Научная статья на тему 'Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома'

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1576
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / SOCIALIZATION / INDIVIDUALIZATION / DEPRIVATION / INTEGRITY / TECHNOLOGY / OVERCOMING / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском доме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization-individualization as a Mechanism of Personality Formation among Children of Preschool Age in the Conditions of Children's Home

In the article the results of diagnostics of the relations of orphaned children's socialization-individualization are presented. The technology of integrity maintenance for the socialization-individualization as a mechanism of personality formation among preschool children in an orphan asylum is revealed.

Текст научной работы на тему «Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома»

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома

А. Н. Пронина (Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина)*

В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации де-тей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском доме.

Ключевые слова: социализация, индивидуализация, депривация, целостность, технология, преодоление, коррекция.

С середины XX в. в психолого-педагоги-ческой науке широко исследуется проблема целостности процесса социализации-индивидуализации (Абраменкова, 2002; Весна, 1998; Мухина, 2005; Фельдштейн, 2005 и др.), в котором происходит «как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей — темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения)» (Фельдштейн, 2005: 71).

Первый этап формирования личности охватывает дошкольный период, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, приобретает качества и опыт для жизни в обществе. Это объясняет причину особого интереса к проблеме социализации-индивидуализации ребенка-дошкольника в современной психолого-педагогической науке (Корепанова, 2001; Крулехт, 1996; Щетинина, 2004 и др.). Вместе с тем большинство этих исследований раскрывает формирование личности ребенка-дошкольника посредством обеспечения целостности социализации-индивидуализации в норме (семья, широта социальных контактов, оптимальная развивающая среда и т. д.). Отсутствуют педагогические технологии формирования личности детей дошкольного возраста, на-

ходящихся в особых социальных условиях, в частности в детских домах.

Структура социализации-индивиду али-зации депривированной личности представляет собой целостную систему, включающую взаимосвязи когнитивного, ценностного, поведенческого компонентов, наполненных специфическим содержанием. Оно характеризует развитие личности в условиях депривации, которое реализуется посредством идентификации-обособления в деятельности, общении и сопровождается проявлением соответствующих переживаний.

В соответствии с разработанной структурой нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению сформи-рованности каждого структурного компонента социализации и индивидуализации и установлению наличия, видов и характеристик корреляционных связей между структурными компонентами социализации-индивидуализации. Сформированность когнитивного компонента социализации оценивалась методом беседы, направленной на выявление знаний и представлений о других людях (физическом образе других людей, чувствах и эмоциях других людей, личностных качествах людей, социальных ролях). Состояние эмоционально-оценочного компонента социализации детей-сирот определялась методикой «Секрет» (автор —

* Пронина Анжелика Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Тел.: +7 (7467) 2-35-61. Эл. адрес: antipi-elena@yandex.ru

Т. А. Репина), направленной на выявление эмоционально-личностных отношений детей друг к другу и социометрического статуса ребенка. Диагностика поведенческого компонента социализации осуществлялась с использованием методики наблюдения за поведением ребенка в разных видах деятельности и режимных моментах.

Диагностика когнитивного компонента индивидуализации осуществлялась путем беседы по вопросам «Расскажи о себе», направленной на изучение сформированности образа «Я», степени осознания своих индивидуальных особенностей и методики «Круг», направленной на выявление уровня эгоцентризма. Диагностика эмоциональнооценочного компонента индивидуализации проводилась с применением методики «Лесенка» (автор — В. Г. Щур), направленной на определение особенности общей самооценки ребенка (как общего отношения к себе). Диагностика сформированности поведенческого компонента индивидуализации оценивалась на основе решения детьми различных ситуаций, выявляющих сформированность у них индивидуальных форм проявления поведения, саморегуляции. Для определения взаимосвязей и взаимозависимостей между структурными компонентами социализации и индивидуализации применялся метод ранговой корреляции Спирмена.

В эксперименте принимали участие 10 групп детей-сирот (170 чел.) из детских домов Сахалинской, Липецкой, Белгородской областей в возрасте пяти-семи лет.

Нами установлена взаимосвязь между когнитивными компонентами социализации-индивидуализации — знаниями ребенка о себе и знаниями ребенка о других людях (в двух группах коэффициент корреляции 0,75-0,86, в четырех группах — 0,49-0,53, в четырех группах — 0,26-0,34). Высокий уровень социальных знаний о других людях обеспечивает высокий уровень знаний ребенка о себе, ребенок переносит известные (полученные) им знания о социальных качествах, способностях, чувствах, особенностях других людей на себя. Пробелы в когнитивном компо-

ненте социализации приводят к фрагментарным, отрывочным знаниям ребенка о себе.

Выявлена взаимосвязь между социометрическим статусом и самооценкой детей, оставшихся без попечения родителей. Слабая сила связи (0,384-0,405) в четырех группах, средняя (0,49-0,65) — в шести группах. Благоприятное положение в группе сверстников, постоянное участие в качестве партнера по взаимодействию способствуют формированию представлений ребенка о своих способностях, возможностях, значимости, что закрепляется в соответствующую адекватную или высокую самооценку. Неблагоприятный социометрический статус сказывается на развитии негативных представлений ребенка о себе как плохом, неспособном.

Установлена взаимосвязь между сфор-мированностью у детей-сирот эгоцентризма и социальным поведением. Между эгоцентризмом и социальным поведением ребенка в двух группах отмечен коэффициент корреляционной связи 0,647 и 0,640, в четырех группах — 0,544-0,549, в четырех группах коэффициент составил 0,206-0,347. Полная центрированность ребенка на собственном «Я» провоцирует антисоциальный тип поведения (угрозы в адрес другого ребенка, требование выполнить какое-либо действие). Сформированность у ребенка децентрации влечет за собой проявление активно-социального типа поведения во взаимодействии с другими людьми.

Результаты диагностики обнаружили наличие у ребенка, воспитывающегося в детском доме, ряд противоречий: на фоне недостаточно сформированных социальных знаний ребенок имеет отрывочные, фрагментарные знания о себе; при наличии высокой самооценки у ребенка отсутствуют умения применить свои способности, возможности в социальной деятельности; при хорошей осведомленности о правилах поведения в социуме не сформирована саморегуляция и т. д. Эти данные свидетельствуют о нарушении равновесия (баланса, соответствия) между социальным и индивидуальным развитием личности ребенка, которое имеет разную сте-

пень проявления — от частичной деформации до полных разрывов связей между структурными компонентами процессов социализации и индивидуализации. Отсутствие взаимосвязей между социализацией и индивидуализацией негативным образом сказывается на формировании личности детей, оставшихся без попечения родителей: недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений, подверженность негативному воздействию общественных процессов, проявление апатии, потребительского отношения к жизни, асоциального поведения, наркомании и т. д.

Педагогическая технология формирования личности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, посредством обеспечения целостного процесса социализации-индивидуализации направлена на повышение устойчивости личности ребенка к воздействиям социальной среды детского дома; смену внутренней позиции «сироты» на позицию «значимой (целостной) личности» в социальном и индивидуальном ее предназначении; преодоление различных видов нарушений взаимосвязей между социализацией и индивидуализацией личности, обогащение социально-индивидуальных характеристик ребенка, оставшегося без попечения родителей в качестве позитивных предпосылок для развития его личности на следующем возрастном этапе развития.

Обозначим основные составляющие технологии формирования личности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, посредством обеспечения целостного процесса социализации-индивидуализации.

Основообразующими понятийными категориями, вокруг которых выстраивалось содержание социализации-индивидуализации личности детей без семьи, выступили категории «Я» и «общество». Данные категории в исследовании Д. И. Фельдштейна составляют основу отношений «ребенок-общество», соотношение между которыми проявляется

в социальных позициях «Я в обществе», «Я и общество» (Фельдштейн, 2005: 103). В контексте нашего исследования данные категории были дополнены соответствующим дифференцированным смысловым и оттеночным содержанием, адаптированным для их усвоения в специфичных социальных и пространственных условиях детского дома.

Так, усвоение понятия «Я» в соответствии со структурой индивидуализации осуществлялось с помощью таких индивидуальных характеристик, как «мои чувства», «мой внешний образ», «мои поступки», а содержание понятия «общество» реализовывалось на примере освоения социальных категорий «чувства взрослых или сверстников», «поступки людей, детей», «качества людей, детей».

Технология формирования личности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, посредством обеспечения целостного процесса социализации-индивидуализации представляет собой поэтапный процесс, включающий дифференцирование, сближение, сцепление, корректировку.

Этап дифференцирования (1) заключается в конкретизации, обогащении знаний, представлений, понятий, стимулировании чувств, эмоций, поведения, поступков, составляющих основу каждого отдельно взятого процесса — социализации и индивидуализации.

Этап сближения (2) включает работу по внесению в имеющееся дифференцированное содержание каждого структурного компонента социализации и индивидуализации дополнений конкретного (соответствующего) противоположного индивидуального (или социального) содержания в виде знаний, представлений, понятий, чувств, эмоций, образцов поведения, поступков.

Этап сцепления (3) заключается в установлении в сознании ребенка понятийных, смысловых, содержательных связей между структурными компонентами социализации и индивидуализации.

Каждый из этапов включает коррекционную работу, которая направлена на преодоление у детей незначительных нарушений, возникающих в процессе социализации-ин-

дивидуализации, а в случае значительных проблем данная работа может выступать отдельным этапом коррекции (4).

Эти этапы выстраиваются в порядке, обусловленном следующими особенностями: возрастом ребенка, в котором он попадает в детский дом; запасом («багажом») имеющихся у него знаний, представлений, понятий; уровнем эмоциональной сферы; социальным опытом; социальными и психическими нарушениями развития; индивидуально-типологическими характеристиками личности.

Психолого-педагогическая работа в структуре технологии формирования личности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, посредством обеспечения целостного процесса социализации-индивидуализации включает выстраивание педагогической стратегии и тактики в следующих направлениях.

Социально-индивидуализирующее направление (1-й этап) отражает психолого-педаго-гическую работу, предполагающую включение содержания понятия «общество» в содержание понятия «Я», составляющего основу содержания структурных компонентов индивидуализации. Данное направление основано на действии процесса интериоризации, характеризующем переход внешнего социально обусловленного во внутреннее, индивидуальное. Обеспечение социализации ребенка должно выстраиваться во взаимосвязи с его индивидуальным наполнением, создавая условия для индивидуального развития.

Индивидуально-социализирующее направление (2-й этап) отражает психолого-педа-гогическую работу по обогащению понятия «Я» социальным содержанием, составляющим понятие «общество». Данное направление основано на положении о том, что развитие индивидуальности человека осуществляется в социуме, который, в свою очередь, является основой развития индивидуальности.

Согласующее направление (3-й этап) включает педагогическую работу по обеспечению целостности, взаимосвязанности (двусторонности) между понятиями «Я»

и «общество», составляющими содержание структурных компонентов социализации-индивидуализации, которая выстраивается на идеях о том, что: 1) целостность, детерминированность, диалектичность являются принципами обеспечения взаимосвязей между процессами социализации-индивидуализации; 2) понятия «Я» и «общество» являются взаимосвязанными, где «Я» отличается неповторимостью, своеобразием, вместе с тем оно является частью общества, которое состоит из совокупностей «Я», находящихся во взаимодействии.

Реализация разработанной технологии формирования личности ребенка-дошколь-ника в образовательном процессе детского дома посредством обеспечения целостности социализации-индивидуализации осуществлялась в авторской программе «Преодоление, познание, гармония», состоящей из трех разделов в соответствии с тремя структурными компонентами процесса социализации-индивидуализации: когнитивным,

эмоционально-оценочным, поведенческим.

Обязательное дифференцированное содержание программы содержит блок программных задач, позволяющих формировать у всех детей объем знаний, представлений, понятий, отношений, обязательных и необходимых для реализации самостоятельных (отдельных) линий развития ребенка — социализации (социальные знания, нормы, требования, правила социальных взаимоотношений и т. д.) и индивидуализации (знания и представления физического образа «Я», знания о своих качествах, чувствах и т. д.).

Дополнительное дифференцированное содержание программы направлено на преодоление у ребенка проблем, недостатков, нарушений, существующих или возникающих в его социальном и индивидуальном развитии (недостаток знаний о себе, негативные знания о себе, низкая самооценка, высокая самооценка; негативное отношение к другим людям, недоверие к миру, тревожность и т. д.), на установление определенного баланса между различными уровнями социализации и индивидуализации.

Комплексное (интегрированное) содержание программы отражает содержание работы по формированию комплексных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязей между ними на социальном и индивидуальном уровнях.

Формирование личности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, посредством обеспечения целостности социализации-индивидуализации предполагает организацию образовательного процесса в детском доме, включающую взаимосвязь индивидуальных, подгруппо-вых, групповых (коллективных) форм организации образовательного процесса; сочетание педагогических методов, приемов и средств социализирующей и индивидуализирующей направленности; разнообразие видов деятельности (совместной, индивидуальной, коллективной) и форм общения ребенка; проектирование специфического образовательного пространства детского дома. Основными методами и приемами реализации программы выступают беседа, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, упражнения, игры различного содержания и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абраменкова, В. В. (2002) Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. №1. С. 3-16.

Весна, Е. Б. (1998) Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе : дис. ... д-ра психол. наук. М.

Корепанова, М. В. (2001) Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования : дис. . д-ра пед. наук. Волгоград.

Крулехт, М. В. (1996) Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности : дис. . д-ра пед. наук. СПб.

Мухина, В. С. (2005) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия.

Фельдштейн, Д. И. (2005) Психология развития человека как личности // Избр. труды : в 2 т. М. ; Воронеж.

Щетинина, А. М. (2004) Социализация-индивидуализация в детском возрасте. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого.

SOCIALIZATION-INDIVIDUALIZATION AS A MECHANISM OF PERSONALITY FORMATION

AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF CHILDREN’S HOME A. N. Pronina (I. A. Bunin Yelets State University)

In the article the results of diagnostics of the relations of orphaned children‘s socialization-indi-vidualization are presented. The technology of integrity maintenance for the socialization-indi-vidualization as a mechanism of personality formation among preschool children in an orphan asylum is revealed.

Keywords: socialization, individualization, deprivation, integrity, technology, overcoming, correction.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Abramenkova, V. V. (2002) Sotsial’naia psi-khologiia detstva v kontekste razvitiia otnoshe-nii rebenka v mire // Voprosy psikhologii. №1. S. 3-16.

Vesna, E. B. (1998) Psikhologicheskie zakono-mernosti i mekhanizmy protsessa sotsializatsii-individualizatsii v ontogeneze : dis. ... d-ra psikhol. nauk. M.

Korepanova, M. V. (2001) Formirovanie obra-za Ia rebenka v sisteme doshkol’nogo obrazovani-ia : dis. . d-ra ped. nauk. Volgograd.

Krulekht, M. V. (1996) Problema tselostnogo razvitiia rebenka-doshkol’nika kak sub»ekta tru-dovoi deiatel’nosti : dis. . d-ra ped. nauk. SPb.

Mukhina, V. S. (2005) Vozrastnaia psikhologi-ia: fenomenologiia razvitiia, detstvo, otrochestvo. M. : Akademiia.

Fel’dshtein, D. I. (2005) Psikhologiia razvitiia cheloveka kak lichnosti // Izbr. trudy : v 2 t. Moskva-Voronezh.

Shchetinina, A. M. (2004) Sotsializatsiia-indi-vidualizatsiia v detskom vozraste. Velikii Novgorod : NovGU im. Iaroslava Mudrogo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.