Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как научное понятие'

Профессиональное самоопределение как научное понятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10444
1467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CONCEPT / SELF-AWARENESS / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессионального выбора личности, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению. Изучая историю взглядов на феномен профессионального самоопределения личности, можно выявить существенные предпосылки для определения понятия профессионального самоопределения студента. Мы ставили целью данного исследования, руководствуясь логикой определения научных понятий, опираясь на историю развития понятия в науке, отражающую его генезис, определить существенные для педагогики признаки, содержание и объем понятия профессионального самоопределения студента. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа исторической ретроспективы и сравнения взглядов на понятие профессионального самоопределения личности, синтеза элементов для уточнения содержания понятия. В результате выявлены существенные признаки понятия профессионального самоопределения студента. Содержание понятия может быть использовано как основание для проектирования педагогических средств учебно-педагогического взаимодействия в рамках научно-образовательного процесса в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A SCIENTIFIC CONCEPT

In the modern society, the contradiction between personal preferences and social demands is manifested, that leads to the emergence of socially significant problems of professional self-determination of personality. Solving these problems requires not only bringing the attention of society and the state to them, but also scientific understanding of the processes that contribute to their resolution. On studying the historical views on the phenomenon of professional self-determination, it is possible to identify the essential prerequisites for determining the concept of professional self-determination of a student. Our goal was to determine the characteristics, content and scope of the concept of professional self-determination of a student that are essential for pedagogy. To achieve this goal the following methods were used: the analysis of the historical development of the concept, the comparison of different views on the concept of professional self-determination. As a result, we revealed the significant properties of the concept of professional self-determination of a student. The content of the concept can be used as a basis for designing pedagogical means of educational and pedagogical interaction within the framework of the scientific and educational process at the university.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как научное понятие»

УДК 378.04 + 37.047 ББК Ч448.043

DOI: 10.14529^170407

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ

К.С. Буров

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессионального выбора личности, решение которых требует не только привлечения к ним внимания общества и государства, но и научного осмысления процессов, способствующих их разрешению. Изучая историю взглядов на феномен профессионального самоопределения личности, можно выявить существенные предпосылки для определения понятия профессионального самоопределения студента. Мы ставили целью данного исследования, руководствуясь логикой определения научных понятий, опираясь на историю развития понятия в науке, отражающую его генезис, определить существенные для педагогики признаки, содержание и объем понятия профессионального самоопределения студента. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа исторической ретроспективы и сравнения взглядов на понятие профессионального самоопределения личности, синтеза элементов для уточнения содержания понятия. В результате выявлены существенные признаки понятия профессионального самоопределения студента. Содержание понятия может быть использовано как основание для проектирования педагогических средств учебно-педагогического взаимодействия в рамках научно-образовательного процесса в университете.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, научное понятие, самосознание, самооценка.

Постановка задачи. В современном социуме существует противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что проявилось, в частности, в обострении проблемы неадекватного профессионального самоопределения личности уже на этапе выбора траектории профессионального образования. Молодой специалист, осуществивший данный выбор под влиянием внешних факторов (авторитета, родителей, друзей, представлений о престижности и материальной обеспеченности профессией и т. п.) часто в процессе обучения проявляет недостаток интереса к процессу обучения и, как следствие, низкий уровень обученности; испытывает неудовлетворенность профессиональной деятельностью или вообще не находит себя на рынке труда по освоенной профессии, что приводит в итоге к необходимости переобучения, получения дополнительной квалификации [31, 46, 48]. Такие факты свидетельствуют о том, что важность профессионального самоопределения недостаточно осознается личностью на этапах выбора и в процессе профессионального обучения [7]. Рассмотрение данной проблемы требует не только при-

влечения к ней внимания общества и государства, но и научного осмысления явлений и процессов, способствующих решению данной проблемы педагогическими средствами.

Профессиональное самоопределение является значимым явлением, поскольку связано с социально-экономическими показателями существования гражданского общества, и в то же время выступает как многоаспектное научное понятие в структуре научного философского, социологического, психологического и педагогического знания и рассматривается как значимая единица, элемент соответствующих научных теорий и концепций.

В философии науки есть представление о том, что у предметов и явлений имеются существенные признаки или сущность, как основа всех признаков. Но эта основа не абсолютна, так как невозможно охватить все эти признаки по причине ограниченности наших знаний о предмете или явлении. Таким образом, научное понятие представляет собой выраженную в языке интеллектуальную модель объективно существующего явления, отражающую совокупность существенных и конкретных признаков, значимых для конкретной

науки в определенный исторический период. Все это позволяет говорить о возможности приращения научного знания в плане уточнения содержания и объема научных понятий [10]. Согласно логической теории образования понятия для того, чтобы выделить класс предметов по какой-то совокупности признаков, необходимо воспользоваться таким комплексом методов как анализ, синтез, сравнение и обобщение. В процессе выполнения данных операций открывается еще одно важное свойство понятия - наличие генезиса [42]. Руководствуясь логикой определения научных понятий в плане применения научных методов, учитывая наличие у понятия существенных признаков, содержания и объема, опираясь на историю развития понятия в науке, отражающего его генезис, обратимся к характеристике профессионального самоопределения студента.

Изучая предпосылки отражения понятия профессионального самоопределения личности в науке, можно сказать, что оно, как и любое емкое научное понятие, являлось предметом изучения не одной науки. Следовательно, стоит говорить о развитии представлений о профессиональном самоопределении. Можно выделить два крупных периода развития знаний о понятии: донаучный и научный, по основанию отражения феномена в описательном и терминологическом планах. В свою очередь, эти периоды можно разделить на этапы по основанию приоритетного объекта и методологии его рассмотрения.

Периоды изучения профессионального самоопределения. В первую очередь необходимо выделить донаучный период осмысления профессионального самоопределения. На первом этапе, с древних времен до конца XIX в., представления о профессиональном самоопределении в массовом и научном сознании ограничивались представлениями о значимости труда в целом, что обусловлено тем фактором, что труд служил средством удовлетворения первичных потребностей [13, 27]. Это отражено в устном народном творчестве и религиозных доктринах, в виде пословиц и сентенций, объединенных единым смыслом: «Кто не работает, тот не ест». Однако уже в это время существовавшая необходимость подготовки к определенным видам деятельности (например, военной, религиозной, управленческой, ремесленной) заставила задуматься о склонностях человека, выби-

рающего данный вид деятельности, однако и здесь господствовал директивный принцип, обусловленный скорее необходимостью, чем свободой выбора.

На втором этапе, с конца XIX до второй половины XX в., в науке рассматривались отдельные элементы феномена профессионального самоопределения. В начале XX в. понимание наличия явления, приводящего человека к осознанию значимости не только труда вообще, но и конкретного вида трудовой деятельности, привело к появлению такого научного направления, как психология труда. В рамках психологических теорий и эмпирической практики были исследованы такие категории, как самоактуализация (А. Маслоу), самоидентификация (Ф. Парсонс, А. Роу), профессиональное развитие (А. Гинзберг, Д. Сьюпер, Дж. Холланд) и т. д.

В работах американских ученых начала XX в. роль личности в выборе профессии была признана решающей. Например, А. Маслоу дает определение самоактуализации через увлеченность значимой работой, которая проявляется в стремлении совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле и ставит эту увлеченность на вершину пирамиды потребностей [28]. В свою очередь, Ф. Парсонс утверждал, что профессиональный выбор является сознательным актом определения соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии, определяющим успешность и удовлетворенность профессией. Д. Сьюпер отмечал, что человек, выходящий на рынок труда или выбирающий вид профессиональной подготовки, пытается реализовать «Я-концепцию». Дж. Холланд выделял доминанты, которые могут определить профессиональный выбор личности. А. Гинзберг обращал внимание на тот факт, что выбор профессии является развивающимся процессом [31]. Таким образом, в данный период в зарубежной психологии фактически исследовался феномен профессионального самоопределения как внутриличностного развивающегося процесса, однако он так и не был отражен целостно в виде самостоятельного научного понятия, исследовались лишь отдельные его механизмы и составляющие.

В ходе естественного исторического развития процесс труда эволюционировал из личностно-значимой в общественно-значимую категорию. С заменой натурального вознаграждения труда эквивалентными средст-

вами и отчуждением труда от непосредственных личных потребностей вопрос субъективной значимости труда рассматривался в рамках социально-философского направления. Мысли о роли труда в деятельности человека и об отношении человека к этому труду привели философов и социологов к догадке о наличии внутренних процессов, делающих труд необходимым условием существования и развития человека и, следовательно, ориентирующим человека на поиск смысла конкретного труда. Эти идеи звучали в трудах философов и социологов XIX в. (Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса и др.). Э. Дюркгейм первым констатировал факт существования профессиональных групп вследствие общественного разделения труда и поставил проблему профессионального выбора на основе баланса личностных и общественных интересов [13]. К. Маркс писал о труде не только как о необходимом условии жизни человека, но и о созидательном смысле труда в формировании человека как члена общества [27]. М. Ве-бер отмечал, что одна из ключевых черт человека - это рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания [8]. Однако социологи, обращаясь к характеристике труда как общественной деятельности, не раскрывали психологические основы, побуждающие человека выбирать тот или иной труд, не характеризовали внутренних процессов, ориентирующих человека на значимость труда.

Тем не менее идеи социологов и психологов получили развитие в отечественной педагогике. Еще в XIX в. К.Д. Ушинский, развивая идеи социологов, посвятил отдельную работу характеристике воспитательного значения труда для психического развития обучающегося [44]. В.И. Ленин в ряде работ последовательно проводил мысль об интеграции образования и производительного труда, как существенной составляющей деятельности обучающихся, имея в виду значение труда для развития человека как члена общества, человека с новым типом нравственности, в которой труд на благо общества может определять личностные установки и активное поведение индивида [27]. Эти идеи широко внедрялись в образовательную практику советской системы образования. Кроме того, многие условия, в том числе дефицит квалифицированных кадров, курс на индустриализацию сориентировали систему образования на политехниче-

ское трудовое воспитание и обусловили разнообразие форм трудового воспитания. Идеи воспитывающей функции труда были руководящим принципом для советской системы воспитания вплоть до 70-х гг. XX в., когда действительность и негативные явления в трудовом воспитании поставили перед учеными проблему изучения психологических основ трудового воспитания личности, т. е. изучения внутренних мотивов, личностного смысла труда.

Именно 70-е гг. XX в. следует признать началом периода научного осмысления профессионального самоопределения. На первом этапе философы, психологи активно исследовали само явление профессионального самоопределения, которое к 80-м гг. XX в. вошло в научный оборот. Само понятие появилось в 70-е гг. XX в. на стыке философской антропологии и психологии труда как элемент родового понятия «самоопределение» по отношению к личности. С позиции философии и социологии понятие «самоопределение» определяется как свойство сознания, которое Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн рассматривали в контексте социального становления личности, вхождения ее в различные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, установок, принятых в обществе [2, 3, 24, 25, 36]. В отечественной психологии в это же время в контексте изучения теорий развития личности большее внимание было уделено исследованию феномена самоопределения личности как пути поиска смыслов. Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи), профессиональное (определяет себя как профессионала). Самоопределение предполагало наличие у личности активной жизненной, личностной и профессиональной позиции [2, 3, 12, 24, 25, 36]. При этом ученые указывают на то, что самоопределение активизируется при наличии какой-либо проблемной ситуации, разрешение которой необходимо для того, чтобы двигаться дальше в своем развитии. Такой ситуацией может являться ситуация выбора профессии. Кроме того, профессиональная деятельность занимает существенное место в структуре деятельности человека, на что указывала в своих работах Л.И. Божович [5]. И.С. Кон также связывал самоопределение человека

с выполняемым делом, в частности, трудом, работой и взаимоотношениями с окружающими людьми [19, 20].

Следовательно, наличие психологических процессов, профессиональных качеств личности, мотивов, побуждающих к труду и профессиональной деятельности, было определено как часть самоопределения человека. Так в отечественной науке оформился и вошел в научный оборот термин «профессиональное самоопределение».

С позиции философии и социологии понятие «самоопределение» рассматривается в контексте социального становления личности, вхождения ее в различные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, установок, принятых в обществе.

С позиции психологии профессиональное самоопределение рассматривается как внут-риличностный процесс, развитие которого проявляется в появлении новообразований в представлениях учащихся о собственном профессиональном становлении и изменении осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов профессионального труда (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [1, 11, 25, 36].

На современном этапе научного периода осмысления понятия в 2000-е гг. накопленная теоретическая и эмпирическая база дала возможность изучения влияния на выбор конкретной профессии внешних факторов, этим занималась педагогическая наука. В частности, профессиональное самоопределение являлось объектом педагогических исследований в связи с процессом профессиональной ориентации учащихся. Рассматривая профессиональное самоопределение, с одной стороны, как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста, с другой - как результат искусственно организуемого процесса (профориентационной работы) со школьниками Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, С.И. Крягжде, Е.С. Пряжников, М.И. Ретивых, П.А. Шавир и др. В этот период защищено достаточно большое количество кандидатских диссертационных исследований, посвященных интерпретации профессионального самоопределения в виде набора отдельных качеств или компонентов готовности личности на разных уровнях образования. В том числе появились

исследования, посвященные профессиональному самоопределению студентов вузов [4, 6, 14, 15, 17, 18, 22, 26, 29, 32, 34, 35, 43, 45, 47-49].

Нужно сказать, что на протяжении двух этапов научного осмысления феномена профессионального самоопределения как элемента личностного самоопределения ученые не были единодушны в определении особенностей данного феномена и четком отграничении необходимых и достаточных признаков профессионального самоопределения как научного понятия. Под профессиональным самоопределением понимался достаточно широкий спектр явлений, процессов, набор компонентов личности, образовательной и социальной среды, что привело к сложности разграничения данных явлений и процессов и множеству трактовок компонентов личности, которые имеют значение для данного явления.

1. Профессиональное самоопределение как ситуация выбора. Так, Д. М. Кухарчук, Л.Б. Ценципер рассматривали профессиональное самоопределение как акт поиска приобретения и выбора профессии [23]. В. А. Поляков утверждает, что профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития [30].

2. Процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, в ходе которого появляются личностные новобразования:

Е.А. Климов, определял профессиональное самоопределение как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [17, 18]. А.К. Маркова относила профессиональное самоопределение к внут-риличностному процессу, развитие которого проявляется в появлении новообразований в представлениях учащихся о собственном профессиональном становлении и изменении осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов профессионального труда [26].

3. Процесс реализации этого отношения через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей, который осуществляется в образовательной деятельности и профессиональной подготовке.

Н.С. Пряжников уточняет, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [32, 33].

4. Целостное свойство личности, готовность или комплекс свойств. Например, М.В. Ретивых и С.Н. Чистякова интерпретируют профессиональное самоопределение как интегральное, целостное свойство личности, которое проявляется в готовности к выбору профессии и включает в себя систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков). В ряде современных исследований выделяется комплекс необходимых свойств: когнитивных, ценностных, деятельностных [35, 47].

На наш взгляд, характеризуя данное понятие, нельзя сказать, что эти точки зрения противоречивы, они скорее описывают разные его аспекты. Феномен профессионального самоопределения характеризовался либо в описательном плане, давая ориентиры исследователям, либо в виде отдельных его элементов. Кроме того, ученые говорят о различном содержании понятия профессионального самоопределения для разных возрастных категорий.

Определение понятия профессионального самоопределения. Таким образом, на основе обобщения исследований различных наук, анализа и сравнения точек зрения мы можем уточнить подходы к определению содержания понятия «профессиональное самоопределение». На наш взгляд, следует синтезировать и описать различные аспекты явления, понимая его как комплексное явление, характеризующееся рядом внутренних психических процессов, развитие которых проявляется в становлении новообразований и личностных качеств, и приводящее к определенному результату на разных этапах: выбору направления профессионального образования, выбору или изменению профессиональной деятельности.

Родовым понятием для данного понятия, как мы уже видели, является самоопределение. Этимология раскрывает это понятие как самостоятельно осуществляемый процесс вы-

бора, оценки, обозначения критериев и границ, связанных с деятельностью, выполнением некоего дела.

Применительно к профессиональной деятельности первая часть определения указывает нам на самостоятельный характер данного процесса. В научном обороте сущность профессионального самоопределения понималась как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, что способствует наличию у личности мотивов труда, а также обеспечивает удовлетворённость профессиональной деятельностью [16, 30]. В исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Е. И. Голо-вахи, И.С. Кона, А.К. Марковой, П.А. Шавира, М^. Титма, Э.Ф. Зеера был подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути [1, 12, 14, 19, 26, 43, 49].

Вторая часть указывает нам на обозначение пределов, границ и пространства некоего дела. Это и есть особенные признаки понятия по отношению к профессиональной деятельности, а именно комплекс внутренних психических процессов, побуждающих человека к действию по отношению к профессиональной деятельности, эмоциональная определенность.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быс-тропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. Как отмечал Л.М. Веккер, в психических процессах можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы [9]. Среди познавательных процессов применительно к нашему феномену следует выделить те, которые связаны с элементами самоопределения, т. е. направлены на осознания личностью себя, отношением к себе и к деятельности. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, определяется синергией, самосознанием и самооценкой. Неслучайно психологи связывают самосознание со всеми компонентами личности. Профессиональное самоопределение также является ре-

зультатом этих процессов. Самосознание в психологии - это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов [41]. Самосознание в отношениях с профессией будет представлять собой: самосознание меры определенности в отношениях с профессией, осознание отношения к объектам, видам и субъектам профессиональной деятельности, осознание потребности в профессиональной деятельности, осознание значимости, общественной полезности профессии и ценностей профессиональной деятельности, наконец, видение себя в профессии, насколько она привлекательна для человека.

Самооценка, в свою очередь, это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств. Самооценка, с точки зрения профессиональной сферы, дополняет процесс самосознания наряду с осознанным нахождением смыслов выбираемой профессии, позволяя осознать свои возможности в исполнении трудовых функций, т. е. комплекс характеристик личности, на который указывали в своих исследованиях М.В. Ретивых и С.Н. Чистякова: положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков для приобретения профессии [35, 48]. К этим показателям, с точки зрения теории личных ресурсов, следует добавить самооценку не только своих познавательных ресурсов, которые можно развивать, но и своих природоопределенных свойств в освоении профессии, на которые указывал в частности Г.Н. Сериков: природо-определенные особенности к деятельности в техносфере, личные качества, необходимые в профессии, требования к состоянию телесного здоровья [37, 39, 40].

Понятно, что такую деятельность личности трудно проводить по объективным критериям. Следовательно, самооценка соотносится с оценкой профессионального самоопределения со стороны преподавателя, профессионального сообщества, общественного мнения. Можно сказать, что процесс самооценки частично порождается оценкой извне. Во-первых, личность испытывает потребность в такой оценке, во-вторых, это позволяет соотнести самооценку с формальными показателями и

процедурами, принятыми в обществе: оценка освоенности комплекса знаний на этапах осведомленности, осознанности и потребности в использовании, оценка освоенности комплекса умений на репродуктивном, продуктивном и инновационном уровнях, оценка освоенности профессиональных компетенций (проек-тировочно-конструкторских, технологических, управленческих), оценка личных качеств и составляющих элементов соматического, нравственного и социального здоровья [21, 38, 39].

Внешне все эти внутренние процессы порождают личностные новообразования, связанные с элементами самосознания и самооценки на которые указывают Е.А. Климов, М.И. Моисеева, А.К. Маркова, М.В. Ретивых, С.Н. Чистякова и др. То есть человек может считаться профессионально самоопределившимся, когда вышеназванные элементы осознаны, оценены, и соотнесены (соответствуют) с требуемым критериям. Эти новообразования проявляются в деятельности или действиях: осознание мотивов деятельности, подготовка к профессии, профессиональный выбор.

В результате данных действий самоопределение будет изменяться, развиваться. С точки зрения генезиса данных процессов, профессиональное самоопределение - это явление, характеризующее становление отношения к профессиональной деятельности на разных возрастных этапах, результатом которого является осознанный выбор направления профессионального образования или выбор профессиональной деятельности.

Заключение. Итак, на основе анализа и сравнения точек зрения, мы можем утверждать, что феномен профессионального самоопределения как объективно существующее явление отражался и развивался в сознании человека и научной мысли на протяжении многих лет. В результате внимания различных наук явление получило философско-антропо-логическую, социологическую и психологическую интерпретации, которые выделили его сущность: осознание человеком ценности труда и профессиональной деятельности, нахождение его личностного смыла. С середины XX в. наметилась тенденция повышенного внимания к данному предмету исследования, понятие «профессиональное самоопределение» вошло в научный оборот как научное понятие. Под профессиональным самоопределением понимался достаточно широкий

спектр явлений, внешних и внутренних процессов, набор компонентов личности, образовательной и социальной среды, что привело к сложности разграничения данных явлений и процессов и множеству трактовок, которые имеют значение для данного явления.

На наш взгляд, следует проанализировать и синтезировать описать различные аспекты явления, уточнив содержание понятия «профессиональное самоопределение» как явление, характеризующее совокупность психических процессов, существенными признаками которых будут являться: самосознание ценности профессии на основе осведомленности о ней, самооценка своих возможностей в освоении профессии и самореализации в ней, соотнесенная с внешней оценкой. Все это приводит к определенности, убежденности в отношении к профессиональной деятельности, увлеченности отдельными ее аспектами, что побуждает личность к действию на разных возрастных этапах становления личности: выбор направления профессионального образования, подготовка к профессии в рамках образовательных программ, выбор сферы профессиональной деятельности, выбор конкретной профессии и должностных компетенций.

Литература

1. Абульханова-Славская, А.К. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 230 с.

2. Ананьев Б.Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности /Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1955. - № 1. - С. 14-25.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -288 с.

4. Анисимова, С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: дис. ... канд. социол. наук / С.Г. Анисимова. - М., 2001. - 26 с.

5. Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе: хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. - М. : Ин-т практ. психол., 1996. - 213 с.

6. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: моногр. / В.В. Болучевская. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. -264 с.

7. Буров, К.С. Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности. / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ.

Сер. «Образование. Педагогические науки». -2014. - Т. 6. - № 4. - С. 33-40.

8. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

9. Веккер, Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

10. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ / Е.К. Войшвилло. - М.: Изд-во МГУ, 1989. -239 с.

11. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. - 1994. - № 3. -С. 43-54.

12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 576 с.

14. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

15. Зуева, Ф.А. Концептуальные позиции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в аспекте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Ф.А. Зуева // Сибир. пед. журн. - 2011. № 12. - С. 299-308.

16. Зыбина, Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъ-ектности / Л. Н. Зыбина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2011.

17. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -199 с.

18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Ростов н/Д.: Финист, 1996. - 205 с.

19. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 336 с.

20. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

21. Котлярова, И.О. Системно-синерге-тическая концепция гуманно ориентированного дополнительного образования /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Сер.

«Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 9. - № 23 (199). - С. 9-13.

22. Крягжде, С.И. Управление формированием профессиональных интересов / С.И. Крягжде. - Вильнюс, 1981. - 196 с.

23. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск: Нар. асвета, 1976. -128 с.

24. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.

25. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Ше-лобанова // Вопросы психологии. - 2001. -№ 1. - С. 57-65.

26. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

27. Маркс, К. О коммунистическом труде / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1984. - 158 с.

28. Маслоу, А. Новые измерения человеческой природы / А. Маслоу. - СПб.: Речь, 2001. - 417 с.

29. Митина, Л.М. Личностно и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.

30. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение / В.А. Поляков, С.Н. Чистякова // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Большая Рос. Энцикл., 1999. -Т. 2. - С. 211.

31. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: учеб. пособие / А.А. Деркач (отв. ред.) и др. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2004. - 121 с.

32. Пряжников, Н.С. Теория и практи ка профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. -М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

33. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряж-ников. - М.: Ин-т практ. психол., 1997. - 304 с.

34. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. -М.: МПСИ: Флинта, - 1998. - 184 с.

35. Ретивых, М.В. Как помочь выбрать профессию /М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - 156 с.

36. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики / С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. - 1986. - № 4. -С. 101-109.

37. Сериков, Г.Н. Личный энергоресурс как основа жизнедеятельности человека / Г.Н. Сериков //Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2014. - Т. 6, № 1. - С. 7-19.

38. Сериков, Г.Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 47-56.

39. Сериков, Г.Н. Социально значимые аспекты самоопределения личности /Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2014. - Т. 6, № 4. -С. 27-36.

40. Сериков, Г. Н. Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 4. -С. 39-45.

41. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М. : Изд-во МГУ, 1983. -187 с.

42. Суханов, К. Н. Логика: учеб. пособие / К.Н. Суханов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т,

2004. -171 с.

43. Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (На материалах конкретных исследований в ЭССР) /М.Х. Титма. -М. : Мысль, 1975. - 198 с.

44. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Избр. пед. произведения. - М.: Просвещение, 1968. -С. 284-304.

45. Хоменко, А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников: кн. для учителя / А.Н. Хоменко. - М. : Эгвес, 2002. -92 с.

46. Цветкова, Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Цветкова. - Ярославль,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005. - 25 с.

47. Чистякова, С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассника / С.Н. Чистякова. -М. : Нов. шк., 2004. - 112 с.

48. Чистякова, С. Н. Новые подходы

к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.

49. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. -96 с.

Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, burovks@susu.ru.

Поступила в редакцию 1 декабря 2016 г.

DOI: 10.14529/ped170407

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A SCIENTIFIC CONCEPT

K.S. Burov, burovks@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

In the modern society, the contradiction between personal preferences and social demands is manifested, that leads to the emergence of socially significant problems of professional self-determination of personality. Solving these problems requires not only bringing the attention of society and the state to them, but also scientific understanding of the processes that contribute to their resolution. On studying the historical views on the phenomenon of professional self-determination, it is possible to identify the essential prerequisites for determining the concept of professional self-determination of a student. Our goal was to determine the characteristics, content and scope of the concept of professional self-determination of a student that are essential for pedagogy. To achieve this goal the following methods were used: the analysis of the historical development of the concept, the comparison of different views on the concept of professional self-determination. As a result, we revealed the significant properties of the concept of professional self-determination of a student. The content of the concept can be used as a basis for designing pedagogical means of educational and pedagogical interaction within the framework of the scientific and educational process at the university.

Keywords: professional self-determination, concept, self-awareness, self-esteem.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya A.K. Strategiya zhizni [Strategy of Life]. Moscow, Mysl' Publ., 1991. 230 p.

2. Anan'ev B.G. [Labour as the Most Important Condition for the Development of Sensitivity]. Questions of Psychology, 1955, no. 1, pp. 14-25. (in Russ.)

3. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmet poznaniya [Man as an Object of Knowledge]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.

4. Anisimova S.G. Vozdeystvie sotsial'nykh institutov na professional'-noe samoopredelenie molo-dezhi. Avtoref. kand. diss. [Impact of Social Institutions on Professional Self-determination of Youth. Absract of Cand. Diss.]. Moscow, 2001. 26 p.

5. Bozhovich L.I. Dinamika razvitiya lichnosti v ontogeneze: khrestomatiya po vozrastnoy psikho-logii [Dynamics of Personality Development in Ontogenesis: Reader at the Age of Psychology]. Moscow, Institut Prakticheskoy Psikhologii Publ., 1996. 213 p.

6. Boluchevskaya V.V. Professional'noe samoopredelenie budushchikh spetsialistov pomogayush-chikh professiy [Professional Identity of Future Specialists in Helping Professions]. Volgograd, VolGMU Publ., 2010. 264 p.

7. Burov K.S. [Content of Interaction of Subjects of Professional Orientation Activities]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2014, vol. 6, no. 4, pp. 33-40. (in Russ.)

8. Veber M. Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. Moscow, Progress Publ., 1990. 808 p.

9. Vekker L.M. Psikhika i real'nost' edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [Mind and Reality a Unified Theory of Mental Processes]. Moscow, Smysl Publ., 1998. 685 p.

10. Voyshvillo E.K. Ponyatie kak forma myshleniya: logiko-gnoseologicheskiy analiz [Concept as a Form of Thinking: Logical and Epistemological Analysis]. Moscow, MGU Publ., 1989. 239 p.

11. Ginzburg M.R. [Psychological Content of Personal Self-determination]. Questions Psychology, 1994, no. 3, pp. 43-54. (in Russ.)

12. Golovakha E.I. Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life Perspective and Professional Self-determination of Youth]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1988. 144 p.

13. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda [On Dividing of Social Labor]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 576 p.

14. Zeer E.F. Psikhologiyaprofessional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 240 p.

15. Zueva F.A. [Conceptual Positions of Pedagogical Assistance to Development of Professionally Significant Personal Resources of Seniors in the Aspect of Implementation of Federal State Educational Standards of General Education]. Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 12, pp. 299-308. (in Russ.)

16. Zybina L.N. [Professional Self-identity as a Manifestation of Subjectivity]. Aktual'nyeproble-my psikhologii lichnosti: sbornik statey po materialam V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii [Actual Problems of Psychology of Personality: Proceedings of the V International Scientific-practical Conference]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2011. (in Russ.)

17. Klimov E.A. Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to Psychology of Labour]. Moscow, MGU Publ., 1988. 199 p.

18. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-determination]. Rostov-on-Don, Finist Publ., 1996. 205 p.

19. Kon I.S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Self. The Personality and Identity]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 336 p.

20. Kon I.S. Psikhologiya ranney yunosti [Psychology of Early Adolescence]. Moscow, Prosve-shchenie Publ., 1989. 254 p.

21. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. [System-synergetic Concept of Humane-oriented Additional Education]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2010, iss. 9, no. 23 (199), pp. 9-13. (in Russ.)

22. Kryagzhde S.I. Upravlenie formirovaniem professional'nykh interesov [Managing the Formation of Professional Interests]. Vil'nyus, 1981. 196 p.

23. Kukharchuk A.M., Tsentsiper A.B. Professional'noe samoopredelenie uchashchikhsya [Professional Self-determination of Students]. Minsk, Narodnaya Asveta Publ., 1976. 128 p.

24. Leont'ev D.A. [Self-Realization and Intrinsic Forces of the Person]. Psikhologiya s chelove-cheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii [Psychology with a Human Face: Humanistic Prospect in Post-Soviet Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1997, pp. 156-176. (in Russ.)

25. Leont'ev D.A., Shelobanova E.V. [Professional Self-determination as Building of Images of Possible Future]. Questions of Psychology, 2001, no. 1, pp. 57-65. (in Russ.)

26. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, Znanie Publ., 1996. 308 p.

27. Marks K., Engel's F., Lenin V.I. O kommunisticheskom trude [On Communist Labour]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 158 p.

28. Maslou A. Novye izmereniya chelovecheskoy prirody [New Dimensions of Human Nature]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2001. 417 p.

29. Mitina L.M. [Personal and Professional Development in the New Socio-economic Environment]. Questions of Psychology, 1997, no. 4, pp. 28-38. (in Russ.)

30. Polyakov V.A., Chistyakova S.N. Professional'noe samoopredelenie [Professional Self-determination]. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya Publ., 1999, vol. 2, pp. 211. (in Russ.)

31. Derkach A.A. Professional'noe samoopredelenie sub"ektov: akmeologicheskiy podkhod [Professional Self-determination of Subjects: Acmeological Approach]. Moscow, Rossiyskaya Akademiya Gosudarstvennoy Sluzhby Publ., 2004. 121 p.

32. Pryazhnikov N.S. Teoriya i praktika professional'nogo samoopredeleniya [Theory and Practice of Professional Self-determination]. Moscow, MGPPI Publ., 1999. 108 p.

33. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and Personal Self-determination]. Moscow, Institut Prakticheskoy Psikhologii Publ., 1997. 304 p.

34. Mitinaya L.M. Psikhologicheskoe soprovozhdenie vybora professii [Psychological Support Choice of Profession]. Moscow, MPSI Publ., Flinta Publ., 1998. 184 p.

35. Retivykh M.V., Simonenko V.D. Kak pomoch' vybrat' professiyu [How to Help to Choose a Profession]. Tula, Priok Publ., 1990. 156 p.

36. Rubinshteyn S.L. [Principle of Creative Amateur: the Philosophical Foundations of Modern Pedagogy]. Questions of Psychology, 1986, no. 4, pp. 101-109. (in Russ.)

37. Serikov G.N. [Personal Energy as the Basis of Human Life]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2014, vol. 6, no. 1, pp. 7-19. (in Russ.)

38. Serikov G.N. [Social Education as a Long-term Goal of the Education of Man]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 47-56. (in Russ.)

39. Serikov G.N. [Socially Important Aspects of Self-determination of Personality]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2014, vol. 6, no. 4, pp. 27-36. (in Russ.)

40. Serikov G.N. [Strategy as a Conscious Intention about the Prospects of Continuing Education]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Science, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 39-45. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped150406

41. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-Consciousness]. Moscow, MGU Publ., 1983. 187 p.

42. Sukhanov K.N. Logika [Logic]. Chelyabinsk, ChGU Publ., 2004. 171 p.

43. Titma M. X. Vybor professii kak sotsial'naya problema (Na materialakh konkretnykh issledo-vaniy v ESSR) [Choice of Profession as a Social Problem (On the Materials of the Research of the Estonian SSR)]. Moscow, Mysl' Publ., 1975. 198 p.

44. Ushinskiy K.D. [Labor in its Psychological and Educational Value]. Izbrannye pedagogi-cheskieproizvedeniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968, pp. 284-304. (in Russ.)

45. Khomenko A.N. Sotsial'no-professional'noe samoopredelenie shkol'nikov [Socio-professional Self-determination of Pupils]. Moscow, Egves Publ., 2002. 92 p.

46. Tsvetkova N.A. Professional'noe samoopredelenie lichnosti na raznykh etapakh stanovleniya professional. Avtoref. kand. diss. [Professional Self-identity at Different stages of Professional Formation. Abstract of Cand. Diss.]. Yaroslavl', 2005. 25 p.

47. Chistyakova S.N. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopredeleniya star-sheklassnika [Pedagogical Support of Professional Selfdetermination of High School Students]. Moscow, Novaya Shkola Publ., 2004. 112 p.

48. Chistyakova S.N. [New Approaches to Formation of Professional Self-determination of Schoolchildren in the Conditions of Continuous Education]. School and Production, 2013, no. 1, pp. 9-12. (in Russ.)

49. Shavir P.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya v ranney yunosti [Psychology of Professional Self-determination in Early Adolescence]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 96 p.

Received 1 December 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Буров, К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9, № 4. - С. 57-67. БО1: 10.14529/реа170407

Burov K.S. Professional Self-Determination as a Scientific Concept. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 57-67. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.