Научная статья на тему 'Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе'

Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ УЧИТЕЛЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА / ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе»

действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа.

Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс МДОУ народной культуры, мы определили следующие направления работы:

- изучение традиций народного семейного воспитания;

- развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

- использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности - это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, свою работу мы начали с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края - всё это влияет на становление человека.

В работе с детьми в нашем МДОУ всегда отводилось большое место народной культуре, тем более, что народные песни, игры, малы формы фольклора включены в типовую программу «Воспитание и обучение в детском саду» по ред. Васильевой. Много можно говорить о напевности, яркости и выразительности текстов народных песен, о том, что многие из них, особенно шуточные, легко обыгрываются и замечательно вписываются в любой праздник.

Изучая русскую народную культуру, мы знакомились сами и знакомили детей с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Мы узнали, что изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Мужчины и женщины в свободное от полевых и домашних работ время лепили, точили, шили, красили детские игрушки, привлекая к этому т руду и своих детей, приучая этим их к усердию и терпению. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе формы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых, дети становились полноценными членами общества.

Для того, чтобы лете было в работе с детьми, мы начали знакомить и их родителей с простейшими народными куклами, приёмами их изготовления. Воспитатели вместе с родителями и детьми начали изготавливать куклы-обереги, игровые куклы, кукпы-символы. И родителей, и детей эта работ увлекла. Созданная своими руками кукла становится ближе и понятнее ребенку, а, главное - дети начали ощущать тепло, исходящее из кукол, изготовленных своими руками. Все с увлечением участвовали в выставке, на которой были представлены куклы, сделанные родителями и их детьми совместно.

Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан струдовы-ми буднями и праздниками на Руси. Изучив народные праздники, мы поняли, что они создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Участвуя в календарных праздниках, обыгрывая с куклами семейные обрядовые праздники, дети знакомились с такими основополагающими понятиями в культуре как «семья», «род», «народ», «Родина», «родословное древо». На заседании родительского клуба педагоги МДОУ вместе с родителями изучили правила составления родословного древа. Родители вместе с детьми заинтересовались этой проблемой и начали составлять свои родословные.

Проведение в МДОУ таких праздников как Масленица, Рождество, приход Весны стало традицией. В организации, подготовке и проведении этих праздников родители принимают самое активное участие.

Во все времена действенным оставалось народное слово. Народные пословицы, поговорки, пестушки, потешки, сказки - это родник народной мудрости, выражение философских взглядов и опыта воспитания. Мы с огромной радостью используем в своей работе с детьми устное народное творчество.

Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Дигина Алла Георгиевна,

руководитель методического отдела по начальной школе Нижегородского Центра непрерывного образования г. Нижний Новгород

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Как можно осуществить проектирование урока на основе деятельностного подхода?

Методические особенности проектирования системы обучения; технологическая составляющая педагогического стиля учителя; проектирование на основе деятельностного подхода; готовность учащихся к самостоятельной учебной деятельности; технологии активного обучения; приемы управления учебной деятельностью

Цель: анализ технологической составляющей педагогического стиля учителя для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

План

Результаты.

1. Анализ индивидуального педагогического стиля.

2. Прогнозирование и анализ результатов диагностики с точки зрения развития учебной деятельности.

3. Освоение педагогических технологий.

4. Презентация «продукта» по теме «управление деятельностью учащихся в учебном процессе» (в контексте личного педагогического опыта).

Ведущий: Дигина А.Г. Участники: учителя 2-х классов.

Тема 1. Функция учителя в учебном процессе

Цель мастерской: анализ технологической составляющей педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития го-

товности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

Задача. Актуализация знаний о технологиях активного обучения.

Какой младший школьник? (Отвечаем, используя метод «кластер»)

- Психические новообразования:

Произвольность (преднамеренность) Самоконтроль (оценка и регулирование индивидом

своих действий и психических состояний, овладение им поведенческой ситуацией в соответствии с правильным образцом, коррекция поведения на основе обратной связи)

Рефлексия (самоанализ своего психического состояния, критическая оценка своего мыслительного процесса, самоотражение личности)

Учебная деятельность (особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения)

Ресурсы

1. Учебное содержание (учебные тексты, учебные задания).

2. Технологии (репродуктивные, исследовательские, творческие, эмоционально-ценностные).

3. Стиль (индивидуальная составляющая - не может меняться, технологическая составляющая - должна меняться).

4. Внеурочные формы работы.

Технологические ресурсы:

- компоненты учебной деятельности;

- технологии;

- учебное содержание.

1. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.

2. Операционно-деятельностная часть. Вводятся новые понятия, алгоритмы, правила.

Дата Тема

Октябрь Функция учителя в учебном процессе.

Ноябрь Определение методических особенностей проектирования системы обучения. Диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.

Декабрь Общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения. (Деменева, ОУУН, дифференциация).

Январь Приемы самоактуализации ученика в учебном процессе. (Проблемно-диалогическое обучение, автор к.п.н. Мельникова Е.Л.)

Февраль Приемы регулирующего компонента учебной деятельности. Инструментарий для управления учебным процессом.

Март Структурный и функциональный анализ деятельности субъектов образовательного процесса (модельный урок).

Апрель Психофизиологические аспекты учебной деятельности учащихся. Анализ результатов диагностики.

3. Рефлексивно-оценочная часть. Соотнесение результатов и целей деятельности.

Выделение знаний, приемов, способов и т.д. (вопросы позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего...), этап оценивания собственных действий.

Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе.

- Какое слово, на ваш взгляд, важное, главное? Запишите ваши ассоциации к этому слову

В паре обсудите слова и ваши ассоциации к нему Объясните ваш выбор.

Рассмотрим мнение ученых о деятельности учителя в учебном процессе (чтение по группам статьи «Деятельность учителя в учебном процессе», цель: а) отразить мнение авторов; б) ваше отношение к такой позиции.

Тема 2. Определение методических особенностей проектирования системы обучения

Диагностика

Задача. Спроектировать мотивационную часть урока на основе деятельностного подхода.

Проведение фрагмента урока на основе деятельностного подхода (Э.Шим «Ландыш» 2 класс, 3 часть стр.15).

Прочитайте, выберите слова, которые можете объяснить.

Пахучий

Снежные колокольчики

Сумерки

Ядовитые ягоды

Сладкоежка

- Как эти слова могут быть связаны между собой? (версии - на доске)

- Прочитаем рассказ, который поможет нам точнее ответить на этот вопрос?

- В чем выразилась мотивационная часть урока? (прочитали, анализируют, каждый выбрал свое слово, соотносит свое представление с общим или авторским, элемент творчества, активизации мыслительных процессов).

На первом заседании мы говорили о ресурсах учебного процесса для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов. Такое развитие обеспечивает деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает субъектность, т.е. ученик мотивирован на осознание

им способов деятельности и достижение результата. При этом учитель должен осуществлять свою управляющую деятельность с учетом:

- анализа исходной ситуации (знание УМК, диагностические данные по ученикам, себя);

- определения целей и задач управления учебной деятельностью учащихся;

- планирования основных этапов решения;

- определения способов и средств деятельности;

- реализации;

- контроля и коррекции;

- рефлексия.

Приемы управления учебной деятельностью

Приемы общей организации учебной деятельности: приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирование работы, пересказ, самоконтроль, организация учебного общения, организация домашней работы и т.п.

Приемы познавательной деятельности: приемы внимания, запоминания; оперирования образами, представлениями, суждениями, понятиями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии.

- Рассмотрим возможности мотивационного этапа урока в разных технологиях.

1. Мотивационный компонент учебной деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.

Аспектный анализ урока.

А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная,познавательная).

Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др.

2. Элементы технологии проблемно-диалоги-ческого обучения.

Используется при изучении нового материала.

Этапы урока (Время) Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации - Обращается к ученикам с фразами-вопросами (заданиями), которые создают у учеников ситуацию противоречия (варианты): - между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами; - между научным фактом и обыденным представлением; - между реальным положением дел и эмоциональнооценочным представлением о должном и справедливом; - между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений. - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие - проговаривают и осознают его. Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта.

3. Элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Стадия Деятельность учителя Задачи стадии Действия учащихся Возможные приёмы и методы

1. Вызов Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - в группах - на аудиторию. • обеспечивает активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме; • активизирует учащихся для создания речевого высказывания; • мотивирует к изучению темы и определению целей ее рассмотрения (вызов). • анализируют собственные знания по заданной теме; • систематизирует информацию до ее изучения; • актуализируют первичные знания (для себя и партнера) посредством устной и письменной речи; • задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. • составление списка «известной информации»; • рассказ-предположение по ключевым словам; • графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; • верные и неверные утверждения; • перепутанные логические цепочки и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Технология «Французская мастерская» (мастерская письма или мастерская построения нового знания).

1. Индуктор (побудитель; например, ассоциации; цепь мыслительных связей, концентрация внимания, эмоциональный настрой, должны быть открыты скрытые ресурсы).

2. Накопление информации (дается элемент новой информации, например, листопад - липа, сто, сад,...;

3. Социализация (общение ученик - ученик).

4. Конструкция текста или информации (можно дополнить рисованием, схемой, чертежом и т.п.)

5. Социализация (общение ученик - ученик).

6. Деконструкция (создание нового текста с обогащенной лексикой).

7. Рефлексия (подчеркни, что тебе нравится и т.п.).

Структура урока для проектирования (проектирование на основе деятельностного подхода)

Части урока Деятельность

1. Мотивационная часть. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Эго этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности. С точки зрения учебной деятельности - знать, применять, актуализировать знания ..., использовать, изменять, строить, дополнять, объяснять, выявлять, определять, оценивать по критериям,... . Аспектный анализ этапа урока. А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная, познавательная). Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др. Тема, Постановка проблемы, формулирование вопроса, Актуализация, Ассоциативный ряд, цепь мыслительных связей, конструирование, социализация

2. Операционально - деятельностная. Открытие нового. Вводим новые понятия, способы, алгоритмы, способы, правила, ... Какой вид учебных действий формировался у учащихся (предметные, перцептивные, речевые, умственные), какие для этого использовал приемы работы. Особенности постановки учителем учебных задач, организация работы по их решению. На основе наблюдений за детьми определить: а) каков характер их учебных действий на различных этапах урока, б) принимают ли дети учебную задачу, удерживают ли ее, умеют ли ставить ее самостоятельно. Поиск решения, гипотезы, наблюдение, анализ, синтез, Деконструкция, социализация, выражение решения, осмысление,

3. Рефлексивно - оценочная.

Соотнесение результатов и целей деятельности. Реализация продукта, размышле-

Выделение знаний, приемов, способов и т.д.. ния, рефлексия, итоги, д/з.

Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания).

Этап ценностей (для чего?).

Этап оценивания собственных действий.

Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, плани-

рующий), какие для этого использовал приемы работы.

Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуаль-

ная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы.

На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированное™ у детей взаимо-

контроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (учебник «Мир и человек», автор А.А. Вахрушев)

ТЕМА. Пустыни. 2 класс.

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА:

- использовать демонстрационный материал;

- знать специфику природных зон, приспособляемость живых организмов;

- понять, как меняется высота Солнца над горизонтом в разные сезоны, почему;

ЗАДАЧИ КУРСА. Освоить язык географических карт.

ОУУН:

Читательская компетентность (информационные умения):

1. Умение работать с текстами различных типов и стилей:

• понимание содержания,

Коммуникативные умения:

1. Умение договариваться, распределять работу.

Организация деятельности:

2. Умение ставить учебные задачи (под руководством учителя, в группе, самостоятельно).

3. Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи, вносить изменения в последовательность выполнения работы.

4. Умение выбирать способ контроля; соотносить результат своей деятельности с образцом, находить ошибки в своей и чужой работе, устранять их.

Интеллектуальные умения:

1. Умение определять область известного и неизвестного.

2. Умение выбирать рациональный способ решения или действия.

3. Умение описывать объекты наблюдения.

4. Умение работать с простейшими предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Анализ урока окружающего мира 2 класс. Тема: Пустыня. Учитель Вагина Надежда Андреевна (щк. №149).

Части урока Деятельность Как учитель управляет познавательной и организационной деятельностью уч -ся

1. Мотивационная часть. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности. Ассоциации по рисунку, слову. Пусто ли в пустыне? Задачи урока. - социальная, познавательная мотивация (+ эмоциональная); - предъявление демонстрационного материала (иллюстрация, слово «пустыня»), которые актуализируют знания и предъявление темы и задач урока.

2. Операционально-деятельност-ная. Открытие нового. Вводим новые понятия, способы, алгоритмы, способы, правила, ... Учебник стр. 78. Открытие нового через маркировку текста, вопросы учителя. - Зачитайте, что говорится о солнце? - Какие сезоны? (влажные и сухие). - Какое время показывают часы? (работа в паре). Опыт с тенью. Объяснение через диалог (подводящий), учитель опирается на опыт учащихся. - Что такое краевые части? - Видели ли вы булыжную мостовую? - Что такое барханы? Оазис? Возврат к задачам урока и вывод, что еще не изучили. - особенности приспособления живых организмов (работа в группах). Установка для работы в группах. Проверка заполнения таблицы - Работа с информацией ( чтение, поиск ответа в тексте и т.д.); - Опыт, наблюдение, выводы. - демонстрационный материал по новой теме (слова, житейские примеры, видеофильм) - Опора на речевые (словесные описания действий) и умственные учебные (действия в уме без наглядных опор). - дети принимают учебную задачу, удерживают ее, умеют ставить ее самостоятельно.

1. Рефлексивно-оценочная.

Соотнесение результатов и целей Работа в тетради - планировали

деятельности. (осознание изученного материала, самоконтроль, са- - сделали

Выделение знаний, приемов, спо- мооценка.) - что получилось

собов и т.д..

Вопросы по теме (позволяют си-

стематизировать знания).

Этап ценностей (для чего?).

Этап оценивания собственных

действий.

Какой вид действия контроля фор-

мировался у учащихся (итоговый,

пошаговый, планирующий), ка-

кие для этого использовал приемы

работы.

Какой вид действия оценки форми-

ровался у учащихся (ретроспек-

тивная, процессуальная, про-

гностическая), какие для этого

использовались приемы работы.

На основе наблюдений за детьми

определить уровень сформиро-

ванности у детей взаимоконтроля

и самоконтроля, взаимооценки и

самооценки.

В статье раскрываются нормативные механизмы формирования лексикона в динамике развития у учащихся 1-2 классов и выявляются диагностические показатели несформированности лексической стороны речи в условиях речевой патологии.

Дымкова А.Ю.,

учитель - логопед гимназии № 1 г. Краснознаменска Московской обл.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

Каковы основные трудности формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи?

Психолингвистический подход, системные связи между языковыми единицами, лексикон, сопоставительный анализ, норма речевого развития и общее недоразвитие речи, младшие школьники

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р. Е. Левиной в массовых общеобразовательных школах (еще в 60-70-е годы прошлого века) установлено, что учащиеся с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР) составляют примерно 15 - 20 % от общего числа школьников с несформированностью языковых средств.

Лонгитюдное изучение, проведенное нами в 27 общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях Одинцовского района Московской области, показало рост количества детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательных учреждениях. В 2005 - 2006 учебном году было выявлено 10% (87 учащихся начальных классов) с ОНР, а в 2006 - 2007 учебном году

речевое заключение ОНР имели 14,5 % учащихся начальных классов (121 ученик). В городе Краснознамен-ске (Московской области), который является закрытым административным территориальным образованием, процент младших школьников с ОНР (от общего числа детей с речевой патологией) составил в 2005 - 2006 уч. г. - 23% , в 2006 - 2007 уч. г. - 24 %.

Приведенные данные подтверждают необходимость разработки и внедрения новых эффективных путей преодоления речевого недоразвития, основанных на тщательном изучении особенностей формирования речи детей с ОНР.

Учеными установлено, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются неуспевающими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.