Научная статья на тему 'Система внеучебного физического воспитания студентов вузов'

Система внеучебного физического воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНЕУЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / SYSTEM OF NONLEARNING PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина С. Д.

В данной статье современные научные и практические знания в сфере физической культуры и спорта представлены в виде системы внеучебного физического воспитания студентов, составляющих основу его концепции. Такая система включает следующие ключевые элементы: цель, задачи, принципы, средства и формы организации внеучебного физического воспитания студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EXTRA-CURRICULAR PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

In the given article a modern scientific and practical knowledge in the sphere of physical culture and sport is presented in the form of the system of extra-curricular physical education of the students, constituting the basis of it's conception. Such system includes the following key elements: the aim, the problems, the principles, the means, and the forms of organization of extra-curricular physical education of the students.

Текст научной работы на тему «Система внеучебного физического воспитания студентов вузов»

риментальной группе величина отягощения и количество повторений определялись по предложенной методике. Контрольная группа выполняла те же упражнения и в том же объеме без учета индивидуальных граничных значений отягощения и допустимого количества повторений. Проведенное по итогам эксперимента тестирование показало, что в экспериментальной группе достоверно увеличились величины граничных значений отягощений с 8 до 10 условных единиц внешней нагрузки и количество допустимых повторений в предложенных упражнениях с 12 до 16. В контрольной группе изменение этих показателей недостоверно. Кроме того, в экспериментальной группе выявлено значительное улучшение результатов в беге на 60 метров, прыжках в длину с места и в подтягиваниях. В контрольной группе эти показатели изменились незначительно.

ВЫВОДЫ

1. Предложенная методика оценки характера изменения усилия при выполнении локальных упражнений на тренажерах может быть использована для повышения эффективности скоростно-силовой тренировки в разных видах спорта.

2. Полученные результаты позволяют определить индивидуальные величины граничных нагрузок и определить допустимое количество повторений в серии для спортсменов разного уровня подготовленности и в разных видах спорта.

3. Экспериментальные данные, полученные в работе, позволили оценить изменение уровня тренированности при развитии специальных силовых качеств в локальных упражнениях на тренажерах

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 11-12. - С. 21-24.

2. Горский, А.П. Динамика проявления скоростно-силовых качеств школьников 8-15 лет в зависимости от уровня их физического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горский А.П. - М., 1970. - 14 с.

3. Дьяченко Н.А. Методика оценки внешней нагрузки при скоростно-силовой подготовке на тренажерах / Н.А. Дьяченко, А.Н. Жищенко, В.П. Аксенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 38-41.

4. Иванов, Ю.И. Исследование различных режимов работы с развитием силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов (на примере тяжелой атлетики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванов Ю.И. - М., 1974. - 24 с.

5. Методы повышения эффективности учебных занятий учащихся ПТУ на тренажерах / С.А. Полиевский, И.В. Неделчев, Ю.В. Суслов, В.Л. Исаакян, Л.А. Ка-линкин // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 10. - С. 26-28.

6. Самостоятельная силовая подготовка студентов : методические указания. Ч. 1 / Л. С. Дворкин, Р.Х. Шагапов, И.О. Андрушкевич, О.И. Тютюнник. - Свердловск : Изд-во УПИ, 1985. - 37 с.

СИСТЕМА ВНЕУЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ

Светлана Дмитриевна Зорина, Старший преподаватель,

МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»

(МОУ ВИЭПП) г. Волжский

Аннотация

В данной статье современные научные и практические знания в сфере физической культуры и спорта представлены в виде системы внеучебного физического воспитания студентов,

составляющих основу его концепции. Такая система включает следующие ключевые элементы: цель, задачи, принципы, средства и формы организации внеучебного физического воспитания студенческой молодёжи.

Ключевые слова: система внеучебного физического воспитания студентов.

THE SYSTEM OF EXTRA-CURRICULAR PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

Svetlana Dmitrievna Zorina, The senior teacher Volzhsky Institute of Economics, Pedagogy and Law,

Volzhsky

Abstract

In the given article a modem scientific and practical knowledge in the sphere of physical culture and sport is presented in the form of the system of extra-curricular physical education of the students, constituting the basis of it’s conception. Such system includes the following key elements: the aim, the problems, the principles, the means, and the forms of organization of extra-curricular physical education of the students.

Keywords: system of nonlearning physical training of students.

ВВЕДЕНИЕ

В отличие от учебного процесса по физическому воспитанию, который в вузах регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня, а также государственным образовательным стандартом, внеурочная работа организовывается как самодеятельное движение. Несмотря на то, что ученых интересуют различные проблемы её совершенствования [1, 4], концепции внеучебного физического воспитания студентов, представляющей собой определенную систему знаний об этом педагогическом феномене, пока не разработано.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Структуру любых педагогических систем, в том числе и физического воспитания, составляют следующие его компоненты: цель, задачи, принципы, средства, содержание, методы и организация процесса воспитания [5].

Цели педагогических систем выступают в роли их системообразующих факторов. Так как внеурочная физкультурно-спортивная деятельность является дополнением к физическому воспитанию студентов вузов, планируемой в учебных программах по физической культуре, то в этом случае цель, сформулированная в учебных программах, и является системообразующим фактором внеучебной деятельности по физическому воспитанию.

В настоящее время в подавляющем большинстве учебных программ вузов, разработанных на основе Примерной программы по физической культуре, в качестве цели физического воспитания студентов вузов определено: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [3]. Для достижения сформулированной выше цели в учебных программах для вузов предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач.

Если в урочном физическом воспитании в качестве главного направления выступает образовательная деятельность (формирование знаний, умений, навыков) и подготовка студентов к будущей профессии (профессионально прикладная физическая подготовка), и, как следствие, преимущественное решение образовательных и развивающих задач, то внеучебное физическое воспитание акцентируется на оздоровительной и воспитательной деятельности, решая тем самым одноименные задачи. Однако на практике это не означает того, что во внеучебной деятельности образовательные и

развивающие задачи исключаются, просто в данном случае меняется акцент педагогических воздействий.

Оздоровительная направленность внеурочного физического воспитания обусловлена научно установленными закономерностями: взаимосвязи физического состояния студентов и их уровня здоровья; взаимосвязи физической и умственной работоспособности учащихся высших учебных заведений; зависимости уровня двигательной активности и физической подготовленности; положительного воздействия активного отдыха на восстановительные процессы организма.

Воспитательная направленность внеурочного физического воспитания обусловлена его выраженным влиянием на психологическую и эмоциональную сферу студентов вуза. Эта важнейшая педагогическая характеристика учитывается во многих концепциях воспитательной работы различных образовательных учреждений.

Реализация обозначенных задач и достижение цели внеучебного физического воспитания возможны только при соблюдении определенных принципов.

Принципы образовательной направленности:

1. Единство обязательных урочных и внеурочных форм построения занятий, которые в совокупности призваны обеспечить ежедневную физкультурнонаправленную двигательную активность студентов вузов.

Для того чтобы цели и задачи, сформулированные в учебных программах по физической культуре, сохраняли свою значимость и во внеучебной деятельности по физическому воспитанию, необходимо чтобы оба вида физкультурно-спортивной деятельности имели единый критерий и систему оценки достигнутых результатов, при чем ведущую и определяющую роль должна играть учебная работа. Это означает, что итоговая оценка на учебных занятиях по физической культуре (зачет или экзамен) выставляется студенту за результаты, достигнутые не только в ходе учебного процесса, но и во внеучебной деятельности.

2. Единство обучения и воспитания в процессе физического воспитания. Этот принцип базируется на закономерности целостности и единства педагогического процесса.

3. Учет специфики высшего учебного заведения. В образовательной деятельности высшего учебного заведения по учебному и внеучебному физическому воспитанию необходимо учитывать профессиональную направленность подготовки специалистов, традиции высшего учебного заведения, его материально-технические возможности, уровень подготовленности и профессионализма преподавателей и т.д.

Принципы оздоровительной направленности внеучебного физического воспитания:

1. Необходимости и обязательности активного отдыха. Любая профессиональная физическая и особенно умственная деятельность сопровождается определенным нервно-психическим, эмоциональным напряжением. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности.

2. Необходимости психоэмоционального восстановления. Реакция организма на умственную работу значительно меняется, если она происходит на фоне эмоциональных переживаний. Положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на работоспособность и функциональное состояние человека, отрицательные - негативное.

3. Обеспечения оптимальной двигательной активности студентов высших учебных заведений. В настоящее время дефицит двигательной активности студентов вузов по затратам энергии составляет порядка 450-1000 ккал в сутки [2].

Принципы воспитательной направленности внеучебного физического воспитания включают три группы общепедагогических принципов и одну группу специфических.

Первая группа принципов определяет требования к целям и содержанию воспитания, вторая группа - собственно педагогические или методические, третья - социоп-

сихологические, четвертая ориентирует педагогов на развитие психологических свойств и качеств личности в процессе физического воспитания.

Основными средствами внеучебного физического воспитания являются различные физические упражнения и факторы, усиливающие их воздействие. Это, прежде всего гигиенические процедуры и средства закаливания организма.

В отличие от урочной формы физического воспитания, где преимущественное значение имеет метод строго регламентированного упражнения, во внеучебной деятельности преобладают игровой и соревновательный методы физического воспитания.

К формам внеучебного физического воспитания студентов вузов высокой двигательной активности относятся соревнования, секционная работа и туристические походы.

В вузах наиболее часто проводят следующие виды соревнований: квалификационные, командные, лично-командные, личные, отборочные, открытые, тренировочные, учебные.

Секционная работа по различным видам спорта строиться по типу учебнотренировочных занятий. Направленность секционной работы подразделяют в соответствии с задачами физического воспитания студенческой молодежи:

• оздоровительная направленность - группы общефизической подготовки, ориентированные в основном на улучшение показателей здоровья и физического состояния студентов, имеющих недостаточный уровень подготовленности;

• развивающей направленности - группы спортивного совершенствования, ориентированные на повышение спортивной квалификации студентов и участия их в соревнованиях различного уровня: внутривузовского, городского, областного, регионального, всероссийского и международного.

Туристические походы - разнообразные по форме, содержанию и длительности путешествия, совершаемые в свободное от основной деятельности (учебы) время, один из видов активного отдыха.

К группе форм внеурочного физического воспитания среднего уровня двигательной активности относятся спортивные праздники и спортивные фестивали.

Спортивный праздник - день, в который по традиции принято проводить различные физкультурно-спортивные мероприятия. Этот день может соответствовать праздникам Всероссийским или международным, например День Здоровья, посвященный празднованию Всемирного дня здоровья 7 апреля.

Внутривузовские спортивные праздники проводятся в соответствии с традициями самого вуза. Это могут быть какие-либо памятные или знаменательные даты: день рождения вуза, его годовщина или юбилейная дата; день присвоения вузу почетных званий или наград и т.д.

Спортивный фестиваль - массовое празднество, показ спортивных достижений. В отличие от обычных соревнований по различным видам спорта в программу фестиваля включают: показательные выступления, конкурсы, пресс-конференции, выступления студенческих театров, художественной самодеятельности, гала-концерты и т.д.

В высших учебных заведениях фестивали, как и праздники, проводятся в соответствии с традициями вуза или параллельно с региональными, всероссийскими и международными праздниками, например День Знаний, День студента и т.д.

К формам внеурочного физического воспитания низкой двигательной активности относятся спортивные конкурсы и викторины.

Спортивные конкурсы - соревнования с целью выделить наиболее выдающихся спортсменов в выполнении каких-либо технических элементов или проявления физических качеств. Например, конкурс силачей - соревнования проводятся в силовых видах спорта, таких как тяжелая атлетика, гиревой спорт, армреслинг и т.д.

Спортивная викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из области знаний физической культуры и спорта. Вопросы могут быть тематические, например «История Олимпийских Игр», «История спорта Рос-

сии», «Олимпийская летопись нашего города» и т.д. Кроме этого темы вопросов могут носить и общий характер, включая оценку знаний основ здорового образа жизни, методик самостоятельных занятий, самоконтроля и т. д.

Критерии эффективности внеучебного физического воспитания - это показатели физического развития студентов и темпы их прироста, а также сформированность физической культуры личности.

ВЫВОДЫ

В современных условиях развития высшего образования в стране внеучебное физическое воспитание студенческой молодежи наряду с учебным процессом по дисциплине «физическая культура» должны составлять единую систему, в которой цель выступает в роли системообразующего фактора. Однако внеурочное физическое воспитание акцентируется на решении оздоровительных и воспитательных задач, уступая образовательный приоритет учебной деятельности. Как следствие, принципы, средства, методы и формы организации педагогического процесса этих двух видов физического воспитания имеют свои специфические особенности. Существенная разница заключается в акцентированном использовании методов: если на урочных занятиях преобладает метод строго регламентированного упражнения, то во внеучебной деятельности он наименее представлен. Наибольшее отличие заключается в формах их организации, так внеучебное физическое воспитание имеет гораздо больший спектр, чем традиционный урок, и поэтому более перспективно в своем дальнейшем развитии и совершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малиновская, Н.В. Спортивные праздники и выступления в структуре физической рекреации : теоретический аспект проблемы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малиновская Н.В. - СПб., 2003. - 22 с.

2. Паффенбаргер, Р.С. Здоровый образ жизни / Р.С. Паффеенбаргер, Э. Оль-сен. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с. : ил.

3. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / под общ. ред. М.Я. Виленского. - М. : [б.и.], 2000. - 34 с.

4. Семянникова, В.В. Новые физкультурно-спортивные виды в физическом воспитании студентов педагогических вузов : на материале Центрального региона РФ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Семянникова В.В. - М., 2001. - 22 с.

5. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Якимович В.С. - М., 2002. - 48 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ (ОФТ)

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор,

Юлия Ивановна Сапожникова, соискатель,

Самарский государственный педагогический университет (СГПУ)

г. Самара

Аннотация.

В статье приводятся фактические данные некоторых параметров функционального состояния организма студентов специальных медицинских групп, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки. Результаты занятий физической культурой свидетельствуют о том, что даже при наличии сходных заболеваний прослеживается четко выражен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.