Научная статья на тему 'Сбалансированный подход в стратегическом управлении промышленными предприятиями'

Сбалансированный подход в стратегическом управлении промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КАРТЫ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / MANAGEMENT OF MATERIAL STREAMS / STRATEGY MAPS / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Н. В., Фурсов В. А.

В статье раскрываются содержание и подходы к управлению материальными потоками с использованием стратегических карт, разрабатываемых на основе методологии сбалансированной системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED APPROACH IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper reveals approaches to the management of material streams with the use of strategy maps, developed on the basis of the methodology of balanced scorecard.

Текст научной работы на тему «Сбалансированный подход в стратегическом управлении промышленными предприятиями»

жетным ресурсам и пользуются стимулирующими условиями сбыта переработанного сырья.

Через посредство нормативных актов государство создает такую ситуацию, в которой формальные связи вытесняют неэффективные традиции. Несмотря на несоответствие отдельных правил императивам внешней среды, основу государственного и частного партнерства формируют федеральные и региональные законы, ведомственные акты и другие предписания органов власти. К числу формальных институтов также относятся соглашения государства с перерабатывающими предприятиями, направленные на повышение их коммерческой активности.

Без учета признания приоритета формальных институтов выбор форм и инструментов воздействия властных структур на развитие отраслей переработки аграрного сырья, адекватный императивам внешней среды, оказывается проблематичным. Приведение теоретических знаний в соответствие с практическими проблемами, накопившимися в данной сфере, предполагает закрепление определяющей роли за правительственными программами. Эти программы определяют перспективы функционирования предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности и обозначают приоритетные направления политики государства, стимулирующей их устойчивое развитие.

Библиографический список

1. Городецкий, А.Е. Институты современной экономики России: опыт и проблемы. - М., 2013.

2. Игнатова, Т.В. Государственное регулирование экономики. - Ростов-на-Дону, 2006.

3. Львов, Д.С. Стратегическое управление / Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршина. - М., 2005.

4. Платонова, Н.А. Государственное регулирование национальной экономики / Н.А. Платонова, В.А. Шумаева, И.В. Бушуева. - М., 2008.

5. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. - М., 2008.

6. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В Харченко, Ю.В. Вертакова. - М., 2011.

7. Мешкова, Л.Л. Институционализация российской экономики: противоречия и решения: дис. ... д-ра эконом. наук. - Кострома, 2004.

8. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - М., 2001.

9. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1992.

10. Минцберг, Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - СПб., 2000.

11. Рейнор, М. Стратегический парадокс. - М., 2009.

12. Marion, W. Bruce. The organization and performance of the U.S. food system / W. Bruce Marion. - Madison - Lexington: U.S. Dep. of

agriculture University of Wisconsin, 1986.

13. Горлов, С.М. Финансирование и кредитование сельхозтоваропроизводителей в условиях ВТО // Вестник университета. - М., 2012.

- № 27.

Bibliography

1. Gorodeckiyj, A.E. Institutih sovremennoyj ehkonomiki Rossii: opiht i problemih. - M., 2013.

2. Ignatova, T.V. Gosudarstvennoe regulirovanie ehkonomiki. - Rostov-na-Donu, 2006.

3. Ljvov, D.S. Strategicheskoe upravlenie / D.S. Ljvov, A.G. Granberg, A.P. Egorshina. - M., 2005.

4. Platonova, N.A. Gosudarstvennoe regulirovanie nacionaljnoyj ehkonomiki / N.A. Platonova, V.A. Shumaeva, I.V. Bushueva. - M., 2008.

5. Tambovcev, V.L. Teorii gosudarstvennogo regulirovaniya ehkonomiki. - M., 2008.

6. Kharchenko, E.V. Gosudarstvennoe regulirovanie nacionaljnoyj ehkonomiki / E.V Kharchenko, Yu.V. Vertakova. - M., 2011.

7. Meshkova, L.L. Institucionalizaciya rossiyjskoyj ehkonomiki: protivorechiya i resheniya: dis. . d-ra ehkonom. nauk. - Kostroma, 2004.

8. Druker, P. Ehffektivnoe upravlenie. Ehkonomicheskie zadachi i optimaljnihe resheniya. - M., 2001.

9. Meskon, M. Osnovih menedzhmenta / M. Meskon, M. Aljbert, F. Khedouri. - M., 1992.

10. Mincberg, G. Strategicheskiyj process / G. Mincberg, B. Aljstrehnd, D. Lehmpel. - SPb., 2000.

11. Reyjnor, M. Strategicheskiyj paradoks. - M., 2009.

12. Marion, W. Bruce. The organization and performance of the U.S. food system / W. Bruce Marion. - Madison - Lexington: U.S. Dep. of agriculture University of Wisconsin, 1986.

13. Gorlov, S.M. Finansirovanie i kreditovanie seljkhoztovaroproizvoditeleyj v usloviyakh VTO // Vestnik universiteta. - M., 2012. - № 27.

Статья поступила в редакцию 22.02.14

УДК 330.322 Lazareva N.V., Fursov V.A. A BALANCED APPROACH IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES. The paper reveals approaches to the management of material streams with the use of strategy maps, developed on the basis of the methodology of balanced scorecard.

Key words: management of material streams, strategy maps, balanced scorecard.

Н.В. Лазарева, д-р. эконом. наук, проф. каф. экономической теории и мировой экономики ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected];

В.А. Фурсов, д-р. эконом. наук, проф. каф. экономики и технологии управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

В статье раскрываются содержание и подходы к управлению материальными потоками с использованием стратегических карт, разрабатываемых на основе методологии сбалансированной системы показателей.

Ключевые слова: управление материальными потоками, стратегические карты, сбалансированная система показателей.

В настоящее время актуальным вопросом экономического развития предприятий промышленности является усложнение экономических отношений на всех уровнях его функционирования, что заставляет экономику организаций децентрализовать ресурсы и приводит к периодическим ослаблениям конкурентного положения. В этом случае необходимо учитывать рыночные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие не-

посредственное влияние на развитие промышленного предприятия. Переход к экономике знаний выявил несостоятельность фундаментальных основ промышленной конкуренции. Чтобы иметь возможность постоянно адаптироваться к меняющимся условиям рынка лучше, чем конкуренты необходимую обосновать концептуальную и технологическую связь между стратеги-

Уточнение и интерпретация миссии и стратегии промышленного предприятия

Обеспечение коммуникаций внутри организации

Стратегические

карты

Мнения сотрудников по поводу миссии и стратегии, их изучение

Планирование и постановка целей

Рис. 1. Характеристика метода стратегических карт в модели Каплана и Нортона

ческими действиями и принятием управленческих решений, что достигается путем применения метода стратегических карт.

Получение прибыли на сегодняшний день не является первостепенной задачей промышленного предприятия [1]. Наиболее актуальными становятся нефинансовые цели: завоевание рынка, обеспечение конкурентных преимуществ, удержание клиентов и привлечение новых, создание высокой ценности для потребителя и репутации надежного партнера. Для того чтобы любые проблемы на предприятии можно было предупредить или устранить сразу после их появления, необходимы своевременные и достоверные показатели, которые позволили бы наиболее полно оценить эффективность работы промышленного предприятия в целом. Решением поставленной задачи, на наш взгляд, является метод стратегических карт. Он позволит существенно улучшить качество управления промышленным предприятием.

Первое ставшее широко известным описание метода стратегических карт принадлежит Р Каплану и Д. Нортону, которые выделили четыре ключевых аспекта деятельности организации [2]: финансовый и внутрифирменный аспекты, аспекты клиента и инноваций, что позволяет одновременно контролировать реализацию целей во все четырех аспектах. Модель стратегических карт - есть процесс неразрывной последовательности действий (рис. 1).

Идея Д. Каплана и Р. Нортона легла в основу множества моделей, направленных на оценку эффективности деятельности предприятий промышленности во взаимосвязи с общей стратегией. Особо следует остановиться на модели стратегических карт Л. Мейселя, которая так же определяет четыре ключевых аспекта, по которым проводится оценка бизнеса организации (персонал, внутренние бизнес-процессы, клиенты, финансы).

Рис. 2. «Дерево целей» промышленного предприятия, ориентированного на стратегию управления материальными потоками

Рис. 3. Стратегическая карта промышленного предприятия, ориентированного на инновационную стратегию управления материальными потоками

Однако вместо аспекта обучения и экономического роста Л. Мейсель использует аспект трудовых ресурсов, в рамках которого оценке подлежат инновационная деятельность, обучение и подготовка персонала, совершенствование продукции, формирование базисной компетенции организации и корпоративной культуры. В целом его модель не слишком отличается от модели Р Каплана и Д. Нортона.

К. Мак-Найр, Р Линч и К. Кросс в своей модели «Пирамида деятельности компании», как и в ранее рассмотренных моделях, обосновывают основную идею ориентации на потребителя и выявления связи между общей стратегией организации и финансовыми показателями ее деятельности, дополненными еще несколькими коэффициентами нефинансового характера. Пирамида деятельности основывается на концепциях всеобщего управления качеством и промышленными разработками, а также учета затрат по видам деятельности в цепочке ценностей организации.

К. Адамс и П. Роберте предложили еще одну модель, которую они назвали ЕР2М (Effective Progress and Perfomance Measurement - оценка эффективности деятельности и роста). Согласно этой модели, эффективность деятельности промышленного предприятия необходимо оценивать в четырех направлениях: во внешней и внутренней среде, сверху вниз и снизу вверх в организационной иерархии. В соответствии с предложенной концепцией система оценки деятельности промышленного предприятия должна быть направлена не только на реализацию стратегии, но и на выработку корпоративной культуры, признающей постоянное движение вперед обычным стилем жизни.

Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что основная задача модели стратегических карт - представить характеристику всех существенных факторов, от которых зависит успех промышленного предприятия [3; 4].

Разработку стратегической карты промышленного предприятия целесообразно начинать с осознания и формирования структуры логически связанных причин явлений и их следствий (рис. 2).

Библиографический список

Для промышленного предприятия особый интерес представляет этап «Производство», так как механизм оптимизации технологических процессов и роста производительности труда начинается на уровне внутренних бизнес-процессов деятельности предприятия, а результативность его осуществления оценивается лишь на последнем этапе реализации стратегии - финансовом.

Среди многообразия инновационных идей по реализации стратегии управления материальными потоками выделим: внедрение системы управления материальными потоками и использование логистических технологий. Их следствие обусловит ускорение оборачиваемости запасов, сокращение издержек на производство продукции, а значит, снижение себестоимости. В финансовом плане это означает повышение прибыли предприятия за счет возможности увеличения нормы прибыли в составе цены продукции и роста объема продаж из-за снижения цены на товар.

Причинно-следственные связи промышленного предприятия необходимо свести в стратегическую карту (рис. 3).

Этапы формирования ценности организации для клиентов и инвесторов, способы достижения поставленных целей и промежуточный результат, получаемый при их реализации, составляют архитектуру стратегической карты. Заметим, что на практике выгоды от совершенствования внутренних процессов, налаживания клиентских отношений, увеличение доходов и прибыли от инновационных проектов неоднородны в сроках их проявления и становятся заметны по пути продвижения «снизу вверх».

Таким образом, процесс создания стоимости (ценности) с применением системы управления материальными потоками и логистических технологий становится сбалансированным относительно краткосрочных и долгосрочных периодов, что обеспечивает устойчивый и непрерывный рост стоимости для акционеров и инвесторов. Это является эффективным мотивирующим инструментом для дальнейшего экономического роста промышленных предприятий и постоянного наращивания конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.

1. Ольве, Н.-Г. Оценка эффективности деятельности компании: практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Н.-Г. Ольве, Ж. Рой, М. Веттер. - М., 2003.

2. Каплан, Р Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р Каплан, Д. Нортон. -М., 2005.

3. Бережной, В.И. Стратегический менеджмент на транспорте: учеб. пособие / В.И. Бережной, А.В. Березовская, В.А. Фурсов, И.А. Цви-ринько. - Ставрополь, 2010.

4. Лазарева, Н.В. Современные технологии управления и инструментарий менеджмента на транспорте: монография / Н.В. Лазарева, В.А. Фурсов. - Ставрополь, 2011.

Bibliography

1. Oljve, N.-G. Ocenka ehffektivnosti deyateljnosti kompanii: prakticheskoe rukovodstvo po ispoljzovaniyu sbalansirovannoyj sistemih pokazateleyj / N.-G. Oljve, Zh. Royj, M. Vetter. - M., 2003.

2. Kaplan, R. Strategicheskie kartih. Transformaciya nematerialjnihkh aktivov v materialjnihe rezuljtatih / R. Kaplan, D. Norton. - M., 2005.

3. Berezhnoyj, V.I. Strategicheskiyj menedzhment na transporte: ucheb. posobie / V.I. Berezhnoyj, A.V. Berezovskaya, V.A. Fursov, I.A. Cvirinjko.

- Stavropolj, 2010.

4. Lazareva, N.V. Sovremennihe tekhnologii upravleniya i instrumentariyj menedzhmenta na transporte: monografiya / N.V. Lazareva, V.A. Fursov.

- Stavropolj, 2011.

Статья поступила в редакцию 12.02.14

УДК 336.77

Yaryomenko N.N. TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOUSING MORTGAGE LENDING IN RUSSIA. In the

work a comprehensive analysis of the main trends in the development of mortgage lending market in Russia, developed mechanisms of realization of interests of market participants are studied. Approximate calculation of the programs of mortgage lending is done. The main indicators of the availability of housing mortgage crediting are shown.

Key words: mortgage lending, economic interests, availability of housing, mortgage loans refinancing, public policy, mortgage programs, housing construction.

Н.Н. Яременко, ст. преп. каф. экономики и финансового права Филиала ФГБОУ ВПО «Российский гос. университет», г. Дедовск, E-mail: [email protected]

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

В работе проведен комплексный анализ основной тенденции развития рынка ипотечного кредитования в России, выработаны механизмы реализации интересов участников рынка, произведен примерный расчет по программам ипотечного кредитования, выявлены основные показатели доступности жилья с помощью ипотечного кредитования.

Ключевые слова: ипотечное кредитование, экономические интересы, доступность жилья, рефинансирование ипотечных кредитов, государственная политика, ипотечные программы, жилищное строительство.

Субъекты ипотечного кредитования имеют различные цели и стремятся к удовлетворению собственных интересов. Ипотечный кредит предполагает мотивацию получателю на удовлетворение экономического интереса: строительство, приобретение жилья. Однако помимо интересов заемщика необходимо выделить интерес кредитора - извлечение прибыли, который несет риск, связанный с не возвратом кредита или процентов по нему Возникает вероятность неудовлетворения экономических интересов кредитора. Появляются противоречия экономических интересов, которые присущи экономическим отношениям. Главную роль согласования интересов субъектов ипотечного кредитования отведено государству как гаранту обеспечения взаимодействия всех участников рынка.

Механизмами реализации интересов участников рынка являются:

1. Создание условий для развития ипотечного кредитования во всех регионах РФ, формирование государственной политики обеспечения жильем социально не защищенных слоев населения.

2. Совершенствование административно-правовых норм, регулирующие взаимодействие кредиторов и заемщиков, налоговые льготы, предоставление субсидий.

3. Рефинансирование ипотечных кредитов в виде целевых кредитов и выпуска ипотечных ценных бумаг.

4. Стимулирование развития социальных программ ипотечного кредитования, ориентированные на отдельные категории граждан.

В целях стимулирования предложения жилья на ипотечные кредиты необходимо предоставление кредитных ресурсов для застройщиков по сниженным процентным ставкам на цели строительства жилья эконом-класса в объемах, соответствующих спросу граждан.

Государством активно ведется работа по совершенствованию механизма реализации интересов участников рынка ипотечного кредитования и меры по повышению доступности жилья. В частности, целевая программа «Жилище», главная цель которой - комплексное решение проблем перехода к функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для граждан.

Согласно анализу материалов обозрений рынка недвижимости, наибольший интерес для финансирования представляет собой рынок эконом-класса Москвы и регионов. Данный сегмент обеспечивает наибольший спрос, на рынке. Элитное жилье и жилье бизнес-класса считается менее инвестиционно привлекательным из-за более длительных сроков окупаемости проектов.

Спрос на ипотечные кредиты имеет устойчивые тенденции к росту. Объем рынка ипотечного кредитования постоянно растет. По мнению аналитиков, ежегодный прирост рынка ипотечного кредитования в краткосрочной перспективе будет составлять не менее 20%.

Для значительного повышения доступности жилья является влияние на предложение более дешевого жилья, путем стимулирования масштабного строительства. Увеличение темпов строительства в свою очередь положительно влияет на возможность приобретения жилья. Увеличивается инвестиционная привлекательность страны, экономических показателей, что позволяет поддержать рост доходов населения страны.

На сегодняшний день уже принят целый ряд пакет законов (Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон «О жилищных накопительных кооперативах» и т.д.), направленных на создание рынка доступного жилья, развитие ипотеки и механизмов финансирования строительства, а также финансовых инструментов для привлечения инвестиций в сферу недвижимости.

Коэффициент доступности жилья - это величина, которая позволяет оценить, за сколько лет семья со средним доходом сможет накопить на покупку квартиры, если все свои средства направит только на приобретения жилья. Данный показатель отражает фактически сложившееся соотношение между средними ценами на жилье и средними доходами. Во всем мире принято считать жилье доступным, если коэффициент не превышает 3 лет. Менее доступным жилье при коэффициенте от 3 до 4 лет. Приобретение жилья осложнено при коэффициенте от 4 до 5 лет. Недоступно, при коэффициенте более 5 лет [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным аналитического агентства недвижимости RWAY, в августе 2013 г коэффициент доступности жилья по РФ в целом составляет 4,48 г (на первичном рынке), 5,12 (на вторичном рынке). В Северо-западном Федеральном округе показатель составляет 6,16 г, Сибирском ФО - 5,27. Наименьший показатель наблюдается в Северо-Кавказком ФО - 2,68 г. В г. Санкт-Петербурге - 7,48 г. Москве - 6,14 г.

По данным Центробанка и Росстата эксперты Рейтингового агентства «РИА рейтинг» (Группа РИА Новости) опубликовали рейтинг регионов России по доступности приобретения жилья по ипотеке (таблица 1) [2].

Первые пять лидирующих позиций по размеру площади доступной по ипотеке квартиры занимают Ямало-Ненецкий авт. округ, Магаданскя область, Мурманская область, Ханты-Мансийский авт.округ Югра, Тюменская область. Лидером признан Ямало-Ненецкий авт.округ с 128,7 кв.м площади доступной по ипо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.