Научная статья на тему 'Проблема содержания образования и учебно-методические комплекты'

Проблема содержания образования и учебно-методические комплекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема содержания образования и учебно-методические комплекты»

ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ

В.Ф. Чертов, В.П. Журавлев

Российская общеобразовательная

школа на протяжении двух последних десятилетий находится в состоянии непрерывного поиска, экспериментов, которые коснулись прежде всего содержания образования и форм итогового контроля. При этом, как это ни парадоксально, чем богаче становится содержание образования (достаточно сравнить нынешние программы по математике, литературе, истории с аналогичными программами недавнего прошлого), тем проще становится итоговая аттестация выпускников средней школы (уменьшилось количество обязательных экзаменов, тесты и рефераты стали основными формами контроля).

В текущем году планируется начало поэтапного перехода всей системы общего образования на стандарты нового поколения, концепция которых уже была представлена общественности и проходит сейчас обсуждение в научном и педагогическом сообществе. В основу этой концепции кладется деятельностно-компетентностный подход. Четко сформулированы задачи сохранения фундаментальности и высокого уровня российского образования, «интеграции на уровне межпредметных и надпредмет-ных умений», а также обеспечения необходимых условий (гарантий) для получения обучающимися качественного образования.

Недостатком действующего «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» является как раз отсутствие таких условий (гарантий). Показателен пример с «Обязательным минимумом со-

1 / 2008-

держания основных образовательных программ» по литературе. После завершения его разработки было сокращено количество часов на литературу в Базисном учебном плане. И без того перегруженные списки литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения, стали реально невыполнимыми в полном объеме. Например, в действующем «Обязательном минимуме...» литература XX века (она вся приходится на выпускной класс) представлена весьма широко [7, 213-216]. Помимо анализа эпических и драматических произведений, предполагается изучение лирики четырнадцати (!) русских и двух зарубежных поэтов XX века. Учитель многие темы вынужден лишь обозначить, а итоговый контроль при этом проводится по полному перечню произведений.

Безусловным завоеванием отечественной школы последних десятилетий стала реально существующая вариативность содержания образования, которая реализована в федеральных программах и линиях учебно-методических комплектов по всем учебным предметам. Как у учителя, так и у учащихся и родителей появилась возможность выбора, что особенно важно в условиях перехода к профильному обучению и постоянного развития сети специализированных учебных заведений (лицеев, гимназий, кадетских корпусов и др.).

Разумеется, в мощном расширении диапазона учебной литературы можно отметить и несомненные издержки. Речь идет не только о постоянном пополнении номенклатуры учебников, мало отличающихся друг от друга по содержанию и методическому сопровож-

Преподаватель XXI

3

дению или, напротив, по-разному интерпретирующих содержание предмета, но и об общем количестве учебных предметов. Наличие в расписании современного школьника (например, восьмиклассника) пятнадцати (и более) обязательных предметов — явное свидетельство продолжения экстенсивного пути развития отечественной школы. По каждому из этих предметов созданы солидные УМК. Кроме основных учебников широко используются дополнительные учебные пособия. Реализовать деятельностно-компетентно-стный подход в таких условиях весьма сложно. У учителя и учащихся должно быть достаточно времени на спокойное и сосредоточенное усвоение учебного материала, овладение разнообразными видами деятельности.

Разработчики нового поколения образовательных стандартов берут на вооружение идею академика А.И. Мар-кушевича о «ядре» и «оболочках» школьных курсов [8, 5], полагая, что необходимо выделить основное, базовое содержание, чтобы создать основу для дальнейшей дифференциации, специализации, вплоть до выстраива-4 ния индивидуальной парадигмы образования для ученика. Эта идея позволяет по-иному взглянуть на место и роль в обеспечении учебно-воспитательного процесса линий учебно-методических комплектов.

В современную школу вслед за альтернативными авторскими программами пришли линии учебников, созданные по этим программам. Вокруг каждого учебника как образующего центра были созданы дидактические пособия для учащихся, методические рекомендации для учителей. Сложившиеся вокруг каждого учебника учебно-методические комплекты (УМК) выстроились в соответствующие линии.

Преподаватель XXI

При этом, поскольку при обязательной экспертизе, проводимой научными подразделениями РАН и РАО, выявляется степень соответствия учебников единым, обязательным для всех школ документам, определяющим уровень и объем содержания образования [7], учебник как раз и призван обеспечить усвоение учениками основополагающего ядра содержания образования.

Учебник, конечно же, предлагает ученику содержание образования в той форме, используя те методы и приемы, которые соответствуют концепции авторов программы. Но больше свободы, возможностей, больший творческий простор для методического поиска авторы линий УМК получают при создании компонентов комплекта, дополняющих учебник. Именно в содержании дополнительных учебных пособий (прежде всего предназначенных учащимся) наиболее полно выражены особые, отличительные, индивидуальные черты методической системы линии УМК.

Так, одной из особенностей линии учебно-методических комплектов по литературе по программе под редакцией Г.И. Беленького является разноуров-невость вопросов, заданий, рекомендаций для самостоятельной работы учеников. В учебных пособиях «Читаем вместе...», входящих в УМК, даны дополнительные художественные тексты, материалы по истории создания литературного произведения, доступные и занимательные статьи по теории литературы, которые позволяют учителю продуктивно организовать работу учащихся с повышенной мотивацией к изучению предмета. К примеру, пособие «Читаем вместе.» для 8 класса содержит обширный и интересный материал по взаимодействию фольклора и литературы [6, 11-31]. Предложенный материал не только активизирует интерес

- 1 / 2008

учащихся к изучению поэзии, но может стать стимулом к началу школьной исследовательской работы. В других разделах учебной книги продуманные системы заданий, направляющие работу учащихся по анализу текста художественного произведения, рубрика «В творческой лаборатории писателя», статьи «Об условности в искусстве», «Автор в художественном произведении», «О воображении» убедительно свидетельствуют о предпрофильной ориентации пособия, направленности на дифференцированный характер учебного процесса, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Линия учебно-методических комплектов по программе под редакцией В.Я. Коровиной особое внимание уделяет развитию устной речи учащихся, ее лексическому богатству, многообразию синтаксического арсенала, интонационной выразительности. Не случайно одним из важных компонентов учебных комплектов этой линии стали фоно-хрестоматии с аудиозаписями литературных произведений в исполнении известных мастеров сцены. Записи произведения сопровождаются вопросами и заданиями, предлагающими учащимся проанализировать исполнительскую интерпретацию текста, выразительные возможности устного исполнения, роль тембра, высоты голоса, изменения ритма, интонации при передаче эмоционального содержания литературного произведения [1, 20-22].

Другая характерная черта этой линии УМК — внимание к роли семьи, малой родины, мест, связанных с жизнью писателя в формировании его художественного мира, эстетических пристрастий, социальной позиции. Эта особенность обозначена и в учебниках, но дополнительные пособия для учащихся «Читаем, думаем, спорим.» дают

1 / 2008-

возможность более подробно остановиться на столь важной стороне творческой биографии писателя [5].

В разработке новых учебных книг по литературе в последние десятилетия преобладает тенденция к созданию пособий, ориентированных на практическую аналитическую, поисковую, творческую деятельность учащихся. Такие пособия (рабочие тетради, сборники вопросов и заданий, дидактические материалы для учащихся, практикумы) в сочетании с учебником позволяют сохранить единство получения необходимых знаний (учебник) с освоением жизненно необходимых видов деятельности. Применительно к литературе как учебному предмету это «овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения» [4, 21].

Промежуточным итогом развития обозначенной тенденции стало издание учебных пособий в жанре практи- 5 кума. Главное, принципиальное отличие практикума от учебника в том, что «при работе с практикумом знания о произведении должны быть усвоены учениками в ходе самостоятельной работы над самим текстом произведения под руководством учителя» [2, 5]. Другое важное отличие практикума от учебника в том, что он обеспечивает ученику постоянное участие в диалоге с автором произведения, критиками, литературоведами, другими читателями, с одноклассниками и учителем в ходе совместного выполнения заданий практикума. Для наиболее активных, увлеченных участников диалога в классе по-

Преподаватель XXI

пытка разрешения проблемной ситуации, смоделированной практикумом, станет импульсом для обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к школьной исследовательской деятельности в области филологии, литературоведения. Для большей же части учащихся, ставших участниками многоуровневого диалогического общения в процессе работы, организуемой и направляемой заданиями практикума, опыт сопоставления различных текстов, поиск аргументации за и против выбранного для обсуждения спорного тезиса, выстраивание развернутого высказывания участника полемики, опыт подведения итогов дискуссии — все это обретение универсальных, надпредметных умений, освоение видов деятельности, операционных способностей, необходимых человеку независимо от того, к какому роду деятельности он себя готовит.

Однако в чрезмерном увлечении де-ятельностными формами обучения иногда просматривается тревожная тенденция к нарушению системности в структуре УМК. Один вариант практикума дополняет и углубляет разделы учебника, созданного тем же авторским коллективом, является важным элементом единого учебно-методического комплекта, другой может быть заявлен как учебник-практикум, который способен заменить традиционный учебник. Такого рода издания обозначили два направления в развитии жанра практикума как учебной книги по литературе. За каким направлением будущее — покажет жизнь, но хотелось бы заметить, что для продуктивной образовательной деятельности прежде всего нужен запас

Преподаватель XXI

прочных знаний. Если они у ученика есть, то его практическая деятельность будет серьезной, плодотворной, приносящей радость понимания, узнавания, открытия.

Тенденция к усилению деятельно-стного подхода в современном образовании — веление времени, однако формирование умений, нахождение и присвоение знаний невозможны без базовой теоретической подготовки, а поэтому не следует разрывать диалектическое единство между знаниями и учебной деятельностью, которое является обязательным условием развития и совершенствования образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев В.П. Звучащая книга: фоно-хрестоматия как компонент учебно-методического комплекта // Литература в школе. — 2007. — № 12.

2. Литература. 10 класс. Метод. советы к учебнику-практикуму / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый. — М.: Просвещение, 1999.

4. Чертов В.Ф. Литература как метафора мира: О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. — 2007. — № 4.

5. Читаем, думаем, спорим.: Дидактические материалы по литературе. 8 класс / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

6. Читаем вместе.: Дополнительные учебные материалы по литературе. 8 класс / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. — М.: Мнемозина, 2002.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. — М.: Просвещение, 2007. ■

- 1 / 2008

В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.