Научная статья на тему 'Активизация участия студенток вуза во внеучебных физкультурных мероприятиях'

Активизация участия студенток вуза во внеучебных физкультурных мероприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ ВУЗА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / СОРЕВНОВАНИЕ / МАСТЕР-КЛАСС / МОТИВ / СОПЕРНИЧЕСТВО / ДОМИНИРОВАНИЕ / STUDENTS OF THE UNIVERSITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SPORTS EVENT / COMPETITION / MASTER CLASS / MOTIVE / DOMINANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Шарипова Дарья Тагировна

В статье представлены результаты исследования отношения студенток вуза к занятиям физической культурой и спортом. Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Нижневартовского государственного университета. В нем приняли участие 130 студенток, обучающихся по различным направлениям подготовки. Использовались методы: анализ данных научно-методической литературы, анкетирование, проектирование, психологическое тестирование, методы математической статистики. Проведенное анкетирование девушек, выбравших для занятий физическим воспитанием специализации: аэробика, волейбол и плавание, позволило выделить мотивы, побуждающие их заниматься физической культурой и спортом. Для популяризации занятий физической культурой и спортом в студенческой среде были организованы и проведены физкультурно-оздоровительное мероприятие «Спортивный МИКС» и комплексное спортивное мероприятие Клубный турнир среди студенческих команд факультетов НВГУ. Оценка эффективности мероприятий показала достижение положительных результатов, выразившихся в повышении активности участия студенток в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Шарипова Дарья Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increased participation of students in extracurricular university sports and activities

The article presents the results of the survey of attitudes of the University students towards physical culture and sports. The study was conducted on the basis of the sports and recreation complex of the Nizhnevartovsk state University. It was attended by 130 students enrolled in various fields of study. The applied methods include: the analysis of data of scientific and methodical literature, questionnaire, design, psychological testing, and methods of mathematical statistics. The survey among the girls who have chosen to practice physical education specializing in aerobics, volleyball and swimming, allowed to identify the motives that drive them to engage in physical culture and sports. For popularization of the physical culture and sports among the students there were organized the sports event "Sports MIX" competition and Club competition. Evaluation of the effectiveness of events showed the positive results, reflected in the enhancement of participation of the students in sports events held by the University.

Текст научной работы на тему «Активизация участия студенток вуза во внеучебных физкультурных мероприятиях»

полняемой работы к величине жизненной емкости легких, выраженное в процентах (УТ/УС,%). Данный показатель отражает способность спортсмена максимально эффективно использовать жизненную емкость легких при рациональной частоте дыхания, что, в свою очередь, является одним из факторов экономизации дыхания и совершенствования адаптации организма пловца к физическим нагрузкам.

Так, у пловцов-стайеров величина коэффициента использования жизненной емкости легких достигает своих максимальных значений при работе на уровне ПАНО и составляет 50,81±2,53% (мужчины) и 48,39±1,69% (женщины). Во время работы на уровне УО2тах данный коэффициент снижается до 44,48±2,55 и 42,87±1,74% у мужчин и женщин, соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что пловцы-стайеры более рационально используют свою респираторную систему, что заключается в меньшем количестве дыхательных циклов в единицу времени при более глубоком дыхании.

В свою очередь, для пловцов-спринтеров характерна высокая мощность форсированной вентиляции легких, поэтому значения коэффициента использования жизненной емкости легких у них больше при работе на уровне УО2тах. Так, у мужчин и женщин данный показатель на уровне МПК составляет 42,20±1,29 и 37,97±1,50% , соответственно, в то время как на уровне ПАНО величина этого показателя существенно ниже (37,20±1,79 и 34,02±1,48%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что эффективность тренировочного процесса находится в тесной взаимосвязи с показателями системы внешнего дыхания, интегрировано отражающими ход адаптации организма к мышечной деятельности различной направленности. Еще более актуально это для спортивного плавания, так как результаты пловца во многом зависят от степени развития дыхательного аппарата, поэтому овладение правильным дыханием -важный процесс, требующий самого пристального внимания. Исходя из полученных данных, можно констатировать, что недостаточно иметь высокие величины показателей внешнего дыхания, (среди которых ведущее место занимает жизненная емкость легких), немаловажным является также умение эффективно использовать свои потенциальные возможности при выполнении работы различной интенсивности.

Так как показатели функции внешнего дыхания являются одним из маркеров уровня тренированности спортсмена, то систематический контроль функциональной подготовленности позволит тренеру получать объективную информацию о его состоянии и, как следствие, своевременно вносить необходимые коррекции в тренировочный процесс.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 1412.2015

УДК 796.011.3

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОК ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Тагировна Шарипова, магистрант,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношения студенток вуза к занятиям физической культурой и спортом. Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Нижневартовского государственного университета. В нем приняли участие 130 студенток, обучающихся по различным направлениям подготовки. Использовались методы: анализ дан-

ных научно-методической литературы, анкетирование, проектирование, психологическое тестирование, методы математической статистики. Проведенное анкетирование девушек, выбравших для занятий физическим воспитанием специализации: аэробика, волейбол и плавание, позволило выделить мотивы, побуждающие их заниматься физической культурой и спортом. Для популяризации занятий физической культурой и спортом в студенческой среде были организованы и проведены физкультурно-оздоровительное мероприятие «Спортивный МИКС» и комплексное спортивное мероприятие Клубный турнир среди студенческих команд факультетов НВГУ. Оценка эффективности мероприятий показала достижение положительных результатов, выразившихся в повышении активности участия студенток в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых вузом.

Ключевые слова: студентки вуза; внеучебная деятельность; физкультурно-оздоровительное мероприятие; соревнование; мастер-класс; мотив; соперничество; доминирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p139-144

INCREASED PARTICIPATION OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR UNIVERSITY SPORTS AND ACTIVITIES

Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Tagirovna Sharipova, the undergraduate, Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of the survey of attitudes of the University students towards physical culture and sports. The study was conducted on the basis of the sports and recreation complex of the Nizhnevartovsk state University. It was attended by 130 students enrolled in various fields of study. The applied methods include: the analysis of data of scientific and methodical literature, questionnaire, design, psychological testing, and methods of mathematical statistics. The survey among the girls who have chosen to practice physical education specializing in aerobics, volleyball and swimming, allowed to identify the motives that drive them to engage in physical culture and sports. For popularization of the physical culture and sports among the students there were organized the sports event "Sports MIX" competition and Club competition. Evaluation of the effectiveness of events showed the positive results, reflected in the enhancement of participation of the students in sports events held by the University.

Keywords: students of the University, extracurricular activities, sports event, competition, master class, motive, competition, dominance.

В последнее время, на всех уровнях государственного управления и в самих вузах окрепло осознание необходимости обеспечения массовости студенческого спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни. При этом существует ряд проблем, препятствующих активному вовлечению студенческой молодежи в физкультурно-спортивное движение, среди них: недостаточное привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой во внеучебное время; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры высших учебных заведений задачам развития массового спорта; отсутствие достаточного количества физкультурных и спортивных проектов с участием внутриву-зовских активов студенческих спортивных клубов; отсутствие активной мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом [1].

Особое значение занятия физической культурой имеют для студенток вуза, в процессе которых должны учитываться состояние здоровья, уровень физического развития и подготовленности. Не учет индивидуальных возможностей студенток, их мотивов и потребностей, доминирование в обучении репродуктивного подхода, приводит к недостаточной эмоциональности и привлекательности проводимых занятий [5]. Результаты проведенных исследований в области физического воспитания в вузах позволяют говорить о необходимости использования современных подходов к содержанию и организации учебного процесса по физической культуре, в частности, организации внеурочной физ-

культурно-спортивной деятельности.

Предварительно проведенное исследование показало, что самостоятельный выбор студентками вуза не физкультурных специальностей той или иной физкультурно-спортивной специализации, для учебных занятий по физическому воспитанию, оказывает положительное влияние на формирование у них способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, самосовершенствования, но при этом, наблюдается низкая активность участия в мероприятиях, проводимых во внеучебное время спортивным клубом университета [3].

В отличие от обязательных аудиторных занятий по физическому воспитанию, которые в вузах регламентированы и обеспечены основополагающими документами федерального уровня, а также государственным образовательным стандартом, внеурочная работа осуществляется как самодеятельное движение. Необходимо отметить, что внеурочная деятельность имеет оздоровительную направленность, которая обусловлена научно установленными закономерностями: взаимосвязью физического состояния студентов и их уровня здоровья; физической и умственной работоспособности; зависимостью уровня двигательной активности и физической подготовленности; положительным воздействием активного отдыха на восстановительные процессы организма.

Несмотря на то, что в последнее время огромное внимание уделяется развитию массового студенческого спорта, нельзя говорить о созданной в нашей стране эффективной системе студенческого спортивного движения [4]. Вместе с этим, анализ литературы показал, что к числу факторов, положительно влияющих на стабильность физкультурных занятий, помимо организационных, к которым относятся групповая форма проведения занятий, личностные качества педагога, возможность выбора формы двигательной активности, большое значение имеют и личностные факторы, в частности, участие индивида в физкультурно-оздоровительных программах [2].

Таким образом, возникает необходимость поиска путей вовлечения студенток в занятия физической культурой и спортом, проводимых во внеучебное время, повышения активности их участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых по плану воспитательной работы вуза, что явилось целью настоящего исследования.

Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Нижневартовского государственного университета в период с сентября 2012 года по май 2015 года. В нем приняли участие 130 студенток, обучающихся по различным направлениям подготовки.

На первом этапе нами было проведено анкетирование девушек, выбравших для занятий физическим воспитанием специализации: аэробика, волейбол и плавание, позволившее выделить мотивы, побуждающие их заниматься физической культурой и спортом.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что девушки, занимающиеся аэробикой и плаванием, в целом, с нетерпением ждут занятий по физической культуре, так как они помогают укреплять им здоровье. В меньшей степени это характерно для девушек, выбравших для занятий волейбол. Студентки всех специализаций согласились с утверждением, что занятия физическими упражнениями улучшают их самочувствие и настроение, что в основном они хотят заниматься физической культурой, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы. Это свидетельствует о том, что девушки осознанно подошли к выбору своей физкультурно-спортивной специализации и учебные занятия по физическому воспитанию вызывают у них положительные эмоции и доставляют им удовольствие.

Студентки, занимающиеся волейболом и плаванием, не считают необходимым накапливать опыт физкультурно-оздоровительной работы, в отличие от девушек, выбравших аэробику. Все девушки слабо интересуются физкультурно-спортивной работой

в вузе и стараются не принимать в ней участие. У них не сформирована привычка к использованию средств физической культуры во время досуга.

Изучив проявление мотивов доминирования и соперничества у девушек, оказалось, что студентки, выбравшие для занятий физическим воспитанием волейбол и плавание, в большей степени стремятся стать победителями, участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, по сравнению с девушками, занимающимися аэробикой. Студенткам, выбравшим для занятий спортивные игры, больше чем остальным нравятся физкультурно-спортивные праздники, связанные с борьбой и соперничеством.

Дифференцировав проявление мотивов по уровням, оказалось, что наибольшее количество девушек всех трех групп испытуемых имеют средний уровень проявления мотива соперничества. Больше всего студенток, имеющих высокий уровень данного мотива отмечается у выбравших для учебных занятий спортивные игры (32%), с низким уровнем - у девушек, занимающихся аэробикой (40%). Проявление мотива доминирования в физкультурно-спортивной деятельности характерно в большей степени для студенток, занимающихся плаванием - 38% и в меньшей степени - аэробикой (9%). Низкий уровень данного мотива отмечается у 45% занимающихся аэробикой, 24% - волейболом и 15% - плаванием.

Таким образом, проведенное исследование показало, что студентки по-разному относятся к массовым мероприятиям, связанным с проявлением соперничества и спортивной борьбой.

На втором этапе исследования, для популяризации занятий физической культурой и спортом в студенческой среде, нами были организованы и проведены физкультурно-оздоровительное мероприятие «Спортивный МИКС» и комплексное спортивное мероприятие Клубный турнир среди студенческих команд факультетов НВГУ.

В рамках «Спортивного МИКСа» был предусмотрен свободный выбор студентками вуза того или иного мастер-класса, подготовленного членами спортивного клуба, который они могли бы посетить во внеучебное время. При подборе содержательной части мастер-классов учитывали, что применяемые средства должны были иметь нетрадиционный для процесса физического воспитания характер, но не сложный для выполнения занимающимися. Из нескольких предложенных наибольшую популярность вызвали следующие виды: аква-аэробика, атлетическая гимнастика, фитбол-аэробика, которые и вошли в содержание «Спортивного МИКСа».

Клубный турнир Нижневартовского государственного университета среди студенческих команд факультетов решал задачи популяризации студенческого спорта в студенческих спортивных клубах, укрепления связей между факультетами в рамках реализации физкультурно-спортивной деятельности Спортивного клуба НВГУ. Реализуя Клубный турнир, были определены лучшие спортсмены НВГУ и команды факультетов по видам спорта, осуществлялась сдача нормативов «Студзачёта АССК России». Сущность данного проекта заключалась в выполнении упражнений в форме соревнований.

По окончании мероприятий была дана оценка их эффективности. Опрос студенток, посетивших «Спортивный МИКС» показал, что большинство участников остались довольны (97%), и лишь 3% опрошенных - удовлетворены не в полной мере. Высокую компетентность преподавателя отметили 56% респондентов, хорошую организацию мастер-класса - 44%. Хотели бы заниматься данным видом деятельности в рамках внеучеб-ных занятий 72% девушек. От участников мастер-классов поступило предложение расширить список физкультурно-спортивных специализаций, практикуемых в вузе для занятий физическим воспитанием, добавив занятия йогой и пилатесом, а также силовые тренировки.

В Клубном турнире приняли участие 7 команд от факультетов НВГУ. Общее число участников составило 80 человек, из них девушек - 20. Все они приняли участие в

следующих видах: волейбол, плавание (смешанная эстафета), настольный теннис, перетягивание каната, спортивное ориентирование, лыжная эстафета, стрельба из пневматической винтовки и сдача нормативов «Студзачета АССК России». Сдали «Студзачет АССК России» 18 студенток, что составило 90% от общего количества принявших участие (две получили золотой значок, три - серебряный).

Проведенное исследование показало, что студентки, обучающиеся в вузе, имеют различный уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом и по-разному относятся к физкультурно-спортивным мероприятиям, предусмотренным планом воспитательной работы вуза. Таким образом, одним из путей повышения активности участия студенток в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях является учет их мотивов, побуждающих заниматься физической культурой и спортом, и потребностей в сохранении здоровья, совершенствовании собственного физического развития.

На основании полученных результатов была разработана система внеучебных мастер-классов, ответственность за организацию и проведение которых была возложена на актив спортивного клуба НВГУ и специалистов в сфере фитнеса. Направление «фитнес» представлено степ-аэробикой, фитбол-аэробикой, босу-аэробикой, пилатесом, йогой; направление «плавание» включает в себя аквааэробику, элементы синхронного плавания; в направление «спортивные игры» вошли стритбол, бадминтон; в танцевальное направление - латино, зумба, хип-хоп, локинг.

Мы считаем, что проведение подобного мероприятия во внеурочное время в комплексе с аудиторными занятиями, организованными на основе свободного выбора физ-культурно-спортивной специализации, во многом могут повлиять на интерес студенток к занятиям физической культурой и спортом и повысить посещаемость и активность участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в вузе, способствуя формированию у них умения направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошелева, Е.А. Организационно-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе как фактор формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой / Е.А. Кошелева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 7073.

2. Малинаускас, Р.К. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов / Р.К. Малинаускас // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 4. - С. 97-104.

3. Пащенко, Л.Г. Влияние выбора физкультурно-спортивной специализации на отношение к занятиям физической культурой и спортом студенток вуза / Л.Г. Пащенко, Д.Т. Шарипова // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всеросс. научной конференции. - Омск : Изд-во СибГУФК. - 2013. - Т. 1. - С. 181-189.

4. Плосков, А. Л. Студенческий спорт в университете / А. Л. Плосков // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы Всероссийской научной конференции. -Тюмень : ТюмГНГУ. -2015. - C. 104-107.

5. Рябинина, С.К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рябиниа С.К. - Красноярск, 2004. - 24 с.

REFERENCES

1. Kosheleva, E.A. (2013), "Organizationally-methodical terms of planning the process of physical education in higher school as a factor of formation of motivation among the students to physical education", Physical education of students, No. 3, pp. 70-73.

2. Malinauskas, R.K. (2009), "Motivation for physical exercises among the students of pedagogical universities", Physical education of students of creative specialties, No. 4, pp. 97-104.

3. Pashchenko, L.G. and Sharipova, D.T. (2013), "Influence of sports specialization on the attitude to physical culture and sports of students of higher school", Problems of improvement ofphysical cul-

ture, sports and Olympism: materials of all-Russian scientific conference, Omsk, Vol. 1, pp. 181-189

4. Ploskov, A.L. (2015), "Student sport at the University", Strategy for development of mass sports work with the students: materials of all-Russian scientific conference, Tyumen, pp. 104-107.

5. Ryabinina, S.K. (2004), Table tennis in the system of physical education of students of technical universities, dissertation, Krasnoyarsk.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2016

УДК 378.14

РИСК ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕЛЕСНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук, Григорий Михайлович Случ, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Результаты исследования свидетельствуют о высоком риске формирования девиантного поведения у школьников и студентов. Анкетный опрос, дисперсионный и регрессионный анализ показали, что 12-16% подростков и молодых людей имеют опыт употребления наркотических веществ. Около 30% опрошенных демонстрируют предрасположенность к «технологическим» зависимостям. Более 60% школьников до 6 часов в сутки проводят время за компьютером и имеют склонность к компьютерной зависимости. Формирование девиантного поведения у подростков и молодых людей происходит на фоне обеднённого двигательного опыта. Студенты, которые много времени проводят за компьютером, имеют чётко выраженную тенденцию уменьшения двигательной активности с дошкольного возраста до настоящего момента. Лучшая устойчивость к зависимости от компьютерных игр наблюдается у тех студентов, у которых в их телесном воспитании принимало участие значительное количество разных людей. Они высоко оценивают свою двигательную активность и развитие выносливости. Исследование показало, что опыт телесного воспитания статистически значимо влияет на риск возникновения девиантного поведения у подростков и молодых людей.

Ключевые слова: девиантное поведение, зависимости, тело, телесность, двигательная активность, телесное воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p144-149

DEVIANT BEHAVIOR RISK IN THE CONTEXT OF CORPORAL EDUCATION IN DIFFERENT EDUCATIONAL SYSTEMS Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences, Grigory Mikhailovich Slutch, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The findings indicate a high risk of the formation of deviant behavior among the pupils and students. The questionnaire, variance and regression analysis showed that 12-16% of adolescents and young people have experience of drug use. About 30% of the respondents show a predisposition to "technological" addictions. More than 60% of schoolchildren spend time at the computer up to 6 hours per day and they have penchant for computer addiction. Formation of the deviant behavior among the adolescents and young people takes place against the backdrop of the depleted motor experience. Students, who spend much time at the computer, have clearly marked tendency to reduce the motor activity from the pre-school age to the present day. Best resistance to video game addiction is seen in those students who have a signif-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.