Научная статья на тему 'Возможности воспитательного процесса вуза для формирования профессиональной идентичности студентов'

Возможности воспитательного процесса вуза для формирования профессиональной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / Я ОБРАЗ / Я КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ Я / DIRECTIONS OF THE EXTRA-CURRICULUM ACTIVITIES / DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL IDEN-TITY / CRITERIA OF THE COMPETE DEVELOPMENT / ELEMENTS OF THE PROFESSIONAL IDENTITY / I - IMAGE / I - CONCEPT / JOB IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE OF I

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Е. Н., Костянов В. В.

В статье анализируется процесс воспитания в вузе как возможность сформировать профессиональную идентичность у студентов, способствующую осознанию положи-тельного отношения студентов к получаемой профессии и подготовке конкурентоспо-собного специалиста на быстро меняющемся и нестабильном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднева Е. Н., Костянов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF THE EXTRA-CURRICULUM ACTIVITIES OF THE HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT TO DEVELOP PROFESSIONAL IDENTITY OF THE STUDENTS

In the article the extra-curriculum activities at the higher educational establishment are ana-lyzed as an opportunity to develop professional identity of the students that will help on realiz-ing the positive attitude of the students towards the obtained profession and on training of the competitive specialist at the volatile labour market.

Текст научной работы на тему «Возможности воспитательного процесса вуза для формирования профессиональной идентичности студентов»

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

S. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. - Новосибирск:

Наука, 1989. - 136 с.

Поступила в редакцию - 12/03/2011 В окончательном варианте - 15/03/2011

ТОС: 378

FORMATION OF THE POSITIVE-ACTIVE RELATION TO A HEALTHY WAY OF LIFE OF THE TEACHER

K. V. Razin1, A.A. Gordeev2, V.N. Trofimov1

1Ulyanovsk State University,

54 Tolstoy St., Ulyanovsk, 432001 2Samara State Technical University,

244 Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100 E-mail: kisja20@yandex.ru

The article is devoted to a problem offormation of a healthy way of life of the leading subject of educational process - the teacher. The health of the teacher, its factors defining and the relation to a healthy way of life are considered.

Key words: the health, the healthy way of life, the way of life, teacher.

Original article submitted - 12/03/2011 Revision submitted - 15/03/2011

K.V Razin, assistant, A.A. Gordeev (PhD), Dept. Physical Education and Sports, Vladimir N. Trofimov (PhD), Dept. Physical Education and Sports.

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Е.Н. Руднева, В.В. Костяное1 Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Rudneva2005@yandex.ru

В статье анализируется процесс воспитания в вузе как возможность сформировать профессиональную идентичность у студентов, способствующую осознанию положительного отношения студентов к получаемой профессии и подготовке конкурентоспособного специалиста на быстро меняющемся и нестабильном рынке труда.

Ключевые слова: направления воспитания, формирование профессиональной идентичности, критерии сформированности, компоненты профессиональной идентичности, Я - образ, Я - концепция, образ профессии, профессиональный образ - Я.

Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту дея-

1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики.

Валерий Викторович Костяное, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики.

тельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной, образовательной, воспитательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Анализ состояния педагогической теории и практики в высших учебных заведениях позволил выявить противоречия между востребованностью общества в личности, способной к эффективному освоению правил и норм профессии, формированию и осознанию себя как профессионала, и недостаточной разработанностью воспитательной системы, способствующей формированию положительного отношения студентов к получаемой профессии.

Важно опираться на реальное знание об отношении студентов к воспитательному процессу, знать реальную потребность в его отдельных аспектах, поскольку все-таки в воспитании, являющемся целенаправленной деятельностью, выделяются направления в зависимости от того, на развитие каких способностей и качеств человека оно конкретно направлено, - интеллектуальное и эмоциональное, политическое, нравственное, профессиональное, эстетическое и т.д. Это нужно для того, чтобы определить, на какие сферы воспитательной работы (при сохранении целостности системы) следует обратить особое внимание при организации воспитания в вузе. Хотят ли сами студенты включаться в воспитательный процесс? Осознают ли они недостатки в своем воспитании? В каком воспитывающем взаимодействии нуждаются? При этом в качестве определенного ориентира можно использовать некоторые данные, полученные в ходе опроса, проводимого в рамках выявления факторов, влияющих на качество образования в вузе (таблица). Конечно же, речь идет не о репрезентативности предлагаемого социологического материала. Но он дает возможность выявить отдельные тенденции, свойственные сегодняшнему студенчеству.

Таблица

Мнения студентов по вопросу «Какие направления воспитания нужны в настоящее время и какие есть в вузе?»

№ Направления воспитания Нужны Имеются Ранг, неудовлетворенные потребности

1 Патриотическое 71.1 30.4 4 (54.0)

2 Интернациональное 60.0 25.6 7 (33.3)

3 Нравственное 77.2 74.0 2 (59.1)

4 Эстетическое 73.3 25.9 3 (57.2)

5 Экологическое 39.0 59.3 (-9.3) 3

6 Физическое 19.9 70.0 (-49.0) 1

7 Религиозное 60.9 32.0 6 (36.2)

8 Экономическое 30.9 50.0 (-28.9) 2

9 Правовое 50.2 44.2 8 (4.8)

1 Семейно-бытовое 88.0 10.3 1 (69.9)

11 Профессионально- трудовое 70.1 15.9 5 (39.1)

Все студенты отметили самую высокую степень неудовлетворенности потребности в семейно-бытовом воспитании, причем речь идет о его практической ценности, поскольку в большинстве случаев такое воспитание ориентировано на подготовку к самостоятельной семейной жизни.

Значительная часть студенческой молодежи ощущает недостаток нравственного воспитания, одновременно свидетельствуя о том, что степень удовлетворенности молодых людей нравственной свободой сегодня находится на самом высоком уров-

не. Очевидно, свобода в этой сфере вызывает необходимость наличия специфических внутренних механизмов формирования соответствующих нравственных установок и ценностей, вплоть до этикета поведения.

Почти на одном уровне востребованности находятся такие содержательно разные сферы воспитания, как эстетическая и патриотическая. Показательно, что востребовано и религиозное воспитание, причем здесь интерес проявляется не столько к ритуалам, сколько к нравственному потенциалу, регулирующему взаимоотношения людей. В то же время обращает на себя внимание относительная невостребованность «обязательных» форм организации воспитательного процесса, представленных учебными предметами.

Профессионально-трудовое воспитание выступает в вузе как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в ходе становления его в качестве субъекта этой деятельности. В исследовании данный вид воспитания студенты отметили как один из наиболее востребованных (ранг неудовлетворенности - 5 из 11 предложенных).

По своему характеру профессионально-трудовое воспитание представляет собой процесс нежесткого технологического (методического) управления обстоятельствами, способствующими формированию у студента любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для него лично (т.е. как ценности), сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной устойчивости и надежности.

Из приведенных выше результатов исследования можно сделать вывод, что студентами осознается степень и уровень недостатков в своем воспитании. Для них важны воспитательные моменты в процессе обучения в вузе, которые помогают сформировать личность конкурентоспособного специалиста-профессионала. Важнейшую роль в процессе формирования личности играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации. Вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством профессии. Качественный скачок в профессиональном развитии человека происходит в ходе профессионального обучения. Профессиональное обучение является основой формирования профессиональной идентичности студентов. В студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Неразрывно с идентификацией проходит процесс социализации студенчества в стенах вуза, который осложняется следующими факторами: неопределенностью трудоустройства по специальности; трудностями материально-финансового положения во время учебы; материальнофинансовым (имущественным) расслоением в студенческой среде; увеличением социально-психологической дистанции между студентами и преподавателями; отсутствием целостной воспитательной системы.

Путь студента к статусу зрелого специалиста включает в себя целый ряд ступеней:

- приобщение к общим нормам вузовской жизни, адаптация к коллективу и характеру студенческой деятельности, преодоление дидактического барьера;

- приобщение к содержанию профессиональной деятельности в пределах вуза;

- адаптация к характеру и условиям реальной профессиональной деятельности после выпуска из вуза.

Таким образом, одна из возможных и необходимых функций воспитания в вузе - это процесс формирования профессиональной идентичности студентов, направленный на осознание студентами своей тождественности с профессиональным образом - Я, принципиальная особенность которого заключается в том, что:

- профидентичность студентов вузов выстраивается на основе органичного сочетания воспитательного и учебного процессов;

- центральным условием существования системы формирования профиден-тичности является организация воспитательной среды, основой которой является профессиональное сообщество [1].

На основе Я - образа у студента складывается Я - концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я - концепция позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста. Затем у студентов формируется позитивный образ избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы развития профессии. На основе сопоставления образа - Профессии с образом - Я у студента формируется профессиональный образ - Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности [2].

Посредством создания в вузе в процессе учебно-воспитательной работы позитивной среды для активного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, углубления мотивационной сферы, осуществления перехода от внешней к внутренней мотивации формируются структуры профессионального Я - образа, включающего в себя профессиональные стереотипы и осознание своей тождественности с профессией; создаются предпосылки для дальнейшего саморазвития, обеспечивающего ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности и прогнозировать возможные последствия профессионального выбора. Все это, в конечном, счете, формирует у студентов профессиональную идентичность.

Критерии сформированности у студентов профессиональной идентичности охватывают все компоненты идентичности (Я - образ, Я - концепция, образ профессии, профессиональный идеал, профессиональный образ - Я) и соотносятся с компонентами (подструктурами) личности: когнитивным, мотивационно-ценностным, эмоциональноволевым, деятельностно-практическим. Для их формирования необходимо создание в вузе определенных социально-педагогических условий (рисунок)[3].

Таким образом, процесс воспитания в вузе протекает как процесс, побуждающий личность к качественным изменениям в себе, имеющий основной целью подвигнуть человека к тому, чтобы он сам себе предъявил требования, сам поставил перед собой социально значимые задачи и сам же оценивал их выполнение. В этом случае процесс воспитания становится цельным, т.е. подтверждение воспитательным ситуациям, «заданным» в учебном заведении, индивид находит в семье, на улице, на работе (и наоборот). Студент сам может определить приоритеты в области профессиональных знаний, тем самым преодолевая разрыв между направленностью воспитательных и образовательных процессов в других институтах общества, находя и подтверждая полученные в ходе обучения и воспитания как практические знания,

так и навыки их получения и осмысления. Это дает возможность студенту самоорга-низовывать либо находить в реальной жизни образовательные, а вместе с ними и воспитательные ситуации, уже «пройденные» им в образовательном учреждении.

Социально-педагогические условия формирования профидентичности студентов

Использование Диагностика Включение

вариативной части уровня студентов в

учебных планов для сформированости разнообразные

организации курса по профессиональ- виды

выбору «Основы ной идентичности взаимодействия

профессионального с целью выявления с представителями

становления»; ценностных различных

факультативов и мотивационных профессий,

«Я - будущий барьеров развития с выпускниками

специалист»; идентичности вуза

«Стратегия

профессионального

развития и

самореализации»

Использование ресурсов и средств социального партнерства: организация экскурсий на предприятия, встреч со специалистами высокой квалификации, работодателями; организация акций, фестивалей, социальных проектов профессиональной направленности для создания в воспитательном пространстве вуза профессиональной

Критерии сформированности профессиональной идентичности

Когнитивный:

осознание своих профессиональных интересов и способностей; образа своей профессии и ее требований к человеку; своего соответствия требованиям приобретаемой профессии; перспектив профессионально-го карьерного роста

Мотивационно-

ценностный:

потребность в приобретении профессиональных знаний и умений; мотивация к успешной учебнопрофессиональной деятельности; отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности

Эмоциональноволевой: позитивно окрашенное отношение

к профессиональному обучению и профессиональной карьере; адекватная оценка себя как субъекта учебнопрофессиональной деятельности; настойчивость в профессиональной подготовке

Деятельностно-

практический:

сформированность профессиональных умений; положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках; ориентация на творчество в учебнопрофессиональной деятельности

Социально-педагогические условия формирования профидентичности студентов

1. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.-Ярославль, 2001.

2. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001.

3. ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность. - М.: Изд-во МОСУ, 2000.

Поступила в редакцию 12/03/2011 В окончательном варианте - 15/03/2011

UDC: 378

CAPABILITIES OF THE EXTRA-CURRICULUM ACTIVITIES OF THE HIGHER

EDUCATION ESTABLISHMENT TO DEVELOP PROFESSIONAL IDENTITY OF

THE STUDENTS

E.N. Rudneva, V. V. Kostyanov

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: Rudneva2005@yandex.ru

In the article the extra-curriculum activities at the higher educational establishment are analyzed as an opportunity to develop professional identity of the students that will help on realizing the positive attitude of the students towards the obtained profession and on training of the competitive specialist at the volatile labour market.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: directions of the extra-curriculum activities, development of the professional identity, criteria of the compete development, elements of the professional identity, I - image, I -concept, job image, professional image of I.

Original article submitted - 12/03/2011 Revision submitted - 15/03/2011

Elena N. Rudneva, Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy.

Valeri V. Kostyanov, Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy.

УДК 37.013.75

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МАТРИЧНОЙ МОДЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Рябинова1, Т.В. Рудина2

1Самарский государственный технический университет,

443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

2Самарский государственный университет путей сообщения,

443066, Самара, пер. 1-ый Безымянный, 18.

E-mail: yatanya2005@yandex.ru

В статье рассматривается технология организации самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности, реализованная с помощью учебного пособия по линейной алгебре. Показано, что с помощью данного

1 Елена Николаевна Рябинова, (д.п.н.), доцент каф. высшей математики и прикладной информатики.

2 Татьяна Владимировна Рудина, преподаватель каф. высшей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.