Научная статья на тему 'Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов'

Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсланбеков М. М.

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической подготовки курсантов вузов в системе военного образования, роль и место в этом процессе кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, пути формирования потребностей в обучении, условия в достижении эффективности подготовки курсантов, обозначена проблема адаптации к условиям военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses organizational issues of psychological and pedagogical training of cadets of educational institutions in a military educational system, the role and place of humanitarian, social and economic departments in the educational process, ways of forming training needs, conditions of achieving cadet training efficiency and the problem of adaptation to a military educational institution.

Текст научной работы на тему «Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов»

M M. Арсланбеков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Военной академии связи.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической подготовки курсантов вузов в системе военного образования, роль и место в этом процессе кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, пути формирования потребностей в обучении, условия в достижении эффективности подготовки курсантов, обозначена проблема адаптации к условиям военного вуза.

The article discusses organizational issues of psychological and pedagogical training of cadets of educational institutions in a military educational system, the role and place of humanitarian, social and economic departments in the educational process, ways of forming training needs, conditions of achieving cadet training efficiency and the problem of adaptation to a military educational institution.

В соответствии с федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года» в качестве приоритетной определена задача приведения уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями воен-нопрофессиональной деятельности.

Для формирования у военного специалиста современного подхода к про -фессиональной деятельности система военного образования особо нуждается в

гуманитаризации. Сегодня нужны гуманитарно образованные и воспитанные офицеры, способные видеть в подчиненном, прежде всего, человека, признавать ценность личности, ее достоинство, владеть культурой общения, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки.

В структуре этого процесса имеются следующие направления: повышение роли и эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин; усиление гуманитарной направленности

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

всех других дисциплин, изучаемых в вузе; создание в военном вузе комфортной гуманитарной среды1.

Гуманитаризация военного образования достигается и обеспечивается особой системой взаимоотношений участников образовательного процесса. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы перейти к качественно новому стилю общения меж -ду педагогом и обучаемым. Главный вектор перемен здесь - отказ от элементов администрирования, назидательности и декларирования, отношения к курсантам как к пассивным объектам воздействия. Как в гражданских, так и в военных вузах важным является реализация идей педагогики сотрудничества, субъект-субъектного подхода в сочетании с повышением требований к подготовленности, воспитанности обучающихся.

Психолого-педагогическая подготовка курсантов военных вузов - это процесс формирования профессионально компетентной личности офицера, обладающего гуманитарной, педагогической культурой, знаниями, навыками и умениями педагогического взаимодействия, организации, управления и осуществления процессов обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих.

Организация психолого-педагогической подготовки в военных вузах должна включать: систему воспитательной деятельности; наличие требований к психолого-педагогической подготовке офицеров; систему мер по стимулированию офицеров к повышению уровня психолого-педагогической компетентности; создание условий для активизации творческой активности офицеров в разработке и использовании новых педагогических технологий, овладении методиками психолого-педагогической диагностики.

Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки предполагает, прежде всего, осмысление и постановку целей и задач.

Важными задачами психолого-педагогической подготовки в военно-учебных заведениях являются: формирование военно-профессиональной направленности личности будущего офицера; мотивирование курсантов к активным действиям в служебной деятельности; ознакомление с характерными трудностями служебной деятельности и спецификой их влияния на психику; обеспечение устойчивости навыков владения боевой техникой, системами связи; физическая подготовка, формирование силовой и скоростной выносливости, способности переносить длительные физические нагрузки; формирование навыков взаимодействия и коммуникации в условиях групповой деятельности; обучение приемам управления своим психическим состоянием и способами влияния на состояние в трудных служебных ситуациях, способам мобилизации дополнительных психологических возможностей для преодоления этих трудностей.

Рассматривая военный вуз как педагогическую систему, имеющую свои задачи, содержание, структуру, контингент учащихся, организацию, своеобразный арсенал средств, форм и методов учебно-воспитательной работы, необходимо учитывать психолого-педагогические факторы, влияющие на каждый из элементов этой системы.

Применение диагностических методик поможет увидеть и помочь преодолеть трудности, испытываемые курсантами в процессе учебной деятельности.

В процессе психолого-педагогической подготовки в военном вузе следует: устранить разрыв между процессом усвоения психолого-педагогических знаний и практическим их применением; поднять уровень мотивации обучаемых; обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому; обеспечить реальную обратную связь обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения знаний.

Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов

Эффективная психолого-педагогическая подготовка курсантов в военном вузе невозможна без создания соответствующей мотивации.

Мотивацию к освоению психолого-педагогических знаний и умений следует формировать у курсантов несколькими путями.

Первый (основной) - моделирование факторов профессиональной деятельности в процессе подготовки. При этом обязательным условием является успешное преодоление трудностей.

Второй путь - это тренинговые технологии, формирование у обучаемых навыков и умений выполнения конкретных действий.

Социально-психологические, профессиональные, дидактические, психологические трудности, переживаемые курсантами на начальном этапе освоения учебной деятельности в новых для себя условиях в стенах военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, не всегда приносят желаемые результаты. Причины отставания курсанта в учебе часто заключается не в отсутствии у него соответствующих способностей, а в использовании им навыков и приемов учебной работы, непродуктивных в условиях военного вуза, т. е. в неумении здесь учиться.

Адаптация курсанта к условиям военного вуза - сложное явление, характеризующееся:

• адаптацией к учебной деятельности;

• адаптацией к служебной деятельности;

• адаптацией к условиям армейского быта.

Все курсанты с поступлением в военный вуз попадают в одинаковые условия: армейский режим работы, разлука с родными и близкими, специфика учеб-

ного процесса, непривычность условий жизнедеятельности, быта, досуга.

Факторами, влияющими на психические состояния курсантов в процессе адаптации, являются: уровень общеобразовательной подготовки; мотивы, характеризующие их отношение к учебе и избранной военной специальности; степень развития у них волевых качеств и навыков самостоятельной учебы, т. е. то, что составляет вектор показателей исходного уровня готовности к обучению, а также организация учебного процесса в вузе, уровень квалификации преподавательского состава, качество учебно-материальной базы и др.

Решающими факторами, влияющими на продуцирование тех или иных психических состояний курсантов первого курса, являются трудности, которые возникают в процессе дидактической адаптации и выступают в виде дидактического барьера. Это обусловлено разрывом между формами и методами обучения в средней и высшей школе, отсутствием у курсантов навыков самостоятельной работы, сложностью изучаемых предметов. Преодоление же дидактического барьера зависит как от курсанта, так и от педагогического мастерства преподавателей, их умения в этот период, совместно с командирами и наставниками, управлять психическими состояниями курсантов.

Таким образом, создание системы психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки позволит повысить ее качество и предупредить возможные негативные явления. Такая система предусматривает постоянное отслеживание психологического состояния курсантов и, исходя из конкретных результатов, ситуаций и условий жизнедеятельности, обоснованные меры психолого-педагогического воздействия.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Карманов А. И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях МО РФ // Военная мысль. 1997. № 1. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.