Научная статья на тему 'Городской форум школьников «Фант» –форум активных, неравнодушных, творческих'

Городской форум школьников «Фант» –форум активных, неравнодушных, творческих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное проектирование / проектная деятельность / социальная активность. / social design / project activity / social activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. А. Жандармова

В статье описана оригинальная практика организации обучения учащихся старших классов основам проектной деятельности в муниципальном образовании. Показана реализация принципа системно-деятельностного подхода на всех этапах — от проектной идеи до реализации проекта. Системное обучение и длительная поддержка команд в реализации социально значимых проектов способствует увеличению доли активистов городского ученического самоуправления, лидеров детских общественных организаций, волонтеров, заинтересованных в развитии «малой родины». Приведены примеры документов, которые позволяют тиражировать описанный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П. А. Жандармова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY FORUM OF SCHOOLCHILDREN “FANT” AS A FORUM OF ACTIVE, NON-INDIFFERENT AND CREATIVE CHILDREN

The author of the article describes the original practice of organizing the teaching of senior school children to the basics of project activities in the municipality. The author shows the implementation of the principle of the system-activity approach at all stages, that is, from the project idea to the project implementation. The author shows that system training and long-term support of teams in the implementation of socially significant projects contributes to increasing the proportion of activists involved in city student self-government, as well as increasing the proportion of leaders of children’s voluntary organizations, volunteers interested in the development of a “small homeland”. The author gives examples of documents that make it possible to replicate the described experience.

Текст научной работы на тему «Городской форум школьников «Фант» –форум активных, неравнодушных, творческих»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

ГОРОДСКОЙ ФОРУМ ШКОЛЬНИКОВ

«ФАНТ» -ФОРУМ АКТИВНЫХ, НЕРАВНОДУШНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ

В статье описана оригинальная практика организации обучения учащихся старших классов основам проектной деятельности в муниципальном образовании. Показана реализация принципа системно-деятельностного подхода на всех этапах — от проектной идеи до реализации проекта. Системное обучение и длительная поддержка команд в реализации социально значимых проектов способствует увеличению доли активистов городского ученического самоуправления, лидеров детских общественных организаций, волонтеров, заинтересованных в развитии «малой родины». Приведены примеры документов, которые позволяют тиражировать описанный опыт.

Ключевые слова: социальное проектирование, проектная деятельность, социальная активность.

П. А. Жандармова

Заместитель директора, МБУ «Белгородский Дворец детского творчества», г. Белгород E-mail: polinazhan@ mail.ru

Polina A. Zhandarmova

Deputy Director, Belgorod Palace of Children's Creativity, Belgorod, Russia

В настоящее время механизмы проектного управления доказали свою эффективность, в том числе в сфере образования.

Вместе с тем уровень владения педагогами такими перспективными компетенциями, как управление проектами и педагогическое проектирование, явно недостаточен. Поэтому и учащиеся зачастую не знают, как правильно оформить и подать заявку на тот или иной конкурс, каким образом сформулировать цель и задачи своего проекта и перейти

Как цитировать статью: Жандармова П. А. Городской форум школьников «ФАНТ» — Форум Активных, Неравнодушных, Творческих // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 119-128.

от своей идеи к ее реализации. В связи с этим поиск методов и форм обучения учащихся старших классов основам проектной деятельности без отрыва педагогов от учебного процесса становится весьма актуальным.

Цель проекта: создание условий для привлечения молодых, активных, неравнодушных и творческих людей к социально значимой проектной деятельности.

Задачи:

1. Вовлечение ученической общественности и молодых педагогов в проектную деятельность;

2. Организация и проведение образовательной программы для волонтеров проекта;

3. Разработка и утверждение нормативной документации Форума (Положение, Программа и т.д.);

4. Привлечение в проектную деятельность социальных партнеров — учреждения культуры, спорта, высшие учебные заведения;

5. Реализация предложенных участниками Форума идей на территории муниципалитета.

Содержание проекта

Данный проект рассчитан на школьников и молодых педагогов, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. В названии Форума указаны основные критерии отбора участников: к участию в Форуме приглашаются активные, неравнодушные, творческие молодые люди, готовые ставить перед собой цели, ориентируясь на запросы общества и государства, и добиваться их достижения.

Этапы реализации проекта

Организационный этап включает в себя следующие мероприятия:

• разработка и утверждение нормативной документации;

• организация приема заявок, регистрация участников;

• экспертная оценка заявок, собеседования с потенциальными участниками;

• составление итоговых списков участников;

• организация приема заявок волонтеров Форума;

• отбор кураторов основных направлений деятельности Форума;

• организация образовательной программы для волонтеров и кураторов Форума;

• привлечение социальных партнеров к проведению Форума.

Этап проведения Форума. Основное мероприятие проекта — проведение Форума, в рамках которого участники проходят путь от генерирования проектной идеи до создания готового проекта. Участники Форума, прошедшие конкурсный отбор, разделяются на команды по направлениям деятельности.

К работе направления «Медиа» приглашаются корреспонденты школьных СМИ, радиоведущие, администраторы групп и страниц в социальных сетях и интернет-каналов. В основе деятельности данного направления лежит идея развития единой городской ученической медиасреды.

Участники Форума по направлению «Наука» — лидеры молодежных научных обществ, активисты олимпиадного движения, призеры и победители предметных олимпиад, неравнодушные к развитию научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях.

В работе направления «Творчество» принимают участие те, кто проявил способности к различным видам творческой деятельности: танцевальное искусство, художественное слово, вокал, театральное творчество, живопись, декоративно-прикладное творчество.

Направление «Лидерство» развивают школьники, имеющие опыт деятельности в органах школьного самоуправления, лидеры детских общественных организаций, активисты Российского движения школьников (РДШ).

Молодые люди, заинтересованные в развитии и продвижении идей здорового образа жизни, пропаганды занятиями физической культурой и спортом,— это участники Форума по направлению «Спорт».

Направление «Пятый элемент» объединяет представителей всех других направлений Форума. Задача команды, работающей в данном направлении,— представить возможности координации и кооперирования идей и направлений, развитие командных подходов и коммуникаций.

Кроме того, в рамках Форума выделено направление для молодых педагогов, увлеченных идеями модернизации классно-урочной системы обучения, совершенствования методов и форм внеурочной деятельности.

Форум продолжается четыре дня.

Расписание первого дня включает церемонию открытия Форума, лекцию по основам социального проектирования, тренинги по коман-дообразованию, творческие мастер-классы.

Второй день Форума посвящен погружению в проектную деятель-

ность. В течение всего дня участники Форума работают с приглашенными экспертами — тренерами Ассоциации тренеров Российского союза молодежи, экспертами грантовых конкурсов, федеральных и окружных форумов — и генерируют проектные идеи.

В течение третьего дня участники Форума презентуют свои направления, команды и проекты. В программу включены тренинги и мастер-классы по основам ораторского искусства и сценического мастерства, по преодолению волнения перед публикой и режиссуре визитных карточек.

Завершающий день посвящен защите проектов перед экспертной комиссией, подведению итогов и торжественному закрытию Форума. По итогам оценок экспертной комиссии, с учетом результатов зрительского голосования на Форуме выбирается проект-победитель, который получает методическую и организационную поддержку в реализации на территории города Белгорода.

«Постфорумный» этап. После завершения Форума наступает период интенсивной поддержки реализации проектов-победителей на территории муниципалитета. Организуется методическое сопровождение молодежных проектов, освещение результатов деятельности в СМИ и социальных сетях.

Для развития социального проектирования в регионе сразу после завершения Форума организаторы осуществляют анализ поступивших заявок, мониторинг и оценку обратной связи от участников Форума, отбор наиболее интересных направлений деятельности на будущее, развитие партнерской базы.

Создание условий для творческой и личностной самореализации подростков будет способствовать увеличению доли активистов городского ученического самоуправления, лидеров детских общественных организаций, волонтеров, вовлеченных не только в деятельность по реализации данного проекта, но также и в организацию, проведение и развитие социально-значимых дел, направленных на развитие муниципалитета.

Информационное сопровождение хода реализации проекта

Мероприятия проекта освещаются на платформах информационных партнеров (телеканал «Белгород-24», Издательский дом «Мир Белогорья», областной журнал «Большая переменка»). Создана официальная группа проекта в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/fant_2018.

Финансово-экономическое обоснование проекта

Следует отметить, что принципиальной позицией организаторов является бесплатное участие учащихся и педагогов в проекте. За право участия организаторы не предусматривают внесение организационных и/или благотворительных взносов.

Финансовые средства, необходимые для реализации проекта, выделяются как из бюджетных, так и внебюджетных источников, в том числе грантов.

Призы и подарки участникам Форума, командам-победителям, лидерам, проявившим исключительные творческие способности, предоставляются партнерами и спонсорами Форума.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Положение

о проведении городского Форума школьников «ФАНТ-2018»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, категории участников I городского форума школьников «ФАНТ-2018» (далее — Форум) для учащихся образовательных учреждений города Белгорода.

1.2. Организаторами Форума являются Управление образования администрации города Белгорода, МБУ НМИЦ, МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода (далее — Организатор).

1.3. Партнерами Форума являются: Управление молодежной политики администрации города Белгорода, управление культуры администрации города Белгорода, ОГБУ «Центр молодежных инициатив» (далее — Партнеры).

2. Цели и задачи Форума

2.1. Форум направлен на вовлечение подростков в социально значимую деятельность.

Цель — создание условий для формирования начальных навыков проектной деятельности у учащихся.

2.2. Задачи Конкурса:

- вовлечение учащихся в проектную деятельность;

- содействие в реализации проектов, созданных учащимися города;

- развитие социальной активности учащихся общеобразовательных организаций;

- формирование у молодых людей активной жизненной позиции.

3. Место и сроки проведения Форума

3.1. Место проведения: МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» (г. Белгород, ул. Садовая, д. 3).

3.2. Дата проведения: 25-28 февраля 2018 года.

3.3. Заявки на участие в Форуме (Приложение 1) и портфолио участника направляются на официальную страницу Организатора в личные сообщения группы https://vk.com/beldvorec или по электронной почте dvtbel@yandex.ru.

3.4. Подведение итогов Форума не позднее 28 февраля 2018 года.

4. Участники Форума

4.1. Участниками Форума могут быть учащиеся 9-х — 11-х классов общеобразовательных учреждений города.

4.2. Организаторы и партнеры Форума вправе принять решение об участии в Форуме других категорий молодежи.

4.3. Для участия в Форуме необходимо в срок до 30 января 2018 года подать заявку и портфолио на участие в мероприятии.

5. Управление Форумом

5.1. Координацию всех мероприятий Форума осуществляет Оргкомитет. Оргкомитет формируется из числа представителей Организатора и Партнеров Форума.

5.2. В целях оценки конкурсных работ и определения победителей и призеров Оргкомитет Форума формирует экспертную группу.

6. Направления Форума и критерии отбора работ

6.1. Форум проводится по следующим направлениям деятельности:

- Лидерство;

- Наука;

- Творчество;

- Медиа;

- Спорт;

- Пятый элемент;

- I-УЧ.

6.1.1. Направление «Лидерство»

К участию приглашаются школьники, имеющие опыт деятельности в органах школьного самоуправления, лидеры детских общественных организаций, активисты Российского движения школьников.

Участники данного направления разрабатывают и реализуют проект, направленный на развитие городского ученического самоуправления и молодежного лидерства.

6.1.2. Направление «Наука»

Участники направления — лидеры научных обществ, активисты олимпиадного движения, призеры и победители предметных олимпиад, а также молодые люди, неравнодушные к развитию научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.

В рамках направления ведется работа над проектами, направленными на популяризацию и пропаганду научных подходов среди молодежи.

6.1.3. Направление «Творчество»

В работе данного направления принимают участие школьники, проявившие себя в различных видах творческой деятельности: танцевальное искусство, художественное слово, вокал, театральное творчество, живопись, декоративно-прикладное творчество.

Проекты, создаваемые в рамках данного направления, способствуют развитию всех видов художественного творчества среди учащихся города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.1.4. Направление «Медиа»

К работе данного направления приглашаются корреспонденты школьных СМИ, радиоведущие, администраторы групп и страниц в социальных сетях и интернет-каналов.

В основе деятельности данного направления лежит развитие единой городской ученической медиасреды.

6.1.5. Направление «Спорт»

Участники данного направления — молодые люди, заинтересованные в развитии и продвижении идей спортивного образа жизни, пропаганды занятий физической культурой и спортом, активисты движений «Я на спорте» и «Мы за ЗОЖ», призеры и победители различных спортивных состязаний, отличники ГТО.

6.1.6. Направление «ЬУЧ»

Направление для молодых педагогов образовательных учреждений. Основная задача — создание проектов, направленных на модернизацию современной классно-урочной системы образования, а также совершенствование методов и форм внеурочной деятельности со старшеклассниками.

6.2. Конкурс социальных проектов

В ходе Форума участниками направлений будут разработаны проекты, которые примут участие в конкурсе социальных проектов.

Участникам конкурса необходимо представить экспертной комиссии следующие материалы:

- паспорт проекта;

- презентацию проекта.

Критерии оценки:

- актуальность и целесообразность;

- эффективность социального проекта;

- масштаб и глубина проработки социального проекта;

- конструктивность и конкретность социального проекта (программы, планы, конкретные способы реализации, их четкая последовательность, сроки исполнения);

- уровень использования информационных технологий;

- оригинальность разработки (новизна проекта);

- уровень востребованности извне (кем проект может быть поддержан);

- возможность тиражирования технологий проекта.

6.3. Марафон поддержки

6.3.1. В рамках Форума каждая образовательная организация может принять участие в марафоне поддержки своего участника(ов). Подведение

итогов состоится на торжественном закрытии Форума. Самые яркие команды поддержки будут отмечены на церемонии награждения с демонстрацией работ на большом экране, награждены дипломами управления образования администрации города Белгорода.

6.3.2. Требования к участникам марафона поддержки:

- предоставить материалы (презентация, видеоролик, фотоколлаж, инфографика), раскрывающие личностные качества и таланты участника Форума, до 27 февраля 2018 года включительно. В представленных материалах обязательно указать номер школы, ФИО участника Форума, состав команды поддержки;

- подготовить плакаты и иные наглядные материалы для поддержки участника (ов) своего образовательного учреждения в день защиты проектов и закрытия Форума.

7. Подведение итогов Форума

7.1. Подведение итогов проводится 28 февраля 2018 года на торжественном закрытии Форума.

7.2. Все участники награждаются сертификатами.

7.3. Команда-победитель получает методическую и организационную поддержку в реализации представленного проекта.

8. Дополнительные сведения

По всем вопросам, касающимся проведения Форума, обращаться в МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Правила поведения участника городского Форума школьников «ФАНТ-2018»

Настоящие правила поведения (далее — Правила) разработаны Оргкомитетом Форума школьников «ФАНТ-2018» (далее — Форум) и действуют на всей территории проведения Форума, включая все творческие площадки за пределами МБУДО БДДТ.

Правила распространяются на всех участников Форума, а также на педагогов, сопровождающих детей.

Участники Форума имеют право:

• вносить предложения по организации работы Форума;

• покидать территорию Форума до окончания Программы только с разрешения координатора группы и письменного заявления родителя (законного представителя) участника;

• быть активными, креативными, отстаивать свою точку зрения.

Участники Форума должны:

• вести себя корректно, быть взаимно вежливыми и дисциплинированными;

• присутствовать на обязательных мероприятиях, проводимых на Форуме;

• выполнять распоряжения координаторов, связанных с выполнением программы Форума;

• активно принимать участие в учебных занятиях и программах, организуемых и проводимых на Форуме;

• заботиться о сохранности имущества Форума;

• постоянно носить личную визитку или пропуск, выданный администрацией Форума.

Участникам Форума запрещается:

• покупать и употреблять продукты в местах, не отведенных для употребления пищи;

• покидать территорию Форума без сопровождения координатора группы;

• употреблять ненормативную лексику;

• нарушать нормы поведения в общественных местах и транспорте.

С правилами Форума ознакомлен_согласен_

ФИО_(подпись) _(дата)

CITY FORUM OF SCHOOLCHILDREN "FANT" AS A FORUM OF ACTIVE, NON-INDIFFERENT AND CREATIVE CHILDREN

The author of the article describes the original practice of organizing the teaching of senior school children to the basics of project activities in the municipality. The author shows the implementation of the principle of the system-activity approach at all stages, that is, from the project idea to the project implementation. The author shows that system training and long-term support of teams in the implementation of socially significant projects contributes to increasing the proportion of activists involved in city student self-government, as well as increasing the proportion of leaders of children's voluntary organizations, volunteers interested in the development of a "small homeland". The author gives examples of documents that make it possible to replicate the described experience.

Keywords: social design, project activity, social activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.