Научная статья на тему 'Соотношение процессов когеретизации, эвокации и коммуникации'

Соотношение процессов когеретизации, эвокации и коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГЕРЕТИЗАЦИЯ / ЭВОКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COHERENCE / EVOCATION / COMMUNICATION / MEDIA DISCOURSE / VIRTUALITY / REALITY / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова Мария Владимировна

Рассматривается вопрос соотношения познавательного процесса когеретизации с процессами эвокации коммуникации в рамках определённого типа дискурса. В качестве примера выбран виртуальный медиадискурс, являющийся наиболее показательным с точки зрения реализации названных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of koherence, evocation and communication

In the article correlation of coherence, evocation and communication is considered, the relation of the cognitive process of evocation and coherence with processes of communication within a particular type of discourse. As an example for the consideration the virtual media discourse is selected, as it is most revealing in terms of the implementation of these processes.

Текст научной работы на тему «Соотношение процессов когеретизации, эвокации и коммуникации»

ществительное honeycomb приобретает в рассматриваемом контексте следующее окказиональное переносное значение «honeycomb - a city whose architecture resembles the construction of honeycombs».

Таким образом, можно сказать, что формирование переносных значений сложных слов N+N происходит за счет обращения к концепту, определяющему исходное значение сложного слова, информации, передаваемой контекстом, и действия когнитивных механизмов «концептуальная метафора» и «развитие». Изучение метафорического использования сложных слов позволило выявить натуроморфную концептуальную метафору. Это объясняется тем, что сложные слова N+N называют, прежде всего, предметы реальной действительности и отношения между ними.

Примечания

1 См.: Песина, С. А. Полисемия в когнитивном аспекте : монография. СПб., 2005.

2 См.: Степанова, С.Ю. Словотворчество как нестандартная морфемная сочетаемость // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лингводидактики : материалы науч. конф. М., 1998. С. 98-101.

3 См.: Lakoff, G. Metaphors We Live By / G. La-koff, M. Johnson. Chicago, 1980.

4 См.: Шепелева, Д. А. Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2008.

5 См.: Longman Dictionary of English Language and Culture. Barcelona, 1992. С. 74.

6 Там же. С. 1495.

7 См.: Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Group Ltd., 1995. С. 127.

8 См.: Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. N.-Y., 1996. С. 917.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 179-181.

М. В. Коновалова

СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОГЕРЕТИЗАЦИИ, ЭВОКАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ

Рассматривается вопрос соотношения познавательного процесса когеретизации с процессами эвокации коммуникации в рамках определённого типа дискурса. В качестве примера выбран виртуальный медиадискурс, являющийся наиболее показательным с точки зрения реализации названных процессов.

Ключевые слова: когеретизация, эвокация, коммуникация, медиадискурс, виртуальность, реальность, информационное пространство.

Соотношение процессов когеретизации, эвокации и коммуникации необходимо рассматривать на примере динамически изменяющейся дискурсивной системы. В качестве типа дискурса, имеющего все возможности для демонстрации названных процессов, нами был избран медиадискурс, реализованный в виртуальном интернет-пространстве. Наиболее показательными в избранном типе дискурса являются коммуникативные процессы, в которых находят своё отражение различные познавательные процессы, их неотъемлемые свойства и характеристики.

Понимание коммуникации в лингвистической научной традиции восходит к коммуникативной теории Сепира-Уорфа о языковой и культурной детерминации процессов познания и социализации человека в обществе. Важность языка и коммуникации для процесса познания окружающей действительности, систематизации знаний о мире и социального структурирования человеческого общества и социализации индивида была неоспоримо доказана положениями указанной теории. Много позже, с развитием техники и возникновением устройств, способных аккумулировать нако-

пленные человечеством знания о мире и виртуально моделировать представления о нём, возникла т. н. виртуальная реальность, воплощённая в Интернете. Коммуникативные процессы, протекающие в виртуальном пространстве, предоставляющем огромные возможности и инструментарий для метакоммуникации или фиксирования устной и письменной речи в небывалых до этого объёмах. Визуализация коммуникации, наличие метаинструментария и разработанной теоретической научной базы для осмысления коммуникативных процессов и явлений, позволила соотнести коммуникацию и процесс познания.

Когеретизация - это один из познавательных процессов, предполагающий формирование целостного образа явлений или предметов. Наряду с процессами концептуализации и категоризации он отвечает за синтез полученных и систематизированных знаний человека о явлениях и предметах окружающей действительности, а также «встраиваемость» в имеющуюся у индивида концептуальную картину мира. Современное понимание концептуальной картины мира в рамках теоретических положений когнитивной лингвистики позволяет объяснить наличие различных философских и социологических трактовок картин мира различных типов: философской, научной, этнической и др. Создание концепта, их совокупная систематизация делает возможным формирование целостной концептуальной картины мира. Потенциальная вариативность готовой ментальной конструкции предполагает наличие завершённой концептуальной базы для мыслительных процессов, позволяющей формировать мобильную, способную к развитию и динамике систему мировоззрения.

Формирование мировоззрения в виртуальной среде происходит в соответствии с процессами познания, но оперативными единицами знания становятся концепты, возникшие в виртуальном информационном пространстве или имеющие некие виртуальные смысловые составляющие, не всегда соответствующие предметам и явлениям реальности. Настоящая особенность способствует тому, что в виртуальном информационном пространстве создаётся свой особый мир, отдельная объективно существующая реальность, позволяющая индивидам, так или иначе находящимся в ней, создавать общества различной величины. В информационном пространстве в целом складывается особый психический тип общества,

имеющий свой способ развития, свои свойства и свой способ существования, который, по Дюркгейму, представляет собой коллективное сознание. И способ ориентации в информационном пространстве напрямую зависит от совокупного коллективного сознания, от тех когнитивных концептуальных областей, которые представлены в нём.

Процесс коммуникации представляет собой неоднозначное явление и рассматривается исследователями по-разному. В коммуникологии коммуникация представлена как процесс общения [3. С. 278], в коммуникативистике - процесс передачи информации от отправителя к получателю, подразделяется в зависимости от характеристик коммуникантов [2. С. 68]. Представители коммуникативно-прагматического подхода считают коммуникацию целенаправленным процессом, деятельностью, средством которой является речь, а знаковой формой организации - текст. В зависимости от того, каким образом и с участием каких единиц знания сформировано мировоззрение индивида или индивидов, организуется и протекает коммуникация в виртуальном информационном пространстве. Ориентация в совокупном массиве текстов и дискурсов происходит относительно концептуальной картины мира коммуникантов, и процесс коммуникации выстраивается также в соответствии с имеющимися единицами знаний, наполняя содержанием и структурируя речевые акты.

Согласно теории речевых актов, существуют три разновидности коммуникации, которые находят своё воплощение также и в виртуальном пространстве - локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты. Коммуникативная среда, в которой осуществляются перечисленные виды речевых актов, накладывает свой отпечаток и определяет особенности выполнения коммуникативных действий. В локутивном акте, воспроизводящем речь в виртуальном информационном пространстве, предполагающем предпочтение печатной, цифрокодированной или аудио-, видеофикси-рованной речи для удобства хранения и передачи информации, может отсутствовать один из структурных слоёв языкового оформления речи - фонетический, грамматический (в спонтанной речи), семантический (при недостатке необходимой информации или противоречивости концептуальной картины мира). В иллокутивном акте может меняться коммуникативная цель высказывания в зависимости от «пере-

мещения» коммуникантов в информационном пространстве относительно виртуально организованной информации. Это происходит при так называемом «сёрфинге» в Интернете, когда пользователь и его коммуникативный партнёр перемещается по сайтам, содержащим не только различную информацию (контент), но и представляющим различные способы её ау-диальной, визуальной, текстовой организации. Перлокутивные речевые акты приобретают особую значимость в условиях Интернета, поскольку обилие информации в замкнутом виртуальном пространстве, так или иначе, предполагает наличие интенции автора дискурса и сознательного воздействия на реципиента с целью получения определённой реакции.

В результате коммуникативного процесса в виртуальном информационном пространстве возникают различные дискурсы, тексты, которые сохраняются довольно продолжительное время, доступны множеству реципиентов и могут изменяться ими даже в том случае, если они не принимали непосредственного участия в коммуникации продуцентов дискурса или текста. Эта особенность Интернета объясняется быстрым массовым доступом к информации, мобильностью и пластичностью структуры создаваемых виртуальных дискурсов и текстов, что делает их весьма показательным исследовательским материалом для лингвоэво-кационных исследований.

А. А. Чувакин полагает, что текст существует и «живёт» в коммуникативном пространстве, благодаря тому, что с ним происходят изменения в зависимости от описанных выше процессов [6. С. 84]. Согласно лингвоэвока-ционной теории, разработанной А. А. Чува-киным, эвокация является одним из уровней коммуникативной деятельности коммуникантов, реализующей репрезентативную функцию языка. Благодаря эвокации передаётся преобразовательный характер продукта эвокации (дискурса или текста) по отношению к действительности и к другим текстам, связанным с исходным посредством различных коммуникативных связей [6. С. 84]. В процессе виртуальной коммуникации происходит насыщение дискурсов и текстов эвокационными сигнала-

ми [4. С. 361], посредством которых устанавливаются не столько межтекстовые, сколько дискурсивные связи, пронизывающие и организующие весь массив тематически, коммуникационно, логически и семантически связанных текстов. В результате коммуникативного эвокационного взаимодействия формируется не только определённый корпус дискурсов и текстов, но и само информационное пространство. Актуализация междискурсивных и меж-текстовых связей позволяет собрать в единое целое виртуальный коммуникационный процесс, создаёт предпосылки для воссоздания отражённой в речевых произведениях концептуальной картины коммуникантов и заимствования целостных концептов для заполнения мировоззренческих лакун готовыми единицами знаний.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. О метаязыке когнитивной лингвистики : концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур. М. : Тамбов, 2011. С. 23-32.

2. Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации : (Англо-русский толковый словарь концепций и терминов). М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.

3. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике. Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.

4. Левенко, А. О. «Диалог» текстов в коммуникативном пространстве : лингвоэвока-ционный аспект // Культура и текст. Барнаул, 2011. № 12. С. 361-365.

5. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / пер. с англ.

В. Николаева ; заключ. ст. М. Вавилова. М. : Жуковский : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. 464 с.

6. Новые возможности лингвоэвокацион-ных исследований / Т. Н. Василенко, Ю. В. Ож-мегова, Е. А. Савочкина [и др.] // Сиб. филол. журн. Новосибирск, 2007. № 3. С. 83-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.