Научная статья на тему 'Самостоятельная научно-творческая деятельность студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации бакалавр'

Самостоятельная научно-творческая деятельность студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации бакалавр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОН-НОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / НАУЧНОСТЬ / BACHELOR DEGREE / INDEPENDENCE / INNOVATIVE / ACTIVITY / CREATIVITY / SCIENTIFIC CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантулин А. Е.

В современном мире основной задачей образовательного процесса становятся не только сохранение и передача существующих знаний, духовных и культурных ценностей, но и развитие интеллекта, формирование научных и творческих позиций, что предполагает научно подходить к выполнению учебных заданий, учитывая единство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремиться к творческому открытию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN SYSTEM OF PREPARATION OF DESIGNERS OF QUALIFICATION THE BACHELOR

The summary: In the modem world the primary goal of educational process becomes not only preservation and transfer of existing knowledge, spiritual and cultural values, but also intelligence development, formation of scientific and creative positions. That assumes to approach scientifically to performance of educational tasks, considering unity and integrity of knowledge, to carry out independent researches and to aspire to creative opening.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная научно-творческая деятельность студентов в системе подготовки дизайнеров квалификации бакалавр»

А.Е. МАНТУЛИН, старший преподаватель кафедры «Дизайн», соискатель ученой степени кандидата наук Орловского государственного

технического университета по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»

Тел. 89102009983; mae57@yandex.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОДЕОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ КВАЛИФИКАЦИИ БАКАЛАВР

В современном мире основной задачей образовательного процесса становятся не только сохранение и передача существующих знаний, духовных и культурных ценностей, но и развитие интеллекта, формирование научных и творческих позиций, что предполагает научно подходить к выполнению учебных заданий, учитывая единство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремиться к творческому открытию.

Ключевые слова: бакалавриат, самостоятельность, инновационность, деятельность, творчество, научность.

Концепция модернизации российского образования в связи с вхождением России в 2003 году в Болонский процесс направлена на повышение качества профессиональной подготовки и предполагает структурную перестройку системы обучения с учетом прогнозирования потребностей рынка труда и приближения к общеевропейским общеобразовательным требованиям. Стратегической целью обучения становится формирование специалиста нового поколения, способного принимать решения, адекватные принятым в обществе нормам и правилам.

Систему образования, сложившуюся в мире, определяют понятием «поддерживающее обучение». Оно предназначено для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека. В современном мире обозначилась новая тенденция, предполагающая иной тип обучения, получивший название инновационный (3). Инновационному типу обучения присущи определенные особенности: ориентация студентов для работы на будущее, участие в процессе принятия важных решений на новом уровне с учетом развития мировой науки и культуры. В таком случае новый тип обучения предполагает необходимость и умение использовать в своей деятельности методы прогнозирования, моделирования и прототипирования. В обучении особенное значение приобретает понимание проблем и трудностей в будущей профессиональной деятельности, для решения которых необходимы альтернативные способы решения. Такой концептуальный подход к организации обучения предполагает сконцентрировать внимание не только на конструировании системы самостоятельной научно-творческой деятельности студента, но и на обучении необходимой методике усвоения знаний и их активного применения на практике.

В условиях глобализации и выхода российских компаний на мировые рынки очевидна необходимость внедрения инновационного обучения, что будет способствовать получению качественно нового уровня образования, соответствующего мировым стандартам, тем более что мировые интегральные процессы предполагают необходимость разработки единого международного стандарта для системы высшего образования. Мировой опыт профессионального образования демонстрирует различные подходы к обучению. Однако необходимо отметить, что сложившаяся миро© А.Е. Мантулин

вая система профессионального дизайнерского образования в процессе становления соединила в себе лучший опыт разных стран и методик. Творческое наследие У. Морриса, Д. Рескина, И. Ит-тена, Ле Корбюзье, педагогический опыт различных школ (Баухауз, Ульмская, ВХУТЕМАС) и их преподавателей (В. Гропиус, Мисс ванн дёр Роэ,

Н. Ладовский, В. Кринский и др.) во многом определили основные методы обучения, но с корректировкой и учетом национальных особенностей в каждой стране. В одних случаях в преподавании делается акцент на пропаганде научных достижений для развития у студентов интереса к познанию истины и сути вещей и человека (японский тип образования). В других случаях обращают внимание на обучение практическим навыкам и ориентацию на успех, умение продвигать дизайн-продукт в условиях конкурентного рынка (американский тип образования). Несмотря на национальные особенности в методике подготовки дизайнеров, основной целью различных школ является подготовка молодого человека для работы в сложных современных условиях. Методика ориентирована на активную самостоятельную научно-творческую деятельность.

В представленном докладе ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века определены четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить (1). Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ряда дисциплин, уметь постоянно совершенствоваться в своей профессии, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Необходимо познать свои возможности для наилучшего использования личностного потенциала.

Самостоятельная научно-творческая деятельность студента рассматривается нами как сознательная рациональная предметная деятельность, направленная на построение мысленных моделей пространственной среды с последующей их оценкой на основе внешнего опыта и принятых общественных норм. В основе же такой предметной деятельности должно быть не только художественное воображение, но и мышление, позволяющее логически рассуждать, сопоставлять и экспериментировать прототипами, имитационными моделями в форме конструирования. Рациональность и достоверность такого знания определяются следующими критериями: определенность, понятийность, системность, логическая обосно-

ванность, открытость к критике и изменениям. Само понятие рациональности предполагает объективную предметность, доказанность, проверяемость и возможность дальнейшего изменения с целью улучшения. В современных условиях особую значимость приобретает социально-гуманитарная рациональность, характеризующаяся такими категориями, как целостность, обоснованность и полезность. Категории такого знания определяют и задачи образования, которые необходимо решать в контексте современных запросов и требований, предъявляемых к профессии дизайнера квалификации бакалавр.

Само содержание деятельности определяется следующими составляющими: целенаправленность, структурированность и активность. Наличие таких компонентов в комплексе позволяет говорить об активной познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности состоит из определенных составляющих элементов: цели, предмета и средств, с помощью которых совершается познавательный процесс. Определяющей целью в самостоятельной научной деятельности студента становится получение нового знания в процессе освоения различной теоретической и практической информации. Целенаправленная и сознательная деятельность студента во многом определяет уровень профессионального становления, характеризующегося научной формой, освоением многообразных видов и определенных способов деятельности дизайнера. Наука как теоретическая деятельность, организующая процесс познания, организует новый способ ориентирующей деятельности и открывает перед студентами возможности творческого преобразования окружающего пространства по законам гармонии и красоты.

Научное знание дизайнера характеризуется и определяется общими характеристиками научного мышления как определенной формы отражения действительности. Поэтому научное мышление и знание должны соответствовать определенным требованиям и критериям. Критерием объективности научного знания является его инвариантность, когда в знании выражаются основные законы сохранения существующих взаимосвязей и отношений. Эти основные законы соотнесены с определенным местом, временем и подтверждены экспериментом или практикой. Кроме того, инвариантность предполагает и логически возможные интерпретации знания как научного факта. Научное мышление соотнесено с определенным предметом. В профессиональной деятельности дизайнер, как правило, изучает и преобразовывает уже

созданные системы, поэтому для исследования выделяет определенную сторону реального объекта. Абстрагированная для исследовательских целей часть объекта фиксируется при помощи системы знаков (чертежей, рисунков), моделей для идеализации и определения познавательных ограничений. Научное знание и мышление позволяют определить принципы объяснения особенностей своей деятельности. Моделирование этой деятельности позволяет подойти к исследованию всесторонне. Научный взгляд на определение необходимого окружения для человека исторически изменчив и многовариантен. Эта задача до сих пор остается в виде научного идеала.

Научное мышление и знание как деятельность опосредованы предметными средствами, выполняющими функцию познания. Предметные средства зафиксированы системой определенных категорий, которые являются эталоном познавательной деятельности. Категориальный аппарат определяет логику познавательного процесса, способствуя появлению новых научных идей на основе полученных знаний.

Концепция проблематизма научной познавательной деятельности была изучена и сформулирована К. Поппером (4). Научную проблему Поппер определяет как существенный теоретический вопрос, для разрешения которого необходимо получить новую информацию. Таким образом, научная деятельность заключается не в движении от опыта к истинной теории и не от теории к опыту, а от менее общей проблемы к более общей. Важнейшим определением для научной деятельности является полезность. Овладение умением постепенного разрешения взаимосвязанных проблем для пользы общества становится основной целью обучения в современном профессиональном образовании. Современная научная деятельность не ограничивается только познавательным аспектом, а является обязательной составляющей инновационного процесса, направленного на создание полезных схем, моделей и прототипов. В конечном итоге инновационная деятельность дизайнера направлена на удовлетворение потребительского спроса. Однако для профессии дизайнера необходимо владеть не менее важной составляющей процесса созидания — творческой деятельностью.

Концептуальные основы творческой деятельности интересовали многих исследователей (2). Ведь каждый человек в идеале способен творить, однако степень творчества существенно разнится. Творчество великих художников, архитекторов, литераторов и ученых не является только следстви-

ем одного таланта, а в большей мере результатом научно-исследовательской деятельности, направленной на исследование существующих проблем и их преодоление нестандартными творческими решениями. Обыкновенные люди дают оценку любому процессу или предмету по его оригинальности, необычности и в случае нахождения этих качеств говорят о творческом авторском взгляде. Такая оценка является явлением достаточно субъективным. Но, как правило, стандарты и нормы оценки творчества определяют признанные специалисты в той или иной области. Так, в области дизайна такие критерии оценки определяют признанные архитекторы или дизайнеры, искусствоведы или ученые смежной отрасли.

Можно ли обучить творчеству, какие использовать методы — эти и многие другие вопросы пытаются разрешить исследователи разных областей знания. Ведь творческий человек, мыслящий нестандартно, востребован в любой специальности. Метод воспитания творчеством широко использовался в педагогической мировой практике. Проблемы развития творческого потенциала человека активно обсуждаются учеными всего мира. В США, например, широко практиковались в семидесятые годы XX века «курсы креативности», на которых специалисты различных направлений деятельности учились творческому решению возникающих перед ними проблем. На таких курсах широко использовалось искусство, так как оно весьма активно развивает творческие способности человека во всех видах деятельности.

Человек, занимающийся творческой деятельностью, обладает особым типом мышления, для которого характерно умение видеть, выделять главное и предполагать наличие другого мнения. Ведь творческое мышление направлено на генерирование новых идей. Поэтому так важно определить те параметры, которые существенно влияют на уровень творчества:

— значительный объем знаний, на основе которых вырабатываются базовые понятия;

— постоянная работа по пополнению своих знаний и приобретение новых навыков;

— творческая атмосфера, когда каждый свободно высказывает свои идеи (прием «мозгового штурма»);

— умение находить аналоги (ведь все достаточно взаимосвязано, и когда-то уже аналогичную задачу пытались решить).

Важнейшим достоинством творческих людей признано умение не только разрабатывать, но и использовать концептуальные модели и схемы для следующих открытий и решений. Такое умение

очень важно для творческой профессии дизайнера. Рамки принимаемых решений во многом зависят от представлений человека о действиях и результатах этих действий, а также непредвиденных обстоятельствах, связанных с выбранным вариантом. Каждый дизайн-проект — это не просто красивая композиция, фотография или модель, а целый спектр противоречий, которые необходимо уравновесить и разрешить. Принимаемые решения специалиста-дизайнера определяются и зависят от достаточно широкого спектра причин и следствий. Но определяющими являются нормы (стандарты), критерии общества, а также личные качества дизайнера (культурные, социальные и психологические), решающего какую-либо проблему. Нельзя, конечно же, не отметить важность рациональности принятых решений.

В современном мире основными задачами образовательного процесса становятся не только сохранение и передача существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и развитие интеллекта, формирование научных и творческих позиций. Тогда на первый план выступает необходимость обучения методам познания и привлечения студентов к творческой и исследовательской деятельности. Основной задачей в обучении становится привнесение научного творчества в сам процесс проектирования, что предполагает, в свою очередь, необходимость научно подходить к выполнению учебных заданий, учитывая единство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремиться к творческому открытию. Содержательный объем обучения проектированию складывается из теоретического, прикладного и экспериментального направлений, способствующих не только усвоению научных знаний, но и стимулирующих к поиску новых решений в научно-творческом проектировании. Такой подход требует знания различных теорий, направлений и методов современного проектирования.

Увеличение потока информации, а также необходимость усвоения большого объема знаний предполагают активное использование электронных ресурсов в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров квалификации бакалавр. Внедрение передовых технологий обучения позволит существенно автоматизировать учебный процесс в вузе. Компьютерное моделирование становится для студента одним из инструментов профессиональной деятельности, который позволяет ускорить процесс работы по изготовлению плана, развертки, перспективы, аксонометрии или ортогональной проекции. Ценное ка-

чество компьютерного моделирования — возможность создания трехмерного изображения, которое можно быстро изменить и рассмотреть со всех сторон, оценить многовариантность цветового и светового решения. Но для работы со специализированными программами компьютерного моделирования студентам необходим определенный объем знаний (техника рисунка, понятие трехмерности, композиции, масштабности, пропорции и т.д.). Не нужно забывать, что и для компьютерного моделирования необходимо сначала мысленно сконструировать зародившуюся идею, создать гипотетическую модель, зафиксировать ее в рисунке, эскизе и только потом приступать к работе на компьютере, затем апробировать компьютерную модель в материале, т.е. в макете. Сама база данных программ представляет собой библиотеку приложений, для квалифицированной работы с которой обязательны определенные художественные знания и навыки. Э. Росс, преподаватель Калифорнийского института искусств, обращает внимание на необходимость совершенного владения рисунком.

На наш взгляд, только хорошие навыки рисунка позволяют постоянно делать зарисовки всего, что вызывает удивление и интерес. Эти зарисовки постепенно станут прекрасным индивидуальным материалом для дальнейшей работы в 3 тах. Только тогда образцы компьютерного моделирования будут индивидуальные, то есть авторские и творческие, сделанные на основе зарисовок собственных впечатлений и наблюдений, ведь у каждого человека свои взгляд и видение. Уже сейчас, когда компьютерное моделирование находится в стадии становления, в проектах прослеживается тенденция к шаблону. Это очень негативный фактор, говорящий о том, что творческое компьютерное дизайн-проектирование превращается в грамотное ремесло.

При определении стратегии развития профессионального образования за основу берутся государственные образовательные стандарты. Практическая направленность образования проявляется прежде всего в качестве заданий, основной задачей которых становится закрепление полученных знаний на практике, что способствует развитию и закреплению профессиональных умений и навыков. Научно-творческое моделирование самостоятельной деятельности позволит с первых лет обучения создавать базу для будущей профессиональной деятельности. Здесь важно обладать стремлением узнать больше о своей профессии и овладеть способами и методами проектирования в современных условиях.

Важнейшим моментом в стратегии профессионального образования становится подготовка специалистов нового уровня, способных не только выдвигать новые идеи, но и совершенствовать уже существующие, учитывая запросы и интересы потребителей. На мировом рынке востребованы специалисты, обладающие универсальными знаниями и возможностями. Открытость общества создает предпосылки для изучения европейских образовательных программ обучения и приближения к международному стандарту образования, для чего российскому студенту необходимо стать уверенным пользователем современных информационных технологий и усвоить богатейший опыт отечественного академического обучения. Освоение же методов самостоятельной научно-творческой деятельности позволит определить для каждого студента рамки своих возможностей для реализации в жизни.

Учебная программа подготовки дизайнеров квалификации бакалавр может быть успешно реализована лишь с опорой на активную познавательную деятельность студентов. В связи с новыми запросами и требованиями возникает необходимость в курсе обучения ориентироваться на практическую направленность в профессиональной подготовке. В таком случае для достижения заданных параметров особая роль отводится учебным и самостоятельным практическим занятиям. В ходе выполнения практических заданий происходит более полное усвоение теоретических основ профессиональной деятельности дизайнера. Учебные практические задания, моделирующие процесс будущей профессиональной деятельности, позволят получить не только практические умения, но и навыки презентации проекта, анализа современных требований к продукту дизайнерской деятельности. Применение моделирования в курсе учебного проектирования в дизайне рассматривается нами:

— как средство обучения и отработки профессиональных навыков;

— как инструмент прогнозирования в проектировании;

— как средство осмысления всех составляющих элементов.

Применение метода моделирования в профессиональном образовании в курсе учебного проектирования позволяет по-другому взглянуть на та-

кой важный аспект, как эстетическая ценность профессии. Отсюда новое понимание профессии дизайнера и его деятельности:

— проектное моделирование как культура отношений ко всем явлениям жизни, в первую очередь к нравственно-эстетическим, эмоциональноценностным критериям общества;

— проектное моделирование как научное творчество, где главным становится развитие ассоциативно-образного и творческого мышления (умение связывать в своем сознании различные элементы и видеть в них структуру среды, проводить анализ и синтез собранного материала, умение воссоздать в материале художественный образ). Без способности смоделировать весь ход творческого процесса невозможно применить в современном мире полученные знания и умения, т.е. реализовать себя как специалиста;

— проектное моделирование как система языков, состоящая из таких исходных элементов, как пространство, композиция, цвет, объем, ведь постижение профессионального языка является основой для вхождения в специальность. Только сочетание языковых знаний с научным и творческим развитием формирует специалиста, который способен создать свой стиль и метод работы.

То есть мы можем говорить о проектировании в дизайне как об эстетической категории художественной культуры, когда выбором художественного решения руководит чувство соразмерности, полезности, эстетичности, то есть чувство научной красоты. Чтобы обрести способность к творчеству, необходимо воспитать свое эстетическое чувство.

Логически и методически обоснованная структура учебного процесса будет способствовать раскрытию научно-творческих возможностей студентов. Современные методы обучения дают возможность в процессе моделирования, прототипирования, деловых игр получить навыки изучения и анализа формы, пространства и опыта его преобразования. Для достижения желаемых результатов необходимы активная общественная деятельность студентов, их участие в выставках и презентациях, направленных на улучшение окружающего пространства, что, в свою очередь, будет способствовать повышению статуса и престижа факультета.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5-9 окт. 1998 г. Рабочий док. / Орг. Объед. Наций по вопр. образования, науки и культуры. — Париж: ЮНЕСКО, 1998. — 90 с.

2. Исследование проблем психологии творчества: Сборник ст. / АН СССР, Ин-т психологии / Отв. ред. Я.А. Пономарев. — М.: Наука, 1983. — 336 с., ил.

3. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности // Высшее образование в России. — 2004. — № 7. — С. 56-64.

4. Поппер К.Р. Логика научного исследования / Пер. с англ., под общ. ред. В.И. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 446 с.

5. Росс Э., Баусквит М. Освоение 3ds max / Пер. с анг. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 784 с.

INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN SYSTEM OF PREPARATION

OF DESIGNERS OF QUALIFICATION THE BACHELOR

The summary: In the modem world the primary goal of educational process becomes not only preservation and transfer of existing knowledge, spiritual and cultural values, but also intelligence development, formation of scientific and creative positions. That assumes to approach scientifically to performance of educational tasks, considering unity and integrity of knowledge, to carry out independent researches and to aspire to creative opening.

Key words: Bachelor degree, independence, innovative, activity, creativity, scientific character.

MANTULIN ALEXEY EVGENEVICH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.