Научная статья на тему 'К вопросу о сохранении и укреплении народного искусства Кубани'

К вопросу о сохранении и укреплении народного искусства Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
727
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / ВЫШИВКА / БЫТ / ОДЕЖДА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна, Рыкова Анна Алексеевна

Статья посвящена изучению народного искусства Кубани на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, взаимосвязи устного народного искусства прошлого и настоящего и передачи его молодому поколению, проблемам воспитания на традициях, обычаях, культуре кубанских казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сохранении и укреплении народного искусства Кубани»

УДК 7.011.26 (470.62)

М215

Р944

Мальцева Людмила Валентиновна

доктор педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Кубанского государственного университета ludmilamalceva@mail.ru

Рыкова Анна Алексеевна

магистрант кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна

Кубанского государственного университета тел.: (861) 219-95-01 доб. 293

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КУБАНИ

Аннотация:

Статья посвящена изучению народного искусства Кубани на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, взаимосвязи устного народного искусства прошлого и настоящего и передачи его молодому поколению, проблемам воспитания на традициях, обычаях, культуре кубанских казаков.

Ключевые слова: народные ремесла, вышивка, быт, одежда, традиции.

Искусство всегда обращено к человеку, его мыслям, чувствам. Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к искусству и пронесет его через всю свою жизнь. В настоящее время наибольший интерес проявляется к народным ремеслам, декоративно-прикладному искусству, где показана взаимосвязь устного народного творчества, проблеме сохранения и передачи будущим поколениям секреты и умения народного искусства Кубани. В силу особенности своего исторического развития Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и народов Северного Кавказа.

На Кубани с давних времен люди занимались различными промыслами и ремеслами. Поэтому можно выделить наиболее распространенные виды народных промыслов и декоративно-прикладного искусства на Кубани. Это гончарное производство, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы, вышивание. Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Поэтому обучение народному искусству Кубани на уроках изобразительного искусства играет большую роль в развитии личности человека, роль в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий ребят. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративно-прикладного искусства, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Знакомство с новыми понятиями и возможностями уже само по себе вызывает интерес ребят, повышает их мотивацию, веру в собственные силы. Для школьников изучения народного искусства на уроках изобразительного искусства - это знакомство с огромным и интересным миром, имеющим вековые традиции. Основу творчества кубанского казачества составляли традиционные промыслы и ремесла. На Кубани в станице Тамань два года существует этнический комплекс «Атамань».

рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4 рис. 5

Площадь самого крупного в России этнического комплекса - 20 гектаров, где 47 подворий. В самой Тамани действует древний намоленный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому для атаманцев праздник Покров Пресвятой Богородицы - первопрестольный праздник. В холодное время года Атамань пустует. Камышовые крыши подворий позволяют им стойко переносить и дождь, и снег, и ветер. Поэтому их на зиму не укрывают. В Атамани действует три экскурсионных маршрута. Начинается этническая станица с Прощального куреня, откуда казаки оправлялись в поход. В самом начале станицы расположена хата священника - ее, как и храм, казаки строили всем миром. В хате в восточном углу, как водится, иконы. В хате правления казачьего общества стоит солидный кованый сундук, в котором хранилась казна общества. Снарядить своего сына в казаки могли только очень обеспеченные семьи. Обмундирование, оружие и конь обходились в 500 рублей (для сравнения: выстроить хату в те времена стоило 120 рублей). Если же семья была бедной, а желание, чтобы сын служил Отчизне, велико, можно было взять деньги из общей казны и отдавать их постепенно. Долг прощали тем, кто особо отличился в ратном бою. Подворья Атамани представляют практически весь перечень ремесел, которыми занимались станичники.

рис. 6 рис. 7 рис. 8 рис. 9 рис. 10

Названия каждого из них заставляют улыбнуться. Чего стоит только постоялый двор «Валыс с ног» или «Атаманская дурныца» (рынок по-нашему). В давние времена грамотейню (школу) весной и осенью почти не было учеников. Весной дети помогали родителям сажать овощи-фрукты, а зимой многим было не во что одеться-обуться. Учились в основном мальчики, девочек больше занимали хлопотами по дому. Но если семья изъявила желание отправить дочь в грамотейню, родители получали половину от того надела земли, который обычно давали за сына. Особое внимание в школах уделяли прототипу нынешней физкультуры - джигитовке. Этот предмет преподавался только мальчикам (девочек тем временем обучали домоводству). Если кто-то соберется посетить этнический комплекс Атамань, то нужно будет забыть о каблуках. Вся площадь станицы усыпана песком и щебенкой. Там есть стилизованный висячий мост. Поэтому, после посещения станицы Атамань, ребята изображают все увиденное в своих работах. Тем самым развиваются художественно-творческие способности в становлении и развитии личности. Участие их в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Они поют, читают стихи, танцуют. Все виды художественной деятельности - восприятие произведений искусства. Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество.

Развитым видом народно-прикладного искусства на Кубани была вышивка. Мастерицы казачки вышивали рушники (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи. В основном вышивка выполнялась цветной и белой гладью. Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление кубанской культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. С появлением швейных машин она совершенствовалась на протяжении многих лет и до нас дошла в виде разнообразных, замечательных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц. Вся женская половина кубанской станицы пряла, ткала, вышивала, даря дивные узоры всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешницы, края покрывал - подзоры, концы полотенец - все было украшено тканым или вышитым орнаментом. С 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукоделия, готовили себе приданое.

Для украшения народного костюма на Кубани применялась вышивка. Сложностью отличалось декоративное оформление нарядных женских рубах. Здесь орнаментом украшались подол, рукав и грудной вырез. Количество узора и яркость цвета зависели от назначения костюма и возраста женщины. Так, самой нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышедшей замуж женщины, которую она имела право носить только до рождения первого ребенка. Такие праздничные рубахи полыхали красным цветом и отличались сложным рисунком.

Народную вышивку нельзя анализировать отдельно от материала, техники, назначения предметов. Абстрагируясь от этого блока взаимосвязанных компонентов, мы рассматривали функции вышивки изделий со стороны характера изображенных на них мотивов. Птица - один из наиболее распространенных и любимых образцов народного творчества. В народном искусстве пара птиц - символ любви, счастья. На свадебных полотенцах часто изображались

две птицы по сторонам куста. В народных представлениях голубь - чистая, святая, божья птица. Он был принят христианством в качестве эмблемы Святого Духа.

Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке. Распространен был мотив вазона, имеющего такие же древние истоки, как и дерево жизни. Дерево жизни выполняло прямые функции - оно изображало божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев. На Кубани отмечена традиция украшения дерева. Изображение «дерева жизни» по народным представлениям имело магическую силу - приносило счастье, искореняло зло, всякую ворожбу.

Тщательно и со вкусом каждая хозяйка украшала вышитыми предметами быта свой дом, создавая только ей присущий уют, на окнах вышитые занавески, на иконах божники, на комоде дорожки, стены и фотографии украшались рушниками, на дверях занавесы, столешники, салфетки, утирач, подзоры, покрывала, наволочки - все украшалось вышивкой. Механизм передачи мастерства осуществлялся от матери к дочери, от бабушки к внучке с раннего возраста. Информанты рассказывали, что специально их не учили, дети обучались за работой родителей в семье или друг от друга. У каждой мастерицы свой почерк, свои особенности в технике вышивания.

рис. 11 рис. 12 рис. 13 рис. 14 рис. 15

Существовали обряды и обычаи у казаков. Обычно в доме имелось около тридцати вышитых рушников. Часть из них входила в приданое невесты и готовилась девушкой до замужества. Это, прежде всего, рушник для новобрачных - им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика - с геометрическим орнаментом, для девочки - растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью была мережка, символизировавшая дальнюю счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Иногда внизу вышивали головку лошади или цветочную подкову.

Полотенцу издавна отводилась особая роль. Считалось, что узоры, вышитые по белому полотну, обладают благотворной силой. В праздники и торжественные дни самые красивые полотенца развешивались вдоль стен, вешали на окна, божницу. Особую роль играли полотенца в родильных и крестильных обрядах. В наше время полотенце, главным образом, выполняет свою утилитарную роль, и лишь в станицах еще соблюдаются обрядовые функции обрядовых предметов. Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданого. Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности.

На протяжении всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки полотенце и икону. Полотенце (платок) служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и невесте.

Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки икону и полотенце. На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и невесте. Основными узорами вышивки на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и короны. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями -охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями - охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Как пожелание счастья и богатства молодым, родственникам жениха и невесты осыпали их хмелем, зерном, орехами, конфетами, одаривали деньгами, подносили хлеб с солью, сопровождая всю церемонию свадебными песнями.

Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу и две полоски синего и красного цвета. Иногда вышивали голову лошади или подкову. Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Украшали рубахи вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза в виде более или менее широких полос по бокам прямого разреза и делалась широкая «манишка», она сочеталась с боковым раз-

резом ворота или с прямым («пазушник» накладывался на прямой разрез). Низ декорировался не всегда. Характер орнаментации - геометрический: ромбы, кресты, розетки и т.д. Народную вышивку нельзя анализировать отдельно от материала, техники, назначения предметов.

Рекламируя творчество народных мастеров, можно привлечь молодежь нашего Краснодарского края и нашей страны к освоению машинной вышивки. Нельзя позволить исчезнуть этому искусству, которое несет радость, красоту, уют в наши дома и гордость за наш творческий народ. В результате обучения народным промыслам мы можем выделить бытовые функции в вышивке, это непосредственно к предмету и декоративная функция. Чаще всего вышивались полотенца, скатерти, платки, занавеси, постельное белье, одежда. А вот когда эти вещи вышивались с определенными орнаментами, символами, они уже несли в себе обрядовые функции, к примеру, свадебные, похоронные, поминальные, обереги, которые использовались в совершении обряда, хранились и передавались из поколения в поколение.

Можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам знают и понимают обычаи и традиции кубанского народа. Дети овладевают народным искусством в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений. Народные ремесла не должны исчезнуть. Это искусство, которое несет радость, красоту, уют в наши дома и гордость за наш творческий народ. Все это можно использовать на уроках изобразительного искусства. Воспитание молодого поколения на народной культуре, традициях, обычаях казаков Кубани - это сложный и актуальный вопрос, который необходимо решать. Воспитание молодежи на современном этапе можно рассматривать в свете многих факторов и проблем. Одними из них являются этнокультурные особенности, на которые и должны опираться все те, которые по долгу своей работы занимаются воспитанием и формированием душ подрастающего поколения.

Ссылки:

1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества (конец XIX - начало XX в.) Кубанское казачество (Этносоциальный аспект) // Традиционная культур кубанского казачест-

ва. Краснодар, 1999.

2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

3. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, 1993.

4. История Кубани / под. ред. Куб. ГУ Щетнева, В.Е. Краснодар, 2004.

5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. Краснодар., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.