Научная статья на тему 'Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры'

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»

их видения мира, их бытия. Память о своем роде, о занятиях мужчин, об исторической глубине рода доносят до нас и родовые знаки - гербы. Родовой герб нес в себе информацию о родоначальнике. Часто она была зашифрована в символах. Родовой герб передавался из поколения в поколение. Люди берегли его и почитали.

Я знаю, что учащиеся обоих классов знают, что такое герб! Они рисовали вместе с родителями семейные гербы. Давайте послушаем рассказы учеников и их родителей об их гербах.

Ученики выходят со своими родителями, показывают нарисованный семейный герб и комментируют то, что на нём изображено.

Ведущий 2.

На Руси всегда жили большими семьями. Старшее поколение передавало младшему все свои знания, тайны мастерства, традиции. Ведь наш класс -это тоже большая дружная семья, в которой каждый находится 10 лет!!! Настало время показать и наши классные гербы, которые ребята приготовили к данному классному часу.

Ученики демонстрируют герб класса и рассказывают о нём.

Ведущий 1.

Наша школа - это тоже большая дружная семь я, в которой старшие - учителя, учат младших; старшеклассники помогают ученикам младших классов. Наш сегодняшний классный час - это эстафета преемственности. Бывшие ученики Ларисы Анатольевны, сегодняшний 5 «А» класс, теперь оказались под опёкой нового классного руководителя - Ларисы Ивановны. Ну, а Лариса Анатольевна приняла к себе первоклассников, тех, которые первый год находятся в нашей большой дружной школьной семье. Мы надеемся, что пятиклассники всегда помогут первоклассникам, поделятся с ними теми знаниями, которыми они уже овладели, поделятся своим опытом быть школьниками.

Ведущий 2.

На Руси был хороший обычай - обмениваться полотенцами, или совместно, всей деревней, всем миром соткать обрядовое полотенце. Совместное творчество объединяло все семьи, помогало пережить лихую годину, болезни.

Полотенце, рушник имело в старые времена сакральное значение. Полотенце было непременным атрибутом семейных и календарных обрядов. На полотенце принимали новорожденного, колядовщики принимали дары от хозяев на полотенце, полотенце, перевешенное через ворота, оповещало, что в этом доме праздник или печаль. Известны свадебные и поминальные полотенца. И отличались они друг от друга вышитыми на них узорами - символами. Символы служили своего рода письменностью, они несли информацию о событиях и людях.

Ученик 5 класса рассказывает о символике круга, креста, треугольника, ромба. Другой ученик расска-

зывает о правилах построения орнамента и обрядовой вышивке.

Ведущий 1.

Вот и мы с вами, в знак дружбы первого и пятого классов, «со-творим» своё обрядовое полотенце. И, это задание для наших родителей. Используя семейные гербы, они изготовят одно полотенце, которое будет символом счастья и здоровья каждого, успешности в учебе и творчестве.

Родители начинают работу над обрядовым полотенцем. На куске обоев они прикрепляют семейные гербы, а в центре - гербы классов.

В это время, ученики знакомятся с народным праздником «Наум-грамотник».

Ведущий 2.

Народное бытие на Руси отмечено как трудовыми буднями, так и праздниками. Люди умели хорошо и с пользой работать, а также веселиться и отдыхать. Но на всё было свое время. Трудовые будни чередовались с праздничными днями в народном календаре. 14 декабря в народе праздничный день - «Наум-грамотник». В этот день, по заведенному обычаю, ребятишек начинали учить грамоте.

Кто из вас ответит на мой вопрос: почему только с середины декабря начинались занятия грамотой с детьми?

Ответы учащихся.

1) В декабре больше времени для овладения грамотой.

2) В декабре начинаются холодные дни и заканчиваются работы взрослых.

3) Декабрь - самое удобное время, т.к. день короткий, вечера длинные.

Ведущий 1.

Само слово «Наум» образовано из двух: «на» и «ум». Это означает - воздействовать на ум, научить чему-либо, положить «на ум» знания. В народе говорили: «Пророк Наум поставит неслухов на ум», или «Батушка Наум, наведи меня на ум», «Голова без ума, что фонарь без свечи».

Ребята приготовили нам небольшую инсценировку старого народного обычая.

Мать будит сына:

«Просыпайся ранёхонько,

Умывайся белёхонько,

К учителю собирайся,

За азбуку принимайся!»

Отец с матерью приводят сына к учителю. Отец, передавая сына учителю, даёт ему плётку и говорит:

«Научи учитель дитя уму-разуму,

За ленность наказывай побоями».

Ученик кланяется учителю три раза. Учитель трижды символически бьет ученика плеткой, приговаривая:

«Аз - били мене раз,

Буки - набрался муки,

Аз и буки - бери указку в руки».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Мать отдает учителю горшок с кашей и приговаривает:

«Возьми, учитель, за работу, да не мори дитятко лишком грамотой, пореже угощай отпрыска розгами».

«Без муки нет и науки» - отвечает учитель, садится за стол, открывает азбуку и задаёт вопросы первоклассникам:

1) Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя,

Она есть у Кати, Пети, и, конечно, у меня.

(Мама)

2) Старинная русская народная игрушка-сувенир.

(Матрёшка)

3) Рубашка из железных колец. (Кольчуга)

4) Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни. Так называют всё удивительное, волшебное.

А когда оно свершается, мы удивляемся, радуемся. (Чудо)

5) Мал малышок, а мудрые пути подскажет.

(Ручка, перо).

6) Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

7) Денег не получаю, а учу днём и ночью. (Книга)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

9) Черные, кривые, от рожденья все немые, Встанут в ряд - сейчас заговорят. (Буквы)

10) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где ни пройдёт, там след останется.

(Карандаш)

11) Мой первый слог средь цифр найдите,

Конец - ищите в алфавите,

А целое - нетрудно отгадать,

Взирая на детей, на их отца и мать. (Семья)

За это время родители приготовили обрядовое полотенце. Они встают у выхода из класса, образуя этим полотенцем символические ворота.

Ведущий 1.

Наш классный час подошёл к концу.

Пусть в вашей семье счастье льётся рекою.

Успехов, здоровья, любви,

А также покоя.

А что ещё для счастья нужно?

Ответ хором:

Семейная, крепкая дружба.

Главное помнить, что не нужен и клад, когда в семье лад.

В старину на Руси ворота имели сакральное значение. Они служили как бы границей, ограждающей моё, родное, семейное, от чужого. Сквозь ворота прогоняли скот - чтоб не болел, на воротах вешали полотенца, под воротами разводили огонь во времена лихой годины и мора - чтоб не проникла во двор. А дети и подростки часто играли «В воротца», чтоб очистить себя от всего дурного, плохого, ненужного.

Вот и вы сейчас, пройдете сквозь «ворота», устроенные вашими мамами из полотенца. В добрый путь, ребята!

Учащиеся выходят из класса через символические ворота.

Рогожина А.В.,

ст. воспитатель МДОУ № 43 г. Орехово-Зуево Московская обл.

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности?

Русская традиционная культура в дошкольном образовательном учреждении; традиции народного воспитания; традиции народного семейного воспитания

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика об-

ладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения

действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа.

Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс МДОУ народной культуры, мы определили следующие направления работы:

- изучение традиций народного семейного воспитания;

- развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

- использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности - это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, свою работу мы начали с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края - всё это влияет на становление человека.

В работе с детьми в нашем МДОУ всегда отводилось большое место народной культуре, тем более, что народные песни, игры, малы формы фольклора включены в типовую программу «Воспитание и обучение в детском саду» по ред. Васильевой. Много можно говорить о напевности, яркости и выразительности текстов народных песен, о том, что многие из них, особенно шуточные, легко обыгрываются и замечательно вписываются в любой праздник.

Изучая русскую народную культуру, мы знакомились сами и знакомили детей с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Мы узнали, что изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Мужчины и женщины в свободное от полевых и домашних работ время лепили, точили, шили, красили детские игрушки, привлекая к этому т руду и своих детей, приучая этим их к усердию и терпению. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе формы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых, дети становились полноценными членами общества.

Для того, чтобы лете было в работе с детьми, мы начали знакомить и их родителей с простейшими народными куклами, приёмами их изготовления. Воспитатели вместе с родителями и детьми начали изготавливать куклы-обереги, игровые куклы, куклы-символы. И родителей, и детей эта работ увлекла. Созданная своими руками кукла становится ближе и понятнее ребенку, а, главное - дети начали ощущать тепло, исходящее из кукол, изготовленных своими руками. Все с увлечением участвовали в выставке, на которой были представлены куклы, сделанные родителями и их детьми совместно.

Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан струдовы-ми буднями и праздниками на Руси. Изучив народные праздники, мы поняли, что они создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Участвуя в календарных праздниках, обыгрывая с куклами семейные обрядовые праздники, дети знакомились с такими основополагающими понятиями в культуре как «семья», «род», «народ», «Родина», «родословное древо». На заседании родительского клуба педагоги МДОУ вместе с родителями изучили правила составления родословного древа. Родители вместе с детьми заинтересовались этой проблемой и начали составлять свои родословные.

Проведение в МДОУ таких праздников как Масленица, Рождество, приход Весны стало традицией. В организации, подготовке и проведении этих праздников родители принимают самое активное участие.

Во все времена действенным оставалось народное слово. Народные пословицы, поговорки, пестушки, потешки, сказки - это родник народной мудрости, выражение философских взглядов и опыта воспитания. Мы с огромной радостью используем в своей работе с детьми устное народное творчество.

Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дигина Алла Георгиевна,

руководитель методического отдела по начальной школе Нижегородского Центра непрерывного образования г. Нижний Новгород

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Как можно осуществить проектирование урока на основе деятельностного подхода?

Методические особенности проектирования системы обучения; технологическая составляющая педагогического стиля учителя; проектирование на основе деятельностного подхода; готовность учащихся к самостоятельной учебной деятельности; технологии активного обучения; приемы управления учебной деятельностью

Цель: анализ технологической составляющей педагогического стиля учителя для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

План

Результаты.

1. Анализ индивидуального педагогического стиля.

2. Прогнозирование и анализ результатов диагностики с точки зрения развития учебной деятельности.

3. Освоение педагогических технологий.

4. Презентация «продукта» по теме «управление деятельностью учащихся в учебном процессе» (в контексте личного педагогического опыта).

Ведущий: Дигина А.Г. Участники: учителя 2-х классов.

Тема 1. Функция учителя в учебном процессе

Цель мастерской: анализ технологической составляющей педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития го-

товности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

Задача. Актуализация знаний о технологиях активного обучения.

Какой младший школьник? (Отвечаем, используя метод «кластер»)

- Психические новообразования:

Произвольность (преднамеренность) Самоконтроль (оценка и регулирование индивидом

своих действий и психических состояний, овладение им поведенческой ситуацией в соответствии с правильным образцом, коррекция поведения на основе обратной связи)

Рефлексия (самоанализ своего психического состояния, критическая оценка своего мыслительного процесса, самоотражение личности)

Учебная деятельность (особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения)

Ресурсы

1. Учебное содержание (учебные тексты, учебные задания).

2. Технологии (репродуктивные, исследовательские, творческие, эмоционально-ценностные).

3. Стиль (индивидуальная составляющая - не может меняться, технологическая составляющая - должна меняться).

4. Внеурочные формы работы.

Технологические ресурсы:

- компоненты учебной деятельности;

- технологии;

- учебное содержание.

1. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.

2. Операционно-деятельностная часть. Вводятся новые понятия, алгоритмы, правила.

Дата Тема

Октябрь Функция учителя в учебном процессе.

Ноябрь Определение методических особенностей проектирования системы обучения. Диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.

Декабрь Общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения. (Деменева, ОУУН, дифференциация).

Январь Приемы самоактуализации ученика в учебном процессе. (Проблемно-диалогическое обучение, автор к.п.н. Мельникова Е.Л.)

Февраль Приемы регулирующего компонента учебной деятельности. Инструментарий для управления учебным процессом.

Март Структурный и функциональный анализ деятельности субъектов образовательного процесса (модельный урок).

Апрель Психофизиологические аспекты учебной деятельности учащихся. Анализ результатов диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.