Научная статья на тему 'Характеристика переживаний детей-сирот в целостном процессе социализации - индивидуализации'

Характеристика переживаний детей-сирот в целостном процессе социализации - индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ САМОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / SUFFERINGSES / SOCIAL SUFFERINGSES / SUFFERINGSES I / SOCIALIZATION / PERSONALIZATION / WHOLENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

Рассматривается феномен переживания как фактор, обеспечивающий целостность социализации индивидуализации личности. Автор приводит результаты опытно-экспериментального изучения характеристик переживаний детей-сирот, представляет классификацию социальных переживаний и переживаний самости, варианты их сочетания, описывает переходы, взаимосвязи и участие переживаний в целостности социализации индивидуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article is considered phenomenon of the sufferings, as condition, providing wholeness to socializations-personalizations to personalities. The Author brings the results experienced-experimental study of specifics of the sufferingses children-orphans, presents the categorization of the social sufferingses and sufferingses I, variants of their combination, describes transition, intercoupling and participation of the sufferingses in wholeness of the socializations-personalizations to personalities.

Текст научной работы на тему «Характеристика переживаний детей-сирот в целостном процессе социализации - индивидуализации»

УДК 316.6

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕЖИВАНИИ ДЕТЕИ-СИРОТ В ЦЕЛОСТНОМ ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

А.Н. Пронина (Елец)

Аннотация. Рассматривается феномен переживания как фактор, обеспечивающий целостность социализации - индивидуализации личности. Автор приводит результаты опытно-экспериментального изучения характеристик переживаний детей-сирот, представляет классификацию социальных переживаний и переживаний самости, варианты их сочетания, описывает переходы, взаимосвязи и участие переживаний в целостности социализации - индивидуализации личности.

ключевые слова: переживания; социальные переживания; переживания самости; социализация; индивидуализация; целостность.

Сегодня в науке широко обсуждается идея развития личности в целостном процессе социализации - индивидуализации, обозначенном «как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учётом индивидуальных особенностей - темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения)...» [5. Т 1. С. 227]. В психологии выделено несколько принципов взаимодействия социализации - индивидуализации (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, И.С. Кон, В.С. Мухина, В.А. Орлов, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.), изучены психологические закономерности и механизмы этого процесса в онтогенезе (Е.Б. Весна).

При изучении целостности социализации - индивидуализации личности возникает вопрос о взаимосвязях, позволяющих соединить в человеке социальное и индивидуальное, среди которых выделяют деятельность (Е.Б. Весна, Д.И. Фельдштейн и др.), самосознание (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, и др.), общение (М.И. Лисина, А.М. Щетинина и др.), эмоции (О.С. Винокурова, А.В. Запорожец и др.).

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Лебединского, А.Н. Леонтьева, О.С. Никольской, С.Л. Рубинштейна и др. раскрывается специфика переживаний и их роль в процессе социализации и индивидуализации личности. Социализация личности сопровождается проявлением социальных переживаний: «Для удовлетворения потребностей человек должен ориентироваться не только в окружающей действительности, но и в своих отношениях с нею. Средством такой ориентации служат переживания человека, отражающие в особой эмоциональной форме степень удовлетворённости его потребностей» [1. С. 190]. В процессе индивидуализации переживание самости («Я не такой, как все») становится ведущим; оно само по себе является нормальным в силу действительной уникальности и способности каждого открыть в себе своё особое предназначение, свою особую задачу. Благодаря переживаниям человек постоянно что-то открывает, узнаёт о самом себе.

Различные авторы (Ф.Е. Василюк, И.В. Иванова, Е.Л. Яковлева) подтверждают положение о том, что переживания сопровождают образование взаимосвязей между процессами социализации и индивидуализации.

При этом переживания рассматриваются не как особое состояние человека, но как механизм, позволяющий связать множеством переходов различные компоненты социализации - индивидуализации (внешнее отношение к миру, людям и внутреннее отношение к себе, объективное и субъективное, сознательное и неосознанное) и таким образом органично соединить социальную и индивидуальную сущность человека.

Переживания возникают (формируются) в детском возрасте и оказывают влияние на дальнейшее развитие личности человека. Негативные и позитивные детские переживания (отвержение со стороны близких, стыд, унижение, предательство, покинутость, любовь, гордость, удовлетворение, радость и т.д.) оказываются значимыми при возникновении у взрослых людей затруднений в разрешении социальных и индивидуальных жизненных проблем (Ф.Е. Василюк, М.В. Галимзянова, В.К. Лосева, А.И. Луньков).

Для нашего исследования значимым является положение Л.С. Выготского о том, что «переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее, чем данный момент среды является для личности. В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в её отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой - сказываются особенности развития моей личности» [2. С. 383].

В психологической науке достаточно полно изучена проблема переживаний ребёнка в целостном процессе социализации - индивидуализации в условиях оптимальной микро- и макросреды (детский сад, семья) (Т.В. Архиреева, О.А. Белобрыкина, Е.В. Гордиенко, И.В. Иванова, М.В. Корепанова, А.Д. Кошелева, Т.Д. Марцинковская, А.М. Щетинина и др.), однако отсутствуют исследования, раскрывающие целостность процесса социализации - индивидуализации личности в условиях депривации, характеристики переживаний детей без семьи, их классификация. Большинство работ посвящено изучению переживаний детей-сирот в самостоятельных процессах социализации и индивидуализации: социальных переживаний (Л.В. Байборо-дова, Е.В. Виноградова, И.А. Залысина, А.В. Полина) и переживаний самости (Н.В. Головко, Л.А. Девис, В.С. Мухина, Н.К. Радина).

54

Генетическая психология (психология развития, акмеология)

Необходимость проведения таких исследований очевидна. Во-первых, в развитии личности детей без семьи имеются следующие противоречия: на фоне недостаточно сформированных социальных знаний ребёнок имеет отрывочные, фрагментарные знания о себе; при наличии высокой самооценки у него отсутствуют умения применить свои способности, возможности в социальной деятельности; при хорошей осведомлённости о правилах поведения в социуме не сформирована саморегуляция, что свидетельствует о нарушении равновесия (баланса, соответствия) между социальным и индивидуальным развитием личности, имеющим разную степень проявления - от частичной деформации до полных разрывов связей между структурными компонентами процессов социализации и индивидуализации.

Во-вторых, полученные в бывшей семье (или вследствие депривации) негативные социальные переживания и переживания самости (повышенная тревожность, покинутость, ненужность, недоверие к миру и окружающим людям, чувство неполноценности, непринятие себя) приводят к проблемам в процессе социализации и индивидуализации личности у выпускников детских домов и школ-интернатов (агрессивность, антисоциальный тип поведения, озлобленность, негативное отношение к людям, отсутствие решительности, самостоятельности, самовыражения и т.д.).

В-третьих, исследование переживаний детей-сирот позволит рассматривать их как особую деятельность по преодолению критической ситуации депривации и разработать психолого-педагогические технологии их регулирования, позволяющие обеспечить целостность процесса социализации - индивидуализации личности, а следовательно, полноценное развитие ребёнка.

Цель исследования: определить характеристики переживаний детей-сирот и их влияние на обеспечение целостности и направленности процесса социализации -индивидуализации личности в условиях депривации.

Предмет исследования: характеристика переживаний детей-сирот в процессе социализации - индивидуализации.

Были обследованы 169 детей (10 групп) старшего дошкольного возраста, имеющих статус социальных сирот, поступивших в детский дом в различные возрастные периоды. В качестве диагностических методик были использованы: рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек», методики «Лесенка», «Секрет», «Определение эмоционального отношения», а также методика наблюдений.

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» направлен на выявление социальных переживаний (конфликтность, враждебность, тревожность, трудности в общении, депрессивность) и переживаний самости (чувство неполноценности, недоверие к себе, незащищённость). Методика «Лесенка» позволяла выявить у детей без семьи переживания самооценки. Методика «Секрет» позволяла оценить переживания ребёнком социометрического по-

ложения в группе сверстников. Методика «Определение эмоционального отношения» направлена на определение специфики переживаний по отношению к окружающим людям. Наблюдение за детьми было направлено на оценку переживаний ребёнка и их проявлений в совместной и индивидуальной деятельности, общении.

Анализ результатов диагностики позволил выявить характеристику, направленность и виды социальных переживаний и переживаний самости у детей без семьи.

Установлено наличие противоположных по знаку социальных переживаний и переживаний самости - позитивных и негативных. Позитивные (негативные) социальные переживания - это проявления положительных (отрицательных) эмоций и чувств ребёнка по отношению к явлениям социальной действительности, социальным нормам, правилам поведения, окружающим людям (детям, взрослым), возникающих в социальной деятельности, общении, ситуациях социального взаимодействия.

У 76 (из 169) детей выявлены следующие позитивные социальные переживания в детском доме: удовлетворение (уверенность, спокойствие) своим социометрическим статусом в группе сверстников (методика «Секрет»); совместные позитивные переживания с другими людьми (радость, восторг, сопереживание, сочувствие) в процессе деятельности (заинтересованность, удивление) (наблюдение, методика «Определение эмоционального отношения»).

У 93 детей установлены негативные социальные переживания: враждебность, тревожность, депрессивность, конфликтность, трудности в общении, агрессивность, безразличие, страх (наблюдение, рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»); безразличие, безучастность, разочарование в окружающих людях (наблюдение, методика «Определение эмоционального отношения»); недовольство своим социометрическим статусом (методика «Секрет»).

Позитивные (негативные) переживания самости -это проявления положительных (отрицательных) эмоций и чувств ребёнка по отношению к своей внешности, способностям, возможностям, особенностям.

У 70 детей выявлены положительные, а у 99 - негативные переживания самости: удовлетворённость высокой и адекватной самооценкой (положительное отношение к себе, своим способностям, возможностям) - неудовлетворённость низкой самооценки (обида, недовольство) (методика «Лесенка»); уверенность в себе (радость, восторг) - неуверенность в себе (растерянность, разочарование); чувство полноценности (восхищение собой, гордость) - чувство неполноценности (безразличие, замкнутость, гнев) (наблюдение, рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»).

По степени выраженности переживания классифицированы на демонстративные и скрытые. Демонстративные социальные переживания и переживания самости - это проявления позитивных или негативных эмоций и чувств ребёнка по отношению к себе, другим,

55

№ 38

Сибирский психологический журнал

2010 г.

людям, к деятельности, которые ребёнок старается выразить, подчеркнуть, показать (зачастую носят вызывающий характер), руководствуясь при этом индивидуальными или социальными мотивами (демонстрирует агрессивость, обиду для привлечения к себе внимания, демонстрирует радость за сверстника для получения одобрения воспитателя) (методика наблюдения). Демонстративные переживания были зафиксированы у 83 детей из 169 обследуемых.

Скрытые социальные переживания и переживания самости есть проявления позитивных или негативных эмоций и чувств ребёнка по отношению к себе, другим людям, к деятельности, которые он тщательно маскирует, вуалирует, руководствуясь при этом различными индивидуальными и социальными мотивами (скрывает проявления тревожности, агрессии в отношении к сверстнику, взрослому, чувство зависти к другому ребёнку) (наблюдение, рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»). Скрытые переживания проявили 86 детей.

Выявлены три варианта сочетаний социальных переживаний и переживаний самости у детей-сирот, оказывающих влияние на целостность и направленность процесса социализации - индивидуализации.

1-й вариант. Переживание высокой самооценки проявляется у ребёнка в стремлении лидировать, в высокой степени активности, инициативности и уверенности в правоте своих действий. Дети-сироты с высокой самооценкой при вступлении в совместную деятельность или общение способны к проявлению позитивных социальных переживаний, которые сопровождаются ярко окрашенными эмоциями радости, удивления, сопереживания. Такие дети в большинстве случаев являются организаторами, их чаще принимают в игру и совместную деятельность в качестве партнёров, что со временем обеспечивает им благоприятное социальное положение в группе сверстников («звёзды»). Например, Оля М. (5 лет, самооценка высокая, позитивное самопринятие, статусная подгруппа «звёзды») совместно с другими детьми участвует в выборе сюжета для коллективного рисунка: «Давайте я придумаю, что будем рисовать, у меня очень хорошо получается, а потом ещё

Осознаваемые социальные переживания и переживания самости детей без семьи - это проявления позитивных или негативных эмоций и чувств ребёнка по отношению к себе, другим людям (детям, взрослым), к деятельности, которые регулируются сознанием и контролируются волевыми усилиями ребёнка (методика наблюдения). Осознаваемые переживания были зафиксированы у 75 детей.

Неосознаваемые социальные переживания и переживания самости есть проявления позитивных или негативных эмоций и чувств ребёнка по отношению к себе, другим людям, к деятельности, возникающих на рефлекторном, импульсивном уровне в различных ситуациях, где он выступает как индивидуальный субъект и субъект социального взаимодействия (наблюдение). Неосознаваемые переживания выявлены у 94 детей.

Мы установили наличие у детей-сирот различных сочетаний социальных переживаний и переживаний самости (таблица).

кто-нибудь!». Дети соглашаются и принимают тему, предложенную Олей. После получения качественного рисунка все дети радуются результату, и Оля с радостью, гордостью говорит: «Это ведь я придумала, и видите, какой красивый, повесим рисунок в группе!»

Переживание адекватной самооценки у детей-сирот сопровождается реальной оценкой своих способностей и возможностей. При этом ребёнок соотносит самооценку с условиями совместной деятельности, индивидуальными особенностями детей группы, не претендует на те игровые роли, которые он не может реализовать, предпочитая уступить их другим детям, вследствие чего позитивные переживания самости переходят в осознаваемые социальные переживания (умиротворение, спокойствие). В соответствии с такими особенностями самооценки ребёнок входит в статусную подгруппу «принятых», что обеспечивает ему успешную социализацию. Так, Гена Ф. (5 лет 4 мес, самооценка адекватная, позитивное самопринятие, статусная подгруппа «принятые») участвует в распределении индивидуальных заданий при выполнении коллективной аппликации. Ребёнок-организатор предлагает ему вырезать мелкие

Сочетание различных видов социальных переживаний и переживаний самости и их количественное соотношение у обследуемых детей-сирот

Социальные переживания Позитивные Негативные Демонстративные Скрытые Осознаваемые Неосознаваемые

Переживания самости

Позитивные 8 6 10 4

Негативные 10 8 10 7 5

Демонстративные 6 8 7 5 10

Скрытые 10 9

Осознаваемые 12 15 6

Неосознаваемые 4 9

56

Генетическая психология (психология развития, акмеология)

детали для оформления. Гена просит: «Можно я буду наклеивать, а то я плохо умею вырезать по линии, вдруг что-нибудь срежу?!» Дети соглашаются. В процессе наклеивания спокоен, сосредоточен, оценивая полученный результат, испытывает удовлетворение.

При наличии у ребёнка осознаваемых позитивных переживаний самости (гордость, удовлетворение своими индивидуальными особенностями) он активно вступает в деятельность, общение с другими детьми и, находя подтверждение своих особенностей, испытывает позитивные социальные переживания (удовлетворение, радость, восторг от процесса и результата). Илья М. (5 лет 8 мес, самооценка высокая, позитивное самопринятие, статусная подгруппа «звёзды») играет вместе с другими мальчиками в «машины», предлагает: «Давайте я буду ехать первым в колонне, потому что я могу ехать медленно и у меня кубики из кузова не падают». Дети соглашаются. Илья с гордостью едет первым, смотрит на едущие за ним машины и испытывает явное удовлетворение от игры и собственной значимости.

Вышеперечисленные характеристики сочетания позитивных социальных переживаний и переживаний самости детей-сирот указывают на их влияние в установлении равновесия (баланса) между процессами социализации и индивидуализации позитивной направленности, а именно между эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами (отношением к себе и отношением к другим людям).

2-й вариант. Демонстративные переживания самости (восхищение в присутствии других детей своими внешними качествами, способностями) ребёнок проявляет для привлечения к себе партнёров по взаимодействию. Последующие совместные действия, реализация индивидуальных особенностей и подтверждение их другими детьми приводят к проявлению позитивных социальных переживаний (радость общения, интерес, удовлетворение результатами совместных усилий). Илья М. (5 лет 8 мес, самооценка высокая, позитивное самопринятие, статусная подгруппа «звезды») участвует в коллективном рисовании, предлагает детям: «Давайте я нарисую дорожку кисточками, смотрите, как у меня получается, как у художника!» (демонстрирует своё умение владеть кистью). Убедившись, дети соглашаются, Илья с радостью и старанием выполняет свою работу.

Вступая в совместную деятельность, общаясь с другими детьми, ребёнок с низкой самооценкой и негативным отношением к своим индивидуальным особенностям старался быть незаметным, проявляя при этом скрытые социальные переживания (одобрение, согласие, добродушие, смирение). Катя П. (5 лет 8 мес, самооценка низкая, негативное самоотношение, неуспешная, статусная подгруппа «принятые») соглашается выполнять порученную ей второстепенную игровую роль, процесс реализации роли ей нравится, однако девочка старается как можно меньше вступать в игровые действия с другими детьми, исполняющими главные роли.

Ребёнок с позитивными переживаниями самости может вступать во взаимодействие с менее успешными детьми, проявляя осознанные социальные переживания (сопереживает, одобряет, радуется), чтобы на его фоне выглядеть более удачливым и показать своё преимущество. Ирина С. (6 лет, успешная, самооценка адекватная, статусная подгруппа «принятые») участвует в коллективном рисовании. Рисунок удачно выполнен, смотрит на рисующую рядом Аню С. (5 лет 8 мес, самооценка низкая, негативное самопринятие, статусная подгруппа «непринятые»), видит, что у неё рисунок хуже, произносит с гордостью: «Видишь, как у меня красиво получилось!». Затем меняет тон на сочувствующий: «А у тебя всё размазалось, может кисточка плохая?».

В процессе сотрудничества, участия в совместной деятельности, общении с другими детьми скрытые негативные переживания самости ребёнка могут переходить в осознанные социальные позитивные переживания радости, восторга, удовлетворения процессом деятельности, восхищения качествами других детей. Даша К. (5 лет 6 мес, самооценка низкая, негативное самопринятие, неуспешная, статусная подгруппа «непринятые») сидит одна, долго наблюдает за игрой других детей, хочет играть, подходит к играющим, с восхищением говорит: «Ой, как у вас красиво на столе посуда расставлена, как вы куколок рассадили!». Дети принимают Дашу играть, и она радостно выполняет предложенную ей роль.

В случае осознания и переживания низкой самооценки ребёнок вступает в деятельность с теми детьми, которые имеют одинаковый уровень самооценки, испытывая при этом положительные социальные переживания (сочувствие, сопереживание, радость) от общения, взаимодействия. Катя П. (5 лет 8 мес, самооценка низкая, негативное самоотношение, неуспешная, статусная подгруппа «принятые») и Даша К. (5 лет 6 мес, самооценка низкая, негативное самопринятие, неуспешная, статусная подгруппа «непринятые») участвуют в коллективном рисовании, в случае затруднений оказывают помощь друг другу. Несмотря на низкое качество рисунков, радуются, гордятся и хвалят рисунки друг друга: «Скажи, у меня красиво получилось и тебя тоже красиво, правда?!»

Такой вариант сочетания переживаний самости и социальных переживаний указывает, что смена негативных переживаний на позитивные обеспечивает не только целостность социализации, но и позитивную направленность данного процесса.

3-й вариант. Изучая развитие личности ребёнка в условиях детского дома, исследователи (Н.В. Головко, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.К. Радина и др.) выявили наличие у большинства детей завышенной самооценки как компонента индивидуализации, что сопровождается преувеличением реальных способностей и возможностей и оказывает влияние на действие определённых структурных компонентов социализации.

57

№ 38

Сибирский психологический журнал

2010 г.

В частности, вступая в совместную деятельность, общение с другими детьми группы, ребёнок с позитивными переживаниями самооценки настойчиво ищет способы реализации притязания на признание и подтверждения своей самости (требует, заставляет подчиняться, уговаривает делать так, как он хочет), демонстрируя по отношению к другим детям агрессивность, злость, ревность, конфликтность, заискивание, восторг. Неосознанность и демонстрация завышенных реальных возможностей и способностей при столкновении с невозможностью их реализации в условиях совместной деятельности приводили к проявлению негативных социальных переживаний: разочарования, злости и обиды. Например, Андрей К. (5 лет 4 мес, самооценка завышенная, позитивное самоотношение, социометрический статус «принятые») играет в «автомобильные гонки» с другими мальчиками, требует выполнить его предложение построить мост: «А я говорю, что тут надо строить мост, чтобы под ним проезжать!» Дети не выполняют его требование, и в дальнейшей игре он старается специально столкнуть свою машину с машинами других детей, при этом обвиняет других в столкновении.

При вступлении ребёнка с негативными переживаниями самости (раздражение по поводу своего внешнего вида, досада, злость по поводу отсутствия у него каких- либо индивидуальных качеств) в совместную деятельность с участием более успешных детей (с высоким уровнем самооценки) наблюдается проявление негативных социальных переживаний (злость, зависть, разочарование), при этом он открыто демонстрирует их проявление (агрессивность, конфликтность). Это связано с невозможностью ребёнка выполнить некоторые действия, осуждением его неумелости и личностных качеств другими детьми, а также с неудовлетворённостью результатом деятельности. Например, Катя П. (5 лет 8 мес, самооценка низкая, негативное самоотношение, неуспешная, статусная подгруппа «принятые») участвует в коллективном рисовании. Рисунок получается некрасивым. Смотрит на красивый рисунок Алины (5 лет 4 мес, успешная, самооценка адекватная, позитивное самоотношение, статусная подгруппа «звёзды») и со злостью толкает её под локоть, хотя та ей не мешает.

Ребёнок, демонстрируя индивидуальные преимущества перед другими детьми, проявляет осознаваемые социальные переживания безразличия, превосходства, отсутствие сочувствия и сопереживания либо наоборот -заискивает, заигрывает, демонстрирует повышенное сочувствие, соучастие. Так, Лена (5 лет 9 мес, успешная, самооценка высокая, статусная подгруппа «звёзды») организует совместную игру и предлагает: «Я буду учительницей, я высокая, очки одену и буду строгая, а ты ростом маленькая, будешь ученицей». В ходе игры Лена постоянно демонстрирует своё преимущество: ругает, ставит плохие оценки «ученице». Оля М. (5 лет, самооценка высокая, статусная подгруппа «звезды») совместно с другими детьми участвует в выборе сюжета

игры: «Давай я буду воспитательницей, у меня голос, как у Ирины Борисовны, а ты будешь дочкой», затем заигрывающее поясняет: «Я ведь тебя буду кормить, одевать, гулять!»

Данные факты свидетельствуют о том, что такое сочетание позитивных переживаний самости и негативных социальных переживаний у детей без семьи не позволяет обеспечивать связь между эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами социализации - индивидуализации и характеризуется негативной направленностью этого процесса.

Таким образом, социальные переживания и переживания самости являются, с одной стороны, диаметрально противоположными состояниями относительно их направленности, с другой - взаимодействуют между собой согласно закону единства диалектических противоположностей, закономерностям разнонаправленной активности, вариативности и неупорядоченности. Переживания самости при реализации их в условиях социума (совместная деятельность, общение) переходят в социальные переживания, а социальные переживания на основе преломления через внутренние особенности ребёнка (мотивы, установки, индивидуальные особенности) переходят в переживания самости.

Под переживаниями, обеспечивающими целостность социализации - индивидуализации личности детей без семьи, мы понимаем проявление и сочетание различных по силе, направленности, мотивации социальных переживаний и переживаний самости, участвующих во взаимодействии когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов социализации и индивидуализации.

Переживания ребёнком определённых знаний о себе (когнитивный компонент индивидуализации), определённого отношения к себе (эмоциональный компонент индивидуализации) в социальных отношениях с другими людьми (детьми) переходят в переживания социальных отношений (эмоциональный компонент социализации), оказывают влияние на поведение в социуме и переходят в переживания по поводу совершаемых социальных поступков (поведенческий компонент социализации). Анализ выявленных у детей-сирот сочетаний социальных переживаний и переживаний самости различных видов, а также их проявлений позволяет констатировать: преобладание негативных, неосознаваемых социальных переживаний и переживаний самости свидетельствует о нарушениях социализации и индивидуализации личности и негативной направленности целостного процесса социализации - индивидуализации в условиях детского дома.

В структуре личности детей-сирот обнаруживаются сочетания и взаимопереходы различных видов социальных переживаний и переживаний самости, которые обеспечивают (обеспечивающие) взаимосвязь между структурными компонентами социализации и индивидуализации личности. Взаимосвязь позитивных

58

Генетическая психология (психология развития, акмеология)

(осознанных) социальных переживаний и переживаний самости будет способствовать позитивной направленности, целостности социализации - индивидуализации личности, сочетание негативных (неосознанных) социальных переживаний и переживаний самости окажет неблагоприятное влияние на целостность социализации -

индивидуализации личности. Сочетание социальных переживаний и переживаний самости различных видов может обеспечивать социализацию - индивидуализацию личности, целостность, направленность и успешность которой зависит от различных факторов (индивидуальные характеристики, социальные условия и т.д.).

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Моск. психол.-соц.

ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

2. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т 4. 463 с.

3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2005. 175 с.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб., 2005. 400 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж:

НПО «МОДЭК», 2005. Т. 1. 568 с.; Т. 2. 456 с.

THE FEATURE OF THE SUFFERINGSES CHILDREN-ORPHANS IN HOLISTIC PROCESS OF THE SOCIALIZATIONS-PERSONALIZA-TIoNS

Pronina A.N. (Yelets)

Summary. In article is considered phenomenon of the sufferings, as condition, providing wholeness to socializations-personalizations to personalities. The Author brings the results experienced-experimental study of specifics of the sufferingses children-orphans, presents the categorization of the social sufferingses and sufferingses I, variants of their combination, describes transition, intercoupling and participation of the sufferingses in wholeness of the socializations-personalizations to personalities.

Key words: sufferingses; social sufferingses; sufferingses I; socialization; personalization; wholeness.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.