Научная статья на тему 'Обряды, промыслы и фольклор в художественном образовании школьников'

Обряды, промыслы и фольклор в художественном образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ПРОМЫСЛЫ / КУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ КУКЛА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TRADITIONS / PROVIDENCES / CULTURE / DECORATIVE-APLIED ARTS / PUBLIC DOLL / AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье поднимается вопрос об обрядах, промыслах, фольклоре. Обращение к исторической памяти нашего народа, позволяет развивать культуру, традиции, народные промыслы для будущего поколения; воспитывать школьников на уроках изобразительного искусства, прививать любовь к родным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rites, providences and folklore in artistic formation schoolboy

The question rises In article about rite, providence, folklore. Address to history memory of our folk that it is necessary bring up culture, traditions, public providences for future generations. Bring up the schoolboy on lesson art, graft the love to native tradition.

Текст научной работы на тему «Обряды, промыслы и фольклор в художественном образовании школьников»

УДК 3701

Людмила Валентиновна Мальцева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, художественно-графического факультета Кубанский государственный университет, v.ostanin@mail.ru, Краснодар

ОБРЯДЫ, ПРОМЫСЛЫ И ФОЛЬКЛОР В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Lyudmila Valentinovna Maliceva

A candidate of the pedagogical sciences, assistant professor of the pulpit decorative-aplied arts and design, artistic-graphic faculty Kubanskiy state-whine university, v.ostanin@mail.ru, Krasnodar

RITES, PROVIDENCES AND FOLKLORE IN ARTISTIC FORMATION SCHOOLBOY

Влияние художественно-творческой деятельности на процессе становления личности школьников повышается в связи с воспитанием на традициях, обычаях своего народа, фольклоре. Родная речь, народные песни, обычаи должны присутствовать в воспитании. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Школьники с удовольствием слушают о кубанском фольклоре и потом отражают в своих работах на уроках изобразительного искусства. В кубанской казачьей традиции сформировался довольно большой блок мифологических представлений.

Сохранение и освоение культурного наследия, национальных обычаев, обрядов, традиций, исторической памяти народов становится первостепенной задачей современности. Этим фактором продиктовано формирование Федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2010 гг.). В связи с этим задача сохранения культурного наследия и его передачи подрастающему поколению признается приоритетным направлением в обучении и воспитании молодого поколения.

Этнические культуры существуют в системе целостной культуры человечества, взаимодействие между отдельными элементами демонстрирует как всеобщую связь явлений, благодаря которой ни одна этническая культура не может считаться сформировавшейся полностью самостоятельно, так и моменты напряжения, связанного с различиями между отдельными культурными нормами, ценностями, религиями.

Ведь история казачества не изучалась. В последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства

в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Краснодарского края.

Интерес к истории казачества растет по мере того, как ширяется казачье движение. Мы являемся сейчас свидетелями того, что казачество возрождается и крепнет.

Изучение молодежью истории, традиций, национального костюма, народного искусства помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. К сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции, поэтому необходимо на уроках в общеобразовательных школах рассказывать и показывать, особенно это наглядно можно показывать на уроках изобразительного искусства.

Воспитания молодого поколения на народной культуре Кубани - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Культурные традиции способны активизировать, направлять, влиять на мироощущение личности, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, что требует совершенствования связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Региональный компонент позволяет знакомить ребят с Краснодарским краем, с историей казачества, образованием кубанских станиц, с одеждой казака и казачки, с их бытом.

Через изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, культуру, традиций своего народа будет развиваться творческая мыслящая и грамотная личность. Учить творчеству может учитель, если он сам творческая натура. Д. Б. Кабалевский сказал: «В изобразительном искусстве, как и в музыке, только знать свой предмет учителю недостаточно. Он должен любить живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к искусству с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в душе детей любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен».

Ведущее место в сохранении и развитии народных традиций, в духовном развитии подрастающего поколения занимает такая часть региональной культуры, как народное декоративно-прикладное искусство. Особенности этого вида народного творчества, его история и закономерности развития обстоятельно и широко освещены в специальной искусствоведческой и историко-художественной литературе. Проблема приобщения школьников к народной культуре и искусству активно разрабатывается в российской педагогике, в теории и методиках школьных курсов.

Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Само общество должно создать традиции эстетического воспитания,

открывающего человеку возможность стать наследником всего богатства культуры.

Воспитывая школьников на изобразительном, декоративно-прикладном и народном искусстве, на народной культуре Кубани, всегда следует помнить, что каждый из этих видов имеет свои особенности.

Интерес к изобразительному искусству обнаруживается тогда, когда ребята обращаются к народному творчеству, к народной культуре, обычаям, фольклору своего региона.

В этом помогут не только уроки изобразительного искусства, но и занятия ребят в кружках, факультативах по изобразительному искусству, различные внеклассные и внешкольные мероприятия по изобразительному искусству (доклады, вечера, встречи с художниками, посещение музеев, выставок, изготовление кукол в национальных костюмах).

По своему облику традиционная культура, в которую входят обряды, традиции, фольклор кубанского казачества в целом занимает промежуточное положение между русской (в ее южнорусском локальном варианте) и украинской.

Свадьба по обилию использованных предметов выделяется среди обрядов жизненного цикла. Чаще всего, употребление декорированных вещей в обрядовых ситуациях сводится к утилитарным свойствам самой вещи. Свадебная обрядность свадебный фольклор кубанских казаков складывались, начиная с рубежа XVШ—XIX вв., и продолжали видоизменяться до конца XIX - начала XX вв. Свадебные традиции Кубани представляют собой культуру позднего формирования.

В свадебном обряде есть вещи входящих в состав приданого невесты. Традиционно - это сундук, постель, одежда, рушники, настольники. Сюда можно отнести и «благословение» (икону, обшитую или обернутую рушником, которую невеста берет из родительского дома). В связи с перечисленными предметами, хотелось бы остановиться на «свои» вещи невесты в чужом пространстве (каковым для нее является дом жениха). Располагая привезенные вещи в соответствующих локусах (икона «благословение» - в святом углу, кровать, сундук - на периферийных территориях), невеста как бы «осваивает» (структурирует) новое для себя пространство, адаптируя его для дальнейшее жизни. Нос помощью вещей из приданого происходит адаптация как реального, так и социального пространства. Например: «Утро на второй день свадьбы молодая несет свекру и свекрухе умываться, дает им е петельки рубашек по куску красной ленты и целует всех в хате. «Рушник» же, которым утиралась свекор и свекруха, молодая вешает на иконах [1].

Интересен сам по себе и такой предмет приданого, как сундук. Готовили его к свадьбе заранее, обычно покупали на базаре, либо заказывали мастеру. «Сундук покупали обязательно. Родители каждые старались, чтобы красивый был: намалеванный, покрашенный, цветами поразрисованный [2].

В сундук складывали одежду, рубашки, полотно - все, что составляло приданое невесты. Свадебная скрыня (сундук) была не только хранитель-

ницей имущества невесты - она была тайником ее сокровенной мечты о будущем, о замужестве. Скрыня с ее содержимым символизировала трудолюбие невесты и ее семьи. Во время свадьбы, обычно в воскресенье после обеда, скрыню со всем добром перевозили в дом жениха. Как неотъемлемая часть внутреннего убранства крестьянского жилища свадебная скрыня ставилась обычно на почетном месте, рядом со столом, скрыня была украшением сельской хаты.

Профессия скрытника передавалась из рода в род, от отца сыну, что способствовало образованию устойчивых традиций этого ремесла. В росписях присутствовал растительный орнамент, в основе которых лежат цветы разных форм, стилизованные или приближенные к натуре. Цветы обычно закомпоновывались в букеты или же везоны, изредка располагались свободно по всей площади.

Наиболее тщательно расписывалась передняя стенка скрыни, затем боковые и реже Вико (крышка). Иногда передняя стенка и вико делились на несколько «окон», образуемых полосами жести или же специально нарисованными рамками, в которых заключались отдельные букеты. Они носят характер светлый, жизнеутверждающий. Именно таким искусством народ стремился украсить свою нелегкую жизнь, воплощая в нем извечную мечту о красоте, о счастье. Безвозвратно скрыни уходят из быта, их художественная ценность заставляет задуматься об использовании их декоративной отделки в современном искусстве при изготовлении различных сувениров, панно, настенных росписей. Да и сама скрыня в миниатюре, в виде маленькой скрыньки - шкатулки - резной или расписной, - также была бы вполне уместна, в виде свадебного подарка - символ достатка и семейного уюта. Одновременно она служила бы напоминанием о прошлом, олицетворяя неразрывную связь времен и поколений.

Вместе с тем, существенны варианты и версии в кубанских свадебных обрядах. Многие ритуалы и фольклорные тексты, как вербальные, так и музыкальные, не слились на Кубани в единый обрядовый комплекс, а сохранили определенные различия. Так, безусловно, наиболее существенная композиция (как и во всей традиционной культуре Кубани) сложилась между обрядами черноморских станиц, с одной стороны, и обрядами станиц Строй и Новой Линии, с другой. Различия эти обеспечены и самобытностью разговорного языка (соответственно черноморской «балачки» и версий южнорусских говоров), и особенностями выполнения акциональной части обрядов, различиями одежды и ее деталей, комплекса предметов, используемых в ритуале.

Для календарных жанров музыкального фольклора Кубани характерно централизующее значение жанров зимнесвяточного периода: колядок, щед-ровок, посеванок / посиванок, напевов, сопровождающих обряды вождения Маланки / Мыланки и Василя / Васыля и вождения козы [3].

Историческая песня - постоянно развивающееся явление фольклора, сложение таких произведений активно продолжалось в периоды формирования,

укрепления кубанского казачества. Большое количество песен возникло на Кубани во второй половине XIX в. как отклик на героическое участие кубанских казаков в Кавказской войне.

В кубанской музыкальной традиции целый ряд жанров связан с движением, пляской. Помимо хороводных песен это и неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки и частушки, которыми так богата Кубань.

На Кубани с давних времен люди занимались различными промыслами и ремеслами. Поэтому можно выделить наиболее распространенные виды народных промыслов и декоративно-прикладного искусства на Кубани. Это гончарное производство, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы, вышивание. Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду.

Одним из разновидностей народного искусства является изготовление кукол. В отличие от современной рукотворной игрушки, в том числе и куклы, которая может тиражироваться, художественная кукла, как правило, существует в единичном экземпляре и свидетельствует о неповторимом почерке своего создателя.

Современные художники, занимающиеся авторскими рукотворными игрушками, начинали свою деятельность, как правило, с аранжировки уже известных исторических образцов, постепенно вырабатывая оригинальный стиль.

Школьник может прочувствовать эпоху и получить эстетическое удовольствие через предмет искусства, в данном случае через художественную куклу.

Только синтезом различных искусств можно создать коллекционную куклу. Ассоциативные, образные решения, возникающие при общении с современными произведениями кукольного искусства, подтверждают тот факт, что куклы создают новую «реальность» - в этом загадка их мистической сущности, невероятной притягательности в глазах многочисленных ценителей и поклонников этого удивительного и неувядаемого «жанра».

В современных условиях на уроках изобразительного искусства школьникам можно рассказать как изготовлевается кукла. Это происходит так:

1. Модель - то есть голова куклы лепится из глины или пластилина, сушится.

2. Изготовление формы. Модель обливается жидким гипсом - отдельно лицевая и отдельно затылочная части. Модель из формы вынимается. Обе части формы сушатся, затем в каждую из частей втамповывается масса, состоящая из глины, мелко-нарезанной бумаги, клея ПВА, водоэмульсии.

3. Части соединяются, сушатся. Вытаскиваются из формы. Лицевая и затылочные части должны при высыхании плотно соединиться. Получившуюся голову куклы, обработать мелкозернистой шкуркой, покрыть водо-эмульсией. Затем раскрасить гуашевыми красками, покрыть любым прозрачным лаком.

Далее на куклу шьют, одежду в данном случае это будет, одежда казака и казачки.

Вся система воспитания и образования школьников - как можно больше помочь узнать о кубанской земле, в этом помогут интегрированные уроки, «Кубановедение», и изобразительное искусство, в тесной связи эти уроки будут интересными и познавательными. Познавательный и научный подход к изучению изобразительной грамоты немыслим без эстетического воспитания школьников, без такой важной своей составной части, как развитой эмоциональной сферы личности, высокой культуры чувств, в реальной жизни, и в общении с декоративно-прикладным, народным искусством, культурой.

В связи с этим основной целью народной культуры Кубани в свете концепции этнохудожественном образовании школьников является изучение современного состояния проблемы с различных позиций и создание определенных педагогических, экономических и организационных условий в воспитании подрастающего поколения.

Разработка программы по изучению народного искусства и народной культуры Кубани в непрерывной связи художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников базируется на национальном характере образования, что способствует формированию чувства национального самосознания, уважения к историческому наследию своего народа через понимание народного искусства как части национальной художественной культуры.

Основные направления работы педагога изобразительного искусства по реализации концепции этнохудожественного образования сводятся к решению следующих задач:

- использование потенциальных художественных, воспитательных и дидактических возможностей изучения декоративно-прикладного искусства Кубани как средство приобщения к национальной культуре;

- формирование уважения и любви к историческим, народным, национальным традициям, обычаям и фольклору;

- расширение в практической учебной и внеклассной деятельности культурологического, краеведческого, эстетического и воспитательного элементов;

- использование традиционных и современных методов обучения в эффективном сочетании с этнохудожественными традициями населения Кубани и общими требованиями к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе;

- соблюдение взаимосвязи традиционного и профессионального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- изучение народного декоративно-прикладного искусства народов Кубани в исторической и культурной взаимосвязи, как части народной художественной культуры России;

- систематическое раскрытие в процессе изучения произведений народного искусства его духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов наряду с декоративно-художественными;

- поэтапное ознакомление учащихся с традиционной культурой Кубани, народным искусством на протяжении всего периода школьного обучения.

Изучение традиционной культуры Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Современная модернизация образования предполагает расширение доступности, повышение качества и эффективности образования школьников в области изобразительного, народного и декоративно- прикладного искусства на основе народной культуры Кубани, при этом необходимым условием является использование взаимосвязи методов обучения.

Обращение к исторической памяти своего народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у школьников представление о нравственных нормах, развить культуру чувственного восприятия, художественного переживания - это одно из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, духовная основа для формирования личности.

Воспитание на культуре, традициях, обычаях - сегодня самый сложный и актуальный вопрос, который необходимо решать. Но ведь все меняется к лучшему и новое поколение не забудет народную культуру, народное искусство Кубани.

Библиографический список

1. Кириллов, П. Черноморская свадьба [Текст] / П. Кириллов // Кубанский сборник. Т. 2. - Екатеринодар, 1891. - С. 25.

2. Полевые материалы фольклорно-этнографической экспедиции Центра народной культуры Кубани (далее ПМ ФЭЭ ЦНКК) 1994 г. в Лабинский район. Ст. Ахметовская, к/к № 604.

3. Бондарь, Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. [Текст] / Н. И. Бондарь. - Краснодар, 2003. - 263 с.

4. Бойко, И. Н. Плясовые припевки Кубани. [Текст] / И. Н. Бойко. - Краснодар, 1993. - 284 с.

5. Виноградов, В. Б. Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе. [Текст] / В. Б. Виноградов. - Славянск-на-Кубани, 1999. - С. 53-55.

6. История Кубани [Текст] / Под. ред. В. Е. Щетнева. - Краснодар.: Кубанское книжное издательство, 2004. - С. 304.

7. Казаки [Текст] / Под. ред. Б. А. Алмазова. - СПб.: Диамант, 1999. - С. 85.

8. Ратушняк, В. Н. Родная Кубань. [Текст] / В. Н. Ратушняк. - Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004. - 215 с.

9. Ратушняк, В. Н. По страницам истории Кубани. -Краснодар. Советская Кубань, 1993. - 207 с.

10. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.

11. Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-199.

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

12. Толстоухова, А. В. О проблемах развития начального художественного образования в Якутии [Текст] / А. В. Тостоухова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 226-231.

13. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии [Текст] / Г. Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-261.

14. Петрова, Т. Н. Уважение к личности ребенка в народной педагогической культуре [Текст] / Т. Н. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 261-268.

УДК 378

Ирина Александровна Бобыкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка Челябинского государственного университета, bia974@mail.ru, Челябинск

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Irina Alexandrovna Bobykina

Associate professor of German Department of Chelyabinsk State University, bia974@mail.ru, Chelyabinsk

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE

В обществе наукоемких технологий востребованы не только прочные и фундаментальные знания, но и готовность к непрерывному самообразованию. Современный человек должен владеть знаниями, эффективными приемами и умениями, позволяющими самостоятельно и быстро адаптироваться в меняющейся информационной среде. При этом необходимо, чтобы подготовка учащихся к самостоятельному пополнению знаний и дальнейшему саморазвитию осуществлялась еще в школе.

Сегодня в качестве одной из принципиально новых стратегий модернизации российского образования выступает ориентация на развитие способности учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной, так и социальной жизни [1]. Это обусловлено многими факторами, и прежде всего, сменой образовательной парадигмы, суть которой заключается в смещении акцента с усвоения объема информации на свободное развитие человека, на творческую инициативу и самостоятельность, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [2] и в ст. 2 Закона РФ «Об образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.