Научная статья на тему 'Система последипломного профессионального педагогического образования: терминологические аспекты'

Система последипломного профессионального педагогического образования: терминологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киктев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система последипломного профессионального педагогического образования: терминологические аспекты»

Алмаметова. - СПб.: СПбГУ, 2000.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,

М.Г. Ярошевского. -2-е изд. -М.: Политиздат, 1990.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В.П. Журавлев, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры методики преподавания литературы МПГУ

Судьба школьного учебника литературы в ХХ веке была сложной, напряженной, ознаменована крутыми поворотами. Позиция учебника в образовательном процессе то казалась незыблемой, то решительно ниспровергалась, то канонизировалась, то вновь подвергалась сомнению.

В начале ХХ века на страницах периодической печати развернулась широкая дискуссия о целях, задачах, и методах преподавания литературы. Более всего претензий участники дискуссий предъявили учебникам литературы. Ставилась под сомнение сама возможность (да и необходимость) создания такого учебника: «Идея учебника (в отличие от научно-популярной книги) ведь и заключается в стремлении придать выбранной дисциплине вид незыблемый, ненарушимый, выделить из всего текучего содержания науки ее неподвижную, затвердевшую основу, способную принять на себя роль истины и потому действовать как абсолютный авторитет», - писал на страницах журнала «Русская школа» (1915, №12) Б.М. Эйхенбаум. Но все выше сказанное характеризует любой другой учебник, кроме учебника литературы, полагает ученый: «Если в других предметах такое наукообразное закрепление более или менее удается, потому что самый материал для усвоения находится в учебнике, то в деле изучения литературы такая система оказывается совершенно непригодной. Каковы бы не были задачи учителя - все равно прежде всего должен быть живо воспринят и во всей полноте самостоятельно усвоен художественный образ, а этого не может быть сделано по учебнику. Более того, и после такого усвоения учебник не может принести никакой пользы, потому что просто оказывается ненужным. Нельзя даже говорить о худших или лучших учебниках: сжатый учебник превращается в справочную книгу и тем самым теряет значение особого «руководства», а учебники пространные вредят всему делу, предлагая схемы вместо усвоения или вселяя мысль о неподвижном и раз навсегда установленном толковании художественных образов» [13, с. 214]. Неудивительно, что в двадцатые годы советская школа с революционным максимализмом отказывается от учебников литературы. К сожалению, отказывается практически и от уроков литературы, подчинив знакомство с произведениями художественной словесности иллюстрированию социальной истории. В середине двадцатых годов ситуация с преподаванием литературы несколько улучшается и в этом великая заслуга появления нового типа учебного пособия. «Рабочие книги по литературе», созданные во второй половине 20-х годов М.А. Рыбниковой, В.В. Го-лубковым и другими методистами, продолжив лучшие традиции русской методики XIX века, вобрали в себя наиболее успешное из активной новаторской практики первых послереволюционных лет. «Рабочие книги» включали в свое содержание обзорные историко-литературные очерки, сведения о биографии писателей, небольшие по объему художественные тексты (или наиболее важные для анализа фрагменты больших произведений) с вопросами, которые определяли направление и содержание анализа, вопросники к анализу больших произведений, которые учащиеся читали дома самостоятельно, фрагменты исторических документов, характеризующих эпоху создания произведений. Рабочие книги создавались в период преобладания бригадно-лабораторного метода с установкой на коллективную поисковую деятельность,

поэтому ведущее место в книге занимали вопросники, блоки заданий, рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. Но поскольку рабочие книги содержали и материал историко-литературного характера (обзоры, биографические сведения), тексты художественных произведений, вопросы для проверки знаний учащихся, их можно было использовать и в традиционной классно-урочной системе занятий. Когда в начале тридцатых годов были приняты решения о полномасштабном восстановлении классно-урочной системы, о необходимости систематического изложения основ наук в школе, то закономерно встал вопрос о создании учебников, обеспечивающих образовательный процесс в новых условиях. В феврале 1933 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы». Ученым было предложено создать, а Учпедгизу издать единые для всей страны стабильные учебники по всем предметам. К созданию учебников по литературе были привлечены известные литературоведы и методисты: Г.Л. Абрамович, Н.Л. Бродский, Ф.М. Головенченко, А.М. Еголин, А.А. Зерчанинов, Д.Я. Райхин и др. Созданный ими тип учебника литературы (учебная хрестоматия в среднем звене, собственно учебник на историко-хронологической основе в старших классах) просуществовал практически без изменений до 70-х годов прошлого века.

В 60-е - 70-е годы проводилась реформа общего среднего образования. Комиссию АН СССР и АПН СССР по разработке содержания школьного образования возглавлял вице-президент АПН СССР А. И. Маркушевич. Профессор А.И. Маркушевич, понимая, что при создании учебника авторы сталкиваются с, казалось бы, непреодолимым противоречием между ограниченностью объема школьной программы и постоянно появляющимися новыми знаниями в содержании предмета, новациями методического характера, предложил идею ядра содержания школьного образования, изложенного в учебнике и оболочек, «где и происходят все важнейшие текущие изменения» [9, с. 18 - 19]. Идея ядра и оболочек позволила по-иному взглянуть на роль и функции учебника и его дидактического и методического сопровождения в образовательном процессе, представить систему учебных пособий по предмету в каждом классе (учебник, хрестоматия, справочник, дидактические материалы для учащихся, методические пособия для учителя и т. д.) как своеобразную солнечную систему, образующим центром, ядром которой является учебник, а на близких орбитах к нему - дополняющие и развивающие основное содержание пособия. Конечно же, различные типы учебных пособий и справочников для учащихся и учителей издавались и ранее, но создавались они разными людьми, различными организациями. В стройную, слаженную систему, воодушевленную едиными методическими идеями, эти средства обеспечения учебного процесса не складывались. «Все учебные средства, включая учебник, должны взаимодействовать как части хорошо слаженной машины», -настоятельно рекомендовал А.И. Маркушевич [8, с. 20]. Тогда же, в 70-е годы, стала активно разрабатываться идея создания учебных комплексов. Разработке дидактических, психологических книговедческих проблем учебных комплексов были посвящены работы Л.И. Айдаровой, Ю.К. Бабанского,

Д. Д. Зуева, В.В. Краевского и других ученых [1, 2, 5, 8]. Но учебные комплексы 70-х - 80-х годов, понимаемые как широко открытые системы самых различных средств обеспечения учебного процесса, так и не стали тем механизмом, в котором все составляющие работали бы «как части хорошо слаженной машины». Такой системой суждено было стать учебно-методическим комплектам, которые стали складываться в условиях новой школы на рубеже ХХ - XXI веков.

В 90-е годы, когда была отменена монополия единой государственной программы по предмету, в том числе и программы школьного литературного образования, стали создаваться альтернативные авторские программы, получившие официальную рекомендацию Министерства образования. К началу XXI века таких программ литературного образования для общеобразовательной школы было уже около десятка (программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, А.И. Княжицкого, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана, Г.С. Меркина и др). Затем те же авторские коллективы создали линии учебников, реализующие концепции литературного образования, заложенные в программах.

Одновременно с процессом подготовки и издания новых линий учебников бурно развивалась деятельность по созданию различных пособий для школы, которые активизировали аналитическую, поисковую, творческую активность учащихся. Характерным примером таких пособий могут служить многочисленные рабочие тетради по разным предметам. Во второй половине 90-х годов было издано большое количество рабочих тетрадей по литературе (особую активность в создании таких пособий проявил МИРОС - Московский институт развития образовательных систем). Но мощная волна рабочих тетрадей (в основном, тематических, посвященных изучению одного из произведений или жанров литературы) вскоре ослабла. Интерес педагогов к подобным изданиям потихоньку стал угасать. Причиной тому явилось то обстоятельство, что рабочие тетради не были скоординированы с той или иной программой, с тем или иным учебником. Учителю приходилось прилагать немалые усилия для того, чтобы адаптировать содержание рабочей тетради к системе работы по определенной программе и соответствующему ей учебнику.

Авторы линий учебников, понимая мотивы интереса учителей к рабочим тетрадям, вопросникам и прочим дидактическим изданиям для учащихся, организующим и направляющим познавательную деятельность школьников, начали создавать подобные пособия, тесно скоординированные с их учебниками, продолжающие и развивающие их дидактический потенциал. Таким образом, начался процесс формирования учебно-методических комплектов для каждого класса, которые позднее образовали завершенные линии учебно-методических комплектов. Так были созданы линии учебно-методических комплектов (УМК) для основной школы по программам под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана и др. Состав и структура УМК в современной школе определяется особенностями методической концепции программы и линии учебников, реализующих ее содержание. При этом, поскольку при обязательной экспертизе, проводимой научными подразделениями РАН и РАО, выявляется степень соответствия учебников единым, обязательным для всех школ документам, определяющим уровень и объем содержания образования («Минимум содержания образования», 1998 г.; «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта», 2004 г. и т.д.), то учебник и обеспечи-

вает, прежде всего, освоение школьниками того необходимого, фундаментального, основополагающего ядра содержания образования, о котором писал академик А. И. Маркушевич. Учебник, конечно же, предлагает ученику содержание образования в той форме, используя те методы и приемы, которые соответствуют концепции авторов программы. Но больше свободы, возможностей, больший творческий простор для методического поиска авторы линий УМК получают при создании компонентов комплекта, дополняющих учебник. Именно в содержании дополнительных учебных пособий (прежде всего, предназначенных учащимся) наиболее полно выражены особые, отличительные, индивидуальные черты методической системы линии УМК.

Так, одной из особенностей линии учебно-методических комплектов по программе под редакцией Г. И. Беленького является разноуровневость вопросов, заданий, рекомендаций для самостоятельной работы учеников. В учебных пособиях «Читаем вместе...», входящих в УМК, даны дополнительные художественные тексты, материалы по истории создания программного литературного произведения, доступные и занимательные статьи по теории литературы, которые позволяют учителю продуктивно организовать работу учащихся с повышенной мотивацией к изучению предмета. К примеру, пособие «Читаем вместе.» для 8 класса содержит обширный и интересный материал по взаимодействию фольклора и литературы: здесь и оценка силы художественного воздействия фольклорного произведения на слушателей, таланта исполнителя-импровизатора (очерк М. Горького «Вопленица»), и подборка материалов по русской литературной песне, ставшей частью народного репертуара. Вопросы и задания предлагают внимательно сопоставить поэтику и тематику песен литературных и фольклорных, вариантов первоначальных текстов песен русских поэтов и записей ставших народными песен, сделанных фольклористами в полевых условиях. Предложенный материал не только активизирует интерес учащихся к изучению поэзии, но может стать толчком, стимулом к началу школьной исследовательской работы. В материалах пособия названы имена и процитированы работы ведущих специалистов по проблеме (И.Н. Розанов, В.Е. Гусев), приведены тексты поэтов, активно работавших в жанре литературной песни (А.Ф. Мерзляков, И.И. Козлов, Ф.Н. Глинка, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, И.З. Суриков). В других разделах учебной книги продуманные системы заданий, направляющие работу учащихся по анализу текста художественного произведения, рубрика «В творческой лаборатории писателя», статьи «Об условности в искусстве», «Автор в художественном произведении», «О воображении» - убедительно свидетельствуют о предпрофильной ориентации пособия, направленности на дифференцированный характер учебного процесса, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Линия учебно-методических комплектов по программе под редакцией В.Я. Коровиной особое внимание уделяет развитию устной речи учащихся, ее лексическому богатству, многообразию синтаксического арсенала, интонационной выразительности. Неслучайно одним из важных компонентов учебных комплектов этой линии стали фонохрестоматии с аудиозаписями литературных произведений в исполнении известных мастеров сцены. Записи произведения сопровождаются вопросами и заданиями, предлагающими учащимся проанализировать исполнительскую интерпретацию текста, выразительные возможности устного исполнения, роль тембра, высоты голоса, изменения ритма, интонации при переда-

че художественного своеобразия литературного произведения. Подробно роль фонохрестоматии в организации учебного процесса по программе В. Я. Коровиной рассмотрена в статье «Звучащая учебная книга», опубликованной в журнале «Литература в школе» [4].

Другая характерная, «именная» черта этой линии УМК -внимание к роли семьи, малой родины, мест, связанных с жизнью писателя, в формировании его художественного мира, эстетических пристрастий, социальной позиции. Эта особенность обозначена и в учебниках, но дополнительные пособия для учащихся «Читаем, думает, спорим.» дают возможность более подробно остановиться на столь важной стороне творческой биографии писателя. В названном пособии для 8 класса историческая тема в творчестве Пушкина, художника и историографа, раскрывается на материале, непосредственно связанном с историей рода, фамилии Пушкиных, их непосредственного участия в судьбе отечества. Для чтения и анализа пособие предлагает незавершенный роман «Арап Петра Великого» и стихотворение «Моя родословная», которые сопровождаются заметками «Об исторических воззрениях Пушкина», «История России и род Пушкиных», которые дополняются фотографиями внешнего вида и интерьеров дома Пушкиных в Болдине, дома А.П. Ганнибала в Петровском. Среди заданий - предложение подготовить историко-литературный комментарий к стихотворению «Моя родословная», воспользовавшись материалами справочников, энциклопедий, мемуарной литературы. В разделе о творчестве Лермонтова помещен очерк «Один день в Тарханах» и фотографии лермонтовского заповедника. Далее, в других разделах - виды тургеневского Спасского-Лутовинова, толстовской Ясной поляны, блоковского Шахматова.

Идея взаимообогащяющего общения, диалога культур, диалога различных видов искусства - одна из доминант методической концепции В. Г. Маранцмана. В линию учебно-методических комплектов под редакцией В. Г. Маранцмана входят рабочие книги для 5 - 11 классов под общим названием «Читатель и время». В вышедшей в 2008 году книге для 5 - 6 классов произведения разных эпох, национальных культур, жанров объединены общей проблематикой, которая позволяет учащимся понять, что разные народы, живущие в удаленные друг от друга эпохи, в разных странах, волнуют, тревожат общие проблемы. К такому пониманию приходят пятиклассники, размышляя вместе над произведениями, объединенными общим мотивом «холодного сердца» («Холодное сердце» В. Гауфа, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Три толстяка» Ю. Олеши).

Находящаяся в настоящее время в производстве рабочая книга для 8 класса полностью посвящена диалогу - диалогу писателя и читателя, диалогу автора со своими героями. Даже большинство рубрик книги заявлены как диалоги: «Диалог литературы и живописи», «Диалог литературы и кино», «Диалог литературы и музыки», «Диалог поэтов разных времен», «Диалог с Пушкиным», «Диалог о Пушкине». Предлагая восьмиклассникам материал для выполнения творческих заданий, авторы пособия обращаются к вечным образам и сюжетам. Так, предлагая сочинение по картинам, они рекомендуют дать сравнительный анализ полотен В. М. Нестерова

«Видение отроку Варфоломею» (1890), И.Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872) и триптиха нидерландского художника Хуго ван дер Гуса «Поклонение пастухов» (XV век).

Краткий обзор развития учебных изданий по литературе для средней школы в ХХ - начале XXI века (от рабочих книг 20-х годов до современных линий учебно-методических комплектов) позволяет зримо представить основные тенденции развития дидактики в филологической области образования. Прежде всего, это стремление к дифференцированному обучению, поиски путей создания условий для индивидуального подхода к ученику, расширение общекультурного кругозора школьников, спектра видов интеллектуальной, творческой деятельности, формирование эстетического вкуса, воспитание любви к языку, литературе, культуре, искусству русского народа и других народов России и мира.

Созданные в настоящее время учебно-методические комплекты продолжают совершенствоваться, их авторы ищут оптимальную форму реализации общих образовательных задач через традиционные, общедидактические индивидуальные, присущие только их пособиям, методы, приемы, методические находки.

Литература

1. Айдарова Л.И. О психологических проблемах конструирования учебного комплекса // Проблемы школьного учебника. Вып. 8 (О конструировании учебника). - М., 1980.

2. Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. Вып. 8 (О конструировании учебника). - М., 1980.

3. Голубков В.В. Рабочая книга по литературе для II ступени: V группа. - М. - Л., 1927.

4. Журавлев В.П. Звучащая учебная книга: фонохрестома-тия как компонент учебно-методического комплекта // Литература в школе. - 2007. - №12.

5. ЗуевД.Д. Школьный учебник. - М., 1982.

6. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохре-стоматия к учебнику «Литература. 5 класс». - М., 2007 (СБ МР3).

7. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохре-стоматия к учебнику «Литература. 6 класс». - М., 2008 (СБ МР3).

8. Краевский В.В. Дидактический подход к определению содержания учебных книг и их функций в воспитывающем и развивающем обучении // Проблемы школьного учебника. Вып.13. - М., 1983.

9. Маркушевич А.И. Размышления о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника: ХХ век. Итоги. - М., 2004.

10. Читаем, думаем, спорим.: дидактические материалы по литературе. 8 класс / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. - Изд. 3-е. - М., 2007.

11. Читаем вместе.: Дополнительные учебные материалы по литературе. 8 класс. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. - М., 2002.

12. Читатель и время: рабочая книга по литературе. 5 - 6 классы / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М., 2008.

13. Эйхенбаум Б.М. О принципах изучения литературы в средней школе // Русская школа. - 1915. - № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.