Научная статья на тему 'Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности'

Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

В современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессионального выбора личности, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению. Изучая предпосылки профессионального самоопределения личности, можно выявить теоретический и эмпирический опыт, обобщающий знания о феномене профессионального самоопределения личности и процессах его сопровождения. Процессы педагогического сопровождения профессионального самоопределения являются одной из актуальнейших задач современных образовательных организаций, осуществляющийся во взаимодействии личности и субъектов общего и профессионального образования. Цель исследования на основе анализа процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности выявить содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических и практических предпосылок, понятий, феноменов и педагогических процессов, синтез содержания взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Выявлена специфика процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, необходимость систематизации содержания взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Уточнены цели, результаты и содержание профессионального самоопределения личности на этапе развития готовности к выбору направления профессионального образования. Выявлено содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации на административном, профессионально-педагогическом и учебно-педагогическом уровнях. Содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации может быть использовано как основание для проектирования управленческой, профессионально-педагогической деятельности партнеров, а также разработки сценариев учебно-педагогического взаимодействия, в рамках вышеуказанной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF INTERACTION OF SUBJECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITIES

In modern society the contradiction between personal needs and social demands is beco-ming more and more distinct, which leads to the difficulties in choosing the profession. To solve the problem the scientific understanding of the processes that contribute to the solution is needed. Studying the prerequisites of professional self-identity, it is possible to define theoretical and empirical experience generalizing the knowledge about professional self-identity concept and the processes of its support. The processes of pedagogical support of professional self-identification are the most urgent problems of modern educational institutions. Using the analysis of the pro-cess of pedagogical support of professional self-identification to define the content of general and professional education subject interaction. To achieve this goal the methods of analysis of the theoretical and practical assumptions, concepts, phenomena and pedagogical processes have been used along with the synthesis of the content of general and professional education subject interaction. The specifics of the process of pedagogical support of professional self-identification have been defined as well as the necessity to systematize the content of general and professional education subject interaction. The objectives, outcomes and content of professional self-identification while choosing the direction of professional activity were clarified. The content of general and professional education subject interaction on issues of guidance at administrative, pedagogical and educational levels was described. The content of general and professional education subject interaction can be used as the basis for the design of managerial, pedagogical activities as well as for the educational process design in terms of the professional self-identification.

Текст научной работы на тему «Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности»

УДК 37.048.45 ББК Ч420.053.6

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.С. Буров

В современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессионального выбора личности, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению. Изучая предпосылки профессионального самоопределения личности, можно выявить теоретический и эмпирический опыт, обобщающий знания о феномене профессионального самоопределения личности и процессах его сопровождения. Процессы педагогического сопровождения профессионального самоопределения являются одной из актуальнейших задач современных образовательных организаций, осуществляющийся во взаимодействии личности и субъектов общего и профессионального образования. Цель исследования - на основе анализа процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности выявить содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических и практических предпосылок, понятий, феноменов и педагогических процессов, синтез содержания взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Выявлена специфика процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, необходимость систематизации содержания взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации. Уточнены цели, результаты и содержание профессионального самоопределения личности на этапе развития готовности к выбору направления профессионального образования. Выявлено содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации на административном, профессионально-педагогическом и учебно-педагогическом уровнях. Содержание взаимодействия субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации может быть использовано как основание для проектирования управленческой, профессионально-педагогической деятельности партнеров, а также разработки сценариев учебно-педагогического взаимодействия, в рамках вышеуказанной деятельности.

Ключевые слова: готовность к выбору направления профессионального образования, взаимодействие субъектов общего и профессионального образования по вопросам профориентации, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность образовательных организаций.

Изучение феномена профессионального самоопределения личности показывает, что оно рассматривается как элемент личностного самоопределения в процессе социализации, т. е. является социальным феноменом [4, 5, 8, 13]. В последнее время в публикациях отмечаются негативные тенденции, приводящие к некорректному выбору профессии: влияние родителей и семьи в целом, влияние сверстников, влияние общественного сознания в целом, проблема подмены выбора профессии выбором социального статуса и т. д. [1, 7, 1315, 17]. Личность приходит к осознанию необходимости изменить профессию не только

на этапе профессионального становления (что обусловливается естественным процессом развития личности), но и на этапах профессиональной адаптации или получения профессионального образования. Все это приводит к появлению противоречий между личностными предпочтениями и социальными запросами и, в конечном итоге, к появлению социально-значимых проблем, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению.

Изучая предпосылки профессионального

самоопределения личности, отметим, что накоплен значительный теоретический и эмпирический опыт, обобщающий знания об этом феномене. Ученые отмечают, что профессиональное самоопределение - это отношение личности к профессиональной деятельности, которое реализуется в процессе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей в определенной профессиональной группе [4, 5, 8, 13]. Надо сказать, что в современности это отношение изменяется на протяжении всей жизни человека. Современное, динамично развивающееся общество, предлагая личности определенные свободы в выборе направления профессиональной деятельности, обеспечения права на получение профессионального образования и возможности повышения квалификации и переподготовки, вместе с тем предъявляет к ней требования проявлять умения самостоятельно выстраивать свои отношения с профессией, гибко планировать индивидуальную траекторию развития в профессиональной деятельности, определять направления и способы образования [5, 17].

Говоря о феномене профессионального самоопределения личности, можно утверждать, что на протяжении всей жизни личность решает вопросы, связанные с выбором или сменой вида профессиональной деятельности, реализацией профессиональной карьеры, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, соблюдением баланса личных и общественных интересов и т. д. [1, 6, 7, 10]. Следовательно, на каждом жизненном отрезке профессиональное самоопределение будет иметь разные задачи для конкретной личности. Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов и выбору направления профессиональной деятельности и соответствующего уровня образования.

Особенно важным в этом плане является развитие готовности к выбору направления профессионального образования, что является начальным этапом профессионального самоопределения. На этом этапе важно развить самостоятельность суждений о выбираемой профессии, возможность адекватно соотносить личные энергоресурсы с уровнем притязаний.

При этом личность должна иметь представление о широком спектре профессиональ-

ных представлений, иметь положительный ценностный «образ профессиональной деятельности»: сведения о сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий; связь профессий с изучаемыми предметами и технологиями; востребованность профессий на рынке труда; особенности регионального рынка труда. Получить и проанализировать сведения о профессиональной направленности общего и профессионального образования: представление о профиле общего образования и связи преподаваемых предметов со сферой профессиональной деятельности; перечень курсов по выбору, сетевых программ, возможностей и направлений дополнительного образования; технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории; общее представление о связи профессии и профессионального образования; представление об уровнях образования и их связи с получаемой профессией; перечень направлений подготовки и профессий, которые можно освоить в рамках профессионального образования в университете и учреждениях среднего профессионального образования; сведения о процедурах смены ступеней образования. Иметь представления о человеке как субъекте профессиональной деятельности, учитывать целый ряд характеристик личностного энергоресурса, способствующих индивидуальному выбору профессии и подготовке к ней: ценностные ориентиры профессий, индивидуальный уровень здоровья для конкретной профессиональной сферы; индивидуальный уровень образованности для конкурентного направления подготовки; психологические и личные качества, необходимые для конкретной профессии [3, 5, 7, 13, 15-17].

В результате личность приобретает ценностное отношение к какой-либо сфере профессиональной деятельности, готовности к выбору профессии, т. е. готова определиться с выбором направления профессионального образования, в компетентностном плане эти результаты можно охарактеризовать следующим образом: обучающийся свободно ориентируется в мире профессий; понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и сохранения природы; понимает содержание профессиональной деятельности выбранной сферы профессий; демонстрирует интерес к выбранной сфере профессиональной деятельности; подготовлен к осознанному выбору профессии в соответствии с личными

интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; способен к построению индивидуальной образовательной траектории [5, 14, 16, 17].

Таким образом, определим выбор направления профессионального образования как результат и как цель личности в процессе профессионального самоопределения, по которым можно судить о ее результативности на начальном этапе профессионального самоопределения: осознанный выбор сферы профессий, направления профессионального образования в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями; построение индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбором сферы профессий; развитость личных ресурсов, соответствующих выбранному направлению профессионального образования.

Совершенно очевидно, что такая деятельность требует педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности, в первую очередь, в условиях образовательных организаций, которое осуществляется во взаимодействии личности и субъектов общего и профессионального образования. Можно утверждать, что образовательные организации играют важнейшую роль, формируя отношение к профессиональной деятельности, нивелируя негативные влияния социума, выполняя определенный социальный заказ на профориентационную деятельность со стороны органов управления образованием, учреждений высшего профессионального образования, бизнеса, администрации школ, самих учащихся и их родителей. Решая эти задачи, образовательные организации ведут целенаправленную деятельность, осуществляя профессиональную ориентацию, подготовку к выбору направления профессионального образования и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории [3, 5, 7, 9, 14, 16-18]. То есть педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности является функцией образовательных организаций, целью которой будет являться содействие развитию готовности к выбору профессии.

Среди характерных особенностей современного образования можно выделить все большую дифференциацию его форм и направлений и вместе с тем стремление к преемственности уровней, к организации взаимодействия различных видов образовательных организаций в решении социальных проблем.

В частности, проблема содействия профессиональному самоопределению мыслится как непрерывный процесс, что прослеживается в нормативных документах, характеризующих систему образования Российской Федерации. Таким образом, с точки зрения педагогической науки взаимодействие субъектов общего и профессионального образования будет базироваться на принципах непрерывности, преемственности, системности, что будет прослеживаться в содержании и организации профориентационной деятельности в конкретных образовательных организациях [5, 6, 10-12, 15].

Если анализировать содержание проф-ориентационной деятельности, можно заметить, что весь спектр информации и процедур не может быть реализован в одной образовательной программе. Так, сведения о профессиях должны включать не только информацию о возможных сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий, но и понятие о связи профессий с изучаемыми предметами и технологиями, данные о востребованности профессий на рынке труда, особенностях регионального рынка труда, общее представление о связи профессии и профессионального образования, перечень профессий, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования и т. д. Сведения о личных ресурсах также не ограничиваются осведомленностью об уровне образованности и типе характера, они должны включать осведомленность о необходимом уровне здоровья, психологических и личных качествах способствующих освоению той или иной профессии; о результатах профориента-ционных тестов; о необходимости освоения специфических предпрофессиональных компетенций для успешного прохождения конкурсного отбора в образовательные организации. [3, 7, 8, 13, 18].

Взаимодействие субъектов образования, на наш взгляд, - это явление, которое характеризует социальные связи, продуктивно проявляющие себя в сотрудничестве между субъектами образования, опирающемся на единство целей в решении актуальных проблем, внутренние и интегрированные ресурсы этих субъектов; сопровождающиеся передачей информации, возникновением и развитием взаимосвязанных устойчивых структур и систем [2, 11, 12].

Говоря об уровнях взаимодействия, мы выходим на уточнение видов взаимодействия

между различными группами субъектов образования. На учебно-педагогическом уровне взаимодействуют образующаяся личность (учащийся, студент, курсант, слушатель) и педагог. На профессионально-педагогическом уровне между собой взаимодействуют педагоги и научное сообщество, решая научно-методические задачи. На управленческом уровне взаимодействие происходит с администрацией образовательных учреждений. При этом под взаимодействующими субъектами следует понимать не только личность участника образовательного процесса (учащегося, педагога, менеджера), но и образовательные организации [11].

Таким образом, под взаимодействием образовательных организаций в сфере профориентации мы будем понимать социальные связи, продуктивно проявляющие себя в направленности их сотрудничества на решение проблемы профессионального самоопределения учащихся. Признаками такого взаимодействия могут служить наличие единых целей и задач в области профориентации, интеграцию их ресурсов в содержании, формах и методах профориентационной деятельности, информационный характер взаимодействий, создание организационных структур, курирующих профориентационную деятельность [2].

При этом при определении содержания взаимодействия субъектов следует ориентировать на три уровня взаимодействия: административный; профессионально-педагогический; учебно-педагогический.

На административном уровне ставится цель организации, стимулирования, контроля взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования. На этом уровне решаются следующие задачи: структурирование управления; создание общественных органов, курирующих профориентацию, планирование и реализацию сетевых проектов; координация деятельности; разработка управленческих решений. Устойчивой структурой, совместным субъектом, курирующим деятельность, может служить координационный совет по профориентации [12].

В его компетенцию может входить постановка задач профессиональной ориентации; подготовка предложений по новым направлениям подготовки специалистов, разработка мероприятий по развитию профориентацион-ной работы, реализация плана мероприятий, способствующих повышению престижа про-

фессий; разработка конкретных проектов, направленных на развитие профориентационной работы; подготовка рекомендаций по организации взаимодействия образовательных организаций, органов управления образованием, представителей промышленности и бизнеса; подготовка предложений по созданию информационной системы координации деятельности в сфере профориентации; подготовка предложений по обеспечению ресурсами направлений развития профориентационной работы; обмен данными о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы; проведение научно-практических конференций; осуществление контроля исполнения требований приказов.

Субъектами управления выступают: администрация, ученый и научно-методический советы, факультеты, кафедры образовательных организаций. В их компетенции входит распределение компетенций, разработка нормативно-правовой базы, разработка концепции содержания профессионально-педагогического взаимодействия и уточнение ее в виде программ и планов деятельности на уровне образовательной организации; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; разработка мер стимулирования педагогов образовательного учреждения; разработка мер информационно-коммуникативного характера; инициирование инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям; организация экспериментальной работы по апробации инноваций, координации общего методического замысла образовательного процесса; контроль качества образования по обобщенным критериям и др.

Формы взаимодействия субъектов административного уровня: проведение заседаний координационного совета, осуществление инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; постановка задач профессиональной ориентации; обмен информацией (данные о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы); создание и наполнение сайтов, обеспечение обратной связи.

На профессионально-педагогическом уровне субъектами взаимодействия выступают только педагогические работники, которые взаимодействуют на основе принятых управленческих решений. Целью взаимодействия является повышение квалификации и разработка методических средств обеспечения взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования [12].

Формы взаимодействия на профессионально-педагогическом уровне: методическая работа, научная работа, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогов, научные мероприятия (конференции, семинары, симпозиумы и т. д.), проводимые учреждением; программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение на совместной основе. При этом организационно-методическая составляющая работы связывается с созданием педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям. Учебно-методическая составляющая подразумевает оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства и повышении квалификации. Научно-методическая составляющая включает организацию экспериментальной работы по апробации инноваций, проведение научно-практических конференций, оказание помощи администрации образовательного учреждения в работе по мониторингу введения образовательных стандартов в практику работы учреждения образования. Контрольно-диагностическая составляющая включает осуществление контроля исполнения требований приказов, координацию общего методического замысла образовательного процесса.

На учебно-педагогическом уровне взаимодействуют педагоги и учащиеся. Целью такого взаимодействия будет реализация подготовки к выбору направления профессионального образования [11].

Формы взаимодействия: организация образовательного процесса, самостоятельная работа, психологическая диагностика, плановая работа в области профориентации; производственная практика, участие в профориен-тационной работе, дни открытых дверей, выставки, олимпиады и т. д.

Содержание учебно-педагогического взаимодействия в образовательном учреждении общего образования: совместная деятель-

ность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации; формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений и т. д.

Итак, мы выяснили, что проблемы профессионального выбора требуют научного осмысления феномена профессионального самоопределения личности и процессов его сопровождения. Профессиональное самоопределение следует рассматривать как процесс поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов, и выбору направления профессиональной деятельности и соответствующего уровня образования. Личность в процессе профессионального самоопределения проходит несколько этапов, первым из которых является развитие готовности к выбору направления профессионального образования, результатом которого будет осознанный, личностно значимый выбор направления профессионального образования. Для этого личность овладевает целым комплексом знаний и компетенций. Совершенно очевидно, что этот процесс осуществляется во взаимодействии личности и субъектов общего и профессионального образования. Организация процессов педагогического сопровождения профессионального самоопределения является одной из задач современных образовательных организаций. При этом следует выделить три уровня такого взаимодействия (административный, профессионально-педагогический, учебно-педагогический) и уточнить их содержание.

Литература

1. Акатов, Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россин-ская // Ученые записки. Электрон. науч. журнал Курск. гос. ун-та. - 2014. - № 2 (30). -С. 182-190.

2. Буров, К. С. О понятии «Взаимодействие субъектов образования» / К. С. Буров // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XVМеждунар. науч.-практ. конф., 26-27 дек. 2013 г. - М. : Спецкнига, 2013. - С. 35-36.

3. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е.В. Воронина // Концепт. - 2013. - №04 (апр.). - http://e-koncept.ru/2013/13081.htm.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2007. - 240 с.

5. Зуева, Ф.А. Концептуальные позиции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в аспекте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Ф.А. Зуева // Сибир. пед. журнал. - 2011. - № 12. -С. 299-308.

6. Котлярова, И.О. Гуманно ориентированное непрерывное образование / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - Вып. 6. - № 38 (171). - С. 7-11.

7. Леонов, С.Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков / С.Д. Леонов // Сборник научных трудов Б'огШ. - 2010. - Т. 21, № 1. - С. 28-37.

8. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. - М. : ВАКО, 2005. - 288 с.

9. Сардушкина, Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы / Ю.А. Сардушкина // Вестник Самар. муницип. ин-та управления. - 2013. - № 2 (25). -С. 165-173.

10. Сериков, Г.Н. О непрерывности образования человека в современной действительности /Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - № 15 (55). -С. 16-22.

11. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.

12. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов педагогических специальностей. Ч. 1: Явление и понятие /Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ«Уральская академия», 2007. -280 с.

13. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи / С.Н. Чистякова, А.Н. Ходусов, Т.А. Антопольская, С.В. Сары-чев // Ученые записки. Электрон. науч. журнал Курск. гос. ун-та. - 2014. - № 3 (31). -С. 151-159.

14. Старик, И.Н. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения молодежи / И.Н. Старик // Современные исслед. соц. проблем. - 2014. -№ 2 (18). - С. 22-26.

15. Ходусов, А.Н. Прогнозирование стратегии развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства / А.Н. Ходусов // Ученые записки. Электрон. науч. журнал Курск. гос. ун-та. - 2014. - № 3 (31). -С. 160-163.

16. Чистякова, С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассника / С.Н. Чистякова. - М.: Новая шк., 2004. - 112 с.

17. Чистякова, С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.

18. Шамсутдинова, И. Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова // Педагогика. - 2008. -№ 10. - С. 62-70.

Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ко8_еЬе1@ mai1.ru.

Поступила в редакцию 29 сентября 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2014, vol. 6, no. 4, pp. 33-40

CONTENT OF INTERACTION OF SUBJECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITIES

K.S. Burov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, kos_chel@mail.ru

In modern society the contradiction between personal needs and social demands is becoming more and more distinct, which leads to the difficulties in choosing the profession. To solve the problem the scientific understanding of the processes that contribute to the solution is needed. Studying the prerequisites of professional self-identity, it is possible to define theoretical and empirical experience generalizing the knowledge about professional self-identity concept and the processes of its support. The processes of pedagogical support of professional self-identification are the most urgent problems of modern educational institutions. Using the analysis of the process of pedagogical support of professional self-identification to define the content of general and professional education subject interaction. To achieve this goal the methods of analysis of the theoretical and practical assumptions, concepts, phenomena and pedagogical processes have been used along with the synthesis of the content of general and professional education subject interaction. The specifics of the process of pedagogical support of professional self-identification have been defined as well as the necessity to systematize the content of general and professional education subject interaction. The objectives, outcomes and content of professional self-identification while choosing the direction of professional activity were clarified. The content of general and professional education subject interaction on issues of guidance at administrative, pedagogical and educational levels was described. The content of general and professional education subject interaction can be used as the basis for the design of managerial, pedagogical activities as well as for the educational process design in terms of the professional self-identification.

Keywords: ability to choose the direction of professional education, the interaction of general and professional education subjects in the sphere of professional orientation, professional self-identification, professional orientation activity of educational organizations.

References

1. Akatov L.I. [Leading Factors and Conditions of Positive Personal Determination by Modern High School]. Scientific Notes. Electronic Scientic Journal of the Kursk State University, 2014, no. 2 (30), pp. 182-190. (in Russ.)

2. Burov K.S. [The Notion of Interaction of the Subjects of Education]. Teoreticheskie i me-todologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 26-27 dekabrya 2013 goda [Theoretical and Methodological Problems of Modern Education: Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference on 26-27 December 2013]. Moscow, Speckniga Publ., 2013, pp. 35-36. (in Russ.)

3. Voronina E.V. [Pedagogical Support Forming of Readiness for Professional Self-Determination of Pupils]. Koncept, 2013, no. 4. (in Russ.)

4. Zeer E.F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 240 p.

5. Zueva F.A. [Conceptual Positions of the Pedagogical Assistance to Development of Professionally Important Personal Resources of High School Students in the Aspect of Implementation of Federal State Educational Standards of General Education]. Siberian Pedagogical Magazine, 2011, no. 12, pp. 299-308. (in Russ.)

6. Kotlyarova I.O., Serikov G.N. [Humane Oriented Continuing Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, vol. 6, no. 38 (171), 2009, pp. 7-11. (in Russ.)

7. Leonov S.D. [Comparative Analysis of Modern Programmes of Vocational Guidance and Professional Self for Teens]. Sbornik nauchnykh trudov SWorld [Proceedings of the SWorld], 2010, vol. 21, no. 1, pp. 28-37. (in Russ.)

8. Pryazhnikov N.S. Proforientatsiya v shkole: igry, uprazhneniya, oprosniki (8-11 klassy) [Vocational Guidance in the School: Games, Exercises, Questionnaires (8-11 grades)]. Moscow, VAKO Publ., 2005. 288 p.

9. Sardushkina Yu.A. [The Interaction between School and University as a Means of Increasing the Effectiveness of Career Guidance]. Vestnik of Samara Municipal Institute of Management, 2013, no. 2, pp. 165-173. (in Russ.)

10. Serikov G.N. [About the Continuity of Education in Today's Reality]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Health Care. Physical Culture, 2005, no. 15 (55), pp. 16-22. (in Russ.)

11. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Human Development]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

12. Serikov G.N. Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Chast' 1: yavlenie i ponyatiya [The Management of Educational Institution. Part 1: The Phenomenon and Concepts]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2007. 280 p.

13. Starik I.N. [Value Orientation as a Factor of Professional Self-Identification of Youth]. Modern Research of Social Problems, 2014, no. 2 (18), pp. 22-26. (in Russ.)

14. Khodusov A.N. [Forecasting Strategy for the Development of Professional Orientation of Students in the Conditions of the Network of Social Partnership]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes. Electronic Scientic Journal of the Kursk State University], 2014. no. 3 (31), pp. 160-163. (in Russ.)

15. Chistyakova S.N., Khodusov A.N., Antopol'skaya T.A., Sarychev S.V. [Modern Problems and Prospects of Development of Professional Orientation of Students]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes. Electronic Scientic Journal of the Kursk State University], 2014. no. 3 (31), pp. 151-159. (in Russ.)

16. Chistyakova S.N. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnika [Pedagogical Support of Professional Self-Identification of High School]. Moscow, Novaya Shkola Publ., 2004. 112 p.

17. Chistyakova S.N. [New Approaches to the Formation of Professional Self-Identification of Students in Continuous Education]. School and Manufacturing, 2013, no. 1, pp. 9-12. (in Russ.)

18. Shamsutdinova I.G. [Psychological and Pedagogical Support of Professional Self-Identification of Students]. Pedagogy, 2008, no. 10, pp. 62-70. (in Russ.)

Received 29 September 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.