Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков'

Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье рассматривается процесс педагогической поддержки девиантных подростков средствами досуговой деятельности. В ней приведены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской концептуальной модели организации досуговой деятельности воспитанников учреждений закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков»

УДК 37.013 ББК 74.200.44 П 12

М.Э. Паатова

Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается процесс педагогической поддержки девиантных подростков средствами досуговой деятельности. В ней приведены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской концептуальной модели организации досуговой деятельности воспитанников учреждений закрытого типа.

Ключевые слова:

Педагогическая поддержка, досуговая деятельность, девиантные подростки, учреждения закрытого типа.

Современная социальная и экономическая ситуация, наметившаяся в государстве в переходный период, постоянно растущий качественный и количественный показатель преступности несовершеннолетних объективно спровоцировали процесс актуализации научнотеоретических и практических исследований в области ювенальной девиантности и разработки институциональной государственной политики превентивного реагирования. Данная проблема, безусловно, требует от современного российского общества всеобъемливающего комплексного культурно-правового подхода к построению институциональной модели профилактики ювенальной девиации.

Отторжение значительной части молодого поколения от сферы внимания семьи требует концентрации усилий и заботы со стороны общества и государства. Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и беспризорность, преступления и правонарушения несовершеннолетних содержат в себе угрозу развития государства, так как способствуют росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывают нравственные устои общества.

Нам представляется, что профилактика и борьба с правонарушениями несовершеннолет-

них есть не только одна из наиболее важных сторон их социализации, но также и процесса искоренения преступности в стране в целом. В настоящее время определение несовершеннолетних правонарушителей в закрытые учебновоспитательные учреждения системы образования представляется наиболее распространенным способом профилактики безнадзорности и правонарушений. Министерство образования и науки Российской Федерации ориентирует данные специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (спецПУ) на обеспечение психологической, социальной, педагогической и медицинской реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

С 2002 года нами ведутся исследования на базе Майкопского специального учебновоспитательного учреждения закрытого типа (спецПУ) для несовершеннолетних правонарушителей. В период пребывания в данных учреждениях подросток оказывается в условиях социальной изоляции. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением несовершеннолетнего в новые для него социальные процессы: особым образом регулируемое общеобразовательное и профессиональное обучение, строгое подчинение общему режиму. Длительность эмоциональной и социальной депривации в заведении закрытого типа наносит психологический ущерб последующему психосоциальному развитию детей, так как в первую очередь прихо-

дится на подростково-юношеский период, характеризующийся особой «сензитивностью» к лишению межличностных взаимоотношений.

Мы разделяем мнение В.Ф.Пирожкова, который в своих исследованияех отмечает, что принудительная социальная изоляция подростка, характеризующаяся различными ограничениями, - это весьма острая, экстремальная ситуация, которая вызывает переживания различной глубины и силы, накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу и мотивы деятельности, психические свойства и систему отношений [1]. Поиск личной идентичности -центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение. Необходимо, на наш взгляд, отметить, что источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, так как нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а, кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами [2]: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. В противном случае, появляются утверждения: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят». Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Особенности подросткового возраста, опыт асоциального поведения, и условия принудительной социальной изоляции составляют дос-

таточно сложный комплекс проблем, стоящих на пути процесса реабилитации подростка с девиантным поведением. Для преодоления сложившейся ситуации, на наш взгляд, основным направлением деятельности по организации педагогически-реабилитационной помощи является педагогическая поддержка девиантных подростков.

Педагогическая поддержка рассматривается нами как разновидность педагогической деятельности. Ориентируясь на работы отечественных ученых (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин, Е.А.Александрова) [3], под педагогической поддержкой мы понимаем процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности. Педагогическая поддержка создает условия субъект-субъектных, равноправных отношений взрослого и ребенка, направленные на решение проблем ребенка, на индивидуальное саморазвитие. Содержание этих отношений

- основа гуманистического воспитания, благодаря им происходит приобщение детей к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения, становление субъектных качеств.

Педагогическая поддержка, по нашему мнению, может осуществляться в условиях учреждений закрытого типа в разнообразных формах деятельности педагога и в разных сферах, в частности, в общении и творчестве, поэтому она влияет на образ жизни и самостанов-ление подростка. В данном случае речь может идти не только о развернутой деятельной помощи в принятии жизненно важного решения, но и демонстрации педагогом готовности к сотрудничеству с каждым ребенком в ситуации самоопределения и выбора. На наш взгляд, в условиях учреждения закрытого типа наиболее эффективным средством педагогической поддержки девиантных подростков является конструктивно организованная досуговая деятельность воспитанников.

Как известно, самоутверждение личности предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей социальной активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Однако, на практике, в условиях учреждений

закрытого типа сфера проявления и роль индивидуальных личностных качеств подростка, как правило, ограничены. Налицо снижение возможностей социального одобрения подростка, в то время, как именно на этом этапе личностного развития оно крайне необходимо для формирования чувства собственного достоинства и, как следствие, неудовлетворенная потребность в собственной ценности становится причиной выражения ребенком собственной значимости в безнравственных, асоциальных деяниях (проявляется, например, в нарушении общего режима). Особую ценность для нашего исследования имеет мнение А.Ф.Воловика, который выделяет следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, эксте-риоризация [4]. Потребление как низший уровень досуговой деятельности состоит из таких видов занятий, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ. В условиях учреждения закрытого типа конструктивно организованная досуговая деятельность воспитанников позволяет осуществить переход от первого уровня -потребления на более высокий уровень досуговой деятельности - творчество. Таким образом, творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень - от потребителя духовных ценностей до их создателя. Третий уровень досуговой деятельности - экстериори-зация - это демонстрация результатов групповой досуговой деятельности - показ концерта, выступление хора. Целью данного уровня является организация социально-полезной досуговой деятельности. Переход от уровня творчества к уровню социальной отдачи, вынесение результатов деятельности вовне включает человека в систему широких общественных связей, а его досуговая деятельность начинает приобретать характер общественно полезной и значимой.

Мы разделяем мнение О.С.Газмана, который рассматривал детское творчество в целом как важнейшую сферу самоопределения и самореализации ребенка [5]. По мнению автора, каждый подросток уникален и талантлив. Творчество заложено в детях самой природой. Подростки любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться.

Творческое самовыражение необходимо подросткам для нормального развития. Источни-

ком творчества в подростковом периоде является стремление к значимости. Творческий процесс предполагает, что подросток будет повышать собственную значимость, реализуя свой творческий потенциал. Самореализация -есть процесс реализации творческого потенциала, образующий условия для повышения личностной значимости. В условиях социальной изоляции досуговая деятельность может сделать жизнь воспитанников эмоционально насыщенной, разнообразной, создающей условия для самоутверждения и самореализации подростка. По своей природе досуговая деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности. Ее характеризует свобода выбора, добровольность, активность, инициатива.

В процессе исследования нами была разработана и экспериментально апробирована концептуальная модель организации досуговой деятельности воспитанников спецПУ, включающая логико-содержательный компонент, определяющий общую стратегию, теоретические основания моделируемого процесса; пси-холого-педагогический компонент, включающий принципы и закономерности воспитания, содействующие реализации процесса педагогической поддержки несовершеннолетних правонарушителей (целепостановочное, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и кадровое обеспечение); технологический компонент, обеспечивающий организацию и реализацию моделируемого процесса и эффективное функционирование педагогического инструментария.

Предложенная концептуальная модель стала основой педагогического эксперимента, включавшего экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Экспериментальную группу составили воспитанники, принявшие активное участие в реализации социальноадаптивной программы (содержательный компонент модели), контрольную - воспитанники, не принявшие активное участие в программе, а ставшие пассивными зрителями. Основным количественно-информативным источником

послужили результаты мониторинга. В процессе формирующего эксперимента были реализованы две ступени социально-адаптивной программы: первая ступень - «Мой мир», вклю-

чавшая осуществление проектов «Мир красотой спасется», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», «Школа народной культуры», «Колумбы собственного «Я». Данные проекты предполагали организацию различных общеучилищных мероприятий. Вторая ступень - «Наши добрые соседи». Воспитанники приняли активное участие в благотворительных выездных концертах и акциях: «В подарке мое сердце», «Дети-детям», «Детский орден милосердия». Подростки посетили Шовгеновскую школу-интернат, Дом престарелых, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями.

В целом, практика организации процесса педагогической поддержки девиантных подростков средствами досуговой деятельности способствовало достижению следующих позитивных результатов:

- личностному росту подростков (повышению мотивации, активизации субъектной позиции к преодолению трудной жизненной ситуации);

- активизации участия несовершеннолетних в различных видах внеучебной деятельности;

- становлению многосторонне развитой личности;

- повышению общительности и активности воспитанников в процессе творчества через расширение кругов деятельности и общения;

- формированию художественной культуры, познавательных потребностей;

Таким образом, опыт осуществления процесса педагогической поддержки девиантных подростков средствами организации досуговой деятельности на базе учреждения закрытого типа Республики Адыгея позволяет нам рассматривать педагогическую поддержку девиантных подростков как важнейшую составляющую процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Примечания:

1. Пирожков, В.Ф. Особенности общения в группах и коллективах заключенных / В.Ф.Пи-рожков. - Л.: ЛГУ, ЛГГИ 1970. - С.89-234.

2. ., -раст. Проблемы становления личности / Х.Рем-

. - .: ,1994.

3. -нии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве/ . . , . . , . . -

сандрова и др.; под ред. В.А.Сластенина, . . ; . .. . .: Издательский центр Академия», 2006. - 288 с.

4. , . . / . . -

ловик, В. А. Воловик. - М.: Изд-во «Флинта», 1998. - С.59-64.

5. , . . .

авторитарной педагогики к педагогике свободы.

- М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.