вающие создание новых понятий, образов, продуктов культуры, формирование новых навыков по их созданию в художественно-изобразительной деятельности. Под творческими способностями, формирующимися средствами художественно-изобразительной деятельности, мы понимаем творческое воображение, творческое мышление и креативность. Анализ исследований
показывает, что художественно-изобразительная деятельность обладает благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития художественно-творческих способностей учащихся (дети, подростки, молодежь), являющихся участниками досуговой деятельности.
Библиографический список
1. Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М., 2001.
3. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся // Новое в жизни, науке, технике. - 1988. - № 8. - Сер. «Педагогика и психология».
4. Столович, Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. - М., 1985.
5. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: уч. пособие. - М., 2002.
6. Михалева, О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
7. Эдвардс, Бетти. Художник в нутрии вас. - Минск, 2000.
8. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстет. воспитания: кн. для учителя. - М., 1987.
9. Чернышев, О.В. Теоретические основания и методические принципы построения вступительного экзамена по специальности на
кафедре дизайна. - Минск, 2001.
10. Погодаев, С.М. Системно-комплексное развитие креативных способностей учащихся средствами художественно-изобразительного творчества в целостной структуре «Школа - Колледж - Вуз» // Модернизация региональной системы образования: итоги, проблемы, направления: материалы VI сибирского форума образования. - Томск, 2007.
11. Психология индивидуальных различий: тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейер, В.Я. Романова // Хрестоматия по психологии. - М., 2000.
12. Гарновская, РМ. Восприятие и признаки формы / РМ. Гарновская, И.Я. Березная, А.Н. Григорьева. - М., 1981.
Bibliography
1. Stolyar, A.D. Proiskhozhdenie izobraziteljnogo iskusstva. - M., 1985.
2. Krihsjko, V.G. Psikhologiya i pedagogika: skhemih i kommentarii. - M., 2001.
3. Shubinskiyj, V.S. Pedagogika tvorchestva uchathikhsya // Novoe v zhizni, nauke, tekhnike. - 1988. - № 8. - Ser. «Pedagogika i psikhologiya».
4. Stolovich, L.N. Zhiznj - tvorchestvo - chelovek: funkcii khudozhestvennoyj deyateljnosti. - M., 1985.
5. Streljcov, Yu.A. Kuljturologiya dosuga: uch. posobie. - M., 2002.
6. Mikhaleva, O.Yu. Razvitie kreativnosti deteyj v usloviyakh dosuga (na primere izobraziteljnoyj deyateljnosti): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2003.
7. Ehdvards, Betti. Khudozhnik v nutrii vas. - Minsk, 2000.
8. Nemenskiyj, B.M. Mudrostj krasotih: o problemakh ehstet. vospitaniya: kn. dlya uchitelya. - M., 1987.
9. Chernihshev, O.V. Teoreticheskie osnovaniya i metodicheskie principih postroeniya vstupiteljnogo ehkzamena po specialjnosti na kafedre dizayjna. - Minsk, 2001.
10. Pogodaev, S.M. Sistemno-kompleksnoe razvitie kreativnihkh sposobnosteyj uchathikhsya sredstvami khudozhestvenno-izobraziteljnogo tvorchestva v celostnoyj strukture «Shkola - Kolledzh - Vuz» // Modernizaciya regionaljnoyj sistemih obrazovaniya: itogi, problemih, napravleniya: materialih VI sibirskogo foruma obrazovaniya. - Tomsk, 2007.
11. Psikhologiya individualjnihkh razlichiyj: tekstih / red. Yu.B. Gippenreyjer, V.Ya. Romanova // Khrestomatiya po psikhologii. - M., 2000.
12. Garnovskaya, R.M. Vospriyatie i priznaki formih / R.M. Garnovskaya, I.Ya. Bereznaya, A.N. Grigorjeva. - M., 1981.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 374(168.522)
Fisyuk Т.Т. ON THE STRUCTURE OF THE PROCESS IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES. This paper considers the socio-cultural activities as an innovative project of modernity, which maximize the project develops the technology. The structure of the process. This article investigates such concepts as “social and cultural activities,” “Technology”, “educational technology”, “cultural and leisure program,” “the functions and principles of social and cultural activities.” The author argues that the central position in the structure of the process of tselepologaniya to occupy the project methods of social and cultural activities.
Key words: “socio-cultural activities,” “technology”, “educational technology”, “cultural and leisure program,” “functions and principles of social and cultural activities.”
Т.Т. Фисюк, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается социально-культурная деятельность как инновационный проект современности, максимально полно осваивающий проектную технологию. Исследуются такие понятия, как «социально-культурная деятельность», «технологии», «культурно-досуговые программа», «функции и принципы социальной и культурной деятельности», «структура технологического процесса организации культурно-досуговых программ». Автор утверждает, что центральное место в структуре технологического процесса занимают родовые методы культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: «социально-культурная деятельность», «технология», «педагогические технологии», «культурно-досуговая программа», «функции и принципы социально-культурной деятельности».
Научный статус социально-культурной деятельности неразрывно связан с общими процессами функционирования науки, ее зарождением, развитием, усложнением, появлением новых областей и направлений научного поиска, новых ракурсов и аспектов исследования действительности.
Теория социально-культурной деятельности в настоящий момент находится в стадии становления, несмотря на то, что идея воспитания, развития, совершенствования личности через культуру имеет достаточно продолжительную историю. Любой современный аспект исследования следует рассматривать
с позиций историко-культурного контекста формирования теории социально-культурной деятельности, анализируя процессы кризиса, возрождения, трансформации и инновации.
Современная социально-культурная деятельность является инновационным проектом современности, максимально полно осваивает проектную технологию, проявляется как органичный синтез науки и практики, исследующей актуальные проблемы воспитания и творческого развития человека как субъекта культуры и гражданина. Важно, как отмечает в своих трудах Н.Н. Ярошенко, что теория современной российской социально-культурной деятельности - это оригинальная педагогическая концепция, которая соответствует ментальности постсоветского человека, не противоречит его представлениям о сущности и технологиях воспитания, ибо по сути надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно иное звучание в изменяющемся социальном контексте [1, с. 5-9].
Отечественные исследователи отмечают, что перспективы дальнейшего развития современной социально-культурной деятельности как научной дисциплины прежде всего связаны с ее гуманизацией и технологизацией как педагогического процесса и содержательного выхода на болевые проблемы современности.
В научных исследованиях, учитывающих все сложности, нарастающую динамику современных социальных и культурных процессов, происходит постоянный поиск, уточнение теоретического обоснования основных понятий, содержания видов и направлений социально-культурной деятельности. В этом аспекте следует отметить научные исследования, проводимые в Московском государственном университете культуры и искусств
Представляя в своей схеме основные подходы отечественных и зарубежных исследователей, В.В. Туев определял социально-культурную деятельность как «управляемый» обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре» [3, с. 25-29]. Позднее итоговое определение, предложенное В.В. Туевым, включило в себя уточнение «... и активного включения самого человека в этот процесс» [2, с. 15].
Вступая в полемику с В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко отмечает это определение «безмерным и предельно широким, лишенным специфики». И далее он дает обоснование своей позиции: «социально-культурная деятельность . имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой социальности взаимодействия». Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение, рассматривая «социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений». Социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогичес-
по разработке методологических, теоретических и методических основ социально-культурной деятельности соответственно
- социально-культурных и культурно-досуговых технологий. Это такие исследователи, как Т.И. Бакланова, В.З. Дуликов,
A.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Г.Я. Никитина, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.
Существенный вклад в разработку новых концепций и технологий социального управления культурно-досуговой деятельности внесли ученые Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - М.А. Ариарский, А.С. Запесоцкий,
B.Е. Триодин, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Б.В. Титов, К.Н. Измайлов и др.
Возникают новые научные направления исследования социально-культурной деятельности в регионах России, в таких как Барнаул, Казань, Кемерово, Омск, Тамбов, Челябинск и другие. Активным поиском новых научных и профессиональных аспектов социально-культурной деятельности занимались Н.Ф. Максютин, В.В. Туев, интересные концепции и подходы встречаются в исследованиях таких ученых, как С.Б. Брижато-ва, Г.Г. Волощенко, Е.Н. Григорьева, В.Е. Новаторов, Г.В. Оленина, О.В. Первушина, В.М. Рябков, Н.В. Серегин и др.
Рассматривая перспективное обоснование понятия социально-культурная деятельность, следует отметить одну из последних работ В.В. Туева «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах», в которой представлены основные концепции и подходы, определения понятия «социально-культурная деятельность» [2, с. 15].
Определения понятия социально-культурная деятельность в трудах российских и зарубежных ученых. Социально-культурная деятельность - ЭТО деятельность.
ких технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [4, с. 9].
Данный подход определяет современную, реальную специфику социально-культурной деятельности, автор подчеркивает технологичность, сведя в базовое основание такие словосочетания, как «совокупность педагогических технологий» и «технологично определяют социализирующие воспитательные процессы». В контексте рассмотрения технологической системы социально-культурной деятельности определение, предложенное
Н.Н. Ярошенко, принимается нами как базовое, т.к. оно является обобщением ключевых позиций научного поиска и результатом осмысления социологических, культурологических, педагогических подходов и представления с позиций педагогической антропологии культуры [4, с. 9].
В истории становления социально-культурной деятельности как науки может проследить определенный дисбаланс между теорией и практикой социально-культурной сферы. Творческие
1. Ж.Р. Дюмазелье (Франция, 1954) 2. М.С. Каган (Ленинград, 1974)
Социальная, преднамеренная организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения. Высший уровень деятельности человека как общественного существа.
3. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 1995) 4. Н.Ф. Максютин (Казань, 1999)
Деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. Социально-культурная деятельность - это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами.
5. А.С. Ковальчук (Орел, 2000) 6. Н.Н. Ярошенко (Москва, 2001)
Совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время. Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.
7. М.А. Ариарский (Санкт-Петербург, 2001) 8. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2001)
Обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры. Социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на активное функционирование в ней личности.
9. А.В. Соколов (Санкт-Петербург, 2003) 10. Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников (Москва, 2004)
Культурная деятельность социальных субъектов по а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей. Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
эксперименты практики в советской России 20-30-ых годов, стали основой осмысления и становления в 70-х годах клубоведе-ния как отрасли научного знания и, начиная с этого периода включительно до 90-х годов, научные подходы доминировали над практической базой, что стало одной из причин кризиса в социально-культурной сфере.
В настоящий момент социально-культурная деятельность является инновационным проектом современности, находится в поиске новых технологий, опираясь на программно-целевой подход с выходом на практический результат - социально-культурные проекты и акции, культурно-досуговые программы.
Термин «технология» имеет греческие корни и переводится как слагаемое понятий искусство, ремесло и мысль, разум, знания. Первоначально это понятие относилось к производственной сфере и обозначало процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами.
В 60-е годы ХХ столетия понятие «технология» вышло в новые сферы деятельности - образовательную, культурную, социальную. Стали развиваться педагогические, культурно-досуговые и другие технологии. Возникло множество научных исследований, которые подтверждают актуальность этой проблемы исследования. Активно продолжаются дискуссии по актуальным аспектам и проблемам современных технологий, продолжаются споры ученых как о самой категории «технология», так и о критериях сферы ее воздействия. В определении понятия «технология» в педагогической науке существуют большие разночтения, встречается более 300 вариантов понимания категории «педагогическая технология».
Г.Н. Новикова в своих многочисленных работах, посвященных современным технологиям социально-культурной деятельности, анализируя понятие «педагогические технологии», опираясь на труды таких ученых, как В.П. Беспалько, А.Г. Казаков, М.М. Левинова, Г.К. Селевко и др., определяет важные для понимания ее сущности общие положения - «во-первых, педагогическая технология понимается как проектная часть педагогического процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижения планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств» [5, с. 4-19].
Мы разделяем позиции Е.Н. Новиковой о том, что технологии социально-культурной деятельности очень гибки и вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируя отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимости для нее деятельности.
По мнению А.Д. Жаркова понятия «технология культурнодосуговой деятельности идентично понятию «педагогические технологии» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга [6, с. 20]. Он рассматривает технологию как педагогический процесс на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя понятия «организация» и «методика», утверждая, что организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждений культуры и домашнего участия) и обусловлено влиянием социально-экономических и культурных факторов [7, с. 117-133; 226-245].
В настоящий момент сформировалась единая позиция современных отечественных исследователей, которая заключается в том, что технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что представляется возможным при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов. Определилось и принято понимание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. Понимание системности и исследовательности технологических процессов включает в себя важнейшие алгоритмы профессиональных действий от разработки концепции предполагаемого социокультурного проекта, акции, культурно-досуговой программы - через диагностику - прогноз - целеполагание - отбор методов, форм, средств - условий - организацию и управление, способствую-
щих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом, в конкретной среде [5, с. 4-9].
Программно-целевое исследование технологической системы социально-культурной деятельности позволяет нам обосновать понятия «культурно-досуговая программа». Понятие «программа» предполагает формирование цели и способа ее достижения, характер содержания и наличия плана деятельности. Опираясь на позицию Н.Н. Ярошенко, что интегрируя лучшие черты социальной педагогики и культурно-досуговой деятельности, социально-культурная деятельность выстраивает собственную линию воспитания, характеризующуюся переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме «взаимодействия» с участниками социально-культурных объединений» [8, с. 9], мы предлагаем следующее определение: «Культурно-досуговая программа - это целенаправленный процесс формирования содержания, обоснования условий, средств и способов организации взаимодействия участников культурно-досуговой деятельности» [9].
Определение понятия «культурно-досуговая программа», как конечного продукта технологического процесса дает основание для обоснования его структурных элементов: субъект культурно-досуговой деятельности - цель - методы - содержание и форма - условия - средства - способы взаимодействия участников культурно-досуговой деятельности - кадровое обеспечение - материально-техническая база.
Целеполагание как исходный момент технологического процесса предполагает включение в его структуру таких категорий как «принципы» и «функции».
Принципы есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами культурнодосуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Современные исследователи выделяют следующие принципы:
- неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества (целенаправленность, конкретность, оперативность, непрерывность процесса);
- дифференцированный подход;
- опора на самодеятельность участников культурно-досуговой деятельности;
- индивидуализация и социализация;
- доступность;
- последовательность;
- системный подход;
- опора на интерес, единство рекреации (отдых и восстановление сил), и познания, совместность деятельности [7].
Перечисленные принципы определяют отдельные стороны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в своей совокупности обуславливают технологический процесс.
В переводе с латинского слово «функция» означает исполнение, обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции определяют направление и назначение культурно-досуговой деятельности, которое состоит в активном приобщении человека к культуре на основе добровольности творчества, оказывающего активное влияние на все проявления его жизнедеятельности.
Определением и обоснованием функций культурно-досуговых учреждений советского и постсоветского периода занимались такие исследователи, как М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, Г.Г. Карпов, Т. Г. Киселева, Ю.Д.Красильников, А.В. Соколов, В.Е. Триодин и др. Обстоятельную историографию функций культурно-досуговых учреждений второй половины ХХ - начала XXI веков представил В.М. Рябков. Обобщая и принимая трактовки многих ученых, А.Д. Жарков выделил следующие функции:
1. Производство новых знаний, норм ценностей, ориентаций и значений.
2. Накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений.
3. Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности.
4. Коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство.
5. Социализирующая функция, обеспечивающая социализацию общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами.
6. Рекреационно-игровая.
7. Гедонистическая функция, связанная с наслаждением, удовольствием.
8. Регуляция социальных отношений между людьми.
9. Разрядка напряжения - формирует и обеспечивает условия для проведения досуга отдыха и развлечений [3].
Функции носят комплексный характер и не могут быть оторваны друг от друга. Каждый структурный элемент технологического процесса социально-культурной деятельности имеет
общее и особенное назначение, находится в общей системе взаимосвязанности и взаимозависимости.
Авторский подход к структуре технологического процесса организации культурно-досуговой программы представлен в рис. 1.
Рис. 1. Структура технологического процесса организации культурно-досуговых программ
Центральное положение в структуре технологического процесса от целеполагания до реализации проекта занимают методы социально-культурной деятельности. Технологическая система развивающей социально-культурной деятельности является наиболее актуальным и приоритетным направлением на-
учного исследования, имеющим теоретическую и практическую значимость. Особое значение опора на технологическую систему социально-культурной деятельности и знание структуры технологического процесса приобретает при обучении будущего специалиста индустрии досуга.
Библиографический список
1. Социально-культурная деятельность: поиски и перспективы: сб. науч. статей. - М., 2011.
2. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. - Кемерово - Барнаул, 2006.
3. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. - М. - 2001. - Вып. 2, 3.
4. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М., 2007.
5. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. - М., 2010.
6. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие. - М., 1998.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. - М., 2007.
8. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: инновационный проект современности // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. - М., 2011.
9. Фисюк, Т.Т. Театрализация как социально-культурный феномен: историко-технологический аспект (20-90-е годы ХХ века). - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: poiski i perspektivih: sb. nauch. stateyj. - M., 2011.
2. Tuev, V.V. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj v tablicakh i skhemakh. - Kemerovo - Barnaul, 2006.
3. Tuev, V.V. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak ponyatie (vklyuchenie v diskussiyu) // Uchenihe zapiski. - M. - 2001. - Vihp. 2, 3.
4. Yaroshenko, N.N. Istoriya i metodologiya teorii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: uchebnik. - M., 2007.
5. Novikova, G.N. Tekhnologicheskie osnovih socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti. - M., 2010.
6. Zharkov, A.D. Tekhnologii kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: ucheb. posobie. - M., 1998.
7. Zharkov, A.D. Teoriya i tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: uchebnik. - M., 2007.
8. Yaroshenko, N.N. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: innovacionnihyj proekt sovremennosti // Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: poiski, problemih, perspektivih. - M., 2011.
9. Fisyuk, T.T. Teatralizaciya kak socialjno-kuljturnihyj fenomen: istoriko-tekhnologicheskiyj aspekt (20-90-e godih KhKh veka). - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 12.04.12