Научная статья на тему 'Концепция развития самостоятельной научно-творческой деятельности дизайнеров квалификации бакалавр'

Концепция развития самостоятельной научно-творческой деятельности дизайнеров квалификации бакалавр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / КОНЦЕПЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / BACHELOR. CONCEPTION. INDEPENDENCE. ACTIVITY. MODELLING. PROTOTYPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантулин А. Е.

Переход на двухуровневую систему образования предполагает поиск путей совершенствования и повышение эффективности процесса обучения. Содержание теоретического и практического циклов обучения определяется рациональной направленностью обучения с учетом основных положений законов и постановлений РФ об образовании, Концепции развития дизайна и мировых тенденций развития дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF DESIGNERS OF QUALIFICATION IS A BACHELOR

Passing to the two-tier system of education is supposed by the search of ways of perfection and increase of efficiency of teaching process. The table of contents of theoretical and practical cycle of teaching is determined by the rational orientation of teaching taking into account the substantive provisions of laws and decisions of Russian Federation about education, Conception of development of design and world progress of designer activity trends.

Текст научной работы на тему «Концепция развития самостоятельной научно-творческой деятельности дизайнеров квалификации бакалавр»

А.Е. МАНТУЛИН, старший преподаватель, соискатель ученой степени кандидата наук Орловского государственного технического

университета по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» Тел.: (4862) 555524 (раб.), (4862) 557185 (дом), 89102009983; mae57@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ КВАЛИФИКАЦИИ БАКАЛАВР

Переход на двухуровневую систему образования предполагает поиск путей совершенствования и повышение эффективности процесса обучения. Содержание теоретического и практического циклов обучения определяется рациональной направленностью обучения с учетом основных положений законов и постановлений РФ об образовании, Концепции развития дизайна и мировых тенденций развития дизайнерской деятельности.

Ключевые слова: бакалавр, концепция, самостоятельность, деятельность, моделирование, прототипирование.

Анализ социально-экономических изменений в обществе позволяет определить базовый фундамент содержания образования и пути совершенствования профессиональной подготовки, отвечающие требованиям времени и перспективам развития. Для активизации самостоятельной научно-творческой деятельности сначала определим основные функции обучения: социализация и профессионализация. Эти функции взаимосвязаны, подвижны и требуют постоянного совершенствования. Получение профессиональных знаний и умений в современных условиях дизайнерской деятельности требует постоянного самосовершенствования. Только при таком подходе к самостоятельной деятельности полученные знания и умения будут востребованы в обществе. Значит, социальный аспект является определяющим для формирования структуры и содержания образования, а также перспектив его развития. Развитие автоматизированных и информационных технологий, используемых в дизайнерской деятельности, вызывает необходимость пересмотра методов подготовки специалистов, определения объема материала для самостоятельного изучения, а также контроля уровня и качества усвоенных самостоятельно знаний и умений. Поэтому корректируется не только структура и содержание учебных программ, но и методика подачи материала.

Самостоятельная научно-творческая деятельность студентов-дизайнеров квалификации бакалавр строится с учетом основных компонентов структуры деятельности:

- умения построить прогностическую модель средового пространства;

- овладения процессом преобразования объектов (технология и инструменты дизайнерской деятельности);

- совершенствования выполнения деятельности (мастерство и профессиональная мобильность);

- соответствия средств выражения и отношения к действительности принятым в обществе нормам и целям;

- активности и коммуникативности деятельности.

Процесс познания, направленный на восприятие, переработку и применение полученных знаний, в психолого-педагогическом аспекте всегда социально-обусловленный вид деятельности, направленный на получение знаний, навыков и умений, необходимых в практической деятельности. Важным является положение, выведенное Л.С. Выготским, что всякий труд есть деятельность, определяемая сознательным поведением человека. Поэтому при изучении профессии недостаточно использовать

© А.Е. Мантулин

только аналитический подход, когда соотносятся определенные операции с элементарными психическими функциями. Необходим целостный подход с изучением сложных психических функций в трудовой деятельности в целом (2). Л.С. Выготский обращает внимание на необходимость объединения в деятельности «мышления и умения», «теории и практики», образующих структуру трудовой деятельности. Кроме того, для определения критерия успешности самостоятельной деятельности необходимо обратиться к исследованиям второй половины XX века (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В этих исследованиях было определено понятие «ориентировка» как исследовательский вид деятельности, формирующий психический образ (3). Этот образ несет ориентировочную функцию в любой утилитарной деятельности. Таким образом, ориентировка, являясь реальностью сознания, оказывает влияние на характер деятельности изнутри. На основе этих исследований была развита теория поэтапного формирования умственных действий.

В 60-е годы XX века в американской психологии (Скиннер, Краудер) возникает новое направление, получившее название «программированное обучение». С учетом этих исследований советские ученые переконструируют ориентировочные основы (предметное содержание, полнота и типы обобщения, качество формируемых умений). Обучение проводится с использованием «учебных карт», представляющих собой фиксированную программу нормативной деятельности. Результаты этих исследований выявили новые проблемы, позволяющие говорить о необходимости соответствия и единства теоретического и практического циклов обучения.

Формы жизнедеятельности человека, творческие и профессиональные возможности определяются его деятельными способностями, как интеллектуальными, так и исполнительскими. Развитие и воспитание деятельных способностей происходит в течение всей жизни, уровень и глубина их зависят от потребности самого человека. Значит, и качество образования все более будет зависеть от личностных факторов: активности, избирательности, творческого настроя и самостоятельности.

Психологи установили закономерную зависимость эффективности познавательных процессов от направленности интересов, потребностей и установок личности. Сознательный подход к процессу познания определяет одно из важнейших условий эффективности самостоятельной деятельности. Приобретение внутренней потребности в необходимости самостоятельного приобретения знаний, личного опыта деятельности в процессе обучения приводит к осознанному уточнению и пони-

манию целей учебного материала, четкому планированию действий, их последующей реализации и самоконтролю итогов выполненных заданий. Самостоятельная научно-творческая деятельность постепенно приобретает организационный процесс действий, приводящий к успешному решению профессиональных образовательных задач.

Осознанный механизм значимости предполагает наличие объективно-критической оценки изучаемого материала и заинтересованности на всех этапах самостоятельной деятельности. В процессе обучения всегда присутствуют внешние и внутренние стимулы деятельности. Внешние стимулы (расписание занятий, задания преподавателя и т.д.) носят социальный, обязательный характер, побуждают и активизируют самостоятельную деятельность студентов. Внутренние стимулы или мотивы (намерения, желания, ответственность, интерес и т.д.) характеризуют психологическую готовность или неготовность студента к активному процессу познания. Профессиональные мотивы деятельности образуют своеобразный фундамент для активизации самостоятельной научнотворческой деятельности.

Социальные характеристики самостоятельной деятельности определяются в первую очередь объективной потребностью общества в профессионалах, обладающих определенными знаниями и навыками, что, в свою очередь, определяет линейку требований к ним в психолого-педагогичес-ком плане. Современные тенденции развития общества и профессии дизайнера достаточно четко позволяют сформулировать эти требования и определить специфику форм и методов самостоятельной деятельности студентов. Изменения характера и содержания деятельности в новых условиях требуют от специалиста значительного возрастания его творческого потенциала, высокого уровня интеллектуального развития и современных форм теоретического мышления.

Общество формирует социальный заказ на специалиста, способного ориентироваться в новых стремительно меняющихся условиях труда, обладающего профессиональной мобильностью, способностью переключаться на другие участки деятельности. Важными для изучения становятся вопросы формирования и развития творческой личности специалиста, обладающего новым типом мышления.

Для совершенствования самостоятельной деятельности был разработан и экспериментально исследован метод проблемного обучения, который по сравнению с иллюстративно-обобщающим методом был значительным шагом вперед в педагогическом опыте. В основу проблемного обучения были положены важнейшие для обучения

условия: формирование исходной познавательной мотивации, активизация самостоятельного поиска, система подсказок, которая позволяла использовать имеющиеся знания. При наличии существенных плюсов этого метода необходимо отметить, что он способствует формированию лишь эмпирического мышления. Его методические принципы не позволяли студентам находить методы разрешения проблемных ситуаций и организации собственной деятельности.

В современном мире приобретают особое значение интеллектуальные компоненты самостоятельной деятельности, что предполагает владение методами моделирования на основе визуальных и виртуальных прототипов. Сначала дадим определение основных понятий. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей с использованием анализа и синтеза, абстракций, аналогий, гипотез и других категорий и методов познания. Прототипирование - разработка идей, которые описывают продукт, систему или услугу на основе дизайн-исследования и интуиции. Цель прототипирования не в создании точного образца конечного решения, а в поиске основной идеи, которая поможет работать с проблемой. Прототип идеи может быть выражен рисунком или моделью без совершенной отработки, но они позволяют выстраивать стратегию решения проблемы на основе интуиции. Модель - опытный образец, аналог изучаемого объекта, выступающего в качестве исследования. Для создания дизайн-продукта выстраивается четкая логическая цепочка действий. На основе виртуальных прототипов создается идеальный, гармоничный вариант решения с определением его практической значимости, затем выстраивается гипотеза, которая отрабатывается посредством моделирования. Продуктивная оценка определяет степень ограничений в идеализации. Созданная теоретическая модель на основе прототипов, с учетом функциональных ограничений позволяет определить ее характеристики. Посредством моделирования создается теория о свойствах и качествах необходимого дизайн-продукта. Создание объемной модели продиктовано необходимостью проверки на практике теоретической модели.

Моделирование деятельности на основе визуальных и виртуальных прототипов позволяет под новым углом зрения рассмотреть сложившийся характер организации пространства, элементы среды, предметы быта, чтобы представить экспериментально возможный характер изменений. Особенно важен такой опыт для студентов, которые в учебной профессиональной деятельности

должны разрабатывать идеи, которые будут востребованы обществом в будущем. Именно прогнозированию отводят значительное внимание современные зарубежные дизайнерские фирмы и компании, которые рассматривают современный дизайн как бизнес-проектирование, необходимое для всех сфер жизни.

Моделирование системы, ее структур и форм существования позволяет организовать и саму деятельность с объектом при его теоретическом и практическом освоении. Метод моделирования дает навыки для самостоятельной организации деятельности. Студент выделяет предмет деятельности, определяет характер необходимых средств, соотносит цель с условиями ее достижения, оценивает продукт своей деятельности. Мы можем говорить о том, что студент может наметить план своей деятельности в целом, он практически строит обобщенную ориентировочную основу деятельности по решению необходимых задач. В учебных заданиях, как правило, рассматривается идеальная форма существования материального мира, его свойств, связей и отношений. Кроме того, происходит ориентация на общественную практику, выработанные ею операции и способы действий, посредством которых познается и совершенствуется объективная реальность.

В настоящее время повышается продуктивная ценность полученных знаний, поскольку во всех развитых странах наблюдается зависимость между уровнем образования и уровнем материального благополучия. Стратегия развития высшего образования требует освоения новых форм и методов подготовки будущих дизайнеров с внедрением современных технологий, позволяющих адаптироваться к новым складывающимся условиям жизни, а значит, и создания всех условий для самореализации. В новых условиях экономического и социального развития работодатели отдают предпочтение специалистам универсального профиля, обладающим знаниями и навыками в двух и более смежных областях, отсюда возникает необходимость подготовки мобильно подвижного специалиста (4). Особое значение приобретает поиск эффективных способов применения полученных знаний, которые позволяют в процессе обучения разрешать актуальные проблемы средо-вого окружения конкретного города.

Всякая деятельность осуществляется по этапам, необходимым для достижения ее цели. Исходный этап - изучение спроса, потребности в какой-либо деятельности. Спрос можно спрогнозировать, учитывая определенные количественные и качественные характеристики. Так, например, учитывая рост рождаемости, можно спрогнози-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ровать, что через пять-семь лет возникнет необходимость в проектировании и строительстве детских садов, школ нового качества. На основе такого прогноза можно программировать, т.е. детально разрабатывать, содержание (состав) и форму (порядок действий). Программа служит основой планирования, этапа реализации, когда деятельность посредством проектирования начинает переходить в план материальный. Сначала мы определим, что мы хотим предоставить нашим детям. Так, при планировании детских садов нового типа необходимо учитывать наличие в проекте помещений для библиотеки, занятий искусством, музыкой, спортом, компьютерного зала и т.д. Учитывая национальные приоритеты, детям необходимо создать все условия для полноценного развития. Ведь под проектированием понимается социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации. Поэтому уже в учебных проектах должны учитываться эти социально-экономические изменения.

Дизайнерская деятельность во многом определяется сложившейся системой мирового образовательного процесса, изучение которого становится необходимостью в новых условиях деятельности. В середине 80-х годов XX века в Великобритании была разработана культурная программа по возрождению английских городов (1). Основная идея программы была направлена на то, что искусство и культура способствуют улучшению городской среды и повышению уровня жизни. В 1988 году Институт политических исследований подготовил документ о значении искусства для экономики Великобритании. Этой теме был посвящен ряд конференций, организованных АнглоАмериканской ассоциацией искусства.

Исходя из этих документов, приоритетным направлением в области студенческой исследовательской деятельности становится городская среда, ее гармонизация с использованием искусства. Курс обучения строится на основе современных технологий проектирования среды. Состав проекта по организации среды включает разработанную концепцию, выбор материалов и предметов наполнения пространства с установкой освещения. Значительное место в обучении отведено исследованиям настроения и поведения человека в различном средовом окружении. С этой целью студенты посещают презентации, чтобы выявить, в каком средовом пространстве человек чувствует себя уютно. Курс культурологии позволяет спрогнозировать основные тенденции развития общества, его запросов и возможные изменения средового окружения.

В 1994 году в Германии был основан фонд Баухауз Дессау как научно-исследовательский центр

по изучению тенденций модернизма в архитектуре и дизайне (6). Продолжая традиции школы Баухауз, особое внимание в исследовательском центре уделяют социальным аспектам архитектуры и градостроительства. Фондом определены приоритетные направления деятельности: развитие современных городов, вопросы глобализации, сохранение культурных ценностей и охрана памятников, тенденции развития современных технологий. В системе обучения архитекторов и художни-ков-дизайнеров делается акцент на разработку новых форм экспериментального дизайна, соответствующих требованиям современности. При этом основной акцент в работе направлен на благоустройство городской среды на основе результатов исследовательской работы.

В 1999 году был открыт Международный колледж Баухаузе, в методике обучения которого основное место занимают исследования. Эта методика исследования позволила расширить возможности профессии дизайнера. Особое внимание в курсе обучения обращается на объединение научных исследований и эксперимента в области дизайна. Итоги такой исследовательской работы являются основой для разработок и реализации как национальных, так и международных проектов. Приоритетными направлениями для исследований являются история градостроительства, искусство и дизайн, роль дизайна в культурном наследии разных стран. Фондом накоплен большой опыт социальных исследований по проектированию жилья для малоимущих слоев населения, модульных жилых ячеек с возможностью их мобильной сборки в экстремальных условиях и т.д. Заслуживают внимания, например, экспериментальная работа по разработке новых направлений в области проектирования городских площадей для преобразования городского пространства, проекты автомобильных стоянок.

В 2006 году под руководством МГХПА им. С.Г. Строганова была разработана Концепция развития дизайна, основные положения которой включены в программу стратегического развития России до 2014 года. Концепция развития рассматривает дизайн как интегральную инновационную деятельность, направленную на улучшение качества жизни людей и средового пространства. В основных положениях развития определены приоритетные направления деятельности: промышленный и средовой дизайн, дизайн в образовательных и медицинских центрах, дизайн для социальных групп с ограниченными возможностями. Развитие дизайна в этих областях предполагает сконцентрировать внимание прежде всего на будущих технологиях, культуре общества, тенденциях развития экономики и окружающей среды.

Изменение в содержании и характере деятельности профессии дизайнера позволяет говорить о целостности интеллектуальных и исполнительских компонентов. Использование компьютерного моделирования в профессиональной деятельности предполагает наличие у дизайнера и нового способа мышления. Деятельность дизайнера не просто становится интеллектуальной, ее содержание, новые условия применения требуют по-новому ориентироваться в предмете проектирования, средствах и инструментах, да и самой деятельности как целостной системе. Развивающиеся потребности человека, новые цели, а также задачи деятельности вызывают необходимость прогностической направленности ориентировочно-исследовательских процессов. Исследование осуществляется во внутреннем плане, моделируется универсальный образ (схема, модуль), подходящий для различной среды. Творческие же процессы, средства выражения позволяют создать индивидуальность этого же образа. Приоритетными направлениями в работе практикующих дизайнеров становятся проектирование пространства, предназначенного для медицинских учреждений, детского досуга, пожилых людей и инвалидов, внедрение в интерьерные пространства технических идей. В данном случае мы определяем комплексные исследования проблем, характерных для мирового сообщества. Это в первую очередь улучшение жизни людей определенных возрастов и социальных групп.

В курсе учебного проектирования студенты работают над заданиями, которые нацелены на решение продуктивных задач:

- поиск наилучшего функционирования среды и ее элементов;

- ориентация на решение проблем реального мира;

- выявление основных закономерностей, принципов и художественных средств выражения.

Дизайн-проектирование, его организационная структура в современном мире постоянно усложняется. Поэтому обязательным становится обращение к изучению потребностей и нужд человека. Международная Ассоциация Дизайнеров (1ЮА) особое внимание в работе дизайнера обращает на анализ потребностей конкретного человека. Теренс Конран, английский дизайнер и автор энциклопедии «Современный дом: искусство дизайна», предлагает дизайнеру смоделировать наилучшее окружение для человека на основе собственных представлений и увидеть то, что препятствует достижению этой цели. Он предлагает представить будущее средовое пространство как единое целое, сильные стороны которого необходимо подчеркнуть, а слабые исправить и художественно оформить (5).

Мировое сообщество обеспокоено качеством современного образования и возможностью дальнейшей профессиональной реализации и востребованности специалиста обществом. Студенты прослушивают курс социологии, направленный на изучение прогнозов развития (экономического, социального и культурного) передовых стран. С учетом этого в курсе учебного проектирования студенты работают над проектами, которые будут востребованы в будущем: спортивные и медицинские объекты, центры досуга для юношества и детей, автомобильные стоянки и т.д. В современном обществе востребован специалист, обладающий прогностическими способностями, дающими возможность предвидеть востребованность определенных идей в ближайшем будущем.

Библиографический список

1. Возрождение городов через культуру / Чарльз Лэндри, Лесли Грин, Франсуа Матарассо, Франко Бьянчи-ни. - СПб.: Нотабене, 2000. - 88 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления в советской психологии. - М.: Педагогика, 1966. - 277 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

5. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: Популярная энциклопедия. - М.: Меджибок, 1997. - 264 с.

6. Фонд Баухауз // Архитектура, строительство, дизайн. - 2006. - № 3. - С. 38-41.

A.E. MANTULIN

CONCEPTION OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENT SCIENTIFICALLY-CREATIVE ACTIVITY OF

DESIGNERS OF QUALIFICATION IS A BACHELOR

Passing to the two-tier system of education is supposed by the search of ways of perfection and increase of efficiency of teaching process. The table of contents of theoretical and practical cycle of teaching is determined by the rational orientation of teaching taking into account the substantive provisions of laws and decisions of Russian Federation about education, Conception of development of design and world progress of designer activity trends.

Key words: Bachelor. Conception. Independence. Activity. Modelling. Prototyping.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.