Научная статья на тему 'Содержание самостоятельной научно-творческой деятельности студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации «Бакалавр»'

Содержание самостоятельной научно-творческой деятельности студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации «Бакалавр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОТОТИП / RESEARCH / MODELING / PROTOTYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантулин Алексей Евгеньевич

Рассмотрены концептуальные основы построения самостоятельной деятельности дизайнеров квалификации «бакалавр». Проанализированы особенности использования методов дизайнерского исследования и моделирования на основе визуальных и виртуальных прототипов. Предложены приоритетные направления самостоятельной исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAINTENANCE OF INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN SYSTEM OF PREPARATION OF DESIGNERS OF QUALIFICATION "BACHELOR"1

Conceptual bases of construction of independent activity of designers of qualification bachelor are considered. Features of use of methods of design research and modeling on the basis of visual and virtual prototypes are analyzed. Priority directions of independent research activity are offered.

Текст научной работы на тему «Содержание самостоятельной научно-творческой деятельности студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации «Бакалавр»»

УДК 378.036.5:658.512.23](075)

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ КВАЛИФИКАЦИИ «БАКАЛАВР»

© Алексей Евгеньевич Мантулин

Орловский государственный технический университет, г. Орел, Россия, старший преподаватель кафедры дизайна, e-mail: mae57@yandex.ru

Рассмотрены концептуальные основы построения самостоятельной деятельности дизайнеров квалификации «бакалавр». Проанализированы особенности использования методов дизайнерского исследования и моделирования на основе визуальных и виртуальных прототипов. Предложены приоритетные направления самостоятельной исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследование; моделирование; прототип.

Департаментом стратегии и перспективных проектов в образовании и науке в 2009 г. в рамках национального проекта «Образование» разработана концепция научной деятельности в высших учебных заведениях. Смена парадигмы содержания и метода в современном образовании вызывает необходимость поиска оптимального содержания и методики подготовки дизайнеров квалификации бакалавр. С одной стороны, технология обучения должна соответствовать международному уровню образования, с другой стороны, процесс обучения направлен на организацию продуктивной мыслительной деятельности студентов [1]. Министерство образования Российской Федерации в письме «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» в целях совершенствования образовательного процесса акцентирует внимание на следующих положениях:

- развитие системной научно-исследовательской работы студентов;

- увеличение доли самостоятельной работы студентов, в т. ч. с помощью компьютерных средств;

- использование информационных технологий для самостоятельного усвоения учебного материала;

- привлечение студентов к выбору тематик проектирования, имеющих практическое применение.

Модернизация образовательного процесса вызывает необходимость определить содержание деятельности и направленность в развитии самостоятельного потенциала. Государственная концепция развития дизайна

определила не только приоритетные направления развития дизайна, но и наметила пути совершенствования профессионального образования. Дизайн в современном обществе рассматривается как интегральная инновационная деятельность, позволяющая повысить не только качество жизни населения, но в полной мере способствующая развитию российской экономики.

В современном мире наблюдается стремление к совершенствованию процесса обучения, при этом прослеживается стремление дизайнерских школ сохранить традиционный для своей страны тип обучения. Это стремление к традициям связано со сложившимися взглядами, психологией, национальным своеобразием. Организация Объединенных Наций в своих рекомендациях поддерживает стремление к традиционности, при этом указывает на необходимость совершенствования образовательного процесса, использования отработанных методик обучения других педагогических школ [2]. Обратимся к рассмотрению некоторых из них.

В середине 80-х гг. XX в. была разработана культурная программа по возрождению английский городов. Основная идея программы направлена на то, что искусство и культура способствуют улучшению городской среды и повышению уровня жизни. В 1988 г. Институт политических исследований подготовил документ о значении искусства для экономики Великобритании. Этой теме был посвящен ряд конференций, организованных Англо-американской ассоциацией искусства [3]. Эти исследования значительно повлияли на содержание образования в вузах

Великобритании. Одним из приоритетных направлений в области студенческой исследовательской деятельности является городская среда, ее гармонизация с использованием искусства.

В 1994 г. был основан фонд Баухаузе Дессау как научно-исследовательский центр по изучению тенденций модернизма в архитектуре и дизайне. Приоритетными направлениями деятельности фонда Баухаузе Дессау становятся развитие современных городов, вопросы глобализации, сохранение культурных ценностей и охрана памятников, тенденции развития современных технологий. В системе обучения архитекторов и ху-дожников-дизайнеров делается акцент на разработку новых форм экспериментального дизайна, соответствующих требованиям современности. Каждое подразделение фонда выполняет определенные исследования и функции, при этом прослеживается направленность на благоустройство городской среды на основе результатов исследовательской работы. Исследования охватывают ряд направлений: история градостроительства, искусство и дизайн, роль дизайна в культурном наследии разных стран. Фондом накоплен большой опыт социальных исследований по проектированию жилья для малоимущих слоев населения, модульных жилых ячеек с возможностью их мобильной сборки в экстремальных условиях [4].

Методика исследований фонда Баухаузе в значительной степени повлияла на процесс обучения в Международном колледже Баухаузе. Методика дизайнерского исследования, используемая в колледже, позволила расширить возможности профессии дизайнера. Особое внимание в курсе обучения обращается на объединение научных исследований и эксперимента в области дизайна. Исследовательская деятельность является основой для разработок и реализации национальных и международных проектов. Заслуживает изучения, например, экспериментальная работа по разработке новых направлений в области проектирования городских площадей для преобразования городского пространства, проекты автомобильных стоянок. Студенты прослушивают курс социологии, направленный на изучение прогнозов развития (экономического, социального и культурного) развитых стран. С учетом этого в

курсе учебного проектирования студенты работают над проектами, которые, возможно, будут востребованы в будущем: спортивные объекты, медицинские учреждения, центры досуга для юношества и детей, оборудование средового пространства скверов и парков, автомобильные стоянки и т. д.

Запросы западной индустрии дизайна существенно влияют на методику и программу обучения дизайнеров. В методике обучения дизайну европейских школ существенное место отводится отдельному курсу «Дизайн-исследование» (Design Research) [5]. Основное внимание на занятиях этих курсов уделено изучению потребностей и спроса потребителя (человека). Исследование структуры и методологии деятельности современных зарубежных компаний позволяет определить основные направления деятельности в формировании профессиональных качеств дизайнера, который будет работать завтра:

- приобрести опыт исследовательской деятельности (методы наблюдения, анализа и синтеза);

- овладеть методом моделирования на основе прототипов (разработка идеи);

- научиться методу работы в команде.

Включение исследований в процесс обучения дизайнеров квалификации «бакалавр» становится обязательным условием для формирования у студентов навыка самостоятельного оперирования знаниями. Функционирование средового пространства предполагает организацию его по определенным законам, в данном случае мы говорим о целенаправленности, поэтому в учебных заданиях рассматриваем цели и задачи, соотнесенные с целями и задачами, которые необходимо решить в современном мире. В процессе работы над заданием, апробируя разные варианты, через поиск студенты находят наиболее оптимальное (идеальное) решение. Творческий и научный поиск решения очень полезны, т. к. способствуют углубленному пониманию проблемы и оценки возможных последствий от принятых действий. Весь процесс работы над проектированием направлен на решение существующей проблемы. По мере накопления информации, синтеза всего накопленного материала, когда приходит понимание того, что без эксперимента с моделью объекта (элемента) не обойтись,

14Q

необходимо приступать к конструированию. При этом необходимо постоянно помнить о потребителе проекта, ведь метод моделирования на основе прототипов предполагает увидеть дизайнерское решение именно глазами потребителя. Поэтому исследовательская часть направлена на понимание психологии восприятия того или иного решения потребителем.

Моделирование на основе визуальных и виртуальных прототипов направлено на исследование возможных изменений средового пространства с целью его улучшения. В процессе исследования происходить процесс разложения сложного общего целого на составляющие элементы системы взаимосвязей и влияний. Такой анализ позволяет понять зависимость общего от частного, когда изменение отдельных элементов вызывает изменение и характер всего проектируемого объекта. Такое исследование позволяет понять, каким должно быть дизайнерское решение, чтобы стать востребованным. Для этого следует проследить функциональные зависимости, выражающие соотношения между всеми компонентами, учесть ограничения, которые будут определяться данными эргономики и пожеланиями потребителя. Важно во время анализа определить целевую функцию (функцию критерия) для определения целей и задач, с которыми должны соразмеряться принимаемые решения для достижения заданного критерия. Для дизайна среды такой целью, как правило, является цель состояния (органичность, гармоничность и комфорт, безопасность, удобство и т. п.). От целевой функции будет зависеть весь процесс исследования: отбор составляющих элементов, поисковые решения (эксперименты), выбор окончательного варианта, наконец, правильность заключения о проделанной работе (анализ). То есть весь процесс исследования направлен на удовлетворение какого-то заданного критерия.

Учебная исследовательская работа начинается с определения тех характеристик сре-дового пространства, функционирование которых не дает желаемых результатов в реальном мире, не устраивает потребителей. Затем проходит этап анализа потребностей средового окружения и оборудования для нормального функционирования, определяются цели и условия, которые необходимо

соблюсти. Логически студенты определяют идеальный вариант. Возможные варианты решения фиксируются в поисковых эскизах, компьютерном моделировании и чертежах. В процессе моделирования ситуации учитываются законы формообразования, которые зафиксированы в определенных системах композиции. Эти законы становятся обязательными для дизайнера в процессе проектирования: пространственные положения и соотношения элементов, пропорциональная зависимость объемов, художественное восприятие, выражение психологического воздействия цвета и форм. Знание этих законов необходимо, но не достаточно для художественного проектирования.

На практических занятиях перед студентами возникают определенные проблемы, решение которых, в конечном счете, будет стимулировать самостоятельный процесс поиска новых решений. Именно в этом случае возникает потребность проверки на практике альтернативных вариантов художественного решения, при этом появляется возможность увидеть содержание своей работы с разных точек зрения. Опыт таких заданий учит многовариантности решения задачи, что, в свою очередь, позволяет отрабатывать профессиональные навыки.

Проектирование - достаточно сложный процесс, включающий бесконечное число связей, соотношений, ограничений, которые возникают в процессе работы над проектом. Учебный прототип является упрощенным представлением реального мира или абстракции, но его совершенствование в процессе самостоятельной научно-творческой деятельности требует обязательного соблюдения реальных требований и пожеланий. Сам процесс идеализации дает студентам полезное изучение реальной ситуации или каких-то ее особенностей. Теренс Конран в популярной энциклопедии «Современный дом: Искусство дизайна» для проведения исследования пространства приводит образец упражнения для анализа пространства, позволяющий смоделировать наилучшее «окружение» и увидеть то, что препятствует на пути к достижению этой цели [6]. Он предлагает представить будущую среду обитания как единое целое, сильные стороны которого необходимо подчеркнуть, а слабые исправить и художественно оформить. Использование в курсе

практического цикла обучения таких упражнений, разработанных дизайнерами-практиками, позволит студентам понять функционирование системы средового пространства, удобство пользования которым зависит от комплекса подсистем.

Искусство проектирования именно и состоит в способности анализировать проблему, стоящую перед дизайнером, выделять из нее путем абстракции существенные черты, выбирать и соответственно модифицировать основное решение, экспериментировать с поисковой моделью для проверки правильности выбора и предвидеть дальнейшие возможные изменения. Если на первом уровне анализа необходимо выяснить, насколько существующий прототип, его физические параметры влияют на человека и удовлетворяют ли его представлениям и вкусам, то на заключительном этапе дизайнер находит художественную форму, отвечающую всем техническим параметрам и пожеланиям потребителя. Ограничения, которые необходимо соблюсти при работе над моделью, дадут студентам определенный опыт работы с потребителем.

Для овладения методом моделирования на основе прототипов необходимо владеть не только специальными знаниями, но и обладать оригинальным творческим мышлением, интуицией, находчивостью и постоянно развивать эти качества. Моделирование на основе прототипов, как эксперимент, в учебном проектировании позволяет создать не просто идеальный проект, а преследует определенные цели:

- ориентация на решение проблем реального мира;

- поиск наилучшего функционирования среды и ее элементов;

- выявление основных закономерностей, принципов и художественных средств выражения.

Дизайн-проектирование, его организационная структура в современном мире постоянно усложняется. Поэтому обязательным становится обращение к изучению потребностей и нужд человека. Международная ассоциация дизайнеров (1ГОА) особое внимание в работе дизайнера обращает на анализ потребностей потребителя и умение определить цель, которую он преследует в своем творчестве. Практикующие дизайнеры в современ-

ном мире обращаются к проектированию пространства, предназначенного для медицинских учреждений, детского досуга, пожилых людей и инвалидов, внедрения в интерь-ерные пространства технических идей. В данном случае мы определяем комплексные исследования проблем, характерных для мирового сообщества. Это, в первую очередь, улучшения жизни людей определенных возрастов и социальных групп с учетом моральных аспектов проектирования и акцентом познания, интеллектуального и физического развития. В практический курс обучения дизайнеров квалификации бакалавр целесообразно включать разработку проектов следующих направлений:

- умное пространство (проекты с использованием современных средств электроники и управления);

- новые типы тематических развлекательных центров (проекты с использованием игровых имитаторов);

- оборудование и интерьер для различных форм обучения (детские сады, интерактивные системы школ и т. п.);

- новейшие технологии в выставочных комплексах и музеях;

- организация пространства и современного оборудования для занятий спортом, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями (проекты детских спортивных площадок и т. п.);

- современные интерьеры с учетом проблем размещения современного аудио- и видеооборудования (учет негативных последствий электромагнитных излучений и т. п.).

Моделируя и экспериментируя возможные схемы проектных решений, студенты приобретают опыт оценки функционирования конкретного средового пространства во всех его взаимосвязях и влияниях. В практическом аспекте применение моделирования на основе прототипов продиктовано необходимостью прогнозирования запросов будущего. Моделирование на основе прототипов позволяет под новым углом зрения рассмотреть сложившийся характер организации пространства, его отдельные элементы и оборудование, предметы быта, чтобы экспериментально спрогнозировать возможный характер изменений. Особенно важен такой опыт для дизайнеров, которые в своей профессиональной деятельности уже сейчас

должны экспериментировать над проектами будущего. Именно прогнозированию отводят значительное место современные зарубежные дизайнерские фирмы и компании, которые рассматривают современный дизайн как бизнес-проектирование, необходимое для всех сфер жизни.

В представленном докладе ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI в. определены четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить. Современному студенту необходимо уметь совершенствоваться в своей профессии, познать свои возможности для наилучшего использования личностного потенциала в будущей конкурентной среде.

1. Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науке. URL: http:// mon.gov.ru/str/dep/persp/ (дата обращения: 20.02. 2010).

2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Париж, 1998.

3. Возрождение городов через культуру / Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянчини Ф. СПб., 2000.

4. Фонд Баухауз // Архитектура, строительство, дизайн. 2006. № 3. С. 38-41.

5. Храмкова Е. IDEO. Инновации для людей // Identity. 2006. № 9. C. 72-92.

6. Конран Т. Современный дом. Искусство дизайна: Популярная энциклопедия. М., 1997.

Поступила в редакцию 21.05.2010 г.

UDC 378.036.5:658.512.23](075)

THE MAINTENANCE OF INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN SYSTEM OF PREPARATION OF DESIGNERS OF QUALIFICATION “BACHELOR”

Aleksey Yevgenyevich Mantulin, Oryol State Technical University, Oryol, Russia, Senior Lecturer of Design Department, e-mail: mae57@yandex.ru

Conceptual bases of construction of independent activity of designers of qualification “bachelor” are considered. Features of use of methods of design research and modeling on the basis of visual and virtual prototypes are analyzed. Priority directions of independent research activity are offered.

Key words: research; modeling; prototype.

УДК 159.922

ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

© Светлана Анатольевна Слепцова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: sleptsova-s@mail.ru

В статье автор анализирует термин «готовность», трактует готовность старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик» и раскрывает содержание и структуру этой готовности.

Ключевые слова: готовность; готовность старшеклассников; преодоление конфликтов; отношения «учитель-ученик».

Одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности, готовой не только адаптироваться в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влияющей на существующую действительность, изменяя ее в соответствии с требованиями времени (А. В. Пет-

ровский, З.К. Бектурова, Е.Е. Вахромов, А.А. Реан и др.). Отсюда, содержание и технологии школьного образования должны обеспечивать полноценное, всестороннее развитие личности, формирование отечественного менталитета и способности к самореализации (Б.С. Гершунский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.