Научная статья на тему 'Обоснование методического аппарата по определению групп профессионального психологического сопровождения курсантов военного вуза МО РФ'

Обоснование методического аппарата по определению групп профессионального психологического сопровождения курсантов военного вуза МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ВОЛЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY / THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE AND VOLITIONAL MENTAL PROCESSES / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MILITARY OCCUPATIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корзунин Андрей Владимирович, Юсупов Владислав Викторович, Корзунин Владимир Александрович, Круглов Виктор Иванович, Щукина Нелли Алексеевна

В статье проанализирован основной методологический подход к организации профессионального психологического сопровождения. Выявление группы динамического наблюдения на начальном этапе обучения проводится с целью предупреждения нарушений военно-профессиональной адаптации у курсантов с низкой нервно-психической устойчивостью и (или) уровнем развития познавательных и волевых психических процессов. С целью дифференцирования курсантов по группам профессионального психологического сопровождения на любом этапе обучения в военном вузе разработаны две расчетные методики оценки: общего интеллектуального развития респондента и адаптационных способностей респондента, которые определяют выбор специалистами правильной стратегии в принятии решений о целесообразности и формах проведения психокоррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корзунин Андрей Владимирович, Юсупов Владислав Викторович, Корзунин Владимир Александрович, Круглов Виктор Иванович, Щукина Нелли Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of the methodological apparatus on determining groups for professional psychological support of military high school cadets of Russian defense ministry

The article analyzes the main methodological approach to the organization of professional psychological support. Identification of group for dynamic observation on the initial stage of training is carried out with the view of preventing disturbances of military professional adaptation of cadets with low neuro-psychological stability and (or) the level of development of cognitive and volitional mental processes. For the purpose of cadets differentiation by groups for professional psychological support at any stage of training in the military college two calculation methods of assessment has been developed: general intellectual development of the respondent and the respondent's adaptation abilities that determine the choice of the right strategy by experts in making decisions whether and how to conduct psychologically corrective treatment.

Текст научной работы на тему «Обоснование методического аппарата по определению групп профессионального психологического сопровождения курсантов военного вуза МО РФ»

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.072

A. В. Корзунин, В. В. Юсупов, В. А. Корзунин,

B. И. Круглов, Н. А. Щукина, Л. В. Вайгачева

Обоснование методического аппарата по определению групп профессионального психологического сопровождения курсантов военного вуза МО РФ

В статье проанализирован основной методологический подход к организации профессионального психологического сопровождения. Выявление группы динамического наблюдения на начальном этапе обучения проводится с целью предупреждения нарушений военно-профессиональной адаптации у курсантов с низкой нервно-психической устойчивостью и (или) уровнем развития познавательных и волевых психических процессов. С целью дифференцирования курсантов по группам профессионального психологического сопровождения на любом этапе обучения в военном вузе разработаны две расчетные методики оценки: общего интеллектуального развития респондента и адаптационных способностей респондента, которые определяют выбор специалистами правильной стратегии в принятии решений о целесообразности и формах проведения психокоррекционных мероприятий.

The article analyzes the main methodological approach to the organization of professional psychological support. Identification of group for dynamic observation on the initial stage of training is carried out with the view of preventing disturbances of military professional adaptation of cadets with low neuro-psychological stability and (or) the level of development of cognitive and volitional mental processes. For the purpose of cadets differentiation by groups for professional psychological support at any stage of training in the military college two calculation methods of assessment has been developed: general intellectual development of the respondent and the respondent's adaptation abilities that determine the choice of the right strategy by experts in making decisions whether and how to conduct psychologically corrective treatment.

Ключевые слова: профессионально важные качества, нервно-психическая устойчивость, уровень развития познавательных и волевых психических процессов, профессиональное психологическое сопровождение, военно-профессиональная адаптация.

Key words: professionally important qualities, neuro-psychological stability, the level of development of cognitive and volitional mental processes, professional psychological support, military occupational adaptation.

© Корзунин А. В., Юсупов В. В., Корзунин В. А., Круглов В. И., Щукина Н. А., Вайгачева Л. В., 2013

На сегодняшний день разработка единого методологического подхода к организации профессионального психологического сопровождения (ППС) обучающихся вузов составляет самостоятельную проблему в связи с сохраняющейся, несмотря на профессионально-психологический отбор (ППО) кандидатов и существующие «схемы» психологического сопровождения, значительной частотой выявления у обучающихся нарушений военно-профессиональной адаптации [1-4] В настоящее время в вузах чаще всего используется преимущественно один научно-методический подход к решению задач профилактики дезадаптационных нарушений, заключающийся в диагностике профессиональной пригодности (ПП) и выявлении «группы риска» среди кандидатов на обучение и обучающихся вузов [4; 5]. Ограниченность такого подхода к организации ППС состоит в отсутствии учета закономерностей развития личности в процессе адаптации к особым условиям военно-профессионального обучения как в случаях нарушения адаптации, так и при успешном обучении. Следует учесть, что возраст получения военного профессионального образования (18-23 лет) многими исследователями признается периодом существенных психологических преобразований и возрастных кризисов. Выявление группы динамического наблюдения на начальном этапе обучения проводится с целью предупреждения нарушений военно-профессиональной адаптации у курсантов с низкой нервно-психической устойчивостью и (или) уровнем развития познавательных и волевых психических процессов. Основой для проведения психокоррекционных мероприятий являются результаты углубленного обследования курсантов.

Группы ППС выделяются по результатам оценки уровня общего интеллектуального развития и адаптационных способностей личности и определяют степень потребности курсантов в динамическом наблюдении и медико-психологической помощи и педагогическом воздействии. С целью распознавания группы ППС: (1-я - не нуждаются, 2-я - нуждаются в развитии познавательных психических процессов, 3-я - нуждаются в развитии адаптационных способностей личности, 4-я нуждаются в медико-психологической коррекции и педагогическом воздействии) использован метод многомерной статистики - дискриминантный анализ. Этот метод группирует набор признаков к одной из групп ППС.

Смысловая характеристика группы ППС следующая:

Не нуждаются в динамическом наблюдении - первая группа ППС. Относимые к этой группе курсанты имеют оптимальный уровень развития профессионально важных качеств и военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в вузе. В отношении этих курсантов проводится периодический мониторинг один раз в семестр на первом курсе, один раз в год в последующем для оценки динамики индивидуально-психологических, физиологических и когнитивных характеристик.

Нуждаются в развитии познавательных психических процессов - вторая группа ППС. Относимые к этой группы курсанты имеют неравномерное развитие профессионально важных качеств и парциальный уровень военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в вузе. В отношении этих курсантов проводится пси-хокоррекционные мероприятия по развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления); индивидуальные тренинги один-два раза в неделю в течение первых трёх месяцев; в дальнейшем - контроль эффективности самостоятельных тренировок (динамики развития психических процессов).

Нуждаются в развитии адаптационных способностей личности - третья группа ППС. Относимые к этой группы курсанты имеют неустойчивое развитие профессионально важных качеств и прежде же всего адаптационных способностей и удовлетворительный уровень военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в вузе. В отношении этих курсантов проводится психокоррекционные мероприятия, используются методы саморегуляции (активная и пассивная мышечная релаксация), направленная на повышение общего фона настроения, уверенности в себе, снижение тревоги. Социально-психологический тренинг для развития навыков общения в коллективе, гармонизации межличностного взаимодействия в групповой форме - два раза в неделю в течение первых трёх месяцев, в дальнейшем - контроль динамики состояний и эффективности самостоятельных тренировок.

Нуждаются в медико-психологической коррекции и педагогическом воздействии - четвертая группа ППС. У курсантов этой группы профессионально важные качества развиваются неравномерно, уровень военно-профессиональной адаптации к условиям обучения в вузе неудовлетворительный. Этим курсантам оказывается медико-психологическая помощь и педагогическое воздействие. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах,

по отдельному плану. Контроль и коррекция в течение всего периода обучения. Разъяснительные, рациональные беседы с компонентами убеждения по развития ВПН, ценностных ориентаций, моральной ответственности. Наблюдение и контроль с целью своевременного выявления и коррекция делинквентного и аддиктивного поведения. Методы саморегуляции функционального состояния, снижение возбудимости, развитие волевых навыков. Социально-психологический тренинг для развития навыков общения в коллективе, гармонизацию межличностного взаимодействия; мотивацион-ный тренинг в индивидуальной и групповой формах, по отдельному плану. Контроль и коррекция в течение всего периода обучения.

Таким образом, уровень общего интеллектуального развития и уровень адаптационных способностей курсанта в процессе обучения определяют группу ППС и обуславливают выбор специалистами-психологами правильной стратегии в принятии решений о целесообразности и формах проведения психокоррекционных мероприятий.

С целью дифференцирования курсантов по группам ППС на любом этапе обучения в военном вузе нами были разработаны две расчетные методики:

• методика оценки общего интеллектуального развития (ОИР) респондента (определение группы ОИР);

• методика оценки адаптационных способностей респондента (определение группы личностного адаптационного потенциала (ЛАП)).

Определение группы ОИР по уровню развития познавательных психических процессов у курсантов в военном вузе. Расчетная методика определения группы ОИР личности разработана применительно к курсантам и предназначена для поддержки принятия решений специалистами вуза при проведении мероприятий психологического сопровождения в военном вузе.

Методика основана на комплексном применении батареи тестов общего интеллектуального развития и рассчитана на дифференцирование тестируемых (тестируемого) по четырем группам ОИР.

Решающее правило включает:

• четыре уравнения для расчета значений линейных классификационных функций (ЛКФ);

• критерий распознавания группы ОИР курсанта по рассчитанным значениям ЛКФ.

Исходная информация для аналитического расчета значений ЛКФ по соответствующему уравнению содержит показатели эффективности (количество правильно выполненных заданий) по следующим тестам: «Аналогии» (АН); «Числовые ряды» (ЧР); «Исключение слов» (ИС); «Кубы» (КУБ) и интегральный показатель общего интеллектуального развития (ОИР).

Расчетное соотношение имеет вид:

Л = а0 А + а2ШН+ а3И # а4К С+ а5 ОУ

где ао - свободный член (константа);

а1, а2, аз,а 4, а5 - коэффициенты при переменных (показателях) линейной классификационной функции.

В табл. 1 приведены константы, переменные и коэффициенты при переменных четырех ЛКФ, разработанных для определения группы ОИР курсанта военного вуза в процессе обучения.

Таблица 1

Компоненты классификационных функций для процедуры распознавания группы ОИР курсантов военного вуза

Показатели Коэффициенты при показателях ЛКФ

ЛКФ-1 ЛКФ-2 ЛКФ-3 ЛКФ-4

АН 0,503 0,522 0,5027 0,3517

ЧР 0,329 0,202 0,2761 0,2929

ИС 0,445 0,658 0,8027 0,7297

Куб 0,301 0,246 0,2267 0,1120

ОИР 1,930 1,631 1,2827 0,9474

Константа -170,106 -127,734 -90,4984 -53,4135

Примечание. Во избежание искажений результатов расчета ЛКФ более чем допускает точность модели, необходимо обязательное наличие значений всех входящих показателей первичной информации.

В качестве критерия принимается стандартное для линейных классификационных функций условие максимума: искомая группа ОИР соответствует наибольшему значению из всех ЛКФ, рассчитанных для курсанта:

(Л КФч)тах—► искомая группа ОИР (*)

Укрупненная блок-схема алгоритма прогнозирования группы общего интеллектуального развития курсанта представлена на рис. 1.

НАЧАЛО

г

1 Формирование исходных данных для

расчета (первичная исходная информация): /

АН, ЧР, ИС, КУБ, ОИР

г

2 Л Расчет ЛФК-1 по формуле: КФ-1= -170,106 + 0,503АН + 0,329ЧР + 0,445ИС + 0,301КУБ + 1,930ОИР

1

3 Л Расчет ЛФК-2 по формуле: КФ-2= -127,734 + 0,522АН + 0,202ЧР + 0,658ИС + 0,246КУБ + 1,631 ОИР

1 г

4 Л Расчет ЛФК-1 по формуле: КФ-3= -90,4984 + 0,5027АН + 0,2761 ЧР + 0,8027ИС + 0,2267КУБ + 1,2827ОИР

Рис. 1. Блок-схема алгоритма для прогнозирования группы ОИР курсанта военного вуза в процессе обучения

Данная модель дискриминации ОИР курсантов по четырем группам разработана на репрезентативной выборке (п = 882). Хорошие качественные характеристики модели подтверждаются достаточно близким к нулю значением Л-Уилкса (0,15), достаточно малым уровнем значимости по F-критерию ^ = 158,522, р < 0,0001) и высокой прогностической способностью (табл. 2).

Таблица 2

Точность распознавания группы ОИР у курсантов военного вуза

(базовый расчет)

Группа ППС Правильных ответов,% Чувствительность и специфичность, лиц

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

1 группа 68,3 28 13 0 0

2 группа 97,1 1 443 12 0

3 группа 96,8 0 8 245 0

4 группа 87,1 0 0 17 115

Всего 94,2 29 464 274 115

Определение группы ЛАП по уровню развития адаптационных способностей личности. Методика разработана применительно к курсантам военного вуза и предназначена для поддержки принятия решений специалистами группы ППО вуза при проведении мероприятий ППС курсантов военного вуза в процессе обучения.

Методика основана на комплексном применении показателей методики МЛО «Адаптивность» и рассчитана на дифференцирование тестируемых (тестируемого) по четырем группам ЛАП.

Решающее правило включает:

• четыре уравнения для расчета значений линейных классификационных функций (ЛКФ);

• критерий распознавания группы ЛАП курсанта по рассчитанным значениям ЛКФ.

Исходная информация для аналитического расчета значений ЛКФ по соответствующему уравнению содержит: показатель поведенческой регуляции (ПР), отражающий уровень нервно-психической устойчивости; интегральный показатель личностного адаптационного потенциала (ЛАП).

Расчетное соотношение имеет вид:

Л = а0 +ФХ П + а%Л

где ао - свободный член (константа);

а1, а2 - коэффициенты при переменных (показателях) линейной классификационной функции.

В табл. 3 приведены константы, переменные и коэффициенты при переменных четырех ЛКФ, разработанных для оценки уровня адаптационного потенциала респондента.

Таблица 3

Классификационные функции для процедуры распознавания группы

ЛАП у курсантов военного вуза

Показатели Коэффициенты при показателях ЛКФ

ЛКФ-1 ЛКФ-2 ЛКФ-3 ЛКФ-4

ПР -0,63937 -1,0026 -1,2287 -0,7746

ЛАП 0,76897 1,3183 1,9117 2,3746

Константа -5,33757 -11,0227 -25,9716 -58,7345

Примечание. Во избежание искажений результатов расчета ЛКФ более чем допускает точность модели, необходимо обязательное наличие значений всех входящих показателей первичной информации.

В качестве критерия принимается стандартное для линейных классификационных функций условие максимума: искомая группа ЛАП соответствует наибольшему значению из всех ЛФК, рассчитанных для респондента:

(ЛКФч)тах— искомая группа ЛАП (*)

Укрупненная блок-схема алгоритма прогнозирования группы ЛАП курсантов военного вуза в период обучения представлена на рис. 2.

Рис. 2. Блок-схема алгоритма для прогнозирования группы ЛАП курсанта военного вуза в процессе обучения

Данная модель дискриминации курсантов по четырем группам ЛАП разработана на репрезентативной выборке (п = 882). Хорошие качественные характеристики модели подтверждаются достаточно близким к нулю значением А-Уилкса (0,18), достаточно малым уровнем значимости по F-критерию ^ = 383,157 при р = 0,000...<0,05) и высокой прогностической способностью (табл. 4).

Таблица 4

Точность распознавания группы ЛАП курсантов военного вуза

(базовый расчет)

Группа ППС Правильных ответов,% Чувствительность и специфичность, лиц

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

1 группа 67,5 81 39 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 группа 94,4 2 455 25 0

3 группа 82,9 0 34 180 3

4 группа 69,8 0 0 13 30

Всего 86,6 83 528 218 33

Итоговая группа ППС по результатам расчета двух методик (оценки групп ОИР или ЛАП) определяет степень нуждаемости курсантов в динамическом наблюдении и медико-психологической помощи.

Таким образом, уровень общего интеллектуального развития и уровень адаптационных способностей курсанта в процессе обучения определяют группу ППС и обусловливают выбор специалистами правильной стратегии в принятии решений о целесообразности и формах проведения психокоррекционных мероприятий.

На начальном этапе адаптации к условиям обучения в вузе психофизиологические мероприятия ППС должны быть направлены на обучение навыкам саморегуляции, повышения уровня социально-психологической и военно-профессиональной адаптации.

ППС на этапе формирования профессионально важных качеств в период обучения на 3-5 курсах вузов проводятся с целью целенаправленного формирования и развития профессионально важных качеств и своевременного выявления снижения мотивации к обучению, адаптационных способностей и проявления негативных личностных трансформаций в виде формирования склонности к делинквентным и аддиктивным формам поведения.

Психофизиологические мероприятия ППС на этапе заключительного профессионального самоопределения выпускников направлены на оказание медико-психологической помощи курсантам выпускного курса при принятии самостоятельного решения о начале профессиональной деятельности на первичных офицерских должностях.

Список литературы

1. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 44 с.

2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика. - СПб., 2008. - 479 с.

3. Новиков В.С., Боченков А.А., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВУЗов. - СПб.: ВМедА, 1997.

- 255 с.

4. Церфус Д.Н., Корзунин В.А., Соколиков О.Р. Дифференцированный подход в определении направлений и методов психологической коррекции курсантов военного вуза в начальном периоде обучения // Вестн. психотерапии.

- 2006. - № 18 (23). - С. 161-165.

5. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. - СПб.: Речь, 2007. -128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.