Научная статья на тему 'Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза сви вв МВД России'

Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза сви вв МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / РERSONALITY / SELF-ACTUALIZATION / REPRESENTATIONS OF WORLD / ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитенко Павел Дмитриевич

В статье анализируются результаты эмпирического исследования динамики представлений о мире, их структуры в процессе профессиональной социализации личности курсантов. Соотносятся представления и характеристики самоактуализации, выявляются характерные особенности этих явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the Beliefs about World and Self-Actualization of Personalities in Process of the Professional Socialization Midshipman Military High School

In article offered results of the empirical studies beliefs about world of midshipman military high school, their structures in process of the professional socialization. Match up the presentations and features self-actualization, are revealled typical particularities of these phenomenas.

Текст научной работы на тему «Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза сви вв МВД России»

П.Д. Никитенко. Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности

УДК [316.6:159.923] (082)

СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА СВИ ВВ МВД РОССИИ

П.Д. Никитенко

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: 332318@mail.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования динамики представлений о мире, их структуры в процессе профессиональной социализации личности курсантов. Соотносятся представления и характеристики самоактуализации, выявляются характерные особенности этих явлений.

Ключевые слова: личность, самоактуализация, представления о мире, направленность.

Correlation of the Beliefs about World and Self-Actualization of Personalities in Process of the Professional Socialization Midshipman Military High School P.D. Nikitenko

In article offered results of the empirical studies beliefs about world of midshipman military high school, their structures in process of the professional socialization. Match up the presentations and features self-actualization, are revealled typical particularities of these phenomenas.

Key words: рersonality, self-actualization, representations of world, orientation.

Представления современной молодежи о мире вызывают интерес с многих точек зрения. Прежде всего, этот интерес связан с необходимостью оценки изменения массового сознания и связанных с ним коллективных представлений, регулирующих социальное поведение индивида. Социальные представления выступают и индикатором процессов, происходящих в обществе, а следовательно, могут стать основанием для принятия решений на уровне социальной политики. Наконец, представления о мире неразрывно связаны с определением своего места в нем - с процессами самоопределения молодежи.

Исследования представлений о мире граничат с работами по изучению целостных картин мира, в которых слиты воедино знания, отношения, чувства, связанные с окружающей реальностью, экстраполяцией на разные уровни отражения - от ситуаций, в которые включен субъект, до обстановки в мире вообще и даже в планетарном масштабе. Вместе с тем в науке за последние 50-60 лет сложилось немало подходов к изучению данного явления, разные отрасли науки имеют свой, специфичный. В частности, широко известны философские труды

относительно представлений человека о мире, претендующие на всеобщность и часто относящиеся к категории отражения вообще. Социологический подход отличается обращенностью к отражению изменяющихся представлений на уровне больших групп, фиксацией характеристик массового сознания. Общепсихологический подход ориентирован на открытие психологических механизмов формирования представлений - целостной картины мира. Социально-психологический подход предполагает изучение коллективных представлений, включая разного рода суждения, установки, отношения к миру вообще и тем явлениям в нем, которые служат ориентирами в последовательной реализации социального поведения. В рамках социальнопсихологического подхода важно выявить ядерные характеристики представлений, имеющих определяющее значение для выстраивания их структур, характер «конструирования» мира, той реальности, в которой существует субъект. Из сказанного следует актуальность и высокая значимость исследования соотношения представлений о мире и самоактуализации личности, которое пополняет научно-теоретический багаж социальной психологии личности и психологии социального познания.

На протяжении длительного времени (не только с момента появления первых публикаций в 60-х гг., но и задолго до этого) исследователями, особенно за рубежом, ставились задачи определения содержания и факторов социальных представлений (Ж. Абрик, В. Вагнер, И. Маркова, С. Московичи, К. Фрейзер и др.). В последние десятилетия интерес к данной проблеме возрос и в России (Г.М. Андреева, Т.П. Емельянова, В.Л. Калькова, Н.М. Вагабова, М.М. Далгатов, P.M. Шамионов и др.).

Одной из проблем, касающихся изучения социальных представлений, является «разведение» «теорий здравого смысла» и «научных представлений». На наш взгляд, необходим глубокий анализ прежде всего субъективных представлений, из которых во многом строится представление групп, что никак не сводится к ним. Обобщение теорий здравого смысла дает возможность получить научное знание.

Цель данного исследования заключалась в изучении динамики представлений о мире и их взаимосвязей с самоактуализацией курсантов военного вуза в условиях профессиональной социализации.

© П.Д. Никитенко, 2008

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

Основными методами исследования послужили контент-анализ сочинений (с заданной темой «Как я представляю мир»), данные интервью и беседы, опроса с использованием методики «САТ», предложенной в модификации Л.Е. Гозма-на, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой, М.В. Кроза1. Для обработки данных были использованы методы описательной статистики и корреляционный анализ (по Пирсону).

Анализ содержания сочинений на заданную тему позволил вывести наиболее распространенные категории, составляющие основу представлений курсантов разного периода профессиональной социализации в военном институте. Общая идея, объединяющая представления о мире курсантов, состоит в понимании разносторонности его характеристик, отношений к нему и месте человека в нем, а также конкретной личности в связи с системой ситуативных отношений, переживаний личности, связанных с пребыванием в специфичных условиях военного вуза. Так, большинство курсантов первого курса (77,3%) в целом положительно характеризуют окружающий их мир. Они выделяют такие характеристики, как «огромное пространство», «прекрасный», «замечательный», «дающий много возможностей», «вся вселенная», «человечество», «загадочный», «машины», «без войны», «терроризм», «умирающая природа», «борьба за выживание», «война», «убогость», «несправедливость», «колючая проволока» и т.п. Соотношение положительных и отрицательных характеристик составляет 6 к 5 при наличии 26,6% нейтральных. Вывод: для первокурсников мир в целом достаточно открыт и не таит угроз, они воспринимают его объективно таким, какой он есть в их представлении с присущим для юношеского возраста романтизмом.

Обратимся к представлениям курсантов третьего курса. Здесь основная часть испытуемых обращает внимание на следующие характеристики мира: «дыра», «война», «убогий», «несправедливый», «жизнь», «алчность», «виртуальная реальность», «машины», а также «радость близких», «замечательный», «дающий много возможностей», «богатство». Уяснение и поиск неких явных или скрытых ориентиров жизненного пути заставляют третьекурсников переосмысливать привычные способы мировосприятия и миропонимания. Соотношение положительных и отрицательных характеристик составляет 4 к 9 при 13,3% нейтральных. Необходимо отметить, что позитивные характеристики представлений перемещаются на второй план, что может быть связано с рядом объективных изменений в жизни курсантов, включая и процессы самопознания.

Представления пятикурсников имеют достаточно яркий амбивалентный оттенок («несправедливый», «алчность», «критическое положение», «война», «гибель человечества», «нестабильный», «просто миф», «сказка», «колхоз», «жизнь», «богатство», «окружающая природа», «прекрасный в своей жестокости», «вся вселенная», «машины»,

«замечательный»). Соотношение положительных и отрицательных характеристик несколько иное, чем у третьекурсников и составляет 6 к 7 при 13,3% нейтральных. Из этих данных видно, что курсанты пятого курса в ходе осмысления жизненных ориентиров начинают, по всей видимости, формировать своё собственное миропонимание, которое основывается на представлениях, сформированных в ходе профессиональной социализации. Одной из существенных характеристик представлений курсантов является их выраженная милитаристская направленность. Идентификация курсанта с военно-профессиональной сферой постепенно выводит на передний план характеристики, отражающие критичность, скепсис в отношении процессов, происходящих в мире; необходимость быть в близкой готовности к военным действиям становится фактором определенного выстраивания представлений.

Корреляционный анализ полученных данных позволил определить структурную композицию представлений и выделить их ядра. Так, у первокурсников ядром структуры представлений о мире является характеристика «огромное пространство». Она связана с такими элементами, как «прекрасный» (г=0,712), «замечательный» (г=0,250), «дающий много возможностей» (г=0,551), «вся вселенная» (г=0,234), «человечество» (г=0,360), «загадочный» (г=0,349), «машины» (г=-0,747), «с умирающей природой» (г=-0,33б), «борьба за выживание» (г=-0,396), «война» (г=-0,298), «колючая проволока» (г=—0,378). Такая структура отражает сформированнось у первокурсников в целом оптимистичных представлений о мире. Но уже к третьему курсу обнаруживается трансформация ядра. Ядерную позицию занимает здесь такая характеристика, как «дыра». Она связана с элементами «война» (г=0,885), «убогий» (г=0,793), «несправедливый» (г=0,642), «алчность» (г=0,431), «виртуальная реальность» (г=0,543), «радость близких» (г=—0,588).

Полученные данные указывают на то, что в процессе профессиональной социализации структура представлений у третьекурсников претерпевает различные изменения. Они отражают ситуативно-негативное мировосприятия, что, по всей видимости, говорит о некой разочарованности курсантов в окружающей действительности, связанной с трудностями учебно-боевой подготовки. На пятом курсе пессимистическое ядро структурной композиции представлений о мире мимикрирует в нейтральное - «вся вселенная». Элементами полученной структурной композиции стали такие характеристики, как «война» (г=0,305), «богатство» (г=-0,337), «жизнь» (г=-0,270), «окружающая природа» (г=-0,312), «сказка» (г=0,297), «просто миф» (г=0,297). Но несмотря на то, что в ядро полученной структурной композиции заложена нейтральная характеристика представлений, элементы ее содержат часто негативный оттенок, что свидетельствует о, казалось бы, некотором

94

Научный отдел

П.Д. Никитенко. Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности

противоречии. Однако это не так. Представления курсантов-выпускников обладают более сложным характером взаимосвязей, что свидетельствует о более зрелом мировосприятии и формировании скептической позиции к нему. Это вполне соответствует целям подготовки офицера, который необходимо обладает критическим взглядом на окружающий мир и способен, в случае необходимости, включиться в боевые действия и даже на самопожертвование.

Из анализа представлений курсантов о мире можно сделать следующий вывод: они в процессе профессиональной социализации трансформируются. Происходит их усложнение и проявляется специфичная военная ориентированность; оптимистичные в большинстве в начале обучения, они постепенно становятся амбивалентными.

Результаты исследования представлений о будущем мира свидетельствуют о том, что между компонентами отношения к миру на разных этапах профессиональной социализации курсантов существуют как сходство, так и различия. Так, среди первокурсников в большей степени, чем курсантов более старших курсов, преобладает позитивное отношение к миру. Соотношение оценок изменений в мире на первом и третьем курсах одинаковое (число оценивающих положительно вдвое больше числа тех, кто считает, что происходят изменения к худшему), и лишь на пятом курсе оно представлено в пользу негативных оценок изменений; однако и число тех курсантов, которые отметили стабильность мира, тоже увеличивается (31%), что свидетельствует о более высоком разнообразии мнений и оценок. Исходя из данных об отношении к миру, можно сделать вывод: на третьем курсе происходит общее ухудшение отношения, что связано с кризисными процессами. Таким образом, если на первом курсе мы наблюдаем доминирование позитивного отношения, которое основывается на романтическом восприятии мира, то на третьем и пятом курсе превалирует амбивалентное отношение к окружающему миру, основой которого являются критицизм и скепсис.

Обратимся к результатам исследования динамики самоактуализации курсантов. Показатели самоактуализации достаточно сильно различаются на разных этапах обучения в военном вузе. В частности, обнаруживается их снижение на третьем курсе. Как говорилось выше, этот этап является особым в становлении личности курсанта, и наличие кризисных процессов подтверждается данными о самоактуализации. Полученные данные свидетельствуют о более высокой способности первокурсников и пятикурсников жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни». Им присуще и переживание неразрывности прошлого, настоящего и будущего, то есть способность видеть свою жизнь

целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий уровень самоактуализирован-ности у третьекурсников свидетельствует в пользу того, что они, возможно, погружены невротически в прошлое, которое предположительно связано с некоторыми переживаниями о неоправданных надеждах в своей будущей и настоящей профессиональной деятельности.

Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи между самоактуализацией и характеристиками представлений курсантов разного периода службы. Они различаются общим количеством и теснотой. Так, на первом курсе обнаружено 56 взаимосвязей, выявлена двуядерная структурная композиция, состоящая их множества характеристик, связанных со шкалами самоактуализации - компетентности во времени (Тс) (общее количество связей - 11) и поддержки (I) (общее количество - 9), причем они также связаны между собой (г=0,541). На третьем курсе общее количество составило 39 взаимосвязей и получена двуядерная структурная композиция, состоящая из характеристики «ценностные ориентации» (I) (общее количество связей - 10) и категорией представления о мире «несправедливый» (общее количество связей - 7). Полученные ядра связаны между собой (г=-0,683), что говорит о том, что, несмотря на их разнородность, они взаимоопределяют друг друга. На пятом курсе обнаружено в целом 11 связей и получены две разнородные взаимосвязанные структурные композиции. Ядром первой стала характеристика представлений о мире «миф» и второй - характеристика самоактуализации «познавательные потребности». Отличие выпускников от курсантов младших курсов заключается в том, что у первых не связаны представления о мире с основными характеристиками самоактуализации (ориентация во времени и поддержка). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о неустойчивой структуре взаимосвязей представлений и самоактуализации на первом курсе. Примечательной особенностью взаимосвязей на третьем курсе является то, что выделяются два взаимосвязанных узла, которые становятся проводниками, факторами друг друга, что вполне оправдано, поскольку представления о мире начинают в большей степени регулировать отношения личности. Наконец, у выпускников представление о мире, отражающее сознание сконструированности ценностей, установок, культуры, становится фактором роста познавательных потребностей, что определяет открытость новому (профессионально-практическому) опыту будущих офицеров. Взаимосвязи, полученные в двуядерной структурной композиции, раскрывают способность курсантов к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей.

Итак, в ходе профессиональной социализации курсантов происходит переосмысление мира, себя

Психология

95

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

в нем и своего будущего, выражающееся в трансформации эмоционально-оценочного отношения к нему, в смене позитивно-оптимистической на пессимистическую, а затем на амбивалентную оценку. Трансформация представлений связана с изменениями внешних (смена агентов социализации, профессиональная социализация, меняющаяся социальная ситуация) и внутренних (изменяющиеся характеристики личности) детерминант.

Трансформация структуры представлений о мире представлена изменением количества взаимосвязанных компонентов и сменой ядерных композиций: на первом курсе венцом структуры выступает представление «огромное пространство», на третьем курсе - «дыра», а на пятом - «вся вселенная». Изменения представлений о мире связаны с профессиональной социализацией курсантов, в процессе которой происходит становление личности военного с достаточно ярко выраженными характеристиками критического отношения к миру, сензитивностью и способностью к фиксации происходящих в мире негативных событий и явлений, способных задействовать его как профессионала (терроризм, война, беспорядок, нестабильность, гибель человечества и др.).

Самоактуализация личности претерпевает изменения в зависимости от этапа профессиональной социализации личности курсанта. В первые три года учебы в военном вузе происходит резкое снижение большинства показателей, исключая сензитивность, представления о природе человека и познавательные потребности. В последующее время обнаруживается резкий подъем по ряду показателей (поддержка, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие, познавательные по-

требности и ряд других). К завершению обучения самоактуализация принимает очертания целостности, интегрированности, что свидетельствует

0 высоком уровне личностной зрелости будущих офицеров.

Изучение соотношения представлений о мире и самоактуализации личности курсантов позволило выявить их связи на разных уровнях социализации по ряду характеристик. Оптимистические представления о мире на первом курсе подкрепляются высокими показателями самоактуализации, тогда как у третьекурсников пессимистические представления о мире подкреплены снижением самоактуализации по ряду шкал («компетентности во времени», «ценностных ориентаций», «поддержки» и др.). На пятом курсе показатели самоактуализации повышаются, а представления о мире приобретают амбивалентную и более зрелую направленность. Полученные данные взаимосвязей свидетельствуют о том, что с возрастом взаимовлияние характеристик представлений о мире и самоактуализации уменьшается и дифференцируется.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Влияние культурно-исторических представлений на особенности самоопределения молодежи в центральных и провинциальных регионах России» (проект № 08-06-00273а).

Примечания

1 Алешина Ю.Е., Гозман Л.Е., Дубовская Е.М. Социальнопсихологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

УДК 159.923:316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИИ

Г.Н. Малюченко

Балашовский институт Саратовского государственного университета, кафедра практической психологии E-mail: mgn1802@yandex.ru

В статье раскрывается современное состояние культуры производства и потребления медиаинформации на уровне индивидуального и группового сознания. Излагаются предварительные данные, полученные на основе применения экспериментальной версии опросника ИКПИ «Индивидуальная культура потребления информации». Раскрываются закономерности восприятия и когнитивной переработки информационных сообщений, производимых в условиях экспансивного развития медиапространства. Сформулирован ряд положений, определяющих общую стратегию внедрения в повседневную практику новых эталонов производства и способов потребления медиаинформации в ближайшем будущем.

Ключевые слова: медиаинформация, восприятие, культура, понимание.

A Social and Psychological Analysis of the Development of the Culture of Production and Consumption of Media Information

G.N. Malyuchenko

The article shows the modern state of the culture of consumption of media information at the level of individual and group consciousness.

© Г.Н. Малюченко, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.