Научная статья на тему 'Самооценка успешности адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе'

Самооценка успешности адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будко Д. Ю.

Несмотря на проводимый профессиональный психологический отбор для обучения в вузах МО РФ, у части курсантов отмечаются явления затяжной военно-профессиональной адаптации. Адекватная оценка адаптации к новым условиям жизни и учебы выходит на первый план и является одним из основных показателей прогноза успешности дальнейшего обучения и военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будко Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Despite the conducted professional psychological selection for training in military medical universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, some signs of prolonged military professional adaptation among some cadets take place. Thus adequate evaluation of adaptation to the new conditions of life and study advances to the forefront and becomes one of the basic parameters of the prognosis of success in further training and military professional activity.

Текст научной работы на тему «Самооценка успешности адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе»

Д. Ю. Будко

САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой военной психофизиологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

Научный руководитель - доктор психологических наук, доцент В. А. Корзунин

Несмотря на проводимый профессиональный психологический отбор для обучения в вузах МО РФ, у части курсантов отмечаются явления затяжной военно-профессиональной адаптации. Адекватная оценка адаптации к новым условиям жизни и учебы выходит на первый план и является одним из основных показателей прогноза успешности дальнейшего обучения и военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, военно-профессиональная адаптация, обучение.

Despite the conducted professional psychological selection for training in military medical universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, some signs of prolonged military professional adaptation among some cadets take place. Thus adequate evaluation of adaptation to the new conditions of life and study advances to the forefront and becomes one of the basic parameters of the prognosis of success in further training and military professional activity.

Key words: professional psychological selection, military professional adaptation, training in military medicine, evaluation of adaptation, self-rating.

Система обучения и воспитания в военно-медицинском вузе преследует конечную цель - выпустить из своих стен профессионально подготовленного военного врача с наличием достаточного уровня развития навыков и умений, способного быстро адаптироваться в условиях воинского коллектива.

В то же время, несмотря на проводимый профессиональный психологический отбор кандидатов для обучения в вузах МО РФ, у значительной части курсантов отмечаются явления затяжной военно-профессиональной адаптации [2; 5; 6]. Отчисления из вузов МО РФ в связи с академической неуспевае-

Самооценка успешности адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе

Примечание: ВПН - военно-профессиональная направленность (адаптация к профессии); К-Д - условия военного вуза (адаптация к казарменным условиям проживания и воинской дисциплине); К-В - адаптация к воинскому коллективу; УД - адаптация к учебной нагрузке.

мостью, недисциплинированностью, нежеланием продолжать обучение, психическими и психосоматическими нарушениями составляют, по разным данным, до 10-25% от общего числа поступивших [1; 3; 5; 6].

Интенсивная учебная деятельность и адаптация курсантов младших курсов военно-медицинского вуза протекает в условиях, подчас экстремальных для неподготовленного человека (высокие требования к усвоению фундаментальных для медицинского вуза знаний, жесткие временные рамки, дисциплина, наряды, работы, сокращающие время, отпущенное на подготовку к занятиям). Основное напряжение в процессе психической адаптации к новым условиям обучения испытывают, с одной стороны, познавательные психические процессы курсантов, а с другой - психофизиологические и личностные качества, способствующие поддержанию высокой работоспособности в экстремальных условиях [2; 4]. Поэтому проблема адаптации к новым условиям жизни и учебы курсантов выходит на первый план, а ее адекватная оценка в динамике является одним из основных показателей прогноза успешности дальнейшего обучения курсантов в вузе и военно-профессио-

Динамика адаптации курсантов

нальной деятельности в войсках [4].

В связи с этим было проведено изучение и анализ самооценки динамики адаптации курсантов военно-медицинского вуза. В процессе обследования использовались варианты оригинальной анкеты самооценки адаптации, которые позволяли перевести ответы в 5-балльную шкалу. Анкетирование проводилось анонимно для курсантов (анкеты нумеровались согласно списку обследуемых, что позволяло в дальнейшем установить их авторство) в несколько этапов: после первого семестра обучения, после второго семестра обучения (в конце первого курса) и после четвертого семестра семестра обучения (в конце второго курса). Содержание вопросов анкеты позволяло провести изучение и сравнительный анализ адаптации в динамике: 1) к военной службе (военно-профессиональная направленность, ВПН); 2) к условиям жизни и быта в военном вузе (проживание в казарме, воинская дисциплина, наряды и т. д.); 3) к воинскому коллективу; 4) к учебной деятельности и учебной нагрузке.

Основные результаты обследования 303 курсантов мужского пола в возрасте 17-22 лет представлены в табл. 1.

Таблица 1

по результатам самооценки, %

Объекты адаптации Уровень адаптации после 1-го семестра Уровень адаптации после 2-го семестра (после 1-го года учебы) Уровень адаптации после 4-го семестра (после 2-го года учебы)

низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

ВПН 5,1 66,7 28,2 2,4 72,2 25,5 6,0 19,8 74,2

К-Д 9,5 18,5 72,0 0,4 10,6 89,0 2,0 6,5 91,5

К-В 3,5 24,7 71,8 2,7 21,2 76,1 1,6 14,9 83,5

УД 8,2 62,4 29,4 22,7 62,0 15,3 6,8 70,1 23,1

При анализе уровня военно-профессиональной направленности и мотивации к дальнейшей учебе в военном вузе выявлено, что после первого семестра обуче-

ния высокий уровень ВПН определяется у 28,2% учащихся, после второго семестра у 25,5%. Низкая ВПН определялась у 5,1% курсантов после первого семестра и

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

у 2,4% - после второго семестра. При этом у подавляющего большинства обучающихся (66,7-72,2%) на первом курсе обучения определялся средний уровень мотивации к военной службе. Абсолютное большинство курсантов отмечали, что, несмотря на трудность обучения, желание стать военным врачом остается. Ни один курсант не отметил, что у него полностью пропало желание обучаться в военно-медицинском вузе. В течение второго года обучения количество курсантов с высоким уровнем ВПН возросло до 74,2%, в основном за счет курсантов, у которых до этого определялся средний уровень выраженности военно-профессиональной мотивации. В то же время следует отметить, что к концу второго года обучения несколько возросло (до 6%) число курсантов, у которых ВПН снизилась.

Анализ состояния и динамики адаптации к условиям жизни и быта в военном вузе показал, что в течение первого семестра большинство курсантов (72,0%) быстро привыкали к условиям жизни и быта в военном вузе. Те или иные трудности адаптации к быту и воинской дисциплине отмечались почти у трети курсантов (28% из них имели низкий и средний уровень адаптации).

После второго семестра обучения до конца не смогли адаптироваться и привыкнуть к условиям жизни в военном вузе около 11% учащихся, в то же время высокий уровень адаптируемости определялся уже у 89% курсантов. Изучение динамики адаптационных процессов показало, что адаптация учащихся в течение второго семестра не является однородным процессом, так как наряду с положительной динамикой (13,3% учащихся) у некоторых учащихся отмечается «замедление» адаптации (2,7% учащихся, которые отмечали хорошую динамику адаптируемости в первом семестре и возникновение определенных трудностей - во втором) либо отсутствие положительной

динамики вообще (8,2%). После второго года обучения высокий уровень адаптации отмечался уже у абсолютного большинства курсантов (91,5%). Вместе с тем отдельные дезадаптационные нарушения встречаются у 6,5%, а выраженные трудности после второго курса обучения продолжают испытывать около 2% курсантов.

Анализ адаптации учащихся к условиям воинского коллектива выявил, что хорошо адаптируются 72% курсантов после первого семестра и 76,1% после второго семестра обучения на первом курсе. Средний уровень адаптации к коллективу в условиях обучения в военном вузе (не приобрели к этому времени друзей) после первого года учебы отмечается у 21,2% курсантов. Низкая адаптация определяется у 2-5% обучаемых (трудно складываются взаимоотношения в коллективе своего курса, возникают конфликты). После второго года обучения полностью адаптированы уже 83,5% и всего 1,6% не могут адаптироваться.

При изучении состояния и динамики адаптации к учебной деятельности по результатам самооценки выявлено, что в первом семестре обучения в военно-медицинском вузе выраженные трудности испытывало 8,2% курсантов, основная часть (62,4%) справлялась с учебой, но и они испытывали напряжение. Не испытывали трудности адаптации к учебе только 29,4% курсантов. Во втором семестре количество курсантов с выраженными трудностями адаптации возросло до 22,7%, они отметили, что учиться стало еще тяжелее. Количество лиц с высоким уровнем адаптации снизилось до 15,3%. Отрицательная динамика объясняется тем, что в этот период курсанты осваивают сложные фундаментальные медицинские дисциплины (анатомия, гистология), создающие базу дальнейшего медицинского образования. Таким образом, до 83% курсантов первого курса так или иначе испытывают трудности и напряжение в

процессе учебной деятельности (имеют отработки, сдают повторно зачеты и т. д.), из них до 23% нуждаются в помощи командования и психологов. В течение второго года обучения ситуация несколько стабилизируется и происходит положительная динамика адаптации: количество дезадаптантов снижается до 7%, а количество высокоадаптированных к учебным нагрузкам возрастает до 23%. Важно отметить, что большинство курсантов после второго года обучения (70%) относят себя к среднему уровню адаптированности, т. е. отмечают, что испытывают достаточно выраженное напряжение в учебе.

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить: 1) адаптация к различным факторам обучения в военно-медицинском вузе протекает неравномерно: быстрее и легче проходит адаптация к воинскому коллективу, а также к условиям быта в казарме и воинской дисциплине, наиболее сложным является адаптация к учебной деятельности и к учебным нагрузкам; 2) адаптация курсантов в военном вузе не заканчивается даже после двух лет обучения; 3) от 6 до 20% курсантов в первые два года обучения нуждаются в оказании им психологической помощи (психологического сопровождения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Камышев А. А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. СПб., 1999. 18 с.

2. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: Дис. на соис. учен. степени докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. 555 с.

3. Лукьянова Н. Ф., Лобова Е. Н, Третьяков Н. В. О динамике свойств личности курсантов летных училищ // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 1. С. 138-146.

4. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дис. на соис. учен. степени докт. психол. наук. СПб., 1996. 487 с.

5. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. М.: ВИ МО РФ, 1988. 92 с.

6. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов / Под ред. В. С. Новикова. СПб.: ВМедА, 1997. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.