Раздел 1 ПЕДАГОГИКА
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета (г. Ставрополь)
УДК 379.8
Zhegulskaya Y.V. THE CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS MEANS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE AND ARTS. The article gives the theoretical and empirical research results of the influence of means of cultural and leisure activities on the students' adaptation process to socio-cultural environment of higher education institutions of culture and arts.
Key words: student, socio-pedagogical adaptation, higher education institution of culture and arts, cultural and leisure activities, socio-cultural environment.
Ю.В. Жегульская, аспирант Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования влияния средств культурно-досуговой деятельности на процесс социально-педагогической адаптации студентов к социокультурной среде вуза культуры и искусств.
Ключевые слова: студент, социально-педагогическая адаптация, вуз культуры и искусств, культурнодосуговая деятельность, социокультурная среда.
Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям (вуз), заявленным в федеральных государственных образовательных стандартах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, навыков адаптации в социуме. В настоящий период возможности культурно-досуговой деятельности в решении проблемы адаптации студентов учитываются в недостаточной степени, недооценивается роль культурной составляющей досуга обучающихся, их включенности в социально значимую деятельность.
Студенты составляют особую социальную группу, организационно объединенную институтом высшего образования, и характеризующуюся определенным возрастом, специфическим видом и условиями деятельности. Становление личности будущего профессионала во многом зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новым условиям жизнедеятельности. К настоящему времени описаны многие составляющие процесса адаптации студентов в условиях высшей школы, но нам не известны работы, посвященные изучению специфики адаптации студентов в условиях вуза культуры и искусств. Значительная часть исследований различной тематической направленности посвящена изучению видов (учебная, профессиональная, социально-психологическая) и аспектов (факторы, условия, механизмы) адаптации студентов к вузу; в современных педагогических диссертационных исследованиях Д.А. Маргиевой,
С.И. Охремчука, С.М. Петропавловской, М.В. Синельник,
Н.М. Смысловой, А.Н. Шепиловой и др. обосновано выделение такого вида адаптации студентов как социально-педагогическая.
Под социально-педагогической адаптацией студентов мы понимаем организованный и регулируемый педагогическими
средствами процесс активного освоения обучающимися норм и ценностей, приобретения профессиональных умений и навыков, принятия социальной роли и включения в социальные отношения, результатом которого является интеграция личности студента с социокультурной средой вуза. Все это актуализирует поиск путей формирования социально-педагогической адаптации студентов, и использование возможностей культурно-досуговой деятельности является, на наш взгляд, одним из решений указанной задачи.
В концептуальных подходах к культурно-досуговой деятельности А.Д. Жарков выделил две большие области - это концепция досуга (менее специальная) и концепция его организации в учреждениях культурно-досугового типа [1]. Анализ современной научной литературы показал, что в настоящее время отсутствует единое понимание культурно-досуговой деятельности и исследователями она рассматривается как:
• подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей (А.Д. Жарков);
• сфера жизнедеятельности, открывающая уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и реализации сущностных сил человека (В.Я. Суртаев);
• область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени (М.А. Ариарский);
• коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность (Ю.А. Стрельцов);
• организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время (Г.А. Аванесова);
з
• процесс приобщения к культуре и создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности (В.Е. Новаторов);
• процесс освоения человеком мира культуры (Е.М. Клюс-
ко);
• средство раскрытия и реализации сущностных сил человека (В.М. Чижиков);
• средство самоутверждения и самовыражения личности (В.И. Гладилина);
• средство развития социальной активности (Т.А. Турбина).
В свете современных представлений понятие «культурнодосуговая деятельность» целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию «досуговая деятельность» («досуг») и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: эта деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка [2, с. 10]. А.В. Соколов, разделяет культурную деятельность на социально-культурную (культурная деятельность социальных субъектов) и индивидуально-культурную деятельности. Под последней он понимает «культурную деятельность индивидуального субъекта по: а) созданию культурных ценностей (самореализация личности); б) саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация)» [3, с. 96]. Обеспечение культурно-досуговой деятельностью возможностей самореализации, индивидуализации и социализации личности, безусловно, подчеркивает ее адаптационный потенциал.
Особое значение в организации и реализации культурнодосуговой деятельности приобретают образовательные учреждения как разновидность социальных институтов, поскольку отличаются социокультурной средой, включающей широкий арсенал форм и средств этой специфической деятельности. М.А. Ариарский подчёркивает, что при распространении ценностей культуры особая роль отводится педагогическим работникам высших учебных заведений как субъектам данной деятельности [4].
Важно учитывать специфические особенности культурнодосуговой деятельности при ее реализации в условиях вуза. Социально-педагогические особенности данной деятельности проявляются в оптимизации социокультурной среды вуза, организации многоуровневой вузовской культурно-досуговой среды, т.е. совокупности социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе его обучения и воспитания. Полихудожественные особенности выражаются в возможности включения студентов в различные виды творческой деятельности, соотносящиеся с их интересами, направленной на художественное, эстетическое и нравственное воспитание. Индивидуально-дифференцированные особенности культурно-досуговой деятельности проявляются в необходимости использования разнообразных средств, форм и технологий культурно-досуговой деятельности, направленных на достижение поставленной цели, исходя из целевой группы, на которую ориентирована деятельность [5].
В целом, исследователи выделяют следующие функции культурно-досуговой деятельности: воспитательная, просвещения, организации творческой деятельности, организации отдыха и развлечений, внутриорганизационная [6, с. 18]; компенсаторные, воспитательные, просветительные, рекреационно-оздоровительные, коммуникативные [7, с. 66]. Наряду с указанными функциями отмечают: художественную; преобразовательную; адаптивную; регулятивную; творческую. Для студентов культурно-досуговая деятельность помимо указанных выше функций имеет назначение самопознания, самореализации и самовыражения.
Вхождение обучающихся в социокультурную среду вуза приводит к изменению прежних форм взаимодействия с окружающим миром и выработке новых, и процесс социально-педагогической адаптации студентов во многом определяется содержанием и организацией в вузе культурно-досуговой деятельности, степенью вовлеченности в нее обучающихся. Студенческая молодежь как субъект культурно-досуговой деятельности имеет особые психолого-педагогические характеристики. В исследовании Т.Т. Фисюк приводятся следующие специфические черты, проявления молодежной аудитории как участника культурнодосуговых программ:
а) социально-психологические особенности: повышенная эмоциональность, быстрая смена настроения, физическая подвижность, быстрое освоение окружающей действительности, зрительская и интеллектуальная восприимчивость, стремление к новому и ореолу исключительности;
б) личные потребности выступают как фиксированные ценностные ориентации в единстве мотивационно-личностных и социально-объективных факторов;
в) потребность в динамических формах деятельности;
г) установки на культурно-досуговую деятельность как на процесс самоутверждения, саморазвития, самореализации;
д) стремление к новым социальным образованиям, группировкам [8, с. 149]. Указанные социально-психологические особенности студенческой аудитории важно учитывать при организации культурно-досуговой деятельности в вузе, поскольку их игнорирование может привести к результату обратному запланированному.
В Кемеровском государственном университете культуры и искусств нами в течение трех лет осуществлялось исследование социально-педагогической адаптации студентов. В ходе анкетирования учитывалось их участие в работе студенческих волонтерских, педагогических отрядов, студенческих клубов, объединений и др., и среди первокурсников были выделены две группы: в первую (экспериментальную) группу были отнесены обучающиеся, активно осваивающие различные средства и формы культурно-досуговой деятельности в студенческих объединениях (106 чел.); во вторую (контрольную) группу вошли первокурсники, не принимающие активного участия в данной работе (110 чел.).
Применение многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина позволило оценить особенности регуляции студентами своего поведения, коммуникативного взаимодействия, отношения к принятым нормам и ценностям, восприятия предлагаемой социальной роли. В на-
Рис. 1. Уровни адаптации студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) на 1-3 курсах обучения
чале обучения в вузе (рис. 1) лишь 6% студентов отличаются высоким уровнем социально-педагогической адаптации; трети всех первокурсников свойственна неудовлетворительная адаптация: именно они выделяются пропусками занятий, личной неорганизованностью, недостаточными умениями межличностного взаимодействия, заниженной или крайне завышенной самооценкой, низким уровнем поведенческой регуляции, невысокой мотивацией к учебе и овладению профессией. При сохранении у обучающихся указанных трудностей в освоении социокультурной среды вуза они имеют высокие риски формирования отклоняющего поведения, социальной дезадаптации, отчисления.
Результаты тестирования в конце 2 семестра обучения обнаруживают, что в экспериментальной группе отмечено развитие умений общения, снижение числа студентов, испытывающих затруднениями в построении контактов. Данные различия указывают на то, что освоение студентами культурно-досуговой деятельности способствует росту опыта и потребностей в общении, развитию умений достигать взаимопонимания с окружающими. При оценке динамики моральной нормативности студентов обнаружено, что в обеих группах имеются ориентации на общепринятые моральные нормы выражены на среднем уровне; если в период «вхождения» в вузовскую среду между группами были выявлены различия по этому показателю, то к концу первого курса его значения статистически не различаются, т.е. освоение обучающимися социокультурной среды творческого вуза (даже вне активного включения в культурно-досуговую деятельность в условиях университета) способствует развитию установок на традиционные нравственные нормы.
Итак, в конце 1 курса в первой группе увеличилось число студентов с высоким уровнем социально-педагогической адаптации, в контрольной группе их количество не изменнилось. Среди студентов, включенных в культурно-досуговоую деятельность, группа с низким уровнем социально-педагогической адаптации уменьшилась с 29% до 21%; в контрольной группе их численность снизилась на 2% - с 34% до 32%. При схожей направленности процессов адаптации в первой группе обнаруживается более высокий темп положительной динамики, что объясняется следствием освоения студентами разнообразных форм и средств культурно-досуговой деятельности.
Данные тестирования показывают, что в течение второго и третьего курсов обучения в обеих группах студентов отмечено развитие способности к регуляции своего взаимодействия с социумом. У обучающихся ориентации на принятые моральные нормы в ходе 2 и 3 курсов остались практически неизменными регистрируется средний уровень восприятия студентами морально-нравственных норм поведения. Эти результаты указывают на то, что основное освоение студентами стандартов поведения, формирование должного отношения к требованиям социокуль-
Библиографический список
турной среды, адекватной оценки своей роли в коллективе в условиях вуза культуры и искусств происходит в течение первого года обучения.
Сравнение экспериментальной и контрольной групп на втором курсе свидетельствует о более высоком развитии способностей к общению у обучающихся, активно осваивающих организованную в вузе культурно-досуговую деятельность. На третьем курсе у всех студентов вне зависимости от включенности в творческую, общественную жизнь вуза снижается частота проявлений агрессивности в общении, отмечается развитие умения конструктивного взаимодействия. Трехлетняя динамика развития коммуникативных способностей позволяет утверждать, что освоение студентами культурно-досуговой деятельности способствует росту коммуникативного опыта и потребностей в общении, развитию умений устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с окружающими. В целом, за три года обучения число студентов с низким уровнем адаптации среди участников студенческих объединений уменьшилась с 29% до 15%; в контрольной группе - с 34% до 21%. С первого к третьему курсу количество студентов с высоким уровнем адаптации в экспериментальной группе выросло с 6% до 18 %; в контрольной - с 6% до 16%.
Лонгитюдное изучение социально-педагогической адаптации студентов позволяет констатировать, что значения показателей, которые к концу третьего года обучения достигаются обучающимися, пассивно участвующими в творческой и общественной жизни университета, фиксируются в экспериментальной группе на втором курсе, что объясняется положительным адаптационным эффектом активного освоения студентами культурнодосуговой деятельности в вузе. При этом студенты имеют возможность удовлетворить потребности в творчестве, приобщении к культурным ценностям, проявить самостоятельность, приобрести опыт неформального общения, что выступает существенным средством реализации потребности личности в самовыражении и оптимизации процесса адаптации студентов в вузе.
Таким образом, представленные результаты позволяют заключить, что культурно-досуговая деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции личности и социума, так как именно в этой синтетичной сфере формируется активная позиция человека, навыки преобразования среды, что в действительности определяет выбор моделей и адаптивных стратегий поведения. Различные формы культурно-досуговой деятельности оптимизируют культурные процессы сохранения и изменения ценностей, норм, идеалов, стилей жизни, обеспечивают условия для социально-культурной интеграции и индивидуализации, выступают «вторичными институтами» социализации и этом контексте представляют собой факторы социально-педагогической адаптации.
1. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. - 2007. - № 2.
2. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.). Теоретико-методологический и исторический аспекты: учебное пособ. - М., 1999.
3. Соколов, А.В. Социально-культурная система как пространство для реализации социально-культурной деятельности // Социальнокультурная деятельность в образовательном пространстве.- Кемерово, 2007.
4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология: монография. - СПб., 2001.
5. Швачко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии студенческой молодежи: монография. - Челябинск, 2012.
6. Красильников, Ю.Д. Социальное назначение и функции культурно-просветительной работы // Основы теории культурно-просветительной работы. - М., 1982.
7. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособ. - М., 2006.
8. Фисюк, Т.Т. Молодежная аудитория как субъект культурно-досуговой деятельности // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве. - Кемерово, 2007.
Bibliography
1. Zharkov, A.D. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj kak samostoyateljnaya otraslj pedagogicheskoyj nauki // Obrazovanie i obthestvo: nauchnihyj, informacionno-analiticheskiyj zhurnal. - 2007. - № 2.
2. Klyusko, E.M. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj naseleniya Rossii (mayj 1945-1985 gg.). Teoretiko-metodologicheskiyj i istoricheskiyj aspektih: uchebnoe posob. - M., 1999.
3. Sokolov, A.V. Socialjno-kuljturnaya sistema kak prostranstvo dlya realizacii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti // Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v obrazovateljnom prostranstve.- Kemerovo, 2007.
4. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya: monografiya. - SPb., 2001.
5. Shvachko, E.V. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj kak sredstvo preodoleniya socialjnoyj apatii studencheskoyj molodezhi: monografiya. -Chelyabinsk, 2012.
6. Krasiljnikov, Yu.D. Socialjnoe naznachenie i funkcii kuljturno-prosvetiteljnoyj rabotih // Osnovih teorii kuljturno-prosvetiteljnoyj rabotih. -M., 1982.
7. Avanesova, G.A. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj. Teoriya i praktika organizacii: uchebnoe posob. - M., 2006.