Научная статья на тему 'Взаимосвязь социальных представлений о зависти и самоактуализация личности студента'

Взаимосвязь социальных представлений о зависти и самоактуализация личности студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ENVY / SELF-ACTUALISATION / SOCIAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитенко Павел Дмитриевич

Статья посвящена исследованию социальных представлений о зависти и самоактуализации личности студента. Дается описание эмпирического исследования представлений о сущности, природе и причинах зависти в зависимости от уровня самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Social Representations about Envy and Self-Actualisation of the Person of the Student

Given article is devoted research of social representations about envy and self-actualisation of the person of the student. The description of empirical research of representations about essencethe nature and the reasons of envy depending on level of self-actualisation of the personis given.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социальных представлений о зависти и самоактуализация личности студента»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.6

П.Д. НИКИТЕНКО

Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г Саратове

E-mail: 332318@mail.ru

Взаимосвязь социальных представлений о зависти и самоактуализация личности студента

Статья посвящена исследованию социальных представлений о зависти и самоактуализации личности студента. Дается описание эмпирического исследования представлений о сущности, природе и причинах зависти в зависимости от уровня самоактуализации личности.

Ключевые слова: зависть, самоактуализация, социальные представления.

P.D. NIKITENKO

Interrelation of Social Representations about Envy and Self-Actualisation

of the Person of the Student

Given article is devoted research of social representations about envy and self-actualisation of the person of the student. The description of empirical research of representations about essencethe nature and the reasons of envy depending on level of self-actualisation of the personis given.

Key words: envy, self-actualisation, social representations.

Антиномии общественного сознания, существующие в период социального и экономического кризиса, актуализируют и подвигают к рассмотрению феномен зависти как индикатора социально-психологического климата в обществе. В психологическом словаре зависть определяется как чувства неудовольствия, досады, гнева, раздражения, вызванные успехом, способностями, счастьем другого человека. Причиной возникновения зависти является наличие у завистника потребности, почему-либо неудовлетворенной в сложившихся обстоятельствах, и проведенное им сравнение с другим человеком, который беспрепятственно и более удачливо удовлетворяет ту же потребность1. Естественным является и то, что зависть, как и представление, всегда предметна, поэтому в данном

исследовании предпринята попытка изучения феномена зависти путем анализа социальных представлений личности. Сами по себе социальные представления характеризуются пятью фундаментальными свойствами: объ-ектностью, образностью, символичностью, конструктивностью, автономностью и креативностью. Таким образом, исследуя социальные представления о зависти, можно получить информацию о том, как личность переживает наличие данного феномена у себя.

Перейдем непосредственно к организации эмпирического исследования и его результатам. Респондентами исследования были студенты 1-5 курсов различных вузов города Саратова, общее число опрошенных составило 90 человек. Исследование состояло из двух этапов: на первом мы ис-

© П.Д. Никитенко, 2010

пользовали проективный метод: студентам предлагалось написать сочинение на тему «Как я представляю себе зависть». При этом экспериментатор предоставил возможность изложить свое мнение, используя метафорический образ, позволяющий выразить нечто сложное и противоречивое через простое и всем знакомое. Время написания сочинения жестко не ограничивалось. Обработка данных проводилась с использованием контент-анализа, при помощи которого были выявлены характеристики представлений о зависти. На втором этапе испытуемым была предложена методика самоактуализации, разработанная Ю.Е. Алешиной, М.В. Загика, М.В. Крозом под руководством Л.Е. Гозма-на. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Данные были сгруппированы по их значениям, выявлены центральные тенденции распределения (среднее арифметическое). Для выявления значимости различий использован ^критерий Стьюдента. Результаты исследования были также подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода линейной корреляции Пирсона.

Анализ содержания сочинений на заданную тему позволил обнаружить наиболее распространенные категории, составляющие основу представлений студентов. Общее, объединяющее представления о зависти состоит в разносторонности ее характеристик, взаимообусловленных системой ситуативных отношений и переживаний личности. Так, большинство студентов первого курса в целом видят в зависти больше негативного, чем позитивного. Они выделяют такие характеристики зависти, как «по-доброму завидовать нельзя», «вся жизнь — зависть», «чувство ущербности», «состояние, наполненное негативными эмоциями», «чувство беспомощности», «зависть неизбежна», «зависть — часть жизни» и т. п. В некоторых утверждениях отражены положительные характеристики: «зависть активизирует деятельность для достижения желаемого», «зависть — двигатель прогресса». Соотношение отрицательных и положительных характеристик на первом курсе составляет 7/2. Это говорит о том, что для первокурсников зависть как чувство, состояние, эмоция свидетельствует о не лучших качествах человека.

Обратимся к представлениям студентов третьего курса: основная часть испытуемых

дает такие характеристики, как: «не спутник добрых дел», «чувство дискомфорта», «имеет разрушительное свойство», «зло», «в зависти мы творим самые страшные грехи», «завистники, как правило, несчастны», «нехорошее проявление человека», «порок людей».

Положительные характеристики малочисленны: «мобилизатор сил для достижения того, чему завидует», «стимул к жизни». Полученные данные свидетельствуют о том, что представления третьекурсников отличаются только по содержанию, в целом они так же, как и первокурсники, видят в зависти больше негативного. Соотношение положительных и отрицательных характеристик на третьем курсе составляет 3/8.

Анализ сочинений пятикурсников свидетельствует, что большинство респондентов имеют представления, содержащие такие характеристики, как «злословие», «вред», «сплетни», «черная зависть — навредить человеку, которому завидуешь», «свойство характера человека», «желание сделать хуже своему товарищу», «негативное чувство», «плохая черта человека», «белая зависть помогает встать на ноги», «понять, кто ты есть», «помогает понять, на что ты способен», «чувство радости за того, кому завидуешь», «помогает стать лучше», «стремление быть таким же без вреда для объекта зависти», «стремление к саморазвитию», «путь к успеху». Соотношение положительных и отрицательных характеристик несколько отличается от представлений младших курсов и составляет 8/8. Из этих данных видно, что у студентов пятого курса, по всей видимости, наблюдается тенденция к амбивалентности в представлениях о зависти, и они изменяются постепенно: на уровне всех их компонентов (когнитивном, эмоциональном и конативном) происходят сдвиги.

Полученные в ходе эмпирического анализа результаты позволяют говорить о том, что социальные представления о зависти меняются в зависимости от возраста. Негативные характеристики зависти, выраженные в социальном представлении первокурсников и третьекурсников, свидетельствуют, возможно, о чувстве абсолютной справедливости, где зависти практически нет места. На пятом курсе амбивалентность социальных представлений информирует о том, что зависть может выполнять не только разрушительные функции, но и созидательные. По всей видимости, к моменту вступления в период ран-

ней взрослости возникает понимание того, что помимо «черного» и «белого» есть и «серое» в окружающем их мире. Таким образом, представления студентов о зависти — это сложное социально-психологическое образование, включающее мнения, суждения, умозаключения, установки, оценки, которые строятся на основе восприятия и оценки событий и явлений окружающей действительности и имеют свою специфику, зависящую от окружающей действительности.

Динамика характеристик самоактуализации является важным показателем становления личности студента. В ряде случаев от характера этого становления может зависеть вся система отношений личности, ее предпочтения и ценности, которым она следует и которые регулируют ее поведение. Результаты исследования показали, что у первокурсников и пятикурсников уровень самоактуализации выше, чем на третьем курсе (таблица). Они касаются, прежде всего, компетентности во времени.

Показатели первокурсников и пятикурсников близки между собой и выше показателей студентов третьего курса: это свидетельствует, во-первых, о более высокой способности первокурсников и пятикурсников жить настоящим, переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной.

Именно такое психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкие показатели студентов третьего курса по данной шкале свидетельствуют о том, что они, возможно, невротически погружены в прошлое, которое, предположительно, связано с некоторыми переживаниями не оправдавшихся надежд, касающихся будущей и настоящей профессиональной деятельности.

Данные по шкале поддержки, которая измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, позволяют выявить ту же тенденцию: снижение показателей на третьем курсе и их повышение у выпускников. Это значит, что первокурсники и пятикурсники, имеющие высокий балл по этой шкале, относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями,

убеждениями, установками и принципами, что, однако, не подразумевает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в своем выборе, не подвержены внешнему влиянию. Низкий балл на третьем курсе свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта, внешнем ло-кусе контроля. Таким образом, у студентов к третьему курсу уровень самоактуализации снижается, а к пятому — повышается, что обусловлено кризисными явлениями, происходящими в это время (см. таблицу).

Весьма интересны данные соотношения показателей шкал, ориентированных на регистрацию отдельных аспектов самоактуализации у студентов: по ним можно проследить изменения самоактуализации. На первый взгляд, может показаться, что первокурсники в большей степени, чем студенты третьего и пятого курсов разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, однако это не так. По ряду шкал показатели первокурсников действительно выше, и это, скорее, говорит о том, что у них еще не дестабилизировалось представление о себе, системе ценностей и других характеристиках личности. В дальнейшем происходят достаточно очевидные изменения, приводящие к структурным преобразованиям самоактуализации. Видимо, на третьем курсе происходит перестройка систем ценностей, что накладывает свой отпечаток на характеристики самоактуализации. Показатели шкалы гибкости поведения говорят о гибкости пятикурсников в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Рассматривая показатели студентов первого курса, можно предположить, что представления о реализации ценностей в их поведении носят не практический, а скорее, теоретический характер, т. е. они реализуют не актуальные ценности, а те, которые у них были сформированы до поступления в вуз. Низкий уровень самоактуализированности у третьекурсников, возможно, свидетельствует о перестройке структуры ценностей и порядке их реализации для формирования своих способов оценки окружающей действительности, чтобы адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

В соответствии с показателями сензи-тивности и спонтанности можно определить,

Динамика самоактуализации студентов

Шкалы самоактуализации: Курс 1-критерий Стьюдента между группами

1 3 5 1-3 1-5 3-5

компетентности во времени 8,5 7,9 9 1 1,2 1,95

поддержки 44 37 46,6 2,63** -1,12 2,92**

ценностных ориентаций 13,1 9,9 11,5 2,74** 2,66** 1,95

гибкости поведения 9,8 7,7 12 2,92** -2,73** 2,9**

сензитивности к себе 5,8 6,5 7,3 -1,76 -2,87** 1,56

спонтанности 6,4 7,1 7,6 -1,29 -2,92* 0,89

самоуважения 10,6 8,3 10,5 2,71** 0,20 2,96**

самоприятия 9,3 8 10,4 2,64* -2,26* 2,98**

представлений о природе человека 5,7 6,8 5,6 -2,46* 0,01 -2,42*

синергии 4 4,1 4,4 0,635 0,21 0,41

принятия агрессии 7,7 7,8 8,4 -0,06 -1,75 1,52

контактности 8 7,4 9,6 0,63 -2,03** 2,2**

познавательных потребностей 5,1 6,2 5,6 -1,94* -1,36 -1,38

креативности 6,1 5,8 5,8 1,12 1 0,14

Примечание: уровень достоверности: * — р < 0,05; ** — р < 0,01.

что пятикурсники и третьекурсники отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. Они не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Первокурсники, наоборот, имея малый социальный опыт, по всей видимости, пытаются рассчитывать свои действия и боятся вести себя естественно и раскованно.

Показатели самоуважения и самоприятия диагностируют, что первокурсники в большей мере, чем студенты третьего и пятого курсов, ценят свои достоинства, положительные свойства характера и уважают себя за них. Возможно, это связано с тем, что они совершили первый ответственный поступок в своей жизни, поступив в вуз. Результаты по шкале самоприятия демонстрируют, что пятикурсники в большей степени, чем студенты младших курсов, видят себя такими, какие они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. По данным шкалам также обнаружено резкое снижение показателей к третьему курсу: это говорит о том, что наступившее разочарование затрудняет адекватное самовосприятие и, как следствие, препятствует полноценной самореализации личности. Из соотнесения показателей шкал представлений о природе человека и синергии следует то, что студенты, за исключением третьекурсников, способны к целостному восприятию мира и людей, неразрывности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное.

Показатели по шкалам агрессии и контактности свидетельствуют о том, что первокурсники и третьекурсники не способны пока принимать в полном объеме свое раздражение, гнев и агрессивность как естественные проявления человеческой природы. Объясняется это тем, что на младших курсах отношения развиваются больше в официальном, «протокольном» русле, по сравнению с пятым курсом. Пятикурсники, напротив, способны принять свои раздражение и гнев, что говорит об их умении быстро устанавливать глубокие и тесные эмоциально-насыщенные контакты с людьми. Результаты по шкалам познавательных потребностей и креативности сообщают о степени выраженности у студентов стремлений к приобретению знаний об окружающей действительности: они выразили среднюю заинтересованность в своем творческом развитии.

Таким образом, соотнесение показателей самоактуализации студентов разных курсов позволило сделать вывод о том, что уровень самоактуализации с момента поступления к середине обучения снижается по таким характеристикам, как компетентность во времени, поддержки, ценностных ориен-таций, гибкости поведения, самоуважения, самоприятия. Затем, к моменту окончания обучения, уровень самоактуализации по перечисленным шкалам поднимается.

Корреляционный анализ, проведенный по методу Пирсона, позволил выявить взаимосвязи между самоактуализацией и характеристиками представлений студентов о завис-

ти. Исходя из полученных данных, на первом курсе обнаружено 11 взаимосвязей между самоактуализацией и представлениями о зависти. Полученные данные позволили определить двуядерную структурную композицию корреляционной плеяды, в которой ядрами являются шкалы самоактуализации — компетентности во времени (Тс) (общее количество связей — 4) и поддержки (I) (общее количество — 3), причем они связаны между собой (г=0,341). Элементами двуядерной структурной композиции стали такие характеристики представлений: «ужасное качество» — Тс: г=0,379; I: г=0,304, «чувство ущербности» — Тс: г=0,272; I: г=0,212, «зависть неизбежна»

— Тс: г=0,225; I: г=0,271, «часть жизни» — Тс: г=0,233; I: г=0,241, «вся жизнь это зависть»

— Тс: г=0,232; I: г=0,229, «чувство беспомощности» — Тс: г=0,230; I: г=0,252, «по доброму завидовать нельзя» — Тс: г=0,232; I: г=0,257. Двуядерная иерархическая подструктура, полученная из структурной композиции, представлена однородными по своей сути характеристиками, оказывающими влияние друг на друга.

Очевидно, что у первокурсников такое взаимовлияние обеспечено тем, что формирующиеся образы событий социальных ситуаций соответствуют их адекватному и более полному выявлению, развитию своих личностных возможностей по принятию зависти и свидетельствует об определенной степени независимости их ценностей и форм поведения от воздействия извне.

При рассмотрении полученных данных у студентов третьего курса было обнаружено 12 взаимосвязей между самоактуализацией и характеристиками представлений о зависти. Проведенный анализ позволил выявить двуядерную структурную композицию. Первым ядром стали «ценностные ориентации» (I) (общее количество связей — 4). Второе характеризует представления о зависти как о «разрушительном свойстве» (общее количество связей — 5). Полученные ядра связаны между собой (г=-0,683), что говорит о том, что, несмотря на их разнородность, они могут в зависимости от ситуации оказывать друг на друга трансформирующее воздействие. Элементами структурной композиции, связанными с первым ядром, стали такие характеристики представлений о зависти: «не спутник добрых дел» (г=-0,253), «чувство дискомфорта» (г= 0,222), «зло» (г=0,234), «пагубная вестница людей» (г=-0,223). Второе ядро

корреляционной плеяды ориентировано на связи со шкалами самоактуализации: поддержки (г=-0,233), ценностных ориентаций (г=0,276), самоуважения (г=-0,254), представлений о природе человека (г=0,228), принятия агрессии (г=-0,243).

Фундамент структуры представлен в виде двух иерархических подструктур, которые составляют разнородные по своей сути характеристики, оказывающие взаимовлияние. Таким образом, разнородная взаимосвязанность ядер корреляционной плеяды выполняет функцию по выстраиванию социальных представлений о зависти в зависимости от уровня самоактуализированности личности.

Рассматривая уровни самоактуализации студентов первого и третьего курсов, мы обнаружили противоречивые тенденции в динамике самоактуализации, проявляющейся в росте одних и резком снижении других ее показателей. Однако динамика самоактуализации не повлияла на процесс изменений представлений о зависти студентов третьего года обучения.

У пятикурсников обнаружено 12 связей между самоактуализацией и характеристиками представлений о зависти. В ходе анализа полученных данных обнаружились две разнородные корреляционные плеяды: ядром первой стала характеристика представлений «помогает стать лучше». Элементами полученной структурной композиции стали такие шкалы самоактуализации, как «ценностные ориентации» (г=-0,235), «гибкость поведения» (г=-0,224), «представления о природе человека» (г=-0,247).

Ядром второй корреляционной плеяды стала шкала «познавательные потребности». Элементами данной плеяды стали такие характеристики представлений, как «плохая черта человека» (г=-0,227), «чувство радости за того, кому завидуешь» (г=-0,287), «понять, кто ты есть» (г=-0,256). Таким образом, выявленная иерархическая подструктура полученной структурной композиции состоит из разнородных по своей сути характеристик, не связанных между собой. По всей видимости, к пятому курсу происходит некоторое разграничение функций структурирования представлений о зависти, т. е. каждое полученное ядро здесь выполняет свою созидательную роль.

Взаимосвязи, полученные в двуядерной структурной композиции, говорят о том, что студенты способны к целостному восприятию окружающих их людей, единства проти-

воположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное. Полученные структурные элементы корреляционной плеяды со шкалами самоактуализации — «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «представления о природе человека», «контактность» — свидетельствуют о влиянии самоактуализации на развитие жизненных событий, связанных с характеристиками зависти. Исходя из характера представлений, мы видим, что большинство из них имеют амбивалентную направленность.

Таким образом, в системе взаимосвязей самоактуализации и социальных представлений о зависти наблюдается следующие тенденции: если на первом курсе негативные характеристики зависти сопровождаются достаточно высоким уровнем самоактуализи-рованности, то к третьему курсу наблюдается некоторое его снижение. По всей видимости,

негативные переживания, состояния, отношения, выразившиеся в характеристиках зависти, могут также рассматриваться как одна из множества причин данного снижения. На пятом курсе показатели самоактуализации повышаются, а представления о зависти приобретают амбивалентную направленность. Такая ситуация становится возможной в результате накопления индивидуумом определенного жизненного опыта и, как следствие, повышения уровня личностной зрелости, что позволяет в ходе внутриличностного анализа трансформировать негативные переживания, состояния, отношения в позитивные.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а.

Примечания

1 Психологический словарь / под общ. ред. П.С. Гуревича. М., 2007.

2 Алешина Ю.Е., ГозманЛ.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987. С. 91-114.

УДК 159.9

С.К. ЛЕТЯГИНА

Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове

E-mail: let71@mail.ru

О проблеме зависти в аспекте психологии семейных отношений

В статье анализируются особенности взаимосвязей завистливости личности с удовлетворенностью браком, мотивами вступления в брак, стилями любви, супружескими потребностями, семейными ценностями и ролевыми установками.

Ключевые слова: зависть, завистливость, предметы зависти, удовлетворенность браком, факторы удовлетворенности семейными отношениями.

S.K. LETYAGINA

To the Issue of Envy in the Aspect of Family Relationships' Psychology

Peculiarities of correlation of a person's jealousy with satisfaction from the marriage, reasons for getting married, styles of love, matrimonial needs, a family's values and role aims are considered in the article.

Key words: envy, jealousy, object of envy, satisfaction from marriage, factors of satisfaction with family relationships.

Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках. Возможно, именно страх перед чувством,

которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях1.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для

© С.К. Летягина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.