Научная статья на тему '«Школа проектирования» в Саянском районе Красноярского края'

«Школа проектирования» в Саянском районе Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное проектирование / дополнительное образование / метод проектов / гражданская активность / social designing / additional education / project method / civic engagement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Лоснякова

Статья содержит описание опыта разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы, содействующей раскрытию гражданского потенциала и повышению социальной активности молодежи, проживающей на территории муниципального образования. Охарактеризованы этапы реализации программы, показаны роли социальных партнеров в обеспечении образовательного процесса. Детально описан механизм выявления и отбора лучших молодежных социальных инициатив. В статье приведены примеры авторских кейсов (учебных ситуаций), предназначенных для обучения школьников основам проектной деятельности, и инструментарий оценки уровня сформированности проектной, коммуникативной, креативной компетентностей, культуры презентации, компетентности самоорганизации и соорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SCHOOL OF DESIGNING” IN THE SAYAN DISTRICT OF THE KRASNOYARSK REGION

The author of the article describes the experience in the development and implementation of an additional general education programme that promotes the disclosure of civil potential and the increase of social activity of young people living in the territory of the municipality. The author gives a description of the stages of programme implementation, and also shows the role of social partners in providing the educational process. The author describes in detail the mechanism for identifying and selecting the best youth social initiatives. The author also gives examples of original copyright cases (training situations), which are designed to teach students the basics of project activities, and tools for assessing the level of design, communicative, creative competence, culture of presentation, competence of self-organization and co-organization.

Текст научной работы на тему ««Школа проектирования» в Саянском районе Красноярского края»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373 - 1РТГ

(k у<\

О. В. Лоснякова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Саянский районный Центр детского творчества», Красноярский край, Саянский район, с.Агинское

E-mail: olga_losnyakova@ mail.ru

Olga V. Losnyakova

Deputy Director for Teaching and Upbringing Work, Sayan District Children's Creativity Centre, Krasnoyarsk Region, Sayan District, Aginskoye Village, Russia

«ШКОЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ» В САЯНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Статья содержит описание опыта разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы, содействующей раскрытию гражданского потенциала и повышению социальной активности молодежи, проживающей на территории муниципального образования. Охарактеризованы этапы реализации программы, показаны роли социальных партнеров в обеспечении образовательного процесса. Детально описан механизм выявления и отбора лучших молодежных социальных инициатив. В статье приведены примеры авторских кейсов (учебных ситуаций), предназначенных для обучения школьников основам проектной деятельности, и инструментарий оценки уровня сформи-рованности проектной, коммуникативной, креативной компетентностей, культуры презентации, компетентности самоорганизации и соорганизации.

Ключевые слова: социальное проектирование, дополнительное образование, метод проектов, гражданская активность.

Технология социального проектирования в социально-педагогической деятельности позволяет обеспечить связь обучения с практикой. Привлечение школьников к социальному проектированию является одним из эффективных путей социализации и формирования активной гражданской позиции, привлечения к участию в общественной жизни муниципалитета и региона.

Как цитировать статью: Лоснякова О. В. «Школа проектирования» в Саянском районе Красноярского края // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 104-118.

Реализация социальных инициатив молодежи способствует формированию ответственности, патриотизма, толерантности, солидарности и сопричастности. Формат социального проектирования позволяет перейти от идеи и планов к практическому созиданию. Участие обучающихся в разработке и реализации таких проектов способствует адаптации молодежи к изменяющимся социальным требованиям, помогает серьезнее воспринимать социум, примерить на себя взрослую жизнь со всеми ее трудностями и проблемами.

Развитие общественной инициативы и гражданской компетентности у подростков через вовлечение их в социальные практики стало основной целью программы, разработанной в рамках проекта «Школа проектирования». В ходе реализации программы у обучающихся формируются ключевые компетентности, которые призваны обеспечить их успешную жизнедеятельность в социуме: проектная, коммуникативная, креативная, компетентность самоорганизации и соорганизации, культуры презентации.

Цель: развитие общественной инициативы и гражданской компетентности у подростков через вовлечение их в социальные практики.

Задачи:

1. освоение школьниками основ проектной деятельности, способов взаимодействия с партнерами и общественностью;

2. развитие у молодежи креативных подходов к решению социальных проблем.

Содержание проекта

Проект реализуется в партнерстве с общеобразовательными учреждениями Саянского района Красноярского края через разработку и реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования», включающей интенсивные образовательные модули и межмодульное сопровождение. В основу программы положена технология социального проектирования «Я — гражданин» [1]. Координатором является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Саянский районный Центр детского творчества» (МБОУ СРЦДТ).

Стартовый интенсивный модуль проводится в течение трех дней в режиме проектной мастерской. Задачи модуля: получение школьника-

ми знаний по организации проектной деятельности; освоение методов проектного мышления и деятельности, технологий социального партнерства и организационно-управленческой деятельности; разработка идей краткосрочных социальных проектов; привлечение внимания общественности к достижениям детей в области решения социальных проблем. Занятия проходят в форме лекций, бесед, дискуссий, деловых и ролевых игр, выполнения творческих практических работ — как индивидуальных, так и групповых, презентаций, экспертиз.

Межмодульный период реализуется на базе школ под руководством учителей. Задача межмодульного периода: самостоятельная разработка участниками программы социальных проектов. Участники оформляют свои идеи в проекты и реализуют их под руководством педагогов школ в рамках внеурочной деятельности. Со стороны координаторов проводится очное и дистанционное индивидуальное консультирование, экспертиза проектов. Тематика краткосрочных социальных проектов для решения социальных проблем муниципалитета определяется исходя из социальной ситуации в конкретной местности. Проекты могут включать такие социально значимые дела, как обустройство игровых и спортивных площадок, посильная помощь одиноким пожилым людям, инвалидам, ветеранам, организация и проведение концертов, спортивных соревнований, творческих встреч, выставок народного творчества, игровых клубов, благотворительных мероприятий для сверстников и пожилых людей, благоустройство села, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое. Разработка и реализация таких проектов способствует личностному и профессиональному самоопределению подростков.

Итоговый модуль проводится в режиме конкурса, его продолжительность составляет три дня. Задачи модуля: презентация и общественная экспертиза проектов, разработанных в межмодульный период. В первый день проводится предзащита проектов, во второй день организуется общественная экспертиза, третий день выделяется для рефлексии и мониторинга. Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная. Формы проведения занятий итогового модуля: лекция, беседа, дискуссия, практическое занятие, семинар, экскурсия, «мозговой штурм», защита проектов, конкурс, ролевые и деловые игры, тренинги, групповые упражнения. Занятия рассчитаны на то, чтобы помочь обучающимся познать свои возмож-

ности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, умение преодолеть себя, быстро решать задачи и находить контакт с людьми; дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнерства со взрослыми в условиях сотрудничества; научат вести диалог, руководить дискуссией в группе.

На каждом этапе реализации программы проводился мониторинг, который включал в себя: анкетирование, самоанализ и анализ деятельности, подготовку отчетных документов, решение кейсов с ситуационными заданиями.

Уровень формирования ключевых компетентностей — проектной, самоорганизации и соорганизации, коммуникативной, креативной и культуры презентации — устанавливался посредством ведения личного рейтинга участников на всех этапах реализации программы по определенным критериям. Вели рейтинг педагоги-тьюторы, т.е. школьные учителя. Командный рейтинг участников составлялся на каждом этапе работы над проектом на основании отчетов в установленные программой сроки и, конечно же, на итоговом мероприятии — конкурсе социальных проектов согласно оценочным листам экспертов. Вели командный рейтинг педагоги дополнительного образования.

Оценка по предмету складывалась из результатов личного рейтинга, который вел тьютор команды в течение всего этапа работы над проектом в период I модуля и межмодульный период, и оценки учителей обществознания, которые присутствовали на защите проектов во время реализации II модуля программы. Портфолио обучающихся пополнились документами о победах в различных конкурсах.

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории

Механизмом реализации и схемой управления проекта стала разработанная командой организационно-управленческая модель реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования». Определены позиции партнеров и участников программы, их функционал и порядок взаимодействия.

Взаимодействие участников на подготовительном этапе было выстроено в формате переговорной площадки. Результатом этой работы стали: утвержденная образовательная программа, договор о сетевой

форме реализации программы, локальные нормативные акты, принятые в организациях-партнерах. Последние регламентировали условия реализации программы и касались утверждения графика реализации дополнительной общеобразовательной программы, назначения педагогов, ответственных за реализацию программы, зачета образовательных результатов обучающихся по обществознанию.

Для эффективного обеспечения образовательного процесса были выделены следующие роли:

• разработчики программы (педагоги дополнительного образования) — разработка программы по запросу муниципалитета;

• координатор программы (заместитель директора по УВР ЦДТ) — организация взаимодействия, контроль образовательного процесса, анализ результатов, информирование общественности;

• школьные координаторы (учителя школ) — обеспечение взаимодействия, ведение отчетной документации;

• педагог-тьютор (школьный учитель) — сопровождение обучающихся в межмодульный период, отслеживание уровня формирования ключевых компетенций;

• педагоги программы (педагоги дополнительного образования) — реализация тем очных модулей, дистанционное консультирование, ведение командного рейтинга, ведение отчетной документации;

• эксперты (специалисты УО (Управления образования), отдела молодежной политики и спорта, районной газеты «Присаянье», сельского совета) — экспертиза социальных проектов.

Организационно-управленческая модель позволила успешно реализовать дополнительную общеобразовательную программу «Школа проектирования».

Критерии оценки эффективности проекта

• Вовлечение в реализацию проекта обучающихся из общеобразовательных учреждений Саянского района.

• Разработка и реализация школьными командами социальных проектов.

• Участие школьных команд в конкурсах проектов различных уровней.

• Создание сборника методических материалов.

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития и тиражирования проекта, долгосрочный эффект

Обучение по программе прошли 117 обучающихся из восьми общеобразовательных учреждений Саянского района. В результате обучения по программе «Школа проектирования» обучающиеся получили знания по организации проектной деятельности и опыт публичной защиты проектов, освоили способы взаимодействия с партнерами и общественностью, креативно подходили к решению социальных проблем. Уровень формирования при этом ключевых компетентностей — проектной, самоорганизации и соорганизации, коммуникативной, креативной и культуры презентации—устанавливался посредством ведения личного и командного рейтинга участников. Ведение рейтинга позволило выявить не только команды-победители, но и победителей в личном зачете.

В ходе реализации программы были разработаны, полностью или частично реализованы восемь социальных проектов: «Городок детства» — оборудование детской площадки в поселке Орье Саянского района — места для игр и общения (I место в конкурсе); «Автобусный павильон — не роскошь, а необходимость» — инициирование и установка автобусного павильона на месте остановки рейсового автобуса в районном центре — с. Агинское (II место в конкурсе); «Дари добро» — организация деятельности классного коллектива волонтеров (III место в конкурсе); «Веселая перемена» — оборудование школьной рекреации в средней школе села Вознесенка; «Я помню! Я горжусь!» — создание электронного ресурса об участниках Великой Отечественной войны села Большой Арбай, деревень Карлык и Зеленино; «Школа безопасности» — организация и проведение мероприятий по повышению грамотности младших школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности; «Музей на полке» — сбор коллекции предметов народного быта прошлых лет в средней школе села Унер для проведения уроков и внеурочных мероприятий; «Операция „Газета"» — выпуск собственной газеты в селе Межово.

Проект «Городок детства» стал победителем муниципального конкурса молодежных проектов «Территория 2020». Школьная команда на реализацию проекта получили приз в сумме 13 000 рублей. Команда проекта «Веселая перемена» стала участником Всероссийского конкурса «Эффект команды». Шесть из восьми проектов стали победителями в разных номинациях муниципального этапа краевого конкурса социальных инициатив «Мой край — мое дело». Четыре школьные проектные команды

приглашены на очный финал конкурса в г. Красноярск, из них три вошли в число победителей краевого конкурса. Две проектные команды стали участниками Всероссийской акции «Я — гражданин России».

Создан и распространен сборник методических материалов по итогам реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования».

Ресурсное обеспечение проекта

Дидактический материал:

• План программы модуля (буклет);

• Методические материалы по проектированию;

• Словарик терминов:

• Анкеты опросов населения;

• Индикаторы оценки проекта;

• Памятка по подготовке и оформлению портфолио социального проекта;

• Формы обращений в различные инстанции;

• Памятка и требования по подготовке и оформлению стендов к защите социального проекта;

• Памятка по подготовке и оформлению мультимедийной презентации;

• План отчета проектной команды о работе;

• Анкеты для рефлексии участников программы.

Материально-техническое обеспечение:

• Ноутбуки с необходимым программным обеспечением — 2 шт.;

• Мультимедийный проектор — 1 шт.;

• Цифровой фотоаппарат — 1 шт.;

• Сканер, принтер, ксерокс — 1 шт.;

• Колонки акустические — 1 шт.;

• Экран для проектора мультимедиа на штативе — 1 шт.;

• Брошюровщик — 1 шт.;

• Расходные материалы.

Порядок контроля и оценки результатов проекта

Оценивать эффективность и результаты проекта могут:

- директора общеобразовательных учреждений (отзывы ОУ о реализации проекта (программы);

- родители, которые имеют возможность как и присутствовать на занятиях, так и узнавать о работе через классного руководителя и детей;

- организаторы проекта на основе методик самоанализа.

Применение метода кейс-технологии на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Школа проектирования»

В рамках реализации программы «Школа проектирования» педагогическая команда успешно освоила применение одной из современных эффективных образовательных технологий — кейс-технологии. Один из методов кейс-технологии, который педагоги использовали на итоговом занятии,— игровое проектирование. Участники занятия делятся на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Школьникам предстоит:

- заявить и обосновать свою прорывную идею в рамках решения ситуационной задачи (кейса) (Приложение 1);

- набрать команду под свою идею/проект;

- детально проработать проект по форме (Приложение 2);

- представить разработанный проект экспертам.

Экспертам предстоит оценить способ работы школьников в группах и презентацию проекта по специально разработанным критериям (Приложение 3).

Завершается занятие формированием группового и индивидуального рейтингов, порядок которого описан в Приложении 4.

Приложение 1

Примеры кейсов Кейс № 1

Саянский район имеет потенциал для развития туризма. Например, озеро Арбайское является излюбленным местом отдыха жителей Саянского района и гостей. К сожалению, не все отдыхающие убирают за собой мусор. Вследствие этого на месте отдыха образовались кучи бутылок, консервных банок, пачек из-под сигарет, разного вида упако-

вок. Кроме этого, на местах отдыха почва усеяна множеством кострищ, что вредно для почвы. Свалки мусора уродуют вид живописного озера, делают его менее привлекательным. Меры по очистке берегов озера Арбайского, которые предпринимает сельская администрация, сводятся к однократной уборке территории по завершении сезона массового отдыха силами бригады безработных. Предложите и обоснуйте свои идеи по организации в нашем муниципалитете уборки мусора в местах отдыха.

Кейс № 2

Представьте, что Вы работаете специалистом по развитию туризма в Саянском районе и Вам необходимо разработать проект краеведческого туристического маршрута по территории Саянского района.

Составьте примерный маршрут и предложите комплекс мероприятий, необходимых для создания такого маршрута. Предложите и обоснуйте свои идеи по организации в нашем муниципалитете культурного мероприятия, которое могло бы стать событием, привлекательным для внутреннего и въездного туризма.

Кейс № 3

Вы живете в селе. Село живет обычной жизнью, имеет рядовые проблемы, присущие большинству сел нашей страны. В последнее время местные власти предприняли ряд мер, чтобы привлечь жителей к решению проблем местного сообщества. Но активность жителей не возрастает. Предложите форму, привлекающую жителей к решению проблем села. Предложите проект общественных объединений, создаваемых при местных администрациях, направленных на повышение социальной активности жителей. Представьте план действий такого объединения на примере вашего села или района.

Кейс № 4

В самом центре села находится старое заброшенное здание одного из корпусов бывшей коррекционной школы. Здание не только портит внешний вид районного центра, но и представляет угрозу для безопасности его жителей. Время от времени в нем собираются асоциальные личности. В заброшенном здании находят место для игр и опасных развлечений подростки 10-16 лет. Предложите и обоснуйте свои идеи по благоустройству этой территории.

Кейс № 5

На территории населенного пункта находится парк отдыха. Очень часто ночью в парке собираются «неформалы», звучит громкая музыка. На следующий азнь в пал>к е мначо мисора. На жалоЯы жителей рай она соруудникиправаьхракизелтных органов и ортены ьласти зу урепяпуют. П»иоток у масит молидажи поодаетпч сриминогендеч чОста-

новка. Предложите и обоснуйте свои идеи по организации интересного досуга молодежи в парке, который бы не нарушал порядок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 2 Алгоритм решения ситуационного задания (кейса)

Приложение 3

Критерии и шкала оценки решений ситуационных задач (кейсов)

№ Критерий Шкала

1 Учет стартовых условий задачи 0 — решение не соответствует условиям задачи; 1 — указанные условия, факторы, определяющие направление решения задачи, учтены частично; 2 — указанные условия, факторы, определяющие направление решения задачи, учтены в полном объеме и логически проработаны.

2 Учет ситуационных рисков, последствий 0 — риски и последствия предлагаемых решений не обсуждаются; 1 — риски и последствия предлагаемых решений представлены; 2 — риски и последствия предлагаемых решений подробно проанализированы; представлены конкретные перспективы развития ситуации.

3 Логика, последовательность решения задачи 0 — логическая последовательность предлагаемых действий в решении задачи отсутствует; 1 — логическая последовательность предлагаемых действий в решении задачи представлена неявно; 2 — решение задачи представляет собой логически выстроенный алгоритм действий.

4 Креативность в решении задачи 0 — задача решена «по шаблону», на основе стандартного в данной ситуации подхода; 1 — в решении задачи присутствуют творческие элементы; 2 — решение задачи оригинально, основано на нестандартном подходе применительно к данной ситуации.

5 Междисцип-линарность и прикладной характер решения 0 — решение на практике неприменимо; 1 — решение потенциально применимо в прикладном плане; 2 — решение задачи применимо в прикладном плане и привлекает ресурсы из различных дисциплин, сфер науки и практики.

Приложение 4

Мониторинг образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Школа проектирования»

Оценочные материалы направлены на определение уровня сформированное™ проектной, коммуникативной, креативной компетент-

ностей, культуры презентации, компетентности самоорганизации и соорганизации.

Для определения личного рейтинга участников программы разработана трехбалльная шкала, где для каждой компетентности прописаны уровни ее сформированности (Таблица 1). Получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции сформированности компетенций у обучающихся позволяет педагогическое наблюдение, рефлексия в группах, анкетирование участников, анализ выполнения практических заданий. Оценка производится независимыми экспертами.

Таблица 1

Личный рейтинг участников программы «Школа проектирования»

Компетентность Содержание действий Баллы

Проектная компетентность Предлагает способ решения поставленной задачи, опираясь на собственный опыт 1 балл

Обосновывает предложенные им/ей проектные решения 2 балла

Удерживает проектную логику: проблема, це-ли-результат, адекватные способы достижения целей 3 балла

Компетентность самоорганизации и сооргани-зации Удерживает свои цели, время и выполняет возложенную на него/нее роль в команде 1 балл

Умеет организовать группу на работу; конструктивно развивает идеи других, распределяет обязанности, анализирует ситуацию в группе 2 балла

Берет на себя ответственность за результат работы группы 3 балла

Коммуникативная компетентность Понятно и аргументированно формулирует и высказывает свою позицию в диалоге 1 балл

Ищет единомышленников и привлекает их к своему делу 2 балла

Вовлекает незаинтересованных (относительно его идеи) участников, убеждает тех, у кого есть важные для него/нее ресурсы, выделить их для своего проекта 3 балла

Креативная компетентность Предлагает нестандартные идеи, подходящие для выполнения заданий 1 балл

Предлагает креативные обоснования решения, опираясь на существующие образцы 2 балла

Предлагает креативные обоснования решения, не имеющие аналогов 3 балла

Культура презентации Передает содержание понятно, но неинтересно и затянуто 1 балл

Передает содержание понятно, ярко, интересно, лаконично 2 балла

Передает содержание понятно, ярко, интересно, лаконично, использует элементы интерактивности 3 балла

Личный рейтинг (Таблица 2) ведут педагоги-тьюторы, т.е. школьные учителя. Командный рейтинг (Таблица 3) — педагоги дополнительного образования.

На итоговом мероприятии — конкурсе социальных проектов — анализ оценочных листов экспертов (Таблицы 4 и 5) позволяет определить команды — победители конкурса. Конкурс социальных проектов является инструментом событийного мониторинга образовательных результатов по программе.

Литература

1. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации / сост. В. П. Пахомов. Самара, 2004. 276 с.

"SCHOOL OF DESIGNING" IN THE SAYAN DISTRICT OF THE KRASNOYARSK REGION

The author of the article describes the experience in the development and implementation of an additional general education programme that promotes the disclosure of civil potential and the increase of social activity of young people living in the territory of the municipality. The author gives a description of the stages of programme implementation, and also shows the role of social partners in providing the educational process. The author describes in detail the mechanism for identifying and selecting the best youth social initiatives. The author also gives examples of original copyright cases (training situations), which are designed to teach students the basics of project activities, and tools for assessing the level of design, communicative, creative competence, culture of presentation, competence of self-organization and co-organization.

Keywords: social designing, additional education, project method, civic engagement.

References

• Proekt «Grazhdanin»: metodika i praktika realizacii / sost. V. P. Pahomov. Samara, 2004. 276 s. [In Rus].

Таблица 2

Личный рейтинг участников программы «Школа проектирования» ОУ_

Участник программы Проектная компетентность Компетентность самоорганизации и сооргани-зации Коммуникативная компетентность Креативная компетентность Культура презентации Комментарий тьютора Итого

Таблица 3

Командный рейтинг участников программы «Школа проектирования»

Команда - участник программы Выбор (определение) социальной проблемы Сбор и анализ информации по проблеме Программа действий команды Итого

Изучение правовой информационной базы Мониторинг СМИ и интер-нет-ре-сурсов Анкетирование жителей Планирование действий по проекту Оценка имеющихся ресурсов Поиск партнеров Составление бюджета Планирование результата Реализация плана действий

Оценка - мах 3 балла по каждому критерию

Таблица 4

Экспертный лист конкурса социальных проектов дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования» Дата экспертизы

Е

5

ь

&>

э ■о

о ф

3

■о

о

и

&>

X Я

09

О &>

X) X

о

5

Ш, ■о и 2<

О

X

ф

75 ТЗ

и

о

X

о я ■о

о

5

ж ■с и я

Название проекта/ школа

Критерии оценки (баллы от 1 до 5)

Актуальность избранной проблемы (аргументированность, актуальность проблемы для данной команды, созвучность проблемы интересам социума)

Сбор и анализ информации (количество проанализированных информационных источников по данной проблеме и глубина анализа)

СМИ

Норматив-но-пра-вовая база

Социологические исследования

Экспертная оценка

Оценка эффективности действий команды (юридическая правомерность действий и предложений, экономическое обоснование, реалистичность, разноуровневость взаимодействия с органами власти, практические результаты)

Оценка устной защиты (логика, обращение к презентации, ответы на вопросы экспертов, соблюдение регламента)

Оценка оформления портфолио проекта (отражение основных этапов работы,логика материалов, эстетическое оформление)

Итого

Итоговый экспертный лист конкурса социальных проектов дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования»

Дата экспертизы

Таблица 5

№ Название проекта/ школа Критерии оценки (баллы от 1 до 5) Итого Место

1 эксперт 2 эксперт 3 эксперт 4 эксперт 5 эксперт 6 эксперт

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.