества организации детского и подросткового досуга и сокращение соответствующей инфраструктуры вследствие низкой эффективности молодежной культурной политики;

- снижение интереса детей, подростков к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания;

- падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации;

- низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем;

- трудности в трудоустройстве детей и подростков, низкая оплата и пренебрежительное отношение [5].

Профилактику деструктивных форм поведения (правонарушения, алкоголизм, наркомания, суициды, проституция] психолого-пе-дагогическими, социально-экономическими, культурно-просветительными средствами и технологиями рассматривали такие специалисты, как Ю. В. Верминенко, Г. Г. Зайдулина, Ю. А. Клейберг, М. А. Ковальчук, Н. М. Платонова, Я. Ю. Смирнов, и др. [1, 2, 5, 6, 8].

В ходе проделанного нами исследования расширено педагогическое знание о возможностях использования ресурса досуговых объединений в профилактике девиантного поведения подростков группы риска за счет систематизации и выделения сущности процесса профилактики девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра.

Акцентируя внимание на профилактической работе, необходимо говорить о том, что система психолого-педагогических мероприятий должна охватывать длительный период развития и широкий спектр деятельности детей и подростков, отнесенных к группе риска. Наряду с учебной, трудовой, общественной деятельностью, меры профилактики должны охватывать и область досуга. На наш взгляд, культурно-досуговая деятельность является эффективным инструментарием профилактики девиантного поведения подростков группы риска. Психолого-педагоги-ческую помощь детям и подросткам группы риска необходимо объединять в комплексную систему профилактических и коррекционно-реабилитационных мер, направленных не только на развитие познавательных и коммуникационных процессов, но и на повышение самостоятельности при формировании системы ценностных установок, в укреплении социальной позиции и личностных проявлений.

Таким образом, важно и актуально проводить с детьми группы риска различные профилактические мероприятия посредством культурно-досуговой деятельности. Участие детей, подростков в культурно-досуговой деятельности - это упражнение в социально положительном поведении. По словам А.С. Макаренко, между нравственным сознанием и реальным поведением существует «канав-

ка», которую необходимо заполнить социально-полезным практическим опытом.

Культурно-досуговая деятельность, по своей сути, является воспитательной деятельностью; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность [6].

Культурно-досуговую сферу в качестве приоритетной области профилактической деятельности в социально-реабилитационных центрах позволяют рассматривать несколько причин.

Во-первых, культурно-досуговая сфера привлекательна для воспитанников, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентаций] и служат ведущими регуляторами поведения.

Во-вторых, культурно-досуговая деятельность как обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры обеспечивает вовлечение человека в мир культуры, в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок.

В-третьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила культурно-досуговую деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и формирования социально-регулятивных механизмов поведения личности (правосознания, ценност-

ных ориентаций, стереотипов поведения, стиля общения и т.д.].

Культурно-досуговая деятельность, осуществляющая контроль и профилактику девиантного поведения среди социальных сирот (беспризорники, сироты, дети из неблагополучных семей], определяется следующими социально-педагогическими и социальнокультурными принципами: гуманистической ориентации; приоритета общечеловеческих интересов; педагогизации окружающей социально-культурной среды; добровольности и сотрудничества; дифференцированности и доступности; диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического, национально-этнического опыта, традиций и инноваций; ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества; личностно-деятельностного подхода; профилактической направленности, обеспечивающий превенцию девиантных форм поведения в социозащитных учреждениях [4].

Принцип личностно-деятельностного подхода исходит из того, что только в деятельности происходит развитие личности. Организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности способствует познанию себя и окружающего мира, способов и правил взаимодействия с другими, приобретению жизненного опыта и формированию нравственных ценностей. Развитие целенаправленной позитивной активности личности подростков группы риска может реализовываться через различные виды культурно-досуговой деятельности: социальной (общественно значимой]; интеллектуальной, познавательно-образовательной; естественно-научной, научно-технической; художественно-творческой; спортивно-оздоровительной, туристической; развлекательно-игровой; коммуникативной.

Принцип профилактической направленности предполагает включение подростков группы риска в культурно-досуговую деятельность, которая требует социальной активности: проявлений инициативы, творчества, самостоятельности, а также волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям личности.

Реализация принципов направлена на создание условий для духовного развития личности, раскрытие творческих способностей, ресоциализацию ценностно-ориентационной деятельности, проявление активности, коммуникативных качеств, противостояние различным девиациям, повышение уровня информированности, а также умение эффективно проводить свободное время, формирование здорового образа жизни.

Профилактика девиантного поведения -это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Культурно-досуговая деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации и профилактики девиантного поведения воспитанников СПб ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей».

Основываясь на опыте, отметим, что действует на подростков то, что создает поддерживающее социальное благополучие, позволяет получать информацию о разнообразных формах более безопасного поведения, брать на себя ответственность за собственное поведение и предоставляет необходимую поддержку в виде социального, психологического, медицинского, правового, культурно-досугового обслуживания. Все усилия культурнодосуговой деятельности одновременно направлены на формирование общественного сознания, на воспитание молодежи в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов. Потенциал культурнодосуговой деятельности способен предупредить, изменить проявления девиантных форм поведения подростков с помощью педа-гогизации окружающей среды, личностного подхода, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуро-творчества. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социально-культурных и педагогических принципах, средствах и формах культурно-досуговой деятельности, возможно добиться положительных результатов, изменив поведение подростков.

Опыт вовлечения воспитанников СРЦ «Прометей» в культурно-досуговую деятельность с очевидностью показывает, что одним из эффективных инструментов профилактики девиантного поведения подростков группы риска являются досуговые объединения. Посредством вовлечения подростков в подобные объединения происходит выработка

наиболее адекватных форм поведения в условиях микросоциальной среды.

На сегодняшний день в СРЦ «Прометей» через досуговые объединения реализуется коммуникативный, интеллектуальный, творческий потенциал воспитанников. В качестве примеров успешно реализуемых в СРЦ досуговых объединений можно привести «Клуб любителей умного кино» и программу «Творческая мастерская».

1. «Клуб любителей умного кино». Воспитанники СРЦ участвуют в просмотре тематически подобранных художественных и документальных фильмов. Фильмы подбираются на основе актуальной общественной проблематики и значимого личного опыта воспитанников (взаимоотношения личности и группы / общества, детско-родительские отношения, проблемы сиротства, наркомании, алкогольной, игровой и др. зависимостей, одиночества, личностной идентификации, поиска смысла жизни]. После просмотра организуется дискуссия: участники Клуба высказывают аргументированное мнение о фильме, делятся впечатлениями, эмоциональными переживаниями, ценностными суждениями.

Совместный просмотр фильмов способствует взаимному эмоциональному самораскрытию, росту доверительных отношений в коллективе воспитанников. За счет идентификации с персонажами просмотренного фильма воспитанники осознают значимые для них личные и социальные проблемы, могут выразить собственное отношение к ним, обсудить с другими участниками Клуба. Рост осознания позволяет воспитанникам лучше понимать свои потребности и находить социально одобряемые пути их реализации.

2. Занятия по программе «Творческая мастерская». В СРЦ «Прометей» реализуется программа «Творческая мастерская», где воспитанники изучают традиционные и новые технологии декоративно-прикладного искусства, знакомятся с культурой разных национальностей, взаимодействуют с природными и художественными материалами и просто получают удовольствие от процесса. Занятия предполагают создание каждым участником своих неповторимых изделий.

Предлагаемая программа основана на использовании «первичного творчества» (понятие введено Я. Б. Частоколенко [7]]. Первичное творчество имеет в основе заложенную в

каждом человеке креативность и в своем проявлении использует не инструментарии, отшлифованные тысячелетиями человеческой цивилизации, а естественные природные и «природосообразные» формы воплощения. Первичное творчество основано на первичном восприятии, сущность которого составляет неосознаваемое и предсознательное.

Использование техник первичного творчества не предполагает наличия у воспитанников навыков рисования, лепки, декорирования. Это положительно влияет на ощущения социального комфорта. Подросток изначально компетентен в предлагающейся ему творческой деятельности. Также удается снизить сознательное сопротивление творчеству, боязнь чистого листа, избежать ненужного в творчестве «надо», так называемой «логики преодоления». Таким образом, первичное творчество способствует естественному и спонтанному самораскрытию, погружает в альтернативный мир искусства, активируя исследовательский и креативный потенциал человека. На его основе можно выстраивать логику художественного воспитания.

В программу «Творческая мастерская» входят следующие занятия: основы композиции; работа с декоративным материалом (тканями, бисером, пайетками, блестками, кружевами, природным декоративным материалом и др.]; декупаж; декорирование стеклянных изделий (роспись по стеклу, витражная роспись]; монотипия; водяная печать; лепка (пластилин, глина, гипс, воскопласти-ка]; сухое валяние; бумагокручение, скрапбукинг (оформление альбомов и открыток]; вязание мягких игрушек крючком.

Воспитанники создают статуэтки, игрушки, подсвечники, декорируют плафоны, вазы, дощечки, цветочные горшки. Все мастер-классы сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала и наглядных работ. Возможно знакомство со специальной литературой: книгами по различным техникам творчества, сборниками графических изображений, различных образцов орнаментальных узоров.

Занятия направлены на стабилизацию эмоционального состояния подростков, развитие мелкой моторики, навыков последовательности и волевой регуляции, психотерапию эмоциональных состояний (посредством работы с художественными образами и материалами] и межличностных отношений (по-

средством коммуникации воспитанников в процессе совместного творчества]. Кроме того, занятия демонстрируют подростку способы раскрытия его личностного творческого потенциала, позволяют направить энергию и активность в социально-позитивное русло, дают возможность получить удовольствие от процесса творчества и признание результатов собственной деятельности. Все это существенно уменьшает вероятность попыток «самореализации» посредством девиантного и делинквентного поведения.

Опыт организации досуговых объединений СРЦ «Прометей» может использоваться в работе специалистов, работающих с подростками группы риска. Системы досуговых объединений на базе социозащитных учреждений могут реализовывать опыт эстетического, патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития подростков, реализации их научно-технического и творческого потенциала.

Литература

1. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 287 с.

2. Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2002. - 189 с.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 1998.

5. Рудакова И. А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю. Девиантное поведение : учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. -156 с.

6. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 417 с.

7. Частоколенко Я. Б. Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности : дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2004. - 178 с.

8. Энциклопедия социальной работы : [в 3-х т.] : пер. с англ. -М.: Зорис. Т.3. - 1994. - 498 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.