Научная статья на тему 'Система воспитательного воздействия в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности студентов'

Система воспитательного воздействия в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Е. Н.

В статье рассматриваются параметры, раскрывающие особенности воспитательного пространства вуза; процесс формирования у студентов профидентичности; понятия профессиональной адаптации. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система воспитательного воздействия в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности студентов»

UDC 378

TRAINING PR-EXPERT TO WORK IN A DYNAMIC CHANGING PROFESSIONAL

ENVIRONMENT

T.M. Plekhanova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: psychol@samgtu.ru

The article analyzes the requirements for professional skills of PR-specialists in terms of the formation of a professional PR-environment, justified the need for an innovative approach to the organization of the educational process for PR-specialist. As an effective method of learning within this approach a method of case-story is proposed. Key words: PR-specialist, professional training, professional environment.

Original article submitted 9/IX/2009;

_revision submitted - 24/X/2009._

Tatiana M. Plekhanova Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy

УДК 378

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Е.Н. Руднева1

Самарский государственный технический университет, 4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Rudneva2005@ya. ru

В статье рассматриваются параметры, раскрывающие особенности воспитательного пространства вуза; процесс формирования у студентов профидентичности; понятия профессиональной адаптации. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.

Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, воспитательное пространство, профессиональная идентичность.

Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой человеком собственных необходимых профессионально важных качеств, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворение от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными [5].

Нами предпринята попытка исследования малоизученной проблемы формирования профессиональной идентичности студентов в процессе воспитательной работы в вузе. Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Раскрывая сущность профессиональной идентичности, ее природу, ученые рассматривают вопросы, касающиеся ее структуры

1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики

(Н.Л. Иванова, Л.Б. Шнейдер), видов и функций (Д.Н. Завалишина), особенностей процесса формирования (Н.В. Антонова, Е.П. Ермолаева, Е.А. Климова, О.А. Волкова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, И.Ю. Хамитова). Немало работ посвящено формированию профессиональной идентичности представителей самых разных профессий (клинических психологов - Л.Г. Матвеева, практических психологов, богословов - Л.Б. Шнейдер, офицеров запаса - В.Ф. Ульянов, предпринимателей -Н.Б. Скрипникова, руководителей и режиссеров - М.Ю. Кузьмина и др.) [2, 3, 4, 8].

В данной исследовательской работе мы рассматриваем профессиональную идентичность с позиций формирования ее в процессе воспитательного воздействия. Нами разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов через воспитательный компонент вузовской подготовки (схема 1).

К числу параметров, раскрывающих особенности воспитательного пространства, относятся следующие:

1. Степень развитости воспитательного пространства, которая, по мнению Ю.П. Сокольникова, определяется следующими факторами [6]: какую часть членов общества охватывает данная воспитательно-образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она охватывает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы и педагогически целесообразны связи между его компонентами, придающие этому пространству целостность и влияющие на эффективность воспитания.

2. Образовательный потенциал пространства, который характеризуется: уровнем информационного обеспечения пространства; характером информации; степенью ее доступности; совокупностью включенных в образовательно-воспитательный процесс интеллектуальных качеств его участников.

3. Управляемость воспитательным пространством, которая предопределяется: наличием или отсутствием управляющей подсистемы; существованием концепции и программы управления; наличием механизмов управления; характером имеющихся ресурсов управления.

Воспитательное пространство - многоуровневое образование, в котором можно выделить, по меньшей мере, семь уровней (компонентов): деятельностный, коммуникативный, компаративный, информационный, эмоциональный, социально-предметный, экологический.

Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, поэтому профессиональное самосознание студента - это осознание себя как человека учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Основными компонентами профессионального самосознания студента являются такие сложные личностные образования, как «Я-образ», «Я-концепция». Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности графически можно выстроить следующим образом (рис. 1).

Этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существует изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [1]. Одним из важных этапов в процессе формирования профидентичности является профессиональная адаптация. Теоретический анализ понятия «профессиональная адаптация» выявляет множественность подходов, определений и социально-педагогических условий (рис. 2)

[7].

Схема 1. Модель формирования профессиональной идентичности студента через воспитательный компонент вузовской подготовки. Начало

Схема 1. Модель формирования профессиональной идентичности студента через воспитательный компонент вузовской подготовки. Окончание

5. Убежденность в правильности выбора профессии и положительное отношение к себе как к субъекту учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности

4.

Профессиональная идентичность (осознание своей тождественности с профессиональным

3. Профессиональный образ - Я

2. Я-концепция Я-образ: идеальный, нормативный, реальный

Рис. 1. Этапы формирования профессиональной идентичности

гт\

Рис. 2. Понятие профессиональной адаптации на уровне ключевых слов

Из результатов бесед с преподавателями следует, что проблема профессиональной адаптации студентов не является предметом целенаправленного изучения и формирования в практике высшего профессионального образования; 40% преподавателей затруднились в определении понятия «профессиональная адаптация студентов». Отмечается недостаточное понимание его сущности: 15% преподавателей считают, что профессиональная адаптация начинается непосредственно на предприятии и рассмотрение вопроса о ее развитии в образовательных учреждениях не заслуживает внимания; 20% рассматривают адаптацию «как возможность влиться в коллектив, студенческую жизнь»; 19% ассоциируют адаптацию с «привыканием к учебной деятельности и будущей профессии»; 69% преподавателей понимают необходимость развития профессиональной адаптации студентов, но в недостаточной степени владеют необходимыми для этого знаниями, методами и технологиями.

Определяющим воспитательным фактором в вузе является наличие психолого-педагогической воспитывающей среды, присутствие которой делает его культурным центром, объединяющим представителей различных слоев общества, возрастных групп, национальностей и т.д.

Предлагаемая воспитательная программа предназначена для того, чтобы помочь студентам осознать необходимость личного выбора из многих вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и принять личную ответственность за сделанный выбор в профессиональной сфере.

Для реализации программы необходима следующая структура психолого-педагогического центра вуза (рис. 3).

Рис. 3. Структура психо лого-педагогического центра вуза

При проектировании тренинговых образовательных программ для молодежи необходимо учитывать ряд существенных моментов.

Первая принципиальная позиция заключается в согласовании целевых ориентиров образовательных и воспитательных процессов.

Вторым принципиальным моментом является понимание педагогом молодежной активности и владение способами работы с ней.

Третий принципиальный момент связан с понятием субъективности. Субъектность предполагает наличие деятельности, активности, инициативы, которые разворачивают молодые люди.

Реализация воспитательной программы связана со следующим:

- во-первых, предоставление молодым людям возможности удовлетворять свои потребности в формировании профессионально значимых качеств;

- во-вторых, помощь в формировании собственной системы ценностных ориентиров в профессиональной сфере и принятии для себя личностного решения о том, как они будут реализованы; предоставление возможности оценить все стороны жизни;

- в-третьих, создание такой системы, которая позволяла бы достигать социально позитивных и личностно значимых для студента результатов, на основе которых растет его самоуважение к себе.

Целью программы «Формирование профидентичности» является формирование психологической компетентности относительно ситуации развития в юношеском возрасте, «проживание» проблемных ситуаций, возможность «примерить на себя» ту профессиональную роль, которую человек выбрал, поступив в вуз на ту или иную специальность.

Задачи программы:

1. Освоение схем понимания ситуаций развития в юношеском возрасте.

2. Освоение схем понимания проблемных ситуаций, связанных с профессиональным выбором и формированием профидентичности.

3. Организация многоуровневой системы личностной защиты, которая включает в себя:

- позитивные жизненные смыслы;

- особую духовную организацию;

- культурную и социальную укорененность;

- сформированность определенных паттернов поведения;

- позитивную систему самоотношений;

- определенную личностную позицию.

Ожидаемые результаты освоения материала: появление схем понимания проблемных ситуаций, связанных с профидентичностью; развитие профессиональной компетентности; развитие способности понимания и анализа феноменов современной молодежной культуры.

Формы деятельности: полевые наблюдения; самоанализ с элементами автобиографического описания; анализ научных и художественных источников; анализ практических примеров проблемных ситуаций; проведение интервью, анкет и опросников; круглые столы; анализ СМИ; пресс-конференции с участием представителей разных специальностей; групповые дискуссии; индивидуальная работа; индивидуальная и групповая проектная работа; разработка и проведение цикла тренинговых и консультационных занятий.

Форма итогового контроля освоения тренингового материала: протоколы наблюдений феноменов индивидуального и группового поведения; отчет по самоанализу; отчет по проведенным опросам и анкетированию; реферат по теме модуля; программа цикла тренинговых/консультационных занятий; протокол проведенного группового занятия; протокол индивидуальной консультации-беседы.

В рамках воспитательной программы ставится задача сформировать у студентов два типа средств, направленных на формирование профессиональной идентичности. Средства первого типа - средства понимания (идеи, теоретические представления, концепции, подходы и др.) - связаны с развитием понимания своей профессиональной деятельности; средства второго типа - средства организации (различные педагогические, психологические, методологические, управленческие методы и формы работы) - позволяют организовать конкретную воспитательную практику.

№ Наименование модулей и тем Всег о часов Работ а в группе Самостоятельны е занятия

1 Информационно -образовательный модуль «Психологические особенности выбора профессии» 12 6 6

2 Интерактивный модуль - тренинг «Формирование профидентичности» 8.40 4.35 4.05

2.1 Знакомство 1 1 -

1) выбор формы обращения

2) интервью-«ледокол»

2.2 Выработка правил группы 0.3 0.15 0.15

2.3 Ожидания от тренинга 0.3 0.15 0.15

2.4 Разминка 0.1 0.1 -

2.5 Вводная часть - постановка проблемы 0.3 0.15 0.15

2.6 Дискуссия 1.3 1 0.3

1) «Ценности профессии»

2) «Искусство быть профессионалом в своем деле»

2.7 Работа в малых группах - «мозговой штурм» 1.3 1 0.3

2.8 Викторина «Психологическая компетентность» 0.3 0.15 0.15

2.9 Упражнение «Мифы о профессии» 0.3 0.15 0.15

2.1 0 Разработка «Кодекса профессии» 0.3 0.15 0.15

2.1 1 Ролевая игра 1.3 1 0.3

3 Рефлексивное оформление результатов тренинга 1 0.3 0.3

ИТОГО: 21.4 0

Итак, подводя итог, можно сказать: важнейшим фактором становления профидентичности студентов является процесс воспитания в вузе. Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание - управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. Успех воспитательного процесса в вузе зависит от того, как воспринимает сам студент воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего специалиста (самовоспитание). Другими словами, успех воспитательного процесса обусловлен степенью социальной зрелости студента, уровнем сформированности его социального характера. Воспитательную систему формирования профидентичности отличают следующие принципиальные особенности:

профидентичность студента построена на органичном сочетании воспитательного и учебного процессов;

- центральное условие существования системы формирования профидентичности - организация воспитательной среды, основой которой является профессиональное сообщество;

- принципиальная ориентация системы формирования профидентичности студентов состоит в нацеленности на развитие профессиональной адаптации будущих специалистов;

- создание воспитательного пространства, формирующего профидентичность студентов, основано на личностно-ориентированном, личностно-позиционном, средовом подходах.

Воспитательная деятельность в вузе сегодня может и должна быть понята не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гарбузова Г.В. Эмпирические критерии формирования профессиональной идентичности студентов. - Брянск: БГУ, 2008.

2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. - 1998. - №2. - С. 1622.

3. 3авалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М. - Ярославль, 2001. - С. 104-128.

4. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. - 228 с.

5. Исаева Н.А., Слободчиков В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 14-22.

6. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. - М.: Белгород, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Цегельная Н.В. Модель развития профессиональной адаптации студентов / Цегельная Н.В. // Профессиональное образование. - 2008. - № 8. - С. 38.

8. ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность. - М.: Изд-во МОСУ, 2000. - С. 11-103.

Поступила в редакцию 12/IX/2009; в окончательном варианте - 15/Х/2009.

UDC 378

E.N. Rudneva

SYSTEM OF EDUCATIONAL INFLUENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF FORMING PROFESSIONAL STUDENTS' IDENTITY E.N. Rudneva

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: Rudneva2005@ya. ru

The article deals with parameters that reveal the peculiarities of the educational spaces of high school; the process of formation of students' professional identity; concept of occupational adaptation. We analyze the structure of the educational program, its goals, objectives, stages of implementation, expected results, activities and other forms, criteria and indicators of formation of

Key words: university educational space, educational space, professional identity

Original article submitted 12/IX/2009; revision submitted - 15/Х/2009.

Elena N. Rudneva Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.