Научная статья на тему 'Ситуационный анализ в контексте профессиональной подготовки дизайнера'

Ситуационный анализ в контексте профессиональной подготовки дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КЕЙСОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНЫЕ КЕЙСЫ / ДИЗАЙНЕРСКИЕ КЕЙСЫ-ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радвил Н. И.

В статье рассматриваются возможности использования профессиональных дизайнерских кейсов как средства обучения студентов. Данный материал имеет своей целью анализ основополагающих принципов разработки их структуры и механизмов реализации в контексте профессиональной подготовки дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ в контексте профессиональной подготовки дизайнера»

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА

© Радвил Н.И.*

Орловский государственный университет, г. Орёл

В статье рассматриваются возможности использования профессиональных дизайнерских кейсов как средства обучения студентов. Данный материал имеет своей целью анализ основополагающих принципов разработки их структуры и механизмов реализации в контексте профессиональной подготовки дизайнеров.

Ключевые слова: метод кейсов, профессиональная ситуация, проектная деятельность, сюжетные кейсы, дизайнерские кейсы-задания.

Ситуационному анализу в обучении и кейс-методу как его основному средству посвящено достаточно большое количество исследований. В частности, Роберт К. Инь определяет ситуационный анализ как метод, который исследует современное явление в контексте его реальной жизни при отсутствии границы между феноменом и контекстом [4]. Роберт Е. Стэк, Хелена Симонс разработали основные принципы и направления применения кейс-метода в современной образовательной практике [5, 6].

Сегодня метод кейсов завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес-образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Бизнес-образование - традиционная сфера применения кейс-метода, существуют и ценные наработки в практике применения кейсов при обучении государственных служащих. По мнению исследователей, значительны возможности политологии для применения кейс-метода, пригоден он и для изучения некоторых естественно-научных и технических дисциплин, наибольший же опыт ситуативного обучения накоплен в педагогике [2].

Вопрос о применения кейсов в профессиональном образовании дизайнеров на сегодняшний день остаётся открытым. В большинстве случаев о собственных кейсах известные практикующие дизайнеры рассказывают на своих мастер-классах, но основные, решающие нюансы при этом не прорабатываются, реальные кейсы используются для того, чтобы просто получить информацию из брифа. Вместе с тем, кейсы могут стать очень важным инструментом для студента-дизайнера при выработке навыков профессиональной деятельности, т.к. к числу наиболее ценных качеств дизайнера можно отнести способность к анализу, принятию решений и продвижению. Способность к анализу позволяет дизайнеру разобраться в колоссальных потоках информации, связанных с появлением каждый день новых дизайнерских

* Доцент кафедры Дизайна, скульптуры и теории искусства, кандидат педагогических наук.

концепций, выработать наиболее эффективный путь своего профессионального развития. Способность принимать наиболее рациональные решения -одно из важнейших и необходимых качеств современного дизайнера, проявляющееся на организационном, ситуационном и прогностическом уровнях. Способность к продвижению включает в себя способность к развитию и продвижению своей личности, творческой индивидуальности и результатов своей проектной деятельности. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специализирующих кейсов, которые помогают выработке специальных качеств и умений выпускников.

Метод кейсов (метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных профессиональных ситуаций, инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Основная его функция - учить студентов решать сложные неструктурированные проектные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проектных задач, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. В сфере дизайн-образования, несомненно, наиболее продуктивными являются реальные кейсы, базирующиеся на фактическом материале из практики дизайн-студий и рекламных агентств.

Дизайнерские кейсы-задания отличаются от привычных проектных заданий, используемых при проведении лабораторных и практических занятий, поскольку цели использования традиционных заданий и кейсов в обучении различны. Традиционные задания обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных навыков. Обучение же с помощью реальных кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных знаний и умений. Кейсы подразумевают много решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним, поэтому реальные дизайнерские кейсы особенно востребованы в дисциплинах, в которых нет однозначного решения поставленной проблемы, а предполагается несколько вариантов. Задача преподавания при этом сразу отклоняется от традиционной схемы и ориентируется на поиск решений в их проблемном поле. В ходе разбора ситуаций студенты учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

Из всего многообразия разработанных на сегодняшний день видов кейсов, приемлемых для дизайн-образования, наилучшие результаты, на наш взгляд, дают неструктурированные кейсы-задания. Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости проектного мышления, умения отделить главное от второстепенного и выработки навыков работы в определённой области. Для них приоритетна возможность нахождения нестандартного дизайнерского решения.

Первооткрывательские дизайнерские кейсы-задания дают возможность увидеть, способен ли студент мыслить нестандартно, сколько креативных

40

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить наиболее продуктивную мысль, развить её и использовать на практике. Такие кейсы представляют широкий спектр творчества для преподавателя. Можно использовать их в рамках более сложных ситуативных занятий по дизайн-мышлению, предполагающих несколько стадий разбора и решения проектной ситуации: понимание проблемы (эм-патия), фокус, поиск всего спектра возможностей решения, прототипирова-ние, презентация результатов и их тестирование. Для подобных занятий подходят как полные (предназначенные для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевающие командное выступление для презентации решения), так и сжатые кейсы (предназначенные для разбора непосредственно на занятии и подразумевающие общую дискуссию).

На сегодняшний день определенного стандарта представления кейсов нет. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако считается, что включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео-вариантах, а ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. Для дизайн-образования интересными могут быть мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

Сюжетные кейсы также представляются для студентов-дизайнеров наиболее предпочтительными, т.к. содержат рассказ о конкретном событии, включают действия лиц и организаций. Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности дизайнерского кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно -следственные связи, а прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант проектного решения.

В создании дизайнерского кейса-задания выделяются несколько основных этапов. Во-первых - формирование основной обучающей и проектной цели (необходимо определить место кейса в структуре учебной дисциплины, тот раздел дисциплины, которому посвящена данная ситуация, поставить конкретные задачи). Во-вторых - определение проектной ситуации и построение программной карты кейса. В-третьих - разработка конкретной модели ситуации, отражающей реальную деятельность рекламного агентства или дизайнерской студии. В-четвёртых - подготовка кейса, диагностика его правильности и эффективности и внедрение в дизайнерскую практику. Необходимо также разработать ситуационные проектные задания для студентов.

Дизайнерский кейс должен удовлетворять обязательным требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания, иметь соответствующий уровень трудности, раскрывать несколько аспектов жизни современной дизайн-студии, быть актуальным и востребованным на сегодняшний день, раскрывать наиболее характерные проектные ситуации, развивать как аналитическое, так и проектное мышление, провоцировать дискуссию и предполагать множество нестандартных решений.

В современной образовательной практике примеров применения дизайнерских кейсов немного. В частности, можно привести пример кейсов основателя и креативного директора агентства Proekt Романа Крихели в рамках интенсива «Дизайн-менеджмент: управление креативным бизнесом» в Британской Высшей Школе Дизайна. Задача - на реальных примерах продемонстрировать слушателям стратегии продаж брендинга и дизайна, риски, успех и волевые решения. Формат мероприятий - дискуссии, в которых каждый участник имеет возможность вступать в беседу в реальном времени. Тематика встреч - демонстрация на реальных примерах, каким образом мобильное агентство может получить заказ у крупного клиента. На заключительной встрече - для обсуждения представлены два проекта - разработка Designers Night ID для Toyota и ребрендинг, консалтинг для Sminex [1].

Список литературы:

1. Сайт Британской Высшей Школы Дизайна [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://britishdesign.ru.

2. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сур-мина. - К.: Центр инноваций и развития, 2002.

3. Itugamova Elvira. Case-study as oœ of the ways of the inereasing of motivation // Science progress in European countries: new concepts and modern solutions, proceedings of the 1st International scientific conference. Volume 2. - Stuttgart: ORT Publishing, 2013. - P. 3-5.

4. Hamel J., Dufour S., Fortin D. Case study methods. - Newbury Park, CA: Sage, 1993.

5. Simons H. Towards a science of the singular: Essays about case study in educational research and evaluation. - Norwich, UK: University of East Anglia, Centre for Applied Research in Education, 1980.

6. Stake R.E. The art of case study research. - Thousand Oaks, CA: Sage, 1995.

7. The Case Study as a Research Method. Uses and Users of Information [Электронный ресурс]. - LIS 391D.1. - Spring, 1997. - Режим доступа: https://www.gslis.utexas.edu.

8. Yin R.K. Case study research: Design and methods. - Newbury Park, CA: Sage,1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.