Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов технического вуза'

Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
779
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВАЯ И НЕУСТОЙЧИВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА Я / УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФИДЕНТИЧНОСТИ / IMAGE MAKING ELEMENTS OF THE CONCEPT "I" / STABLE AND UNSTABLE PROFESSIONAL IDENTITY / IDEATIONAL ATTITUDES / THE LEVEL OF FORMING THE PROFESSIONAL IDENTITY / THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руднева Е. Н.

Рассмотрены составляющие образа Я. Даны: характеристика профессиональной идентичности и ее компоненты формирования. Представлены исследования сформированности образа Я и уровня профессиональной идентичности у студентов различных специальностей. Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF CONSTRICTION THE PROFESSIONAL IDENTITY OF THE STUDENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the image making elements of the concept «I» and the typical characteristics of the professional identity. The level of forming of the concept «I» within the students of different specialties is also being described here. The author suggests some ways of finding new educational objectives which will be very useful in learning the professional identity as a complex psychological problem.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов технического вуза»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

©2009 Е.Н.Руднева

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 09.07.2009

Рассмотрены составляющие образа Я. Даны: характеристика профессиональной идентичности и ее компоненты формирования. Представлены исследования сформированности образа Я и уровня профессиональной идентичности у студентов различных специальностей. Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы.

Ключевые слова: устойчивая и неустойчивая профессиональная идентичность, смысловые установки, составляющие образа Я, уровни сформированости профессиональной идентичности, компоненты профидентичности.

Разностороннее и гармоничное развитие личности как наивысший приоритет общества XXI века закладывается всей системой среднего и высшего образования как ведущая цель воспитания и обучения. Главным звеном здесь, по нашему мнению, является создание новой философии воспитания, которое бы обобщенно охватывало стратегические направления перестройки образовательного процесса и опосредовано инициировало создание реально действующих технологий гуманизации образования. Произошедшие в период социально-экономической трансформации общества изменения в процессе воспитания в вузе, выдвинули на повестку дня не только проблему поиска новых образцов социального поведения, но и, в первую очередь, проблему исследования психолого-педагогических механизмов отождествления норм личности с социальными образцами.

Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. Человек неосознанно ищет профессию, в которой будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществление этого соответствия. Необходимо, чтобы человек увидел себя в том малом (вещи или деле), что он в данный момент делает, таким образом, одним из условий становления профессиональной идентичности является сформированность образа Я. Под образом Я подразумевается определенный набор компонентов (представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах и т.д.), конкретное содержание и значимость которых варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек

Руднева Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики. E-mail: rudneva2005@ya.ru

не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, а сами способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Следовательно, идентичность входит в образ Я как составляющая его часть, наряду с самооценкой.

Проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане становления профессионализма и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста. Идентичность - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Профидентичность, понимаемую как единство человека и дела, можно рассмотреть через профессиональную ситуацию - «я то, что я делаю». Профессиональный успех человека зависит не только от его реальных способностей и мастерства, но и от признания его личности и мастерства теми, кто входит в профессиональное сообщество значимых других. Неустойчивая идентичность черпается не в самом себе, а в мнениях окружающих. Когда всеобщее мнение довлеет над индивидуальным Я, отношения между людьми становятся поверхностными, тогда и начинают проявляться признаки неустойчивости профидентичности. Устойчивая профессиональная идентичность характеризуется следующим: свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество, ощущение своей значимости, неповторимости; ситуативное самоопределение реализуется в индивидуальном стиле профессиональной деятельности; соответствие человека и про-

фессии устанавливается в модальности: хочу, могу, делаю; возникает самоуважение и уверенность в своих силах и возможностях; сам субъекта деятельности характеризуется как творческий1.

Профидентичность отражает характеристику себя, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности (хочу, могу, делаю - и это я). Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное слияние человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции. Полноценное профессиональное знание, представленное во всей полноте своей «ориентировочной основы», позволяет специалисту произвести адекватное личностное самоопределение в обширном пространстве современной действительности. Полнота ориентировочной основы предполагает, что человек должен формировать свое отношение к тому, во что на каждом этапе своей жизни он включается, входит, к чему приобщается. При этом он должен решать, насколько он адекватен в данном, а не в другом месте, насколько его способности, знания, наконец, личность соответствуют тем социальным требованиям, условиям, структурам, в которые он попадает. Иными словами, человек соотносит себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни (прежде всего, профессиональных), ее явных и скрытых принципов и механизмов, определяя свою траекторию движения в них2.

Можно выделить следующие компоненты формирования профидентичности: а) формирование направления к становлению высококвалифицированным специалистом начинается при взаимодействии с наставником, Мастером; б) средством формирования личности профессионала, является возможность самостоятельной, настоящей профессиональной деятельности, с принятием всех ее идеалов и ритуалов.

Кроме осознаваемых компонентов формирования идентичности существуют и неосознаваемые. К неосознаваемым побудителям деятельности А.Г.Асмолов относит неосознаваемые мотивы и смысловые установки - побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приоб-

1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд-во: Академия, 2004. - С. 140 - 145

2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Изд-

во: Мысль, 1991. - С. 100 - 115.

ретают личностный смысл3. Изменение смысловых установок всегда опосредствовано изменением самой деятельности субъекта. В связи со сказанным обнаруживается неэффективность обучения, ограничивающегося односторонними воздействиями. Нужны практическая деятельность и активные методы обучения, с психологической рефлексией и вербализацией функционального образа Я.

Профессиональные знания и поведение приходят, когда начальные эксперименты при небольшом количестве знаний уступают место умелому применению общепринятого объема знаний в соответствии с едиными принятыми стандартами. Формирование профессионала возможно при развитии «внутрен-него диалога» личности. Общеизвестно мнение о том, что профессия изменяет человека: его внутренний мир, его видение окружающего мира и других людей. В профессиональной действительности объективные структуры обусловливают субъективные представления и способы действия, однако для того чтобы эти представления и способы действия реализовыва-лись, они должны быть активно усвоены людьми.

Становление личности высококвалифицированного специалиста можно считать законченным, если она в плане «самособирания» обрела профидентичность: 1) осуществлено парадиг-мальное, инструментальное и ситуативное самоопределение (приобретен опыт); 2) произошла интеграция в профессиональное сообщество (налажено общение); 3) сформировано и осознаваемо представление о себе как о специалисте. Профессиональное становление личности - процесс длительный и противоречивый, одним из существенных компонентов которого является формирование идентификационных структур будущего профессионала. Искусство воздействия на развивающееся сознание молодого человека состоит вовсе не в том, чтобы непосредственно повлиять на его поведение, а в том, чтобы понять именно суть внутреннего диалога «вот этого» человека, встроиться в этот диалог и, принимая в нем участие, оказать действительно полезное влияние на психическую регуляцию поведения и деятельности.

В процессе изучения данной проблемы проведены исследования среди студентов I, III, V курсов. В эксперименте участвовало 150 студентов, специальностей: «специалист по связям с общественностью», «электрические системы и сети», «промышленная теплоэнергетика». Девушки 95 и юноши 45 человек, в возрасте от 17 до 23 лет. Образ - Я студентов изучался с помощью методики Куна и Макпартленда. Студентам предлагалось

3 Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Изд-во: Смысл, 2007. - С. 50 - 80.

ответить на вопрос «Кто я?», используя для этой цели 20 слов, словосочетаний или небольших предложений.

Качественный анализ, полученных самохарактеристик, позволяют выявить в образе Я объективные, функциональные и эмоциональные составляющие. Под объективными составляющими образа Я подразумевают статусные и ролевые самохарактеристики (кто я), к функциональной составляющей относят самоописание себя как субъекта будущей деятельности, к эмоциональной составляющей относятся описания, связанные с эмоциональным отношением к себе как профессионалу.

Процентное содержание объективной составляющей в образе профессионального Я «специалистов по связям с общественностью» растёт от I курса (8%) к V курсу (19,3 %). Процентное содержание функциональной составляющей образа Я в среднем по специальности - 22%. Нужно отметить её рост с I к V курсу (от 14,1 до 24,2%). В целом в образе профессионального Я «специалистов по связям с общественностью» преобладает эмоциональная составляющая. Максимально высокий процент от общего числа составляющих она имеет на I курсе (70,4%) и снижается к V курсу (57,3%). Таким образом, динамика профессионального образа Я у студентов «специалистов по связям с общественностью» позитивная, от I к V курсу характеризуется изменениями в эмоциональном отношении к себе как профессионалу, объективных компонентах и самоописании себя как субъекта деятельности. Кризис третьего года обучения проходит безболезненно.

Студенты специальности «электрические системы и сети» выделяются наибольшей представленностью эмоционального отношения к профессиональному образу Я (64,1%), которое сохраняется до конца обучения. Процентное содержание функциональной составляющей в образе Я - в

среднем по специальности - 23,1%. Она выросла с 9% на I курсе до 15,3% на V курсе. Динамика ее позитивная, восходяще - нисходящая. Среднее значение объективной составляющей по специальности - 11,8% при позитивной восходящей динамике, но сильном кризисе третьего года бучения. В целом, показатели объективной и функциональной составляющей ниже, чем на других специальностях.

В образе профессионального Я у студентов специальности «промышленная теплоэнергетика» также преобладает эмоциональная составляющая (50,5%), имеющая более низкие значения по сравнению другими специальностями. Причём, здесь динамика имеет противоположную качественную направленность - негативную, которая неуклонно растёт от I к V курсу (40,9 -58%). Также резко увеличивается доля объективной составляющей от I к III курсу. Процентное содержание этой составляющей с I курса (3,3%) к III (21,2%) увеличивается почти в 7 раз. Однако от III к V курсу её значения снижаются. Среднее значение функциональной составляющей -(30,9%); эта составляющая от I к V курсу снижается (с 47,2 до 26,9%), оставаясь в целом более высокой, чем на других специальностях. В целом у студентов «промышленная теплоэнергетика» ярче, чем у других специальностей, выражены к концу обучения значения объективной и функциональной составляющей. Однако динамика становления профессионального образа Я характеризуется более сильным кризисом третьего года обучения, сложной динамикой и некоторой стагнацией к концу обучения, от третьего к пятому курсу.

Профессиональная идентичность студентов изучалась с помощью одноимённой анкеты «Профессиональная идентичность»

Л.Б.Шнейдер. Выявлялись уровни формирования идентичности (позитивная, диффузная, псевдопозитивная, мораторий, кризис).

Таб. 1. Уровень сформированости профессиональной идентичности у студентов

Уровни профидентичности Специалист по связям с общественностью Электрические системы и сети Промышленная теплоэнергетика

Позитивный 16,5 % 2,5% 6%

Диффузный 34% 47% 47%

Псевдопозитивный 10,5% 5% 12%

Мораторий 38% 45,5% 35%

Кризис идентичности 1% - -

Уровня позитивной профессиональной - студенты полностью осознают важность профессии для себя, «видят» себя в профессии, у них четко сформирован образ профессии, они ставят перед собой цели, которые должны добиться в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Диффузная идентичность - говорит о том, что студенты не уверены в своем выборе профессии и сейчас они находятся в «рассеянной» ситуации, нужно ли им это образование для дальнейшей профессиональной деятельности или они учатся для того, чтобы получить высшее образование. Их

профессиональные и не профессиональные характеристики соотносятся как 1:1.

Псевдопозитивная идентичность - характерна для людей, которые уверены в том, что выбранная ими специальность подходит им во всех смыслах. Однако эта уверенность в своей профессиональной идентичности не является правильной. Их представления основываются на стереотипах сложившихся у них о данной профессии.

Мораторий - для данного типа идентичности характерны: постоянный поиск информации, полезной для разрешения кризиса; попытки разрешить проблему профессионального самоопределения, пробуя различные варианты.

Кризис идентичности - это состояние, наступает, когда происходит полный пересмотр своего отношения и своей позиции к профессии. Причиной является неадекватное первоначальное отношение к профессии. Таким образом, формирование профессиональной идентичности у студентов специальностей: «специалист по связям с общественностью», «электрические системы и сети», «промышленная теплоэнергетика» к V курсу не завершено. Достигнутую профессиональную идентичность имеют соответственно 16,5% , 2,5%, 6% студентов, ее динамика носит в целом позитивный характер.

Полная профессиональная идентичность чаще всего формируется в условиях профессиональной деятельности при наличии профессионального сообщества и при накоплении профессионального опыта на основе сравнения себя с другими профессионалами и анализа результатов своей работы. Поэтому, для большинства студентов может быть хорошим показателем «диффузная идентичность. О трудностях профессиональной

идентификации будет свидетельствовать уровень идентичности - мораторий.

Изучение профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы инициирует поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывает новые возможности: а) в обосновании сущности и динамики профессиональной идентичности, реконструируемой в пространстве самоопределения, самоорганизации и персонализации; б) в определении роли многообразия стереотипов, ритуалов, норм и ценностей в достижении идентичности, заключающейся в специфической энергии имитации, которая конкретизирует реализующий механизм идентичности; в) в обосновании сущности про-фидентичности как феномена, в котором дело и характер людей сливались бы таким образом, что развязка жизни являлась бы результатом развития характера человека, личности специалиста и его реакции на профессиональное служение, а не просто финалом, обусловленным самой профессиональной ситуацией; г) в уточнении механизмов порождения, реализации, описания и репрезентации идентичности и описании на их основе особенностей профидентичности; д) в проведении системного анализа психологического феномена идентичности путем анализа психической целостности и анализа психических связей.

Теоретическое и методологическое осмысление реконструкции профидентичности позволяет продвинуться в изучении самобытной природы человека, социально-психологической и субъективно психологической реальности Я, самости, профессионального самосознания личности, процессов профессиональной подготовки современных специалистов.

THE PECULIARITIES OF CONSTRICTION THE PROFESSIONAL IDENTITY OF THE STUDENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

©2009 E.N.Rudneva°

Samara state technical university

The article deals with the image making elements of the concept «I» and the typical characteristics of the professional identity. The level of forming of the concept «I» within the students of different specialties is also being described here. The author suggests some ways of finding new educational objectives which will be very useful in learning the professional identity as a complex psychological problem.

Key words: stable and unstable professional identity, ideational attitudes, image making elements of the concept "I", the level of forming the professional identity, the components of the professional identity.

Rudneva Elena Nikolaevna, Senior teacher of department of psychology and pedagogics. E-mail: rudneva2005@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.