Научная статья на тему '«Следы» советского в современной городской культуре (на примере дискурсивных «Книжных» практик)'

«Следы» советского в современной городской культуре (на примере дискурсивных «Книжных» практик) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДЫ / СОВЕТСКОЕ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / КНИЖНОСТЬ / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ФОНОВЫЕ ПРАКТИКИ / ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дудоладова Мария Михайловна

Статья посвящена исследованию «следов» советского в жизни современных горожан. Под метафорой «следов» автор понимает повседневные практики, обращенные к советской эпохе в своем ценностно-ритуальном наполнении. Подобные действия в статье обозначаются термином «фоновые практики». Автор рассматривает «следы» ушедшей эпохи на примере дискурсивных практик, апеллирующих к культуре чтения книг. Подобные практики сформировались в результате культурной политики СССР по созданию и воспитанию нового читающего «советского» человека. На основе дискурс-анализа фрагментов биографических интервью и материала с тематических сообществ социальной сети «В контакте» автор приходит к выводу, что дискурсивные практики чтения носят ценностно-рациональный характер, поскольку в их содержании угадывается запечатленность в коллективном сознании индивидов «светлого» образа советского социального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Следы» советского в современной городской культуре (на примере дискурсивных «Книжных» практик)»

УДК 008

Дудоладова Мария Михайловна

старший преподаватель кафедры культурологии Пермской государственной академии искусства и культуры mari-marchi@rambler.ru

«Следы» советского

В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСИВНЫХ «КНИЖНЫХ» ПРАКТИК)

Mariya M. Dudoladova

Senior Lecturer,

Department of Cultural Studies of the Perm State Academy of Art and Culture mari-marchi@rambler.ru

«Footprints» in soviet

CONTEMPORARY URBAN CULTURE (FOR EXAMPLE, DISCURSIVE «BOOK» PRACTICES)

Аннотация. Статья посвящена исследованию «следов» советского в жизни современных горожан. Под метафорой «следов» автор понимает повседневные практики, обращенные к советской эпохе в своем ценностноритуальном наполнении. Подобные действия в статье обозначаются термином «фоновые практики». Автор рассматривает «следы» ушедшей эпохи на примере дискурсивных практик, апеллирующих к культуре чтения книг. Подобные практики сформировались в результате культурной политики СССР по созданию и воспитанию нового читающего «советского» человека. На основе дискурс-анализа фрагментов биографических интервью и материала с тематических сообществ социальной сети «В контакте» автор приходит к выводу, что дискурсивные практики чтения носят ценностнорациональный характер, поскольку в их содержании угадывается запечатленность в коллективном сознании индивидов «светлого» образа советского социального порядка.

Ключевые слова: следы, советское, городская культура, жизненный мир, книжность, дискурсивные практики, фоновые практики, ценностно-рациональное.

Annotation. The article investigates the «traces» of Soviet life in the modern city dwellers. Under the metaphor of «traces» the author understands the everyday practices, addressed to the Soviet era in its value-filling ritual. Such actions in the article are termed «background practices.» The author examines the «traces» of a bygone era as an example of discursive practices that appeal to the culture of reading books. Such practices have formed as a result of the cultural policy of the USSR to establish and foster a new reading of the «Soviet» person. Based on fragments of biographical interviews and thematic material with community social network «in contact» the author concludes that the discursive practices of reading are value-rational character, since their content is guessed etched in the collective consciousness of individuals «light» image of the Soviet social order.

Keywords: tracks, Soviet, urban culture, the life-world, book culture, discursive practice, practice background, value-rational.

Российское общество находится в стадии перехода от советского к постсоветскому. Происходит смена поколений. «Советское» ушло с исторической сцены, но его наследие во многом сохраняется в самых разных аспектах российской культуры. Согласимся с тем, что институциональная организация современного социального порядка в России далека до завершения. С точки зрения Н. Шушковой: «Российское общество в настоящий момент характеризуется изменением институциональной структуры, затрагивающим все его сферы. Утрачивают эффективность прежние механизмы социального взаимодействия. На смену им приходят другие: вновь созданные или заимствованные из казалось бы утраченной исторической традиции» [8, с. 3]. Но, по выражению Ю. Левады, советский человек никуда от нас не делся [4]. Более того, по мнению Л. Гудкова, «одной из важнейших

проблем оказывается неясность того, как, собственно, происходит процесс социализации «советского человека», каким образом в ситуациях разложения отдельных институциональных структур осуществляется воспроизводство этого типа человека» [2].

Интерес к советскому прошлому опирается на ценность ушедшей эпохи. Нынешняя жизнь настолько наполнена явлениями, происходящими из ушедшей эпохи, что можно говорить о проблеме «следов» советского в современной российской городской культуре. Эти «следы» проявляются как в повседневных практиках людей, заставших советскую эпоху, так и тех, кто знает о ней от старшего поколения и средств воспроизведения культурной памяти (кино, литература и т.д.). По мнению антропологов, «социальные практики живут в повторе-

20

нии и рождают чувства и желания их повторять» [7, с. 212]. Под «следами» в этом случае мы понимаем фоновые практики современных горожан. Для выявления данных практик мы обратимся к oral history, которая поможет в исторических фактах обнаружить повседневные смыслы, что важно с антропологической точки зрения. Статья основана на фрагментах биографических интервью, взятых автором в 2012-2014 гг. Информанты - люди советского поколения, 1950-60 г.р., условно относящиеся к гуманитарной интеллигенции. Также в статье использован материал тематических «книжных» сообществ социальной сети «3 контакте».

Современные исследователи полагают, что сегодня человек, особенно живущий в городе, стал менее цельным, его повседневная жизнь напоминает мозаику; чтобы составить о нем представление, приходится изучать множество систем, в которые вовлечена его жизнь [7, с. 211216]. В частности, современный человек еще совсем недалеко ушел от человека «советского», по традиции воспроизводя прежние смыслы и практики в иной культурной ситуации. По оценке К. Богданова, исследовавшего праздничную историю советского шампанского, эмоциональные переживания по поводу советской культуры определяются как «смешанные чувства»:

«Давно замечено, что в ностальгических воспоминаниях о советском прошлом респонденты социологических опросов предсказуемо выделяют такие характерные и утраченные сегодня, по их мнению, ценности советского коллективизма, как духовность, душевность, доброта, радость и т.п. Вместе с тем конкретные вопросы об особенностях быта, условиях работы, идеологии и политике заставляют тех же респондентов противоречить самим себе, и тогда советская действительность предстает действительностью взаимного отчуждения, подозрительности и жестокости» [1, с. 367].

Рассмотрим бытование «следов» советского на примере практик чтения в среде современных горожан. Для этого обратимся к нарративу наших информантов. В детальном описании своего жизненного мира все они говорили об исключительной роли в нем практик чтения. Например, «Если мама - учительница начальных классов (пауза). Не скажу, чтобы она читала, но она меня приучила читать еще до школы. Она читала то, что нужно было по школе - готовиться к урокам, писать планы. Поэтому я всегда читала очень много, считаю, что читать необходимо, пока можешь видеть, чувствовать» (Женщина, 56 лет, в/о.), «3 библиотеку мы тогда все ходили, все наше поколение. В мою первую библиотеку меня записали, когда я пошла в первый класс, в школьную. Постоянно ходила в детскую, книжки брала, меняла. В общем, очень много читала замечательных книг. Что было хорошо в советское время - было много детской литературы» (Женщина, 60 лет, в/о). Можно полагать, что «книжность» и высшее образование в советском обществе были неразрывно связаны с высоким статусом знания, ведущего своё происхождение от французского Просвещения. Так конструировался миф о самой читающей стране. «3 концепции советского культурного мифа именно Советский Союз выступал как единоличный носитель

Истины и Духовности, как место локализации сил Света. Границы Тьмы были смещены на Запад» [6, с. 140].

Можно согласиться с авторами, утверждающими, что в результате исторических перипетий советская городская культура была утеряна, разбиты её смыслы и специфические практики. Как пишут современные социологи, «социальные сдвиги в обществе, выведшие на ключевые позиции людей, не принадлежавших к книжной культуре, привели к общему снижению её статуса» [5, с. 173]. По результатам исследований, в городской культуре сегодня реализуется множество моделей поведения, от элитарных до девиантных. Жизненные миры современных горожан включают в себя практики, сильно разнящиеся по ценностному содержанию в разных городских сообществах.

Что же говорит по поводу «книжности» современное поколение, выросшее после развала Советского Союза? Например, если обратиться к социальной сети «3 контакте», то можно увидеть огромное количество виртуальных сообществ, посвященных практикам чтения. На сегодняшний день

(6.03.2014) их зарегистрировано в количестве 1301, и они имеют по несколько тысяч подписчиков -представителей постсоветского поколения. Выбрав 10 сообществ, можно выделить конкретные слова, которыми данные сообщества позиционируют себя. Приведу пример типичного высказывания. Группа «^|уб любителей книг» утверждает, что «Книга - настоящий клад. Когда заходишь в библиотеку, тебя поражает обилие книг, полные полки литературы. Полное собрание сочинений литераторов всех времен, мудрые мысли и скопище знаний всего человечества...

Каждый находит для себя в литературе необходимую информацию, так как книги содержат в себе много знаний. Вместе с героями книг читатель участвует во всех происходящих в книге событиях, учится находить выход из любых трудных ситуаций» [3]. Как можно заметить из данного примера, язык текста абсолютно «советского» характера, с использованием характерных штампов и клише.

Подведем итоги. Чтение в условиях внешне рационализированной современной городской культуры лишено прагматического содержания (если речь не идет о специализированной технической литературе, например). В то же время мы видим, что информанты обоих поколений говорят на советском языке, вновь и вновь обращаясь к конструктам «чтение воспитывает», «читать полезно» и т.д. Использование дискурсивных практик «важности» чтения носит ценностнорациональный характер, поскольку в их содержании угадывается запечатленность в коллективном сознании индивидов «светлого» образа советского социального порядка. Иначе говоря, по смысловой наполненности речевые практики такого типа являются практиками фоновыми. Они воспроизводят ценности вчерашнего дня, опираются на культурную память, подчеркнуто непрактичны и наполнены оценочными суждениями, тяготеющими к массовому советскому эстетическому и этическому сознанию.

21

Литература:

1. Богданов К. Советское шампанское: праздничная история // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 367-379.

2. Гудков Л. Условия воспроизводства «советского человека» // Полит.ру. 10.11.2009. Электронный ресурс. URL : http://polit.ru/article/2009/ 11/10/sovhuman/1345550804000/ (Дата обращения: 15.04.2014).

3. Клуб любителей книг // Электронный ресурс. URL : https://vk.com/likebooks (Дата обращения: 04.03.2014).

4. Левада Ю. Человек советский / публичные лекции на «Полит.ру» // Электронный ресурс. URL : http://polit.ru/article/2004/04/15/levada/ (Дата обращения: 15.04.2014).

5. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В. На семи ветрах: институт высшего образования в постсоветскую эпоху // Понять образование... Исторические, социологические, антропологические очерки современного образования в России : моногр. / под ред. канд. социол. наук Н.В. Шуш-ковой. Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 156-189.

6. Лосева МЛ. Мифологические основания современного отечественного образования // Понять образование. Исторические, социологические, антропологические очерки современного образования в России : моногр. / под ред. канд. социол. наук Н.В. Шушковой. Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 120-155.

7. Сафонова Т. Исследование практик через обучение в социальной антропологии // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 211-216.

8. Шушкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пермь, 2004. 26 с.

Literature:

1. Bogdanov K. Soviet champagne: holiday story // Forum for Anthropology. 2012. № 16. P. 367-379.

2. Gudkov L.Terms reproduction of «Soviet Man» // of Polit.ru. 10.11.2009. Electronicresource. URL : http://polit. ru/article/2009/11/10/sovhuman/1345550 804000/ (Date of circulation: 14.04.2014).

3. The book club // Electronic resource. URL : https://vk.com/likebooks (Date of circulation: 04.03.2014).

4. Levada J. Soviet Man / public lectures on «of Polit.ru» // Electronic resource. URL : http://polit.ru/article/2004/04/15/levada/ (Date of circulation: 15.04.2014).

5. Leibowitz O.L., Shushkova N.V. On the Seven Winds: Institute for Higher Education in the postSoviet era // Understand education ... historical, sociological, anthropological essays of modern education in Russia : monograph. / Ed. cand. sotciol. Sciences N.V. Shushkova. Perm : Publishing House of Perm. state. tehn. University Press, 2009. P. 156-189.

6. Loseva M.A. Mythological founding of the

modern national education education ... //

Understand historical, sociological, anthropological essays of modern education in Russia: monograph. / Ed. cand. sotciol. Sciences N.V. Shushkova. Perm : Publishing House of Perm. state. tehn. University Press, 2009. P. 120-155.

7. Safonova T. Study practices through training in social anthropology // Forum for Anthropology. 2010. № 13. P. 211-216.

8. Shushkova N.V. Paternalism as a social institution in a transitional society : Author. dis. ... cand. sotciol. Sciences. Perm, 2004. 26 p.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.