Научная статья на тему 'Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением'

Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5427
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ / DEVIANT BEHAVIOR / PRODUCTIVE TECHNOLOGIES / LEISURE ACTIVITIES / YOUTH CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Евгения Александровна

В статье обращается внимание на рост числа подростков с девиантным поведением и в связи с этим рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности подростков «отклоняющегося» поведения на основе применения продуктивных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of leisure activities of adolescents with deviant behavior

The article draws attention to the growing number of adolescents with deviant behavior; in connection with that the author considers the problems of the organization of leisure activities of such adolescents on the basis of productive technologies

Текст научной работы на тему «Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением»

Е. А. Веселова

(Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье обращается внимание на рост числа подростков с девиантным поведением и в связи с этим рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности подростков «отклоняющегося» поведения на основе применения продуктивных технологий

Анализ современной социальной ситуации показывает, что число подростков, не успевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления неуклонно растет, такое поведение в научной литературе называют отклоняющимся, или девиантным.

В Докладе о положении детей в Санкт-Петербурге в 2011 году Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга указывается, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 15,7% [7].Удельный вес подростковой преступности составил 2,6%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечен рост количества тяжких и особо тяжких преступлений на 13,7%, уличных - на 26,3%, совершенных несовершеннолетними в составе групп - на 30,3%. В 2011 году на территории Санкт-Петербурга было совершено 270 общественно опасных деяний детьми и подростками, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Они в 80% случаев были связаны с причинением телесных повреждений различной степени тяжести, каждое четвёртое деяние совершено в образовательных учреждениях города. На начало 2012 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 4517 несовершеннолетних. Это все показатели «отклоняющегося» поведения.

Термин «отклоняющееся» (поведение] часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio - отклонение] или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель]. Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил [2]. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негатив-

ное] отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам [5], его основу составляют нравственно отрицательные проявления и поступки (нечестность, лживость, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.], принявшие характер систематических или привычных, вошедших в рамки девиантного поведения [4].

Девиантное поведение подростков - распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. В современных условиях большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.

Становится очевидным, что новые тенденции, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. В потребностно-мотива-ционной сфере подростка появляются потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде [1].

Изменения основных направлений и приоритетов в педагогической сфере в последние десятилетия сделали очевидной мысль о необходимости переосмыслить научные труды по организации досуговой деятельности подростков с точки зрения современной действительности.

Отметим, что до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А. Т. Куракин, В. В. Фатьянов и др.], с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульф, Л. Н. Николаев,

М. М. Поташник и др.] и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.]. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом?

Досуг является полем деятельности социального педагога, в нём выделяют два вида ценностных характеристик: конструктивную (положительную, направленную на позитивные цели] и деструктивную (отрицательную, наносящую вред индивидууму или обществу в целом].

В настоящее время идеи о конструктивной организации досуга подростков приобретают особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к организации конструктивного досуга подростков изучение данной проблематики становится всё более актуальным и перспективным.

На официальном портале администрации Санкт-Петербурга указанно что организация досуга детей и их родителей в Санкт-Петербурге проводится учреждениями, подведомственными Комитету по культуре, Комитету по образованию, Комитету по физической культуре и спорту, Комитету по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по социальной политике, а также общественными организациями.

Сложившиеся сегодня социальная и образовательная практика работы с подростками и молодежью в подростково-молодёжных клубах преимущественно строится на принципе выделения основных направлений, в рамках которых применяются самые разнообразные технологические подходы, разрабатываются различные программы и реализуются проекты.

Продуктивная технология как основа организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением имеет большой социально-педагогический потенциал развития. В современных социокультурных условиях возникла необходимость в новых формах вовлечения подростков с девиантным поведением в досуговую деятельность.

Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы с девиантными подростками является технологизация социально-педагогической деятельности, в задачи которой входит формирование конструктивных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов социально-педагоги-

ческого воздействия на подростков с девиантным поведением и осуществляется в общеобразовательных и культурно-досуговых учреждениях, а также в подростково-молодёжных клубах.

Базой исследования, где нами осуществляется поиск и экспериментальная проверка технологий организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением, является СПб ГБУ «Подростковый центр «Невский», главной задачей которого являлась организация доступного социально-активного досуга для детей, подростков и молодежи Невского района. В Невском районе функционирует 29 подростково-молодёжных клубов.

Направления работы подростково-молодёжных клубов: культурно-досуговое; спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; индивидуально-профилактическое.

В исследовании доказано, что организация досуговой деятельности девиантных подростков будет эффективной, если будет опираться на технологический подход, реализуемый через продуктивные технологии, направленные на восстановление и развитие нормальных позитивных интересов подростка с девиантным поведением, развитие навыков конструктивного общения, чувства социальной ответственности, дисциплины и самодисциплины. Для реализации этой технологии мы использовали опыт социально-педагогической деятельности подросткового клуба Невского района.

Подростковые клубы Невского района посещают 338 подростков, состоящих на учёте в ОВД РУДН. Все эти подростки имеют социальные паспорта, в которых отражена работа с педагогами и психологами, отмечены мероприятия, в которых подросток принимал участие, и его достижения. Осуществляется разработка индивидуальных маршрутов сопровождения подростка в подростково-молодежные клубы (ПМК] с целью успешной социализации, а также применяются продуктивные технологии, именно их внедрение в деятельность клуба, позволило получить положительные результаты. Динамика роста количества подростков, привлеченных в клубы, отражена в диаграмме в таблице.

На современном этапе систематически посещают подростково-молодёжные клубы около 230 подростков, состоящих на учёте. Несмотря на постоянное обновление списков

Таблица

Динамика числа подростков, привлеченных в клубы

2008 г. 2009 г. 1-е полугодие 2010 г.

Состоящие на учете 446 336 194

из них посещают ПМК 130 146 131

Снятые с учета 70 107 68

(постановка на учёт и снятие с учёта по исправлению], общее количество подростков данной категории, посещающих клубы, ежеквартально составляет более 2/3 несовершеннолетних. Внедрение новых способов информирования подростков о деятельности ПМК с использованием компьютерных технологий, раздачей рекламных буклетов, проведением открытых фестивалей и конкурсов способствует привлечению значительной части молодежи района к массовым мероприятиям. Активно идёт систематическое привлечение подростков групп риска к клубной деятельности. То обстоятельство, что среди подростков, состоящих на учете, значительно количество лиц, которые в силу психологических причин не могут заниматься каким-либо видом деятельности продолжительное время, не имеют сформированных интересов, отказываются от организованных форм досуга и имеют отрицательный опыт проведения свободного времени, заставляет осуществлять поиск воспитательных возможностей продуктивных технологий.

В сложившихся социально-культурных условиях возникла необходимость в поиске новых форм продуктивного вовлечения подростков, особенно обозначенной категории, в досуговую деятельность с целью отвлечения их от вредных привычек, формирования здорового образа жизни, привития поведенческих норм и предупреждения правонарушений. Реализация технологий привлечения и включения подростков в клубную деятель-

ность через систему мероприятий спортивной, культурно-досуговой, патриотической и профилактической направленности оказывается продуктивной.

Современные условия диктуют необходимость поиска новых подходов к определению как сущности социально-педагогических технологий, так и способов их применения. Основой для этого должны послужить анализ и систематизация различных подходов к пониманию сущности технологии вообще, а также социальной технологии и педагогической технологии в частности. Анализ инноваций в отечественных образовательных технологиях за последние 20-30 лет показал, что многие из них стремились к продуктивизации классического учебного процесса, что и послужило основой для начала исследования продуктивной технологии как основы организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением. При реализации технологического подхода необходимо решать целый ряд принципиально новых проблем, связанных с неформальными личност-но и практико-ориентированными подходами при внедрение продуктивных технологий в сфере подростково-молодёжных клубов. Эффективность от их внедрения доказывает актуальность и необходимость разработки и апробирования алгоритма продуктивной технологии как основы организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением, что нами частично проверено на практике.

Литература

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - М., 2000.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. - М.: Гардари-ки, 2005. - 269 с.

3. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. - Л. : Лениздат, 1982. - 152 с.

4. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 198 с.

5. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб. : С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. - 275 с.

6. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект : Трикста, 2005. - 334 с.

7. Доклад о положении детей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2011 году. - СПб., 2011.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.