Научная статья на тему 'Эвокационное моделирование речевого жанра (на материале брачных объявлений)'

Эвокационное моделирование речевого жанра (на материале брачных объявлений) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой жанр / брачное объявление / эвокация / эвокационное моделирование речевого жанра

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Везнер С. И.

Целью статьи является разработка модели эвокации речевого жанра «брачное объявление». На предварительном этапе определяются принципы и способ эвокационного моделирования речевого жанра. Далее анализируются основные компоненты процесса эвокации (объект, средства и продукт) речевого жанра «брачное объявление» и принципы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The goal of the article is to present the evocational model of the speech genre of marriage advertisement. The author defines the principles and methods of the evocational modeling and reveals the main components of the evocational process (object, means of language and product). Furthermore, the article describes the principles of interaction of these components.

Текст научной работы на тему «Эвокационное моделирование речевого жанра (на материале брачных объявлений)»

С. И. Везнер

ЭВОКАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ БРАЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ)

Работа представлена кафедрой теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А. А. Чувакин

Целью статьи является разработка модели эвокации речевого жанра «брачное объявление». На предварительном этапе определяются принципы и способ эвокационного моделирования речевого жанра. Далее анализируются основные компоненты процесса эвокации (объект, средства и продукт) речевого жанра «брачное объявление» и принципы их взаимодействия.

The goal of the article is to present the evocational model of the speech genre of marriage advertisement. The author defines the principles and methods of the evocational modeling and reveals the main components of the evocational process (object, means of language and product). Furthermore, the article describes the principles of interaction of these components.

Цель статьи - описание модели эвокации речевого жанра «брачное объявление», основные задачи: разработка принципов и способа эвокационного моделирования речевого жанра «брачное объявление», анализ основных компонентов эвокации речевого жанра «брачное объявление» и особенностей их взаимодействия.

Эвокация - это категория, посредством которой описывается отношение текста к действительности в аспекте ее воспроизведения и которая представляет собой реализацию коммуникативности текста1. При этом воспроизведение понимается как преобразование.

Эвокационное моделирование, объясняющее специфику воспроизведения действительности в рассматриваемом речевом жанре, опирается на следующие принципы: 1) репрезентации говорящего и слушающего в жанровые образы говорящего и слушающего; 2) когнитивности коммуникации.

Первый принцип обусловлен тем, что субъект коммуникативной деятельности предстает в раздвоенном виде: говорящего и слушающего, которые представляют собой извечное двуединство. Отражением

этого двуединства в тексте являются взаимодействующие в тексте «образ говорящего» и «образ слушающего».

Принцип когнитивности коммуникации устанавливает, что фундаментальным условием коммуникативной деятельности выступает когнитивность как всеобщее свойство субъекта коммуникативной деятельности. Когнитивные условия могут быть конкретизированы в аспектах:

• средств коммуникативной деятельности: наличие когнитивных функций у языковых форм;

• субъекте коммуникативной деятельности, который является носителем когнитивной базы данных, системой знаний;

• взаимодействие коммуникативной и иных форм деятельности2.

Когнитивные основания жанрового образа говорящего и слушающего обуславливаются знаниями говорящего о внеязы-ковой полярности лиц. Полярность лиц, являющихся коммуникантами, мы рассматриваем не только как факт коммуникативной ситуации, но и как проявление бинарного устройства социума. Бинарность -одна из важнейших мифологических, языковых, фольклорных и ментальных универ -

салий, основной принцип устройства мира и общества. Адресант и адресат могут составлять в сознании говорящего бинарное единство по различным (как реальным, так и приписываемым) полярным признакам: свой-чужой, старый-молодой, мужской -женский и т. п. Межгендерная оппозиция «мужской-женский» - одна из основных в системе социума3.

Важнейшей задачей при моделировании того или иного объекта является точное определение его компонентов и взаи -модействий между ними. В связи с этим базовым методом эвокационного модели -рования речевого жанра выступает эвока-ционный анализ. Объектом такого анализа является процесс эвокации, понимаемый как взаимодействие непроцессуальных компонентов эвокационной деятельности, связанное с реализацией говорящим/слушающим потребности-мотива4. К непроцессуальным компонентам относятся объект, продукт и средства эвокации.

При эвокационном моделировании речевого жанра следует учитывать принцип зависимости моделей от типа акта общения. На наш взгляд, методическим основанием моделирования процесса эвокации, релевантным для речевого жанра брачного объявления, может выступать концепция когнитивной оппозитивности5. В рамках этой концепции рассматривается отражение в языке признаков-отношений. Под отношением понимается признак, приобретаемый и проявляемый вещью во взаимодействии с другими вещами. Один из таких признаков-отношений - противоположность, понимае-

мая как род относительного признака, приобретаемого вещами в определенного типа отношениях. По признаку противоположности противопоставляются сущности. Модели противопоставления сущностей могут быть выявлены посредством анализа реальных категориальных процессов речемыслительной деятельности.

Данная методика моделирования релевантна для эвокационного процесса брачного объявления, поскольку в своей речи автор объявления преобразует когнитивную оппозицию мужского и женского гендерных концептов, обусловленную тем, что говорящий и слушающий противопоставлены по полу, и тем, что целью брачного объявления является знакомство для создания семьи (что предполагает трансформацию исходной межгендерной оппозиции).

Моделирование продукта эвокации основано на том, что «продукт эвокации, конструируемый из средств эвокации, соответствует объекту эвокации»6. Можно предположить, что объект и продукт эвокации в речевом жанре соотносятся как неосложненная и осложненная оппозиция. Неосложненная и осложненная оппозитивность отличаются тем, что «в первом случае содержание концепта (а также лексических значений выражающих его слов) исчерпывается соответствующими признаками, а во втором -оба концепта помимо противоположных признаков-гипосем содержат общую гипер-сему (одинаковый родовой признак)»7.

Учитывая вышесказанное, мы предлагаем следующую модель эвокации речевого жанра «брачное объявление».

объект эвокации

женский/ мужской гендер <-------------> мужской/ женский гендер

средства эвокации языковые средства концепта «взаимодействие» продукт эвокации женский/ мужской гендер <Г1+Г2 > мужской/ женский гендер

Г1 - гиперсема «предбрачное взаимодействие»

Г2 - гиперсема «брачное взаимодействие»

Прокомментируем данную схему. Объектом эвокации речевого жанра «брачное объявление» выступает признак, относящийся к разряду «отношения» и характеризующий оппозицию мужской и женской гендерных сущностей. Учитывая, что гендерные сущности противопоставлены друг другу, воспроизводимый признак можно отнести к отношениям противоположности, а точнее, контрадикторной противоположности. Поскольку в брачных объявлениях воспроизводятся гендеры говорящего и слушающего, изначально не связанные друг с другом (в силу чего оппозиция не имеет гиперсем, т. е. родовых, объединяющих признаков), то такая оппозиция характеризуется как неосложненная. Таким образом, модель объекта предстает как одна из моделей когнитивной оппозитивности, модель неосложненной оппозиции.

В процессе эвокации преобразовываться могут как члены этой оппозиции, так и само отношение оппозитивности, вплоть до его нейтрализации. Моделируя объект, мы учитывали гендерную вариативность членов оппозиции, поскольку авторами брачных объявлений могут быть и мужчины и женщины.

Отметим, что свойственное объекту межгендерное отношение обладает бога -тым эвокационным потенциалом, связанным с когнитивным ресурсом различных ситуаций брачного взаимодействия.

Компонент «средства эвокации» на схеме представлен языковыми средствами концепта «взаимодействие». При этом подразумевается, что они имеют полевую организацию.

К числу ядерных средств относятся языковые средства концепта «взаимодействие», прямо выражающие значение взаимности. Средствами реализации концепта выступают взаимные конструкции, взаимные глаголы (познакомиться, любить и т. п.), существительные со взаимным значением (доверие, взаимопонимание и т. п.), идиомы (душа в душу и т. п.). С помощью данных средств выражаются различные

ситуации взаимности брачного типа. Прототипическая ситуация взаимности характеризуется признаками «два участника» и «нерасчлененное взаимодействие». Всем требованиям прототипической ситуации взаимности отвечает конструкция со взаимными глаголами. Она точно показывает, что данная взаимная ситуация прототипическая, причем делает это а) самым экономным, б) самым однозначным и, следовательно, «наилучшим» образом8. Для брачного объявления прототипичной будет конструкция типа «N1 познакомится с N2 для создания семьи».

Периферийными средствами являются контекстуальные способы выражения взаимности, непрототипические конструкции со значением взаимности, существительные со значением лица (типа друг), лексемы, представляющие собой косвенные идентификаторы взаимного значения лексемы-имени концепта «взаимодействия». К числу периферийных относятся и средства мелиорации (положительного оценивания). Это в основном прилагательные типа «добрый», «порядочный» ит. д. К числу периферийных относятся также средства брачной пейорации (существительные типа «альфонс», «приспособленец», «стерва», «динамистка» и др.) и брачной эталониза-ции (типа «принц», «золушка», «хозяин», «хозяйка »).

Периферийные средства, как и ядерные, способны репрезентировать такие признаки взаимной ситуации, как «два участника», «одновременное одноименное взаимоотношение». Они используются для преобразования гипосем неосложненной оппозиции. По отношению к исходной оппозиции - это функциональные преобразователи, которые, преобразуя функционально каждый из членов оппозиции по отдельности, создают условия для субстанционального преоб-разования всей оппозиции.

Продукт моделируется на основе соот-ветствия объекту и поэтому представляет собой образ говорящего и слушающего в виде оппозиции «мужской гендер - жен-

ский гендер», осложненной гиперсемами «предбрачное взаимодействие» и «брачное взаимодействие ».

Моделирование процесса эвокации проводится с учетом двух принципов - активности и адекватности9. Принцип адекватности устанавливает, что продукт эвокации, конструируемый из средств эвока-ции, соответствует объекту эвокации. Адекватность в рассматриваемом процессе эвокации заключается в гендерном соответ-ствии исходной и осложненной оппозиций.

Средства эвокации взаимодействуют с объектом по принципу активности, который, раскрывая преобразовательный характер этого взаимодействия, устанавливает, что в процессе эвокации объект субстанционально и функционально преобразуется средствами эвокации. В эвокационном процессе брачного объявления проявляется как активность языка, так и активность человека. Активность языка проявляется в концептуальном усложнении когнитивной оппозиции говорящего и слушающего, обусловленной концептами, закрепленными за языковыми единицами. Характерным случаем подобной активности языка является функционирование жанрового стереотипа создание семьи (в сокращении - с/с) как в мужских, так и в женских объявлениях.

Активность человека проявляется в концептуальном усложнении когнитивной оппозиции, обусловленном точкой зрения говорящего, его индивидуальной картиной мира. Ср.:

Мечтаю, чтобы наши утренние и вечерние чаепития были счастливейшим времяпрепровождением10.

Человеку мало надо, лишь бы дома кто-то ждал11.

Данные примеры показывают, что межгендерная оппозиция может ослож-няться различными гиперсемами, выражающими разные точки зрения авторов объявлений на брачное взаимодействие. При этом говорящий может эвоцировать различные комбинации видов действительности, соответствующие его картине мира.

Активность человека может проявляться в творческом использовании средств эвокации. Например:

Построим заново любовь, тогда и счастье улыбнется вновь12.

В данном примере говорящий, эвоцируя исходную оппозицию, творчески использует ритм и рифму, усиливая тем самым интерактивные свойства продукта эвокации и эмоционально-эстетически углубляя ги-персему оппозиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чувакин А. А. Текст в его отношении к действительности и текстам // Основы теории текста. Барнаул, 2003. С. 123.

2 Чувакин А. А. Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования. Барнаул: Изд-во Алт. госун-та, 1995. С. 12.

3 Кононова О. А. Бинарные оппозиции как универсальное средство отражения действительности в мифах и языке // Studia Lingüistica - X. Проблемы теории европейских языков. СПб., 2001. С. 359.

4 Чувакин А. А. Текст в его отношении к действительности и текстам. С. 124.

5 Никитин М. В. Основные модели когнитивной оппозитивности // Studia Lingüistica - XV.

Язык и текст в современных парадигмах научного знания. СПб., 2006. С. 3-4.

6 Чувакин А. А. Текст в его отношении к действительности и текстам. С. 124.

7 НикитинМ. В. Указ. соч. С. 11.

8 Кудашова В. Ю. Концепт взаимодействие и его репрезентация в современном английском

языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2007. С. 10.

9 Чувакин А. А. Текст в его отношении к действительности и текстам. С. 124.

10 Двое. 2003. № 15. С. 13.

11 Двое. 2003. № 24. С. 13.

12 Двое. 2003. № 20. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.