Научная статья на тему 'Организация государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе Российской Федерации'

Организация государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС (АБК) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛМАЗНОГО БИЗНЕСА / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ / РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАНИЛЬНОЙ И ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / DIAMOND COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE REGULATION OF THE DIAMOND BUSINESS / PRECIOUS METALS AND JEWELS / STATE SUPPORT OF LAPIDARY AND JEWELRY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парников Г. И.

В статье рассмотрены вопросы организации государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) Российской Федерации. Проанализированы особенности ведения российского алмазного бизнеса в контексте мирового алмазного рынка в режиме реального времени. Обозначена роль государственного регулирования в построении стратегии дальнейшего развития и решения практических задач, возникающих в зависимости от выбранного направления АБК. Выявлена и обоснована необходимость проведения государственной поддержки в целях устойчивого развития алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации. Особое внимание обращается на правовую основу регулирования в АБК Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizatoin of state regulation in diamond complex of the Russian Federation

The article discusses issues related to the organization of state control in the diamond complex of the Russian Federation, analyzes specificities of the Russian diamond business in the context of the international diamond market, and defines the role of state regulation for the development of the strategy of its future development. The author stresses the importance of state support for the sustainable development of the diamond complex in the Russian Federation, in particular, from the point of view of its legislative component.

Текст научной работы на тему «Организация государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе Российской Федерации»

организация государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе российской федерации

Г.И. Парников,

заместитель начальника отдела по государственному контролю за сортировкой и оценкой алмазного сырья Гохран России (г. Якутск),

pagera1964@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы организации государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) Российской Федерации. Проанализированы особенности ведения российского алмазного бизнеса в контексте мирового алмазного рынка в режиме реального времени. Обозначена роль государственного регулирования в построении стратегии дальнейшего развития и решения практических задач, возникающих в зависимости от выбранного направления АБК. Выявлена и обоснована необходимость проведения государственной поддержки в целях устойчивого развития алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации. Особое внимание обращается на правовую основу регулирования в АБК Российской Федерации.

Ключевые слова: Российский алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК), Государственное регулирование алмазного бизнеса, Российское законодательство, регулирующее условия функционирования драгоценных металлов и драгоценных камней, Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, Государственная поддержка гранильной и ювелирной промышленности

УДК 338.45:671.152 (571.56) ББК 65.304.11 (2Рос.Яку)

В настоящее время мировой алмазный рынок находится в крайне нестабильном положении, обусловленном последствиями мирового экономического кризиса и обострением конкуренции во всех сегментах алмазопровода. Экономический кризис оказывает наиболее сильное влияние на те сферы и отрасли, которые не играют жизненно важной роли для деятельности людей. Именно поэтому алмазный бизнес, в особенности сегменты относящиеся к производству предметов роскоши в наибольшей степени ощутили его воздействие. Российский алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК), благодаря государственной поддержке, вышел на первое место в мире по объемам добычи и реализации алмазов, сумев не только сохранить производственные мощности, но и значительно укрепить экономическое положение алмазодобывающих предприятий. Резкое повышение спроса в 2011 г. привело к увеличению цен на алмазное сырье и бриллианты, в результате чего предприятия гранильной отрасли, которые подвержены влиянию рыночной конъюнктуры, также значительно улучшили свои показатели. Сегодня перед предприятиями российского АБК, которые не зависимы от крупных иностранных транснациональных корпораций, стоит задача сохранить достигнутые показатели. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования в построении стратегии дальнейшего развития и решения практических задач, возникающих в зависимости от выбранного направления.

За последние годы в России проведена значительная работа по созданию цивилизованных условий ведения алмазного бизнеса. Усилиями органов государственной власти, управления и контроля, общественных некоммерческих организаций, а также других участников АБК России, формируется единое нормативно-правовое поле, позволяющее в будущем наращивать производственный потенциал алмазной промышленности нашей страны.

На уровне федеральных законов, регулирующих рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, были адаптированы и действуют в настоящее время Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы «О недрах», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ряд нормативно-правовых актов.

Важным этапом в развитии российского законодательства, регулирующего условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, являлось введение в действие Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В связи с принятием основополагающего закона приведены в соответствие действующие и приняты новые подзаконные нормативные правовые акты. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» внес огромный вклад в создание правового режима геологического изучения и разведки месторождений, добычи,

производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Данный закон определил цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц, полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» является законом непрямого действия, так как в механизме его исполнения принят определенный круг подзаконных актов: указов, постановлений, инструкций и т.д. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» включает в себя нормы, дублирующие соответствующие правила, содержащиеся в Федеральном законе «О недрах». Данные обстоятельства негативно сказываются на уровне реализации прав субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Несмотря на наличие недостатков в законодательстве о драгоценных металлах и драгоценных камнях, можно констатировать, что в последние годы проявляется тенденция к либерализации нормативно-правовой базы в данной области. Дальнейшее развитие законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях должно происходить на основе комплексного подхода к совершенствованию федеральных законов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом необходимо придерживаться одновременного внесения изменений во все федеральные законы, регулирующие оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, что могло бы обеспечить создание цельной системы правового регулирования в этой области.

Однако либерализация валютного законодательства не затронула Уголовный кодекс РФ, так под составы статей 191 и 192 Уголовного кодекса РФ можно подвести любое нарушение норм ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и других законодательных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Также остался в силе Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», ограничивающий свободное обращение драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.

Кроме того, следует отметить, что совершенствование законодательства должно быть сопоставимо с нормами международного права, учитывая присоединение России к ВТО, и должно отвечать геополитическим интересам России и геоэкономическим интересам отрасли, тем самым в полной мере содействовать отечественным производителям в выпуске конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках товаров и услуг. В условиях наступающей либерализа-

6 1

ции экономики и интеграции в мировую экономику, вопрос защищенности российских производителей, с точки зрения разработанности нормативно-правовой базы отрасли, станет одним из основных факторов, определяющих промышленный потенциал России.

В настоящее время органы исполнительной и законодательной власти Республики Саха (Якутия) совместно с остальными участниками АБК республики разработали основу нормативно-правовых актов, регулирующих систему двустороннего взаимодействия между Правительством РС (Я) и якутскими гранильными предприятиями. С целью защиты интересов местных производителей АБК республики создан Алмазный Совет [1].

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия рынок алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) был представлен единственным предприятием ПНО «Якуталмаз», преобразованной впоследствии в акционерную компанию «АЛРОСА». В 1992 г. по указу Президента РФ была создана компания «Алмазы Рос-сии-Саха», что позволило объединить в рамках одной структуры три составные части алмазного бизнеса: добычу, сортировку и реализацию необработанных алмазов. Произошло разделение контрольных функций между Федеральным правительством и Республикой Саха, на территории которой добывалось 99% алмазов Российской Федерации. Конкурирующие притязания Республики Саха (Якутия) и федерального центра были разрешены путем регистрации «АЛРОСА» как якутской компании, при одновременном включении в структуру управления компании Наблюдательного Совета, наделенного функциями контроля и принятием основополагающих решений, представителей, назначаемых на федеральном уровне. Компания была зарегистрирована в виде закрытого акционерного общества (ЗАО) для недопущения в стратегически важной отрасли изменения долей — главных акционеров Компании — Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). «АЛРОСА» приняла на себя все производственные функции от имени государства, ей были переданы все государственные средства и фонды для выполнения таких функций. Указ Президента РФ № 1481 от 26 ноября 1992 г. передал АК «АЛРОСА» государственную монополию на экспорт 95% необработанных алмазов [2].

В настоящее время в республике, наряду с ОАО АК «АЛРОСА, созданы и развиваются еще три алмазодобывающих предприятия: ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское».

Поскольку алмазодобывающая отрасль играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии региона, составляя значительную долю в экономике Республики (Саха) Якутия, компания «АЛРОСА» получила господдержку примерно на $1 миллиард, продав алмазы в Гохран России, когда на свободном рынке спрос снизился в 10 раз. В итоге, Россия с 2009 г. стала мировым лидером по физическим объемам добычи алмазов.

Таким образом, у алмазодобывающих предприятий складываются объективно лучшие финансовые показатели по сравнению с другими звеньями алмазопровода. При условии изменения законодательства появляется возможность довести уровень добычи алмазов до 25%. При прогнозируемой (к 2015 г.) добыче алмазов в РФ на $3,4 млрд доля АБК РФ составит — 25% [3]. При этом значительная часть их будет добываться в Якутии (рис. 1).

С другой стороны, перспективы дальнейшего развития международного рынка алмазного сырья все больше начинают связываться с возрастающим риском больших колебаний цен — в том числе в сторону их снижения. Цены на крупные и с хорошими показателями качества камни (алмазного сырья) растут с опережающими темпами потому, что данное сырье выставляется на продажу путем тендеров и аукционов. А цены на средние и мелкие камни — особенно со средними и худшими показателями качества, игнорируются вот уже несколько лет. Окончательный отказ от системы монопольного регулирования международного алмазного рынка неизбежно приведет к еще более сильному развитию разнонаправленных тенденций в отдельных секторах рынка различного качества класса алмазов.

Все эти наступательные изменения в сочетании с проявившимся признаками истощения минерально-сырьевой базы основного алмазодобытчика — АК «АЛРОСА» (ОАО), могут привести российскую алмазодобывающую отрасль к общему и системному снижению показателей сверхрентабельности.

Россия

Другие страны

Рис. 1. Доля России в мировой добыче алмазов, прогноз на 2015 г.

В России несоизмерим объем добычи алмазов с объемом производства бриллиантов. Одной из основных причин низкого уровня производства бриллиантов является наличие множества регламентирующих нормативно-правовых актов, препятствующих росту конкурентоспособности предприятий российского алмазно-бриллиантового комплекса.

Производство бриллиантов в Республике Саха (Якутия) развивалось при активной государственной поддержке и финансирования преимущественно как социальный проект с целью создания дополнительных рабочих мест. Отсутствие многовековых традиций культуры производства и навыков огранки было компенсировано всемерной государственной поддержкой. В качестве примера можно привести условия работы якутских огранщиков на начальных этапах становления отрасли на давальческой основе с отсрочкой оплаты три и более месяцев. Таким образом, обилие нормативно-правовых актов, приведшее в итоге к чрезмерной опеке, способствовало снижению конкурентоспособности якутских алмазогранильных предприятий и усилению иждивенческих настроений, тем самым лишив инициативы самих предприятий.

Можно добавить, что на этапе изменений в мировом алмазном бизнесе и условий реализации алмазного сырья на внутренних и внешних рынках, якутские алмазогранильные предприятия своевременно не приняли необходимых и адекватных решений. Также руководством республики не в полном объеме была разработана промышленно-экономическая политика, способствовавшая улучшению состояния алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия).

Со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) была принята пятилетняя государственная целевая программа «Развитие ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы». Но в ней не были предусмотрены изменения ситуации на рынке обработанных алмазов, а именно, уровень конкуренции и динамика курса американской валюты. Действительно, из-за обострения конкуренции произошел рост стоимости сырья, который составил в 2002-

2008 гг. 39%, в то время как на бриллианты — всего на 5-10%. Кроме того, за этот период началось падение курса доллара.

Далее Правительством Республики Саха (Якутия) была принята ведомственная целевая программа развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 гг. Но она была принята без учета влияния мирового финансового кризиса.

Однако, государственная поддержка гранильной и ювелирной промышленности, осуществляемая без учета стратегического менеджмента и глубокого изучения маркетинговой политики на предприятиях, продолжает приводить к банкротству заводов алмазно-ювелирной отрасли, снижению объемов производства и уменьшению их численности. Так, если в начале 2000-х годов наблюдался бурный рост количества — до более 40 гранильных предприятий, то на сегодняшний день их осталось около 10.

была крайне усугублена мировым финансовым кризисом, приведшим к обвальному снижению спроса на бриллианты в начале

2009 г. Это объясняется тем, что в 2002-2005 гг. происходил рост стоимости сырых алмазов, который составил 39%, в то время как стоимость бриллиантов выросла всего на — 5-10%.

Для эффективного развития алмазогранильного производства республики необходимо:

— повышение конкурентоспособности якутских гранильных предприятий за счет модернизации, организационных и технических инноваций производства, а также кластерной организации алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия);

— необходим выход на мировой уровень конкуренции в огранке алмазов и повышение доли реализации ювелирных изделий с бриллиантами на внутреннем и внешнем алмазных рынках;

— принятую Правительством республики ведомственную целевую Программу развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2009-2016 гг. необходимо скорректировать с учетом глобализации мировой экономики и вступления России в ВТО.

Из анализа современного состояния государственного регулирования алмазно-бриллиантового комплекса (рис. 2) республики видно, что требуется коренной пересмотр приоритетов и методов поддержки отраслей. Представляется возможным дальнейшее наращивание до целостной структуры контроля за движением капиталов в алмазно-бриллиантовом комплексе России с участием различных государственных органов, включая службы финансового мониторинга Министерства финансов, службы банковского контроля Центрального Банка России и структур в соответствии со стандартами правил определения места происхождения товара, правил определения страны происхождения товара и инвестиций. Стратегические мероприятия по организации единого и сильного комплекса алмазогранильных предприятий с единой торговой политикой должны отражаться на регулировании со стороны государственных структур Республики Саха (Якутия).

Для повышения эффективности государственного регулирования алмазно-бриллиантового комплекса России необходимо:

— определение новой роли государственных институтов в регулировании деятельности по добыче, производственной и торговой деятельности. Ликвидация квотирования торговых операций и алмазного сырья, и продукции из них — бриллиантов. В будущем это приведет к сужению ограничительных и охранительных функций государственных органов регулирования. В то же время Российская Федерация должна выстроить более тонкие методы государственного регулирования иностранных инвестиций, иностранного кредитования и экспортно-импортных торговых операций;

— изменение философии государственного регулирования повлияет на менталитет государственных чиновников, прежде всего, это отход от охранительной философии, служащей обоснованием создания системы коррупции и переход к философии активного взаимодействия с бизнес-структурами в деле отстаи-

Таблица 1

Реализация бриллиантов гранильными заводами Республики Саха (Якутия) за 2006-2011 гг., млн долл. США

№ п/п Предприятия 2006 2007 2008 2009 2010 9 мес. 2011 г.

1 ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» 34,4 72,9 60,3 18,7 63,9 58,9

2 ГУП «Комдраг-металл РС (Я)» 20,0 6,8 7,2 10,4 20,9 13,6

3 ООО «Чорон Даймонд» 20,0 18,9 18,1 8,9 11,2 13,5

4 ООО «Кристалл-99» 4,7 6,1 12,9 4,5 18,8 15,2

5 ООО «Покровский ГЗ» 4,1 3,6 2,4 2,8 0,8 2,2

6 ОАО «Саха Даймонд» 8,2 4,1 2,4 1,7 2,3 3,4

7 ООО «ДДК» 26,8 36,5 7,7 - 28,1 38,1

8 ООО «Сата» 6,0 5,8 3,1 - 1,8 2,8

9 ООО «Туналгы» 13,5 4,2 1,2 - 5,3 5,3

10 ООО «Якутская алмазная компания» - - - - 29,1 44,7

Прочие 5,4 5,3 11,2 22,0 5,8 9,8

Всего реализовано бриллиантов по отрасли 143,2 164,2 126,5 69,0 188,1 207,4

Источник: По данным Минпрома РС (Я)

Правительство Республики Саха (Якутия) до настоящего времени продолжает уделять внимание развитию гранильного производства. Принятие Правительством Республики Саха (Якутия) в 2011 г. «Ведомственной целевой программы развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 гг. с основными направлениями до 2016 года» предполагало реализацию следующих мероприятий:

— создание условий для развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности; обеспечение предприятий сырьем;

— техническое оснащение и модернизацию производства;

— подготовку и повышение квалификации кадров;

— расширение торговой сети и продвижение бренда «Ювелирные украшения и бриллианты из Якутии».

По состоянию на 2011 г. на территории Республики Саха (Якутия) осуществляли производственную деятельность 13 предприятий, из них постоянно работающих на собственном алмазном сырье — 8. Кроме них, некоторые исследователи к алмазогранильной отрасли республики относят дочернее предприятие ОАО АК «АЛРОСА» — «Бриллианты АЛРОСА», так как головная компания зарегистрирована в Якутии.

На сегодняшний день практически все действующие предприятия: ООО НПК «ЭПЛ-Даймонд», ООО «ДДК ЛТД», ООО «Сата», ООО «Чорон Даймонд», ОАО «Саха Даймонд», ОАО «Покровский гранильный завод», ООО «Кристалл» являются частными предприятиями, в том числе и с участием иностранного капитала, с незначительной долей государственных активов (кроме ОАО «Покровский гранильный завод», 100% акций которого принадлежат государству). Они занимаются поставками бриллиантов в основном на внутренний рынок, а также в Израиль, США и Китай. Так как существующая острая конкуренция привела к выживанию наиболее конкурентоспособных предприятий гранильной отрасли Якутии, в дальнейшем это должно способствовать их успешной деятельности на внутреннем и внешних рынках.

Реализация продукции предприятиями гранильной отрасли региона в 2006-2011 гг. приведена в таблице 1.

Вплоть до 2004 г. происходил динамичный рост физических объемов выпуска бриллиантов, который был обусловлен государственной материальной поддержкой, налоговыми льготами и обеспеченностью местным сырьем, предоставляемым на давальческой основе. Однако, кардинальные изменения в мировом алмазном бизнесе, происходившие на рубеже тысячелетий, не обошли стороной и алмазогранильную отрасль республики, которая в 2005 г. достигла пика своего развития, что было связано с выгодной конъюнктурой цен на алмазы и бриллианты, а затем наступил спад.

Однако начало падения производства бриллиантов в Республике Саха (Якутия) наступило уже в 2003 г. Через год большинство предприятий гранильной отрасли республики находились в системном кризисе, так как ежегодные объемы производства бриллиантов предприятий отрасли (ООО «Чорон Даймонд», ОАО «Саха Даймонд», ООО «Сата», ООО «Туналгы», ООО «ДДК») в 2005-2008 гг. были нестабильны. Эта ситуация

Рис. 2. Организация государственного регулирования в АБК РС (Я)

вания единых интересов, что, в свою очередь, требует осознания того, что государственные интересы России в условиях открытости рынков выражаются через деятельность российских бизнес-структур, и, что более важно, через организацию поддержки движения российских финансовых капиталов на международных рынках и отстаивания их интересов в любых уголках земного шара всеми методами государственного воздействия для получения интегрированных выгод для всей экономики России в целом;

— изменение структуры выражения групп интересов (предпринимателей, чиновников, потребителей); многие вопросы столкновения групп интересов между собой должны обсуждаться и решаться в открытом режиме на основании всем понятной методологии и стандартов; структура выражения интересов от-

дельных групп предпринимателей, отдельных отраслей и, наконец, интересов России в целом, должна быть коренным образом изменена; это окажет, безусловно, благотворное влияние на взаимодействие российских субъектов предпринимательства и государственных регулирующих органов в деле осознания собственных интересов и их консолидации.

Основные выводы:

1. Государственное регулирование должно начать смещаться из пассивной сферы выпуска подзаконных и законодательных нормативных актов и с акцентов на охранительные методы в активную форму: создание различных агентств с участием государства, переместить государственное регулирование на активные методы отстаивания и защиты интересов российских

алмазогранильных предприятий на территориях принимающих стран.

2. Государственное регулирование должно трансформироваться в систему здорового государственного протекционизма собственных производителей алмазов и бриллиантов.

3. Внедрение организационно-экономических механизмов государственного регулирования должно способствовать сохранению лидирующего положения российской алмазодобывающей отрасли на мировом алмазном рынке и повышению конкурентоспособности предприятий гранильной отрасли региона.

4. Современный механизм государственного регулирования интервенций финансового, производственного и управленчес-

кого капитала способствует образованию нового, качественно другого подхода к условиям проникновения на российский рынок алмазного сырья и бриллиантов со стороны заинтересованных международных оптовых диамантеров, инвесторов и других с учетом четко обозначенных и просчитанных стратегических интересов российских субъектов рынка алмазно-бриллиантового комплекса региона.

5. Необходима разработка и организация выполнения специальной программы деятельности по наращиванию финансово-инвестиционного потенциала якутских алмазогранильных предприятий для расширения их присутствия на рынках США, Японии, Индии и Китая.

Литература

1. Данилов Ю.Г. Пути выхода из кризиса гранильной промышленности Якутии. 05.08.2010 г. иии http://www.rough-polished. com/ru/news/41142.html.

2. Научное сопровождение ведомственной целевой программы «Развитие алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы с основными направлениями до 2016 года». Аналитическая записка по государственному контракту № 1156 НИ ИРЭС СВФУ. — Якутск, 2011. — 50 с.

3. Николаев М.В., Данилов Ю.Г, Парников Г.И. Проблемы государственного регулирования в организации алмазно-бриллиантового рынка в Российской Федерации // Экономика, право и правоприменение: Сб. матер. республиканской науч.-практ. конф. г. Якутск, 22 июня 2011 г. — Якутск: Бичик, 2012. — С. 132-140.

4. Основные направления развития АК «АЛРОСА» на 2006-2015 гг. — Мирный, 2006. — 96 с.

5. Парников Г.И. Состояние рынка алмазного сырья по Республике Саха (Якутия) // ГИАБ. — Москва — 2010. — №5. — С. 120-127.

системный подход к управлению эффективностью торговли

О.В. Лексакова,

аспирант Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск)

olga.leksakowa@yandex.ru

В статье процесс управления эффективностью рассмотрен с позиций выделенных автором принципов системности, применительно к торговле представлена блок-схема и дано описание этапов данного процесса, рассмотрены уровни управления эффективностью, предложена классификация резервов повышения эффективности торговли.

Ключевые слова: торговый процесс, оценка, анализ и прогнозирование эффективности, принятие управленческих решений.

УДК 339.1-027.236 ББК 65.9(2) 421.20

Эффективность — это определенное состояние экономики, а, следовательно, непрерывно развивающаяся категория. Цели сохранения достигнутого состояния или его изменения служит управление эффективностью торговли.

В экономической литературе встречается множество определений категории «управление». В целом управление — это воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определенном состоянии или с целью изменения этого состояния. Применительно к экономическим процессам управление — это осознанное воздействие субъекта на процессы или объекты с целью придания определенной направленности хозяйственной деятельности и получения ожидаемых результатов.

Управление — сложный социально-экономический процесс. Оно в широком смысле слова обозначает воздействие на систему или объект либо с целью сохранения их устойчивости, либо с целью их перевода из одного состояния в другое, исходя из заданных целей. Его цель — получить наибольшие результаты в хозяйственной деятельности при наименьших совокупных затратах живого и овеществленного труда [1, с.9].

Существует мнение, что управлять эффективностью нельзя, так как эффективность — это «соотношение результатов и ресурсов или проведенных затрат» [2, с.89]. Мы не согласны с таким утверждением. По нашему мнению, управление эффективностью

торговли — это процесс, носящий комплексный характер и предусматривающий решение вопросов формирования эффективности, складывающейся под влиянием множества внутренних и внешних факторов; оценка эффективности торговых предприятий и торговой отрасли в целом; выявление и практическое использование резервов получения дополнительного результата по сравнению с плановыми показателями и в динамике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление возможно лишь в рамках определенных систем. Организации торговли представляют собой социально-экономические системы. Каждая система предусматривает взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта управления.

Объектом управления эффективностью торговли является сама эффективность торговли. Субъектом управления эффективностью торговли является орган управления — аппарат управленческих работников.

Функционирование субъекта и объекта управления осуществляется посредством обмена информацией по каналам прямой и обратной связи. На основе получения и анализа информации о состоянии объекта управления субъектом управления принимаются решения, обеспечивающие воздействие на объект.

По нашему мнению, управление эффективностью торговли невозможно без системного подхода. Под системным подходом к управлению мы понимаем логически выверенный подход к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.