Научная статья на тему 'Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента'

Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Слизкова Елена Владимировна

В статье рассматривается потенциал студенческого самоуправления как фактор формирования профессиональной идентичности студента. Авторы описывают структуру студенческого самоуправления, представленную на трех уровнях: вузовском, факультетском, академической группы. Представлено описание опыта реализации различных направлений студенческого самоуправления в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова и анализ его влияния на профессионально-педагогическую позицию. Среди направлений студенческого самоуправления наиболее продуктивными в плане формирования профессиональной идентичности являются научно-исследовательское, творческое, профильное отрядное, спортивно-массовое, информационное направления. Сформированность профессиональной идентичности предлагается оценивать на основе следующих критериев оценки: наличие знаний о содержании профессиональной деятельности, наличие представлений о собственных профессиональных намерениях (профессиональных планах), наличие знаний о субъекте профессиональной деятельности; статус идентичности; сформированность структурных компонентов идентичности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В статье приводится диагностический комплекс изучения уровня сформированности профессиональной идентичности будущих педагогов и результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Слизкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Students’ Self-Government in Formation of their Professional Identity

The article considers the potential of students’ self-government as a factor of the formation of their professional identity. It describes the structure of students’ self-government presented at three levels: high school, faculty, academic group. The authors give the description of the gained experience of the realization of various directions of students’ self-government in Ishim Teacher Training Institute named after P. P. Ershov (branch) of Tyumen State University and the analysis of its influence on professional and pedagogical position. Among the directions of student’s self-government the most productive in the formation of professional identity are research, creative, profile group, sports and mass and information directions. The formation of professional identity is offered to be estimated on the basis of the following evaluation criteria: knowledge of the content of the professional activity, views of professional intentions (professional plans), knowledge of the subject of the professional activity; status of identity; formation of the structural components of identity (cognitive, emotional and behavioral). The article gives the diagnostic complex of studying the level of formation of future teachers’ professional identity and the results of the research.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента»

УДК 378

Воронина Евгения Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, voronina_evgenya@mail.ru, Ишим

Слизкова Елена Владимировна

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, lick_diana @mail.ru, Ишим

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. В статье рассматривается потенциал студенческого самоуправления как фактор формирования профессиональной идентичности студента. Авторы описывают структуру студенческого самоуправления, представленную на трех уровнях: вузовском, факультетском, академической группы. Представлено описание опыта реализации различных направлений студенческого самоуправления в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова и анализ его влияния на профессионально-педагогическую позицию. Среди направлений студенческого самоуправления наиболее продуктивными в плане формирования профессиональной идентичности являются научно-исследовательское, творческое, профильное отрядное, спортивно-массовое, информационное направления. Сформированность профессиональной идентичности предлагается оценивать на основе следующих критериев оценки: наличие знаний о содержании профессиональной деятельности, наличие представлений о собственных профессиональных намерениях (профессиональных планах), наличие знаний о субъекте профессиональной деятельности; статус идентичности; сформированность структурных компонентов идентичности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В статье приводится диагностический комплекс изучения уровня сформированности профессиональной идентичности будущих педагогов и результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, студенческое самоуправление, профессионально-личностная позиция.

Социальные изменения диктуют новые требования к системе профессиональной подготовки будущих педагогов, которая должна быть качественной, мобильной и динамичной [1].

По мнению Е. В. Слизковой и Т. М. Колесниковой, «компетентностный подход как основа и продуктивная составляющая федеральных государственных образовательных стандартов принципиально по-новому предъявляет требования к результатам освоения образовательных программ, кадровому обеспечению образовательного процесса, созданию эффективных систем управления качеством образовательного процесса, гарантирующего становление человеческого капитала и позволяющего выпускнику быть интересным профессиональному сообществу, успешно решающему профессиональные задачи» [9, с. 172].

Согласно Федеральной целевой програм-

ме развития образования на 2016-2020 гг. [12] приоритетными направлениями в этой сфере являются: повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие с профессиональным стандартом педагога [8].

Новые вызовы стимулируют корректировку устоявшихся критериев профессионального развития и необходимость теоретического переосмысления процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности. «Все это делает проблему профессиональной идентичности актуальной областью психологических исследований», - отмечают Е. В. Воронина и А. А. Ельцова [4, с. 196].

Анализ современных исследований показывает, что ученые отводят значимую роль механизму студенческого самоуправления в становлении профессиональной и соци-

альной позиции [7; 10; 13].

Например, Т. И. Волчок считает, что одним из факторов формирования личности студента, развития его творческого потенциала, активизации его гражданской позиции, является студенческое самоуправление. Исходя из этого, одной из задач учебно-воспитательной деятельности является «... формирование у студентов навыков самоуправленческой деятельности, развитие чувства долга и ответственности, граж-данско-ценностной позиции, сочетающей общечеловеческие и национальные ценности» [3, с. 15].

Г. Гарбузова также отмечает, что «студенческое самоуправление является основой формирования и развития профессиональной принадлежности, понимания общественной ценности своего будущего труда, осуществления стратегии саморазвития, формирования гражданской зрелости» [5, с. 6].

Зарубежные исследователи K. R. Mc-Gowen и L. E. Hart акцентируют внимание на процессе социального научения, который включает в себя приобретение специфических знаний и навыков, требующихся для выполнения профессиональных ролей, и развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности [15].

Исследуя профессионализацию педагогов, J. K. Roden и C. E.Cardinal сделали аналогичный вывод. Авторы считают, что обучаемые должны приобретать специфические знания и навыки в таких областях, как критическое мышление, межличностное общение, разрешение конфликтов, а также умение пользоваться компьютерными технологиями и различными методиками оценивания [16]. Данные компетенции, на наш взгляд, могут формироваться в рамках активного самоуправления.

Становлению профессионально-личностной позиции современного студента и развитию его профессиональной идентичности, автономности, на наш взгляд, способствует организация в вузе студенческого самоуправления [7; 10; 13].

В Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета развитие студенческого самоуправления является одним из приоритетных направлений воспитательной и внеучебной работы и значимым фактором

профессиональной подготовки будущих педагогов.

Профессиональная подготовка бакалавров в педагогическом вузе представляет собой целостную систему, позволяющую студентам принимать активное участие в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления, в том числе через общественные студенческие организации по интересам, самоуправление в общежитиях. В последнее время концепция студенческого самоуправления меняется в сторону социально-практического характера, обусловленного необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно нравственного самоопределения.

Система органов студенческого самоуправления в педагогическом вузе складывается из трех уровней: вузовский, факультетский, уровень отдельной академической группы.

Например, первый уровень - вузовский, включает в себя: студенческий совет, студенческое научное общество, первичную профсоюзную организацию студентов, Центр студенческих инициатив. Второй уровень -факультетский (кафедральный): функционирование студенческих советов факультетов, секций студенческого научного общества (СНО), организация старостатов. Третий уровень - академическая группа: старосты, профорги групп, кураторы.

Реализация данных уровней способствует творческой самореализации студентов в профессионально-педагогической деятельности; формированию профессиональной идентичности студента; развитию гражданской, общественной, социально значимой и профессиональной позиции студенчества; поддержке их социальных инициатив [2].

Определяющую роль в развитии студенческого самоуправления в вузе играет Центр студенческих инициатив, основной целью деятельности которого является создание условий для разработки и внедрения социально значимых проектов, программ, различных мероприятий, акций и участия в них студенчества. В настоящее время в рамках центра осуществляется деятельность студенческих

объединений, работа которых организована на основе принципа самоуправления (и со-управления) по пяти направлениям: научно-исследовательское; творческое; развитие деятельности отрядного движения; спортивно-массовое; информационное.

В рамках научно-исследовательского направления студенческие объединения принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, форумах различного уровня. Значимыми являются победы в грантовых конкурсах «Росмолпро-ект» и «УМНИК», региональном конкурсе студенческих научных работ.

Творческое направление представлено деятельностью 11 творческих студий Центра студенческих инициатив, которые принимают активное участие в социальных проектах и мероприятиях различного уровня («Димитриевская суббота», «Студенческая весна», «Славься, Отечество!», лагерь творческих коллективов «Премьера», Фестиваль молодежных субкультур и др.). В партнерстве с ТРК «Штурман-медиа» в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войны объединениями организован региональный фестиваль красноармейской песни. В течение года творческие коллективы дают благотворительные концерты и проводят социальные акции в детском доме, геронтологическом центре, центре «Согласие». Этническую толерантность, культурные ценности народов России помогает развивать проект «Фестиваль национальных культур», организуемый при поддержке городского культурного центра и дома национальных культур и ремесел.

Направление по развитию профильного отрядного движения представлено деятельностью волонтерского, педагогического, поискового отрядов. Так, поисковый отряд принимает участие во всероссийской патриотической акции «Вахта памяти». Педагогический отряд «Кураж» совместно с кафедрой педагогики и психологии работает над социально-образовательным проектом «Школа юного педагога», успешно участвует в реализации регионального фестиваля педагогических отрядов «Перекрёсток», организует смены студенческого актива. Студенты-экологи реализуют проект для школьников «Шаг навстречу природе», проводят выездные экологические акции и семинары.

В рамках спортивно-массового направления студенты участвуют во всероссийских проектах «Кросс нации» и «Лыжня России». Сегодня налаживается сотрудничество спортивного клуба с ишимским отделением ДОСААФ России в рамках организации совместных мероприятий по сдаче норм ГТО.

Информационное направление реализуется посредством деятельности студенческого пресс-центра. Студенты принимают участие в реализации проектов «Студенческая весна» (направление «Журналистика»), «Твой взгляд», «Мы помним! Мы гордимся!», «Первоцвет», в региональном творческом вечере современной поэзии, в форуме уральской молодежи «УТРО» («Урал информационный», «Урал международный», «Урал политический»).

Мы считаем, что студенческое самоуправление является инструментом профессиональной подготовки специалиста и одним из условий формирования профессиональной идентичности будущего педагога.

Обратимся к категории профессиональной идентичности, которая способствует осознанию своей принадлежности к определенной профессии и конкретному профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность определяется профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентуется через образ «Я». Профессиональная идентичность является специфической интеграцией личностной и социальной идентичности в конкретной профессиональной реальности. Отправным фактором является самосознание. По мнению Л. Б. Шнейдер, профессиональная идентификация - «это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности» [14, с. 237]. Образ «Я» является способом выражения профидентичности.

А. М. Рикелем уточнена сущность профессиональной идентичности, обозначающая отождествление субъекта с реальной профессиональной группой людей, понимание целей и ценностей, осознание себя полноправным членом этой группы, направленная на профессиональное становление выпускников, проектирование траектории саморазвития и самореализации в профес-

сиональной деятельности [11].

Л. Б. Шнейдер описывает внутренние источники формирования профессиональной идентичности: наличие эмоционально-положительного фона, на котором происходит информирование о профессии; позитивное самовосприятие в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально-позитивное осознание принадлежности к профессиональной среде; рациональное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности; готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятия Я-концепции; высокая мотивация к реализации себя в выбранной профессии [14].

Под наиболее значимыми точками процесса становления профессиональной идентичности М. В. Заковоротная понимает:

- воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье (например, династии) в ближайшем окружении;

- получение информации о профессиональной принадлежности «значимых других», о субъекте профессиональной деятельности и переработка этой информации;

- получение информации об особенностях различных профессий о содержании профессиональной деятельности и ее оценивание;

- формирование образа профессии, собственных профессиональных планов, которые во многом зависят от эмоциональной окраски полученной информации [6].

С целью изучения роли студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента нами было проведено пилотное исследование по выявлению активности студентов в органах студенческого самоуправления. Была выявлена группа студентов, активно принимающих участие в различных направлениях самоуправления, и группа пассивных студентов. Эти категории были распределены в экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ) соответственно.

На основе теоретического анализа исследований в области профессиональной идентичности были определены критерии оценки уровня сформированности профессиональной идентичности и определен диагностический инструментарий (табл.).

В исследовании приняли участие 120 ре-

спондентов (60 человек ЭГ, 60 КГ).

По методике изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдера в ЭГ и КГ мы получили следующие результаты: статус достигнутой идентичности, на констатирующем этапе эксперимента, не был выявлен ни в одной из групп, мораторий в КГ представлен у 40 %, в ЭГ у 53 %, статус преждевременной идентичности в контрольной группе выявлен у 27 %, а в экспериментальной у 20 %, статус диффузной идентичности и в КГ и ЭГ составил 20 % соответственно, псевдопозитивная идентичность в КГ выражена у 13 %, а в ЭГ у 7 %.

В контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента отсутствует статус достигнутой идентичности, доминирует статус моратория, самые низкие данные получены в отношении статуса псевдопозитивной идентичности. Изучение структурных компонентов идентичности происходило по отдельным шкалам описанных выше психодиагностических методик.

Для сравнения данные по всем методикам были стандартизированы путем перевода в Т-шкалу. В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

Доминирующим структурным компонентом идентичности на констатирующем этапе эксперимента в КГ и ЭГ является эмоциональный компонент (55 балла в контрольной группе и 60 баллов в экспериментальной группе). Средние баллы получены по когнитивному компоненту - 51 балл в КГ и 52 балла в ЭГ. Низкие показатели по поведенческому компоненту - 24 балла в КГ и 21 балл в ЭГ.

Можно сделать вывод, что в КГ и ЭГ на констатирующем этапе эксперимента доминирует эмоциональный компонент идентичности, слабо выражен поведенческий компонент идентичности, когнитивный компонент идентичности имеет средние показатели.

В результате реализации разработанного нами плана беседы мы выявили следующее.

- Ответы на вопросы студентов как контрольной, так и экспериментальной групп практически не отличались.

Таблица

Критерии и методики диагностики особенностей профессиональной идентичности студентов педагогического вуза

Критерии

Методики диагностики

Наличие знаний о содержании профессиональной деятельности, наличие представлений о собственных профессиональных намерениях (профессиональных планах), наличие знаний о субъекте профессиональной деятельности

Нами был разработан план беседы, цель которой, выявить уровень сформированности профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза. Беседа проходила в форме личного общения и включала следующие вопросы: «Какова цель Вашей будущей профессиональной деятельности?»; «Каковы Ваши профессиональные планы?»; «Связаны ли Ваши профессиональные намерения со специальностью, которую Вы получаете в настоящее время?» «Как Вы можете охарактеризовать специалиста, который обладает данной профессией?»

Статус идентичности: достигнутая, мораторий, преждевременная, диффузная, псевдоидентичность

Методика изучения профессиональной идентичности» (МИПИ) Л. Б. Шнейдер предназначена для изучения профессиональной идентичности, построена на принципах прямого и цепного ассоциативного теста

Структурные компоненты идентичности:

- когнитивный (самопознание, реактивная чувствительность, самовосприятие);

- эмоциональный (самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие);

- поведенческий (гибкость поведения, самоподдержка, поведенческая активность)

«Самоактуализационный тест» (САТ) Л. Я. Гозмана: шкала «Самопознание» определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний о себе и окружающем мире; шкала «Реактивная чувствительность» определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их; шкала «Самовосприятие» регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков;

«Методика исследования самоотношения» (МИС) В. В. Столи-на, С. Р. Пантилеева: шкала «Самоуверенность» содержит пункты, задающие представление о себе, как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке; шкала «Саморуководство» отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам; шкала «Самоценность» отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям; шкала «Самопринятие» показывает отношение к себе, согласие с самим собой, принятие себя;

«Самоактуализационный тест» (САТ) Л. Я. Гозмана: шкала «Гибкость поведения» диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; шкала «Самоподдержка» измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействий извне («внутренняя-внешняя поддержка»). «Шкала оценки типа поведенческой активности» (ТПА) Л. И. Вассермана, Н. В. Гуменюка диагностирует потребность в деятельности, степень активности в достижении цели, динамические характеристики деятельности (энергичность, импульсивность, стремление в к успеху и лидерству)

Бакалавры ориентируются в целях своей будущей профессиональной деятельности, но, как правило, не строят профессиональные планы, которые связаны именно с полу-

чаемой специальностью («Сначала надо в армию сходить, а там видно будет». «Работать по специальности я не пойду, или пойду, зависит от зарплаты, а мне же надо будет

семью кормить». «Рабочих мест мало, если получится, то буду работать, а если нет, то, наверно, открою свой бизнес». «Конечно, буду работать по специальности, а иначе, зачем тогда я учусь?»). Студенты дают четкую характеристику специалисту, который обладает той специальностью, которую они получают.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходима работа по формированию профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза. Органично процесс формирования профессиональной идентичности будет проходить в рамках студенческого самоуправления.

В течение года мы наблюдали за студентами, а для студентов ЭГ, активно участвующих в работе органов студенческого самоуправления, осуществлялась педагогическая поддержка формирования профессиональной идентичности в виде тренингов личностного роста, развития лидерских качеств и профессионального самосознания.

На контрольном этапе эксперимента статус достигнутой идентичности был выявлен у 10 % студентов ЭГ. Мораторий в КГ выявлен у 40 %; в ЭГ у 66 %. Статус преждевременной идентичности имеет одинаковый показатель и в КГ и в ЭГ - 27 %. Статус диффузной идентичности в контрольной группе после формирующей работы составил 20 % , а в экспериментальной группе - 7 %. Псевдопозитивная идентичность выявлена у 13 % студентов КГ, а в ЭГ статус псевдопозитивной идентичности не был обнаружен.

Изучение структурных компонентов идентичности на контрольном этапе эксперимента происходило по тем же шкалам психодиагностических методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Доминирующим структурным компонентом идентичности на контрольном этапе эксперимента в КГ по-прежнему остался эмоциональный компонент (55 баллов), а в ЭГ доминирующим является когнитив-

ный компонент (85 баллов). Средние баллы получены по когнитивному компоненту в КГ (51 балл) и высокие по эмоциональному компоненту в ЭГ (85 баллов). Менее всего получено баллов по поведенческому компоненту: в КГ 26 баллов, в ЭГ 56 баллов.

Для проверки достоверности различий между данными в экспериментальной группе, которые мы получили на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по трем структурным компонентам профессиональной идентичности (когнитивному, эмоциональному, поведенческому), мы применили методы математической статистики - х2 критерий Пирсона.

В результате исследования мы сформулировали следующий вывод: активное участие в студенческом самоуправлении способствует формированию структурных компонентов профессиональной идентичности и статусу профессиональной идентичности (выявлена статистическая достоверность в различиях полученных данных х2).

Практика организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе влияет на формирование профессиональной идентичности студентов, а именно:

- в наличии ярко выраженного интереса к участию в общественной жизни учебного заведения;

- инициативе в самостоятельной деятельности студенческого коллектива;

- восприятии общественно значимой и правовой информации;

- разработке социальных проектов и участии в их реализации;

- развитии критической самооценки, направленности на самореализацию, представлении о собственной будущей нише в социуме, в том числе и в качестве лидера.

Таким образом, формированию профессиональной идентичности студентов в педагогическом вузе способствует развитая система студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Ведерникова Л. В. Развитие профессио- сионально-творческое нально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 75-78.

2. Ведерникова Л. В., КунгуроваИ. М. Профес-

саморазвитие студентов педвуза: учебно-методическое пособие. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. -144 с.

3. Волчок Т. И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее про-

фессиональное образование. - 1999. - № 10. -С. 10-21.

4. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. - 2015. - № 5. - С. 196-200.

5. Гарбузова Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009. - 22 с.

6. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского науч. центра высш. шк., 1999. - 26 с.

7. Киселёв Н. Н., Киселёва Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 2. - С. 28-32.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (дата обращения: 01.02.2016).

9. Слизкова Е. В., Колесникова Т. М. Качество подготовки выпускника вуза в аспекте реализации профессионального стандарта // XXV Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. - Тюмень: Изд-во ТОГГИРО, 2015. -

С. 172-173.

10. Столярова Э. О. Студенческое самоуправление как фактор сформированности социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Усть-Каменогорск, 2010. - 17 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рикель А. МПрофессиональная «Я-концепция» и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2011. - № 3 (17). - URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17. html (дата обращения: 25.04.2016).

12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.11.2015).

13. Чеснокова Г. С. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 18-20.

14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. - 600 с.

15. McGowen K. R, HartL. E. Still different after all these years: Gender differences in professional identity formation // Professional Psychology: Research and Practice. - 1991. - № 21. - P. 118-123.

16. Roden J. K., Cardinal C. E. Factors which contribute to school administrators hiring decisions // Education. - 1996. - № 117. - P. 262-225.

17. Weinstein L. What Motivates College Students to Learn? // College Student Journal. -2010. - № 44 (2). - P. 472-474.

Поступила в редакцию 16.05.2016

Voronina Evgeniya Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogics and Psychology, Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (the branch) of Tyumen State University, voronina_evgenya@ mail.ru, Ishim

Slizkova Elena Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Head of the Department of Pedagogics and Psychology, Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (the branch) of Tyumen State University, lick_diana@mail.ru, Ishim

ROLE OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENT IN FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL IDENTITY

Abstract. The article considers the potential of students' self-government as a factor of the formation of their professional identity. It describes the structure of students' self-government presented at three levels: high school, faculty, academic group. The authors give the description of the gained ex-

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

perience of the realization of various directions of students' self-government in Ishim Teacher Training Institute named after P. P. Ershov (branch) of Tyumen State University and the analysis of its influence on professional and pedagogical position. Among the directions of student's self-government the most productive in the formation of professional identity are research, creative, profile group, sports and mass and information directions. The formation of professional identity is offered to be estimated on the basis of the following evaluation criteria: knowledge of the content of the professional activity, views of professional intentions (professional plans), knowledge of the subject of the professional activity; status of identity; formation of the structural components of identity (cognitive, emotional and behavioral). The article gives the diagnostic complex of studying the level of formation of future teachers' professional identity and the results of the research.

Keywords: identity, professional identity, students' self-government, professional and personal position.

References

1. Vedernikova, L. V., 2015. Razvitie profession-al'no-lichnostnogo potenciala budushhego pedagoga v usloviyax modernizacii pedagogicheskogo obra-zovaniya [Development of professional and personal potential of future teacher in the conditions of modernization of pedagogical education]. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 75-78 (in Russ., abstr. in Eng.).

2. Vedernikova, L. V., Kungurova, I. M., 2009. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie studentov pedvuza [Professional and creative self-development of students of a pedagogical higher education institution]. Ishim: ISPI named after P. P. Ershov Publ., 144 p. (in Russ.).

3. Volchok, T. I., 1999. Samoupravlenie kak sred-stvo rezul'tativnosti podgotovki budushhego uchite-lya v usloviyax obnovleniya obshhestva [Self-government as a means of productivity of future teachers' training of in the conditions of updating of the society]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education], 10, pp. 10-21 (in Russ.).

4. Voronina, E. V., Eltsova, A. A., 2015. Psix-ologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj identichnosti studentov [Psychological and pedagogical conditions of professional students' identity formation]. Koncept [Concept], 5, pp. 196-200 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Garbuzova, G. V., 2009. Studencheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniya pro-fessional'noj identichnosti budushhix specialistov [Students' self-government as means of formation of professional identity of future experts]. Cand. Sci. (Psyhol.). Yaroslavl, 22 p. (in Russ.)

6. Zakovorotnaya, M. V., 1999. Identichnost' cheloveka. Social'no-filosofskie aspekty [Personal Identity. Social and philosophical aspects]. Rostov-on-Don, 26 p.

7. Kiselev, N. N., Kiselyova, E. V., 2014. Vospi-tanie v vuze: istoricheskie tradicii, sovremennye tendencii [Education in a university: traditions and

actual trends]. Sibirskij pedagogicheskij zhumal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 28-32 (in Russ., abstr. in Eng.).

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovno-go obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')": Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktya-brya 2013 g. № 544n [Professional standard. Teacher (pedagogical activity in the spheres of preschool, primary, secondary education) (kindergartner, teacher)] [online]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (Accessed 01 February 2016) (in Russ.)

9. Slizkova, E. V., Kolesnikova, T. M., 2015. Kachestvo podgotovki vypusknika vuza v aspekte realizacii professional'nogo standarta [The quality of training graduates in the aspect of realization of a professional standard]. XXV Ershovskie chteniya [XXV Ershov readings]. Ishim: ISPI named after P. P. Ershov Publ., pp. 172-173 (in Russ.).

10. Stolyarova, E. O., 2010. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor sformirovannosti social-izacii molodezhi v usloviyax stanovleniya social'no-go gosudarstva [Students' self-government as a factor of the formation of socialization of the youth in the conditions of the formation of a social state]. Cand. Sci. (Sociol.). Ust-Kamenogorsk, 17 p. (in Russ.).

11. Rikel, A. M., 2011. Professional'naya "Ya-koncepciya" i professional'naya identichnost' v strukture samosoznaniya lichnosti. Chast' 2 [Professional self-concept and professional identity in self-consciousness structure. Part 2]. Psixologich-eskie issledovaniya [Psychological researches] [online], 3 (17). Available at: http://psystudy.ru/index. php/eng/2011n2-16/468-rikel16e.html (Accessed 25 April 2016) (in Russ.).

12. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. [Federal program of

the development of education for 2016-2020] [online]. Available at: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (Accessed 15 November 2015) (in Russ.)

13. Chesnokova, G. S., 2014. Osobennosti or-ganizacii vospitatel'noj raboty v vuze [Peculiarities of organization of upbringin work of the University]. Sovremennye napravleniya psixologo-pedagogich-eskogo soprovozhdeniya detstva [Modern ways of psychological and pedagogical support of childhood: materials of all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 18-20 (in Russ.).

14. Schneider, L. B., 2004. Professional'naya

identichnost': teoriya, e'ksperiment, trening [Professional identity: theory, experiment, training]. Moscow: MPSU Publ.; Voronezh, 600 p. (in Russ.).

15. McGowen, K. R., Hart, L. E., 1991. Still different after all these years: Gender differences in professional identity formation. Professional Psychology: Research and Practice, 21, pp. 118-123.

16. Roden, J. K., Cardina, C. E., 1996. Factors which contribute to school administrators hiring decisions. Education, 117, pp. 262-225.

17. Weinstein, L., 2010. What Motivates College Students to Learn? College Student Journal, 44 (2), pp. 472-474.

Submitted 16.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.