Научная статья на тему 'Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов'

Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2967
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT / FUNDAMENTALS OF PROJECT ACTIVITIES / PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT PRESENTATION / SOCIAL ENGINEERING / THE STRUCTURE OF THE SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горев Павел Михайлович, Козлова Елена Владимировна

Статья знакомит читателя с опытом написания и осуществления социальных проектов учащихся старших классов средней школы в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности и научного творчества», направленных на совершенствование образовательного пространства отдельного учебного заведения (на примере МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова). В ней приводится возможная структура поэтапного описания социального проекта, предлагаемого ученикам, и конкретный пример ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горев Павел Михайлович, Козлова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social engineering in high school: directions and structure projects

The article familiarizes the reader with the experience of writing and implementing social projects senior secondary schools in the framework of discipline "Based on project work and scientific creativity", aimed at Sauveur-improve the educational space of individual educational institutions (by the example of the Lyceum № 21). It shows a possible structure of a phased description of the social project offered to the students, and the specific example of its implementation.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 15093

УДК 371.314.6

Горев Павел Михайлович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной и ком пьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гума нитарный университет», г. Киров pavel-gorev@mail.ru

Козлова Елена Владимировна,

аспирант кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров lenakoz84@mail.ru

Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов

Аннотация. Статья знакомит читателя с опытом написания и осуществления социальных проектов учащихся старших классов средней школы в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности и научного творчества», направленных на совершенствование образовательного пространства отдельного учебного заведения (на примере МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова). В ней приводится возможная структура поэтапного описания социального проекта, предлагаемого ученикам, и конкретный пример ее реализации.

Ключевые слова: социальное проектирование, основы проектной деятельности, презентация проекта, проект, управление проектами, оценка эффективности проекта, структура социального проекта.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Возвращаясь к обсуждению вопросов обучения проектной деятельности учащихся старших классов средней школы, начатому нами в февральском выпуске журнала «Концепт» [1], в этой статье мы более подробно остановимся на проводимом школьниками в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности и научного творчества» социальном проектировании.

Под социальным проектированием, осуществляемом учащимися и педагогами, мы понимаем подготовку, планирование, реализацию и анализ отдельных мероприятий (или их совокупности), направленных на совершенствование социального (в том числе образовательного и культурного) пространства, в котором находятся участники образовательного процесса, как в учебном заведении, так и вне его. Социальные проекты учащихся призваны изменить или существенно улучшить окружающую действительность средствами, доступными ученикам старших классов, как правило с минимальными финансовыми затратами.

Анализируя возможности использования социального проектирования в образовательном учреждении (отметим, что проекты готовят и реализуют учащиеся старших классов совместно с педагогами), мы остановились на следующих направлениях его реализации:

- развитие кругозора, познавательного интереса, личностных качеств участников образовательного процесса через включение в образовательное пространство лицея игровых форм деятельности (например, организация и проведение серии игр «Что? Где? Когда?» в школьном формате, турнира «Дебаты», креатив-боёв, различных викторин, командных конкурсов и игр-путешествий по станциям и т. п.) - социально-образовательные проекты;

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

- развитие личностных качеств школьников путем включения во внеурочную деятельность различных тренингов (тренинги «Познай себя», «Искусство спора», тренинги креативного мышления и по решению задач открытого типа и т. д.) - социальнообразовательные проекты;

- развитие кругозора учащихся путем трансляции знаний в разнообразных форматах представления информации (выпуск информационных буклетов, стендов, презентаций, видеороликов о правильном питании, внешнем виде учеников, о великих открытиях и достижениях человечества и т. д.) - социально-образовательные проекты;

- формирование экологической культуры учащихся через проведение мероприятий и акций (мероприятия по сбору макулатуры, акции «Чистый микрорайон», «Аллея выпускников» и т. п.) - эколого-социальные проекты;

- формирование здорового образа жизни учащихся через организацию клубов, проведение мероприятий и акций (организация спортивных клубов и секций, акций по формированию здорового образа жизни, отказа от вредных привычек) - спортивнооздоровительные проекты;

- формирование гражданской ответственности и активной жизненной позиции к решению социально значимых проблем общества путем организации акций и мероприятий (акция «Радость в каждый дом» для воспитанников детских домов, программа «Твори добро» помощи старшему поколению, организация помощи младшим школьникам в учении и т. д.) - социально-коммуникативные проекты;

- воспитание патриотизма учащихся путем организации и проведения мероприятий и акций (экскурсии по музею Славы лицея, сбор или создание экспонатов, оформление экспозиции по истории лицея, встречи с ветеранами войн, представителями правовых структур и законодательной власти и т. д.) - социально-коммуникативные проекты;

- профориентационная работа с учащимися в направлении выбора ими будущих профессий через проведение встреч, экскурсий, мероприятий и акций (совместные мероприятия с вузами города, студенческими клубами и общественными организациями, посещение выставок и экскурсии на предприятия города) - социально-коммуникативные проекты;

- совершенствование культурного пространства лицея путем привлечения участников образовательного процесса к активному созданию арт-объектов (арт-акции «Дерево добрых пожеланий», «История наших географических открытий», выставки работ учащихся лицея, фотовыставка «Мир глазами физика», клубы «Уроки hand-made», «Объектив», проект «Выставка подделок» и т. д.) - культурно-образовательные проекты;

- формирование духовной культуры учащихся через организацию клубов, проведение мероприятий и акций (акции «Книжный обмен», «Памятный альбом выпускника», организация познавательных музыкальных переменок, проведение литературных клубов и вечеров, встреч с интересными людьми и т. п.) - культурно-образовательные проекты.

Работа над подобного рода социальными проектами осуществляется учащимися в несколько этапов. На первом этапе обсуждается идея проекта [2-4], ее уникальность и отличительные особенности от других подобных идей. На втором этапе ученики оформляют паспорт проектной идеи [5, 6] - это своего рода заготовка будущего описания проекта. На третьем этапе учащиеся проводят работу над оформлением проекта, о которой речь пойдет ниже. Наконец, на завершающем четвертом этапе, проводится работа по осуществлению проекта, анализу и корректировке изложенного в нем содержания.

Остановимся более подробно на схеме описания социального проекта. Анализируя разнообразные схемы социальных проектов, представленных в сети Интернет, а также в требованиях различных государственных структур, занимающихся их реализацией (например, «Росмолодежь»), мы представляем структуру социального проекта

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

в форме описания четырех крупных блоков, каждый из которых содержит определенное число подпунктов, достаточных для подробного описания проекта:

1) краткая характеристика проекта;

2) теоретико-методологическое основание проекта;

3) содержание проекта;

4) обеспечение проекта.

Первый из этих блоков дает общее представление о проекте, о его плюсах и минусах, возможности реализации и характеризует проект по следующим пунктам:

- наименование проекта - яркое красочное название, дающее представление о сути работы, описанной в проекте;

- направление деятельности по проекту - к какому типу социального проектирования (они описаны выше) относится проект;

- участники проекта - описывается возрастной и количественный состав;

- аннотация проекта - краткое (2-3 абзаца) содержание проектной деятельности;

- ключевые слова - несколько (4-6) слов или словосочетаний, наиболее ярко отражающим суть проекта, для организации эффективного поиска в сети Интернет;

- описание проблемы проекта, обоснование социальной значимости;

- цель и задачи проекта;

- этапы работы по проекту (проектный, практический, аналитический) с краткой характеристикой конкретной реализации проекта;

- сроки реализации проекта;

- результаты реализации проекта - описание продукта (желательно материального), полученного в ходе реализации проекта;

- описание позитивных изменений, которые произойдут в соответствующем социальном пространстве при реализации данного проекта;

- возможные негативные последствия, которые может повлечь проект;

- дополнительные эффекты проекта - неожиданные последствия проекта, не являющиеся его основными задачами;

- дальнейшее развитие проекта - направления, в которых в дальнейшем может осуществляться работа над этим проектом или подобными ему.

Второй блок - теоретико-методологическое основание проекта - направлен на описание проекта с точки зрения социальных, в том числе психолого-педагогических, наук и содержит следующие пункты:

- подробное описание социальной проблемы, решаемой проектом;

- актуальность проектной идеи, значимость для заявленной группы участников;

- анализ современного состояния исследований по тематике проекта, описание аналогов с указанием источников информации;

- новизна и оригинальность проектной идеи;

- принципиальные подходы к реализации проекта - отличительные особенности, принципы, на которых базируется идея реализации проекта;

- технологии, методы и инструменты реализации проекта.

В третьем блоке отражается достаточно подробное содержание проекта по следующим пунктам:

- механизм управления реализацией проекта - описание условий кем и как будет отслеживаться ход выполнения проекта и его результат;

- характеристика ситуации на начало реализации мероприятий - описание социальной проблемы на момент начала реализации проекта;

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

- календарный план реализации проекта на проектном, практическом и аналитическом этапах (оформляется в таблице с тремя столбцами: «Название конкретного мероприятия», «Сроки реализации мероприятия», «Ожидаемый итог от проведения мероприятия» - три отдельных таблицы);

- график основных работ по проекту - представляется в любом формате, например, в форме диаграммы Ганта или в форме таблицы;

- подробное описание мероприятий проекта - для каждого: задачи, что конкретно будет сделано, этапы и сроки выполнения, ожидаемый итог в количественном и качественном выражении;

- подробное описание продукта проекта;

- критерии, показатели и индикаторы оценки эффективности проекта.

Четвертый блок содержит описание обеспечения проекта, что отражается

следующими пунктами:

- организаторы проекта, степень их участия в проекте - представляются предприятия, организации, участие в проекте которых необходимо;

- кадровое обеспечение проекта - описываются конкретные люди и их вклад в реализацию проекта;

- материально-техническое обеспечение проекта;

- финансовое обеспечение проекта;

- смета расходов на реализацию проекта в следующей таблице:

№ Наименование Ед. изм. Кол-во Цена Стоимость

ИТОГО

Описание социального проекта по такой схеме дает возможность перейти от «уровня идей» к уровню продуманной пошаговой реализации проекта, что необходимо для качественной работы над осуществлением задач проектной деятельности.

Следует сказать, что подобная схема появилась не спонтанно. В последние шесть лет в лицее успешно проводится молодежная интенсивная школа научного творчества «Прорыв: наука, творчество, успех». Учащиеся лицея, учителя, студенты в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач. Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря социальных проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней. Отдельные идеи доводятся до авторских свидетельств: «Система развития образного мышления посредством оригами» (свид. № 2013621458 от 25 ноября 2013 г.); «Структура мероприятий по защите животных от насилия» (свид. № 2013621438 от 18 ноября 2013 г.); «Система мероприятий по созданию активного досуга в детских домах» (свид. № 2013621449 от 20 ноября 2013 г.).

Отметим также, что обучение школьников социальному проектированию невозможно без серьезной и качественной работы самих педагогов над социальными проектами, обеспечивающими совершенствование образовательного пространства лицея. В

4

о

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

последние годы педагогами лицея были подготовлены и осуществлены социально-образовательные проекты «Летний учебный лагерь-тренинг "Математика. Творчество. Интеллект”», «Сбор актива - молодежная интенсивная школа научного творчества "Прорыв: наука, творчество, успех”», «Дни научных знаний в лицее», «История наших географических открытий», «Выставка-экспозиция творческих работ учащихся», «Межпредметные проекты учащихся: математический и естественнонаучный циклы», «Гуманитарно-ориентированные проекты учащихся основной школы по математике», «Кабинет экспозиция "От камушков до ЭВМ”», «Музей занимательной науки» и многие-многие другие.

В качестве примера описания социально-образовательного проекта здесь мы приведем авторскую программу (в сокращенном варианте) «Сбор актива - молодежная интенсивная школа научного творчества "Прорыв: наука, творчество, успех”», реализованную в 2014 году (авторы - П. М. Горев, В. В. Утёмов).

1. Краткая характеристика проекта

1.1. Наименование проекта: «Сбор актива - молодежная интенсивная школа научного творчества "Прорыв: наука, творчество, успех”» («Прорыв: наука, творчество, успех», «Прорыв»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2. Направление деятельности по проекту: проект относится к социально-образовательной области, поскольку направлен на освоение участниками смены новых видов деятельности, а также к коммуникативно-деятельностной, так как направлен на получение результата путем включения в деятельность посредством общения со сверстниками, вожатыми и педагогами.

1.3. Участники проекта: учащиеся 8-11 классов лицея (180 чел.), студенты, магистранты, аспиранты вузов города (30 чел.), педагоги лицея, преподаватели вузов (15 чел.).

1.4. Аннотация проекта

Программа предполагает создание условий для погружения участников проекта в атмосферу научноисследовательского познания и продуктивной дельности. Учащиеся лицея, учителя, студенты в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач. Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря социальных проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней.

1.5. Ключевые слова: тренинг, креативность, творческое мышление, теория решения изобретательских задач, проектная деятельность учащихся, социальное проектирование.

1.6. Описание проблемы, обоснование социальной значимости

Программа использует наиболее современные отечественные достижения в науке о генерации новых идей и сильном талантливом мышлении, значительно более эффективные, чем известные зарубежные методы. Поэтому результатами выполнения программы будут не только более глубокие научно-творческие знания участников, не только их профессиональная ориентация, но интерес и способность к творчеству, к созданию принципиально новых решений актуальных проблемных задач. Эти задачи могут относиться к самым различным областям деятельности, в том числе к наукам (биологии, географии, химии, истории, литературоведению, математике, физике и пр.), технике, экономике, экологии, социальной сфере, искусству и др.

Программа формирует у участников мировоззрение созидателя, субъекта развития нашего мира, представление о мире как о системе, развивающейся по объективным законам, которые можно и необходимо использовать для решения проблемных задач, представление о себе как субъекте и объекте развития, представление о добре как основе существования и развития мира.

Программа формирует ценностные ориентации на творчество и развитие, на созидание нового и сохранение лучших прошлых достижений человечества. Творчество - это наиболее естественное и эффективное средство самовыражения ребенка. В творчестве, в поиске нового, еще неизвестного, представители различных поколений значительно более равны, чем в знаниях и опыте, поэтому творчество важнейшая основа общности интересов ребенка и взрослого. Наличие у молодого человека собственных идей - важнейшее условие формирования лидерских качеств.

1.7. Цель и задачи проекта

Цель проекта - создание среды, направленной на поддержку и развитие научно-технического творчества и научно-исследовательской деятельности молодежи.

5

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

научно-методический ~ электронный журнал

Задачи проекта:

- включение подростков в процесс освоения современных методов научно-технического творчества;

- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала личности;

- воспитание научно-исследовательских качеств молодежи;

- создание условий для формирования креативного мышления молодежи;

- создание условий для решения актуальных проблемных задач для последующего выполнения на их основе научных работ на молодежных конференциях, заявок на изобретения;

- приобщение будущих выпускников вузов научно-техническому творчеству, расширение представлений о применении методов научно-исследовательской деятельности.

1.8. Этапы работы по проекту (укрупненные блоки)

О ISSN 2Э04-12С

ниепт

Место проведения Дата Последовательность этапов

Про- ект- ный этап (лицей) 01.08.2014 -24.08.2014 Формирование команды, разработка программы

Практический этап (лицей, оздоровительный лагерь «Спутник») 25.08.2014 (школа вожатых) Основы учебного труда и проектной деятельности

Организация и проведение тренингов с учащимися

Организация и проведение досуговых, спортивных мероприятий в условиях летних оздоровительных лагерей

26.08.2014 (школа вожатых) Технология клубов

Проектирование в социальной, научной и практико-ориентированной деятельности учащихся

27.08.2014 Предварительный этап - общее ознакомление с тематикой и выбор проблемных задач для решения

Методы решения проблемных задач, предшествующие ТРИЗ

Основы системного подхода

Законы существования систем (статики)

28.08.2014 Законы развития систем (динамики)

Противоречия и их устранение

Стандарты на решение изобретательских задач

Применение фондов эффектов

Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В

29.08.2014 Развитие творческого воображения (РТВ)

Развитие лидерских качеств (шаги лидера развитие дивергентного мышления (курс креативного мышления)

30.08.2014 Итоговая конференция. Награждение победителей и призеров

Аналити- ческий этап (лицей) 31.08.201420.10.2014 Оформление заявок для сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования РОССТАНДАРТ по итогам научно-технического творчества участников (в головном органе по сертификации)

До 20.10.2014 Разработка рекомендаций оргкомитету для дальнейшей реализации проекта

1.9. Сроки реализации проекта:

- 1 этап: 01-24 августа 2014 года (МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова);

- 2 этап: 25-30 августа 2014 года (МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова, оздоровительный лагерь «Спутник»);

- 3 этап: 31 августа - 20 октября 2014 года (МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова).

Общая продолжительность реализации проекта - 3 месяца.

1.10. Результаты реализации проекта:

1) для учащихся МОАУ «Лицей № 21»:

- по образовательной программе «Методы интенсивного научного творчества» (освоение разделов: «Методы решения проблемных задач, предшествующие ТРИЗ», «Основы системного подхода», «Законы существования систем (статики)», «Законы развития систем (динамики)», «Противоречия и их устранение», «Стандарты на решение изобретательских задач», «Применение фондов эффектов», «Алгоритм решения изобретательских задач»);

- по образовательной программе «Креативные походы к созидательной деятельности» («Методы ТРИЗ») (освоение приемов, методов и идей: метод проб и ошибок, мозговой штурм, обратный мозговой штурм, морфологический анализ, идеальный конечный результат, отрицание или взгляд со стороны, принцип перехода в другое измерение);

- расширение знаний о методах научного творчеств, в частности теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;

6

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

научно-методический ^ электронный журнал

- развитие дивергентного мышления подростков в целях реализации разработанных научнотворческих проектов;

- воспитание лидерских качеств школьника, удовлетворённость подростка от участия в программе;

- определение перспектив применения полученных знаний и опыта методов научного творчества для дальнейшего их использования в исследовательских работах;

- обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности;

- сертификация учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования по итогам научно-технического творчества участников;

2) для студентов вузов г. Кирова:

- расширение знаний о методах научного творчества;

- овладение методами ТРИЗ для решений проблемно-практических задач в творческой сфере деятельности;

3) для педагогического коллектива:

- отработка технологий, методик и средств работы по методам обучения научному творчеству;

- освоение новых технологий и форм культурно-досуговой деятельности;

- раскрытие, развитие и реализация творческого потенциала педагогов;

- определение перспектив внедрения полученного опыта по организации дальнейшего обучения в учебных заведениях (школы, дома творчества, общественные организации).

1.11. Описание позитивных изменений:

- реализованы разработанные научно-творческие проекты;

- воспитаны лидерские качества школьников, подростки получили удовлетворение от участия в программе;

- освоены новых технологии и формы культурно-досуговой деятельности;

- расширены знания о методах научного творчества.

1.12. Возможные негативные последствия проекта:

- неудовлетворенность участников проекта полученным результатом;

- физическая усталость участников, вызванная насыщенностью программы.

1.13. Дополнительные эффекты проекта: сплочение коллектива учителей и школьников.

1.14. Дальнейшее развитие проекта: поддержка дальнейшего развития сертифицированных научно-технических авторских разработок участников лагеря в МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова.

2. Теоретико-методологическое основание проекта

2.1. Описание социальной проблемы, решаемой проектом

На сегодняшний день в молодежной среде очень мало внимания уделяется созидательной деятельности, а также деятельности, направленной на развитие научных интересов школьников.

Программа формирует у участников мировоззрение созидателя, субъекта развития нашего мира, представление о мире как о системе, развивающейся по объективным законам, которые можно и необходимо использовать для решения проблемных задач, представление о себе как субъекте и объекте развития, представление о добре как основе существования и развития мира.

Программа формирует ценностные ориентации на творчество и развитие, на созидание нового и сохранение лучших прошлых достижений человечества. Наличие у молодого человека собственных идей - важнейшее условие формирования лидерских качеств.

2.2. Актуальность проектной идеи

Основную часть своего времени подросток проводит в учебном заведении, где педагоги уделяют значительное внимание процессу его обучения. Но, к сожалению, процесс развития в этих учреждениях чаще всего сводится к приобретению новых знаний, отсюда возникает практика подмены духовного развития ребенка обучением шаблонным знаниям, необходимым для сдачи экзаменов в будущей цепи учебных учреждений. На современном этапе возникает острая необходимость рассмотрения учебновоспитательного процесса как педагогически осмысленного формирования у подростков научно-творческого опыта, позволяющего ему входить в контекст современного общества, осваивая его научные достижения посредством исследовательской деятельности.

Программа предполагает создание условий для погружения участников проекта в атмосферу научно-исследовательского познания и продуктивной дельности.

2.3. Анализ современного состояния исследований по тематике проекта, описание аналогов

Сегодня существует огромное количество школ лидерства, проводятся лагеря актива, в том

числе и научной направленности. Так, на территории нашего региона успешно реализуются для школьников такие краткосрочные смены, как:

- «Лига интеллектуальных игр», направленный на развитие интеллектуального движения в Кировской области;

- «Клубная галактика», объединяющий молодежь клубов по месту жительства;

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

7

о

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

- «Трамплин» - международный палаточный лагерь, в основе которого лежит формирование экологической культуры, развитие межкультурного общения молодежи, освоение основ разных видов туризма;

- «Сыны Отечества» и «Поисковик» - лагеря патриотической и исторической направленности;

- «Созвездие» - образовательная и тренинговая площадка для лидеров и руководителей общественных организации и объединений Кировской области;

- «Областной лагерь волонтеров» - в рамках которого происходит обмен добровольческими практиками в рамках федерального молодежного проекта «Технология добра» и многие другие.

Но, к сожалению, ни один из этих лагерей не предусматривает гармоничное сочетание научности, патриотизма, развития лидерских качеств и творчества через проектирование.

2.4. Новизна и оригинальность проектной идеи

Отличие программы от других программ, предназначенных для решения названных задач, заключатся в использовании инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления кафедры психологии развития и образования РГПУ им. Герцена, комплексной психодиагностики креативности Е. Торренса в интерпретации Е. Е. Туник, осуществляющих актуализацию одаренности, то есть перевод потенциальной одаренности, имеющейся у многих молодых людей, в актуальную одаренность.

Программа использует наиболее современные отечественные достижения в науке о генерации новых идей и сильном талантливом мышлении, значительно более эффективные, чем известные зарубежные методы. Поэтому результатами выполнения программы будут не только более глубокие научно-творческие знания участников, не только их профессиональная ориентация, но интерес и способность к творчеству, к созданию принципиально новых решений актуальных проблемных задач. Эти задачи могут относиться к самым различным областям деятельности, в том числе к наукам (биологии, географии, химии, истории, литературоведению, математике, физике и пр.), технике, экономике, экологии, социальной сфере, искусству и др.

Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач, на основе которых могут быть выполнены научные работы на конференции школьников, а некоторые из них могут оказаться патентоспособными.

2.5. Принципиальные подходы к реализации проекта

Первый принципиальный подход программы основывается на утверждении, что одаренность есть качество, присущее практически всем людям, но у большинства из них она самостоятельно не раскрывается в силу различных причин.

Второй принципиальный подход программы основан на научной гипотезе, подтверждающейся данными исследователей в ряде стран, о том, что нераскрытая природная одаренность, нереализованный творческий потенциал являются причиной многих заболеваний, в том числе психоэмоциональных стрессов. Раскрытие природной одаренности, реализация творческого потенциала являются мощными оздоравливающими факторами.

Третий принципиальный подход программы основан на применении для актуализации потенциальной одаренности современных достижений науки о генерации новых идей, сильном талантливом мышлении, в первую очередь созданных в нашей стране:

- теории решения изобретательских задач, многократно превосходящей по эффективности широко применяемые за рубежом «мозговой штурм», синектику, морфологический анализ и другие методы;

- системы развития творческого воображения;

- методиках развития креативности и лидерских качеств.

По итогам анализа проблемы и продлённой работы по привитию научно-технического творчества учащимся, совместно с работами профессора М. М. Зиновкиной в рамках программы предлагается использовать методы научного творчества ТРИЗ и НФТМ-ТРИЗ, как методы, успешно адаптированные в работе.

2.6. Технологии, методы и инструменты реализации проекта

Педагогические принципы планируемых к применению методик развития креативности состоят в следующем:

- развитие современной цивилизации требует большего количества людей, способных решать проблемные задачи, чем то количество талантливых людей, способности которых раскрываются сами, без специальной помощи;

- эффективная помощь в раскрытии творческих способностей, актуализации одаренности, может быть оказана на основе достижений современных наук о генерации новых идей, сильном талантливом мышлении;

- раскрытие творческих способностей на основе заявленных методик включает компоненты:

• формирование учащегося как субъекта конструктивной, творческой деятельности, включающей сохранение лучших достижений прошлого и созидание нового, более эффективного;

8

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

научно-методический

^ электронный журнал

• формирование системного мышления;

• формирование диалектического мышления;

• формирование представления о мире, как развивающемся по объективным законам, которые можно познавать и использовать для решения проблемных задач;

• формирование представления о решении проблемы как о развитии системы путем преодоления имеющихся в ней противоречий;

• формирование умения видеть проблемы в различных объектах нашего мира;

- раскрытие творческих способностей, актуализация одаренности позволяют преодолеть серьезное противоречие современных систем образования, состоящее в том, что молодые люди в самом творчески активном возрасте недостаточно участвуют в созидательном общественном процессе, а в основном лишь готовятся к будущей «взрослой» жизни.

Педагогические методики состоят в применении проблемного подхода в обучении, отличающегося тем, что с целью формирования способностей к решению проблемных задач учащимся не только ставятся проблемы, но даются общие методы постановки проблемных задач и инструментальные методы их решения.

Также применяется соревновательный подход, предусматривающий творческие конкурсы и конференции. Содержание программы можно разбить на два параллельно идущих образовательных блока: 1) образовательная программа «Методы научно-технического творчества»; 2) образовательная программа «Креативные походы к исследовательской деятельности» («Методы ТРИЗ»). По их итогам разрабатывается зачетный проект.

Методы научно-технического творчества

О ISSN 2304-т

ниепт

№ Форма Название темы Содержание Ча- сов

1 Занятие Введение. Методы решения проблемных задач, предшествующие ТРИЗ Роль творчества и фантазии в жизни человека и в развитии современной цивилизации. Творчество как решение проблемных задач. Формирование творческих качеств как важнейшая задача современного образования. Психологическая инерция и способы ее преодоления. Важность развития творческих способностей с раннего возраста. Понятие проблемной задачи. Уровни проблемных задач. 4

2 Занятие Основы системного подхода. Законы существования систем (статики). Законы развития систем (динамики) Системы. Функции систем. Системный оператор (девятиэкранная схема талантливого мышления). Понятия об антисистеме, надсистеме и подсистеме. Закон полноты и минимальной работоспособности частей системы. Закон согласования. Закон сквозного прохождения энергии и информации. Типовая структура системы. Закон повышения степени идеальности. Идеальная система. Идеальный конечный результат. Закон неравномерности развития систем. 8-образная кривая. Закон развертывания-свертывания. Закон согласования-рассогласования. Закон повышения динамичности и управляемости. Законы перехода в би- и полисистему. Законы перехода в надсистему и на микроуровень. 4

3 Практи- ческая работа Противоречия и их устранение. Стандарты на решение изобретательских задач. Применение фондов эффектов. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В Решение проблемных задач как развитие путем преодоления противоречий. Административные, технические, физические противоречия. Принципы устранения технических противоречий. Приемы устранения физических противоречий. Вепольные модели. Синтез, разрушение, развитие, форсирование веполей. Переход к надсистеме и на микроуровень. Обнаружение и измерение систем. Стандарты на применение стандартов. Физические, геометрические, химические, биологические эффекты Анализ задачи. Анализ модели задачи. Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП). Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР). Применение информационного фонда. Изменение и (или) замена задачи. Анализ способа устранения физического противоречия. Применение полученного ответа. Анализ хода решения. Компьютерная программа «Изобретающая машина». 4

4 Конфе- ренция Защита проектов

9

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

Креативные походы к исследовательской деятельности

№ Форма Название темы Ча- сов

1 Тре- нинг Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач 1. Упражнения на развитие творческого воображения 2. Методы развития творческого воображения и поиска новых решений 3. Метод проб и ошибок 4. Мозговой штурм 5. Упражнения для эффективной работы при мозговом штурме 2

2 Тре- нинг Методы преодоления психологической инерции 1. Что такое психологическая инерция? 2. Виды психологической инерции 3. Общие правила и рекомендации по преодолению психологической инерции 2

3 Тре- нинг Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся 1. Методы научного творчества 2. Теория решения изобретательских задач 3. ТРИЗ как технология творчества 4. Основные понятия ТРИЗ 5. Развитие системного мышления 6. Системный эффект 7. Моделирование 8. Как найти главные части и связи? 9. Упражнения на усвоение понятия «система» 2

4 Тре- нинг Применение фондов эффектов и ресурсов системы для обучения решению творческих задач 1. Применение фондов эффектов и ресурсов системы для обучения решению творческих задач 2. Информационный фонд 3. Ресурсный подход 4. Работа с ресурсами 5. Алгоритм проведения ресурсного анализа 2

3. Содержание проекта

3.1. Механизм управления реализацией проекта

Работа по проекту отслеживается государственными инспектирующими органами, а также родителями участников проекта.

3.2. Характеристика ситуации на начало реализации мероприятий

Учебно-воспитательного процесс не предполагает формирование у подростков научно-творческого опыта, позволяющего ему входить в контекст современного общества, осваивая его научные достижения посредством исследовательской деятельности.

3.3. Календарный план реализации проекта на проектном этапе

Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог

Формирование команды Май-июнь 2014 Сформирована оргкомитет и коллектив вожатых

Разработка программы Июнь-август 2014 Разработаны все блоки программы, распределены обязанности между всеми участниками лагеря

3.4. Календарный план реализации проекта на практическом этапе

Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог

Основы учебного труда и проектной деятельности 25.08.2014 Вожатые обучены основам учебного труда и проектной деятельности

Организация и проведение тренингов с учащимися 25.08.2014 Педагогический состав обучен особенностям организации и проведения тренингов с учащимися

Организация и проведение досуговых, спортивных мероприятий в условиях летних оздоровительных лагерей 25.08.2014 Педагогический состав обучен организации и проведению досуговых, спортивных мероприятий в условиях летних оздоровительных лагерей

Технология клубов 26.08.2014 Педагогический состав освоил особенности технологии клубов

Проектирование в социальной, научной и практико-ориентированной деятельности учащихся 26.08.2014 Вожатые и учителя обучены основам проектирования в социальной, научной и практико-ориентированной деятельности учащихся

10

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог

Предварительный этап - общее ознакомление с тематикой и выбор проблемных задач для решения 27.08.2014 Участники смены в общих чертах ознакомлены с тематикой и выбрали проблемные задач для решения

Методы решения проблемных задач, предшествующие ТРИЗ 28.08.2014 Школьники обучены методам решения проблемных задач, предшествующим ТРИЗ

Основы системного подхода 28.08.2014 Школьники обучены основам системного подхода

Законы существования систем (статики) 28.08.2014 Школьники ознакомлены с законами существования систем (статика)

Законы развития систем (динамики) 28.08.2014 Школьники ознакомлены с законами развития систем (динамика)

Противоречия и их устранение 28.08.2014 Школьники освоили понятие «противоречия» и познакомились со способами их устранения

Стандарты на решение изобретательских задач 28.08.2014 Школьники узнали какие существуют стандарты на решение изобретательских задач

Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В 28.08.2014 Школьники научились применять алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В

Развитие творческого воображения (РТВ) 29.08.2014 Школьники познакомились с методами развития творческого воображения (РТВ)

Развитие лидерских качеств (шаги лидера развитие дивергентного мышления (курс креативного мышления)) 29.08.2014 Школьники познакомились с методами развития лидерских качеств (шаги лидера развитие дивергентного мышления (курс креативного мышления))

Итоговая конференция. Награждение победителей и призеров 30.08.2014 Проведена итоговая конференция с презентацией проектов. Награждены победители и призеры, отобраны лучшие проекты, которые в дальнейшем будут поданы на сертификацию

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

3.5. Календарный план реализации проекта на аналитическом этапе

Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог

Проведение анкетирования среди всех участников смены и его обработка 30.08.2014 Проведен опрос по итогам смены, обработаны все данные опроса по категориям респондентов (школьники, студенты, учителя, оргкомитет)

Оформление заявок для сертификации в сфере общего образования РОССТаНдАрТ по итогам научнотехнического творчества участников (в головном органе по сертификации) 31.08.2014- 20.10.2014 Оформлены не менее 8 заявок для сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования РОССТАНДАРТ по итогам научнотехнического творчества участников (в головном органе по сертификации).

Разработка рекомендаций оргкомитету для дальнейшей реализации проекта До 20.10.2014 Разработаны рекомендации по категориям участников проекта (школьники, студенты, учителя, оргкомитет)

3.6. Г рафик основных работ по проекту

Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог

Разработка программы, согласования. Июнь-август Разработаны все блоки программы, распределены обязанности между всеми участниками лагеря

Проведение школы «Прорыв» на базе лагеря «Спутник» 27.08.2014- 30.08.2014 Проведены все запланированные мероприятия программы; написаны и подготовлены для сертификации научные проекты (не менее 15).

Оформление заявок для сертификации в РОССТАНДАРТ 31.08.2014- 20.10.2014 Оформлены 8 заявок для сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования РОССТАНДАРТ по итогам научно-технического творчества участников (в головном органе по сертификации)

Проведение аналитики по итогам смены. До 20.10.2014 Разработаны рекомендации организаторам смены, учителям, школьникам и студентам для дальнейшей работы над научными проектами и для проведения последующих смен научной школы.

3.7. Описание мероприятий проекта. См. выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.8. Описание продукта проекта:

1) организация и проведение практической конференции по разработанным научно-творческим проектам участников;

11

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

научно-методический ~ электронный журнал

2) подготовка 10 научно-творческих проектов, предусматривающих реализацию в рамках деятельности МОАУ «Лицей № 21»;

3) обработка результата обучения батареей креативных тестов Ф. Вильямса. Для диагностики креативности будет использован адаптированный Е. Е. Туник тест Ф. Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет;

4) 8 работ получат сертификацию учебно-методических и научных изданий в сфере общего об-

разования РОССТАНДАРТ по итогам научно-технического творчества участников. 4. Обеспечение проекта

4.1. Организаторы проекта, степень их участия в проекте____________

Организатор Степень участия

Оздоровительный лагерь «Спутник» Предоставление материально-технических условий

МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова Программное и кадровое обеспечение

АНО ДПО «МЦИТО» Программное и кадровое обеспечение

4.2. Кадровое обеспечение проекта

К проведению занятий привлекаются педагоги вузов г. Кирова, воспитатели, имеющие опыт работы

во Всероссийском детском центре «Орленок», учителя школ, лицеев, гимназий г. Киров и области, а также в качестве консультантов специалисты различных направлений.

4.3. Материально-техническое обеспечение проекта

Реализация программы предполагается на базе оздоровительного лагеря «Спутник»:

- лагерь находится на балансе Кировского обкома профсоюза жизнеобеспечения;

- лагерь расположен в 43 км от города Кирова в Нижне-Ивкинской курортной зоне;

- отапливаемые спальные корпуса в кирпичном исполнении;

- отдыхающие проживают в комнатах по 5-7 человек;

- туалеты, душевые, умывальные расположены в спальных корпусах, имеется горячее и холодное водоснабжение, канализация;

- спальные корпуса отапливаемые;

- территория лагеря оборудована для проведения спортивных мероприятий: есть футбольное поле, волейбольная площадка, спортивное оборудование, тир, имеются теннисные столы, шашки, шахматы, мячи и другой спортинвентарь;

- столовая;

- банно-прачечный комплекс.

4.4. Финансовое обеспечение проекта

Средства областного бюджета - 91 500 руб.

Привлеченные средства - 592 000 руб.

4.5. Смета расходов на реализацию проекта (сокращенный вариант)

О ISSN 2Э04-12С

ниепт

Наименование Ед. изм. Кол-во Цена Стои- мость

Оплата проживания и питания в загородном лагере (3 дня) путевка 244 1 830 446 520

Дипломы и сертификаты участника специализированной смены шт. 200 10 2 000

Печать материалов тренинга и курсов шт. 80 25 2 000

Пособие по научному творчеству шт. 200 80 16 000

Канцтовары 10 480

Призы для награждения отрядов, детей 8 000 8 000

Транспортные расходы 80 000 80 000

Бейсболки и галстуки для участников шт. 200 150 30 000

Оплата за государственную сертификацию в РОССТАНДАРТ шт. 8 1 400 11 200

Оплата услуг сторонних организаций 77 300 77 300

Итого (рублей): 683 500

Ссылки на источники

1. Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm.

2. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. - 94 с.

3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. - Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. - 212 с.

12

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15093. -1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm. -ISSN 2304-120X.

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.

5. Горев П. М., Лунеева О. Л. Межпредметные проекты учащихся средней школы: Математический и естественнонаучный циклы. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. - 58 с.

6. Нечаев В. Д., Огнев А. С., Максименкова М. В. и др. Дизайн проектов: творим своё завтра! Селигер-2009. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 108 с.

Pavel Gorev,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Fundamental and Computational Mathematics, Vyatka State University of Humanities, Kirov pavel-qorev@mail.ru Elena Kozlova,

graduate student at the chair of fundamental mathematics and computer Vyatka State University of Humanities, Kirov lenakoz84@mail.ru

Social engineering in high school: directions and structure projects

Abstract. The article familiarizes the reader with the experience of writing and implementing social projects senior secondary schools in the framework of discipline "Based on project work and scientific creativity", aimed at Sauveur-improve the educational space of individual educational institutions (by the example of the Lyceum № 21 in Kirov). It shows a possible structure of a phased description of the social project offered to the students, and the specific example of its implementation.

Key words: social engineering, fundamentals of project activities, project presentation, project, project management, evaluation of the effectiveness of the project, the structure of the social project.

References

1. Gorev, P. M. & Kozlova, E. V. Soderzhanie i struktura kursa «Osnovy proektnoj dejatel'nosti i nauchnogo tvor-chestva» dlja uchashhihsja starshih klassov srednej shkoly // Koncept. - 2015. - № 02. - ART 15040. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm.

2. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Nauchnoe tvorchestvo: metody konstruirovanija novyh idej, Izd-vo MCITO, Kirov, 94 p. (in Russian).

3. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Gorev, P. M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauchnogo tvor-chestva, Mezhregional'nyj CITO, Kirov, 212 p. (in Russian).

4. Sergeev, I. S. (2005) Kak organizovat proektnuju dejatel'nost uchashhihsja: prakt. posobie dlja rabotni-kov ob-shheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, ARKTI, Moscow, 80 p. (in Russian).

5. Gorev, P. M. & Luneeva, O. L. (2014) Mezhpredmetnye proekty uchashhihsja srednej shkoly: Matematicheskij i estestvennonauchnyj cikly, Izd-vo MCITO, Kirov, 58 p. (in Russian).

6. Nechaev, V. D., Ognev, A. S., Maksimenkova, M. V. et al. (2009) Dizajn proektov: tvorim svojo zavtra! Seliger-2009, MGGU im. M. A. Sholohova, Moscow, 108 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 25.04.15 Получена положительная рецензия 27.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 27.04.15 Опубликована 30.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Горев П. М., Козлова Е. В., 2015

www.e-koncept.ru

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.