Научная статья на тему 'Dynamics of structure of socially-professional identity of cadets in the course of professional socialisation'

Dynamics of structure of socially-professional identity of cadets in the course of professional socialisation Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ / PROFESSIONAL IDENTITY / STRUCTURE OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитенко Павел Дмитриевич

В статье раскрываются содержательные компоненты структуры идентичности курсантов, а также дается анализ динамики социально-профессиональной идентичности в процессе профессиональной социализации курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Dynamics of structure of socially-professional identity of cadets in the course of professional socialisation»

П.Д. Никитенко. Динамика структуры социально-профессиональной идентичности курсантов

35

несмотря на то, что перед участниками ставилась общая задача - договориться между собой, прийти к обоюдоприемлемому решению возникшей проблемы. В процессе переработки поступающей информации (слов, действий партнера) ей приписывается лич-ностно значимый смысл. Возникает субъективно измененная модель коммуникативного взаимодействия.

Структура коммуникативной интеракции в конфронтационном диалоге определяется тем, что партнер стремится воздейс-

твовать, изменять поведение другого, объединяясь или разъединяясь с ним в полном соответствии с возможностью достижения своей цели. Возникают императивные и ма-нипулятивные стратегии психологического воздействия. Следует добавить также, что эмоции усиливают стереотипность поведенческих проявлений субъекта коммуникации, активизируя как общие, так и индивидуальные стереотипные формы поведения, что связано, в первую очередь, с индивидуальным опытом человека.

Примечания

1 См.: Молчанова Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие: Автореф. дис ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.

2 Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности // Методологические проблемы психологии. М., 1973.

3 АболинЛ.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.

УДК 316.6

П.Д. НИКИТЕНКО

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России, кафедра военной педагогики и психологии E-mail: 332318@mail.ru

Динамика структуры социально-профессиональной идентичности курсантов в процессе профессиональной социализации

В статье раскрываются содержательные компоненты структуры идентичности курсантов, а также дается анализ динамики социально-профессиональной идентичности в процессе профессиональной социализации курсантов. Ключевые слова: профессиональная идентичность, структура идентичности.

P.D. NIKITENKO

Dynamics of Structure of Socially-Professional Identity of Cadets in the Course of Professional Socialisation

In article substantial components of structure of identity of cadets reveal, and also the analysis of directly dynamics of socially-professional identity in the course of professional socialisation of cadets is given. Key words: professional identity, structure of identity.

Профессиональная идентичность является важнейшим элементом структуры процесса профессиональной социализации. Она предполагает не только отождествление с определенной группой профессионалов, но и в большей степени - с той референтной группой, которая избирается в качестве определенной модели, образа успешного профессионала. Кроме того, весьма важным обстоятельством профессиональной социализации являются то, что ее институцио-нальность неоднородна. Имеется многова-

риантность в соотношении норм, института профессии и «профессиональной» группы, которые лишь гипотетически могут совпадать.

Независимо от актуального желания индивида, он уже включен в соответствующие институциональные структуры, что в значительной степени определяет стихийное усвоение им социально-специфического профессионального опыта. В отличие от первичной социализации эти нормы не только формируются в процессе непосредственной транс-

© П.Д. Никитенко, 2009

36

Ученые записки. 2009. Т. 1. Сер. Психология. Педагогика. № 1 (5)

ляции их агентами социализации, но и активизируются в процессе непосредственного включения в деятельность, общения с представителями профессии1.

Период обучения в военном вузе характеризуется динамичными изменениями в нескольких направлениях, причем этот период имеет свое институциональное оформление, что позволяет определить курсантов как особую социально-возрастную группу. Особое внимание при исследовании завершающегося этапа юношества и начала ранней взрослости занимает развитие идентичности и ее механизмов взаимосвязей с характеристиками представлений о мире. Данные, полученные в результате изучения характеристик идентичности курсантов, позволили выявить три ее типа. Первый - базисный тип - в нем более выражены общечеловеческие, семейные и полоролевые идентификационные характеристики такие, как «личность», «человек», «мужчина», «характер», «курсант». Такой тип идентичности выполняет функцию структурирования Я-образа индивида. Второй тип представлен «социально-ситуационной идентичностью», здесь присутствуют такие идентификаторы, как «будущий офицер», «гражданин», «военнослужащий», «индивидуал». Третий тип - «ролевая идентичность» - это «военнослужащий», «курсант», «мужчина», «защитник». Представленные типы способствуют социализации в новых социальных условиях в различных социальных группах и участвуют в формировании структуры идентичности. В представленных типах заложены основные функции идентичности - ориентационная, структурная, целевая, которые в немалой степени определяют реальное поведение.

Рассмотрим динамику структуры идентичности курсантов военного вуза. Первый выделенный нами тип включает по преимуществу личностные и социальные характеристики идентичности, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного опыта в процессе социального взаимодействия. Какие-либо изменения идентичности обусловлены, прежде всего, окружающей действительностью. Несмотря на то, что первый тип является основным компонентом структуры идентичности курсанта, ее представленность на разных курсах различна. Так, на первом и пятом курсах такая характеристика идентичности, как «личность» более выражена, чем на третьем курсе. Однако третьекурсники, в свою очередь, показали более высокие результаты следующей

базисной характеристики идентичности -«человек». Следует также отметить, что у пятикурсников, в отличие от первого и третьего курсов отсутствует такая характеристика, как «мужчина». По всей видимости, к концу обучения старшекурсники вполне осознали свою половую идентичность и не акцентируют на ней своего внимания.

Необходимо отметить, что во время различных мероприятий, связанных с повседневной и служебной деятельностью курсантов, командиры или преподаватели оперируют характеристикой «мужчина» как одним из способов мотивирования для выполнения различных упражнений или действий, к примеру: «Подтянись двадцать раз и ты - Мужчина». Возможное подтверждение этому наблюдается и в показателях первого и третьего курсов. Остальные показатели базисной идентичности высоки на всех курсах, что говорит о значимой связи межличностного взаимодействия, общения и эмоционального компонента в формировании социальной идентичности курсантов. Таким образом, на пути становления идентичности курсанты отстаивают свое право на самостоятельность, самоценность, а к концу обучения формирование этого компонента, возможно, завершается.

Конечно, несмотря на имеющиеся различия в уровнях идентичности, на всех курсах сохраняется основная структура идентичности, где ключевыми являются общечеловеческие, половые и профессиональные характеристики. Однако по полученным результатам исследования категория «характер» наиболее выражена на первом (97,4%) и третьем курсах (77,2%), тогда как на пятом курсе (56,4%) достаточно резко снижается. Обращает внимание на себя такой факт, как отсутствие семейной идентичности («брат», «сестра»), которая часто встречается в исследованиях, касающихся гражданской молодежи. Семейная идентичность характеризуется комплексом намерений и взаимообязанностей2. Отсутствие такой идентичности, возможно, говорит о том, что в процессе обучения курсантам предоставляется очень мало времени для контактов со своей семьей, что несколько снижает ее значимость.

Второй тип социально-ситуационной идентичности определяется понятием роли как социальной функции индивида, связанной со своей профессией, принадлежностью к определенной системе социальных институтов. Обращает на себя внимание то, что значение такой категории идентичности как «будущий офицер» в течение профессиональной

Психология

Е.П. Кузьмина. Личностная зрелость как критерий оценки успешности

37

подготовки снижается, а затем усиливается и к пятому курсу достигает достаточно высокого уровня, что свидетельствует о появлении более или менее зрелой профессиональной идентификации. Так, если у первокурсников уровень данной идентичности достигает 90,9%, то на третьем он снижается до 68,1%, а к пятому курсу он достигает 75,5%. Снижение значения данной, основной для военного вуза категории, обусловлено, видимо, тем, что третьекурсники несколько разочарованы в выбранном «образце» идентификации. По всей видимости, разочарование выражается в потере субъективной значимости выбранного «образца» идентификации. Повышение значимости категории «будущий офицер» на пятом курсе обусловлено тем, что он является выпускным, а также - прохождением войсковой стажировки (практики), которая в немалой степени оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности. Поэтому осознание пятикурсниками того, что скоро они будут офицерами, вероятно, и объясняет рост значения данной категории. Кроме того, замечено, что в гражданских вузах происходят аналогичные процессы, хотя и в меньшей степени3.

Категория «курсант» является основной характеристикой ролевой идентичности. Овладение данной ролью обязывает индивида к выполнению установленных социальных

функций, предписаний и санкций. Данная категория, характеризующая учебную и служебную занятость респондентов, актуальна на всех представленных курсах. В то же время имеются некоторые отличия. Так, категория «курсант» наиболее выражена у третье- и пятикурсников. Возможно, у них преобладание данной категории объясняется сформи-рованностью оценочного компонента групповой принадлежности, заключающегося в знании о группе, ее нормах, правилах, ритуалах служебной и учебной деятельности. Очевидно, поступая на первый курс военного института, молодые люди небезосновательно причисляют себя к военным определенного уровня квалификации (офицер). Однако осознание необходимости достижения этой социальной роли посредством учебно-боевой деятельности возникает не сразу, и лишь впоследствии они в большей степени идентифицируются с категорией «курсант».

Таким образом, анализ идентификации курсантов военного вуза позволил выявить следующие характерные особенности: динамика идентичности связана непосредственно с этапами профессиональной социализации; сам процесс формирования профессиональной идентичности курсантов характеризуется многовариантностью; изменение идентичности обуславливается изменениями в социальном окружении личности.

Примечания

1 См.: Шамионов Р.М., Голованова А.А., Соболева Н.С. Профессиональная идентичность на разных этапах профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности / Под ред. P.M. Шамионова. Саратов,

2006. Вып 4. С. 187-193.

2

См.: Соболева Н.С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.

УДК 159.923:316.6

Е.П. КУЗЬМИНА

Смоленский гуманитарный университет, кафедра общей и социальной психологии E-mail: kuzmina@pochta.ru

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот

В статье рассматривается проблема личностной зрелости в контексте социализации детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж». Показаны особенности сформированности таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость и ориентация во времени.

Ключевые слова: социализация, личностная зрелость, компоненты личностной зрелости: самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость, ориентация во времени.

© Е.П. Кузьмина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.