Научная статья на тему 'Коучинг в контексте инновационного дизайнерского образования'

Коучинг в контексте инновационного дизайнерского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радвил Н. И.

В статье даётся характеристика основных составляющих коучингакак инновационного направления современного дизайн-образования. Целью работы является анализ его технологий в системе профессионального обучения дизайнера. В ряду многочисленных публикаций и методических руководств по коучингу данная статья сосредоточена на рассмотрении его особенностей в контексте профессиональной подготовки дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коучинг в контексте инновационного дизайнерского образования»

КОУЧИНГ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ДИЗАЙНЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Радвил Н.И.*

Орловский государственный университет, г. Орёл

В статье даётся характеристика основных составляющих коучинга-как инновационного направления современного дизайн-образования. Целью работы является анализ его технологий в системе профессионального обучения дизайнера. В ряду многочисленных публикаций и методических руководств по коучингу данная статья сосредоточена на рассмотрении его особенностей в контексте профессиональной подготовки дизайнера.

Коучинг сегодня является одним из самых перспективных направлений дизайн-образования, так как наиболее полно отвечает требованиям современной дизайнерской практики. Изначально предполагая приоритет личностной активности и индивидуального креативного мышления, он созвучен современной дизайнерской культуре и практике жизни. В креативном дизайне всегда прослеживается уникальный, собственный, нестандартный взгляд на вещи, свобода мысли, оригинальные идеи. В профессиональной сфере коучинг сопровождает проектные команды по дизайн-процессу, позволяя спроектировать лучшие решения и успешный пользовательский опыт. В обучении решение одной проектной ситуации с помощью коучинг-технологий позволяет студенту приобретать личностные качества и профессиональные навыки, необходимые при решении последующих задач образовательной дизайнерской практики, что исследователи называют эффектом синергии [6]. Вместе с тем, при всём богатстве и разнообразии литературы о различных направлениях, формах и технологиях коучинга, исследований в области его применения для профессионального обучения дизайнера нет. В дизайнерской среде практически все формы реализации коучинга являются пока только частной практикой. Разрабатывая и реализуя проекты мастер-классов и лекций в Британской Высшей Школе Дизайна, такие признанные дизайнеры-креативщики, как Арам Мирзоянц (Depot WPF), Дмитрий Карпов, Людвиг Быстроновский (Студия Лебедева), в определённой степени используют в них коучинг-технологии. Форматы таких проектов трудно сравнивать с профессиональными полноценными коучинг-сессиями, но на сегодняшний день именно такие проекты определяют лицо креативного дизайн-образования [8].

Цель данной работы - рассмотреть основные составляющие коучинг-технологий в контексте их применения в сфере профессиональной подготовки дизайнера.

* Доцент кафедры Дизайна, скульптуры и теории искусства, кандидат педагогических наук.

Сегодня система профессионального образования претерпевает изменения, связанные не только с логикой своего развития, но в гораздо большей степени с масштабами инноваций, привносимых обществом извне. Современное же развитие общества характеризуется особым вниманием к миру личности. Само образование исследователи называют сегодня «состоянием личности», её «общественно--социальным статусом» [1, с. 23]. Такой концепции явно противоречит система традиционного образования, в основе которой фиксированные постулаты, предназначенные для того, чтобы справляться с уже совершившимися, пережитыми и изученными ситуациями. В традиционной системе профессионального обучения дизайнера это проявляется, прежде всего, в том, что часто именитые мастера сводят преподавание к передаче своего богатого профессионального опыта, который и является, по их мнению, гарантом успешности обучения. Такой преподаватель с его собственной системой представлений о «правильном» дизайне является безапелляционным наставником и работает по традиционному принципу подобия, создавая из способных учеников свои копии. Однако, модель директивного поведения преподавателя как правило вызывает сопротивление, поскольку у студента-дизайнера может и должно быть свое собственное, индивидуальное видение проектной ситуации, подчас более продуктивное и креативное.

Студенты ищут лучшие именно для себя и оптимальные для конкретной ситуации решения. Коучинг, активизируя ресурсы, способности человека для решения его проблем и находясь в иной по сравнению с традиционным обучением плоскости взаимоотношений, является мощным инструментом профессионально-личностного роста студентов-дизайнеров. У студента открывается возможность посмотреть на проектную ситуацию со всех сторон, оценить ее в целом, сгенерировать несколько разных способов её решения, проанализировать их и принять наилучшее решение, составить план действий, научиться контролировать свои действия, подчиняя их цели и плану, продуктивно взаимодействовать с преподавателем и со всей дизайнерской средой. Основное внимание при этом сосредотачивается на настоящей ситуации студента и на том, какие действия он готов предпринять, чтобы достигнуть желаемого профессионального результата.

Используя в своей профессионально-педагогической деятельности ко-учинг-технологии, преподаватель ставит целью индивидуально-личностное развитие студента, пробуждение его творчества, формирование собственного оригинального взгляда на тот или иной проект. При этом основополагающим принципом должно стать безусловное принятие студента как личности и вера в его способности, так как только отношения абсолютного профессионально-личностного доверия преподавателя и студента способны дать действительно продуктивный и долговременный результат. С этим неразрывно связано важнейшее условие коучинга - коммуникативное сотрудничество и взаимоотношения на равных. Коучинг изначально отвергает идею

Современные проблемы науки и образования

135

поучать студента и направлять его на «правильный путь». Профессиональное партнёрство преподавателя и студента создаёт благоприятную почву для сотрудничества, так как уже само отношение к другому человеку как равному повышает уровень, культуру и продуктивность взаимодействия. Такое равенство в контексте современного инновационного дизайн-образования, безусловно, предполагает такое же интенсивное профессиональное развитие и самого педагога.

Основной инструмент коучинга - развивающие, разноплановые вопросы, которые стимулируют активность, помогают студенту взглянуть на проект с разных сторон [4]. В процессе коучинг-общения в рамках конкретной дизайн-проектной ситуации преподаватель не предлагает студенту готовых ответов, тот должен найти их для себя сам, преподаватель лишь помогает, стимулирует его активность. Следствием этого является то, что самостоятельно и на высоком уровне разработав проект, студент может изменить принципы выполнения других заданий и в целом отношение к своему самоощущению как молодого современного дизайнера [8].

К непосредственным результатам коучинга можно отнести, во-первых, определение целей и расстановку приоритетов. Это особенно важно для студента-дизайнера, перед которым открывается множество разных вариантов решений проекта, практически равно привлекательных и сделать выбор достаточно трудно. В этом случае результатом коучинга будет сложившееся у студента понимание того, что для него действительно важно, определение в процессе коучинга приоритетных целей. Во-вторых, совместно с преподавателем разрабатывается план действий, и главная задача при этом - показать студенту разные взгляды на проблему, активизировать его способности для успешной реализации проекта. Возможно, что в результате такой работы студент начинает иначе оценивать себя в профессионально-личностном смысле: приобретаются навыки самостоятельного решения проблем, использования собственного опыта и знаний, иначе осознаётся степень ответственности, активизируется личностная позиция, появляется внутренняя мотивация к целенаправленным действия и изменениям.

Таким образом, внедрённый в процесс профессионального обучения, коучинг может способствовать решению многих проблем и задач, и, рассматривая его в плане формирования компетенций будущего специалиста, можно сделать вывод: целенаправленно применённые в системе профессиональной подготовки студента-дизайнера коучинг-технологии формируют навыки выделения, анализа и преодоления собственных проблем в профессионально-личностной сфере, и в результате их приобретения студент-дизайнер становится коучем для самого себя. Он начинает думать новым, непривычным для себя способом, готов к совершению необходимых изменений и предпринимает для этого необходимые действия, понимает, что за результат своей профессиональной деятельности несёт ответственность только он сам.

Список литературы:

1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (Металогические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

2. Волков Д. Области применения коучинга [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.yxp.ru.

3. Голви У Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте (The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace). - М., 2005. - 252 с.

4. Парслоу Э.Коучинг в обучении. Практические методы и техники: Coaching and Mentoring. Practical Methods to Improve Learning / Эрик Парслоу, Моника Рэй. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.

5. Паршиков Ю.Коучинг: Развивающее консультирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leader3000.ru.

6. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни» [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ - 2012. - № 75 (01). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru.

7. Сербиновский Б.Ю. Инновационная модель и интегрированная информационная среда в управлении университетом нового типа / Южный федеральный ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 226 с.

8. «12^12». Образовательный проект Британской Высшей Школы Дизайна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rutracker.org.

9. Downey M. Effective Coaching. Lessons from the coach's coach. - Second edition. - Texere, 2003. - 149 p.

10. Whitmore J. Coaching for Performance. - Nicholas Brealey Publishing, 2002. - 224 p.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИКЛАДНЫХ

КВАЛИФИКАЦИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

© Стародуб И.В.*

Западно-Сибирский государственный колледж, г. Тюмень

Данная статья посвящена вопросам и проблемам развития региональной системы профессионального образования на примере создания Многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе учреждений среднего профессионального образования Тюменской области.

* Руководитель Многофункционального центра прикладных квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.