Научная статья на тему 'Состояние рынка алмазного сырья в Республике Саха (Якутия)'

Состояние рынка алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛМАЗОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / АЛМАЗОГРАНИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / СЫРЬЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парников Г. И.

Рассмотрены вопросы и развития рынка алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) в контексте государственного регулирования. Выполнен анализ деятельности алмазодобывающих и алмазогранильных предприятий республики. Определены перспективы его дальнейшего развития в условиях глобализации рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка алмазного сырья в Республике Саха (Якутия)»

УДК 622:65.011.12 Г.И. Парников

СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛМАЗНОГО СЫРЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Рассмотрены вопросы и развития рынка алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) в контексте государственного регулирования. Выполнен анализ деятельности алмазодобывающих и алмазогранильных предприятий республики. Определены перспективы его дальнейшего развития в условиях глобализации рынков.

Ключевые слова: алмазодобывающая отрасль, алмазогранильное производство, вертикальная интеграция, конкурентоспособность, рынок, сырье.

~Щ~р ще в начале 90-х годов прошлого столетия рынок алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) был представлен единственным предприятием ПНО «Якуталмаз», преобразованной впоследствии в акционерную компанию «АЛРОСА». В 1992 г. по указу Президента РФ была создана компания «Алмазы России - Саха», что позволило объединить в рамках одной структуры три составные части алмазного бизнеса: добычу, сортировку и реализацию необработанных алмазов. Произошло разделение контрольных функций между Федеральным правительством и Республикой Саха, на территории которой находилось 99% месторождений алмазов Российской Федерации. Конкурирующие притязания Республики Саха (Якутия) и федерального центра были разрешены путем регистрации «АЛРОСА» как якутской компании, при одновременном включении в структуру управления компании - Наблюдательный Совет, наделенный функциями контроля и принятием основополагающих решений, представителей, назначаемых на федеральном уровне. Компания была зарегистрирована в виде закрытого акционерного общества (ЗАО) для недопущения в стратегически важной отрасли измене-

ния долей - главных акционеров Компании - Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). «АЛРОСА» приняла на себя все производственные функции от имени государства, ей были переданы все государственные средства и фонды для выполнения таких функций. Указ Президента РФ №1481 от 26 ноября 1992г. передал АК «АЛРОСА» государственную монополию на экспорт 95% необработанных алмазов.

Создание «АЛРОСА» имело целью формирование рыночного механизма организации производства и торговли необработанными алмазами, обеспечивающего максимальную экономическую эффективность АБК на основе максимальной реализации и согласования интересов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В соответствии с этим было установлено, что компания является собственником всего добываемого сырья и монопольным его продавцом на внешнем рынке. Интересы государства при этом обеспечиваются через систему налогов, рентных платежей и распределения прибыли компании через дивиденды. Правительства РФ, Республики Саха (Якутия) получили первоочередное право на покупку алмазов у ком-

пании для пополнения государственных резервов. В настоящее время в компании «АЛРОСА» работают более 36 тыс. человек. Около 25% доходной части бюджета РС (Я) составляют поступления от алмазодобывающей промышленности. Компания стала одним из мировых лидеров алмазного рынка, занимая 2-е место по объему добычи и реализации алмазного сырья.

ЗАО АК «АЛРОСА» до настоящего времени развивается в основном как вертикально-интегрированная структура, делающая в основном ставку на добычу и огранку алмазов. Тем не менее, крупными инновациями организационного плана в компании следует считать создание обеих дочерних алмазодобывающих компаний: ОАО «АЛРОСА-Нюрба» и ОАО «Алмазы Анабара», а также ОАО «Нижне-Ленское», которые в последние годы обеспечивают рост показателей добычи и реализации алмазов в Якутии

[1].

Более половины российских запасов алмазов сконцентрировано на крупных коренных месторождениях Западной Якутии трубах «Удачная», «Мир», «Интернациональная» , « Сытыканская»,

«Юбилейная» и «Айхал». Две трети этих запасов пригодны для открытой разработки и одна треть - для подземной. Добыча алмазов на якутских месторождениях ведется преимущественно открытым способом, подземным способом разрабатывается рудник «Интернациональный», а также опытнопромышленный участок на трубке «Айхал». В августе 2009г. начата отработка трубки «Мир» подземным способом. Дочернее предприятие ЗАО АК «АЛРОСА» - ОАО «АЛРОСА-Нюрба» ведет добычу алмазов двух трубок Накынско-го рудного поля - «Нюрбинская» и «Бо-туобинская», расположенных также в Западной Якутии.

Сравнительный анализ состава извлекаемого сырья показывает, что у новых алмазодобывающих предприятий качественный состав сырья значительно хуже, чем у АК «АЛРОСА». Это может означать то, что технология обогащения сырья в компании такая, что из алмазосодержащей породы извлекаются преимущественно алмазы ювелирного качества или то, что на россыпных месторождениях, где добывают алмазы ОАО «Нижне-Ленское» и ОАО «Алмазы Анабара», содержание алмазного сырья ювелирного качества более низкое, чем в разрабатываемых группой «АЛРОСА» кимберлитовых трубках.

Вместе с тем, деятельность новых алмазодобывающих предприятий показывает, что они занимают очень прибыльную нишу. Даже при сравнительно грубом анализе видно, что рентабельность алмазодобычи на россыпных месторождениях близка к 100 %. В этом важнейшем показателе деятельности алмазодобывающие предприятия Республики Саха (Якутия) занимают более выгодное положение по сравнению с якутскими алмазогранильными предприятиями - у них рентабельность, выраженная в показателе валютной эффективности, едва достигает 10 %.

Таким образом, у алмазодобывающих предприятий объективно лучшие экономические условия по сравнению со следующим звеном алмазопровода - огранкой алмазов, что дает возможность предприятиям добывающей отрасли хорошие перспективы использования конкурентных преимуществ перед гранильными предприятиями. С другой стороны, перспективы дальнейшего развития международного рынка алмазного сырья связаны с возрастающим риском больших колебаний цен - в том числе в сторону их снижения, особенно в периоды экономического кризиса. Несмотря на

то, что цены на крупные и с хорошими показателями качества алмазы растут опережающими темпами, цены на средние и мелкие камни - особенно со средними и худшими показателями качества, стагнируют вот уже несколько лет. Окончательный отказ от системы монопольного регулирования международного алмазного рынка неизбежно привел к еще более сильному развитию разнонаправленных тенденций в отдельных секторах рынка различного класса алмазов.

В свою очередь, вся эта мировая валютная неопределенность выливается в спонтанное и судорожное (в силу возникновения неконтролируемых последствий того или иного финансового кризиса) перетекание огромных масс финансовых активов из одних рынков в другие. В этой связи встает одна большая проблема - количество накопленных во всем мире финансовых активов, выраженных в долларах, огромно по сравнению с общим объемом других валют. Таким образом, финансовые активы, в панике меняя валюту своего выражения, не могут найти другие валюты (их попросту оказывается очень мало -все валюты, кроме доллара, имели свои узкие задачи, и не несли на себе бремя мирового хранителя активов). Тогда они начинают перетекать в другие активы, более-менее подходящие для этой цели -например, в банковское золото. Но и его сейчас в мировых масштабах очень не хватает для роли прибежища капиталов. Отсюда вывод: накопленные мировые финансовые активы продолжат поиск и нахождение таких активов, мало-мальски подходящих под понятие сокровища.

В этом смысле бриллианты (особенно крупной размерности) уже сейчас начинают выполнять роль накопителя финансовых активов. Положение усугубляется тем, что бриллианты по своей

природе очень хорошо приспособлены не только к выполнению задачи накопления и сбережения финансовых активов (при малых объемах, даже по сравнению с золотыми слитками), но превосходно справляются с задачей быстрой и незаметной переброски финансовых активов из одного региона мира в другой (они не имеют запаха, и не занимают большой объем, их можно обнаружить только при применении вредного для организма человека жесткого рентгеновского излучения).

Таким образом, на переломном этапе развития мировой системы финансового капитала бриллианты, особенно крупной размерности, востребованы довольно сильно. Эта создает достаточно сильный импульс развитию в Российской Федерации инвестиционного направления в алмазодобыче - в том числе и в создании новых алмазодобывающих предприятий на россыпных месторождениях. В связи с этим, перед государственным руководством отрасли встанет задача изменения подходов к участию иностранного капитала в алмазодобыче, и определения оптимального размера участия долгосрочного иностранного капитала в алмазодобывающих предприятиях с учетом общепринятых норм ВТО и иных обязательных в международной практике норм права и установившихся правил. Вступление нашей страны в ВТО для алмазодобывающей отрасли при вышеуказанных условиях -несомненно, отразится положительно. Их необходимо использовать в двух направлениях: инвестиционной и торговой

[2].

Изменение общей ситуации на мировом финансовом рынке является отражением нарастания неопределенности в таких базисных компонентах, как цены на разные энергоносители. Такая неопределенность усугубляется постепенной

сдачей позиций доллара как мировой валюты. В этих условиях нарастает также и неопределенность в расстановке ведущих валют мира и завоеванием таких позиций новых валют (например, китайского юаня).

Вместе с тем, следует отметить, что общее истощение минерально-сырьевой базы и масштабный переход к менее производительному подземному способу добычи основной алмазодобывающей компании ЗАО АК «АЛРОСА», в последние годы привели к снижению показателей рентабельности всей российской алмазодобывающей отрасли. АБК Республики Саха (Якутия) в основном ориентируется на мировой рынок алмазов и бриллиантов. Спрос и предложение этих товаров в мире имеют устойчивую тенденцию к росту. Анализ обеспеченности предприятий разведанными запасами показывает, что срок отработки запасов наиболее производительным и эффективным открытым способом весьма ограничен. Так, например, на трубках «Мир» и «Сытыканская» все запасы уже отработаны, на трубке «Удачная» прогнозный срок составляет 6-7 лет и на трубке «Ботуобинская» - 6 лет. Наиболее надежная сырьевая база для открытой добычи имеется на тр. «Юбилейная» - 22 года, тр. «Комсомольская» - 16 лет, тр. «Нюрбинская» -16 лет. Между тем, обеспеченность запасами для подземной добычи высока.

Стратегия освоения месторождений трубок «Нюрбинская» и «Ботуодинская» базируется на совмещении стадии геологоразведочного изучения, подготовки месторождения к эксплуатации, научно-исследовательс-ких работ для испытания и освоения новых технологий с добычей при этом алмазов в промышленных масштабах и соответствующей компенсацией части капитальных затрат. Современная техника и технология

горно-добычных работ обеспечивает поэтапную отработку месторождений на всю глубину разведанных запасов, обогащение алмазосодержащей руды при максимальной сохранности алмазов и минимальных затратах энергии и ресурсов.

Таким образом, алмазодобывающей отрасли России, в настоящее время сосредоточенной в основном в Республике Саха (Якутия), в данной ситуации первостепенное значение приобретает открытие новых месторождений с достаточно высоким средним содержанием алмазов, их средней стоимостью не ниже 60100 дол/карат, желательно в районах с хорошо развитой промышленностью и инфраструктурой. В России такие открытия возможны, прежде всего, в пределах Восточно-Европейской платформы, а также на юге Сибирской платформы (Красноярский край, Иркутская область).

В 2004 г. Наблюдательный совет «АЛРОСА» одобрил «Концепцию реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках», где изложены основные принципы, в соответствии с которыми компания будет торговать алмазами в условиях либерализации рынка. Она как государственная компания обязана обеспечить равный доступ к сырью добросовестным покупателям. Из общего объема добычи алмазов около 48% продается на внешнем и 52% - на внутреннем рынке. Экспортные возможности ограничены квотой.

В связи с последним обстоятельством стоит вопрос - каковы критерии организации государственного регулирования распределения поставок алмазного сырья на экспорт и на внутренний рынок. Если государственные органы в основном опираются на обоснованные доводы компании, то это одно, и совсем

другое - если это распределение производится на основании разработанной концепции развития внутреннего рынка алмазов, согласованной на государственном уровне стратегий развития российских алмазогранильных предприятий. В России «АЛРОСА» продает камни более чем 140 компаниям, часть занимается огранкой, часть покупает сырье для перепродажи или работает в режиме «серого толлинга», «АЛРОСА»

- нужен круг покупателей, в состоятельности и добросовестности которых она могла бы быть уверена. Их число на внутреннем рынке намечено сократить до 80.

Развитие добычи (помимо структур «АЛРОСА»), в которые будут вовлечены иные заинтересованные лица на базе россыпных месторождений, дадут мощный импульс развитию торговли алмазным сырьем, добытым в Российской Федерации, в частности - в Республике Саха (Якутия). При этом следует учитывать основные обстоятельства разных путей развития алмазного бизнеса как такового в Российской Федерации. Система государственного регулирования может развиваться между двух крайних условий:

- уравнение в правах резидентов и нерезидентов Российской Федерации;

- предпочтения резидентов Российской Федерации перед нерезидентами.

Участие на равных правах нерезидентов с мирового рынка алмазного сырья и российских резидентов и иных участников внутреннего рынка при установлении единых правил государственного регулирования ведет к устранению самого понятия «внутренний» и «внешний» рынки алмазного сырья. При этом положительным последствием принятия единых правил государственного регулирования для российской системы торговли алмазным рынком (для

российских предприятий - потребителей алмазного сырья) явится устранение несправедливого неравенства в 18 - 20 % в цене алмазного сырья. Отрицательным же последствием принятия единых правил государственного регулирования -будет помещение в заведомо невыгодную позицию всех резидентов Российской Федерации перед нерезидентами с их мощной финансовой поддержкой извне.

В настоящее время российские алмазодобывающие предприятия стремятся в поисках усиления устойчивости своего положения продать добытое алмазное сырье на международных рынках - таким образом, внутри Российской Федерации налицо крупные недочеты и недостатки системы государственного регулирования всей системы взаимоотношений в алмазном бизнесе:

- не созданы организационные условия, при котором основной инструментарий алмазного бизнеса - система кредитования приобретения алмазного сырья под его залог, система торговли бриллиантами под их залог, система беспрепятственного перемещения биржевых лотов сырья и бриллиантов и т.д.

- был бы привнесен внутрь Российской Федерации;

- не созданы законодательные условия для организации той или иной системы налогообложения операций с алмазным сырьем и бриллиантами (крупные размерности имеют заведомо большую степень прибыльности, чем мелкие размерности, высшие классы чистоты имеют заведомо высокую оценку, чем средние и низшие, и т.д.);

- до сих пор не разработаны методические подходы, инструкции и правила формирования лотов сырья и бриллиантов алмазогранильными предприятиями, позволяющими им проводить более разумную и предсказуемую для

государственных органов Российской Федерации сбытовую политику, при которых возможны те или иные меры государственной поддержки.

Отсутствие указанных государственных регулирующих начал находит свое отражение в рыночном поведении якутских алмазодобывающих и алмазогранильных предприятий. Так, за январь-сентябрь 2005 года крупными и средними предприятиями алмазогранильного производства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ услуг собственными силами по фактическому (чистому) виду деятельности на 5840,1 млн. рублей, ювелирного производства на 346,5 млн. рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2004 года на 0,8% и 1,9% соответственно, их доли в общем объеме промышленного производства по республике составляют 5,5% и 0,3%. Естественно, возникает вопрос - заинтересованы ли алмазодобывающие предприятия поставлять алмазное сырье якутским алмазогранильным предприятиям, и какие законодательные ограничения нужны для того, чтобы начать устанавливать паритет между добычей и огранкой? Кроме того, какие меры государственного регулирования позволят избежать дисбаланса между обрабатывающими центрами - субъектом Российской Федерации, г. Москвой и г. Смоленском?

За январь-сентябрь 2005 года поступление алмазного сырья составило 357,8 млн. долларов, что на 3,2% ниже уровня 2004 года. Следует иметь в виду, что данный показатель содержит в себе повторный счет, образовавшийся за счет включения данных об алмазном сырье, переданном другим предприятиям на давальческой основе. Основным продуцентом и поставщиком алмазного сырья якутским предприятиям является АК «АЛРОСА»: ЯПТА - 48,6%, ЕСО -

33,6% к общему объему поступлений. Большая часть поступившего алмазного сырья использована на производство бриллиантов (264 млн. долларов или 73,8%), объем реализованного алмазного сырья составляет 106,7 млн. долларов, что на 37,5% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Из общего объема реализованного алмазного сырья 80,1% реализовано предприятиям России, 13,3% - предприятиям Республики Саха (Якутия) и 6,6%

- за пределы России. При этом объемы реализации алмазного сырья предприятиям России увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,6 раза, а объемы реализации предприятиям республики снизились на 63,6%. За I полугодие 2008 года республиканским гранильным предприятиям поступило алмазное сырье на $113 млн. с первичного рынка, на вторичном рынке - на $3 млн. На внутреннем рынке реализовано алмазное сырье - на $50 млн., экспортировано на сумму $319 тыс. В виде бриллиантов экспортировано на сумму $74 млн. [3].

В настоящее время алмазодобывающая отрасль относительно конкурентоспособна - но она в обозримый период исчезнет по мере исчерпания минерально-сырьевой базы России. В условиях плавающей и никем не регулируемой, в условиях отказа от поддержки мировых цен из одного центра - концерна «Де Бирс», цены на алмазное сырье будут испытывать все те же колебания, которые происходят с другими товарами в соответствии с падением, или взлетом уровня спроса на мировом рынке бриллиантов. Ситуацию усугубляют повышенные затраты на добычу и переработку алмазоносных пород (вечная мерзлота, дорогая электроэнергия, суровые кли-матические условия, сложная транспортная схема и т.д.)

добывающими предприятиями. Хотя они и имеют необходимый запас прочности в виде повышенных процентов рентабельности, но при освоении новых месторождений все это нивелируется.

Что касается алмазогранильной отрасли - то она в нынешнем состоянии абсолютно неконкурентоспособна. Главная проблема, с которой сталкиваются якутские алмазогранильные предприятия - это отсутствие собственного финансового потенциала и неконкурен-тоспособность. При нынешних условиях формирования рынка сбыта подавляющего большинства якутских предприятий происходит через финансовый капитал западных и восточных диаманте-ров. А если учесть, что настоящее время нет никаких сформулированных требований относительно проникновения в нашу страну финансового капитала из любой страны, то у российских алмазогранильных предприятий заведомо не имеется шансов на выживание в условиях поделенности международного рынка бриллиантов.

Финансовый потенциал якутских алмазогранильных предприятий повысится с учетом специфики отрасли при следующих условиях:

- низкой себестоимости обработки алмазного сырья в бриллианты, что можно достичь, вынося алмазогранильное производство в страны с дешевой рабочей силой и электроэнергией (Индия и Китай), тогда показатели валютной эффективности при нынешних условиях продаж алмазного сырья вырастут в среднем в два раза;

- показатели платежных балансов каждой отрасли с разбивкой по каждому предприятию не дадут, с одной стороны, алмазодобывающим предприятиям вести безответственную политику продажи алмазного сырья, с другой стороны,

крупным компаниям придется конкурировать между собой на резко сузившемся пространстве возможностей, в то время как вполне на законных условиях также возникает пространство возможностей (конкуренции на общих началах) для компаний из Индии, США, Африканского алмазного союза, Союза ювелиров Китая и т.д.;

- резкий рост конкурентных предложений, идущих от большого числа потенциальных потребителей якутским алмазогранильным предприятиям существенно расширит возможности долгосрочного кредитования закупок алмазного сырья;

- поддержка на межгосударственном уровне взаимопроникновения якутских, с одной стороны, и индийских, китайских, африканских, арабских фирм, с другой стороны, неизбежно приведет к соблюдению справедливого баланса уступок своих национальных рынков за счет резкого сужения привилегированного израильского рынка и прогнозируемому росту продаж якутских торговых структур в десятки раз;

- проникновение на рынки других стран (особенно Китай и Индия) заставит заработать российский механизм адресного финансового сопровождения текущих операций якутских алмазогранильных фирм в странах пребывания на первых этапах по принципу прямой аналогии; предопределенное таким образом финансовое участие российских банковских структур в производственной и торговой деятельности якутских алмазогранильных предприятий в странах пребывания, а равно также финансовое участие иностранных банковских структур в производственной и торговой деятельности иностранных алмазогранильных фирм в России приведет к резкому взлету показателей текущей ликвидности.

Применение моделей и вариантов реализации государственного регулирования в АБК Республики Саха (Якутия) позволит резко расширить оборот (в десятки раз) и сферу деятельности (Индия, Китай), а диктовать свои условия

1. Данилов Ю.Г. К выбору эффективной стратегии развития в алмазной отрасли России. // Проблемы современной экономики. - 2008. -№3. - с. 593-596.

2. Марактаев А.Н. Обновление организационно-экономических механизмов развития АБК России в условиях вступления во ВТО. //

значительной части (около 30 %) мирового бриллиантового рынка. К сожалению, это только потенциал, ибо ее реализация зависит от многих других факторов.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Якутск. - 2006. - 24 с.

3. Сайт Министерства промышленности Республики Саха (Якутия). - Электрон. Дан. - Якутск, 2010. - Режим доступа: Ьйр:/ / www.ni і пргот-8акЬа.г и/.ЕШ

— Коротко об авторе -----------------------------------------------------------------

Парников Г.И. - соискатель кафедры Международных экономических отношений Финансово- экономического института. Якутский Государственный Университет им. М.К. Амосова, nnkonstantinov@mail.ru

----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БЫЛБАС Олег Владимирович Экономическое обоснование системы обеспечения ликвидационных работ при закрытии угледобывающих предприятий 08.00.05 к.э.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.